| |||||
МЕНЮ
| Свободные экономические зоны в мировом хозяйствеСвободные экономические зоны в мировом хозяйствеУральский Государственный Технический Университет Кафедра "Банковское дело" Р е ф е р а т Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве Руководитель: Томилов П.С.. Пайвина О.А. Екатеринбург 1999г. Содержание. Введение………………………………………………………3 1. Основные аспекты понятия свободная экономическая зона…………………………………………………………5 2. Анализ американской практики создания свободных экономических зон………………………………………..8
Заключение………………………………………………….19 Список использованной литературы………………………21 Введение. За последние несколько десятилетий развитие свободных экономических
зон стало одним из заметных новых явлений в мировой экономике. Они получили
широкое распространение во многих странах. Достаточно сказать, что в начале Свободные экономические зоны – это географические территории, которым
их политические центры предоставляют более льготный, по сравнению с
общепринятым для данного государства, режим хозяйственной деятельности. Мировая практика организации и функционирования специальных экономических зон свидетельствует, что они создаются и реально способствуют достижению разнообразных целей. Главной целью создания свободных экономических зон является более глубокое включение стран в процесс развития международного разделения труда. Речь идет об увеличении выпуска конкурентоспособной продукции на экспорт и обеспечения таким путем роста валютных поступлений. Эта логика вполне понятна. Если страна по каким-либо причинам не может обеспечить широкое открытие экономики для иностранного предпринимательского капитала или прибегнуть к стимулированию экспортной экспансии, то она в состоянии это сделать в рамках свободных экономических зон. Свободные экономические зоны нужны также для насыщения внутреннего рынка заинтересованной страны высококачественной продукцией, в первую очередь, импортозаменяющими товарами. Для достижения этой цели на выделенной территории с помощью иностранного капитала создается импортозаменяющее производство. Организация свободных экономических зон предусматривает более глубокое включение во внешнеэкономические отношения не только по производственной линии, но и в области туризма, культуры и санаторно-культурной сферы, что также ведет к увеличению валютных поступлений. Свободные экономические зоны призваны обеспечить ускоренное внедрение в производство отечественных и иностранных научно-технических разработок с дальнейшим использованием их результатов во все национальной экономике страны. Одной из целей создания свободных экономических зон для развивающихся стран является обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженеров, хозяйственных и управленческих кадров. И, наконец, создание зон рассматривается как метод модернизации экономики в условиях ее перехода от административных принципов функционирования к рыночным. Необходимо, чтобы при создании свободных экономических зон цели были четко обозначены, так как они предопределяют выбор системы льгот, предоставляемых субъектам хозяйственной деятельности. Свободные экономические зоны образованы и успешно действуют во многих странах мира. Они функционируют как в промышленно развитых странах, таких, как США, Япония, Германия, Англия, Канада и других, так и в развивающихся странах. Многолетняя позитивная мировая практика зарубежных стран по созданию и функционированию свободных экономических зон свидетельствует об эффективности применения подобного метода оздоровления экономики и проведения в жизнь новых экономических идей на изолированных участках территории принимающих их стран. Учитывая, что перед Россией на современном этапе стоят сходные проблемы в экономической сфере, решаемые иностранными государствами в том числе с помощью образования свободных экономических зон, такие как модификация национальной техники и технологии , повышение экспортного потенциала, пополнение валютных резервов, компенсация дефицита собственных финансовых ресурсов, Россия также пошла по пути учреждения на своей территории свободных экономических зон. 1.Основные аспекты понятия свободная экономическая зона. Первоначально свободной экономической зоной считалась особая
территория крупного морского порта или примыкающего к нему района,
выделенная из таможенной территории страны для свободного беспошлинного
ввоза и вывоза иностранных товаров. Статус свободных портов имели Ливорно По мере монополизации рынка и усиления протекционистской политики государств "свободные порты" стали видоизменяться в свободные экономические зоны, где все большее значение приобретала переработка товара. В начале 60- х годов свободные экономические зоны из собирающих пунктов и пунктов распределения все чаще становятся местом обработки и трансформации товаров при льготных условиях их экспорта из зон. С 80-х годов свободные экономические зоны начинают использоваться для преодоления застоя в отдельных отраслях промышленности, банковского и страхового дела, развития отдельных регионов, находящихся в кризисном состоянии. В международно-правовой практике "свободная зона" означает часть
территории государства, где любые ввезенные товары обычно рассматриваются в
том, что касается импортных пошлин и налогов, как находящиеся вне пределов
таможенной территории и не являющиеся предметом обычного таможенного
контроля. Данное определение было дано в Киотской конвенции от 18 мая Существуют два подхода образования свободных экономических зон. Цели создания свободных экономических зон варьируются в широких
пределах в зависимости от экономических, социальных, иногда политических
условий той или иной страны. В развитых капиталистических странах свободные
экономические зоны создаются, как правило, в застойных районах, страдающих
безработицей, с недоразвитой инфраструктурой. Придавая таким районам статус
зон, правительства этих стран не делают акцента на привлечении иностранных
инвестиций, а стараются создать условия, максимально стимулирующие развитие
имеющихся производств, интегрированных во внутренний рынок , а также
обеспечения дополнительных рабочих мест. В новых индустриальных странах Мировая практика предполагает два варианта создания свободных
экономических зон. Вариант "сверху" означает, что образование зоны
происходит по инициативе центральных властей и в рамках государственной
программы (как, например, в Южной Корее). Вариант "снизу", - создание
свободных экономических зон в порядке рыночной самоорганизации Важнейшим аспектом функционирования свободных экономических зон
является система преференций и льгот, предоставляемых иностранным и
национальным инвесторам. Налоговые льготы являются весьма существенными для
инвестора, поскольку налоговое бремя в странах рыночной экономики
достаточно велико и налоги могут составлять более половины от получаемого
дохода. Основным налогом является корпоративный налог, который взимается с
прибыли предприятия. Льготы по этому виду налога могут быть связаны как со
снижением ставки налогообложения, так и с предоставлением длительного
срока освобождения от его уплаты. Причем в некоторых странах этот срок
достаточно длителен. Например, в зонах Индии льготный период составляет 5
лет с момента декларирования прибыли, в Перу - 15 лет. Существенным
является и понижение налоговых ставок. Предоставляемые льготы, как правило,
дифференцированы, в зависимости от вида предприятия и приоритетности
отрасли, в которой оно действует. Например, в Китае корпоративный налог для
предприятий, действующих в особых экономических зонах, установлен на уровне Кроме льгот по корпоративному налогу предоставляются льготы по выплатам налогов на собственности, на налог с оборота, торгово-промышленный налог и другие виды налогов. В свободной зоне Бразилии Манаус не взимается налог на изделия, произведенные вне зоны для поставки в нее, или с товаров, произведенных в зоне для продажи внутри страны, а также с товаров, произведенных из местного сырья для продажи в зоне. В свободных экономических зонах действуют и различные косвенные льготы. Это, прежде всего, возможность ускоренной амортизации, а также пониженные тарифы на оплату аренды, коммунальных и других услуг. Спектр косвенных льгот довольно широк, он определяется в каждом конкретном случае самостоятельно, в зависимости от целей, который преследуются при создании свободной экономической зоны. Характерной чертой свободных экономических зон является выделение их из таможенной границы государства и установления особого режима регулирования ввоза и вывоза товаров и услуг. Как правило, импорт на территорию зон средств производства, комплектующих, материалов и сырья, необходимых для производственного процесса, а также товаров широкого потребления и продуктов питания для продажи внутри страны осуществляется беспошлинно. В свободных экономических зонах обычно не взимаются и экспортные пошлины, принятые в некоторых странах. В некоторых странах, например, в Китае, Чили, Перу для расчетов по экспортно-импортым операциям и по расчетам с внутренним рынком, осуществляемых предприятиями свободных экономических зон, применяется как свободно конвертируемая валюта, так и национальная денежная единица. В свободных экономических зонах Китая, например, используются несколько параллельных средств платежа - юань, гонконгский доллар, свободно конвертируемая валюта. При этом валютная деятельность субъектов зон находится под жестким контролем властей. Предприниматели имеют право вести расчеты в любой валюте. Таким образом, особый валютный режим является также одной из характерных черт свободных экономических зон. Таким образом, свободная экономическая зона - это часть суверенной территории принимающей страны особой целевой направленности, обусловленной экономическими, социальными, демографическими критериями и потребностями ее развития. Находится под национальной юрисдикцией. Характеризуется определенным набором экономических льгот, предоставляемых органами власти и управления различных уровней принимающего государства иностранным и национальным инвесторам в соответствии с учреждаемым типом свободных экономических зон, особой системой ввоза и вывоза товаров и услуг, осуществляемой на основе рассмотрения данной территории как территории, находящейся за пределами таможенной. Функционирует в системе специально создаваемых или уже имеющихся государственных федеральных или региональных структур и местных органов власти и управления с четким размежеванием круга решаемых ими вопросов. 2. Анализ американской практики создания свободных экономических зон. Функционирующие во многих странах свободные экономические зоны упрочивают свое место в мировом хозяйстве. Попытки их создания предпринимаются и в России. В этом контексте представляется логичным ознакомление с мировой, в частности, американской, практикой развития этих зон. В США в настоящее время существуют три основных типа свободных экономических зон: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны и технологические парки. Зоны внешней торговли. Свободные торговые зоны возникли в мире только в XIX в., прежде всего в Северной Европе. В США подобные зоны появились в 30-е годы нашего столетия, получив название зон внешней торговли. Такие зоны представляют собой ограниченные участки национальной
территории, в пределах которых устанавливается льготный, по сравнению с
общим, режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической деятельности. Современные зоны внешней торговли предоставляют широкий спектр услуг: складирование, сортировка и упаковка ввозимого товара, также полная его переработка, сборка определенных видов продукции из компонентов местного или иностранного происхождения и даже создание отдельных видов производств на базе продукции, поступающей в зону или выпускаемой в ней. Обычно предпосылками организации свободных торговых зон являются выгодное географическое положение (близость к международным транспортным артериям, крупным промышленным центрам, районам приграничной торговли и т.д.) и наличие развитой инфраструктуры (подъездных путей, складских помещений, грузовых терминалов, разгрузочно-погрузочной техники, устойчивого электро-, водо- и теплоснабжения). Поэтому зоны внешней торговли чаще всего размещаются в портах, аэропортах или вблизи них. Первые зоны внешней торговли, создававшиеся на основе Закона о зонах внешней торговли (1934г.) преследовали цели глубже вовлечь США в мировую торговлю путем расширения (с помощью таможенных льгот) экономической активности на определенных территориях, а также добиться снижения уровня безработицы, масштабы которой были чрезвычайно велики в период "великой депрессии". Согласно существующему законодательству, зоны внешней торговли, действующие на территории США, подразделяются на - зоны общего назначения, - специализированные зоны (субзоны). Зоны общего назначения располагаются, как правило, около или на
территории портов и аэропортов, находятся вне юрисдикции таможенной службы Зоны общего назначения представляют собой американский вариант того,
что в международной практике называется зоной свободной торговли или
свободной гаванью. Сфера деятельности зон общего назначения охватывает
складирование, сортировку, упаковку товаров без их дополнительной
обработки. Такие зоны создаются на основе разрешения, выдаваемого Первые торговые зоны общего назначения располагались в крупных портах Специализированные зоны (субзоны) организуются в интересах крупных компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения, и ориентированы только на одного пользователя. Такие зоны создаются решением руководства зон общего назначения, для организации той или иной частной компанией сборочных заводов или различных промышленных производств. Статус субзоны является вторичным по отношению к статусу зоны общего назначения, как правило, предоставляется уже существующим производствам. Субзоны технически являются частью зон общего назначения, на территориально могут быть значительно удалены от последних. Создание субзон преследует цели развития экспортного потенциала, налаживания импортозамещающих производств. В Америке свободные экономические зоны широко распространены. Таможенные пошлины и внутренние налоги, если таковые должны взиматься, уплачиваются только тогда, когда товары перевозятся из зоны внешней торговли на территорию таможни и предназначаются для внутреннего потребления. Товары, находящиеся в зоне не облагаются таможенными пошлинами и с них не взимаются акцизные сборы. Частная собственность компаний или отдельных лиц, находящаяся на территории зоны освобождается от федерального и местного налогов. Товары, которые экспортируются из зон внешней торговли в третьи страны, не облагаются таможенными пошлинами, внутренними налогами и не подлежат квотированию. Экспортируемые товары, благодаря хорошо отлаженной системе охраны не требуют больших страховых затрат. Таможенная процедура при экспорте товаров сведена к минимуму. Товары, запрещенные для импорта в США, не ввозятся и на территорию зон. Исключение делается для товаров, предназначенных для последующего импорта в США, если они пройдут соответствующую переработку в зоне согласно требованиям американской таможенной службы. Импорт товаров из зон внешней торговли на территорию США осуществляется в соответствии с процедурой, позволяющей импортеру уплачивать таможенную пошлину либо на товар, поступивший в зону, либо на иностранные компоненты, использованные в процессе его переработки. Тем самым импортеру предоставляется право выбирать меньшую пошлину. Импортеры продукции таких отраслей, как судостроение, автомобилестроение, производство конторского и промышленного оборудования, нефтепродуктов, а также продукции, собираемой или производимой в зонах внешней торговли, при ввозе конечного продукта на территорию США освобождаются от уплаты инверсированного (обратного) тарифа. Механизм установления данного тарифа предусматривает более высокие пошлины на узлы и отдельные блоки, чем на готовую продукцию с большей долей добавленной стоимости. В 90-е годы около 90% экономической активности в зонах внешней торговли было связано с деятельностью фирм обрабатывающей промышленности (преимущественно, автомобилестроительной), стремившихся избежать оплаты инверсированного тарифа при импорте товаров из таких зон для обеспечения работы своих предприятий на территории США. Это давало им существенную экономию и повышало конкурентоспособность выпускаемой продукции. Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|