| |||||
МЕНЮ
| Свободные экономические зоны в мировом хозяйствеp> Для многих предприятий важна также отсрочка уплаты импортных пошлин на период нахождения иностранных товаров в пределах зоны внешней торговли (до момента их выпуска на таможенную территорию США), а также невзимание пошлин в случае реэкспорта ранее ввезенных в зону иностранных товаров. Несмотря на существующий в большинстве зон запрет розничной торговли, компании розничной торговли располагают на этих территориях свои склады и выигрывают от отсрочки уплаты импортных пошлин. О масштабах и основных направлениях деятельности зон внешней торговли
свидетельствуют следующие данные. В 1992г общая стоимость товаров, которые
были завезены и переработаны в этих зонах, достигла 93,8 млрд. долл. А в
конце 90-х годов общая стоимость товаров, ежегодно ввозимых в зоны,
составляла 130-150 млрд. долл. Расширение хозяйственной деятельности зон
внешней торговли происходит главным образом благодаря росту сборочных
предприятий и производству готовой продукции на базе местных и зарубежных
материалов (сырая нефть, узлы для автомобилей и др.). Основные пользователи
зон -заводы по сборке автомобилей, на них приходится 63% всего объема
выполняемых в зонах работ. Товары отечественного производства составляют Таким образом, зоны внешней торговли, глубоко интегрированные в
экономику страны, вносят заметный вклад в ее социально-экономическое
развитие. Это осуществляется прежде всего через стимулирование национальных
компаний с помощью льготного налогового режима производить в самих США
различные виды готовой продукции, более конкурентоспособной, по сравнению с
иностранной, продаваемой на американском рынке. Деятельность зон внешней
торговли также благотворно влияет на инвестиционный климат в стране,
противодействую тенденции сокращения рабочих мест и способствуя росту
внешней торговли. Через зоны внешней торговли проходит 2% импорта и около В последние годы в США прилагают большие усилия в направлении повышения эффективности зон внешней торговли и их ориентации на расширение экспорта и транзитной торговли США. С этой целью на федеральном уровне была разработана специальная программа, в соответствии с которой приняты меры по оказанию поддержки американским фирмам, действующим в зонах внешней торговли в тех отраслях, где существует жесткая конкуренция со стороны иностранных компаний. В числе таких мер - изменение практики и процедуры получения экспортных лицензий. Предпринимательские зоны. К этой группе свободных экономических зон относятся те, что непосредственно не связаны с обслуживанием внешней торговли. В данном случае таможенные льготы отходят на второй план, а основную роль играют различные налоговые, финансовые и административные стимулы. Предпринимательские зоны возникли в США для оживления мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах путем предоставления предпринимателям большей свободы деятельности и значительных финансовых льгот. Эти зоны стали важными центрами регионального развития, основанного на трех "д": дерегламентация, дефискализация и дебюрократизация. По юридическому статусу предпринимательские зоны в США подразделяются на федеральные, штатные и местные, и создаются решениями правительственных органов соответствующих уровней. Предпринимательские зоны обычно расположены в экономически депрессивных районах крупных городов, имеющих наиболее высокий уровень безработицы. Они охватывают, как правило, районы площадью 2,5-5 кв. км, не имеют огороженных пределов и выделяются лишь статусом расположенных там компаний. В большинстве штатов предпринимательские зоны создаются на 10-20 лет, федеральные зоны - также на 20 лет, срок это может быть продлен. В целях развития производства и увеличения занятости действующим на
территории зон американским компаниям предоставляются различные льготы. На
федеральном уровне - это пятипроцентная скидка на налоги, выплачиваемые при
строительных и ремонтных работах, налоговые скидки предприятиям за каждого
дополнительно принятого на работу, отмена налога на увеличение стоимости
капитала. На уровне различных штатов - это пятидесятипроцентная скидка с
налога на доходы предприятия (штат Коннектикут), стопроцентные скидки с
налога на продажи оборудования (штат Луизиана) и строительных материалов Помимо экономических стимулов на предпринимателей распространяется и ряд других льгот. В частности, упрощенная процедура ведения документации, снижение требований к стандартам по охране окружающей среды и нормам безопасности. Правительства некоторых штатов предоставляют зонам прямую поддержку, - в штате Коннектикут создан специальный фонд для финансирования деятельности предприятий, расположенных в зонах штата. Федеральное правительство и власти штатов продолжают политику расширения организации предпринимательских зон и предоставления им новых льгот. Одна из причин такой политики состоит в том, что создание этих зон, не ложась тяжелым бременем на бюджеты всех уровней, способствует повышению деловой активности в депрессивных районах страны и уменьшению размеров безработицы. Функционирование предпринимательских зон способствует также сокращению бюджетных ассигнований на различные социальные программы и постепенному увеличению налоговых поступлений в бюджеты различных уровней от предприятий и граждан в результате оживления экономической деятельности и увеличения числа занятых. Предпринимательские зоны ориентированы на решение внутриэкономических задач посредством опоры на местный капитал и рабочую силу Технологические парки. Такие парки (технико-внедренческие зоны) заявили о себе как о новой эффективной форме интеграции науки и производства, месте развертывания инновационной деятельности и создания венчурных фирм, занятых разработкой новых технологий. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность научных лабораторий и производственных помещений, предоставленных в аренду на льготных условиях венчурным фирмам, занятым коммерческим освоением перспективных научных и технологических нововведений и идей. В отличие от зон свободной торговли и предпринимательских зон для создания технологического парка не требуется разрешения правительственных органов. Подавляющая часть парков не получает каких-либо привилегий от государственных организаций. Определенные преимущества имеют фирмы, действующие в высокотехнологичных отраслях национальной экономики на основе федеральных контрактов (в основном, в области оборонной промышленности). При заключении подобных контрактов федеральное правительство выделяет значительные средства для осуществления рискованных проектов, связанных с исследованиями, разработкой и производством новейших видов высокотехнологичной продукции. Поскольку фирмы, занятые в этих отраслях сконцентрированы в технопарках, они, соответственно, оказываются в более выгодном положении по сравнению с другими промышленными районами страны. Однако, основным побудительным мотивом у фирм, занимающихся высокотехнологическими производствами для размещения своих предприятий в технопарках служит тот синергический эффект многочисленных факторов, характеризующих каждый из таких парков, благодаря которому стимулируется дальнейшее развитие высокотехнологичных и наукоемких производств. В США существует два типа технопарков: те, что возникли спонтанно, по
инициативе отдельных личностей или частных организаций и такие, которые
создавались по указанию правительств отдельных штатов. Парки второго типа
продолжают создаваться и сейчас, однако особенно известные и эффективно
действующие технопарки относятся к первому типу. Среди них: технопарк Финансирование технопарков осуществляется из разных источников: фондами, учреждаемыми университетами или благотворительными организациями, местными муниципалитетами, федеральными ведомствами и министерствами, промышленными фирмами, а также за счет собственных средств. Некоторые из технопарков функционируют на прибыльной основе, другие являются бесприбыльными организациями. Всем технопаркам присуща одна характерная черта, связанная с выполнением целевой установки: предоставление помощи на льготных условиях венчурным компаниям, отдельным изобретателям и ученым, разрабатывающим новые виды продукции и новые технологии. Эта помощь включает предоставление в аренду производственных и конторских помещений, лабораторного оборудования. Консультативных услуг, осуществление технологической экспертизы индивидуальных изобретений, составление бизнес-планов создаваемых компаний, содействие в получении займов у Администрации по делам малого бизнеса и т.д. Значительную экономию средств фирмам, входящим в состав технопарка, дает пользование его централизованными службами: секретарскими услугами, компьютерной техникой и программным обеспечением, копировальной техникой, библиотеками и справочно-библиографической службой. Основное требование, выдвигаемое руководством технопарка входящим в
него фирмам, состоит в ведении научных исследований и разработок в области
высокотехнологичных производств и соответствие специализации парка
приоритетным направлениям исследований, проводимых в базовом университете. Еще одна характерная черта деятельности технопарков - их сотрудничество с промышленными компаниями, которые получают доступ к университетским ресурсам. Университет, как основное подразделение технопарка, получает возможность непосредственно участвовать в реализации результатов исследований, использовать более современное исследовательское оборудование, привлекать специалистов из промышленности в качестве лекторов, обеспечивать дополнительными заработками сотрудников университета. Часто на территории технопарка создается промышленное производство, при условии, что оно предназначено для выпуска опытных партий продукции, явившихся непосредственным результатом исследований, выполненных в парке. Не все из технологических парков оказываются эффективными. Причины
неэффективности разные, главная заключается в неумении привлечь к
сотрудничеству предпринимателей. К особенностям технопарков следует отнести
и продолжительный период становления. Технологическому парку "Силиконовая
долина" для достижения успеха потребовалось около 35 лет, парку-
треугольнику Северной Каролины - 30, технопарку университета Юта - около В последние годы процесс образования парков в США несколько замедлился. Отмечается не столько образование новых технопарков, сколько активизация деятельности существующих: улучшаются системы управления, сужается специализация, углубляется сотрудничество с промышленными фирмами, организуются широкие рекламные кампании. Крупные частные компании и правительственные организации увеличивают ассигнования на помощь молодым фирмам, создаваемым на территории технопарков. Все эти и другие факторы способствуют росту эффективности деятельности многих технологических парков, повышению их роли как связующего звена между наукой и производством, возрастанию наукоемкости производства. В отличие от США, где накоплен богатый опыт организации свободных экономических зон различного типа, Россия подобного опыта практически не имеет. И хотя общие условия экономического развития России и США резко различаются, практикуемые в Америке основные подходы к региональному развитию и к такой его составляющей, как свободные экономические зоны, можно, при определенной адаптации использовать в нашей стране. Первый вывод из анализа американской практики создания свободных
экономических зон различного типа - о необходимости надежной правовой базы. Целесообразна ориентация вновь создаваемых зон на решение не только
внешнеэкономических, но и общехозяйственных задач, особенно учитывая
состояние российской экономики, характеризующееся глубоким спадом
производства и ростом безработицы. В этих условиях заслуживает внимания
американский опыт образования зон развития отсталых районов и
технологических парков. Зоны развития отсталых районов благодаря
предоставлению предпринимателям большей свободы деятельности и определенных
экономических льгот могли бы способствовать развитию малого и среднего
бизнеса в депрессивных районах, а также уменьшению размеров безработицы. С более общих позиций можно утверждать, что создание свободных экономических зон будет способствовать активизации внешнеэкономических связей, экономическому и социальному развитию всей страны и ее отдельных регионов на основе задействования иностранных и местных инвестиций, технологий и управленческого опыта. 3. Перспективы свободных экономических зон в России. В соответствии с Федеральным законом "О свободных экономических
зонах" свободная экономическая зона представляет собой ограниченный
участок территории Российской Федерации, в пределах которого
устанавливается особый режим предпринимательской деятельности. Этот режим
предоставляется коммерческим организациям, созданным в организационно-
правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Свободные экономические зоны создаются в целях развития экспортного потенциала, увеличения поступлений в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, активизации внешнеэкономических связей, экономического и социального развития Российской Федерации и ее отдельных регионов на основе привлечения иностранных и российских инвестиций, новых техники, технологий, опыта управления свободными экономическими зонами. К свободным экономическим зонам на территории Российской Федерации относятся зоны экспортного производства, свободные таможенные зоны производственного и торгового типов, а также особые экономические зоны, технико-внедренческие зоны, зоны трансграничного оказания услуг, в том числе банковские оффшорные центры и туристско-рекреационные зоны. Зона экспортного производства представляет собой ограниченный
участок таможенной территории Российской Федерации, в пределах которого
устанавливается особый режим предпринимательской деятельности для
участников этой зоны, вывозящих с ее территории за пределы Российской Зоны экспортного производства создаются в местах, имеющих выгодное
экономико-географическое положение, развитые производственную и
транспортную инфраструктуры и другие благоприятные условия для развития
внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности Российской Свободная таможенная зона представляет собой ограниченный участок таможенной территории Российской Федерации, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности для участников этой зоны. Свободные таможенные зоны могут быть производственного и торгового типов. Свободные таможенные зоны производственного типа создаются в местах, имеющих развитые производственную и транспортную инфраструктуры и другие благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности. При этом разрешается совершение производственных операций, изменяющих позицию товаров в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, в том числе и на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода. Свободные таможенные зоны торгового типа создаются в портах, железнодорожных узлах, аэропортах, пунктах прохождения важнейших автомобильных магистралей, пограничных пунктах и иных местах, через которые осуществляются регулярные перевозки экспортно-импортных грузов. территории этих зон используются для проведения выставок, а также осуществления подработки, сортировки, упаковки, маркировки ввозимых в эти зоны товаров для последующего их вывоза за пределы территории Российской Федерации или на остальную часть территории Российской Федерации. Совершение производственных операций, изменяющих позицию товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода, при этом не допускается. В исключительных случаях с учетом эксклавного или островного
местоположения территории субъекта Российской Федерации, либо с учетом
международного договора, который предусматривает упрощенный и льготный
режимы осуществления на территории субъекта приграничной или прибрежной
торговли с сопредельным государством, может быть создана особая
экономическая зона в пределах территориальных границ такого субъекта В свободных экономических зонах других видов, функционирование которых связано не с постоянным трансграничным перемещением товаров, а с созданием
и освоением новых техники и технологий (технико-внедренческие зоны) или
трансграничным оказанием услуг (оффшорные банковские центры, туристско-
рекреационные зоны и другие свободные экономические зоны), действует особый
режим предпринимательской деятельности с особенностями, устанавливаемыми
отдельными федеральными законами об этих зонах. Создание свободных складов
и регулирование их правового режима
осуществляются в соответствии с таможенным законодательством Российской Отношение к свободным зонам в России во многом связано с их историей,
которая достаточно драматична. Начавшись в первые годы перестройки с
разработки соответствующей государственной концепции, она развивалась
впоследствии стихийно. До осени 1997 года идея зон использовалась союзными
республиками для политического противодействия центру, а в преддверии
выборов Президента - как символ либерального отношения РСФСР к регионам. Вместе с тем принцип селективности свободных экономических зон может
вполне сочетаться с задачей противодействия индивидуализации льгот. Более
того, создание конкурентной среды на отдельных участках экономического
пространства - перспектива для России гораздо более реальная, чем
выравнивание стартовых условий развития методом "сплошной" либерализации. В частности, речь идет о новых организационных формах соединения науки, производства и бизнеса, представленных в современном мире различными парковыми структурами (промышленные, научные, технологические парки). Эти локальные образования могут создаваться в России прежде всего на базе инфраструктуры военно-промышленного комплекса - как на уровне отдельных предприятий, так и как ядра наукоградов. Не исключено, что они должны рассматриваться как основные инвестиционные приоритеты при формировании федерального бюджета развития. Другое стратегически оправданное направление - реализация преимуществ транспортно-географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание здесь широкой сети свободных экономических зон не только ускорило бы интеграцию России в мирохозяйственные связи, но и притянуло бы к ней колоссальные потоки товаров и капиталов, которые в настоящий момент направляются в аналогичные зоны зарубежных страны. Заключение. Одним из эффективных средств оздоровления экономики в зарубежных странах считается создание благоприятных условий для притока в страну иностранных инвестиций и проведение открытой внешнеэкономической политики в отношении привлечения в экономику этих стран зарубежных инвесторов. Наравне с другими средствами повышения экономического потенциала и создания благоприятного инвестиционного климата в зарубежных странах применяется метод формирования свободных экономических зон. Важнейшим аспектом функционирования свободных экономических зон является система преференций и льгот, предоставляемых иностранным и национальным инвесторам. Налоговые льготы являются весьма существенными для инвестора, поскольку налоговое бремя в странах рыночной экономики достаточно велико и налоги могут составлять более половины от получаемого дохода. Обычно выделяют 4 основные группы льгот. Внешнеторговые льготы предусматривают введение упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций и снижение или отмену экспортно-импортных пошлин. Финансовые льготы – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование землей и производственными помещениями, предоставление различных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов. Фискальные льготы связаны с налоговым стимулированием предпринимательства. Административные льготы предоставляются администрацией данной свободной зоны для упрощения режима въезда и выезда иностранных граждан, процедур регистрации предприятий, оказания различных услуг. Все эти льготы могут применяться в различных комбинациях. Повсеместное распространение в мире свободных экономических зон
вызвало интерес к ним России. В самом начале реформ российские политики и
экономисты поставили задачу создать в стране сеть таких зон. Они
рассматривали зоны как очень эффективное средство по переходу от
номенклатурной экономики к рыночной. Однако, объявленные крупномасштабные
зональные образования были нереализуемы. Для развития необходимой
инфраструктуры большинства учрежденных зон требовались огромные инвестиции,
которые у российского правительства просто отсутствовали. Далее, массовая
раздача преференций без четких на то правил вызвала волну самостийного
возникновения новых зональных образований. Поэтому были приняты меры,
призванные блокировать процессы экономической дезинтеграции страны. И хотя
эти меры не отменяли преференций, налоговые службы фактически упразднили
значительную часть льгот, которыми пользовались свободные экономические
зоны. Идея о свободных экономических зонах оказалась дискредитирована. С более общих позиций можно утверждать, что создание свободных
экономических зон будет способствовать активизации внешнеэкономических
связей, экономическому и социальному развитию всей страны и ее отдельных
регионов на основе задействования иностранных и местных инвестиций,
технологий и управленческого опыта.
Внешнеэкономическая деятельность №10, 1997г Государство и право №5, 1997г
Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|