реферат, рефераты скачать
 

Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве


p> Для многих предприятий важна также отсрочка уплаты импортных пошлин на период нахождения иностранных товаров в пределах зоны внешней торговли
(до момента их выпуска на таможенную территорию США), а также невзимание пошлин в случае реэкспорта ранее ввезенных в зону иностранных товаров.
Несмотря на существующий в большинстве зон запрет розничной торговли, компании розничной торговли располагают на этих территориях свои склады и выигрывают от отсрочки уплаты импортных пошлин.

О масштабах и основных направлениях деятельности зон внешней торговли свидетельствуют следующие данные. В 1992г общая стоимость товаров, которые были завезены и переработаны в этих зонах, достигла 93,8 млрд. долл. А в конце 90-х годов общая стоимость товаров, ежегодно ввозимых в зоны, составляла 130-150 млрд. долл. Расширение хозяйственной деятельности зон внешней торговли происходит главным образом благодаря росту сборочных предприятий и производству готовой продукции на базе местных и зарубежных материалов (сырая нефть, узлы для автомобилей и др.). Основные пользователи зон -заводы по сборке автомобилей, на них приходится 63% всего объема выполняемых в зонах работ. Товары отечественного производства составляют
75% от общего объема завозимых товаров.

Таким образом, зоны внешней торговли, глубоко интегрированные в экономику страны, вносят заметный вклад в ее социально-экономическое развитие. Это осуществляется прежде всего через стимулирование национальных компаний с помощью льготного налогового режима производить в самих США различные виды готовой продукции, более конкурентоспособной, по сравнению с иностранной, продаваемой на американском рынке. Деятельность зон внешней торговли также благотворно влияет на инвестиционный климат в стране, противодействую тенденции сокращения рабочих мест и способствуя росту внешней торговли. Через зоны внешней торговли проходит 2% импорта и около
1,5% экспорта страны. Возрастает роль этих зон и в обеспечении потребностей внутреннего рынка - в начале 90-х было реализовано 88% продукции, производимой и перерабатываемой в таких зонах.

В последние годы в США прилагают большие усилия в направлении повышения эффективности зон внешней торговли и их ориентации на расширение экспорта и транзитной торговли США. С этой целью на федеральном уровне была разработана специальная программа, в соответствии с которой приняты меры по оказанию поддержки американским фирмам, действующим в зонах внешней торговли в тех отраслях, где существует жесткая конкуренция со стороны иностранных компаний. В числе таких мер - изменение практики и процедуры получения экспортных лицензий.

Предпринимательские зоны.

К этой группе свободных экономических зон относятся те, что непосредственно не связаны с обслуживанием внешней торговли. В данном случае таможенные льготы отходят на второй план, а основную роль играют различные налоговые, финансовые и административные стимулы.

Предпринимательские зоны возникли в США для оживления мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах путем предоставления предпринимателям большей свободы деятельности и значительных финансовых льгот. Эти зоны стали важными центрами регионального развития, основанного на трех "д": дерегламентация, дефискализация и дебюрократизация.

По юридическому статусу предпринимательские зоны в США подразделяются на федеральные, штатные и местные, и создаются решениями правительственных органов соответствующих уровней.

Предпринимательские зоны обычно расположены в экономически депрессивных районах крупных городов, имеющих наиболее высокий уровень безработицы. Они охватывают, как правило, районы площадью 2,5-5 кв. км, не имеют огороженных пределов и выделяются лишь статусом расположенных там компаний. В большинстве штатов предпринимательские зоны создаются на 10-20 лет, федеральные зоны - также на 20 лет, срок это может быть продлен.

В целях развития производства и увеличения занятости действующим на территории зон американским компаниям предоставляются различные льготы. На федеральном уровне - это пятипроцентная скидка на налоги, выплачиваемые при строительных и ремонтных работах, налоговые скидки предприятиям за каждого дополнительно принятого на работу, отмена налога на увеличение стоимости капитала. На уровне различных штатов - это пятидесятипроцентная скидка с налога на доходы предприятия (штат Коннектикут), стопроцентные скидки с налога на продажи оборудования (штат Луизиана) и строительных материалов
(штат Канзас) , на основной капитал (штат Вирджиния). Более 70% всех налоговых льгот получают предприниматели, которые создают в предпринимательской зоне новые рабочие места.

Помимо экономических стимулов на предпринимателей распространяется и ряд других льгот. В частности, упрощенная процедура ведения документации, снижение требований к стандартам по охране окружающей среды и нормам безопасности. Правительства некоторых штатов предоставляют зонам прямую поддержку, - в штате Коннектикут создан специальный фонд для финансирования деятельности предприятий, расположенных в зонах штата.

Федеральное правительство и власти штатов продолжают политику расширения организации предпринимательских зон и предоставления им новых льгот. Одна из причин такой политики состоит в том, что создание этих зон, не ложась тяжелым бременем на бюджеты всех уровней, способствует повышению деловой активности в депрессивных районах страны и уменьшению размеров безработицы. Функционирование предпринимательских зон способствует также сокращению бюджетных ассигнований на различные социальные программы и постепенному увеличению налоговых поступлений в бюджеты различных уровней от предприятий и граждан в результате оживления экономической деятельности и увеличения числа занятых. Предпринимательские зоны ориентированы на решение внутриэкономических задач посредством опоры на местный капитал и рабочую силу

Технологические парки.

Такие парки (технико-внедренческие зоны) заявили о себе как о новой эффективной форме интеграции науки и производства, месте развертывания инновационной деятельности и создания венчурных фирм, занятых разработкой новых технологий. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность научных лабораторий и производственных помещений, предоставленных в аренду на льготных условиях венчурным фирмам, занятым коммерческим освоением перспективных научных и технологических нововведений и идей. В отличие от зон свободной торговли и предпринимательских зон для создания технологического парка не требуется разрешения правительственных органов.

Подавляющая часть парков не получает каких-либо привилегий от государственных организаций. Определенные преимущества имеют фирмы, действующие в высокотехнологичных отраслях национальной экономики на основе федеральных контрактов (в основном, в области оборонной промышленности). При заключении подобных контрактов федеральное правительство выделяет значительные средства для осуществления рискованных проектов, связанных с исследованиями, разработкой и производством новейших видов высокотехнологичной продукции. Поскольку фирмы, занятые в этих отраслях сконцентрированы в технопарках, они, соответственно, оказываются в более выгодном положении по сравнению с другими промышленными районами страны. Однако, основным побудительным мотивом у фирм, занимающихся высокотехнологическими производствами для размещения своих предприятий в технопарках служит тот синергический эффект многочисленных факторов, характеризующих каждый из таких парков, благодаря которому стимулируется дальнейшее развитие высокотехнологичных и наукоемких производств.

В США существует два типа технопарков: те, что возникли спонтанно, по инициативе отдельных личностей или частных организаций и такие, которые создавались по указанию правительств отдельных штатов. Парки второго типа продолжают создаваться и сейчас, однако особенно известные и эффективно действующие технопарки относятся к первому типу. Среди них: технопарк
"Силиконовая долина" в городе Санта-Клара (Калифорния) неподалеку от
Станфордского Университета; "Бостонский маршрут 128", расположенный рядом с
Массачусетским технологичесиким институтом и Гарвардским Университетом;
Парк-треугольник Северной Каролины, созданный в центре района, где располагаются три университета - университет Дюка, университет Северной
Каролины и университет штата Северной Каролины. Эти три технопарка стали моделями для создания подобных центров не только в других районах США, но и за границей.

Финансирование технопарков осуществляется из разных источников: фондами, учреждаемыми университетами или благотворительными организациями, местными муниципалитетами, федеральными ведомствами и министерствами, промышленными фирмами, а также за счет собственных средств. Некоторые из технопарков функционируют на прибыльной основе, другие являются бесприбыльными организациями.

Всем технопаркам присуща одна характерная черта, связанная с выполнением целевой установки: предоставление помощи на льготных условиях венчурным компаниям, отдельным изобретателям и ученым, разрабатывающим новые виды продукции и новые технологии. Эта помощь включает предоставление в аренду производственных и конторских помещений, лабораторного оборудования. Консультативных услуг, осуществление технологической экспертизы индивидуальных изобретений, составление бизнес-планов создаваемых компаний, содействие в получении займов у Администрации по делам малого бизнеса и т.д.

Значительную экономию средств фирмам, входящим в состав технопарка, дает пользование его централизованными службами: секретарскими услугами, компьютерной техникой и программным обеспечением, копировальной техникой, библиотеками и справочно-библиографической службой.

Основное требование, выдвигаемое руководством технопарка входящим в него фирмам, состоит в ведении научных исследований и разработок в области высокотехнологичных производств и соответствие специализации парка приоритетным направлениям исследований, проводимых в базовом университете.
Поэтому в рамках технопарка разрешаются все виды деятельности, научной и административной, которые прямо или косвенно связаны с исследованиями и разработками венчурных фирм.

Еще одна характерная черта деятельности технопарков - их сотрудничество с промышленными компаниями, которые получают доступ к университетским ресурсам. Университет, как основное подразделение технопарка, получает возможность непосредственно участвовать в реализации результатов исследований, использовать более современное исследовательское оборудование, привлекать специалистов из промышленности в качестве лекторов, обеспечивать дополнительными заработками сотрудников университета. Часто на территории технопарка создается промышленное производство, при условии, что оно предназначено для выпуска опытных партий продукции, явившихся непосредственным результатом исследований, выполненных в парке.

Не все из технологических парков оказываются эффективными. Причины неэффективности разные, главная заключается в неумении привлечь к сотрудничеству предпринимателей. К особенностям технопарков следует отнести и продолжительный период становления. Технологическому парку "Силиконовая долина" для достижения успеха потребовалось около 35 лет, парку- треугольнику Северной Каролины - 30, технопарку университета Юта - около
20лет.

В последние годы процесс образования парков в США несколько замедлился. Отмечается не столько образование новых технопарков, сколько активизация деятельности существующих: улучшаются системы управления, сужается специализация, углубляется сотрудничество с промышленными фирмами, организуются широкие рекламные кампании. Крупные частные компании и правительственные организации увеличивают ассигнования на помощь молодым фирмам, создаваемым на территории технопарков. Все эти и другие факторы способствуют росту эффективности деятельности многих технологических парков, повышению их роли как связующего звена между наукой и производством, возрастанию наукоемкости производства.

В отличие от США, где накоплен богатый опыт организации свободных экономических зон различного типа, Россия подобного опыта практически не имеет. И хотя общие условия экономического развития России и США резко различаются, практикуемые в Америке основные подходы к региональному развитию и к такой его составляющей, как свободные экономические зоны, можно, при определенной адаптации использовать в нашей стране.

Первый вывод из анализа американской практики создания свободных экономических зон различного типа - о необходимости надежной правовой базы.
Важным положительным моментом является принятие закона "О свободных экономических зонах", теперь необходимо совершенствование его с учетом замечаний применения на практике.

Целесообразна ориентация вновь создаваемых зон на решение не только внешнеэкономических, но и общехозяйственных задач, особенно учитывая состояние российской экономики, характеризующееся глубоким спадом производства и ростом безработицы. В этих условиях заслуживает внимания американский опыт образования зон развития отсталых районов и технологических парков. Зоны развития отсталых районов благодаря предоставлению предпринимателям большей свободы деятельности и определенных экономических льгот могли бы способствовать развитию малого и среднего бизнеса в депрессивных районах, а также уменьшению размеров безработицы.
Что касается создания технопарков, обладающих большим потенциалом для доведения до практического использования научных изобретений и прорыва российской продукции не только на внутренний, но и на внешний рынок, то здесь имеются огромные неиспользуемые возможности. Помимо крупных научных центров, располагающих богатым научным заделом и большим количеством высококвалифицированных специалистов, обладающих солидным инновационным потенциалом, технопарки могут создаваться и на базе бывших закрытых городов военно-промышленного комплекса, что способно несколько облегчить процесс конверсии предприятий оборонного комплекса и решить проблему занятости специалистов.

С более общих позиций можно утверждать, что создание свободных экономических зон будет способствовать активизации внешнеэкономических связей, экономическому и социальному развитию всей страны и ее отдельных регионов на основе задействования иностранных и местных инвестиций, технологий и управленческого опыта.

3. Перспективы свободных экономических зон в России.

В соответствии с Федеральным законом "О свободных экономических зонах" свободная экономическая зона представляет собой ограниченный участок территории Российской Федерации, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности. Этот режим предоставляется коммерческим организациям, созданным в организационно- правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской
Федерации, и филиалам иностранных юридических лиц, которые зарегистрированы в этой зоне в качестве участников (участники свободной экономической зоны), в соответствии с Федеральным законом "О свободных экономических зонах", таможенным и иным законодательством Российской Федерации. Под особым режимом предпринимательской деятельности понимаются такие условия ее осуществления, при которых устанавливаются беспошлинный порядок ввоза товаров в свободную экономическую зону (предусмотренный таможенным режимом свободной таможенной зоны), налоговые льготы и льготы в сфере валютного регулирования.

Свободные экономические зоны создаются в целях развития экспортного потенциала, увеличения поступлений в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, активизации внешнеэкономических связей, экономического и социального развития Российской Федерации и ее отдельных регионов на основе привлечения иностранных и российских инвестиций, новых техники, технологий, опыта управления свободными экономическими зонами.

К свободным экономическим зонам на территории Российской Федерации относятся зоны экспортного производства, свободные таможенные зоны производственного и торгового типов, а также особые экономические зоны, технико-внедренческие зоны, зоны трансграничного оказания услуг, в том числе банковские оффшорные центры и туристско-рекреационные зоны.

Зона экспортного производства представляет собой ограниченный участок таможенной территории Российской Федерации, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности для участников этой зоны, вывозящих с ее территории за пределы Российской
Федерации более пятидесяти процентов товаров собственного производства, относящихся к продукции обрабатывающих отраслей промышленности и отвечающих критериям происхождения с территории указанной зоны. Порядок определения происхождения товаров с территории зоны экспортного производства устанавливает Правительство Российской Федерации.

Зоны экспортного производства создаются в местах, имеющих выгодное экономико-географическое положение, развитые производственную и транспортную инфраструктуры и другие благоприятные условия для развития внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности Российской
Федерации.

Свободная таможенная зона представляет собой ограниченный участок таможенной территории Российской Федерации, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности для участников этой зоны.

Свободные таможенные зоны могут быть производственного и торгового типов.

Свободные таможенные зоны производственного типа создаются в местах, имеющих развитые производственную и транспортную инфраструктуры и другие благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности. При этом разрешается совершение производственных операций, изменяющих позицию товаров в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, в том числе и на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода.

Свободные таможенные зоны торгового типа создаются в портах, железнодорожных узлах, аэропортах, пунктах прохождения важнейших автомобильных магистралей, пограничных пунктах и иных местах, через которые осуществляются регулярные перевозки экспортно-импортных грузов. территории этих зон используются для проведения выставок, а также осуществления подработки, сортировки, упаковки, маркировки ввозимых в эти зоны товаров для последующего их вывоза за пределы территории Российской Федерации или на остальную часть территории Российской Федерации. Совершение производственных операций, изменяющих позицию товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода, при этом не допускается.

В исключительных случаях с учетом эксклавного или островного местоположения территории субъекта Российской Федерации, либо с учетом международного договора, который предусматривает упрощенный и льготный режимы осуществления на территории субъекта приграничной или прибрежной торговли с сопредельным государством, может быть создана особая экономическая зона в пределах территориальных границ такого субъекта
Российской Федерации. Создание особой экономической зоны и регулирование ее правового режима осуществляются на основании отдельного федерального закона, принимаемого для каждой особой экономической зоны, иных правовых актов Российской Федерации.

В свободных экономических зонах других видов, функционирование которых

связано не с постоянным трансграничным перемещением товаров, а с созданием и освоением новых техники и технологий (технико-внедренческие зоны) или трансграничным оказанием услуг (оффшорные банковские центры, туристско- рекреационные зоны и другие свободные экономические зоны), действует особый режим предпринимательской деятельности с особенностями, устанавливаемыми отдельными федеральными законами об этих зонах. Создание свободных складов и регулирование их правового режима осуществляются в соответствии с таможенным законодательством Российской
Федерации.

Отношение к свободным зонам в России во многом связано с их историей, которая достаточно драматична. Начавшись в первые годы перестройки с разработки соответствующей государственной концепции, она развивалась впоследствии стихийно. До осени 1997 года идея зон использовалась союзными республиками для политического противодействия центру, а в преддверии выборов Президента - как символ либерального отношения РСФСР к регионам.
Начатый тогда эксперимент с созданием одиннадцати свободных экономических зон, в том числе - крупномасштабных, не был продуман в экономическом плане и, за редкими исключениями, (стало расти число СП в Находке, Калининграде, на Сахалине) фактически провалился. Идея о свободных экономических зонах оказалась дискредитирована. В дальнейшем и по сегодняшний день официальные решения по вопросу о свободных экономических зонах крайне непоследовательны. Линия на ликвидацию зон периодически разрывалась прецедентами Калининграда и Ингушетии, а курс на организацию локальных образований не подкреплен механизмом реализации. Вместо инструмента модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций зональные льготы стали средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группировок и способом первоначального накопления капиталов, впоследствии утекающих за рубеж. Сегодня любые региональные инициативы по вопросу о свободных экономических зонах, зачастую вполне конструктивные, воспринимаются не более чем попытка выбивания эксклюзивных льгот.

Вместе с тем принцип селективности свободных экономических зон может вполне сочетаться с задачей противодействия индивидуализации льгот. Более того, создание конкурентной среды на отдельных участках экономического пространства - перспектива для России гораздо более реальная, чем выравнивание стартовых условий развития методом "сплошной" либерализации.
Важно только, чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачи льгот определенным предприятиям, отраслям или территориям, а с целью стимулирования инновационных форм хозяйствования, обеспечивающих технологический рывок России.

В частности, речь идет о новых организационных формах соединения науки, производства и бизнеса, представленных в современном мире различными парковыми структурами (промышленные, научные, технологические парки). Эти локальные образования могут создаваться в России прежде всего на базе инфраструктуры военно-промышленного комплекса - как на уровне отдельных предприятий, так и как ядра наукоградов. Не исключено, что они должны рассматриваться как основные инвестиционные приоритеты при формировании федерального бюджета развития.

Другое стратегически оправданное направление - реализация преимуществ транспортно-географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание здесь широкой сети свободных экономических зон не только ускорило бы интеграцию России в мирохозяйственные связи, но и притянуло бы к ней колоссальные потоки товаров и капиталов, которые в настоящий момент направляются в аналогичные зоны зарубежных страны.

Заключение.

Одним из эффективных средств оздоровления экономики в зарубежных странах считается создание благоприятных условий для притока в страну иностранных инвестиций и проведение открытой внешнеэкономической политики в отношении привлечения в экономику этих стран зарубежных инвесторов. Наравне с другими средствами повышения экономического потенциала и создания благоприятного инвестиционного климата в зарубежных странах применяется метод формирования свободных экономических зон.

Важнейшим аспектом функционирования свободных экономических зон является система преференций и льгот, предоставляемых иностранным и национальным инвесторам. Налоговые льготы являются весьма существенными для инвестора, поскольку налоговое бремя в странах рыночной экономики достаточно велико и налоги могут составлять более половины от получаемого дохода. Обычно выделяют 4 основные группы льгот. Внешнеторговые льготы предусматривают введение упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций и снижение или отмену экспортно-импортных пошлин. Финансовые льготы – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование землей и производственными помещениями, предоставление различных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов. Фискальные льготы связаны с налоговым стимулированием предпринимательства. Административные льготы предоставляются администрацией данной свободной зоны для упрощения режима въезда и выезда иностранных граждан, процедур регистрации предприятий, оказания различных услуг. Все эти льготы могут применяться в различных комбинациях.

Повсеместное распространение в мире свободных экономических зон вызвало интерес к ним России. В самом начале реформ российские политики и экономисты поставили задачу создать в стране сеть таких зон. Они рассматривали зоны как очень эффективное средство по переходу от номенклатурной экономики к рыночной. Однако, объявленные крупномасштабные зональные образования были нереализуемы. Для развития необходимой инфраструктуры большинства учрежденных зон требовались огромные инвестиции, которые у российского правительства просто отсутствовали. Далее, массовая раздача преференций без четких на то правил вызвала волну самостийного возникновения новых зональных образований. Поэтому были приняты меры, призванные блокировать процессы экономической дезинтеграции страны. И хотя эти меры не отменяли преференций, налоговые службы фактически упразднили значительную часть льгот, которыми пользовались свободные экономические зоны. Идея о свободных экономических зонах оказалась дискредитирована.
Здесь полезно было бы использовать опыт создания зон западных стран, в частности, США. Целесообразна ориентация вновь создаваемых зон на решение не только внешнеэкономических, но и общехозяйственных задач, особенно учитывая состояние российской экономики, характеризующееся глубоким спадом производства и ростом безработицы. В этих условиях заслуживает внимания американский опыт образования зон развития отсталых районов и технологических парков. Зоны развития отсталых районов благодаря предоставлению предпринимателям большей свободы деятельности и определенных экономических льгот могли бы способствовать развитию малого и среднего бизнеса в депрессивных районах, а также уменьшению размеров безработицы.
Что касается создания технопарков, обладающих большим потенциалом для доведения до практического использования научных изобретений и прорыва российской продукции не только на внутренний, но и на внешний рынок, то здесь имеются огромные неиспользуемые возможности. Помимо крупных научных центров, располагающих богатым научным заделом и большим количеством высококвалифицированных специалистов, обладающих солидным инновационным потенциалом, технопарки могут создаваться и на базе бывших закрытых городов военно-промышленного комплекса, что способно несколько облегчить процесс конверсии предприятий оборонного комплекса и решить проблему занятости специалистов.

С более общих позиций можно утверждать, что создание свободных экономических зон будет способствовать активизации внешнеэкономических связей, экономическому и социальному развитию всей страны и ее отдельных регионов на основе задействования иностранных и местных инвестиций, технологий и управленческого опыта.
Список использованной литературы.


1. Александрова Е. Специальные экономические зоны в мировом хозяйстве /

Внешнеэкономическая деятельность №10, 1997г
2. Дерюгина С.В. Правовые аспекты понятия свободных экономических зон /

Государство и право №5, 1997г
3. Дьюар С. СЭЗ- возможности и ограничения / Деловой партнер№7, 1997г
4. Зименков Р. Свободные экономические зоны/
Российский экономический журнал №3, 1998г
5. Комаров Е. Чужие здесь не ходят / Новые известия -3 октября 1998г
6. МаксимоваЛ. Международные экономические отношения М:.95г.
7. Семенов К.А. Международные экономические отношения М:.98г.
8.Смородинская Н. Туманно будущее свободных экономических зон / Экономика и жизнь №12, март,1997г.
9.Свободные экономические зоны: спецвыпуск /Право и экономика №5, 1995г



Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.