| |||||
МЕНЮ
| Внешняя задолженность России и пути ее урегулированияВнешняя задолженность России и пути ее урегулированияМОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет экономики и управления Кафедра мировой экономики и международных экономических отношений Курсовая работа на тему «Внешняя задолженность России и пути ее урегулирования» Москва 2003 Содержание 1. Внешняя задолженность СССР………………………..стр.7 2. Внешняя задолженность России……………………..стр.10 3. Кредиторы России: 1. Парижский клуб………………………………….стр.13 2. Лондонский клуб…………………………………стр.15 3. Международный валютный фонд………………стр.17 4. Коммерческие кредиторы……………………….стр.19 5. Всемирный Банк………………………………….стр.21 6. Структура государственного внешнего долга России………………………………………………………стр.22 Федерацией в качестве государства-правопреемника СССР»…………………………стр.33 1. Введение В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира. По данным МБРР общая задолженность этих стран в 2002 г. превысила 3 трил. долларов, из которых 89% приходилось на развивающиеся страны и 11% на бывшие социалистические государства. Проблема обслуживания государственного внешнего долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований. Цель курсовой работы: показать проблематику внешней задолженности 2. Теоретический аспект влияния внешней задолженности на различные сферы экономики страны Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. В эти периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам. Еще один источник государственного долга - политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита. Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы. Обозначим характер взаимодействия внешних заимствований с
соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер
опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного
бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности
страны. Для государственного бюджета в 3-х звенном кредитном цикле У платежного баланса аналогичный характер взаимодействия с долговым циклом: на смену желанным дополнительным валютным поступлениям приходит период расплаты по долгу. Здесь в целом высокая степень взаимодействия, поскольку именно сальдо по текущим статьям платежного баланса может выступать основным ограничителем во внешних заимствованиях и управлении инвалютным долгом, а при определенных обстоятельствах - даже диктовать необходимость отсрочки долговых платежей. В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения ее реального курса. Увеличение в подобных условиях реального бремени платежей по внешнему долгу подтверждается практикой ряда стран. Управление долгом Управление реальной динамикой долговых обязательств предполагает
контроль за двумя важнейшими показателями - величиной государственного
долга и стоимостью его обслуживания. В условиях экономического роста важны
не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП (или в Необходимо учитывать, что для России, как и для других стран с большой территорией, объективно закономерен относительно низкий удельный вес экспорта в национальном продукте. Именно по этой причине, а также из-за неполной еще интеграции в мировую экономику нам, видимо, следует отдавать предпочтение не ВВП, а экспорту в качестве базы для индикатора уровня долговой зависимости. Для оценки остроты долговой проблемы существуют разные критерии. Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит именно в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Особенно важно соотношение между иностранными и внутренними кредиторами правительства. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза. Границей опасности для процентных платежей считается отношение к экспорту 15-20%, границей повышенной опасности: 25-30%. С точки зрения долгосрочной стратегии управления государственным долгом можно применить временную структуру процентных ставок. Это означает, что государство, используя свои возможности, репутацию, благоприятные условия и т.д., создает наиболее привлекательную временную структуру долга, беря за отправную точку облигации максимально возможной длительности. Минимизация текущей стоимости обслуживания государственного долга предполагает, что доходности качественно однородных обязательств не должны значительно различаться. Если какая-то бумага обеспечивает относительную экономию для бюджета, то следует расширять ее эмиссию, и наоборот, изымать из обращения невыгодные выпуски. Политика сокращения государственного долга путем недофинансирования бюджетной сферы сопряжена с неоправданно высокими социальными издержками. В условиях же начинающегося экономического подъема можно осторожно корректировать политику накопления государственного долга с учетом необходимости финансирования ключевых социальных направлений. 3. Статистическая информация 3.1 Внешняя задолженность СССР До первой мировой войны Россия по объему внешнего долга занимала первое место в мире, а по общей сумме государственного долга занимала второе место в мире после Франции. В 1917 г. накануне Октябрьской революции государственный долг России составлял 41.6 млрд. руб., в том числе внешний долг – 14.9 млрд. руб.[1] Пришедшее к власти в России в феврале 1917 г. Временное правительство
поступило весьма цивилизованно, признав царские долги. Уже в марте было
принято специальное постановление, по которому правительство «приняло к
непременному исполнению все возложенные на государственную казну при
прежнем правительстве денежные обязательства». До 1983 года внешний долг Союз ССР в послевоенные годы был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Впрочем, суммы займов были не в пример современным. Однако в 1984 году произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более $15 млрд. (внешний долг составил уже 5% ВНП) В 1986 сумма внешних займов превысила $30 млрд. (50% экспорта), а в 1989 году внешний долг достиг $50 млрд. (8% ВНП). Среди факторов, способствовавших нарастанию задолженности СССР можно выделить: нарастание кризисных тенденций в экономике страны, сокращение темпов добычи сырья и его стоимости на мировых рынках, либерализация внешнеэкономической деятельности, применение плавающих процентных ставок по кредитам, привлечение в больших объемах, так называемых, "кредитов перестройки", дисбаланс в торговых отношениях со странами СЭВ. Еще $30 млрд. задолженности было накоплено Союзом в 1988 - 1991 годах, Так, именно кредиты, полученные Союзом ССР у государств, являющихся
членами Парижского клуба кредиторов, обеспечили решимость руководства Союза К концу 1991 года внешний долг России составил $93 млрд.(10% ВНП) Договор о правопреемстве в отношении внешнего долга и активов Союза Однако, спустя 16 месяцев (2 апреля 1993 года) Правительство 3.2 Внешняя задолженность России В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992 года $57 млрд. достиг в начале 1993 $96.6 млрд. и сравнялся со всем годовым ВНП страны. К концу 1993 года обязательства России составили уже более $110 млрд., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на $15 млрд. (в первую очередь за счет привлечения займов международных финансовых организаций) Причинами стремительного роста задолженности стали: дефицитность государственного бюджета и заметное ухудшение ценовых условий внешней торговли в совокупности с сокращением экспорта. Несмотря на это, в 1993 году соотношение внешнего долга к ВНП сократилось до 65 %. Для оценки остроты долговой проблемы существуют 2 базовых критерия. Первый, - на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с экспортом, второй, - на основе их сопоставления с ВВП. В действительности, именно от экспорта зависит поступление валюты в
страну, а значит и возможности по обслуживанию кредитов, номинированных в
иностранной валюте. Границей опасности считается превышение суммы долга по
сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза. Также
границей опасности считается отношение процентных платежей к экспорту 15- Отношение размера государственного долга к валовому внутреннему
продукту (ВВП) - основной показатель финансовой устойчивости государства. В Сегодня Россия занимает десятое место в мире (шестое место среди
развивающихся стран) по размерам внешней задолженности после США, Бразилии, Затем, в 94-97 годах задолженность росла меньшими темпами (1994 - $119
млрд., 1995 год - $120.4 млрд., 1996 - $121 млрд.), отношение же
задолженности к ВНП и экспорту постепенно сокращалось (с 55% в 1994г. до По официальным данным Минфина на 31 декабря 1997 г. внешний долг С 2000 года благодаря политике по обслуживанию внешних обязательств
без осуществления новых заимствований происходит постепенное (до $10 млрд.
в год) сокращение внешнего долга России. В 2000 году благодаря списанию
части задолженности бывшего СССР долг сократился до $148.7 млрд., в 2001
году за счет проведенных выплат долг сократился до $138 млрд. По оценкам 3.3 Кредиторы России 3.3.1 Парижский клуб Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов Долг СССР Парижскому Клубу кредиторов на конец 1991 года составлял Вслед за этими соглашениями в апреле 1996 г. правительство РФ
подписало Меморандум (многосторонний меморандум от 29 апреля 1996г) об
условиях всеобъемлющей реструктуризации внешнего долга СССР со странами -
членами Парижского клуба кредиторов. Россия стала должна Клубу $38 млрд. Упросив кредиторов пойти на отсрочку оплаты и реструктуризацию внешнего
долга, Правительство России взяло на себя обязательства обслуживать долг по
процентной ставке 7% годовых, что составляло около 2,7 млрд. долларов
ежегодных выплат Парижскому клубу. (Заметим, что даже Советскому Союзу - 3.3.2 Лондонский клуб Лондонский клуб - международное объединение частных коммерческих банков, сформирован в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гос. гарантий или страхования. В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран мира. В составе Лондонского Клуба, 430 банков кредиторов, связанных с Переговоры с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов Осенью 1994 года на сессии МВФ в Мадриде стороны нашли компромисс,
договорившись, что должником перед Лондонским клубом будет выступать В ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне правительство РФ и члены Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|