| |||||
МЕНЮ
| Внешняя задолженность России и пути ее урегулированияp> 6 октября 1997 г. Внешэкономбанк и Лондонский клуб банков-кредиторов подписали в Москве соглашение о реструктуризации внешней задолженности СССР зарубежным коммерческим банкам. 10, 4 % долга было списано, а оставшаяся сумма была разбита на две части - основной долг - $24 млрд. (облигации - Principal Loan - PRIN), проценты по нему - $8,3 млрд. (облигации - Interest Accrual Notes - IAN). Эмитентом облигаций выступал Внешэкономбанк, но согласно постановлению правительства от 15 сентября 1997 года эти обязательства по статусу были приравнены к долговым обязательствам государства. Часть каждого платежа по облигациям должна была осуществляться деньгами, другая часть выплачивалась процентными облигациями (IANs). С течением времени денежная часть выплат должна была возрастать. В 2001 году долг по облигациям Внешэкономбанка Парижскому Клубу был
переоформлен в обязательства Российской Федерации, 30% основной суммы долга
было списано. По условиям обмена соответствующая задолженность была
обменена на пакет номинированных в долларах США новых еврооблигаций В соответствии с условиями обслуживания еврооблигаций, Россия ежемесячно осуществляет платежи, представляющие собой оплату купонов по облигациям. 3.3.3 Международный валютный фонд Международный валютный фонд (МВФ) - ведущая международная валютно-
финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон- МВФ сегодня: координирует международное сотрудничество в валютно-
финансовой сфере, оказывает финансовую поддержку странам, являющимся его
членами, для преодоления временных трудностей с платежным балансом,
консультирует их по различным экономическим вопросам; ресурсы МВФ состоят
из взносов стран-членов и рыночных заимствований. МВФ использует несколько
механизмов финансовой помощи. Это программы обычного кредитования stand-by,
программы расширенного кредитования EFF, программы льготного кредитования Кредиты МВФ могут быть получены лишь после того, как вторая сторона согласится на проведение стратегических реформ в своей экономике (на воплощение программы структурной перестройки, разработанной МВФ) Примечание: Россия уже использовала часть механизмов финансовой помощи Задолженность России МВФ на 1 января 2003 г. составила 6,5 млрд. долларов. 3.3.4 Коммерческие кредиторы Коммерческая задолженность бывшего СССР, образовавшаяся в результате
неоплаты поставок товаров и оказанных услуг по контрактам советских
внешнеторговых организаций, заключенным с иностранными фирмами-поставщиками
до 04.01.92г., оценивается примерно в 4 млрд. долларов США (без учета
просроченных процентов), в том числе на учете во Внешэкономбанке - около По состоянию на 1 февраля 2001г. из общей суммы требований (свыше 1
млрд. долл. США), заявленных кредиторами как через страновые клубы, так и в
индивидуальном порядке по обязательствам, находящимся на учете во 12.04.2001 в Лондоне на Форуме коммерческих кредиторов бывшего СССР состоялись переговоры делегации Российской федерации с ведущими страновыми клубами, на которых были согласованы ключевые финансовые условия реструктуризации коммерческой задолженности, подлежащей дальнейшему утверждению Правительством Российской Федерации. В настоящее время заинтересованными ведомствами завершается согласование проектов нормативных документов, необходимых для регистрации достигнутых договорённостей. По данным Министерства Финансов РФ, задолженность России коммерческим
кредиторам на 1.01.2003 составила 3.4 млрд. долларов, что на 2.7 млрд.
долларов меньше, чем в 2002 г. Это позволяет сделать вывод о том, что 3.3.5 Всемирный Банк Международный банк реконструкции и развития (Всемирный Банк) -
международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон- Первоначально банк ориентировался на восстановление экономики стран Кроме финансирования таких проектов, как строительство дорог, электростанций и школ, Банк предоставляет ссуды на реструктуризацию экономической системы страны, финансируя так называемые программы структурной перестройки. В распоряжении Банка имеется портфель займов общей суммой, превышающей $250 млрд. Наряду с Всемирным Банком группа MБРР включает в себя Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство гарантий по инвестициям и другие международные финансовые организации. Примечание: В 1996-1998 годах Россия получила от Всемирного банка $9,8 млрд. на реструктуризацию угольной отрасли. Из них $5,4 млрд. было направлено в бюджет и исчезло. Кто принимает решения во Всемирном Банке и МВФ? Решения во Всемирном В отличие от ООН, где голоса стран-членов равны, количество голосов во В то же время, развивающиеся страны располагают незначительной властью
внутри этих институтов, хотя последние посредством финансируемых ими
программ и стратегий оказывают огромное воздействие на общество и экономику Примечание: Президент Всемирного Банка традиционно - американец, а президент МВФ - европеец. Данные Министерства Финансов по долговым обязательствам Всемирному банку: На 1 октября 2001 г. – 7,0 млрд. долларов На 1 января 2002 г. – 7.2 млрд. долларов На 1 января 2003 г. – 7.0 млрд. долларов 3.3.6 Структура государственного внешнего долга РФ Таблица построена по материалам Министерства Финансов России. Внешний долг России официально подразделен на - Долг бывшего СССР[4] и Долги России, накопленные после 1992 года. На 1 января 2003 г. долги бывшего СССР составляли $55,8 млрд., а долг новой России - $66,3 млрд. 1. Оценка влияния внешней задолженности на российскую экономику Внешний долг, то есть накопленная задолженность субъектов хозяйствования и органов власти перед нерезидентами, - ключевой фактор экономического развития России в XXI в. Эта ситуация соответствует современным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая экономика дефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты. Подавляющее число государств испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономической политики и выполнения обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково, однако практически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях. Финансовая неустойчивость мировой экономики приобретает системный характер и принуждает отдельные страны и регионы к поиску новых экономических моделей, обеспечивающих необходимый баланс между реализацией национальных интересов и прагматичным участием в международных экономических отношениях. Составной частью такой экономической модели является система управления государственным долгом. До 2001 г. внешняя задолженность России оказывала негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям: - усиливалась зависимость РФ от иностранных государств, предоставлявших кредиты, при принятии решений в области экономической политики; - происходило сокращение объёма средств, которые могли быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивало экономический рост; - ослаблялась мотивация к достижению наилучших макроэкономических показателей, которые повлекли бы за собой требования о своевременном погашении долга в полном объёме; - сокращался объём средств, которые могли быть направлены на развитие социальной сферы, усиливалась социальная напряженность; - дестабилизировалась денежно-кредитная ситуация; происходило ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов. Совокупность этих качественных показателей дала основания характеризовать экономическую систему страны в начале нового тысячелетия как долговую. Это означает, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне было тесно связано, или даже зависило, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства являлось на современном этапе задачей исключительной важности. Внешние заимствования представляли собой источник финансовых ресурсов для органов власти. Их особенность заключалась в том, что, хотя всеми правами в сфере привлечения и использования международных кредитов обладали органы исполнительной и законодательной власти, бремя ответственности за ошибочное решение ложилось на граждан страны, которые через систему налогов передавали субъектам власти средства, необходимые для погашения внешней задолженности. Таким образом, внешний долг оказывал серьёзное влияние на налоговую нагрузку и социальную ситуацию. Привлечение внешних заимствований на уровне государства, очевидно, носит неоднозначный характер. В том случае, если они представляют собой наиболее дешёвый источник финансовых ресурсов, необходимых для выполнения первоочередных задач социально-экономического развития, их применение вполне оправданно. Однако для принятия решения о внешнем займе должны быть учтены, как минимум, четыре фактора: - финансовые возможности страны по погашению взятых кредитов в будущем; - возможные потери от невыполнения или неполного выполнения тех задач, для которых привлекаются средства из-за рубежа; - цена внешних финансовых ресурсов; - степень зависимости от внешних кредиторов при принятии решений в дальнейшем. Ни один из этих факторов не учитывался в полной мере при привлечении
зарубежных кредитов в последние 10-15 лет, что привело к катастрофическому
нарастанию внешней задолженности, которая до 2001 г. представляла собой
угрозу национальной безопасности России (объём внешнего долга РФ на Ситуация начала меняться к лучшему в 2001-2002гг., когда общий объем внешней задолженности снизился со 156,8 млрд. в 2000 г. до 138,9 млрд. долларов в 2001. Появилась устойчивая тенденция к росту экономического сектора, вследствие целенаправленной политики по сокращению государственного внешнего долга России. Об этом свидетельствуют многие факты, один из которых – увеличение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в 2002 г. на 39,5%.[5] По данным Минфина, на 1 января 2003 года, объем государственного
внешнего долга составил – 122,1 млрд. долл. (по предварительным оценкам на Объем погашения всех задолженностей в 2004-2005 году составит 25,3
млрд. долларов, из которых на выплату внешних долгов пойдет 14,9 млрд.
долларов. При этом на погашение основного долга предполагается направить В стратегии управления госдолгом проглядываются три основных момента. Во-первых, государство отказалось от задачи скорейшего погашения
внешних долгов. Как неоднократно заявлял премьер-министр Михаил Касьянов,
отношение госдолга к ВВП в настоящее время находится "на приемлемом
уровне", и нет нужды отвлекать от производства инвестиционные ресурсы. Во-вторых, упор в долговой политике переносится с внешнего долга на
внутренний. Через расширение заимствований на внутреннем рынке государство
намерено погашать свои внешние долги. Благодаря этому в течение ближайших 6- Наконец, третий фактор связан с долгами субъектов РФ и корпораций. В настоящее время для наблюдателей становится все более очевидным тот факт, что национальный внешний долг не сводится к государственному. Между тем негосударственная часть внешнего долга неуправляемо растет. В I кв. 2003 года общий внешний долг России вырос с $152,1 млрд. до $153,5 млрд. И если долг федеральных органов продолжал снижаться, то долг нефинансовых организаций (реальный сектор экономики) вырос. По мнению аналитиков "Объединенной финансовой группы" (ОФГ), такое увеличение долга не должно давать поводов для беспокойства. Эксперты ОФГ рассматривают подобную тенденцию как свидетельство повышения инвестиционной привлекательности России: внешние заимствования являются одним из источников высоких темпов экономического роста. Как бы то ни было, совокупный внешний долг РФ в настоящее время составляет 40% ВВП (долг федеральных органов - 30%), что намного ниже критического уровня. Минфин, кроме того, предлагает создать систему мониторинга и жесткого контроля за внешними заимствованиями всех хозяйствующих субъектов в РФ. Надо отметить, что рефинансировать свои долги с помощью новых
заимствований Россия может довольно просто. 1 июля ОЭСР приняло решение о
повышении кредитного рейтинга России, и, по мнению экспертов МЭРТ, это
позволит России и ее резидентам при привлечении кредитов экономить до 2
процентных пунктов. Кроме того, повышение инвестиционной привлекательности Рефинансирование необходимо для того, чтобы сократить стоимость обслуживания долга и сглаживания пика платежей в 2005-2008 годов. 5. Обслуживание и урегулирование внешнего долга: меры и способы В процессе управления внешней задолженностью перед Россией встаёт необходимость решения следующих задач: 1. Поддержание внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны. 2. Контроль за графиком долговых выплат с тем, чтобы в нём отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики. 3. Минимизации стоимости долга за счёт удлинения срока заимствований и снижения доходности. 4. Своевременное и полное выполнение обязательств с целью избежать начисления штрафов за просрочки и обеспечить стране репутацию первоклассного заёмщика. 5. Обеспечение эффективного целевого использования привлечённых средств. 6. Обеспечение предсказуемости и стабильности рынка долговых обязательств. Несмотря на сегодняшнюю положительную ситуацию в сфере долговых выплат для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер: - отказ от привлечения международных кредитов на государственном уровне; - разработка комплексной и ясной нормативной базы по вопросам внешних заимствований; - создание единой системы управления внешним долгом для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа; - согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом, в особенности с денежно-кредитной и валютной. Кроме того, всё ещё актуальным остается ряд нестандартных методов, основанных на использовании зарубежного опыта, а именно: - целесообразно радикально пересмотреть советские долги соцстранам, возникшие в результате неэквивалентного обмена. Реструктуризации должны действительно проводиться на независимых принципах. К сожалению, этого не произошло в случае с Чехией: реструктуризация была осуществлена на худших по сравнению даже с Лондонским клубом условиях; - возможно применение схемы реструктуризации «облигации-акции» с соответствующими ограничениями по списку предприятий, срокам выплаты дивидендов и вывода капиталов из РФ. Несмотря на то, что объём проведённых в мире реструктуризаций по этой схеме невелик, она имеет важное значение для имиджа России как заёмщика, так как отражает заинтересованность стран- кредиторов в инвестировании в российские предприятия. Поэтому не следует упускать возможности подобных операций, даже если речь идёт о небольших объёмах долга, таких, как долг перед Испанией, составляющий менее 1 млрд. долл.; - целесообразным представляется эмиссия нестандартных финансовых инструментов, например облигаций с доходом, зависящим от мировых цен на нефть. Подобные операции могли бы сделать более эффективным перераспределение доходов, получаемых экспортёрами нефти от продажи части национального богатства. Наконец, допустимы сделки выкупа долга на открытом рынке, ведущие к сокращению общего объёма государственного долга. Основополагающее влияние на эффективность государственной политики по
обслуживанию внешнего долга оказывает, как известно, доверие к властям. Свою точку зрения на проблему внешней задолженности высказал доктор технических наук, профессор, академик РАЕН Константин Лазарь. По его словам, «проблема с выплатой внешнего долга может быть относительно безболезненно решена при ежегодном росте экономики на 7-10 процентов. Но рост экономики прекратился. Выход один — реструктурировать долги, часть их списать. Наверное, нет смысла напоминать, что, если будут сохранены нынешние условия обслуживания внешнего долга, страна лишится перспектив экономического роста […] В целом в управлении долгом и контроле за ним порядка нет. Взять и просто отдать долги — ума много не надо. А надо основательно проработать высказанную Владимиром Путиным идею: "Мы будем платить по долгам, но было бы целесообразным, если бы эти платежи направлялись назад в качестве инвестиций в российскую экономику". Особая тема - должники России. Больше всех нам должна Куба - $28 млрд. (Кубинский долг вместе с монгольским и вьетнамским составляет более 40 процентов всего долга.) Помимо них должны еще 54 страны, примерно $150 млрд. Но официально на сегодняшний день задолженность составляет около $35 млрд., поскольку при вступлении в Парижский клуб в качестве страны-кредитора мы согласились со списанием от 70 до 90 процентов задолженности своих должников. Мы списали, а нам почему не списывают?»[6] На сегодняшний день в мировой практике не существует прецедента радикального решения проблемы внешней задолженности. Многочисленные реструктуризации, проведённые, например, в странах Латинской Америки, несколько смягчили проблему, однако до конца её так и не решили. Кризис внешней задолженности в Аргентине говорит о том, что даже самая жёсткая экономическая политика неспособна гарантировать погашение задолженности, превышающей половину ВВП, или (в расчёте на душу населения) уровень доходов за год огромного числа граждан страны. Внешний долг ещё долгое время будет оказывать крайне негативное влияние на национальную экономику и финансовую систему нашей страны. Для успешного решения данной проблемы хотя бы в перспективе необходимо сочетание двух факторов: с одной стороны, активного и эффективного экономического развития, создающего материальную основу для выплат по задолженности, а с другой - грамотной и рациональной политики в области внешних заимствований, проводимой в соответствии с главной целью деятельности любого государства - повышением благосостояния граждан. 6. Федеральный законопроект С. Глазьева и В. Никитина «О государственном внешнем долге и внешних активах бывшего СССР, полученными Российской Федерацией в качестве государства-правопреемника СССР» Данный законопроект, по мнению многих экспертов в области урегулирования внешней задолженности, является наиболее четким, сбалансированным и эффективным методом управления внешним долгом и внешними активами СССР. Это позволит значительно упорядочить систему оплаты долговых обязательств СССР, долгое время носившей бессистемный и хаотичный характер. Основные положения данного закона: - установление юридической достоверности долговых обязательств, переходящих к Российской Федерации; - составление единой регистрационной книги учета долговых обязательств; - выверка всех условий предоставления кредитов на основании изучения оригинальных международных договоров, заключенных СССР; - утверждение и/или ратификация всех обязательств СССР, переходящих к правопреемнику; - законодательное оформление порядка передачи полномочий исполнительным органам власти по выполнению признанных Российской Федерацией долговых обязательств СССР. Основанием для разработки данного законопроекта послужили следующие факты: - Книга учета и регистрации внешних обязательств СССР находится не в Министерстве финансов Российской Федерации, а у немецкой консультационной фирмы Warburg Dilon Read; - Не проведена полная инвентаризация и не установлена юридическая достоверность всех включенных в суммарный внешний долг бывшего СССР договоров и финансовых соглашений, подписанных до 01.01.1992 г. Правительством СССР; - Правительство Российской Федерации до сих пор не объяснило парламенту причины увеличения долга СССР на 19,6 млрд. долларов США с конца 1991 г. (даты прекращения юридической ответственности Правительства СССР) к 1994 году; - Все договорно-правовые акты в период 1992 - 2000 гг. от имени Российской Федерации подписывались Правительством без требуемого законодательного одобрения, оформлялись в виде заявлений, меморандумов и других юридических документов, не соответствующих по правовому статусу важности принимаемых решений; - Противоречивость заявляемых в прессе рядом официальных лиц цифр внешнего долга СССР на момент прекращения его юридической ответственности: в 1990 году долг СССР был 35 млрд. долларов (бывший Председатель Совета Министров СССР Н.И.Рыжков); в 1991 году долг СССР был примерно 32-33 млрд. долларов (бывший Премьер-министр СССР В.Я.Павлов); на 1 января 1992 г. долг СССР составлял 70 млрд. долларов (бывший Вице-премьер Правительства Российской Федерации Е.Т.Гайдар); на конец 1991 г. долг бывшего СССР составлял 96,6 млрд. долларов (нынешний зам. Министра финансов Российской Федерации С.И.Колотухин, правда, по данным Внешэкономбанка). Согласно законопроекту, «Расходование средств из доходов федерального бюджета, полученных от выплат по международным долгам перед бывшим СССР, направляется в приоритетном порядке на: а) обслуживание внешнего долга Российской Федерации в части внешнего, долга бывшего СССР; б) кредитование внешнеэкономических контрактов по строительству, реконструкции и модернизации крупных промышленных объектов за рубежом, по международным договорам комплектных поставок, технического содействия и строительного подряда, перечень которых определяется межправительственными соглашениями; в) на увеличение пенсий и социальных пособий. По мнению академика К. Лазаря, «законопроект "О государственном внешнем долге и внешних активах бывшего СССР, полученных Российской Федерацией в качестве государства — правопреемника СССР" устанавливает правовые основы урегулирования долговых обязательств России. Принятие этого закона наряду с другими мерами позволит, наконец, навести элементарный порядок в управлении долгами». 7. Заключение Одним из главных факторов увеличения задолженности РФ является кризис «дефолта», тяжелое финансовое положение страны и невозможность в срок выполнять свои обязательства привели к неспособности государства выплачивать долги. Дальнейший рост основного долга обуславливался неспособностью выплачивать как основную сумму долга, так и нарастанием долга уже по процентам. Характерная особенность долгового бремени России, прежде всего, сказывается на федеральном бюджете, т.к. долговое обязательство стало одной из самых главных статьей бюджета государства. По данным Министерства Финансов на декабрь 2003 г., в бюджете РФ фигурируют следующие суммы предполагаемых платежей: Таким образом, проведенный анализ показывает, что федеральный бюджет на
ближайшие 3-5 лет будет оставаться единственным доступным источником
средств для погашения и обслуживания внешнего долга. Уменьшение совокупного
размера внешней задолженности является задачей стратегического характера. 8. Список литературы 1. Андрианов В. Проблемы внешней задолженности России// Маркетинг. - №3 2. Антропов Д. «Внешний долг – угроза национальной безопасности»// Бюллетень ГНИИ Системного анализа счетной палаты РФ – статья от 31.03.03 3. Структура государственного внешнего долга по состоянию на 2001, 2002, 2003 гг.// Министерство Финансов РФ. www.minfin.ru 4. Лазарь К. «Долги надо отдавать»// Интервью информационному каналу «Вести-РТР» от 10.09.2002 5. Законопроект С. Глазьева и В. Никитина «О государственном внешнем долге и внешних активах СССР, полученными Российской Федерацией в качестве государства - правопреемника СССР»// www.glazev.ru 6. Внешний долг России: научный подход// Публикация на www.research.debt.ru 7. Внешний долг РФ – модели решения проблемы//Брокерская компания «Хеджевый Фонд» - публикация на www.hf.ru от 20.10.2000 8. Глазьев С. "Платить нельзя помиловать"// Парламентская газета 14 марта 2001 9. Приложения 1. Таблица «Структура государственного внешнего долга РФ» |Структура государственного внешнего долга | 2. Таблица «Суммы предполагаемых платежей по внешнему долгу на 2003 г.» ----------------------- На начало 1992 года Долг СССР составлял 93 000 000 000 $, в него входили:
Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|