реферат, рефераты скачать
 

Внешнеторговая политика Республики Беларусь


Так, в первой половине 70-х годов под их действие попадало 20—30 % импорта сельскохозяйственных товаров в США, Японии, ЕЭС и от 10 до 15 % импорта промышленных изделий в эти страны в  1981 год12 % импорта промышленно-развитых стран, а в 1996 год— 18,6 % (по оценке - ЮНКТАД) [29;c.369]

Относительная популярность количественных ограниче­ний обусловлена несколькими факторами.

1. Способом их установления и регулирования. Они не по­падают, как правило, под действие международных договоров и соглашений, это довольно гибкий инструмент внешнеторго­вой политики государства. Его можно вводить, усиливать (уменьшать размер квоты, ужесточать процедуру выдачи ли­цензий и т. д.), отменять, как правило, без оглядки на надна­циональные международно-правовые акты, что нельзя сказать о таможенно-тарифных инструментах.

2. Высокая эффективность количественных ограничений при достижении поставлен­ных целей.

3. Широкий спектр целей и задач, которые можно достичь при помощи количественных ограничений.

В современной внешнеторговой политике количественные ограничения применяются по двум основным направлениям:

1) Лицензирование — это официальное разрешение, выдаваемое, как правило, специальными уполномоченными государством ведомствами на осуществление ВЭД, а также на проведение внешнеторговых операций с определенными товарами.

Разовая — как правило, разрешение на экспорт-импорт товаров в течение определённого срока. Она является именной, т. е. выдается конкретной фирме, которая не может передать ее другой организации. В лицензии указываются важнейшие параметры внешнеторговой сделки:

Глобальная (открытая) лицензия — не содержит географи­ческих ограничений на внешнеторговые операции с товарами.

Автоматическая лицензия — это разрешение, получае­мое фирмой автоматически после подачи заявки в специальное государственное ведомство. Очень похожа на генеральную ли­цензию, но формальности, связанные с получением лицензии, сильно сокращены, хотя действует правовой механизм, кон­тролирующий внешнеторговые операции, что позволяет госу­дарству при необходимости ужесточить правовой режим.

2) Контингентирование (квотирование) — официально установленные государством ограничения в стоимостном или физическом (количественном) выражении, вводимые на импорт или/и экспорт определенных товаров на установленный период времени.                    

Существуют различные формы квотирования:

1) глобальные контингенты (квоты) устанавливают размер экспорта-импорта на определенный срок (как правило, 3 меся­ца/6 месяцев и т. д.), удельный вес стран в квоте не указывает­ся, может указываться список стран, на которые распростра­няется данное ограничение, если оно не всеобщее, т. е. не рас­пространяется на все страны;    

2) индивидуальные контингента — самый распространен­ный метод контингентирования, который предусматривает разбивку общего объема экспорта-импорта, предусмотренного квотой по странам:

По направлению движения товаропотоков:

1) экспортные

2) импортные

Количественные ограничения — сильный инструмент ре­гулирования и воздействия на фирмы-участницы внешнетор­говых операций. Так, ЕС квитирует импорт бразильской ку­рятины и индюшатины, что за 2 года нанесло ущеРеспублика Беларусь бразильс­ким производителям этих продуктов, как они утверждают, в 40 млн долларов.

Относительно новым направлением использования количественных ограничений стало "добровольное" огра­ничение экспорта — это соглашение, навязанное экспортеру, под угрозой санкций предусматривающее принятие им на себя обязательства добровольно сократить экспорт определенных товаров в им­портирующую страну. Эти ограничения появились в странах ЕЭС и Японии в форме квот на экспорт некоторых текстиль­ных изделий, проката черных металлов, продукции легкой промышленности и т.д. Исторически первым было заявление правительства Японии в 1957 года о 'добровольном" ограниче­нии экспорта хлопчатобумажных изделий в США. С 1969 годна мировом рынке черных металлов почти 2/3 экспорта этой продукции было охвачено "добровольными" ограничениями. По статистике ЮНКТАД к концу 60-х годов такой формой протекционизма было охвачено 5% импорта промышленно развитых стран.

Меры так называемого "скрытого" или "косвенного" протекционизма, которые играют весьма существенную роль в торгово-политической борьбе, на поверхности не видны, действуют как бы из-за кулис, замаскированно. На первый взгляд, они затрагивают лишь внутренний товароо­борот или просто регулируют правила изготовления, упа­ковки, маркировки товара и вроде бы не имеют никакого отношения к внешней торговле. И тем не менее, их воздей­ствие на внешнеторговый оборот весьма значительно. Это подтверждает хотя бы тот факт, что они занимают все боль­шее место на переговорах в рамках ГАТТ/ВТО.

Рассмотрим основные меры скрытого протекционизма.

1. Таможенно-административные:

1) система организации таможенного контроля, включая процедуру таможенного досмотра, открытие новых контроль­но-пропускных пунктов и т.п.;

2) системы оценки таможенной стоимости — возможные проволочки, связанные с отклонением таможенными органа­ми таможенной стоимости, указанной в сопроводительных до­кументах;

3) запутанная система заполнения таможенных докумен­тов, требующая больших сил, времени и специальной подго­товки;

4) коррумпированность работников таможенных органов, которые под различными предлогами вымогают взятки, не пропуская товар через границу. (Этот барьер не является ин­струментом государственной внешнеторговой политики, государство борется с ним, но, тем не менее, это серьезное препят­ствие на пути движения товарных потоков.)

2. Технические требования к ввозимой продукции: по тех­нике безопасности, техническим и технологическим стандар­там закрывают путь на внутренний рынок иностранной техни­ке из развивающихся стран, которая не может соответствовать высоким нормам. Однако здесь важен принцип равенства в применении данных стандартов по отношению к националь­ным и иностранным производителям.

3. Ограничения, заложенные в процедуре прохождения контроля качества товаров, их стандартизации (т. е. непризна­ние иностранных сертификатов качества) и т. д.

4. Нетарифные ограничения, базирующиеся на санитарно-ги-гиенических нормах, требованиях здравоохранения и мерах по охране окружающей среды. Так, в конце 1996 года Китай запретил импорт курятины из 10 штатов США в качестве карантинной ме­ры, призванной не допустить распространения в КНР птичьего гриппа. Таким образом, под угрозой оказался американский эк­спорт в КНР с годовым оборотом до 500 млн. долл. [17]

5. Требования к упаковке, маркировке товаров. Так, в США нарушение этих правил ведет к запрету ввоза товаров в страну или к их обложению дополнительной пошлиной в раз­мере 10 % таможенной стоимости. [14;c.207]

6. Налоги и налоговая политика. Основной задачей налоговой политики является моби­лизация государством финансовых ресурсов Одновременно налоги, воздействующие на цены, прибыли и доходы, ши­роко применяются государством в качестве эффективного средства регулирования экономики, в том числе и внешней торговли.

Помимо защиты внутреннего рынка от импорта из-за рубежа помощью количественных и скрытых нетарифных методов торговой политики в практике международной торговли активно используются методы расширения экспорта, большая часть которых основана на прямом или косвенном гарантировании и субсидировании правительством   национальных       экспортеров.

Приобретая   разнообразные,   зачастую весьма замысловатые формы и осуществляясь через весьма усложненные схемы,   финансирование   направлено   на снижение стоимости экспортируемого товара и повышение тем самым его кон­курентоспособности на мировом рынке. Финансирование экспорта может осу­ществляться как из правительственных источников  за  счет  государственного бюджета, так и за счет всевозможных околоправительственных    учреждений (банков, фондов и пр.), а также за счет частного сектора — самих экспортеров и обслуживающих их банков.

Финансирование экспорта как метод торговой политики следует отличать от рутинного финансирования и кредито­вания экспортно-импортных операций, представляющих собой простое предос­тавление банками оборотного капитала. Для проведения конкретных коммерчес­ких сделок. Финансирование, как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных про­изводителей и экспортеров, Наиболее распространенными финансовыми ме­тодами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг.

Если правительство считает необхо­димым стимулировать экспорт нацио­нальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

Субсидия — денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и кос­венную дискриминацию импорта.

По характеру выплат субсидии делят­ся на:

прямые — непосредственные вы­платы экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разни­цы его издержек и полученного им до­хода. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран — суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запреще­ны правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых парт­неров, которые могут использовать от­ветные меры:

косвенные — скрытое дотирова­ние экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные усло­вия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и прочие.

Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирую­щих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт.

Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им прави­тельством, а не вычитается из их при­были.

Внутренняя субсидия наиболее замаскированный и финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финан­сирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

Специфическим случаем внутренней субсидии является субсидирование им­порта, которое было характерно для России и некоторых других стран с переходной экономикой в начале 90-х годов. Необходимость субсидирования Импорта была вызвана, прежде всего, от директивно контролируемого обменного курса национальной валюты и переходом к плавающему валютному курсу. В результате завышенные ва­лютные курсы резко упали, сделав им­порт многих товаров, которые необхо­димы для поддержания экономического развития страны, невозможным, пос­кольку они стали слишком дорогими для местных покупателей. В результате правительства были вынуждены финан­сировать часть импорта за счет госу­дарственного бюджета, предоставляя импортные субсидии импортерам.

Так, например, в России субсидии на импорт были введены в 1992 годв качестве замены специального (заниженного обменного курса, применявшегося для расчетов с бюджетом при импорте зерна, машин и оборудования, запчастей, компонентов для химической промышленности, медикаментов, детского питания и некоторых других ключевых товаров. Причем часть импортных субсидий не показывалась в расходной части государственного бюджета. Го­сударство продавало валюту импортерам, осуществляющим закупки товаров за счет централизованных валютных средств, по цене в среднем 20% от рыночного курса валюты, а по машинам и оборудованию — 1,6 руб. за доллар. Существовало множество коэффициентов пересчета контрактных цен на импортные товары в рубли. Например, на сахар-песок он составлял 20% (т.е. столько платил импортер, остальное покрывалось государством), масло животное — 22, детское питание — 5%. Импортные субсидии со­ставляли около 13% ВНП и ложились тяжелым бременем на бюджет. На протяжении 7 последующих лет правительство России сокращало бюджетные субсидии как путем умень­шения списков товаров, экспорт которых субсидируется, так и путем увеличения коэффи­циентов. В начале 1994 года практически весь централизованный импорт был ликвидирован, а импортные субсидии сократились до 4% ВНП.

Импортные субсидии, ставным образом на разнице официального и рыночного валют­ных курсов, существовали в 1992-1993 годов Беларуси. На них тратилось около 3% ВНП. В Казахстане в 1992 году они осуществлялись, кроме того, через централизованный валют­ный фонд. В Литве, в 1992-1993 годы субсидировался импорт энергоносителей. На Украине в те же годы субсидировался импорт горючего и угля для продажи населению. Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субси­дии экспортерам.

Экспортная субсидия — финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматриваю­щий бюджетные выплаты националь­ным экспортерам, что позволяет прода­вать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутрен­нем рынке, и форсировать тем самым экспорт.  

"Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидировани­ем экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что им­портный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной” улучшает ее условия торговли, снижает цену ее импорта, и увеличивает относи­тельное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная субсидия, вводимая большой страной, производит обратный эффект:  ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия тор­говли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального мира. Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее воздейст­вие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использую­щей.

Таблица 1.3.

Импортный тариф и экспортная субсидия

 

Импортный тариф

Экспортная субсидия

Относительная цена импорт­ных товаров на мировом рын­ке

сокращается

увеличивается

Относительная цена экспорта товаров на мировом рынке ЕС

увеличивается

сокращается

Условия торговли

улучшаются за счет других стран

ухудшаются в   пользу других стран

Внутренняя цена импортных товаров

увеличивается (снижается в случае парадокса Метцл.)

остается прежней

Внутренняя цена экспортных товаров

остается прежней

увеличивается     (снижается в случае парадокса Метцл.)

Внутренний спрос на экс­портные товары

остается прежним

снижается

Внутренний спрос на импортные товары

снижается

остается прежним

Учитывая, что экспортная субсидия является дополнительным налоговым бременем для налогоплательщиков, ее применение обычно требует законода­тельного одобрения. Аргументы, кото­рые высказываются обычно для оправда­ния экспортных субсидий, сводятся к тому, что они поддерживают занятость в экспортирующих отраслях, улучшают за счет роста экспорта платежный баланс. Экспортные субсидии в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Учитывая разнообразные формы, которые приоб­ретают внутренние и экспортные суб­сидии, точно определить их размер не­просто. В начале 1980 года семь крупнейших индустриальных стран вы­давали только экспортных субсидий на 1,5-3 млрд. долл. в год. В 1984-1986 годы внутренние субсидии в США на молоко составляли 66% его продажной цены, в Европейском союзе — 56, в Японии — 82%, на сахар, соответственно, 76, 75 и 72%; в среднем по восьми сельскохозяй­ственным продуктам (яйца, молоко, пти­ца, говядина, пшеница, сахар, рис, соя-бобы) внутренние субсидии составляли от рыночной цены 35% в США, 49 — в Европейском союзе и 64% — в Японии. Очевидно, что с экономической точки зрения экспортные субсидии не имеют смысла. Их применение основано лишь на политических расчетах правительств. Более того, импортер, обнаружив факт субсидирования экспорта экспортером, вправе ввести компенсационные пош­лины. Поэтому зачастую экспортные субсидии маскируют под кредиты инос­транным государствам, связанным обя­зательством приобретать за их счет товары только у поставщиков из страны, которая их предоставила.

Экспортные кредиты

Нередко скрытое субсидирование эк­спорта осуществляется через экспорт­ное кредитование.

Экспортное кредитование (ex­port credit) — метод финансовой не­тарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое сти­мулирование государством развития эк­спорта национальными фирмами.

Экспортное    кредитование    может иметь форму:

•   субсидированных кредитов наци­ональным  экспортерам — кредитов, выдаваемых государственными банка­ми под ставку процента ниже рыноч­ной;

•   государственных кредитов инос­транным импортерам при обязатель­ном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);

•   страхования экспортных рисков национальных экспортеров,  которые включают коммерческие риски (неспо­собность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяю­щие импортеру выполнить свои обяза­тельства перед экспортером).

Экспортные кредиты бывают:

•   краткосрочными — на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских  товаров и сырья;

•   среднесрочными — на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитова­ния экспорта машин и оборудования;

•   долгосрочными — на срок более 5 лет,   используются   для   кредитования экспорта  инвестиционных товаров и больших проектов. По оценкам МВФ, в 1988-1993 годы объем экспортных кредитов утроился и достиг к 1994 году порядка 400 млрд. долл. На экспортные кредиты приходится пятая часть всего внешнего долга развивающихся и переходных стран. Экспортное кредитование сильно  сконцентрировано на небольшой группе стран: 10 стран получают 63% всех экспортных  кредитов.

Австрия, ФРГ и Нидерланды осуществляют экспортное кредитование через частные компании (соответственно, ОеКВ, Hermes, NCM). В США в середине 30-х годов был специально создан Экспортно-импортный банк (Эксимбанк) с целью предоставления льготных   кредитов американским экспортерам и кредитов зарубежным импортерам пси условие приобретения ими американских товаров. Льготное кредитование обеспечивает примерно 10% американского экспорта и по 45% экспорта Японии, Франции и Великобритании. В значительной степени своим успехом на международных рынках корпорация “Боинг” обязана льготным кредитам Эксимбанка, за счет которых иностранные государства приобретали ее самолеты.                                                                                           

В 1993 году Россия и другие страны бывшего СССР стали в совокупности крупнейшим  получателем экспортных кредитов в мире — около 48% от общего объема кредитования. За ними следовали Китай (32%), Бразилия (22%), Мексика (21%). Практически все двусторонние межправительственные кредиты, получаемые Россией от иностранных государств, имеют связанный характер, то есть обусловлены закупкой определенных товаров

Товары могут рассматриваться как форма торговой поли Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обостре­ния конкурентной борьбы может при­нимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытесне­ние их с рынка.

Демпинг— метод фи­нансовой нетарифной торговой полити­ки, заключающийся в продвижении то­вара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нор­мального уровня цен, существующего в этих странах.

Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стре­мящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет го­сударственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг мо­жет приобретать одну из следующих форм:

Спорадический демпинг — эпизодическая продажа из­лишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происхо­дит тогда, когда внутренние объемы про­изводства товара превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает дилемма — либо вообще не ис­пользовать часть производственных воз­можностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внеш­ний рынок.

Преднамеренный демпинг— временное умышлен­ное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и пос­ледующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров  по  ценам  ниже  цен своего   внутреннего   рынка   или   даже ниже издержек производства.

•   Постоянный   демпинг  — постоянный экспорт това­ров по цене ниже справедливой.

•   Обратный демпинг - завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встреча­ется крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний кур­сов валют.

Взаимный демпинг — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по зани­женным ценам. Встречается также ред­ко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного това­ра в каждой из стран.

Демпинг запрещен как международ­ными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми за­конами многих стран, которые позво­ляют применять антидемпинговые пош­лины в случае обнаружения факта демпинга. По американскому закону, например, демпингом считается прода­жа товаров на американский рынок по ценам “ниже справедливых”, нанося­щая ущерб национальной промышлен­ности. Разумеется, большие сложности возникают при определении справедли­вого уровня цены на тот или иной товар. Для этого проводят специальное расследование и сравнивают предпола­гаемые демпинговые цены с ценами на данный или аналогичный ему товар, преобладавшими в течение определен­ного предшествующего периода в стра­не, где осуществляется демпинг, или на рынках третьих стран. Серьезным доказательством демпинга является продажа товаров по ценам ниже издер­жек производства. По результатам расследования, если факт демпинга доказан, страны вправе вводить од­носторонние торговые ограничения в виде антидемпинговых пошлин.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.