| |||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Внешнеторговая политика Республики БеларусьТак, в первой половине 70-х годов под их действие попадало 20—30 % импорта сельскохозяйственных товаров в США, Японии, ЕЭС и от 10 до 15 % импорта промышленных изделий в эти страны в 1981 год12 % импорта промышленно-развитых стран, а в 1996 год— 18,6 % (по оценке - ЮНКТАД) [29;c.369] Относительная популярность количественных ограничений обусловлена несколькими факторами. 1. Способом их установления и регулирования. Они не попадают, как правило, под действие международных договоров и соглашений, это довольно гибкий инструмент внешнеторговой политики государства. Его можно вводить, усиливать (уменьшать размер квоты, ужесточать процедуру выдачи лицензий и т. д.), отменять, как правило, без оглядки на наднациональные международно-правовые акты, что нельзя сказать о таможенно-тарифных инструментах. 2. Высокая эффективность количественных ограничений при достижении поставленных целей. 3. Широкий спектр целей и задач, которые можно достичь при помощи количественных ограничений. В современной внешнеторговой политике количественные ограничения применяются по двум основным направлениям: 1) Лицензирование — это официальное разрешение, выдаваемое, как правило, специальными уполномоченными государством ведомствами на осуществление ВЭД, а также на проведение внешнеторговых операций с определенными товарами. Разовая — как правило, разрешение на экспорт-импорт товаров в течение определённого срока. Она является именной, т. е. выдается конкретной фирме, которая не может передать ее другой организации. В лицензии указываются важнейшие параметры внешнеторговой сделки: Глобальная (открытая) лицензия — не содержит географических ограничений на внешнеторговые операции с товарами. Автоматическая лицензия — это разрешение, получаемое фирмой автоматически после подачи заявки в специальное государственное ведомство. Очень похожа на генеральную лицензию, но формальности, связанные с получением лицензии, сильно сокращены, хотя действует правовой механизм, контролирующий внешнеторговые операции, что позволяет государству при необходимости ужесточить правовой режим. 2) Контингентирование (квотирование) — официально установленные государством ограничения в стоимостном или физическом (количественном) выражении, вводимые на импорт или/и экспорт определенных товаров на установленный период времени. Существуют различные формы квотирования: 1) глобальные контингенты (квоты) устанавливают размер экспорта-импорта на определенный срок (как правило, 3 месяца/6 месяцев и т. д.), удельный вес стран в квоте не указывается, может указываться список стран, на которые распространяется данное ограничение, если оно не всеобщее, т. е. не распространяется на все страны; 2) индивидуальные контингента — самый распространенный метод контингентирования, который предусматривает разбивку общего объема экспорта-импорта, предусмотренного квотой по странам: По направлению движения товаропотоков: 1) экспортные 2) импортные Количественные ограничения — сильный инструмент регулирования и воздействия на фирмы-участницы внешнеторговых операций. Так, ЕС квитирует импорт бразильской курятины и индюшатины, что за 2 года нанесло ущеРеспублика Беларусь бразильским производителям этих продуктов, как они утверждают, в 40 млн долларов. Относительно новым направлением использования количественных ограничений стало "добровольное" ограничение экспорта — это соглашение, навязанное экспортеру, под угрозой санкций предусматривающее принятие им на себя обязательства добровольно сократить экспорт определенных товаров в импортирующую страну. Эти ограничения появились в странах ЕЭС и Японии в форме квот на экспорт некоторых текстильных изделий, проката черных металлов, продукции легкой промышленности и т.д. Исторически первым было заявление правительства Японии в 1957 года о 'добровольном" ограничении экспорта хлопчатобумажных изделий в США. С 1969 годна мировом рынке черных металлов почти 2/3 экспорта этой продукции было охвачено "добровольными" ограничениями. По статистике ЮНКТАД к концу 60-х годов такой формой протекционизма было охвачено 5% импорта промышленно развитых стран. Меры так называемого "скрытого" или "косвенного" протекционизма, которые играют весьма существенную роль в торгово-политической борьбе, на поверхности не видны, действуют как бы из-за кулис, замаскированно. На первый взгляд, они затрагивают лишь внутренний товарооборот или просто регулируют правила изготовления, упаковки, маркировки товара и вроде бы не имеют никакого отношения к внешней торговле. И тем не менее, их воздействие на внешнеторговый оборот весьма значительно. Это подтверждает хотя бы тот факт, что они занимают все большее место на переговорах в рамках ГАТТ/ВТО. Рассмотрим основные меры скрытого протекционизма. 1. Таможенно-административные: 1) система организации таможенного контроля, включая процедуру таможенного досмотра, открытие новых контрольно-пропускных пунктов и т.п.; 2) системы оценки таможенной стоимости — возможные проволочки, связанные с отклонением таможенными органами таможенной стоимости, указанной в сопроводительных документах; 3) запутанная система заполнения таможенных документов, требующая больших сил, времени и специальной подготовки; 4) коррумпированность работников таможенных органов, которые под различными предлогами вымогают взятки, не пропуская товар через границу. (Этот барьер не является инструментом государственной внешнеторговой политики, государство борется с ним, но, тем не менее, это серьезное препятствие на пути движения товарных потоков.) 2. Технические требования к ввозимой продукции: по технике безопасности, техническим и технологическим стандартам закрывают путь на внутренний рынок иностранной технике из развивающихся стран, которая не может соответствовать высоким нормам. Однако здесь важен принцип равенства в применении данных стандартов по отношению к национальным и иностранным производителям. 3. Ограничения, заложенные в процедуре прохождения контроля качества товаров, их стандартизации (т. е. непризнание иностранных сертификатов качества) и т. д. 4. Нетарифные ограничения, базирующиеся на санитарно-ги-гиенических нормах, требованиях здравоохранения и мерах по охране окружающей среды. Так, в конце 1996 года Китай запретил импорт курятины из 10 штатов США в качестве карантинной меры, призванной не допустить распространения в КНР птичьего гриппа. Таким образом, под угрозой оказался американский экспорт в КНР с годовым оборотом до 500 млн. долл. [17] 5. Требования к упаковке, маркировке товаров. Так, в США нарушение этих правил ведет к запрету ввоза товаров в страну или к их обложению дополнительной пошлиной в размере 10 % таможенной стоимости. [14;c.207] 6. Налоги и налоговая политика. Основной задачей налоговой политики является мобилизация государством финансовых ресурсов Одновременно налоги, воздействующие на цены, прибыли и доходы, широко применяются государством в качестве эффективного средства регулирования экономики, в том числе и внешней торговли. Помимо защиты внутреннего рынка от импорта из-за рубежа помощью количественных и скрытых нетарифных методов торговой политики в практике международной торговли активно используются методы расширения экспорта, большая часть которых основана на прямом или косвенном гарантировании и субсидировании правительством национальных экспортеров. Приобретая разнообразные, зачастую весьма замысловатые формы и осуществляясь через весьма усложненные схемы, финансирование направлено на снижение стоимости экспортируемого товара и повышение тем самым его конкурентоспособности на мировом рынке. Финансирование экспорта может осуществляться как из правительственных источников за счет государственного бюджета, так и за счет всевозможных околоправительственных учреждений (банков, фондов и пр.), а также за счет частного сектора — самих экспортеров и обслуживающих их банков. Финансирование экспорта как метод торговой политики следует отличать от рутинного финансирования и кредитования экспортно-импортных операций, представляющих собой простое предоставление банками оборотного капитала. Для проведения конкретных коммерческих сделок. Финансирование, как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров, Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг. Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета. Субсидия — денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта. По характеру выплат субсидии делятся на: прямые — непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран — суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запрещены правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры: косвенные — скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и прочие. Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт. Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли. Внутренняя субсидия наиболее замаскированный и финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными. Специфическим случаем внутренней субсидии является субсидирование импорта, которое было характерно для России и некоторых других стран с переходной экономикой в начале 90-х годов. Необходимость субсидирования Импорта была вызвана, прежде всего, от директивно контролируемого обменного курса национальной валюты и переходом к плавающему валютному курсу. В результате завышенные валютные курсы резко упали, сделав импорт многих товаров, которые необходимы для поддержания экономического развития страны, невозможным, поскольку они стали слишком дорогими для местных покупателей. В результате правительства были вынуждены финансировать часть импорта за счет государственного бюджета, предоставляя импортные субсидии импортерам. Так, например, в России субсидии на импорт были введены в 1992 годв качестве замены специального (заниженного обменного курса, применявшегося для расчетов с бюджетом при импорте зерна, машин и оборудования, запчастей, компонентов для химической промышленности, медикаментов, детского питания и некоторых других ключевых товаров. Причем часть импортных субсидий не показывалась в расходной части государственного бюджета. Государство продавало валюту импортерам, осуществляющим закупки товаров за счет централизованных валютных средств, по цене в среднем 20% от рыночного курса валюты, а по машинам и оборудованию — 1,6 руб. за доллар. Существовало множество коэффициентов пересчета контрактных цен на импортные товары в рубли. Например, на сахар-песок он составлял 20% (т.е. столько платил импортер, остальное покрывалось государством), масло животное — 22, детское питание — 5%. Импортные субсидии составляли около 13% ВНП и ложились тяжелым бременем на бюджет. На протяжении 7 последующих лет правительство России сокращало бюджетные субсидии как путем уменьшения списков товаров, экспорт которых субсидируется, так и путем увеличения коэффициентов. В начале 1994 года практически весь централизованный импорт был ликвидирован, а импортные субсидии сократились до 4% ВНП. Импортные субсидии, ставным образом на разнице официального и рыночного валютных курсов, существовали в 1992-1993 годов Беларуси. На них тратилось около 3% ВНП. В Казахстане в 1992 году они осуществлялись, кроме того, через централизованный валютный фонд. В Литве, в 1992-1993 годы субсидировался импорт энергоносителей. На Украине в те же годы субсидировался импорт горючего и угля для продажи населению. Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам. Экспортная субсидия — финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт. "Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидированием экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной” улучшает ее условия торговли, снижает цену ее импорта, и увеличивает относительное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная субсидия, вводимая большой страной, производит обратный эффект: ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия торговли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального мира. Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее воздействие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использующей. Таблица 1.3. Импортный тариф и экспортная субсидия
|
|
Импортный тариф
|
Экспортная субсидия
|
Относительная цена импортных товаров на мировом рынке
|
сокращается
|
увеличивается
|
Относительная цена экспорта товаров на мировом рынке ЕС
|
увеличивается
|
сокращается
|
Условия торговли
|
улучшаются за счет других стран
|
ухудшаются в пользу других стран
|
Внутренняя цена импортных товаров
|
увеличивается (снижается в случае парадокса Метцл.)
|
остается прежней
|
Внутренняя цена экспортных товаров
|
остается прежней
|
увеличивается (снижается в случае парадокса Метцл.)
|
Внутренний спрос на экспортные товары
|
остается прежним
|
снижается
|
Внутренний спрос на импортные товары
|
снижается
|
остается прежним |
Учитывая, что экспортная субсидия является дополнительным налоговым бременем для налогоплательщиков, ее применение обычно требует законодательного одобрения. Аргументы, которые высказываются обычно для оправдания экспортных субсидий, сводятся к тому, что они поддерживают занятость в экспортирующих отраслях, улучшают за счет роста экспорта платежный баланс. Экспортные субсидии в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Учитывая разнообразные формы, которые приобретают внутренние и экспортные субсидии, точно определить их размер непросто. В начале 1980 года семь крупнейших индустриальных стран выдавали только экспортных субсидий на 1,5-3 млрд. долл. в год. В 1984-1986 годы внутренние субсидии в США на молоко составляли 66% его продажной цены, в Европейском союзе — 56, в Японии — 82%, на сахар, соответственно, 76, 75 и 72%; в среднем по восьми сельскохозяйственным продуктам (яйца, молоко, птица, говядина, пшеница, сахар, рис, соя-бобы) внутренние субсидии составляли от рыночной цены 35% в США, 49 — в Европейском союзе и 64% — в Японии. Очевидно, что с экономической точки зрения экспортные субсидии не имеют смысла. Их применение основано лишь на политических расчетах правительств. Более того, импортер, обнаружив факт субсидирования экспорта экспортером, вправе ввести компенсационные пошлины. Поэтому зачастую экспортные субсидии маскируют под кредиты иностранным государствам, связанным обязательством приобретать за их счет товары только у поставщиков из страны, которая их предоставила.
Экспортные кредиты
Нередко скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.
Экспортное кредитование (export credit) — метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.
Экспортное кредитование может иметь форму:
• субсидированных кредитов национальным экспортерам — кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;
• государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);
• страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).
Экспортные кредиты бывают:
• краткосрочными — на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;
• среднесрочными — на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования;
• долгосрочными — на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов. По оценкам МВФ, в 1988-1993 годы объем экспортных кредитов утроился и достиг к 1994 году порядка 400 млрд. долл. На экспортные кредиты приходится пятая часть всего внешнего долга развивающихся и переходных стран. Экспортное кредитование сильно сконцентрировано на небольшой группе стран: 10 стран получают 63% всех экспортных кредитов.
Австрия, ФРГ и Нидерланды осуществляют экспортное кредитование через частные компании (соответственно, ОеКВ, Hermes, NCM). В США в середине 30-х годов был специально создан Экспортно-импортный банк (Эксимбанк) с целью предоставления льготных кредитов американским экспортерам и кредитов зарубежным импортерам пси условие приобретения ими американских товаров. Льготное кредитование обеспечивает примерно 10% американского экспорта и по 45% экспорта Японии, Франции и Великобритании. В значительной степени своим успехом на международных рынках корпорация “Боинг” обязана льготным кредитам Эксимбанка, за счет которых иностранные государства приобретали ее самолеты.
В 1993 году Россия и другие страны бывшего СССР стали в совокупности крупнейшим получателем экспортных кредитов в мире — около 48% от общего объема кредитования. За ними следовали Китай (32%), Бразилия (22%), Мексика (21%). Практически все двусторонние межправительственные кредиты, получаемые Россией от иностранных государств, имеют связанный характер, то есть обусловлены закупкой определенных товаров
Товары могут рассматриваться как форма торговой поли Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка.
Демпинг— метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.
Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:
Спорадический демпинг — эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает дилемма — либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешний рынок.
Преднамеренный демпинг— временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.
• Постоянный демпинг — постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой.
• Обратный демпинг - завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.
• Взаимный демпинг — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.
Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга. По американскому закону, например, демпингом считается продажа товаров на американский рынок по ценам “ниже справедливых”, наносящая ущерб национальной промышленности. Разумеется, большие сложности возникают при определении справедливого уровня цены на тот или иной товар. Для этого проводят специальное расследование и сравнивают предполагаемые демпинговые цены с ценами на данный или аналогичный ему товар, преобладавшими в течение определенного предшествующего периода в стране, где осуществляется демпинг, или на рынках третьих стран. Серьезным доказательством демпинга является продажа товаров по ценам ниже издержек производства. По результатам расследования, если факт демпинга доказан, страны вправе вводить односторонние торговые ограничения в виде антидемпинговых пошлин.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
© 2009 Все права защищены. |