реферат, рефераты скачать
 

Внешнеторговая политика Республики Беларусь


Антидемпинговая пошлина — временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рын­ках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных пос­ледствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.                     

Обвинения друг друга в демпинге являются традиционным приемом торговой полити­ки развитых стран. Например, с начала 80-х годов каждые 5 лет только против американских корпораций выдвигается более 100 обвинений в демпинге, тогда как сами США выдвига­ют более 350. Страны Европейского союза выдвигают порядка 280 обвинений в демпинге своим торговым партнерам, но в то же время около 200 исков предъявляется им. Широко известен случай с обвинением ФРГ американскими производителями стали в демпинге стали на американский рынок в начале 80-х гг.: внутренняя цена западногерманских галь­ванизированных стальных листов составляла 617 долл. за т, тогда как в США они про­давались по 437 долл. за т. Сумма демпинга составляла 180 долл. за т, большую часть которой западногерманские производители получали в качестве дотации от правительст­ва. Департамент торговли США пригрозил ввести антидемпинговые пошлины на импорт стали из ФРГ, в результате чего германское правительство решило “добровольно” огра­ничить экспорт стали немецкими предприятиями в США.

В практике стран с переходной экономикой обвинения в демпинге были связаны в основном с сильными различиями в системе ценообразования и постепенностью процесса перехода на свободное ценообразование на внутреннем рынке. Например, Россия неод­нократно в начале 90-х годов обвинялась в демпинге алюминия на мировой рынок, что было связано даже не столько с государственным субсидированием алюминиевой промышлен­ности, которое тоже имело место, сколько со значительным разрывом в уровне внутрен­них и мировых цен, который остался от централизованно планируемой системы. Под угрозой применения антидемпинговых процедур Европейским союзом Россия была вы­нуждена ввести квоты на экспорт алюминия.

B      числе      нетарифных      средств регулирования международной торговли находятся    правовые    инструмен­ты, которые в подробностях изучают­ся  международным  правом,  но тесно связаны   с   международной   экономикой.

На двусторонней основе торговые отношения между государствами регулируются с помощью торговых догово­ров и соглашений, которые заключаются между странами на уровне исполнителя  и подлежат ратификации законода­тельной властью (парламентами). Они заключаются обычно на 5-10 лет и подлежат периодическому пересмотру и продлению участвующими сторонами.

В практике регулирования междуна­родной торговли наиболее часто ис­пользуются следующие режимы:

Режим наибольшего благоприят­ствования — РНБ  - условие, закреплен­ное   в   международных   торговых   со­глашениях,   предусматривающее   пре­доставление договаривающимися сторо­нами друг другу всех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется и/или бу­дет пользоваться любое третье государ­ство. Принцип РНБ включен в условия ВТО и считается основой создания не­дискриминационного режима в между­народной торговле.

Национальный режим - режим экономических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет иностранным физическим и юридичес­ким лицам режим не менее благоприят­ный, чем режим для своих юридичес­ких и физических лиц. Чаще всего национальный режим используется в отношениях между странами—членами интеграционных группировок и приме­нительно к вывозу капитала.

В практике международных экономи­ческих   организации   системы   ООН иногда используется понятие справед­ливого и недискриминационного режи­ма, который не имеет четкого опреде­ления и используется в основном как напоминание о совершаемой неспра­ведливости в торговой или иной экономической сфере. В большинстве торговых договоров, подписываемых стран ми на двусторонней основе, содержите положение о применении РНБ, который стал универсальным правилом поддерживается ВТО. Например, к с редине 90-х годов  Россия  подписал пятилетние торговые соглашения с 13 странами мира, с Европейским союзом и через него со всеми входящими в него странами.  126 соглашений содержал пункт о применении РНБ во взаимной торговле. Эти соглашения имеют разные названия — Соглашение о торговых отношениях с США, Соглашение торговле и платежах с Ливаном, Соглашение о торговле и экономическом со трудничестве с Индией, Долгосрочно соглашение о товарообороте и платежах с Гвинеей, Соглашение о торговом коммерческом   и   экономическом   со трудничестве с Европейским союзом и т.д.  Из РНБ существуют изъятия, но только в следующих рамках:

* Изъятия для соседних стран целью облегчить приграничную торговлю. Такая торговля составляет менее 1% от мировой торговли, и изъятие, распространяющиеся на нее, не оказывают сколько-нибудь существенного воздействия на политику РНБ в целом;

* Изъятия и преимущества, выдающиеся из соглашений о создании таможенных союзов и зон свободной торговли нескольких стран. В рамках интеграционных группировок осуществляется до 40% международной торгов­ли. Страны, предоставившие опреде­ленные торговые льготы друг другу в рамках таких группировок, вправе не распространять их на третьи страны. Хотя в соответствии с правилами ВТО это и не считается нарушением принци­па РНБ, искажающее влияние соглаше­ний о создании таможенных зон на сам принцип РНБ очевидно.

Изъятия для развивающихся стран в рамках Общей системы префе­ренций (ОСП) — действующая с 1971 года система таможенных льгот, предос­тавляемых развитыми и переходными странами развивающимся в виде отмены torn значительного снижения тарифов на импорт товаров из этих стран.

2. Организация внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой

2.1. Внешнеторговая политика в странах Восточной Европы на примере Польши и Эстонии


Как было отмечено выше внешнеторговая стратегия страны складывается под влиянием множества факторов, часто разнонаправленных: состояния экономики, торговых и пла­тежных расчетов с другими государ­ствами, тенденций изменения конкуренции и т.д. Все это создает сложную и подвижную структуру внешней тор­говли, в результате которой формиру­ются либо внешнеторговые доктрины, либо преобладающие в тот или иной момент линии внешнеторговой поли­тики. Мировой рынок - это сложная, многоярусная, динамичная и все бо­лее конкурентная система. Каждая страна, включающаяся в эту стремящу­юся к равновесию (постоянно наруша­ющемуся благодаря появлению новых товаров и услуг) систему, вынуждена приспосабливаться к тому конкретно­му состоянию, которое существует на данный момент.

Конкуренция заставляет производите­лей постоянно обновлять технологию производства, снижать издержки, улуч­шать потребительские свойства продук­ции Причины изменения внешнетор­говых позиций международные экспер­ты рекомендуют искать прежде всего в области конкурентоспособности. Успе­хи одних стран в этом направлении не­гативно влияют на внешнеторговую де­ятельность других стран.

ПОЛЬША. Одним из факторов, определивших курс внешнеторговой политики Польши, является усиление связей с интеграционными группировками Западной Европы на базе трех договоров:

·                Европейского договора, обеспечивающего Польше статус ассоциированного члена ЕС;

·                договора о свободной торговле со странами Центральной Европы;

·                договора о свободной торговле со странами ЕАСТ.

Рубеж 1995 года зафиксировал снятие большинства барьеров на пути продвижения польских товаров на рынки ЕАСТ и ЕС. С этого момента Польшей взят курс на либерализацию промышленного импорта. Процесс полного устранения импортных барьеров завершится к 2001 году. Либерализируя взаимную торговлю с ЕАСТ, Польша тем самым последовательно включается в процесс формирования Зоны свободной торговли, оформление которой завершится к 2002 году. В вопросах поставки сельскохозяйственных товаров применяется селективная и частичная либерализация, касающаяся снижения таможенных пошлин и других барьеров для нескольких групп товаров. Данный товарный рынок, следует признать, не подвержен полной либерализации, а лишь допускает частичное устранение торговых барьеров.

Со стратегической точки зрения, глобальной целью торговой политики Польши является усиление связей с ЕС, поскольку этот рынок несет в себе решение задач в обороте капитала, перемещении рабочей силы и приближении законодательного режима Польши к нормам ЕС.

Не прерываются торговые связи Польши с бывшими странами СССР. Сферами торгового сотрудничества явились: таможенная, взаимная защита инвестиций, устранение двойного налогообложения и т.д. В результате отмеченного, торговый оборот Польши со странами бывшего Союза возрос более чем в 5,8 млрд. долларов в 1999 году.

Для сравнения следует отметить, что в 1993 году он составлял приблизительно 3 млрд. долл. Распределение торгового оборота между этими странами по мере убывания можно представить следующим образом: Россия -5,1 млрд.долл., Украина - 1,2 млрд.долл., Беларусь -0,7 млрд.долл., Литва - 0,34 млрд.долл., Узбекистан -0,16 млрд.долл., Казахстан - 0,1 млрд.долларов.

Внешняя торговля Польши до 1989 оставалась монополией государства. С середины 1950-х до начала 1990-х годов стоимость импорта Польши увеличилась более чем в 20 раз (за исключением растущего медленнее ввоза продовольствия), но сама структура импорта страны осталась стабильной. С середины 1980-х годов стоимость экспорта росла такими же темпами, как и стоимость импорта, с небольшим отрицательным сальдо торгового баланса. В 1996 на топливо приходилось 8% общей стоимости импорта, на машины, оборудование и средства транспорта – 32%. Сельскохозяйственная продукция составляет 19% общей стоимости импорта, а потребительские промышленные товары – 9%. Основными статьями импорта являются нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов и сталь, железная руда, металлообрабатывающие станки, пшеница, хлопок. [41;c,78]

В то время как структура импорта изменилась незначительно, состав экспорта изменился самым существенным образом. Доля топлива, сырья и полуфабрикатов сократилась с 64% общей стоимости экспорта в 1956 до 31% в 1981. За этот же период доля станков и машин, промышленного и транспортного оборудования в экспорте возросла с 16% в 1956 до 49% в 1981. Экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия уменьшился с 12% до 6%, а промышленных потребительских товаров (таких, как одежда и хозяйственные товары) вырос к середине 1970-х годов с 7% до 15%. Наиболее существенное изменение в структуре экспорта состояло в сокращении доли угля и кокса: в 1949 на них приходилась почти половина стоимости экспорта, а в 1981 – только 10%.

До конца 1980-х годов примерно половина объема внешней торговли Польши приходилась на страны советского блока – около 46% всего экспорта и 52% импорта в 1986. СССР был главным торговым партнером Польши: в 1986 на него приходилось почти 23% ее импорта и 25% экспорта. В течение последующих 10 лет география внешней торговли Польши сильно изменилась. Основными странами-импортерами стали Германия (24,9% всего импорта), Италия (9,8%), Россия (6,0%), Великобритания (5,8%), США (4,4%) и Нидерланды (3,9%). Порядок стран-экспортеров такой: Германия (34,6%), Россия (6,8%), Италия (5,3%), Нидерланды (4,8%), Франция (4,4%) и Великобритания (3,8%).

В 2000 объем экспорта Польши составил 27,2 млрд. долл., из них 70% приходилось на страны Европейского союза; объем импорта – 38,9 млрд. долл. В 1998 стоимость экспорта превысила стоимость импорта. [41]

Примечателен факт, что с октября 1996 года таможенная декларация Болгарии была заменена единым документом Европейского Союза, а также с 1.12.1996 г. Болгария вступила в ВТО. При этом учтены обязательства Болгарии по преференциальным торговым соглашениям с Европейским Сообществом, ЕАСТ и соглашений о формировании Зоны свободной торговли со Словакией, Словенией и Чехией. Торговая политика Болгарии преимущественно основана на экспортной ориентации. В товарной структуре экспорта значительная доля приходится на металлы и металлоизделия - 19%, химическую продукцию - 15%, продукты питания - 13%, машины и оборудование - 9%. Кроме того, Болгария экспортирует текстиль, минеральные продукты, транспортные средства, пластмассу и т.д. В структуре импорта преобладают минеральные продукты - 25%, машины и оборудование - 15%, химическая продукция - 12%, текстильные изделия - 9%. Основными партнерами являются Россия и Украина; Германия и Италия; Греция, Македония и Турция, на долю которых приходится более 50% товарооборота. В целом, в структуре внешней торговли Болгарии доля европейского Сообщества составила 41%, в структуре Центральной и Восточной Европы - 36% и на неевропейскую структуру приходится 23%.

Итак, либерализация экономики в странах Восточной Европы затруднила финансовое положение отечественных производителей (снятие импортных барьеров и льготный режим функционирования для иностранных инвесторов), и в конце концов дискриминировала восточноевропейские компании. В отличие от этого, наиболее позитивным представляется опыт азиатских стран, в том числе и Сингапура, где стратегия либерализма с массовым привлечением иностранного капитала сопровождалась усиленной поддержкой отечественных товаропроизводителей при жестком контроле уровня заработной платы и инфляции.

ЭСТОНИЯ.   Среди стран бывшего СССР по степени открытости своей экономики и по параметрам экономического развития особое место занимает Эстония. Начатые здесь с 1994 года реформы к настоящему времени получили определенную качественную содержательность. Кардинальная пере стройка торговой политики в определенной мере обусловливалась исторически сложившимся размещением крупных перерабатывающих блоков, которые находились в сырьевой зависимости, а произведенная продукция централизованно распределялась. Учитывая узость внутреннего рынка для потребления собственной массы товаров, эстонская экономика сделала ставку на экспортную ориентацию.

Однако, период начала реформ переплетается с интенсивным спадом производства из-за разрыва хозяйственных связей. В этих условиях правомерной становится политика либерализации внешней торговли. Несмотря на снижающиеся темпы роста экспорта (1993г. - 192,5%, 1996 г. - 119%), доля ее в структуре ВВП имеет тенденцию к росту с (69% в 1993 г. до 79% в 1996 г.), что обусловлено высоким уровнем производительности труда, конкурентоспособностью продукции и др.

Либерализация внешней торговли дала импульс активному развитию импорта, поскольку он обеспечивает солидную долю внутреннего спроса. Так, если в 1993 году этот показатель был на уровне 70%, то к 1996 году он повысился на 6%. Либерализация внешней торговли обусловила ряд структурных изменений в экспортно-импортной политике, в частности, территориального характера (с тяготением торговли к западным рынкам) и товарно-номенклатурного характера (приспособление к западному рынку стимулировало спрос на экспорт сырья и полуфабрикатов с высокой степенью материалоемкости, а также продукции машиностроения и металлообработки. Активизация реэкспорта предопределилась ростом импорта деталей, узлов для машин и приборостроения). Сравнительное преимущество промышленного производства Эстонии в экспортных операциях повлекло рост реэкспорта, доля которого в стоимости экспорта превысила 30%.

Для стабилизации внешней торговли с начала перехода к новому этапу развития правительство Эстонии использовало различные инструментарии торговой политики. 1990-1991 г. в условиях тотального дефицита был использован механизм ограничения спроса сотен товарных позиций квотированием и лицензированием. Начавшаяся либерализация существенно ограничила их масштабы, оставляя под защитой сланец, глину, кварц. Однако перечень товаров, на которые были установлены импортные тарифы, остается обширным. Среди экспортных товаров таможенными пошлинами облагались предметы художественной и исторической направленности. Многие товары свободно лицензировались. Переориентация торговли Эстонии приоритетным выделила взаимосвязь с Европейским Сообществом, а заключенным договором о свободной торговле установила режим беспошлинной торговли. Тем не менее, Европейское Сообщество квотировало продовольствие, продукцию легкой промышленности. Причем для последней устанавливался более свободный доступ в случаях, если две конечные стадии обработки производились предпринимателями Эстонии. Аналогичные договора о свободной торговле были подписаны и с ЕАСТ.

Современный этап развития экономики Эстонии в числе крупных партнеров определил страны СНГ - сюда поставляется 25% продукции. Россия среди всех стран является вторым государством-партнером после Финляндии. Следует отметить, что в 1993 году доля стран СНГ в экспорте составляла более 30%. Если в 1992 году страны СНГ в структуре импорта составили приблизительно 40%, то в 1996 году их доля сократилась до 16,8%, а Россия стала вторым по значимости партнером. Страны Восточной Европы по причине сходства структуры производства и несложившегося механизма региональной производственной кооперации занимают как в экспорте, так и в импорте третье место после ЕС и СНГ.

Упор на создание открытой экономики в сочетании с использованием системы макроэкономического регулирования во многом предопределил достаточно длительный и болезненный характер преодоления Эстонией этапа кризисного развития и создания условий для стабилизации.

Внешнеторговая политика сыграла на этом весьма противоречивом этапе реформ довольно неоднозначную роль. С одной стороны, она стала инструментом реализации не самой оптимальной модели перехода Эстонии к рыночной экономике. С другой стороны, в рамках реально выбранного курса она объективно явилась одним из основных источников ресурсов для поддержания экономики страны “на плаву” и, кроме того, важнейшим инструментом начала интеграции (пусть несовершенной) большинства ее сегментов в систему рыночных связей. Во многом за счет импорта было обеспечено решение одной из задач начального периода реформ – насыщения потребительского рынка страны.

Таблица 2.1

Структура экспорта и импорта Эстонии в 2000 – 2001 годах (в % от общего объема)

экспорт


Импорт


Текстиль
машины и оборудование
древесина
химическая продукция
пищевые продукты

14,2
13,4
11,4
8,8
7,8

Машины и оборудование
минеральное сырье
текстиль
химическая продукция
пищевые продукты

21,9
9,8
9,4
9,2
8,4

Таблица 2.2

Внешнеторговые основные контакты Эстонии в 2000 – 2001 годах основном (в миллионах крон):

Экспорт

в %

импорт

в %

Страны Европейского Союза

12768,9

51,1

24967,6

64,8

СНГ

6265,9

25,1

6496,1

16,8

Латвия, Литва

3502,2

14,0

1351,2

3,5

Европейская Свободная торговая ассоциация

699,2

2,8

832,0

2,2

Северо-Американская Свободная торговая ассоциация

576,8

2,3

1016,3

2,6

Страны Центральной и Восточной Европы

348,2

1,4

978,6

2,5

В 2000 году общий внешнеторговый оборот составил 101,7 млрд. крон, что на 59% больше, чем в 1996 году. Из этого количества товаров и услуг было экспортировано на сумму 40,4 млрд. крон, рост по сравнению с 1999 годом составил 62%. Прирост импорта за этот же период составил 58%. В первом полугодии импорт развивался активнее, во втором полугодии существенный перевес был на стороне экспорта, что и дало более высокий темп роста экспортной части внешнеторгового оборота. Внешнеторговый дефицит в 2000 году составил 20,9 млрд. крон, что на 7 млрд. больше, чем в 1999. [50]

Таблица 2.3

Основные внешнеторговые партнеры Эстонии (в % от общего объема)

экспорт


Импорт


Россия
Финляндия
Швеция
Латвия
Литва

18,7
15,7
13,5
8,7
6,1

Финляндия
Россия
Германия
Швеция
США

23,4
14,4
10,1
9,1
3,8


Среди государств NAFTA (Северо-Американская Свободная торговая ассоциация) - США с большим перевесом (доля составила 86%, рост объема экспорта 17%) сохранили первое место. Резко (в 15 раз) увеличился экспорт в Мексику (доля 6%), который складывается, прежде всего, из одноразовых поставок. Торговый баланс с государствами NAFTA в 2,3 миллиарда крон был отрицательным и составил 53% от баланса ассоциаации.

Доля государств CEFTA (Ассоциация Свободной Торговли Стран Центральной Европы) является самой малой, хотя в очередности государств произошли большие изменения. В прошедшем году Польша импортировала из Эстонии всего лишь 60% от импорта данного объединения, хотя годами ее доля была в пределах 80%; доля Польши в общем товарообороте внутри ассоциации снизилась до 52%. Наиболее всего снизился экспорт продуктов питания (84%), химтоваров (75%), древесины (36%), а также машин и оборудования (80%). В то же время, экспорт в Венгрию увеличился примерно в 6 раз. Доля Венгрии в ассоциации возросла по сравнению с прошлым годом с 5% до 27%. Торговый баланс с государствами CEFTA в 1,3 миллиарда крон был отрицательным и составил 57% от товарооборота ассоциации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.