реферат, рефераты скачать
 

Экономика Испании


Экономика Испании

МинЭнерго РФ


Санкт-Петербургский Экономико-технологический колледж имени Д.И. Менделеева

 

 

 










 

 

Реферат

На тему « Экономика Испании »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        Выполнила: Хаврошина Е.А.

Гр.321

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С-Пб 2005

Содержание

 

                                                                                                           стр.

1. Экономическое и политико-географическое

 положение страны.................................................................................................3

2. Развитие экономики и её стабилизация.........................................................3

  2.1 Зарождение экономики..................................................................................3

  2.2 Испания в 20ом веке......................................................................................4

  2.3 Испания в новом столетии...........................................................................11

3. Внешнеэкономическая деятельность.............................................................11

  3.1. Факторы, влияющие на развитие экономики Испании........................13

  3.2 Рынок труда.....................................................................................................14

  3.3 Туризм...............................................................................................................16

4 Внешние экономические связи.........................................................................16

  4.1 Инвестиции......................................................................................................17

5. Перспективы развития......................................................................................18

6. Заключение..........................................................................................................22

Список литературы................................................................................................24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическое и политико-географическое положение страны.

Испания занимает территорию площадью 505955 кв. км и входит, таким образом, в число 50 крупнейших в мире стран по территории.

Большая часть территории расположена на Пиренейском полуострове, остальная часть - около 12500 кв. км приходится на острова - Балеарские и Канарские, еще более 32 кв.км занимают города Сеута и Мелилья, расположенные на африканском побережье.

Нахождение Пиренейского полуострова на юго-западе Европы и его удалённость от африканского континента расстоянием всего лишь в 14 км обеспечивают Испании большое стратегическое значение: с одной стороны, выход в Средиземное море, с другой - роль перекрестка на пути в Африку и Америку.

Полуостровное расположение значительной части Испании объясняет и наличие у неё обширных побережий - вдоль Атлантического океана и Средиземного моря.

Эта страна находится на пересечении важных морских и воздушных путей, связывающих Европу с Африкой и Америками. Особое значение имеют средиземноморское положение и относительная близость нефтегазоносных районов Северной Африки и Ближнего Востока. Это способствует развитию крупных приморских промышленных комплексов на базе привозного сырья и прежде всего нефти. Благодаря прогрессу транспорта система Пиренейских гор перестала быть серьезным препятствием для сухопутных связей с западноевропейскими странами.

Стратегическое положение вдоль Гибралтарского Пролива в свое время позволяло Испании быть владычицей Средиземного моря. Во многом благодаря этому Испания стала родиной многих великих мореплавателей и первооткрывателей.

 

2.Развитие экономики и её стабилизация

2.1 Зарождение экономики

Экономика Испании зародилась за несколько столетий до нашей эры, когда народы восточного Средиземноморья основали колонии на испанском побережье, чтобы контролировать торговые пути, пересекавшие Пиренейский п-ов. Победив своих соперников, Рим во 2 в. до н. э. установил господство в этом регионе, которое удерживал на протяжении более 600 лет. Между метрополией и Пиренейским п-овом развивалась торговля, римляне добывали полезные ископаемые и совершенствовали сельское хозяйство. Крах Римской империи и нашествие варварских народов с севера привели к упадку экономики, основанной на колониальной торговле.

В 8 в., когда большая часть Пиренейского п-ова была захвачена мусульманами, христианские королевства на севере вернулись к примитивному натуральному хозяйству, основанному на выращивании пшеницы и овцеводстве, что было характерно для других европейских стран в раннем Средневековье. В тех районах, где доминировали мавры, процветало товарное хозяйство, которое достигло вершины развития в 10 в. В 13–15 вв. мусульманские государства на Пиренейском п-ове постепенно утратили свою мощь.

В 16–17 вв. произошло политическое (но не экономическое) объединение Испании, а также открытие Америки Колумбом. Поток золота и серебра, хлынувший из Нового Света, на короткое время обеспечил расцвет экономики Испании, за которым последовал затяжной период инфляции и упадка, завершившийся финансовым крахом 1680. Отчасти это произошло из-за того, что значительная часть населения находилась на военной службе. Рост цен предопределил подорожание испанских товаров, что привело к сокращению экспорта, и торговый баланс стал весьма неблагоприятным, так как отечественные товары замещались более дешевыми импортными. Одной из причин была продолжительная вспышка религиозной нетерпимости, сопровождавшаяся изгнанием испанских евреев и мусульман, внесших огромный вклад в экономику страны.

В XVIII веке Испания начала усваивать технологические нововведения, которые стали общепринятыми в Западной Европе. Американские колонии представляли собой обширный рынок для товаров расширившегося испанского мануфактурного производства, которое быстро развивалось в Каталонии и Стране Басков. Нашествие Наполеона и утрата американских колоний в 19 в. ввергли Испанию в очередной период застоя.


2.2 Испания в 20ом веке

В 20 в. Испания вошла со слабо развитой промышленностью, а в экономике в основном господствовал иностранный капитал. Это была аграрная страна, славившаяся маслинами и оливковым маслом, а также отличными винами. Промышленность специализировалась в основном на производстве тканей и обработке металлов.

После второй мировой войны Испания осталась в стороне от мирового сообщества, как страна с фашистским режимом. По этой же причине США не предоставили стране экономическую помощь (план Маршалла). Страна стала развивать замкнутую самодостаточную экономику. Это повлекло высокую степень вмешательства государства в рынок, введение ввозных пошлин, фиксированный валютный курс, увеличение доли государственной собственности.

С 1950-х годов Испания стала превращаться из аграрной страны в страну индустриальную. По объему промышленной продукции она занимает пятое место в Европе и восьмое – в мире.

В начале 1960-х годов был принят стабилизационный план, позже известный как «испанское чудо». С 1960 по 1974 г. экономические показатели росли в среднем на 6,6% в год. Это было выше, чем у любой другой страны мира (за исключением Японии).

Экономическое чудо случилось в период наивысшего подъема западных стран и имело внешнее происхождение. Три фактора обеспечили рывок испанской экономики:

·        Зарубежные инвестиции. Как только были сняты ограничения государства для инвесторов, США и ФРГ стали основными источниками инвестиций;

·        Туризм. Подъем национальных экономик развитых стран Запада привел к росту уровня доходов. Увеличилось число людей, имеющих возможность совершать иностранные поездки. Испания, обладая прекрасными пляжами, теплым климатом и высоким уровнем сервиса стала основным мировым центром туризма;

·        Денежные переводы эмигрантов-рабочих. С 1959 по 1974 г. более 3-ех миллионов испанцев покинули страну в поисках работы. Подавляющее большинство уехало в Швейцарию, Западную Германию и Францию. Эти рабочие-эмигранты только за один 1973 г. перевели домой около 1 млрд. дол.

Эволюция испанской экономики за последние десятилетия характеризуется прогрессирующей открытостью внешнему миру и её полной интеграцией в международную экономику. Этот процесс начался в конце 50-х годов с “Плана либерализации”, продолжился затем в рамках Предпочтительного Договора с ЕЭС 1970 года, и важной формальной кульминацией стало вступление Испании в Европейское Сообщество в 1986 году. Испанская экономика пережила период быстрого распространения и создания рабочих мест за годы, последовавшие за нашим вступлением в ЕЭС. В то же время, испанские производственные структуры подверглись быстрой модернизации перед лицом конкуренции извне. Наиболее динамичные предприятия и потребители выиграли от создания этого огромного общеевропейского рынка. В июне 1989 г. песета стала частью Европейской Валютной Системы, а в феврале 1992 г. Испания сняла абсолютно все ограничения на перемещение капиталов.

Экономический спад, разразившийся в начале 1990-х годов, был отчасти связан с дефицитом платежного баланса после 1989. Хотя доходы от туризма и снизили этот дефицит в 1992, особенно благодаря проведению летних Олимпийских игр в Барселоне и всемирной выставки «Экспо-92» в Севилье, в этом секторе экономики проявились признаки застоя. Большинство инвестиций продолжали направляться в традиционно привилегированные районы (Барселона, Мадрид) в ущерб депрессивным районам (Астурия). Неэластичный рынок труда продолжал тормозить попытки сокращения высокого уровня безработицы.

Несмотря на всё это, в начале 90-х годов начали появляться симптомы экономического перенапряжения, отразившиеся в наметившейся инфляции и ухудшении платёжного баланса. Испанская экономика пережила последствия этого в виде экономического спада (в 1993 г. в ВВП отмечено отрицательное сальдо в размере 1,2%), сокращении занятости и последующей девальвации песеты.

В 1994 г. Испания вновь вступила в фазу относительного восстановления, хотя всё ещё страдала от последствий, вызванных скоротечной, но интенсивной экономической депрессией. Полное возвращение на путь экономического развития произошло в 1996 году, в значительной степени благодаря либеральным реформам, проведённым в жизнь новым Правительством, сформированным после выборов в апреле 1996 года.

В экономическом развитии Испании за 1991-1997 гг. четко прослеживаются два различных по тенденциям и результатам периода. Пер вый (1991-1993) характеризовался циклическим спадом промышленно то производства и  последующей глубокой депрессией, охватившей практически все сферы экономики. После достижения в 1993 г. низшей точки хозяйственного спада экономика Испании с 1994 г. вошла в период стабилизации и развития. Начавшееся оживление к концу 1995 г. перешло в фазу подъема, продолжавшуюся на протяжении всего 1997 г. Темпы прироста ВВП за 1994-1997 гг. составляли более 37г ежегодно против 2,7% в среднем по ЕС.

Первоначально главным конъюнктурообразующим фактором являлся экспорт, воздействие которого с начала 1996 г. уступило место внутреннему потреблению. Темпы роста экспорта превышали за последние три года У/о, что явилось самым высоким показателем по ОЭСР. В структуре внутреннего потребления наиболее высокой динамикой характеризовались частные инвестиции.

Как и в большинстве других европейских стран, частное потребление и спрос, несмотря на начавшийся процесс оздоровления экономики. росли относительно более медленно. Сокращение личных доходов почти на 19т обусловлено замораживанием темпов роста заработной платы и уменьшением социальных расходов в ходе реформирования системы выплат пособий по безработице.

После резкого инвестиционного спада в 1993 г. среднегодовые темпы роста валовых частных капиталовложений, прежде всего в строительство, офисное оборудование и компьютерную технику, поднялись до 7%. В связи со снижением кредитных ставок, в том числе и в сфере ипотеки, среднегодовые темпы роста строительства увеличились за последнее семилетие на 31% , самым динамичным компонентом кредитных ресурсов стали индивидуальные займы на строительство жилья, которые послужили решающим фактором строительного бума.

Рост капиталовложений сопровождался ростом прибылей частных компаний, чему в значительной мере способствовали рост внутреннего потребления, сокращение финансовых издержек и издержек на заработную плату.

В 1994-1997 гг. среднегодовые темпы роста экспорта составляли почти 13% против 5,3% за предшествующий четырехлетний период. Это явилось прямым результатом неоднократной девальвации песеты. принятия системы мер по стимулированию промышленного экспорта. растущего спроса со стороны стран - членов ЕС на повысившие свою конкурентоспособность испанские товары.

В структуре экспорта по-прежнему выделяется группа полуфабрикатов (40% стоимостного объема вывоза), а также группа промышленных товаров, темпы роста которой, начиная с 1994 г. в среднем ежегодно превышали 20%. Увеличение экспорта сопровождалось ростом импорта, динамика и доля которого в ВВП свидетельствует о высокой зависимости экономики страны от ввоза энергоресурсов и полуфабрикатов. Импорт потребительских товаров рос более медленными темпами.

За истекший семилетний период 68,7% экспорта направлялось и ЕС, 4,9- в США, 1,3 - в Японию, 16,9%- в развивающиеся страны. Импорт распределялся следующим образом (в %) : ЕС - 60,9, США - 7,3. Япония - 3,6, развивающиеся страны - 18,8.

Российско-испанская торговля пока занимает скромное место: нс более 1% совокупного объема продаж этих стран за границу. Свыше 40% всего испанского экспорта в Россию - продукты питания. 3/4 им порта Испании из РФ составляют в основном сырьевые товары и полуфабрикаты. Подписание Временного соглашения о торговле между Европейским союзом и Россией (во время председательствования Испании в ЕС в 1995 г.). а также целого ряда других важных документов в том числе Договора о дружбе и сотрудничестве между двумя страна ми (во время визита президента России Б. Ельцина в Испанию в 1994 г. ) создают надежную правовую основу для дальнейшего развития двусторонних отношений.

Расширяются связи между нашими странами в туризме. За последние годы Испанию в среднем ежегодно посещают свыше 120 тыс. российских туристов. Доходы Испании от туризма составляют около 4^ ВВП. Постоянно увеличивающиеся нетто-доходы от этой деятельности наряду с уменьшением (в' 1,8 раза) торгового дефицита стали решающим фактором резкого сокращения отрицательного сальдо баланса по текущим операциям, которое за последние 3 года ни разу нс превысило 1% ВВП.

Официальные резервы сократились с 44.8 млрд долл. в 1994 г. до 36,8 млрд в 1997 г. (эквивалент пятимесячного объема импорта). Сокращение резервов было бы еще большим, если бы правительство не увеличило их за счет краткосрочных внешних займов (на сумму около 3 млрд песет), чтобы профинансировать бюджетный дефицит.

Экономический подъем способствовал увеличению темпов роста занятости населения и сокращению безработицы с 24,6% в конце

1993 г. до 21,9% в 1997 г., однако этот показатель по-прежнему является самым высоким в ОЭСР. Быстрее всего росло число занятых в строительстве, медленнее - в сфере услуг, поглощающей почти 60% экономически активного населения. Незначительный рост занятости промышленности начался с конца 1995 г. В аграрном секторе она продолжала снижаться. Замораживание заработной платы привело к снижению затрат на одного занятого в реальном исчислении почти на 2,5% за последние 3 года.

Темпы роста инфляции сократились с 11,4% в 1991 г. до 3,9% в 1997 г., хотя цены на продовольственные товары несколько поднялись Достижению положительных экономических результатов в значительной мере способствовала эффективная макроэкономическая и структурная политика правительства.

Болевые точки экономики Испании в 90-х годах - несбалансированность государственного бюджета, инфляция и структурная безработица, показатели которых начали расти с середины 70-х годов. Поэтому в рассматриваемый период основной целью бюджетной политики испанского правительства являлось сокращение бюджетного дефицита до критериев, установленных Маастрихтскими соглашениями.

Для этого надо бы увеличить доходную часть бюджета без принятия каких-либо специальных экстремальных мер, сократить резко возросшие текущие расходы, ввести систему мониторинга государственных расходов, проводить адекватную денежно-кредитную политику

Одна из главных заслуг правительства - поэтапное проведение самой глубокой за всю историю страны налоговой реформы с целью более справедливого распределения налогового бремени, демократизации, модернизации и адаптации системы налогообложения к требованиям и нормативам ЕС. Реформа, в частности, предусматривала введение налога на собственность и наследство; прогрессивной шкалы налогообложения с доходов физических лиц; налога на добавленную стоимость вместо множества других видов налогов и поборов; модернизацию системы социального страхования, а главное создание более эффективной системы сбора налогов, фискального инспектирования. предусматривавшей исключительно жесткие штрафные санкции к неплательщикам налогов (вплоть до 6-летнего тюремного заключения. Это позволило за сравнительно короткий промежуток времени обеспечить самый высокий в ЕС прирост налоговых поступлений в казну. В 1991-1997 гг. их доля в ВВП составляла в среднем около 40% против 30% в 1980 г.

В настоящее время основной объем бюджетных поступлений дают налог на прибыль компаний (составляющий 35%), подоходный налог с физических лиц (для резидентов он составляет от 2 до 25%) и налог на добавленную стоимость (с 1966 г. - 15%), т.е. налоги, финансирующие систему социального страхования. В Испании ставка этого налога для работающих равна 6%. Дополнительно к этому, как и в большинстве других европейских стран, налоги в фонд социального страхования обязаны платить и предприятия. Обычно они исчисляются в размере 22% общей суммы выплаченной заработной платы.

Поскольку уже к началу 90-х годов реформирование налоговой системы привело к значительной фискальной консолидации, перспективу дальнейшего роста доходной части бюджета правительство связывало не с увеличением ставок налогообложения, а прежде всего с активным поощрением экономической деятельности с помощью инвестиционных льгот и кредитов экономической деятельности и появлением новых налогоплательщиков (физических и юридических лиц) вследствие естественного роста населения, создания новых предприятий и фирм, а также доходов от приватизации предприятий госсектора.

Приоритетное направление бюджетной политики в 1991-1997 гг. - жесткий правительственный контроль за расходной частью бюджета, а за последние три года - значительное (почти на 1%) сокращение текущих расходов, резко возросших за 1991-1993 гг.

Речь идет, прежде всего, о сокращении государственного потребления, в том числе капиталовложений (за счет военных расходов), закупок и услуг при одновременном повышении их стоимости, заработной платы, а также субсидирования государственного сектора. В 1997 г. общий объем государственных субсидий составил 1,8% ВВП против 2,3% в 1991 г. Основным при выделении бюджетных средств предприятиям было не покрытие их убытков или финансирование текущих расходов. а строжайшее целевое использование - на реструктуризацию и модернизацию малорентабельных предприятий.

Вторым направлением стало сокращение расходов на резко возросшие за годы постфранкистских демократических преобразований выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, второй по объему расходной статьи бюджетных ассигнований. Число занятых и госсекторе составляет 15% экономически активного населения (5% в 1975 г.). Программа сокращения расходов по этой статье предусматривала ежегодное 1%-е снижение числа занятых в госсекторе (по принципу: замещать только одного из двух государственных служащих, уходящих на пенсию). Как следствие, объем выплат по статье сокращался на 0,1% ВВП ежегодно.

В-третьих, тенденцию к сокращению продемонстрировали и государственные социальные расходы, составляющие 16% ВВП. Последние шаги правительства по реформированию системы трудовых отношений и социального страхования обеспечили экономию по линии государственных выплат пособий по безработице (доля государства в финансировании этой статьи упала с 82,7% в 1993 г. до 68% в 1997 г.). а также государственных пособий по временной потере трудоспособности, основное бремя выплат которых также легло на плечи частных компаний. По мнению правительственных экспертов, не исчерпаны еще резервы по урезанию социальных расходов государства в случае эффективного реформирования национальной системы здравоохранения и пенсионного обеспечения. При этом основной объем сэкономленных средств предполагается использовать на дофинансирование социального обеспечения быстро стареющего населения страны, а также системы здравоохранения.

Наконец, в-четвертых, активные поиски способов экономии бюджетных расходов велись и на пути рационализации системы обслуживания государственного долга. Это позволило сократить бюджетные выплаты по государственным займам до 1,57с ВВП.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.