реферат, рефераты скачать
 

Эволюция внешнеполитического курса России в отношении со странами Евросоюза с 1992 по 2007годы


Если смотреть на российско-бельгийские отношение, то они отношения имеют глубокие исторические корни. В последние годы все большую активность и значение приобретают межпарламентские связи России и Бельгии. 8-10 октября 2002 года состоялся официальный визит в Бельгию делегации Государственной Думы во главе с ее Председателем Г.Н.Селезневым. 6 марта 2003 году по приглашению Председателя Совета Федерации С.М.Миронова Россию посетил Председатель Сената Бельгии А.Де Деккер. В ходе визита состоялись его переговоры с Председателями обеих палат Федерального Собрания России. В апреле 2002 года в России находилась с рабочим визитом делегация Сената Бельгии во главе с Председателем Комиссии по внутренним и административным делам, нынешним Председателем Сената А.-М.Лизен [9, с.149]. В мае 2002 года ознакомительную поездку в Москву и Санкт-Петербург совершила Комиссия по делам правосудия Сената Бельгии. Двусторонние межпарламентские связи получили заметное развитие и в прошлом году. Основным событием стали официальный визит в Бельгию 24-26 октября Председателя Совета Федерации С.М.Миронова и проведение в тот же период под сопредседательством руководителей верхних палат парламентов России и Бельгии международного парламентского коллоквиума на тему “Правовое регулирование в области борьбы с международным терроризмом и гармонизация национальных законодательств”, организованного по инициативе Совета Федерации России и Сената Бельгии. В мероприятии приняли участие представители парламентов 36 государств Европы, Азии и Африки, в том числе руководители сенатов Австрии и Алжира, сенаторы Бельгии, Испании, Италии, Франции. Итоги коллоквиума нацелены на решение важных практических задач контртеррористической борьбы. Принятая участниками форума Совместная декларация - новое и весьма весомое слово в координации действий законодателей разных стран в борьбе с терроризмом, начатой по совместной инициативе российских и бельгийских законодателей. В ходе коллоквиума его организаторы условились проводить подобного рода встречи на регулярной основе. Следующий коллоквиум должен состояться в Москве осенью 2005 году начали активную работу сформированные в 2004 году в Государственной Думе и в Совете Федерации группы по сотрудничеству с парламентами стран Бенилюкса, по линии которых планируются новые обмены парламентскими делегациями [9, с.151]. Проведенный анализ свидетельствует о том, что расширение российско-бельгийских отношений военного характера  является лишь составляющей на фоне других видов сотрудничества. В общем, эволюционного развития этой области не происходит.

Что касается развития российско-британского взаимодействия, то оно является одним из главных направлений внешней политики обеих стран. Военное сотрудничество осуществляется на основе двусторонних протоколов. 9-10 октября 2001 года Минобороны Великобритании Дж.Хун посетил Москву. 19-21 декабря 2001 года Министр обороны России С.Б.Иванов находился с визитом в Великобритании. 15-18 июля 2002 года Дж.Хун побывал в Санкт-Петербурге. 11-13 июля 2004 года состоялся визит С.Б.Иванова в Великобританию. В июле 2004 года в Санкт-Петербурге прошла четырехсторонняя (Россия, Великобритания, США и Франция) командно-штабная игра “Фрукус-04” по организации работы объединенного штаба при проведении совместных военно-морских операций. Происходит плановый обмен визитами боевых кораблей ВМФ обеих стран. 7-27 мая 2005 года корабль британского ВМФ “Сазерленд” совершил официальный визит в Мурманск, Балтийск и Санкт-Петербург, приуроченный к празднованию 60-летия Победы [7, с.38]. При содействии британской стороны с 1995 года переподготовку прошли свыше 20 тыс. российских военнослужащих, уволенных в запас. 4-7 декабря 2003 года в Лондоне работала российская межведделегация, возглавляемая начальником управления региональной политики КВТС России. В ходе переговоров с британскими правительственными экспертами обсуждены перспективы налаживания двустороннего военно-технического сотрудничества, согласовывался проект соответствующего соглашения. Развивается российско-британское антитеррористическое взаимодействие, в т.ч. по линии спецслужб. В ходе переговоров В.В.Путина с Э.Блэйром в Лондоне в декабре 2001 году было принято решение о создании совместной Рабочей группы по борьбе с терроризмом. С российской стороны ее возглавляет Спецпредставитель Президента России по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью А.Е.Сафонов, с британской – директор МИД Великобритании по вопросам международной безопасности Э.Оукден. Последнее заседание группы состоялось 17 мая 2005 года в Москве [7, с.36]. Из вышенаписаного можно сделать вывод, что  эволюционные изменения российско-британского сотрудничества в военной сфере имеют место быть лишь с началом XXI века. Возможно, что это связано с международной обстановкой в мире, которая требовала изменения характера военного сотрудничества.

Подводя итоги данного параграфа, необходимо отметить, что эволюционные изменения в области военного сотрудничества обусловлены несколькими фактами. Во-первых, если говорить о Евросоюзе, как об организации в целом, наблюдается трансформация сотрудничества в сторону его упрочнения, усложнения характера связей. А если рассматривать процесс эволюционной трансформации в рамках отношений России со странами участницами Евросоюза, то здесь наблюдается некоторые различия. Хотя  военное сотрудничество и развивается, но вот характер его эволюционирования не везде одинаков. Так в одном случае, это изменение явилось следствием изменения характера международных отношений. В другом отношении сотрудничество военного характера  является лишь составляющей на фоне других видов сотрудничества.

   2.2  Политическое сотрудничество.


Понятие «национальных интересов» вписано в теорию и практику международных отношений. Особенно логичным оно является в сфере внешних отношений государств, поскольку непосредственно увязывается с контекстом их существования. Любая страна имеет свои национальные интересы, которые отражаются и обеспечиваются как политическими, так и экономическими средствами, как во внутренней, так и во внешней сфере деятельности. Осознание национальных интересов – принципиальная задача общества, в первую очередь его элиты. Реализация этих интересов во внешней политике, во внешнеэкономических отношениях – непосредственная задача государства, его властных институтов.

Государственная стратегия во внешнеэкономической сфере фактически представляет собой государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Такая практика широко распространена в промышленно развитых и новых индустриальных странах. В условиях рыночного хозяйства государственное регулирование представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, призванных совершенствовать внешнеэкономическую деятельность в интересах национальных политических и экономических приоритетов. Эти меры осуществляются институциональными структурами государства и общественных объединений. Первым направлением внешнеэкономической деятельности, обеспечивающим стратегические задачи российского государства, считаем соблюдение определенных пространственно-политических ориентаций. Речь идет о выдвижении и соблюдении приоритетов в отношениях с регионами или группами стран. Преимущество отдается отношениям с теми группами стран, от которых в наибольшей степени зависит безопасность России или успешность ее экономического развития. Среди них: страны Европейского Союза, как самая близкая географически, политически и культурно группа развитых в экономическом отношении стран. В рамках политического сотрудничества сложилась многоуровневая и стабильная система консультаций в виде двухсторонних «саммитов» и заседаний Совета сотрудничества (дважды в год), встреч на уровне Председатель Правительства России – Председатель Комиссии Евросоюза (по согласию сторон), встреч старших должностных лиц и экспертов. Тематика консультаций давно уже вышла за пределы двухсторонних отношений и охватывает многие международные проблемы, включая вопросы безопасности, международного терроризма и т.д., подтверждением чего является Совместная декларация об укреплении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности, принятая в октябре 2000 на саммите Россия – ЕС в Париже. Стратегии России в отношении Европейского Союза, представленной Президентом РФ В.В.Путиным на Тамперском саммите ЕС в декабре 1999 .  Политическое сотрудничество включает в себя ряд межрегиональных интеграционных проектов, осуществляемых под эгидой Евросоюза, крупнейшим среди которых является «Северное измерение». В рамках этого проекта осуществляется финансирование Европейским инвестиционным банком экологических проектов в российском секторе Балтики (системы канализации и водоочистки в Санкт-Петербурге и Калининграде). А для развития проектов приграничного сотрудничества было получено согласие на разовое объединение средств программ ТАСИС и ИНТЕРРЕГ (программы развития межрегионального сотрудничества Евросоюза). В сфере внутренних дел и правосудия обе стороны быстро наращивают объем сотрудничества, хотя это направление является новым для самого ЕС [6, с.85]. Налажены регулярные контакты таможенных органов сторон, в том числе по борьбе с контрабандой, незаконным оборотом наркотиков и двойным декларированием грузов. Установлены контакты между правоохранительными органами России и Европолом, принят совместный план действий по борьбе с международной организованной преступностью.

Сложнее обстоит дело с учетом законных интересов России при расширении Евросоюза, включая особые проблемы Калининграда. Эффект такого расширения для нашей страны неоднозначен и порождает существенные озабоченности, перечень которых был передан осенью 1999 руководству Европейского Союза. В отношении Калининграда предстоит решить проблемы транзита, виз, энергоснабжения и рыболовства этого будущего эксклава, окруженного территорией Евросоюза. Евросоюз готов пойти на определенную либерализацию шенгенского режима для России, в том числе для служебных поездок и в отношении резидентов Калининградской области, что было реализовано во время проведения Брюссельского саммита Россия – Евросоюз в ноябре 2002. По итогам саммита было опубликовано совместное заявление России и Европейского Союза «О транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации», в котором предусматривается введение упрощенного транзитного документа, облегчающего транзит пассажиров по территории Литовской Республики. Однако при этом выдвигается встречное условие – подписать двустороннее соглашение о реадмиссии нелегальных мигрантов, проникающих в ЕС с территории России, а также расширение сети консульских учреждений Литовской Республики [7, с.98].  Это что, касается отношений России и Евросоюза в общем.

Если посмотреть на политическое сотрудничество российской стороны с Германией, то мы увидим, что развивается интенсивный политический диалог: с 1998 года ежегодно проводятся двусторонние межгосударственные консультации на высшем уровне с участием членов правительств России и ФРГ. С июня 2000 года состоялось более 40 встреч на высшем уровне в различных форматах, включая государственный визит Президента Российской Федерации в ФРГ 25-27 сентября 2001 года Президент ФРГ Й.Рау 2-5 сентября 2002 года посетил Россию с ответным государственным визитом (Москва, Великий Новгород). 14 января 2005 года. состоялся рабочий визит Президента ФРГ Х.Кёлера в Санкт-Петербург. В 2005 года состоялось 7 встреч между Президентом России и Канцлером ФРГ, включая встречу “четверки” в Париже (18 марта), двусторонний саммит в Ганновере (11-12 апреля), российско-германо-французскую встречу в Калининграде (3 июля), встречи в Москве (9 мая) и Гленниглсе (6-8 июля), в Берлине (8 сентября) и Санкт-Петербурге (7-8 октября). Первый визит в Россию главы нового коалиционного правительства ФРГ А.Меркель состоялся 16 января 2006 года 10-11 октября 2006 года с рабочим визитом Германию посетил Президента России В.В.Путин (Дрезден, Мюнхен), в рамках которого он принял участие в работе 6-го Российско-германского форума общественности “Петербургский диалог” [9, с.31]. Налажен высокий ритм встреч на уровне министров иностранных дел, руководителей других министерств и ведомств. Активный характер носят межпарламентские обмены. Среди стран Евросоюза Германия считается одной из стран, с которыми у России традиционно складываются наиболее дружественные и плодотворные отношения. Как во времена Гельмута Коля, так и во времена Герхарда Шрёдера германские лидеры всегда старались установить хорошие личные отношения с президентами России. Нередко Германию называют адвокатом России в Евросоюзе, особенно на фоне его пополнения недружественно настроенными к России странами Центральной и Восточной Европы. Особое политическое сближение между обоими государствами наблюдалось в период правления Герхарда Шрёдера и Владимира Путина, завязавших крепкую личную дружбу. В 2001 году Владимир Путин произнёс речь в Германском Бундестаге на немецком языке, в которой изложил своё видение сотрудничества между Россией и Европой в будущем. В том же году был основан Петербургский диалог, российско-немецкий дискуссионный форум, проводящий ежегодные встречи представителей общественности двух стран [9, с.34]. В 2003 Россия, Германия и Франция были едины в несогласии с развязыванием США войны в Ираке и некоторые обозреватели даже начали писать об «оси Париж—Берлин—Москва». В 2005 году Путин и Шрёдер договорились о строительстве Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря. Это решение вызвало бурные протесты в странах Восточной Европы и даже обвинения в новом Пакте Молотова-Риббентропа.

Пришедшая в том же году к власти Ангела Меркель относится к России более скептически. Она дала понять, что возвратит главную внешнеполитическую ориентацию Германии на Соединённые Штаты, а к России необходимо относится более дистанцировано, хоть и прагматично. Тем не менее, несмотря на её желание больше принимать во внимание интересы восточно-европейских стран, она не стала денонсировать достигнутые в эпоху Шрёдера соглашения с Россией [9, с.35]. Из всего вышенаписаного следует, что отношения России и Германии претерпели ряд изменений, они переросли из двусторонних в многосторонние, а также смена правящих кругов в Германии. Нынешнее правительство пытается переориентировать Германию на Америку, тем самым изменить политическое сотрудничество с российской стороной.  Вопросы политического сотрудничества  имеют актуальность, как в начале политического диалога, так и на момент 2007 года, круг рассматриваемых вопросов в своей общей массе остался неизменным. Конечно же нельзя не забывать о влияние международной обстановки на характер развития политического сотрудничества.

Если смотреть на российско-бельгийские отношения, то можно сказать, что дипломатические отношения между Россией и Бельгией были установлены в 1853 году. Характерной чертой современных двусторонних отношений с Бельгией, 150-летие которых было отмечено в 2003 году, является отсутствие острых нерешенных проблем, которые осложняли бы двустороннее взаимодействие обеих стран. Их позиции по большинству вопросов современной международной повестки дня весьма близки или совпадают. Динамично развивается сотрудничество практически во всех сферах государственных интересов. Поэтому отношения с Бельгией могут рассматриваться как своего рода образец взаимоотношений России с малыми странами Западной Европы. Наиболее крупные события в двусторонних политических контактах России и Бельгии за последние годы связаны с обменом визитами глав обоих государств и Правительств. Первый Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин посетил Бельгию с визитом в декабре 1993 году [12, с.111].  Главный итог этой поездки для двусторонних связей – подписание. Договора о согласии и сотрудничестве России и Бельгии, основополагающего политического документа, придавшего двусторонним дружественным отношениям обоих государств новое качество согласия и партнерства и обеспечившего их дружественный характер и благоприятные перспективы развития во всех областях. Король бельгийцев Альберт II, Королева Паола и наследный принц Филипп побывали в России с ответным государственным визитом в феврале 1998 году, а принц Филипп также в июне 2001 года во главе бельгийской экономической миссии в Россию. На регулярной основе осуществляются российско-бельгийские контакты на уровне министров иностранных дел, ежегодно проводятся политические консультации между министерствами иностранных дел России и Бельгии на уровне заместителей министра, а также директоров политдепартаментов внешнеполитических ведомств обеих стран. 10 июля 2003 года состоялся официальный визит Министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова в Бельгию, в ходе которого была подписана очередная Совместная программа действий на 2003 – 2004 годы [12, с.113]. Из всего этого можно сделать вывод, российско-бельгийские отношения в политике развиваются достаточно динамично. Процесс эволюции в этой области сотрудничества определяется развитием отношений между Россией и Бельгией. В их внешнеполитическом направлении очень много общего. Хотя, конечно, ситуация в мире оказывает свое влияние на развитие политического сотрудничества.

Если говорить о российско-греческих отношениях, то с выходом на международную арену новой России уровень и динамика развития российско-греческих отношений заметно повысились. Активный характер приобрел политический диалог. В июне-июле 1993 года состоялся визит первого Президента России Б.Н.Ельцина в Грецию, в ходе которого были подписаны Договор о дружбе и сотрудничестве между двумя странами (вступил в силу 8 сентября 1995 года) [13,  с.65].

Развитию политического диалога служат активизировавшиеся в последние годы и ставшие регулярными контакты на уровне министров иностранных дел. Последняя встреча российского министра иностранных дел В С.В.Лаврова с его греческим коллегой П.Моливиатисом состоялась 21 сентября 2004 года в Нью-Йорке в рамках 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Россия и Греция осуществляют тесные контакты в рамках ООН. 2-3 февраля 2004 году состоялась рабочая поездка в Москву Министра общественного порядка Греции Г.Флоридиса. В ходе его контактов с руководителями ряда российских ведомств обсуждались вопросы российско-греческого взаимодействия по обеспечению безопасности в период проведения Олимпиады-2004 в Афинах. 8 сентября 2004 года Греция направила во Владикавказ самолет с гуманитарной помощью пострадавшим в результате теракта в городе Беслан [13, с.68]. Российско-греческие отношения опираются на развитую договорно-правовую основу – свыше 40 действующих договоров и соглашений. Продолжается развитие и совершенствование договорно-правовой базы. 26 июня 2000 года была подписана Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (греческая сторона завершила процедуры по ее ратификации). Проанализировав динамику российско-греческих отношений, мы пришли к тому, что с каждым годом идет упрочнение политического сотрудничества двух рассматриваемых государств.

Подводя итоги данного параграфа, мы пришли к ряду выводов. Во-первых, отношения России и Евросоюза как организации в целом, то в рамках политического сотрудничества сложилась многоуровневая и стабильная система консультаций, которая помогает поддерживать тесный политический диалог. Если же посмотреть на эволюционное развитие отношений России со странами участницами Евросоюза, то здесь наблюдается немного иная картина. С одной стороны эволюционное развитие внешнеполитической ориентации России идет довольно уверенными темпами, упрочняя связи между российской стороной и странами участницами Евросоюза. Но с другой стороны изменения во внешней политике страны Евросоюза ведет к кардинальным изменениям  политических отношений с российской стороной. И., конечно же, нельзя забывать о ситуации на международной арене, которая влияет на направленность внешнеполитического курса России и эволюцию отношений со странами Евросоюза.


2.3  Развитие экономических отношений


Известная совокупность национальных интересов, анализ внутренних ресурсов и внешних возможностей современной России позволяют аргументировано определить ее стратегические задачи. Прежде всего, это, конечно, обеспечение национальной безопасности и суверенитета России в условиях сложных, порой непредсказуемых межгосударственных отношений современного мира. Эта стратегическая позиция в настоящее время находится в центре внимания руководства страны. Президент РФ В.В. Путин во всех своих посланиях Федеральному Собранию России подчеркивает ее значение для перспектив развития и политики России. Второй стратегической задачей, выведенной на основе сравнительного анализа из разнообразия политических и государственных документов последних лет, нам представляется укрепление экономического благосостояния общества, повышение уровня жизни населения до среднеевропейских позиций, как средства обеспечения нормального развития национальной культуры и гражданского сознания народов России.         Третья задача естественным образом связана с первыми, дополняет их. Это – достижение существенного влияния на мировом рынке, активного и эффективного участия в международном экономическом сотрудничестве  за счет модернизации российской экономики на основе современных индустриальных технологий и финансово-хозяйственных механизмов. Данная задача имеет не только стратегический, но и принципиальный характер, поскольку Россия, имея объективно замечательные условия, отстает в своем развитии от многих стран мира, располагающих гораздо меньшими возможностями. Кроме того, без успешной реализации данной задачи невозможно обеспечение безопасности страны и достойного благосостояния народа [18, с.189].         

Конечно, можно по-разному относиться к экономической политике России в Европе. Однако нельзя правильно понимать российско-европейские экономические отношения вне контекста глобализации. Глобализация радикальным образом изменяет конкурентную среду, придает ей геополитический характер, порождает новые риски, ведет к концентрации капитала, новым возможностям и условиям инвестирования и т.д. Всё чаще она порождает такие ситуации взаимодействия транснациональных корпораций, которые не соответствуют самой концепции национального законодательства как такового. И то движение поверх национальных границ, которые предпринимает сегодня Россия в своей экономической политике, – это, с одной стороны, выражение субъективной нашей зрелости, а с другой – отражение объективных процессов глобализации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.