| |||||
МЕНЮ
| Германо-советские отношения в 1919-1929 ггГермано-советские отношения в 1919-1929 ггМинистерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение Курский Государственный Университет
Студентка V курса Булгакова Вера Николаевна Выпускная квалификационная работа Германо-советские отношения в 1919-1929 годах. Научный руководитель: старший преподаватель Коростелёв Юрий Фёдорович Курск, 2004 Содержание Глава I Версальский мир и его влияние на формирование внешней политики §1. Факторы формирования внешнеполитического курса Германии. ………7 §2. Версальский мир как условие политического сближения Германии и Глава II Проблемы отношений Германии и Советской России в первой половине 20-х годов. §1.Предпосылки восстановления германо-советских отношений. ………….35 Глава III Германо-советские отношения во второй половине 20-х годов. §1. Внутренняя борьба в Германии по вопросу дальнейшего развития германо-
советских отношений в середине 20-х годов. ……………………….58 Введение В послевоенные годы в сложной обстановке утверждения новой
геополитической ситуации на первый план вышла проблема послевоенного
мирного урегулирования и становления новой системы международных отношений. Поэтому выбранная нами тема не случайна, так как она является научно
актуальной и по сей день. Переосмысление тех экономических и политических
процессов, которые произошли в Германии с позиции современности и их
влияние на германо-советские отношения, являются актуальным и интересным. Освещением этой проблемы занимался ряд советских и зарубежных
историков. Однако, в работах, посвященных истории советской дипломатии,
издание которых приходится на конец пятидесятых и шестидесятые годы, а
также и в более поздних изданиях, показаны дипломатические отношения Наиболее подробной и основательной работой, описывающей германскую
дипломатию данного периода, является книга В.Б. Ушакова «Внешняя политика Вопросы экономического и внутриполитического развития Германии
отражены в ряде исследований: Мотылев В.Е. «Экономическая история
зарубежных стран», более позднее издание под редакцией Голубовича В.И. Полный обзор внутриполитических событий Германии данного десятилетия дан у Розанова Г.Л. в его работе «Очерки новейшей истории Германии», а также не меньший вклад в изучение событий политического развития Германии послевоенного десятилетия внёс Руге Г. «Германия в 1917-1933 гг.». Однако, понять сущность и принципы германо-советских отношений в 1917- Изучение вопроса тайного военного сотрудничества можно найти как у советских, так и у современных российских авторов. Наибольший вклад в развитие данной тематики внесла работа В. Бешанова «Танковый погром 1941 г.». В периодической печати в конце 80-х начала 90-х годов наиболее подробно изучением проблемы существования и развития Германии в меж- военный период занимался А.А. Ахмадзян. Таким образом, выбранная тема для написания выпускной квалификационной работы на протяжении уже нескольких десятков лет остаётся актуальной и интересной для историков разного поколения и в разнообразных литературных изданиях. Целью данной работы является исследование германо-советских отношений в 1919-1929 годах. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1. проанализировать внутриполитическое положение Германии после Первой мировой войны по условиям Версальского мира и его влияние на внешнюю политику; 2. рассмотреть процессы внутриполитической реорганизации как факторы формирования внешнеполитического курса Германии; 3. показать влияние социально-экономических и политических последствий Версальского мира на тенденции дипломатического сближения Германии и Советской России; 4. проследить развитие дипломатических отношений Германии и Советской России, как в условиях международной изоляции, так и в период полосы международного признания данных государств; 5. раскрыть действительные причины, главные цели и задачи германо- советского сотрудничества на данном временном этапе. 6. подвести итоги десятилетних дипломатических отношений. Выбор хронологических рамок работы определяется непосредственным интересом к периоду наиболее противоречивых и сложных международных отношений. Кроме того, данное десятилетие германо-советского сотрудничества долгий промежуток времени не было полноценно освещено, и засекреченные документы станут опубликованы лишь в 60-е годы. Поэтому разобраться и выделить новые обстоятельства и условия германо-советских отношений именно в послевоенное десятилетие представляет наибольший интерес. Для субъективного изложения выбранной нами проблематики использована
мемуарная литература. Кроме того, работа с источниками позволила более
глубоко осмыслить сущность происходящих событий, взвесить и оценить
исторические реалии на основании субъективных впечатлений параллельно с
критическим подходом. Рассматривая послевоенные условия существования На основании изучения документов, приведенных в книге Дьякова Ю.Л. и Таким образом, изучение документов рассматриваемого периода делают работу насыщенной конкретными историческими фактами, позволяют рассмотреть и объяснить происходящее как с немецкой, так и с советской стороны, сформулировать собственные заключения и выводы. Глава I §1. Факторы формирования внешнеполитического курса Германии. Окончание Первой Мировой войны народы Европы встретили с надеждами на возвращение к нормальной жизни. Однако переход от войны к миру оказался болезненным и длительным процессом как для стран победивших, так и побеждённых. Война разорила многие страны, разрушила экономические, политические системы, существовавшие в Европе до войны. Предстояло создать систему международных отношений, регулирующую новую расстановку сил на мировой арене, закрепить сложившиеся отношения между странами, победившими и странами побеждёнными. Эти важнейшие проблемы решались в ходе послевоенного мирного урегулирования. Конференция стран-победительниц в Первой мировой войне, открывшаяся 18
января 1919 года стала новой отправной точкой международных отношений. Для
последующих лет межгосударственных отношений главной темой стала судьба В подобной ситуации оказалось и Советское государство. Как новое геополитическое формирование оно не было признано странами мира. Именно этот изоляционизм двух держав стал отправной точкой дальнейшего взаимного сближения. Важным событием рассматриваемого периода является создание Лиги Наций Период 1919-1929 гг. стал для Германии временем тяжелейших испытаний. Ужасы Первой Мировой войны и её масштабность заставили мировое сообщество задуматься о предотвращении подобной трагедии. В орбиту войны были вовлечены 33 государства с населением 1,5 млрд. человек. Моральные и социальные последствия войны не поддаются измерению. Конечно, главным виновником этих бедствий после окончания Первой Мировой войны старались выставить Германию. Однако, в трагедии были виноваты все участники конфликта. Мировое сознание 20-х годов достигло понимания глобальности проблемы. Характерной чертой международных отношений послевоенного десятилетия стало стремление к выработке мировых систем ограничения вооружения и недопущения нового тотального военного конфликта. Мировое сообщество, пытаясь предотвратить новый военный конфликт, наложило широкие ограничения на армию - основного виновника прежнего столкновения. Жёсткие меры были предприняты в отношении Германии: немецкий генштаб распускался, всеобщая воинская повинность отменялась, численность армии ограничивалась, запрещалось иметь подводный флот, крупные надводные корабли, танковые соединения, военную авиацию, тяжёлую артиллерию, пограничные зоны были демилитаризованы. Решение Парижской конференции заложили основы системы послевоенных международных отношений. Её создание позволило разрядить послевоенную напряжённость. Но сама система оказалась непрочной. Её крах привел, в конечном счете, к новой Мировой войне. Непрочность системы была обусловлена, прежде всего, тем, что её создатели поставили слишком много государств и народов в такое положение, которое не могло не заставить их бороться против этой системы. Державы Антанты не были великодушными победителями. Тяжесть послевоенного переустройства легла на побеждённые народы. Не было принято во внимание и то, что эти народы уже свергли те режимы, которые участвовали в развязывании войны. Версальский мирный договор возлагал на немецкий народ большие тяготы и больно задевал их национальные чувства. В последующие годы это питало идеи и политику реванша. Поэтому внешнеполитический курс немецкого государства станет отражением борьбы за пересмотр данных положений. Кроме того важнейшей целью для Германии будет восстановление её международного престижа и преодоление её международной изоляции. Другим немаловажным фактором, влияющим на внешнеполитический курс Конституция, вступившая в силу 11 августа 1919 года, юридически зафиксировала превращение юнкерско-буржуазной полуабсолютистской монархии в буржуазно-юнкерскую парламентарную республику. Таким образом, в Германии начался новый период, названный Веймарской республикой. С подписанием 28 июля 1919 года Версальского мирного договора республика получила международное признание. Смена форм государственного устройства Германии повлекла за собой и
изменение методов осуществления внешней политики. Конституция провозглашала
буржуазно-демократические права и свободы, всеобщее избирательное право. В
ней был зафиксирован ряд социальных завоеваний периода революции. В национальном собрании на первом месте стояло народное представительство, рейхстаг. Главной функцией рейхстага была законодательная деятельность. Но власть рейхстага существенно ограничивалась другими органами. Рейхсрат, бюрократический орган, в который входили члены правительств земель, мог опротестовать законы, принятые рейхстагом. Влияние рейхстага на исполнительную власть было также ограничено. Правительство состояло из рейхсканцлера и министров, назначалось и управлялось президентом Президент, по сути, стоял во главе чиновнической иерархии. Он обладал правом назначения и удаления чиновников и судей, в качестве иного источника силы выступала армия. Всего было восемь проектов конституции. Президент республики,
назначаемый на достаточно долгий - семилетний срок - мог по своему
усмотрению распустить рейхстаг, назначить новые выборы, ввести в стране
чрезвычайное положение[4]. Но, по моему мнению, дальнейшая история Всеобщее избирательное право позволяло новому германскому обществу
проявлять свои интересы и пристрастия. Следовательно, итоги выборов в
парламент являлись индикатором настроений народных масс. В парламенте
оказывалась та политическая сила, в которой наиболее нуждалось общество,
чьи цели, как во внутренней, так и во внешней политике были интересны
простому большинству. Таким образом, выполняя свою главную функцию –
законотворчество, парламент мог существенно влиять на внутренне развитие
государства и координировать его внешнеполитические задачи. Внутренняя
политика правящей партии должна была иметь чётко продуманную концепцию,
поскольку послевоенная зависимость Германии – её обязательства перед
странами Антанты требовали такого законотворчества, которое способствовало
бы политике выполнения достигнутых межгосударственных соглашений. Но
внутриполитическая борьба, наличие двух противоположных идейных тенденций,
заставляли Германию менять свои внешнеполитические ориентиры. В зависимости
от состава парламента, то есть доминирования той или иной политической
силы, представляющей определённую социальную базу и ее интересы,
происходило, координирование внешнеполитического курса: от политики Анализируя выше сказанное, нужно отметить, что фигура президента и,
конкретно, его внешнеполитическая стратегия, зависели от социально-
политического блока, выступившего для него в роле протекционистской силы. В обязанности президента входило представительство империи в международно-правовых отношениях, следовательно, именно президент являлся проводником внешнеполитического курса Германии. Президент и кабинет правительства, как представители власти молодой Веймарской республики, в условиях диктуемых им внешним миром, должны были вести такую политику, которая бы не вызвала кризисных явлений в международных отношениях для новой формы государственной власти в Германии. Проводимая ими внешняя политика была вынуждена в первую очередь соответствовать требованиям держав- победительниц, тем самым способствуя международному признанию Веймарской республики. Республиканский строй и его органы государственной власти внутри страны поддерживались промышленниками новых отраслей: в основном представителями крупной буржуазии, которые считали, что установление буржуазно-парламентской республики и сотрудничество с правыми лидерами социал-демократии укрепят капиталистическую систему, и республиканский строй, как непременное условие её существования. Следовательно, поддерживая государственную власть, они преследовали в первую очередь свои интересы. В роле оппозиции выступал финансовый и промышленный капитал рейнско- вестфальской тяжёлой индустрии и ост-эльбские помещики – принципиальные противники республиканской демократии, которые выступали за другой курс, носящий аванюристическо-милитаристский характер. Выбор данного курса объясняется стремлением подорвать престиж Веймарской республики, доказать её несостоятельность, как дипломатического партнёра, вызвать негодование стран-участниц мирного договора. Данный курс получил название «политики катастроф»[6] и был умелым инструментом в руках тех, кто добивался скорейшего падения неугодного демократического республиканского строя. В целом Веймарская конституция утверждала господство буржуазии и
помещиков. Руководящая роль принадлежала промышленным и финансовым
магнатам. Примером зависимости правительства от представителей крупного
капитала является декабрь 1919 года, когда в результате слияния Объединения
центрального союза Германских промышленников с Союзом промышленников
образовался Имперский союз германской промышленности, который вместе с |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|