| |||||
МЕНЮ
| Германо-советские отношения в 1919-1929 ггp> Изменения в германо-советских отношениях, произошедшие под давлением плана Дауэса стали очевидны еще в период обсуждения его на Лондонской конференции. В мае 1924 года германские монополистические круги прозападной ориентации предприняли маневр, рассчитанный на обострение советско- германских отношений, на подрыв торговли с СССР. 3 мая 1924 года берлинская полиция совершила бандитский налёт на торговое представительство СССР. При этом официальные германские круги пытались отрицать экстерриториальность здания торгового представительства и, таким образом, действовали против договорной основы советско-германских политических и экономических отношений. Советский Союз был вынужден принять ответные контрмеры: закрыть торговое представительство и прекратить все торговые операции с Германией. Советское правительство решительно потребовало, чтобы правительство Видя столь твёрдую позицию СССР, и учитывая, имевшее место, в 1924
году международное укрепление СССР в ходе «полосы признаний», германская
сторона пошла на удовлетворение советских требований, и 29 июня 1924 года
был подписан протокол о ликвидации конфликта. В протоколе было особо
отмечено, что обе стороны будут стремиться довести до конца в течение года
со дня подписания протокола проходившие тогда торговые переговоры между Таким образом, обе стороны, понимая возможность тяжелых последствий искусственно созданного конфликта, сделали все для того, чтобы этот конфликт не отразился на дальнейшем развитии германо-советских отношений. В октябре 1925 года торговые переговоры между Германией и Россией были закончены. 12 октября 1925 года в Москве был подписан германо-советский договор, включавший в себя ряд соглашений, в том числе соглашения о пребывании граждан одного государства на территории другого, консульскую конвенцию, соглашения о правовой помощи, соглашения по железнодорожным вопросам о торговом мореплавании и др[51]. Все эти соглашения основывались на Рапалльском договоре и практически определяли различные стороны экономического сотрудничества между Германией и СССР. Соглашение по экономическим вопросам устанавливало, в частности, юридическое положение торгового представительства СССР в Германии. Германия в итоге вновь признавала монополию внешней торговли СССР. Договор создавал все необходимые предпосылки для успешного развития германо-советской торговли. Однако, несмотря на видимый внешний успех германо-советских отношений
внутри германского государства происходило нарастание и укрепление
настроений антисоветской направленности, стимулированием которых занимался
план Дауэса. Таким образом, репарационный план, принятый Лондонской
конференцией, был рассчитан, на оказание финансовой экономической помощи
германской промышленности. Авторы и вдохновители плана Дауэса рассчитывали
на то, что Германия устремиться на Советский рынок и будет его
эксплуатировать ради получения дополнительных средств на оплату
репарационных платежей. Следовательно, план Дауэса был составлен вопреки
интересам СССР, но значительно усиливал роль американского капитала в После принятия плана Дауэса голосовавшая за него большая часть германской промышленности либо самостоятельно – помимо даже своего правительства – приступило к обеспечению своих интересов прямыми переговорами с западными промышленниками и промышленными кругами, - либо частью опиралась на кабинет Лютера, рейхсканцлера, симпатизирующего западному направлению, часть – на Штреземана, который тоже примыкает к этому течению. Такое направление политики Германии вызвало необходимость ухода Мальцано, который по-прежнему стоял за Рапалльское направление[52]. Часть германской промышленности, которая нуждалась в кредитах и вела
соответствующие переговоры в Лондоне и Вашингтоне поддерживала направление
германской внешней политики на запад Европы, а также высказывалась за
реорганизацию положения относительно СССР, которое не давало промышленных
выгод, и, в тоже время, связывало руки рейха в области внешней политики. Германское правительство запросом своих пограничных представителей выяснило, что исключительное ориентирование на запад не ведет к предполагаемым целям, и что Германия, безусловно, в той или иной форме должна полностью сохранить свои отношения с СССР, и что именно эти отношения служат главным козырем Германии в области её западной политики. Таким образом, период обострения репарационного вопроса для Германии
стал одновременно и временем перехода на противоположные внешнеполитические
ориентиры. Несмотря на то, что в литературе, касающейся дипломатии двух
государств, превалирует точка зрения о том, что Германия всячески
стремилась удержаться на восточных позициях своей внешней политики, нужно
отметить, что данное мнение не совсем верно. Экономический кризис и
одновременно вызванный им кризис репарационных платежей заставили Германию
следовать единственно правильным и логически верным действиям, в первую
очередь, с точки зрения экономического благосостояния. Точнее говоря,
немецкая дипломатия была подчинена целям и задачам, диктуемым из уст
крупного монополистического капитала, который в условиях не только
экономического, но и финансового кризиса нуждался в крупных денежных
субсидиях. С этой целью, как никто другой, подходил запад, но не Советская Глава III Германо-советские отношения во второй половине 20-х годов. §1. Внутренняя борьба в Германии по вопросу дальнейшего развития германо-советских отношений в середине 20-х годов. После принятия плана Дауэса западные державы стали действовать в
направлении усиления его политической стороны через экономическое давление. План Дауэса создал экономические предпосылки для возрождения военно- промышленного потенциала Германии. Он имел и серьёзное политическое значение, поскольку возрождение агрессивной силы германского империализма соответствовало планам Германии вернуть своё территориальное господство, что настораживало весь мир. Доказательством колониальных интересов Германии являлся Берлинский колониальный конгресс, состоявшийся в сентябре 1924 года, где Германия сделала заявление о намерении вернуть утраченные колонии. Основной задачей внешней политики Германии стало стремление добиться
равенства с другими европейскими державами, и, в целом, со странами мира. В контексте реализации внешнеполитических целей германское
правительство стремилось вступить в Лигу Наций. 23 сентября 1924 года был
направлен меморандум правительствам держав – членов совета Лиги. Меморандум
ставил вопрос о вхождении Германии в Лигу, на условиях предоставления в ней
постоянного места в Совете, непризнания ответственности за войну и
неприменения положений о взаимной помощи, содержавшихся в статье 16 Устава Локарнская конференция началась 5 октября 1925 года. Повестка дня конференции содержала пункты о мире в Европе, о гарантийных соглашениях безопасности. Но главным вопросом было обсуждение германской проблемы. План организаторов конференции состоял в том, чтобы включить Германию, находившуюся под давлением плана Дауэса в антисоветский политический блок. Германские делегаты на Локарнской конференции впервые выступали в
качестве равноправных участников, причём, германская делегация отмечала,
что не намеривается изменить мирный договор. Однако, на деле речь шла не
только об участии Германии в Лиги Наций, как о совершившимся факте, но и о
германском требовании равноправия в Лиге, то есть об отмене ограничений Наибольший спор возник в отношении статьи 16, которая по своему
замыслу предполагала вовлечение Германии в антисоветскую войну западных
держав. Имея ввиду данное положение, германские представители требовали от
западных держав «равноправие в вооружениях», то есть до вооружения На заседании 8 октября участники Локарнской конференции единым фронтом
выступили за участие Германии в экономических санкциях против Советского Германская дипломатия обязалась морально содействовать Лиге в её
совместных действиях против агрессора, под которым подразумевался Советский 16 октября 1925 года на Локарнской конференции был парафирован В Локарно были определены многие положения, носящие антисоветский
характер. Германии была предоставлена свобода действий в отношении её
восточных границ: Польши и Чехословакии. Не гарантированные никакими
соглашениями эти границы должны были стать воротами для агрессии против Локарнская конференция во многом способствовала образованию экономических и политических блоков, которые, прикрываясь, якобы пацифистской Лигой Наций, означали по сути дела, ни что иное, как расстановку сил в новой войне. Правящие круги изображали итоги Локарнской конференции как серьезный
успех дела «умиротворения Европы». Штреземан, Чемберлен и Бриан были
награждены Нобелевскими премиями мира. Локарнские договоры вслед за §2. Проблемы военного сотрудничества РККА и рейхсвера. В эти трудные годы советская дипломатия всеми силами пыталась
остановить разлад во взаимоотношении и добиться определенного сближения с Наиболее тесные отношения между Германией и Россией наблюдаются в
сфере военного сотрудничества. Разоблачение этого сотрудничества было
произведено английской и германской прессой в 1926 году[58]. В частности,
из содержания этих статей видно изменение внешнеполитического курса Таким образом, если до конца 1925-1926 года сотрудничество между С 25 по 30 марта 1926 года в Берлине состоялась строго секретная
встреча руководителей военных ведомств. Они обсуждали меры, направленные на
усиление сотрудничества между Германией и СССР в военной области. После этой встречи советско-германское сотрудничество приобрело более
широкие формы. Оно охватило как чисто военные, так и военно-промышленные
сферы деятельности. Для налаживания деловых контактов с Красной Армией Сект
организовал в генеральном штабе отделение, известное как Зондергруппа R – - знакомство с состоянием и методикой учебно-боевой подготовки армий двух стран, для чего стороны должны были направлять своих представителей на учения и маневры; - развернуть более тесное взаимодействие в вопросах разработки проблем военной науки, посылать представителей командного состава на обучение в военные учебные заведения сторон; - направлять в Германию представителей советских военных управлений для изучения немецкого опыта; - организовать и проводить опыты с химическим оружием; - развернуть в СССР три центра боевого применения: авиации – «Липецк», бронетанковых войск – «Кама», химических войск – «Томка»[60]. По программе развития «люфтваффе», разработанной германским военным
командованием, ежегодно отбирались 60 человек и направлялись на 18-месячные
курсы летчиков. Курсы были разбиты на два этапа: сначала, в течение года,
обучающиеся проходили теоретическую подготовку в Германии. Затем их
направляли на полугодовую практику в Липецкую авиационную школу. Это летное
училище стало первым настоящим центром летной подготовки пилотов для
германской военной авиации после окончания войны и входило в
организационную структуру германских ВВС, которых официально не
существовало. Правительство дружественных стран, Германии и СССР –
позаботилось и о том, чтобы немецким летчиком было на чем летать и
совершенствовать свое летное мастерство. Авиационный завод в Филях получил
германский заказ на производство самолетов «Юнкерс»; только в это
предприятие, выпускавшее разведывательные самолеты для советских ВВС, было
вложено более 100 млн. немецких марок. В строительстве самолетов в Принятые решения первой половины 20-х годов оперативно приводились в
жизнь. С мая 1925 года начала своё существование авиашкола в Липецке[61]. В
глубокой тайне от всего мира ненемецкие летчики совершенствовали приёмы
высшего пилотажа, осваивали полеты на больших высотах, производили учебные
стрельбы из пулеметов по движущимся мишеням и наземным целям, бомбометания
с больших высот и с пикирования, штурмовали наземные объекты. Секретность
данной школы была крайне чрезвычайная: 3 человека погибшие на базе в
результате несчастного случая, были отправлены домой в ящиках, помеченных
как запасные части. Около 220 немецких летчиков и другой летный персонал
закончили шестимесячные учебные курсы, действующие в течение восьми лет. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|