реферат, рефераты скачать
 

Деятельность ТНК на современном этапе


1)     ассоциация с попыткой контролировать условия продаж,

2)     ассоциация с попыткой устанавливать цены,

3)     ассоциация с целью распространения производственной деятельности, территории продаж и потребителей между членами картеля,

4)     ассоциация с целью установить фиксированную долю в той или иной области бизнеса.

Картель представляет собой объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся преимущественно совместной коммерческой деятельности – регулирование сбыта. На практике картели обычно выходят за рамки коммерческой деятельности, определяя ассортимент товаров, размеры их производства. Для картеля характерно наличие следующих признаков: договорной характер объединения, сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность; совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться, хоть и в ограниченной степени, на производство данного товара. Соглашение об образовании картеля не всегда бывает оформлено договором. Часто картели существуют негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме «джентльменских соглашений». В странах Западной Европы, где действует специальное законодательство, делящее картели на «желательные» и «вредные», насчитываются сотни официально зарегистрированных картелей, не считая тех, которые существуют без регистрации. В США картели запрещены законом. Их функции выполняют торгово-промышленные ассоциации (союзы предпринимателей), осуществляющие монополистическое регулирование рынка в масштабах отрасли. В международной практике нет правовых положений, ограничивающих картелизацию. Наиболее яркий пример международного картеля – ОПЭК (организация стран-экспортеров нефти).

Синдикат – это разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственности. Функции централизованного сбыта продукции участников синдиката могут быть также поручены одному из его участников. В зависимости от условий соглашения через единый сбытовой орган может сбываться не вся, а только определенная часть продукции участников синдиката.

Участники синдиката сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатом, сбытовой конторой или обществом. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической. Сбытовая контора или сбытовое общество довольно часто осуществляет также закупки сырья для участников синдиката.

Трест – монополистическое объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. В тресте соединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятия, а не одна какая-либо сторона, как в картеле или синдикате. Трест отличается от других видов монополистических объединений сравнительной производственной однородностью деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции.

Форма треста очень удобна для организации комбинированного производства, то есть объединение в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, и представляющих собой либо последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой. Все входящие в трест предприятия подчиняются  одной главной компании, осуществляющей единое оперативное руководство, как всем производственным комплексом, так и связанными с ним обслуживающими и торговыми предприятиями. Различают два способа объединения разнородных предприятий в трест: непосредственное слияние активов отдельных компаний с активами головной компании и приобретение головной компанией треста долей акционерного капитала предприятий.

      В результате в составе треста могут быть предприятия, которыми трест управляет при помощи системы участий через свои дочерние предприятия. Такие предприятия, хотя и являются формально самостоятельными, фактически лишены самостоятельности и управляются из одного центра. Таким центром может быть общество – холдинг, которое держит в своих руках все или почти все акции и на деле распоряжается производственной, коммерческой и финансовой деятельностью предприятий.

Концерны и конгломераты существовали в 60-х годах и сохранились до нашего времени.

Концерн – объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участий, договоров об общности интересов, персональных уний, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества. Объединяемые в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерного общества или иного торгового товарищества. Однако от крупных капиталовладельцев идут нити, часто невидимые, к разнообразным компаниям, входящим в концерн, посредством которых концерн полностью контролирует деятельность входящих в него компаний.

Концерны обычно являются объединениями производственного характера предприятий  разных отраслей. Различают концерны, носящие характер «вертикальных» и «горизонтальных» объединений. Вертикальные объединения охватывают предприятия разных отраслей промышленности, производственный процесс которых взаимосвязан (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные). Горизонтальные объединения охватывают предприятия разных отраслей производства, несвязанных или малосвязанных меду собой.

Широкое распространение получило создание промышленных холдингов, которые сами не занимаются производственной деятельностью, а только осуществляют путем «системы участий» контроль за деятельностью входящих в них предприятий. Компании, входящие в холдинг, обладают юридической и хозяйственной самостоятельностью и заключают внешнеторговые сделки от своего имени.

Конгломерат – сверхкрупное объединение институтов и предприятий, принимающее участие в контроле производства и обращения одновременно во многих отраслях хозяйства во всемирном масштабе. Это группа технически не связанных между собой предприятий. Которые принадлежат одной фирме и выпускают на одной или больше стадиях производства разнородные неконкурирующие товары или оперируют на сегментах рынка, которые не пересекаются.

Две модели действия транснациональных компаний:

1)        традиционная модель поведения ТНК:
предполагает создание товаров в стране происхождения, а затем их экспорт за рубеж. Эта модель  поведения ТНК более дорогостоящая и нерациональная,

2)        современная модель поведения ТНК:
более рациональное, территориальное размещение производств, с переносом разработок в страны, где лучшие условия их проведения и внедрения, и где производство будет обходиться дешевле.

 

1.3  Структура и типы ТНК


      По организационной структуре транснациональные корпорации, как правило, представляют собой многоотраслевые концерны. Головная компания выступает оперативным штабом корпорации. На базе широкомасштабной специализации и кооперирования она осуществляет технико-экономическую политику и контроль над деятельностью заграничных компаний и филиалов. В последние годы наблюдается существенный рост количества зарубежных филиалов ТНК по сравнению с увеличением числа материнских компаний. Так, при темпе прироста транснациональных компаний в 2001 году по сравнению с данными 1999 года на 5%, количество дочерних компаний увеличилось на 60%. Данные, опубликованные по ТНК в 2001 году, совпадают с данными 2000 года, однако, количество зарубежных филиалов возросло на 15,9%. Если в середине 90-х годов в среднем в состав одной транснациональной корпорации входило 6 дочерних компаний, то по данным 2001 года - уже почти 13.6

     В последнее время в структуре транснациональных корпораций происходят существенные изменения, главные из которых связаны с осуществлением так называемой комплексной стратегии. Стратегия транснациональных корпораций основана на глобальном подходе, предусматривающем оптимизацию результата не для каждого отдельного звена, а для объединения в целом.

     Комплексная стратегия заключается в децентрализации управления международным концерном и значительном повышении роли региональных управленческих структур. Такая политика стала возможной благодаря достижениям техники в области связи и информации, развитию национальных и международных банков данных, повсеместной компьютеризации. Она позволяет транснациональным корпорациям координировать производственную и финансовую активность зарубежных филиалов и дочерних фирм. Комплексная интеграция в рамках транснациональных корпораций требует  и  комплексной   организационной

структуры,    которая    выражается    в    создании    региональных     систем

управления  и организации производства.

  Региональные системы управления подразделяются на три основные вида:

·главные региональные управления, ответственные за все виды деятельности концерна в соответствующем регионе. Они наделены всеми правами по координации и контролированию деятельности всех филиалов в соответствующем регионе (например, главное региональное управление американского концерна «General Motors» по координации деятельности филиалов в Азии и Океании расположено в Сингапуре);

·региональные производственные управления, координирующие деятельность предприятий по линии движения продукта, т.е. соответствующей производственной цепочке. Такие управления отвечают за обеспечение эффективной деятельности соответствующих предприятий, бесперебойное функционирование всей технологической цепочки, подчинены непосредственно главному региональному управлению концерна. Они нацелены на развитие эффективных видов производств,  новых  моделей  и  товаров (например, корпорация «Hewlett-Packard» в начале 90-х гг. по этой причине переместил свои производственные управления по ряду лидирующих продуктов из США в Европу);

·функциональные региональные управления обеспечивают специфические виды деятельности концерна: сбыт, снабжение, обслуживание потребителей после продажи им товара, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и т.д. Эти управления ответственны за результаты деятельности всех соответствующих структур в региональном или глобальном плане.

      В настоящее время принято делить ТНК на интернациональные, многонациональные и глобальные.

    Интернациональные ТНК являются начальной и наиболее простой формой. Они представляют собой национальные компании с зарубежными активами. Созданные за рубежом филиалы таких компаний не имеют юридической самостоятельности, а зарубежные рынки рассматриваются  как   продолжение национального рынка. Поэтому такие компании имеют очень высокий уровень централизации принятия управленческих решений и контроля за деятельностью филиалов со стороны материнской компании.

    Многонациональные ТНК - это международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. Филиалы таких компаний, как правило, автономны, а зарубежные рынки имеют равноценное или приоритетное значение по сравнению с внутренними рынками. В связи с этим выросла децентрализация отдельных функций управления при достаточной степени независимости структурных подразделений.

    Глобальные ТНК - компании, создаваемые на основе интеграции хозяйственной деятельности, осуществляемой в разных странах. Возникшие в 80-е годы, именно они определяют будущее развитие мировой экономики. Эти ТНК представляют собой объединение децентрализованных филиалов, для которых сферой деятельности является весь мир. Одна из основных характеристик таких ТНК – осуществление глобальной стратегии.     Подобный подход включает совокупность следующих принципов:

1.Необходимо продавать товар во всём мире, а не только на внутреннем рынке, причем международный сбыт рассматривается не как дополнение  к основному бизнесу, а как неотъемлемая часть стратегии.

2. Следует размещать те или иные виды деятельности в других странах для того, чтобы использовать местные преимущества, компенсировать определенные неблагоприятные моменты или облегчить проникновение на национальный рынок.

3. Координация и интеграция различных видов деятельности должна осуществляться в масштабах всего мира.7 

1.3.1 Виды деятельности ТНК


     Расширяя  свою   экспансию  ТНК  используют   разнообразные   формы

освоения мирового рынка. Эти формы в значительной степени основываются на контрактных отношениях и не связаны с участием в акционерном капитале других фирм.

К числу таких форм экономики ТНК обычно относятся:

1. лицензирование;

2. франчайзинг;

3. управленческие контракты;

4. оказание технических и маркетинговых услуг;

5. сдачу предприятий «под ключ»;

6. ограниченные    по    времени    договоры    по    созданию    совместных предприятий  и  соглашения  по  осуществлению  отдельных  операций.

    На практике часто трудно чётко провести границу между той или иной формой деятельности ТНК. Они используются не дифференцированно и часто переплетаются. Нередко они не альтернативны традиционному заграничному инвестированию, а дополняют его.

   Важная особенность  развития этих форм в том, что они используются в значительной степени в отношениях между самими ТНК, выражая усиление центростремительных тенденций. Особое распространение получили лицензионные соглашения – юридические договоры, по которым лицензиар предоставляет определённые права лицензиату на некоторое время и за определённое вознаграждение. Передача лицензий осуществляется как по внутрифирменным договорам ТНК, так и по внешним каналам передачи технологий.

    Особая разновидность лицензионного соглашения – франчайзинг (франшиза) - лицензионное соглашение, рассчитанное на продолжительный срок. При этом франчайзер представляет определённые права фирме-клиенту. Эти права включают использование торговой марки или фирменного названия, а также услуги по технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, торговле и управлению за определённую плату.

  С конца 80-х гг. становится популярной такая форма экспансии ТНК, как  оказание управленческих и маркетинговых услуг. Договор на предоставление управленческих услуг – это соглашение, по которому оперативный контроль предприятия или фазы его деятельности предоставляется другому предприятию за соответствующее вознаграждение. Функции, выполняемые предприятиями по договору, могут включать управление производством, в том числе ответственность за технический  и инженерный аспекты производства; управление кадрами, в том числе назначение и увольнение иностранцев и обучение местной рабочей силы; покупку техники и сырья; маркетинг и финансовое управление.8

 По контрактам об оказании технической помощи ТНК осуществляют технические услуги, имеющие отношение к какому-либо специфическому аспекту деятельности данной фирмы. Чаще всего подобные договоры  связаны с ремонтом и профилактикой машин и оборудования, советами по использованию ноу-хау, устранение аварий и контролем за качеством.

   Широкое распространение получили договоры о сдаче заводов «под ключ». В этом случае ТНК берёт на себя ответственность за осуществление всех (или большей части) видов деятельности, необходимых для планирования или строительства определённого объекта.  В целом тенденция к использованию многообразных форм международных экономических связей ТНК развивается, как и сам процесс интернационализации капитала и производства, демонстрируя новые формы и подходы.

    Новейшей формой завоевания ТНК международных рынков является создание ими за рубежом  специальных инвестиционных компаний. Задача этих структур – инвестиции в дочерние и партнёрские предприятия ТНК для стимулирования продвижения их продукции на региональные рынки. Такой подход используют крупнейшие международные компании по продаже безалкогольных напитков «Пепси-кола» и « Кока-кола» а Африке.

 
1.3.2 Механизм управления ТНК

    Рассмотрим механизм управления ТНК. Речь идёт о двух основных тенденциях, одна из которых направлена на усиление централизации управления, а другая - на развитие некоторых принципов децентрализации. В западной экономической литературе эти две концепции получили название энтоцентризма и полицентризма.

    Энтоцентрический метод управления предполагает усиление процессов централизации, при которой руководящий центр компании находится в одной стране - в штаб-квартире материнского общества. При полицентрическом  методе управления такой руководящий центр перемещается в ряд стран, зарубежные дочерние общества получают право самостоятельно решать большинство вопросов с учётом специфических условий их деятельности. Анализ системы управления наиболее крупных международных компаний показывает, что у большинства американских и японских транснациональных корпораций преобладает энтоцентрический метод управления. Для деятельности большинства западно-европейских  международных ТНК характерным становится полицентрический метод управления. Определённые различия в структуре управления международных ТНК в зависимости от их  национального происхождения связаны в значительной степени  со способами их возникновения. Большинство западно-европейских международных компаний были основаны в результате объединения капиталов двух или нескольких стран (таковы, например, англо-голландские компании «Ройял Датч-Шелл», «Юнилевер», англо-итальянская «Данлоп-Пирелли» и др.) на определённых принципах полицентризма ( многонациональности), предполагающего наличие по крайней мере двух основных руководящих центров управления.

     В последнее время в структуре управления некоторых крупных международных компаний ряда стран Западной Европы (швейцарской фирмы «Нестле», голландской компании «Филипс» и др.) происходит выработка новых концепций, которые могут быть определены как геоцентрические. Этот принцип предполагает согласованный подход в рамках всей корпорации к отыскиванию оптимальных путей для комплексного решения местных и общих проблем.  По мнению западных экономистов такой тип управления существует  лишь у немногих западно-еврапейских компаний. Основной принцип управления, например, международной компании «Нестле» сводится к тому, чтобы обеспечить многочисленным зарубежным дочерним обществам   условия, при которых они могли бы выступать как  чисто национальные объединения, способные принимать самостоятельные решения  без согласования с руководящим центром  за границей.

    Организационная структура  международных компаний во многом, а иногда решающим образом зависит от характера экономической деятельности, географического размещения её прямых инвестиций. Анализ структуры управления международных компаний, действующих в  горно-добывающей, особенно в нефтедобывающей, промышленности показывает, что они, как правило, придерживаются принципа жесткого централизованного регулирования, которое распространяется на масштабы и сроки инвестирования новых капиталовложений в рамках всей ТНК, проведения геологоразведочных работ, объёма добычи, переработки и реализации продукции. Такая централизация управления вызвана тем, что источники добычи полезных ископаемых сосредоточены лишь в определённых районах (главным образом в развивающихся странах), а переработка и реализация осуществляются по всему миру. Поэтому возникает необходимость постоянного контроля  над  объёмом поставок  и реализации в определённых районах.

    Организационная структура  большинства международных компаний, действующих в обрабатывающих отраслях промышленности,  отличается, напротив, значительной степенью децентрализации. Технологические условия производства в этих отраслях настолько многообразны, что не представляется возможным выработать какую-либо единую жёсткую схему  взаимоотношений между отдельными подразделениями, входящими в систему ТНК. Организационная структура таких компаний включает весьма широкий набор концепций управления: от высокой степени централизованного  контроля до полной автономии отдельных звеньев.9

                                               

 

2 Глава

 Источники устойчивости и эффективной деятельности ТНК


      Современные промышленные гиганты редко гибнут во время кризисов. В последний момент их, как правило, спасают скрытые финансовые резервы, вмешательство мощных банковских групп или помощь государства. Это не означает, однако, уменьшения заинтересованности монополий в обеспечении стабильного развития. Стабильность развития принадлежит к числу приоритетных целей большинства корпораций. Более того, особое значение придается, если допустимо такое выражение “активной стабильности”, т.е. способности не просто выдержать испытания, но и не допустить резкого падения оборота, сохранить свою долю на рынке, известный уровень рентабельности и т.д. Не случайно фирмы, добившиеся в этом успеха, постоянно подчеркивают и рекламируют свои достижения. Западногерманский концерн “Сименс”, например, создал поддерживаемую десятилетиями традицию выплаты одинаковых дивидендов вне зависимости от того хороша или плоха экономическая обстановка в Германии. За исключением 1971/72 финансового года по каждой акции ежегодно выплачивалось 16% прибыли, в том числе и во время самых тяжелых в истории страны экономических кризисов 1974-75 и 1980-82 гг. Традиция была нарушена в 1984 году, но лишь для того, чтобы поднять уровень дивидендов до 20%. Трудно себе представить более демонстративную - причем не на словах, а на деле - заявку на независимость от развития экономического цикла.10

     Еще более ярко способность предприятий “большого бизнеса” относительно легко преодолевать кризисы проявляется на отраслевом уровне. Обратимся к примеру ФРГ. В 1981 г. в условиях кризиса черной металлургии оборот этой отрасли в Западной Германии увеличился в текущих ценах на 1,1% (реально производство упало на 2,6%). Показатели же ведущих металлургических концернов оказались много выше: у фирмы Тиссен вырос на 4,1%, Фрид. Крупп – на 6,6%, Маннесманн – на 17,6%. Есть много других примеров. Каждый из примеров граничит с парадоксом, с нарушением элементарной аксиомы логики, согласно которой целое складывается из составляющих его частей. Здесь же развитие целого (отрасли) неблагоприятно, тогда как входящие в него части (монополии) процветают. Наиболее отчетливо парадоксальность ситуации видна на примере автомобилестроения США. Период 1969-1988 гг. Был отнюдь не лучшим для американских монополий. На его протяжении автомобилестроение США утратило свои лидирующие позиции в капиталистическом мире. В кризисные годы (1969-70, 1974, 1980-1982 гг.) Дженерал моторз, Форд, и особенно Крайслер вынуждены были мириться с серьезными сокращениями своего оборота. Однако сопоставление динамики оборота “ведущей тройки” с соответствующими показателями автомобилестроения США показывает, что трудности ведущих монополий были не велики в сравнении с выпавшими на отрасль в целом. Развитие трех ведущих монополий было значительно стабильнее общеотраслевой нормы: кризисы были менее глубокими, более слабые отраслевые спады, подъемы не отличались столь лихорадочными приростами оборота, как у отрасли в целом. Анализ деятельности ТНК и теорий прямых иностранных инвестиций позволяет выделить следующие основные источники эффективной деятельности ТНК (по сравнению с чисто национальными компаниями):

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.