реферат, рефераты скачать
 

Средства массовой информации в контексте межнациональных и федеративных отношений


независимо от национальности, места и времени проживания в данном регионе

обеспечивается законодательно. Гарантом строгого соблюдения прав граждан

всех национальностей, кроме государственных органов всех уровней, должны

стать и средства массовой информации, тем более, если они претендуют на

звание «четвертой ветви власти».

Нельзя не заметить, что проблема решения национального вопроса в

России лежит в плоскости соединения принципов территориального и

национально-территориального государственного устройства, что является в

определенном смысле аналогом автономии, известной в международной практике

как персональная автономия. Последняя акцент делает на гарантии прав

человека, национальном самоопределении личности, прав народов на культурную

автономию как составную часть права на самоопределение, свободу

перемещения, экономическую, политическую защиту независимо от места

проживания. При таком устройстве устанавливается правопорядок, пределы

действия которого ограничиваются не географическим фактором, а гражданской

принадлежностью, носителем которого становятся не территории (государства),

а прежде всего гражданин как свободная личность. Это вытекает из того, что

естественная миграция населения в России делает все меньше возможным

отождествление территории с национальностью. Поэтому право

приспосабливается к подвижному состоянию нации, что нельзя сказать о

региональных СМИ. Заметим к слову, что в условиях становления независимой

России, с другой стороны, ростом национального самосознания граждан,

консолидации титульных этносов в ряде республик, состав населения

становится все более однонациональным.

Формирование культуры межнациональных отношений, как уже отмечалось

дело не только государственных органов, но и средств массовой информации,

общественных организаций и движений, интеллигенции, всех, кто имеет влияние

на духовно-нравственную сферу общественного сознания и стремится укрепить

свое государство. Не последнюю роль здесь играют наука, постоянное изучение

общественного мнения, умение с помощью научных методов анализа и

прогнозирования предвидеть направления развития межнациональных отношений,

предлагать механизмы их корреляции.

Гражданская культура предполагает четкие духовно-нравственные

ориентиры у каждого социального индивидуума. Академик Д.С.Лихачев в свое

время справедливо отмечал, никакие, даже экономические, законы не смогут

действовать в стране, если нравственная культура будет находиться на низком

уровне. Вот почему в период кардинального обновления общества так важно

включить все вышеназванные рычаги социально-духовного и нравственного

преобразования человеческой деятельности в данной сфере.

Основополагающими принципами этой деятельности становятся гуманизм,

социальная справедливость, равенство прав человека, патриотизм, создание

всех необходимых условий для последовательного осуществления

положения, согласно которому свободное развитие каждого является условием

свободного развития всех. Неукоснительно придерживаясь этих принципов,

российское общество постепенно будет освобождаться от стереотипов видения

национального вопроса оставленных длительным господством тоталитарно-

административного мышления.

В этом свете становится ясным, что без органического слияния

политических, правовых, нравственных, эстетических и иных ценностей,

создающих единую базу для реального воплощения в жизнь гражданских прав и

обязанностей свободных индивидов, немыслима организация воспитания новых

социокультурных ориентиров в обществе на принципах демократии и гуманизма.

На изломах российской истории, когда люди теряют жизненные ориентиры,

неизбежны попытки найти их в своеобразном «коллективном веровании» - некой

национальной идее, способной сплотить полицентричное общество,

устранить социальную разобщенность, стать мировоззренческой основой

возрождения нации.

Выработка российской общенациональной идеи могла бы быть одним из

факторов, формирующих межнациональную культуру, она могла бы

консолидировать общество.

Сегодня, в период коренных общественных трансформаций, широкому

спектру социально-политических представляется, что именно их

политическое кредо воплощает общероссийскую «национальную идею». Борьба за

первенство в воплощении российской «национальной идеи» ведется в первую

очередь на страницах газет и журналов, в теле- и радиостудиях, и она есть

не что иное, как отражение борьбы за власть. Выяснив, как она трактуется

различными политическими илами можно лучше понять их суть.

Национальная идея, призванная сплотить расколотое общество,

политическими партиями активно используется в своих целях. К примеру,

«Национальная идея» представляется левыми объединениями как сугубо

социалистическая, а возрождение Отечества связывается только с возвращением

на путь социализма. «История,- отмечается в Программе КПРФ (принята в 1995

году на III съезде),- вновь оставляла народам нашей Родины тот же выбор,

что и в 1917, и в 1941 году: либо великая держава и социализм, либо

дальнейший распад страны и окончательное превращение ее в колонию. Можно

смело утверждать, что в своей сущности «русская идея» есть глубоко

социалистическая».

Возвращение духовных начал в современное российское общество в

значительной мере способно восстановить его силы, дать импульс к

возрождению. Однако в формулировках государственников-патриотов не

находится современного понимания места конкретного человека с его

потребностями и запросами в новых условиях рыночной экономики. Сегодня,

когда расширились возможности людей найти достойное место в жизни,

жизненные ценности связываются прежде всего с их собственной инициативой и

способностью личного выбора, а не с идеями великодержавности или

соборности.

В условиях кризиса идентичности российской нации национально-

патриотическая, великодержавная идея выражает политические требования

тех, чьи возможности повышения своего социального статуса связываются с

национальной принадлежностью. В действительности, любая попытка возвести в

абсолют интересы какой-либо одной нации в полиэтническом пространстве

России - неминуемо создаст благоприятную среду для «шовинизма», который

питает великодержавную идею создания унитарного государства.

Формирование и дальнейшее развитие как национальных идеологий

отдельных народов России, так и интегрирующей, отвечающей интересам всех

российских народов общероссийской национальной идеологии (российской идеи),

невозможно без включения в эти идеологии концепции нового российского

интернационализма, являющегося важнейшим условием дальнейшего успешного

этнического развития народов России в составе единого Российского

государства.

Необходимость обновления и нового содержательного наполнения

концепции интернационализма вытекает из традиций мира и согласия между

народами России, всего хода исторического развития нашей страны.

В этих условиях крайне важно укрепление взаимодействия

государственных структур с общественными организациями, политическими

объединениями и средствами массовой информации, которые, как правило,

выражают интересы этих объединений и организаций.

Речь фактически идет о проблеме эффективности СМИ, то есть их

управленческой функции - формы, методы политической деятельности

государства, партий, движений зависят от уровня и потенциала информирования

как выражения активности.

Назовем основные направления (характеристики) этой

информационной деятельности:

1. Интеллектуальная активность, т.е. способность политических сил

отображать реальность и преобразовывать ее в соответствие со своими

политическими целями;

2.0рганизационно-регулирующее воздействие, или упорядочивание

практической работы СМИ как информационного потенциала государства и

общества;

3. Прогностическая активность, оказывающая активное влияние на

принятие политических решений.

Такая деятельность эффективна лишь при наличии должной политической

культуры в обществе, не позволяющей экстремистским элементам увлечь его

националистическими и сепаратистскими лозунгами. Вот почему анализ проблем

взаимодействия СМИ и властных структур должен вестись, по нашему мнению, в

русле воспитания или возрождения интернационального сознания. Это и

актуальная задача теоретического поиска и насущная потребность политической

практики.

В публикациях лидеров ряда национальных движений современные

национальные проблемы неизменно выводятся из взаимодействия имперского

прошлого России с политической практикой 20-80-х гг. Стремление сохранить

целостность России характеризуется нередко как рецидив имперского сознания,

альтернативой которому объявляется не интернационализм, а

гипертрофированное национальное сознание, ориентированное на замкнутость и

самолюбование. Однако картина изъянов и деструкции в национальных

отношениях не может отменить тех реальных свершений, которые знаменуют

утверждение интернациональных воззрений как доминантной установки в

массовом сознании.

Общая совокупность интересов, которая при любых различиях принимается

каждым народом России - это демократизация общества, поддержание на должном

уровне обороноспособности страны, повышение качества жизни народов России.

Все то, что присуще любому этносу, существует в национальной

«оболочке». Как уже отмечалось, вненационального, безэтнического в

современном мире нет и быть не может. Жизнь показала несостоятельность

представлений о быстром устранении, стирании национальных различий.

Всякая национальная культура уникальна. В ее самобытности она не

может быть возмещена никакими самыми высокими достижениями каких-либо

других культур. Именно это обстоятельство служит надежной основой для

обеспечения интернационального равенства и равноправия в отношениях между

национальными культурами.

Что несет с собой, помимо тех признаков, о которых говорилось ранее,

национальное бытие? В чем оно ярче всего выражается?

Пожалуй, первое и самое главное - это язык. В нем наиболее

обнаруживается возможность идентификации себя с теми, кто на нем говорит, и

отделение себя от тех, кто им не владеет. Поэтому обостренное внимание к

языковым проблемам, эмоциональный накал вокруг проблемы

«государственного языка», озабоченность представителей ряда этносов

страны сужением сферы действия родного языка, забота о чистоте национальных

языков, стремление поддерживать, обогащать и развивать науку, образование,

литературу на родном языке - явления естественные.

В языке, через язык, посредством языка живут специфика национальной

духовной культуры, этнические сказания, исторические источники, древние

предания, многоцветный фольклор, богатства современной художественной

культуры, сфера повседневности, непосредственного общения людей и их личной

жизни - все это неотделимо от родного языка.

Сегодня сфера языка выявила серьезные коллизии в соотношении

национального и интернационального моментов. Вопрос о двуязычии и

многоязычии для ряда регионов России стал одним из самых острых в

практической политике. С одной стороны, неповторимость собственной истории

и самобытность национальной культуры требуют бережного отношения к

национальным языкам. С другой стороны, потребности участия в общероссийской

деятельности ставят задачу овладения языками-посредниками как

внутрироссийскими (в первую очередь русским языком), так и наиболее

распространенными языками зарубежных стран Запада и Востока.

Утверждая значимость языка как средства выявления национальной

специфики, необходимо иметь ввиду следующие обстоятельства. Язык выражает

как бы сущность народа, его бытия. Знание языка важно для определения

национальной принадлежности. Вместе с тем незнание языка не может полностью

поставить человека вне его нации и национальности, зачеркнуть его

принадлежность к определенной национальной культуре.

Интернационализму противостоит национализм. Но национализм

национализму рознь. Обостренное чувство национального достоинства,

как реакция на ущемление интересов этноса в прошлом, гордость

малочисленного народа и тревога за его самосохранение - это не то же самое,

что чванливость и пренебрежение более крупных этносов к интересам

малочисленных, высокомерное отношение к иной культуре, иному языку, чем

является шовинизм.

Каковы черты шовинизма в понимании российских ученых, политиков? Эти

черты видятся в:

- выдвижении на первый план и раздувании этнических (национальных)

черт, представлении их как главных, определяющих характеристик

сообщества и каждого индивида;

- претензиях на особое положение, на исключительные права своего

народа и недоверии к другим;

- призывах к национальной солидарности вне зависимости от

обстоятельств, недоверии и противостоянии к интернациональной

идеологии.

До недавнего времени многие ученые считали, что поскольку в нашей

стране существует «дружба народов», то шовинизм в явных, да и тем более

острых проявлениях попросту невозможен. Жизнь показала наивную иллюзорность

подобных самообманных уверений. Возрождение и усиление шовинизма - это

суровая действительность.

На это есть свои причины. К ним относятся прежде всего просчеты в

национально-территориальном самоопределении, необоснованное подталкивание

процесса «сближения наций». Это и замалчивание межнациональных трений, и

возведение порой в ранг местного «национализма» здоровых чувств. Это и

перекосы в кадровой политике, и просчеты в системе образования в

деятельности прессы, телевидения, радио.

Обострению межнациональных отношений и росту шовинизма, несомненно,

способствовали тяжелый кризис экономики, резкое ухудшение социального

положения большинства населения, общее состояние общественной жизни.

На этом фоне и активизируют свои действия национальные экстремисты.

Наряду с оживлением стародавних предрассудков, питающих претенциозность и

необоснованные амбиции, в ход идут концепции об «этнической стерильности»,

«национальном приоритете» и т.п. идеи, согласия и компромиссы почти

невозможны. Здесь кроется одна из причин неэффективности многих из прежних

лозунгов и доводов интернационалистского характера, рассчитанных на

однозначное рациональное восприятие ситуации. В этом же секрет популярности

многих лидеров популистского толка, взывающих к эгоистическому инстинкту

тех, кто заранее ориентирован на враждебное отношение к «чужакам»?

Вероятно, этим можно объяснить, что в схватках по национальным проблемам

среди возбужденных, нередко сбитых с толку граждан любой страны

преимущество далеко не всегда на стороне логики.

Сейчас нередко перекрашиваются в «национальный цвет» представители

самых разноликих образований. По сути дела, это вновь возникающие

самодеятельные структуры политического, культурного, этнографического,

природоохранного и тому подобного характера. Имеющиеся в их рядах

экстремисты, демагоги, популисты охотно используют национальную

проблематику для овладения массовым сознанием. Их преимущество заключается

в умении воздействовать не только на сознание, но и на эмоции масс.

Немаловажной проблемой сегодня становится также и противодействие

политическому и религиозному экстремизму, что предполагает принятие

конкретных мер по повышению ответственности руководителей и главных

редакторов СМИ за пропаганду политического и религиозного экстремизма,

разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Важным инструментом регулирования в сфере электронных средств

массовой информации с позиций противодействия экстремизму является

эффективное использование лицензирования на вещательную деятельность.

Предупреждение, выявление и пресечение проявлений

политического и религиозного экстремизма в деятельности средств массовой

информации обеспечивается в процессе их государственной регистрации,

осуществления контроля за их деятельностью, включая прекращение

деятельности средств массовой информации в порядке, установленном

федеральным законом[18].

Значительную роль в противодействии политическому и религиозному

экстремизму в средствах массовой информации могло бы иметь максимально

возможное использование потенциала Судебной палаты по информационным спорам

при Президенте Российской Федерации.

Представляется также целесообразным создание межведомственной

экспертной комиссии по правовой оценке кино-, фото-, аудио-, видео-,

продукции, печатных изданий и текстов публичных выступлений на предмет

наличия в них признаков политического и религиозного экстремизма.

В целях обеспечения соответствия деятельности средств массовой

информации Конституции Российской Федерации и действующему законодательству

возникает необходимость усиления руководящего и организующего начала в этой

сфере со стороны государства на основе возможного воссоздания Министерства

печати и информации.

Задачи СМИ в формировании национальной политики.

В современных условиях задачи и главное предназначение средств

массовой информации - стать центром общественного и гражданского согласия,

способствовать сформированию у граждан России необходимого для современного

цивилизованного общества уровня культуры. Как уже отмечалось, в идеале они

могли бы консолидировать позиции различных партий и движений, не только

отражая и знакомя население с их воззрениями, но и регулярно проводя

диалоги между ними по вопросам, волнующим современное общество. В

обобщающих комментариях им следовало бы выделять из всех дискуссий,

предложений то, что будет направлено на улучшение жизни людей, изменение

негативной ситуации в различных областях нашей жизнедеятельности. При этом

исходить они должны из понимания высокой моральной ответственности тех, кто

работает в структурах «четвертой власти», быть не просто «транслятором»

информации, не просто высказывать собственное мнение по тому или иному

вопросу, но и обосновывать его.

Последнее особенно важно для расстановки верных акцентов в

национальной политике, исходя из реально формирующейся новой культуры

межнациональных отношений. Данное требование должно быть в поле зрения СМИ

повседневно.

Представляется, что, имело бы смысл создание в СМИ специальных

отделов для освещения вопросов межнациональных отношений в контексте

государственной национальной политики.

Россия нуждается, как подчеркивает Р.Абдулатипов, «в немедленном

восстановлении в своих правах национальной политики в качестве важнейшего

самостоятельного направления деятельности Российского государства, а не

вынужденной меры в работе с нацменьшинствами, которые «мешают» развитию

государства[19]».

Концептуальные основы такой политики, как известно, созданы. Еще в

1992 году Совет Национальностей отработал и утвердил концепцию национальной

политики, согласовав ее с республиками, краями и областями, автономиями. И

лишь в 1996 году этот документ был одобрен Правительством и Президентом

Российской Федерации. Есть в стране и мощный координирующий центр по

законодательному и исполнительному сопровождению национальной политики -

специализированное Министерство. Очень жаль конечно, что оно не располагает

собственными издательскими возможностями, СМИ и даже сайтом в «Интернете» и

т.д. Но в этой ситуации тем большее значение приобретает обязанность

государственных и негосударственных СМИ - освещать ситуацию объективно и

реально быть фактором, стабилизирующим межнациональные отношения в

обществе, а не разрушающим многонациональный общественный организм. Сегодня

национальные духовность, культура, традиции оказались под диктатом средств

и субъектов западной культуры - массовой культуры, в нашей стране еще не

научились охранять общество от подобных «ценностей». Надо заметить, что

Совет Национальностей Верховного Совета России, а затем и Миннац России

приложили немало усилий для создания газеты «Федерация», для того, чтобы

она стала газетой народов России, однако из-за отсутствия средств она

прекратила свое существование. Нет возможности у Миннаца и проплачивать

выпуск специальных телепередач по вопросам национальной политики.

У России нет и не может быть будущего без политики, способной

обеспечить гармонию в межнациональных отношениях, сотрудничество всех

населяющих страну народов - без четкой национальной политики.

Доктор исторических наук, профессор Михайлов В.А. определяет

национальную политику, с одной стороны, как искусство соединения

национальных интересов, а с другой - как обеспечение «торжества прав

человека для всех народов, вне зависимости от их численности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.