реферат, рефераты скачать
 

Средства массовой информации в контексте межнациональных и федеративных отношений


подспудно тлел и накапливался десятилетиями. Националистические

настроения, всплески экстремистских проявлений, нагнетания враждебных

эмоций иногда побуждают к выводу, о том, что интернационалистское

сознание либо уже исчезло, либо исчезает. В печати теле - и радиопередачах

немало высказываний, в которых злорадно оплакивались

«интернационализм», «патриотизм», идеи националистов как и собственных,

отечественных, так и зарубежных.

Оздоровление, гармонизация национальных отношений на новой,

современной основе выдвигается как одна из высших целей государственной

национальной политики. Дружеское сожительство народов, сохраняющих свою

самобытность и вместе с тем открытых друг другу, приумножение единства

российского общества - все это важные стратегические задачи национальной

политики.

В публикациях идеологов ряда национальных движений современные

национальные проблемы неизменно выводятся из взаимодействия имперского

прошлого России с политической практикой 20 - 80-х гг. Стремление сохранить

целостность России характеризуется, подчас, как рецидив имперского

сознания, альтернативой которому объявляется не интернационализм, а

гипертрофированное национальное сознание, ориентирующие народы на

замкнутость и самолюбование.

Однако картина изъянов и деструкции в национальных отношениях не

может отменить тех реальных свершений, которые знаменуют утверждение

интернационалистских воззрений как доминантной установки в массовом

сознании. Практика показывает наличие совокупности интересов, которая при

любых различиях принимается каждым народом России. Это повышение качества

жизни народов России, демократизация общества, поддержание на должном

уровне обороноспособности страны и другие. Творческие работники СМИ умеют

выявлять и показывать это общее. В современных условиях главное

предназначение средств массовой информации и их задачи стать центром

общественного и гражданского согласия, способствовать сформированию у

граждан России необходимого для современного цивилизованного общества

уровня культуры. Например, они могут консолидировать позиции различных

партий и движений, не только отражая и знакомя население с их воззрениями,

но и регулярно проводя диалоги между ними по вопросам, волнующим

современное общество. В обобщающих комментариях можно выделить из всех

дискуссий те предложения которые будут направлены на улучшение жизни людей,

на изменение негативной ситуации в различных областях жизнедеятельности.

При этом нельзя забывать о большой моральной ответственности тех, кто

работает в структурах «четвертой власти». Каждому из них целесообразно не

просто высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу, но и

обосновывать его.

Последнее очень важно, чтобы ставить правильный акцент в национальной

политике, исходя из формирующейся культуры межнациональных отношений. Это

можно делать, если данные проблемы будут в поле зрения СМИ повседневно.

По моему мнению, имело бы смысл создание специальных отделов на

телевидении, радио и в печати с тем, , чтобы они освещали вопросы,

формирующие культуру межнациональных отношений в -контексте государственной

национальной политики России.

У многонациональной России нет и не может быть будущего без научно

обоснованной национальной политики, способной обеспечить гармонию в

межнациональных отношениях, сотрудничество всех населяющих страну народов.

Россия всегда нуждалась в восстановлении в своих правах национальной

политики в качестве важнейшего самостоятельного направления деятельности

Российского государства, а не вынужденной меры в работе с национальными

меньшинствами, которые «мешают» развитию государства. В этой ситуации одной

из важнейших задач СМИ - освещать процесс формирования национальной

политики и выступать как фактор, стабилизирующий межнациональные

отношения в обществе.

Высшая цель национальной политики - это и цель, и задачи СМИ - в

формировании такого общества, где бы своевременно и максимально полно

удовлетворялись национальные потребности как отдельного человека, так и

конкретного этноса или всех проживающих в стране народов, причем так, чтобы

это не ущемляло законных интересов других лиц или этносов, не

сопровождалось напряженностью и конфликтами. Достижение этой цели

предполагает создание соответствующих условий и механизмов воспроизводства

этнической жизни каждого народа во всем ее богатстве при сохранении и

углублении традиций равноправного развития сотрудничества народов всей

страны.

Вместе с тем, ясно, что основополагающие принципы национально-

культурного развития каждого народа и всего сообщества российских народов

могут самореализоваться лишь в условиях демократии, свободы творческой

деятельности человека, осознания каждым народом уникальности своего

многовекового культурного наследия и необходимости реализации его

потенциала на благо всего Отечества.

Негативную, будоражащую гражданские и национальные чувства роль

сыграли разочарование у части людей в недавнем прошлом, методичное

навязывание СМИ установки на полную ущербность его на фоне

социально-политического, экономического и духовно-нравственного кризиса,

это привело к утрате доверия к государственной власти. В этой ситуации как

главные и самые понятные компенсаторным механизмом выступила национальная

принадлежность человека. Отсюда повышенная доверчивость при восприятии

людьми различного рода национальных идей и лозунгов, легкость, с какой они

становятся жертвами популистской и не всегда чистоплотной политики узкого

круга этнической элиты. Поэтому национальная политика государства должна

строиться с учетом национального самосознания.

Общепризнанно, что в современном мире эффективная национальная

политика невозможна без учета этнических аспектов демографических и

миграционных процессов. Отсюда необходимость постоянного изучения таких

показателей, как рождаемость и смертность населения, его воспроизводство;

состояние здоровья населения; миграция населения как наиболее болезненное

и тревожное последствие межнациональных конфликтов (Указом Президента

Российской Федерации от 9 августа 1994 года № 1668 одобрена Федеральная

миграционная программа с учетом указанных и других факторов).

В этой связи главная задача как СМИ так и науки (политики) состоят в

выработке, нового этнополитического мышления, предусматривающего не только

кардинальный разрыв со многими устаревшими догмами и стереотипами или

переоценку не утративших своей актуальности положений, но и постоянный

творческий процесс переосмысления этнополитической ситуации,

разработку новых теоретических подходов, настойчивый поиск оригинальных и

эффективных путей достижения этнополитической стабильности общества.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Официальные материалы:

1. Конституция Российской Федерации. М.: 1994.

2. Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». М.: 1990.

3. Закон РФ «О средствах массовой информации». М.: 1992.

4. Закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной

власти в государственных средствах массовой информации». - Российская

газета, 1995, 17 января.

5. Закон РФ «О национально-культурной автономии».

6. Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного телевещания в

Российской Федерации», № 919 (25.08.97).

7. Указ Президента РФ «О совершенствовании телерадиовещания в Российской

Федерации», № 1019 (06.10.95),

8. Указ Президента РФ «О мерах по созданию космической телекоммуникационной

системы Российской Федерации», № 111 (30.07.96).

9. Указ Президента РФ «О основах государственной политики в сфере

информатизации», № 170 (20.01.94).

10. Указ Президента РФ «Совершенствование структуры

государственного радиовещания», №32, М., 1997.

11. Концепция Государственной национальной политики Российской Федерации.

Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г.

№909.

12. Концепция государственной программы национального

возрождения народов Российской Федерации. М.: 1992. 14. Послание

Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "России нужен

новый порядок (о положении в стране и основных направлениях политики

Российской Федерации)" М.

13. Хартия прав человека: Всеобщая декларация прав человека (принята

Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948.)

14. Декларация о средствах массовой информации в демократическом обществе 4-

й европейской конференции министров по политике в области средств

массовой коммуникации. Прага, 7-8 декабря 1994.

15. Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой

информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в

развитии прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и

подстрекательства к войне. 28 ноября 1978.

Научная литература по теме диссертации:

1. IX съезд Союза журналистов России. Материалы и документы.- . 1995.

2. Абдулатипов Р. Г. Государственная программа национального возрождения и

межнационального сотрудничества народов России.- М.: 1994.

3. Абдулатипов Р. Г. Послание президенту РФ Б. Н. Ельцину о федеративной и

национальной политике.-М.: 1995.

4. Абдулатипов Р. Г., Михайлов В. А., Чичановский А. А. Национальная

политика Российской Федерации: от концепции к реализации.-М.: 1997.

5. Абдулатипов Р. Г. Государственная служба Российской Федерации и

межнациональные отношения. - М.: 1995.

6. Абдулатипов Р. Г. Национальная идея и национализм.

Этнополитический вестник №3.-М.: 1995.

7. Абдулатипов Р. Г. Россия на пороге XXI века. Состояние и перспективы

федеративного устройства. М.: Славян. диалог. 1996,

8. Алаев Э. Региональные и этнические конфликты.// Федерализм, №1.-М.:

1996.

9. Алешина И. Паблик рилейшнз. М.: 1997,

10. Атаманчук Г.В. Лекция на тему: «Государство как субъект управления

общественными процессами». - М.: 1995.

11. Безгодова О. В. Паблик рилейшенз в системе полит, управления. Канд.

диссерт.// РАГС. 1997.

12. Блумер Г. Коллективное поведение: Пер. с англ.// Американская

социологическая мысль: Тексты. М.: 1994.

13. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.:

1991.

14. Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых /

информационных процессов. М.: Изд-во ун-та дружбы народов, 1986.

15. Бюрократизм, авторитаризм и будущее демократии в России (материалы

«круглого стола») // Вопросы философии.- 1993. №2.

16. Васильев В. П. Методология и методика конкретных социальных

исследований СМИ и пропаганды. М.: 1986.

17. Власть, закон, пресса. Материалы конф. М.: Б. п., 1998.

18. Вопросы межнациональных и федеративных отношений: Материалы к

учебному пособию. Вып.1. М.: 1995.

19. Горшков М. К. Общественное мнение: История и современность.

-Политиздат, 1988.

20. Государство и информация. М.: 1996.

21. Грабельников А.А. СМИ постсоветской России. М.: 1997.

22. Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. М.: 1967.

23. Дзялошинский И., Журналист и информация. М.: МГУ, 1998.

24. Доти Дороти И. Паблисити и паблик рилейшенз. Перевод с англ. М.:

Информационно-издательский дом «Филинъ» - 1996.

25. Дугин Е. Я. СМИ как институт прямой демократии в условиях перестройки:

социологический анализ. Автореферат док. диссертации. М.: АОН.

1990.

26. Егоров В.В. Телевидение и власть. М.: 1977.

27. Егоров В.В. Телевидение и зритель. М.: 1977.

28. Жовтун Д. Т. Межэтнические конфликты по ту сторону логики. Новый

Вавилон. N 1.

29. Иванов О., Маслова Г. Как формируется общественное мнение.// СПб

ведомости,- 1993.- 18 дек.

30. Иванян Э. А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша: Белый дом и пресса.

М.: Политиздат, 1991.

31. Известия. - 1992.-№211.

32. Кантор В. К. Демократия как историческая проблема России. //Вопросы

философии. 1996. - №5.

33. Кин Дж. Демократия и средства массовой информации // Новый взгляд на

демократию - 1991.- №2.

34. Колацкая А.Н. Социокультурное влияние СМИ на возрождение национального

самосознания. Автореферат диссертации, к.социол. наук, М. 1999.

35. Комсомольская правда.-1993-№34.

36. Конфликты и консенсус. 1991.-№1.

37. Коробейников В. С. Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и

функции. М.: Мол. гвардия, 1981.

38. Лазерсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые эстетические

вкусы и организованное социальное действие, // Массовые коммуникации.

Вып. 4.

39. Лассуэл Г. Структура и функции коммуникации в обществе.// Массовые

коммуникации. Вып. 4.- 4.

40. Леванский В.А. Концептуальная модель государственного управления в РФ.

//Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика. М.: 1996.-Т.1.

41. Лысенко В. И. От Татарстана до Чечни / становление нового российского

федерализма/. М.: 1995. .

42. Манаев О. Т. Методологические проблемы исследования эффективности

СМИ. М.: 1991, .

43. Мацнев А. А. Этнополитические конфликты: природа, типология, пути

урегулирования. Социально - политический журнал, №4, 1996.

44. Михайлов В. А. Национальная политика как фактор государственного

строительства. 1995.

45. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации.

Учебное пособие. В соавторстве. - М.: Славянский диалог, 1997.

46. Нечипоренко Ю. Профаны в эфире: Наше вождистское телевидение.//

Независ. газета.- 1994., 18 окт.

47. Общественное мнение и власть: механизм взаимодействия. Киев: Наукова

думка, 1993

48. Панарин А. С. Политология: Учебник МГУ им. М. В.Ломоносова. М.: проект

1997.

49. Печать РФ в 1996, М.: 1997.

50. Печенев В.А. О национальной и региональной политике в федеративной

России.//Этнополитический вестник.№1-2. М.: 1995.

51. Политические партии России // Программные документы политических

партий. Ч.1. М.: 1994.

52. Политология. Энциклопедический словарь. М.: 1993.

53. Право России. "Независимая газета" 25 мая 1993.

54. Пронин Е.И. Печать и общественное мнение. М.: 1971.

55. Пшеничный Г. М. Правовое пространство российской

журналистики.//Теория систем. Тезисы. М.: 1996.

56. Рыбаковский Л., Захарова О. Демографическая ситуация в Российской

Федерации: состояние и прогноз. //Этнополитический вестник №2. М.: 1992.

57. Слуцкий Е. Г. Прессовые опросы: истории, опыт перспективы

использования,//Материалы к конференции "Общественное мнение и

политический процесс".

58. Солженицын А. И. Традиции Российской государственности и перспективы

федерализма // Федерализм. N 3. 1996.

59. Строев Е. Российский Федерализм: нужно идти дальше общих

формул.//Федерализм №3, 1996.

60. Тард Т. Общественное мнение и толпа: Пер. с франц.- М.: 1902.

61. Тюньков Ю.И. Правительство и пресса: пути и принципы взаимодействия. //

Вестник МГУ. Серия 10, Журналистика. - №6.1990.

62. Чичановский А.А. Взаимодействие средств массовой информации и

властных структур в условиях идейно-политической модернизации

российского общества. Политологический анализ. Дис. док. пол. наук. М.:

1995.

63. Чичановский А. А. Инстанция истины. Средства массовой информации и

жизнь: возможности, поиск, ответственность. М..-1989.

64. Чичановский А. А. Средства массовой информации и власть //Диалог №5-6.

М.: 1995.

65. Чичановский А.А. В тенетах свободы: Политологические проблемы

взаимодействия властных структур, средств массовой информации и общества

в новых геополитических условиях. М.: Славянский диалог, 1995.

66. Чичановский А.А. Пореформенные средства массовой информации:

фактор демократизации общества или показатель его духовной деградации?

//Коллективная монография "Власть и нравственность: согласие,

благополучие, безопасность". М.: Славянский диалог, 1997.

67. Чичановский А.А. Проблемы взаимодействия государства и средств массовой

информации // Государственная служба Российской Федерации и

межнациональные отношения. М.: Луч, 1995.

68. Чичановский А.А. Распространение массовой информации. Научный

комментарий в кн. "Правовое поле журналиста. Настольная справочная

книга". М.: Славянский диалог, 1997.

69. Чичановский А.А. Средства массовой информации и терпимость: "проблемы

реализации конструктивного идейно-политического потенциала

общества/Этнополитический вестник. N 5.

70. Чичановский А.А. Толерантность в условиях постсоветского

информационного пространства. // Сб. статей "Толерантность и согласие",

М.: ИЭА РАН, 1997.

71. Шахназаров Г. X. Цена свободы: Реформация Горбачева глазами его

помощника. М.: Россика: Зевс, 1993.

72. Шумейко В. Федерализм как принцип государственного строительства и как

государственная политика. Этнополитический вестник №6. М.: 1995.

73. Этнополитические аспекты //Ж. "Социологические исследования". М.: 1996.

№12

-----------------------

[1] Чичановский А.А. Средства массовой информации и власть // Диалог

№№ 5-6. М., 1995.С.124.

[2] Блумер Г. Коллективное поведение. Пер. с англ.// Американская

социологическая мысль: Тексты. М., 1994.С.173.

[3] Тард Г. Общественное мнение и толпа. Пер. с франц. М., 1902. С.62-

63.

[4] Бердяев Н.А. Самопознание. М., СП «ДЭМ» международные отношения,

1990.С.334-26; Бессонов Б.Н. Назначение человека РАГС М., 1995. С.103.

Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике. 1995. С.238. Шахназаров

Г.Х. Цена свободы: Реформация Горбачева глазами его помощника. М., Зевс,

1993.С.624.

[5] Комаровский В.С. Обновление политической системы России. М. 1996.

С.233. Панарин А.С. Политология: Учебник МГУ им. М.В.Ломоносова. М., Проект

1997.С.408. Рогачев С.В. Политология: Введение к предмету: Лекция/РАУ,

Политол. центр. М.: Луч, 1992.-40с.

[6] Бурлацкий Ф.М. Глоток свободы кн.1.-М.: Культура, 1997.-559с.;

Бутенко А.П. От коммунистического тоталитаризма к формированию открытого

общества в России (политические и правовые проблемы). М.:Магистр., 1997,

-47с.; Коробейников В.С. Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и

функции. М.: Мол-гвардия, 1981; Прохоров Е.П. Введение в теорию

журналистики: Учеб. пособие. М.: 1995.-294с.; Тощенко Ж.Т. Власть и

общество: октябрь 1991-май 1992/РАУ. -М. 1992.-61с.

[7] Афанасьев В.Г. Социальная информация. М.: 1994. -201с.; Борев В.,

Коваленко А. Культура и массовая коммуникация. - М, 1986. -303с.; Вачнадзе

Г.Н. Всемирное телевидение. - Тбилиси: 1989. -671с.; Грушин Б.А. Мнения о

мире и мир мнений. -М. 1967. -400с.; Дзялошинский И. Журналист и

информация: -М. МГУ, 1998. -248с.; Дугин Е.Я. СМИ как институт прямой

демократии в условиях перестройки: социологический анализ. Автореферат док

.диссертации. -М.: АОН. 1990;Егоров В.В. Телевидение и власть. М.: 1977,

208с. Суханов А.П. Информация в жизни человека. М.:1983.-112с.

[8] Ахнезер А. Ценности общества и возможности реформ в России. -М.

1993. -248с.; Грабельников А.А., СМИ постсоветской России. М.: 1967. -

400с.; Жагер М. Бумажные динозавры // Коммерсантъ-ВаНу, 2 ноября, 1996. -С.

16.; Заблюк А. Индустрия управляемой информации. М.:1971; Козлова Н.Н.

Заложники слова?//Социс., 1995, -140с, № 09-10; Чичановский А.А. В тенетах

свободы. Политологические проблемы взаимодействия властных структур,

средств массовой информации и общества в новых геополитических условиях.

М.: 1995; Чичановский А.А. Инстанция истины. Средства массовой информации и

жизнь: возможности, поиск, ответственность. М.: 1989.

[9] Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А., Чичановский А.А. Национальная

политика Российской Федерации: от концепции к реализации. М.: 1997. -111с.;

Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века. Состояние и перспективы

федеративного устройства. М.: 1996. -253с.; Болтенкова Л.Ф.

Федерализм//Этнополитический вестник. М.: № 5, 1995. С.133-144; Калинина

К.В. Институты государства - регуляторы межнациональных отношенийЮтнополис.

М.: 1995; Королева- -Конопляная Г.Н. В поисках средства соединения

разделенного//Федерализм, № 3, 1996; Лысенко В.И. От Татарстана до

Чечни//становление нового российского федерализма/. М.: 1995. -219с.;

[10] Абдуллатипов Р.Г.. Послание Президенту РФ Б.Н. Ельцину о

федеративной и национальной политике. М., 1995 г. С.З

[11] Алаев. Региональные и этнические конфликты. // Федерализм, №1. - М.: \

996.

[12] Абдулатипов и др. Национальная политика Российской Федерации: от

концепции к реализации. М.: Славянский диалог, 1997. С. 86-94.

[13] Там же. С.76

[14] Чичановский А.А. В тенетах свободы. М.: 1995. С.182-195

[15] Конфликты и консенсус. -1991. - № 1. С. 17

[16] Бюрократия, авторитаризм и будущее демократии в России (материалы

"круглого стола") // Вопросы философии. - 1993. - №2. С. 26.

[17] Там же.

[18] Закон РФ «О средствах массовой информации». М.: 1992.

[19] Абдулатипов Р.Г. Послание о федеративной и национальной

политике.М.: 1995

[20] Михайлов В.А. Понятие национальной (этнической) политики. Метод,

пособие. М.: 1995. С.5.

[21] Абдулатапов Р.Г. Государственная программа национального

возрождения и межнационального сотрудничества народов России. М..-

1994.С.45.94

[22] Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 года №

1668 одобрена Федеральная миграционная программа с учетом указанных и

других факторов

[23] См.Абдулатипов Р. Г., Михайлов В.А., Чичановский А.А.

Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации.

Метод, пособие М.: 1997., С.88.

[24] Там же. С.91

[25] IV съезд Союза журналистов России. Материалы и документы. М.:

1995. С.92.

[26] Кин Дж. Демократия и средства массовой информации //Новый взгляд

на демократию -1991. №2; Горшков М. К. Общественное мнение: История и

современность Политиздат, 1 988.

[27] Серван-Шрейбер Ш. Л. Власть информации. М.: 1973. С.28.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.