| |||||
МЕНЮ
| Средства массовой информации в контексте межнациональных и федеративных отношенийподспудно тлел и накапливался десятилетиями. Националистические настроения, всплески экстремистских проявлений, нагнетания враждебных эмоций иногда побуждают к выводу, о том, что интернационалистское сознание либо уже исчезло, либо исчезает. В печати теле - и радиопередачах немало высказываний, в которых злорадно оплакивались «интернационализм», «патриотизм», идеи националистов как и собственных, отечественных, так и зарубежных. Оздоровление, гармонизация национальных отношений на новой, современной основе выдвигается как одна из высших целей государственной национальной политики. Дружеское сожительство народов, сохраняющих свою самобытность и вместе с тем открытых друг другу, приумножение единства российского общества - все это важные стратегические задачи национальной политики. В публикациях идеологов ряда национальных движений современные национальные проблемы неизменно выводятся из взаимодействия имперского прошлого России с политической практикой 20 - 80-х гг. Стремление сохранить целостность России характеризуется, подчас, как рецидив имперского сознания, альтернативой которому объявляется не интернационализм, а гипертрофированное национальное сознание, ориентирующие народы на замкнутость и самолюбование. Однако картина изъянов и деструкции в национальных отношениях не может отменить тех реальных свершений, которые знаменуют утверждение интернационалистских воззрений как доминантной установки в массовом сознании. Практика показывает наличие совокупности интересов, которая при любых различиях принимается каждым народом России. Это повышение качества жизни народов России, демократизация общества, поддержание на должном уровне обороноспособности страны и другие. Творческие работники СМИ умеют выявлять и показывать это общее. В современных условиях главное предназначение средств массовой информации и их задачи стать центром общественного и гражданского согласия, способствовать сформированию у граждан России необходимого для современного цивилизованного общества уровня культуры. Например, они могут консолидировать позиции различных партий и движений, не только отражая и знакомя население с их воззрениями, но и регулярно проводя диалоги между ними по вопросам, волнующим современное общество. В обобщающих комментариях можно выделить из всех дискуссий те предложения которые будут направлены на улучшение жизни людей, на изменение негативной ситуации в различных областях жизнедеятельности. При этом нельзя забывать о большой моральной ответственности тех, кто работает в структурах «четвертой власти». Каждому из них целесообразно не просто высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу, но и обосновывать его. Последнее очень важно, чтобы ставить правильный акцент в национальной политике, исходя из формирующейся культуры межнациональных отношений. Это можно делать, если данные проблемы будут в поле зрения СМИ повседневно. По моему мнению, имело бы смысл создание специальных отделов на телевидении, радио и в печати с тем, , чтобы они освещали вопросы, формирующие культуру межнациональных отношений в -контексте государственной национальной политики России. У многонациональной России нет и не может быть будущего без научно обоснованной национальной политики, способной обеспечить гармонию в межнациональных отношениях, сотрудничество всех населяющих страну народов. Россия всегда нуждалась в восстановлении в своих правах национальной политики в качестве важнейшего самостоятельного направления деятельности Российского государства, а не вынужденной меры в работе с национальными меньшинствами, которые «мешают» развитию государства. В этой ситуации одной из важнейших задач СМИ - освещать процесс формирования национальной политики и выступать как фактор, стабилизирующий межнациональные отношения в обществе. Высшая цель национальной политики - это и цель, и задачи СМИ - в формировании такого общества, где бы своевременно и максимально полно удовлетворялись национальные потребности как отдельного человека, так и конкретного этноса или всех проживающих в стране народов, причем так, чтобы это не ущемляло законных интересов других лиц или этносов, не сопровождалось напряженностью и конфликтами. Достижение этой цели предполагает создание соответствующих условий и механизмов воспроизводства этнической жизни каждого народа во всем ее богатстве при сохранении и углублении традиций равноправного развития сотрудничества народов всей страны. Вместе с тем, ясно, что основополагающие принципы национально- культурного развития каждого народа и всего сообщества российских народов могут самореализоваться лишь в условиях демократии, свободы творческой деятельности человека, осознания каждым народом уникальности своего многовекового культурного наследия и необходимости реализации его потенциала на благо всего Отечества. Негативную, будоражащую гражданские и национальные чувства роль сыграли разочарование у части людей в недавнем прошлом, методичное навязывание СМИ установки на полную ущербность его на фоне социально-политического, экономического и духовно-нравственного кризиса, это привело к утрате доверия к государственной власти. В этой ситуации как главные и самые понятные компенсаторным механизмом выступила национальная принадлежность человека. Отсюда повышенная доверчивость при восприятии людьми различного рода национальных идей и лозунгов, легкость, с какой они становятся жертвами популистской и не всегда чистоплотной политики узкого круга этнической элиты. Поэтому национальная политика государства должна строиться с учетом национального самосознания. Общепризнанно, что в современном мире эффективная национальная политика невозможна без учета этнических аспектов демографических и миграционных процессов. Отсюда необходимость постоянного изучения таких показателей, как рождаемость и смертность населения, его воспроизводство; состояние здоровья населения; миграция населения как наиболее болезненное и тревожное последствие межнациональных конфликтов (Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 года № 1668 одобрена Федеральная миграционная программа с учетом указанных и других факторов). В этой связи главная задача как СМИ так и науки (политики) состоят в выработке, нового этнополитического мышления, предусматривающего не только кардинальный разрыв со многими устаревшими догмами и стереотипами или переоценку не утративших своей актуальности положений, но и постоянный творческий процесс переосмысления этнополитической ситуации, разработку новых теоретических подходов, настойчивый поиск оригинальных и эффективных путей достижения этнополитической стабильности общества. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Официальные материалы: 1. Конституция Российской Федерации. М.: 1994. 2. Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». М.: 1990. 3. Закон РФ «О средствах массовой информации». М.: 1992. 4. Закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». - Российская газета, 1995, 17 января. 5. Закон РФ «О национально-культурной автономии». 6. Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного телевещания в Российской Федерации», № 919 (25.08.97). 7. Указ Президента РФ «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации», № 1019 (06.10.95), 8. Указ Президента РФ «О мерах по созданию космической телекоммуникационной системы Российской Федерации», № 111 (30.07.96). 9. Указ Президента РФ «О основах государственной политики в сфере информатизации», № 170 (20.01.94). 10. Указ Президента РФ «Совершенствование структуры государственного радиовещания», №32, М., 1997. 11. Концепция Государственной национальной политики Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. №909. 12. Концепция государственной программы национального возрождения народов Российской Федерации. М.: 1992. 14. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "России нужен новый порядок (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" М. 13. Хартия прав человека: Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948.) 14. Декларация о средствах массовой информации в демократическом обществе 4- й европейской конференции министров по политике в области средств массовой коммуникации. Прага, 7-8 декабря 1994. 15. Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитии прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне. 28 ноября 1978. Научная литература по теме диссертации: 1. IX съезд Союза журналистов России. Материалы и документы.- . 1995. 2. Абдулатипов Р. Г. Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России.- М.: 1994. 3. Абдулатипов Р. Г. Послание президенту РФ Б. Н. Ельцину о федеративной и национальной политике.-М.: 1995. 4. Абдулатипов Р. Г., Михайлов В. А., Чичановский А. А. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации.-М.: 1997. 5. Абдулатипов Р. Г. Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. - М.: 1995. 6. Абдулатипов Р. Г. Национальная идея и национализм. Этнополитический вестник №3.-М.: 1995. 7. Абдулатипов Р. Г. Россия на пороге XXI века. Состояние и перспективы федеративного устройства. М.: Славян. диалог. 1996, 8. Алаев Э. Региональные и этнические конфликты.// Федерализм, №1.-М.: 1996. 9. Алешина И. Паблик рилейшнз. М.: 1997, 10. Атаманчук Г.В. Лекция на тему: «Государство как субъект управления общественными процессами». - М.: 1995. 11. Безгодова О. В. Паблик рилейшенз в системе полит, управления. Канд. диссерт.// РАГС. 1997. 12. Блумер Г. Коллективное поведение: Пер. с англ.// Американская социологическая мысль: Тексты. М.: 1994. 13. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.: 1991. 14. Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых / информационных процессов. М.: Изд-во ун-та дружбы народов, 1986. 15. Бюрократизм, авторитаризм и будущее демократии в России (материалы «круглого стола») // Вопросы философии.- 1993. №2. 16. Васильев В. П. Методология и методика конкретных социальных исследований СМИ и пропаганды. М.: 1986. 17. Власть, закон, пресса. Материалы конф. М.: Б. п., 1998. 18. Вопросы межнациональных и федеративных отношений: Материалы к учебному пособию. Вып.1. М.: 1995. 19. Горшков М. К. Общественное мнение: История и современность. -Политиздат, 1988. 20. Государство и информация. М.: 1996. 21. Грабельников А.А. СМИ постсоветской России. М.: 1997. 22. Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. М.: 1967. 23. Дзялошинский И., Журналист и информация. М.: МГУ, 1998. 24. Доти Дороти И. Паблисити и паблик рилейшенз. Перевод с англ. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ» - 1996. 25. Дугин Е. Я. СМИ как институт прямой демократии в условиях перестройки: социологический анализ. Автореферат док. диссертации. М.: АОН. 1990. 26. Егоров В.В. Телевидение и власть. М.: 1977. 27. Егоров В.В. Телевидение и зритель. М.: 1977. 28. Жовтун Д. Т. Межэтнические конфликты по ту сторону логики. Новый Вавилон. N 1. 29. Иванов О., Маслова Г. Как формируется общественное мнение.// СПб ведомости,- 1993.- 18 дек. 30. Иванян Э. А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша: Белый дом и пресса. М.: Политиздат, 1991. 31. Известия. - 1992.-№211. 32. Кантор В. К. Демократия как историческая проблема России. //Вопросы философии. 1996. - №5. 33. Кин Дж. Демократия и средства массовой информации // Новый взгляд на демократию - 1991.- №2. 34. Колацкая А.Н. Социокультурное влияние СМИ на возрождение национального самосознания. Автореферат диссертации, к.социол. наук, М. 1999. 35. Комсомольская правда.-1993-№34. 36. Конфликты и консенсус. 1991.-№1. 37. Коробейников В. С. Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции. М.: Мол. гвардия, 1981. 38. Лазерсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые эстетические вкусы и организованное социальное действие, // Массовые коммуникации. Вып. 4. 39. Лассуэл Г. Структура и функции коммуникации в обществе.// Массовые коммуникации. Вып. 4.- 4. 40. Леванский В.А. Концептуальная модель государственного управления в РФ. //Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика. М.: 1996.-Т.1. 41. Лысенко В. И. От Татарстана до Чечни / становление нового российского федерализма/. М.: 1995. . 42. Манаев О. Т. Методологические проблемы исследования эффективности СМИ. М.: 1991, . 43. Мацнев А. А. Этнополитические конфликты: природа, типология, пути урегулирования. Социально - политический журнал, №4, 1996. 44. Михайлов В. А. Национальная политика как фактор государственного строительства. 1995. 45. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. Учебное пособие. В соавторстве. - М.: Славянский диалог, 1997. 46. Нечипоренко Ю. Профаны в эфире: Наше вождистское телевидение.// Независ. газета.- 1994., 18 окт. 47. Общественное мнение и власть: механизм взаимодействия. Киев: Наукова думка, 1993 48. Панарин А. С. Политология: Учебник МГУ им. М. В.Ломоносова. М.: проект 1997. 49. Печать РФ в 1996, М.: 1997. 50. Печенев В.А. О национальной и региональной политике в федеративной России.//Этнополитический вестник.№1-2. М.: 1995. 51. Политические партии России // Программные документы политических партий. Ч.1. М.: 1994. 52. Политология. Энциклопедический словарь. М.: 1993. 53. Право России. "Независимая газета" 25 мая 1993. 54. Пронин Е.И. Печать и общественное мнение. М.: 1971. 55. Пшеничный Г. М. Правовое пространство российской журналистики.//Теория систем. Тезисы. М.: 1996. 56. Рыбаковский Л., Захарова О. Демографическая ситуация в Российской Федерации: состояние и прогноз. //Этнополитический вестник №2. М.: 1992. 57. Слуцкий Е. Г. Прессовые опросы: истории, опыт перспективы использования,//Материалы к конференции "Общественное мнение и политический процесс". 58. Солженицын А. И. Традиции Российской государственности и перспективы федерализма // Федерализм. N 3. 1996. 59. Строев Е. Российский Федерализм: нужно идти дальше общих формул.//Федерализм №3, 1996. 60. Тард Т. Общественное мнение и толпа: Пер. с франц.- М.: 1902. 61. Тюньков Ю.И. Правительство и пресса: пути и принципы взаимодействия. // Вестник МГУ. Серия 10, Журналистика. - №6.1990. 62. Чичановский А.А. Взаимодействие средств массовой информации и властных структур в условиях идейно-политической модернизации российского общества. Политологический анализ. Дис. док. пол. наук. М.: 1995. 63. Чичановский А. А. Инстанция истины. Средства массовой информации и жизнь: возможности, поиск, ответственность. М..-1989. 64. Чичановский А. А. Средства массовой информации и власть //Диалог №5-6. М.: 1995. 65. Чичановский А.А. В тенетах свободы: Политологические проблемы взаимодействия властных структур, средств массовой информации и общества в новых геополитических условиях. М.: Славянский диалог, 1995. 66. Чичановский А.А. Пореформенные средства массовой информации: фактор демократизации общества или показатель его духовной деградации? //Коллективная монография "Власть и нравственность: согласие, благополучие, безопасность". М.: Славянский диалог, 1997. 67. Чичановский А.А. Проблемы взаимодействия государства и средств массовой информации // Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. М.: Луч, 1995. 68. Чичановский А.А. Распространение массовой информации. Научный комментарий в кн. "Правовое поле журналиста. Настольная справочная книга". М.: Славянский диалог, 1997. 69. Чичановский А.А. Средства массовой информации и терпимость: "проблемы реализации конструктивного идейно-политического потенциала общества/Этнополитический вестник. N 5. 70. Чичановский А.А. Толерантность в условиях постсоветского информационного пространства. // Сб. статей "Толерантность и согласие", М.: ИЭА РАН, 1997. 71. Шахназаров Г. X. Цена свободы: Реформация Горбачева глазами его помощника. М.: Россика: Зевс, 1993. 72. Шумейко В. Федерализм как принцип государственного строительства и как государственная политика. Этнополитический вестник №6. М.: 1995. 73. Этнополитические аспекты //Ж. "Социологические исследования". М.: 1996. №12 ----------------------- [1] Чичановский А.А. Средства массовой информации и власть // Диалог №№ 5-6. М., 1995.С.124. [2] Блумер Г. Коллективное поведение. Пер. с англ.// Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.С.173. [3] Тард Г. Общественное мнение и толпа. Пер. с франц. М., 1902. С.62- 63. [4] Бердяев Н.А. Самопознание. М., СП «ДЭМ» международные отношения, 1990.С.334-26; Бессонов Б.Н. Назначение человека РАГС М., 1995. С.103. Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике. 1995. С.238. Шахназаров Г.Х. Цена свободы: Реформация Горбачева глазами его помощника. М., Зевс, 1993.С.624. [5] Комаровский В.С. Обновление политической системы России. М. 1996. С.233. Панарин А.С. Политология: Учебник МГУ им. М.В.Ломоносова. М., Проект 1997.С.408. Рогачев С.В. Политология: Введение к предмету: Лекция/РАУ, Политол. центр. М.: Луч, 1992.-40с. [6] Бурлацкий Ф.М. Глоток свободы кн.1.-М.: Культура, 1997.-559с.; Бутенко А.П. От коммунистического тоталитаризма к формированию открытого общества в России (политические и правовые проблемы). М.:Магистр., 1997, -47с.; Коробейников В.С. Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции. М.: Мол-гвардия, 1981; Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. пособие. М.: 1995.-294с.; Тощенко Ж.Т. Власть и общество: октябрь 1991-май 1992/РАУ. -М. 1992.-61с. [7] Афанасьев В.Г. Социальная информация. М.: 1994. -201с.; Борев В., Коваленко А. Культура и массовая коммуникация. - М, 1986. -303с.; Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. - Тбилиси: 1989. -671с.; Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. -М. 1967. -400с.; Дзялошинский И. Журналист и информация: -М. МГУ, 1998. -248с.; Дугин Е.Я. СМИ как институт прямой демократии в условиях перестройки: социологический анализ. Автореферат док .диссертации. -М.: АОН. 1990;Егоров В.В. Телевидение и власть. М.: 1977, 208с. Суханов А.П. Информация в жизни человека. М.:1983.-112с. [8] Ахнезер А. Ценности общества и возможности реформ в России. -М. 1993. -248с.; Грабельников А.А., СМИ постсоветской России. М.: 1967. - 400с.; Жагер М. Бумажные динозавры // Коммерсантъ-ВаНу, 2 ноября, 1996. -С. 16.; Заблюк А. Индустрия управляемой информации. М.:1971; Козлова Н.Н. Заложники слова?//Социс., 1995, -140с, № 09-10; Чичановский А.А. В тенетах свободы. Политологические проблемы взаимодействия властных структур, средств массовой информации и общества в новых геополитических условиях. М.: 1995; Чичановский А.А. Инстанция истины. Средства массовой информации и жизнь: возможности, поиск, ответственность. М.: 1989. [9] Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А., Чичановский А.А. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. М.: 1997. -111с.; Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века. Состояние и перспективы федеративного устройства. М.: 1996. -253с.; Болтенкова Л.Ф. Федерализм//Этнополитический вестник. М.: № 5, 1995. С.133-144; Калинина К.В. Институты государства - регуляторы межнациональных отношенийЮтнополис. М.: 1995; Королева- -Конопляная Г.Н. В поисках средства соединения разделенного//Федерализм, № 3, 1996; Лысенко В.И. От Татарстана до Чечни//становление нового российского федерализма/. М.: 1995. -219с.; [10] Абдуллатипов Р.Г.. Послание Президенту РФ Б.Н. Ельцину о федеративной и национальной политике. М., 1995 г. С.З [11] Алаев. Региональные и этнические конфликты. // Федерализм, №1. - М.: \ 996. [12] Абдулатипов и др. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. М.: Славянский диалог, 1997. С. 86-94. [13] Там же. С.76 [14] Чичановский А.А. В тенетах свободы. М.: 1995. С.182-195 [15] Конфликты и консенсус. -1991. - № 1. С. 17 [16] Бюрократия, авторитаризм и будущее демократии в России (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. - 1993. - №2. С. 26. [17] Там же. [18] Закон РФ «О средствах массовой информации». М.: 1992. [19] Абдулатипов Р.Г. Послание о федеративной и национальной политике.М.: 1995 [20] Михайлов В.А. Понятие национальной (этнической) политики. Метод, пособие. М.: 1995. С.5. [21] Абдулатапов Р.Г. Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России. М..- 1994.С.45.94 [22] Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 года № 1668 одобрена Федеральная миграционная программа с учетом указанных и других факторов [23] См.Абдулатипов Р. Г., Михайлов В.А., Чичановский А.А. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. Метод, пособие М.: 1997., С.88. [24] Там же. С.91 [25] IV съезд Союза журналистов России. Материалы и документы. М.: 1995. С.92. [26] Кин Дж. Демократия и средства массовой информации //Новый взгляд на демократию -1991. №2; Горшков М. К. Общественное мнение: История и современность Политиздат, 1 988. [27] Серван-Шрейбер Ш. Л. Власть информации. М.: 1973. С.28. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|