реферат, рефераты скачать
 

шпоры


для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или

других нарушений мира. Система кол.безопасности имеет два основных признака

в качестве общей харак-тики. Первый признак - принятие гос-твами-

участниками системы по крайней мере трех обязательств, обращенных как бы

“внутрь” системы: - не прибегать в своих взаимоотношениях к силе; -

разрешать все споры мирным путем; - активно сотрудничать в целях устранения

любой опасности миру. Второй признак - наличие организационного единства

гос-тв-участников системы. Это или организация, выступающая в качестве

“классической” формы коллективной безопасности (например, ООН), или иное

выражение единства: учреждение консультативных или координационных органов

(например, Движение неприсоединения), обеспечение систематических встреч,

совещаний (например, ОБСЕ). Система коллективной безопасности оформляется

договором или системой договоров.Различают два вида системы

кол.безопасности: всеобщую (универсальную) и региональную. Универсальная

кол.безопасность основывается на функционировании ООН, в преамбуле Устава

которой зафиксирована главная задача ее существования - “избавить грядущие

поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству

невыразимое горе”. Существуют мирные меры: это обязательства государств-

членов: 1 проявлять терпимость и жить в мире друг с другом, как добрые

соседи, и объединять силы для поддержания мира и безопасности; 2 создать

условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к

межд.обязательствам; 3 принимать коллективные меры для предотвращения

угрозы миру и для его укрепления, проводить улаживание международных споров

или ситуаций мирными средствами; 4 развивать дружественные отношения между

нациями; 5 не допускать вмешательства в дела по существу входящие во

внутреннюю компетенцию любого гос-тва; 6 воздерживаться от угрозы силой или

ее применения как против территориальной неприкосновенности или

полит.независимости любого гос-тва, так и каким-либо другим образом,

несовместимым с целями ООН. указание на правовые способы (средства), с

помощью которых члены ООН самостоятельно (без участия ООН) могут разрешать

споры и ситуации мирным путем (гл.VI). четкая регламентация действий

органов ООН по применению коллективных мер мирного характера для улаживания

межд. (гл. V, VI VIII). укрепление доверия между государствами-членами

путем развития сотрудничества в самых различных областях отношений (ст IV,

IX и др.). содействие осуществлению практических мер в области ограничения

вооружений и разоружения (ст.11, 26, 47).

42. Понятие и источники Международного морского права (ММП). ММП – это

совокупность международно-правовых норм, принципов, регулирующих отношения

государств и других субъектов международного права в области морской

навигации и определения статуса морских судов, территорий и т.д. На

конгрессах в Вене (1815г) и париже (1856) и конференциях конца 19 начала 20

века (Гаагские конференции мира 1899 и 1907гг., Лондонская морская

конференция 1908-1909) морские державы рассматривали отдельные вопросы

морского права в целях обеспечения свободы действий для своих военных

флотов (свобода военного мореплаванья в Черном море, на Дунае) добиваясь

ограничения прав побежденных гос-ств.. На 1-ой конференции ООН 1958г были

приняты конвенции: О территориальном море, Об открытом море, О

континентальном шельфе, О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого

море. На 3-ей конференции ООН (1973-7982) была принята конвенция по

морскому праву (вступила в силу 16.11.94, РФ ратифицировала 1997г) Др.

источники: конвенции касающиеся предотвращения загрязнения морской среды,

оказания помощи и спасения на море, ругелирования безопасности судоходства,

проклдки подводных телеграфных кабелей.

37. Разоружение и ограничение вооружений. Разоружение - комплекс мер,

направленных на прекращение наращивания материальных средств ведения войны,

их ограничение, сокращение и ликвидацию. разоружения Основными источниками

норм в области разоружения являются международные договоры: универсальные

(например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.);

региональные (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967

г.); двусторонние (Договор между СССР и США об ограничении систем

противоракетной обороны 1972 г.). Договоры можно также классифицировать по

целям и объектам. МП не содержит нормы, прямо обязывающей государства

разоружаться. Суть основного обязательства в данной области заключается в

том, чтобы “в духе доброй воли вести переговоры... о Договоре о всеобщем и

полном разоружении под строгим и эффективным межд.” (ст.VI Договора о

нераспространении ядерного оружия). К настоящему времени сложился и

действует свод норм, определяющих частичные меры по разоружению: запрещение

и ликвидация отдельных видов оружия, запрещение их производства,

накопления, развертывания и применения, ограничение некоторых видов

вооружений, сокращение сферы или районов размещения различных видов

вооружений. Наиболее развит комплекс норм, относящихся к оружию массового

уничтожения: - по запрету испытания ядерного оружия в атмосфере, в

космическом пространстве и под водой (Договор 1963 г.), а также по запрету

на испытания и размещение ядерного оружия в отдельных пространственных

границах (Договор об Антарктике 1959 г., в Латинской Америке 1967 г., на

Луне и других небесных телах 1984 г. и т.д.); - по нераспространению

ядерного оружия (между США,Россией, Великобританией, Францией и Китаем);-

по регулированию ядерных стратегических вооружений - межконтинентальных

баллистических ракет, тяжелых бомбардировщиков и т.д. (Договор между СССР и

США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г., Договор о

ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г., Договор о сокращении

и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991г., Договор о

дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных

вооружений 1993 г.); Наряду с ограничением и сокращением вооруженных сил и

вооружений цель разоружения может достигаться путем демилитаризации и/или

нейтрализации территорий. Демилитаризация - это договорно установленный

международно-правовой режим определенной тер-рии или пространственной

сферы, запрещающий их использование в военных целях в мирное время. Под

нейтрализацией понимается договороно установленное запрещение ведения

военных действий на определенной территории или в пространственной сфере и

использования их в качестве базы для военных операций. Разоружение

предусматривает существование института межд.контроля, который можно

определить как совокупность методов наблюдения за осуществлением договорных

обязательств и анализа полученных данных. Существуют как национальные

технические средства контроля (искусственные спутники Земли, сейсмические

станции и др.), так и меж.средства контроля (например, межд.группы

инспекторов).

43. Классификация международных правонарушений государств.

Три группы взависимости от от степени опасности, масштабов правонарушения и

последствий: 1. международные преступления – особо опасное

межд.правонарушение посягающее на жизненно важные интересы гос-ств и наций,

подрывающие основы их существования, принциаы МП, представляющие угрозу

миру и безопасности всего чел-ства (агрессия, геноцид, папреид,

колониализм, военные преступления) Так как такие преступления затрагивают

практически все межд.сообщество, гос-тва в соответствии с Уставом ООН

вправе принимать коллективные меры по их пресечению. 2 Уголовное

преступление межд.характера – деяние, имеющее межд.-общественную опасность,

посягающее на интересы гос-ств (межд.терроризм, взятие заложников, угон

воздушных судов, незаконное производство наркотиков, нападения на

диплом.представительства – гос-тво могло или должно было пресечь такие

преступления, вот почему за эти преступления совершенные физ.лицами гос-

тво может нести материальную или полит-кую ответственность). 3 Другие

межд.правонарушения (деликты) - противоправные действия наносящие ущерб

отдельному гос-тву или ограниченному кругу субъектов МП (отношения

возникают между гос-вом правонарушителем и пострадавшим: бездействие

гос.органов не пресекающих противоправную деятельность против

диплом.представительств (битье стекл, срыв гос.флага; нарушение торговых

обязательств и др.

40.Международно-правовой режим Аркитики и Антарктики Статус Аркити

формировался под воздействие факторов: удавленность от центров цивилазации

и неблагоприятных для жизнедеятельности климат.условий, что затрудняло

проникновение гражд.судов и др.объектов под флагом несопредельных к Акртике

гос-тв. Сейчас все известные сухопутные образования в Арктике подчинены

власти – суверенитету гос-тв, граничащих с Северным Ледовитым океаном (РФ,

Дания, Канада, Норвегия США – разбиты на 5 секторов). Юр.статус морских

пространств Арктики в целоа определяется принципами и нормами МП,

относящимися к Мировому океану и закреплен в Женвских конвенциях по ММП

(1958г) и конвенции ООН по ММП 1982. Характерны для мор.внтур.вод

приполярных стра статус исторических вод (к ним относятся заливы, ширина

входа в которые привышает двойную ширину тер.моря – 24 мор.мили (РФ,Канада,

Норвегия). Особыми правами наделены МП прибрежные гос-ва в области

управления различными видами морепользования (предотвращение, сокращение и

сохранение под контролем загрязнения окр.среды с судов (ст.234 Конвенции

1982)). Северный морской путь – национ.транспортная коммуникаци РФ. Мтатус

регламентируется Правилами СССР69 портов открыты для захода иностр.грузовых

судов.(данный путь – расположенный во внутренних морских водах, тер-ном

море или исключ.экономич.зоне СССР его национальная транспортная

коммуникация, включающая пригодные к ледовой проводке судов трассы –

Постановление министров СССр 1990). Не допускается плаванье судов не

имеющих на борту свид-тва о надлежащем фин.обеспечении гражд.ответ-сти

владельца судна за ущерб от загразнения морской среды) Решения по всем

вопросам касающихся «пути» в компитенции спец.гос.органа – Администрации

Северного морского пути Антарктика - тер-рия земного шара, расположенная

вокруг южного полюса и состоит из ненаселенного материка Антарктиды,

прилегающих к нему островов, части южного моря (Инд., Атлант., Тихий.,)

Правовое положение базируется на положениях договора об Антарктике 1959,

принятого по результатам Вашингтонской конференции (Австралия, Аргентина,

Бельгия, Великобритания, Н.Зеландия, Норвегия, СССР, США, Южно-Африканский

союз, Франция ит.д.) Договор установил прав.статус Антарктики как

террит.пространства, октрытое для бесприпятственного использования любым

гос-вом и явл. ничьей тер-рией. Прниципы деят-ти в этом районе:

испльзование Антарктики только в мирных целях (запрет зосдания воен.баз,

проведение воен.маневров, испытаний оружия); свобода научных исследований и

межд.сотрудничества в этой сфере; обеспечение эко безопасности в этом

районе (запрет ядерных взрывов, сброса радиоактив.оружия). Др. источники:

Конвенция 1950 «О живых ресурсах Антарктики»; Конвенция 1988 по

регулирвоанию освоения минеральных ресурсов Антарктики; Протокол об охране

окружающей среды к Договору об Антарктике подписаный в Мадриде 1991

(Объявление Антарктики природным заповедником, предназнач. для мира и

науки).

49 Понятие, предмет и источники права вооруженных конфликтов.

МП в период вооруженных конфликтов – совокупность договорых и обычних нрм,

регламентирующих отношения между воюющими и затронутыми войной субъектами

МП по поводу начала и последствий войны. Межд.вооруженный конфликт –

вооруженная борьба между гос-вами, между национально-освободительным

движением и колонизатором, между оккупантом и населением оккупированной

территории. Вооруженные конфликты немежд.характера – это вооруженные

столкновения между правит-ными войсками и организованными антиправит-ными

военными формированиями на тер-рии одного гос-тва. Стороны конфликта должны

соблюдать нормы МП, направленные на защиту жертв войны и уменьшение

разрушений и страданий.Принципы этой отрасли права: принцип ограничения

воюющих в выборе средств и методов ведения войны; принцип запрещения

использовать оружие, которое увеличивает страдания людей, делает их смерть

низбежной; принцип ответств-сти гос-тв и др. физ.лиц за нарушение норм МП.

Источники: Деларация о морской войне 1856г., Женевский протокол о

запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или др. подобных газов и

бактериологических средств. 1925г.Устав международного военного трибунала

1945г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949г., Гаагская конвенция

о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954г.,

Конвенция о запрещении произдвоства, накопления химического оружия и его

уничтожении 1993г. Большое значение имеют резолюции Ген.Ассамблеи ООН,

итоговы документы межд.конференций по вопросам межд.гуманитарного права,

рекомендации Международного комитета Красного креста.

44. Правовой режим внутренних вод, тер-го моря и прилежащей зоны.

Внут.морские воды - воды, находящиеся между берегом гос-ства и прямыми

исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря. К

ним относятся: акватории портов; море, полностью окруженное сушей одного и

того же гос-ва, а также море, все побережье к-ого и оба берега

естественного входа в него принадлежат одному и тому же гос-ству (Белое

море); морские бухты, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и

тому же гос-тву и ширина входа в к-рые не превышает 24 морских миль (если

более 24 миль, то для отсчета внутренних вод внутри залива проводиться от

берега к берегу прямая исходная линия в 24 морские мили таким образом,

чтобы этой линией было ограничено возможно большее морское пространство.

Указанные выше правила отсчета не относятся к истор.заливам, которые

независимо от ширины считаются внутр.водами прибрежного гос-тва в силу

истор.традиции (Гудзонов Залив (Канада). Правовой режим внутр.морских вод

устанавливается прибрежном гос-вом по его усмотрению, т.е. регламентировано

внутр.закон-твом. Иностр.суда могут заходить в эти воды только с разрешения

прибрежного гос-тва. В интересах развития межд.отношений прибрежные гос-тва

открывают свои порты для свободного захода иностр.судов без дискриминации.

Это не распространяется на иностр.воен.суда. Все суда во внутр.водах

обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей

прибрежного гос-ва. В то же время внутр.распорядок на этих судах

регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно. Морской

пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутр.(или

архипелажных вод), называется тер-льным морем или тер-льными водами. На них

распространяется суверенитет прибрежного гос-тва. Внешняя граница тер. моря

является морской границей прибрежного гос-ства. Нормальной исходной линией

для измерения ширины тер.моря явл. линия наибольшего отлива вдоль берега.

Может также применяться и метод прямых исходных линий, соединяющих

соответствующие точки.Согласно Конвенции 1982 г. “каждое гос-тво имеет

право устанавливать ширину своего тер.моря до предела, не превышающего 12

морских миль”, отмеряемых от установленных ею исходных линий. Конвенции

1958 и 1982 гг. предусматривают право мирного прохода через тер.моря

иностр.судов (в отличие от внутреннего моря). Однако прибрежное гос-во

вправе принимать в своем территориальном море все меры для недопущения

прохода, который не является мирным. Дополн.морская зона за пределами

тер.моря, создаваемая для осуществления в ней контроля прибрежного гос-ства

с целью обеспечения выполнения иностр.судами иммиграционных, таможенных,

фискальных и санитарных правил, называется прилежащей зоной. Прилежащие

зоны сохраняют статус открытого моря, на которое суверенитет государства не

распространяется. В Конвенции 1958 г. зафиксировано право гос-ства

устанавливать прилежащую зону в пределах до 12 морских миль. Однако

Конвенция 1982 г. указывает, что прилежащая зона не может распространяться

за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от исходных линий для измерения

ширины тер.моря. Это означает, что прилежащую зону могут устанавливать

также гос-тва, у которых ширина тер.моря достигает 12 морских миль.

45. Виды и формы международно-правовой ответственности государств. Форма

международно-правовой ответ-сти - способ, посредством которого

осуществляются неблагоприятные для нарушителя последствия, вследствие

совершенного им международного правонарушения. Различают две формы

международно-правовой ответственности - нематериальную и материальную.

Нематер. (политическая, моральная) ответственность может осуществляться в

виде сатисфакции, репрессалий, коллективные санкции. Сатисфакция -

удовлетворение государством-правонарушителем явно выраженных им

подразумеваемых требований, выдвигаемых потерпевшим гос-ством и выходящих

за рамки простого восстановления (ресторации). Обычно это может выражаться

в заверении пострадавшей стороны о недопущении повторения правонарушения,

принесение извинения и т.д. Репрессалии - ответные насильственные действия,

осущ-мые пострадавшим субъектом (напр. задержание иностранного

рыболоведческого судна за браконьерство). От репрессалии следует отличать

реторсию - ответную акцию в связи с недружественными действиями, не

составляющими правонарушения (напр. отзыв посла в ответ на недружественное

заявление). Матер. выражается в обязанности возместить материальный ущерб.

Это может реализоваться в виде репарации (реституции, субституции,

ресторации). Репарация - возмещение матер.ущерба деньгами, товарами,

услугами и т.д. Возмещению подлежит действительный матер.ущерб (прямой и

косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается. Реституция -

восстановление положения до причинения ущерба. Субституция - замена

неправомерного или поврежденного имущества, зданий, произведений искусства

и т.п. сходными и равноценными предметами. Ресторация - восстановление гос-

твом-правонарушителем прежнего состояния и несение связанных с этим любых

неблагоприятных последствий. Ранее была известная такой вид матер.ответ-сти

как контрибуция - взимание победителем в войне с побежденного своих военных

издержек. На основе договоров возникает такая разновидность матер.ответ-сти

как абсолютная или объективная ответ-сть. Речь идет об ответ-сти,

возникающей вне зависимости от вины причинителя ущерба, то есть за ущерб,

причиненный в процессе правомерной деят-сти. Пострадавшей стороне

необходимо доказать лишь непосредственную причинную связь между действием

(бездействием) и ущербом. При этом в договорах обычно фиксируются

ограничения ответ-сти (максимальная компенсационная сумма). Санкции и

контрмеры - виды принуждения в отношении правонарушителя. Принуждение как

элемент метода функц МП представляет собой не насилие, а одно из средств

реализации права. Его необходимый признак - правомерность. Правомерность

определяется прежде всего по соответствию основным целям и принципам МП. В

доктрине существует тенденция понимать под санкциями принудительные меры,

осуществляемые только межд.организациями. Что же касается гос-тв, то

принимаемые ими меры следует именовать контрмерами. Контрмеры гос-в издавна

было принято делить на реторсии и репрессалии. Реторсия - это меры

воздействия одного гос-ва на другое, преследующие цель побудить последнее

прекратить недружелюбные, несправедливые, дискриминационные, но, тем не

менее правомерные действия. Чаще всего реторсии применяются гос-твом в

случае дискриминации его граждан на тер-рии др.гос-ва, в случае

недружественных ограничений эконом. и культурных связей и т д. Репрессалии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.