реферат, рефераты скачать
 

История международного морского права


территориальном море. Одной из основных причин провала Гаагской конференции

1930 года и некоторых других конференций по кодификации норм международного

права было стремление некоторых государств навязать в качестве норм,

обязательных для всех государств, выгодные им положения, которые очень

многими государствами не признавались в качестве норм международного права.

Особенно много актов беззакония и насилия совершалось странами во время

войн. «Беззакония, умышленно совершенные Германией во время первой мировой

войны, — отмечал английский профессор Д. Коломбос, — с еще большей силой

повторились во второй мировой войне»[13]. Особенно свирепствовали

фашистские военные самолеты и корабли, когда они нападали в 1941 году на

беззащитные советские суда, перевозившие эвакуированное гражданское

население из Таллина, Одессы, Севастополя и других городов. Великобритания

и США вели себя также не лучшим образом. «В 1942-1945гг. Великобритания и

США, — писал Д. Коломбос,— в свою очередь в качестве репрессалии

использовали свои подводные лодки для уничтожения неприятельских торговых

судов»[14].

Как известно, США и Великобритания еще в 1941году в Атлантической

хартии заявили, что будущий мир «должен предоставить всем возможность

свободно, без всяких препятствий плавать по морям и океанам»[15]. Однако

это торжественное заявление нарушалось ими после второй мировой войны. Не

всегда следуют ему они и сейчас, хотя свобода использования морей и океанов

в мирных целях соответствует объективным потребностям этих стран в

осуществлении нормальных связей с другими государствами.

США и Великобритания совершали и совершают в последние годы такие

действия на морях, которые несовместимы с общими принципами международного

права, а также с принципом свободы открытого моря. Они многие годы

проводили в Мировом океане испытание ядерного оружия. Эти испытания вызвали

уничтожение и отравление живых ресурсов моря, заражение воздушного

пространства над открытым морем, смерть и заболевания многих людей. Военная

авиация США, Великобритания и других государств множество раз производила

опасные облеты иностранных судов в открытом море, а военно-морские силы —

опасные сближения с мирными иностранными судами.

Победа в войне против фашистской Германии и Японии и последовавшее за

ней создание ООН вновь привлекли внимание государств к проблемам

кодификации международного права, включая морское. Подготовительную работу

в этой области в значительной мере стала осуществлять Комиссия

международного права, специально для этой цели созданная в 1947 году в

соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 174 (II). В период с

1949 по 1956 год Комиссия уделила большое внимание международному морскому

праву. С учетом сложившихся и общепризнанных международных обычаев и новых

факторов в области как мирового политического развития, так и освоения

Мирового океана она подготовила проект «Статей, относящихся к морскому

праву» и рекомендовала Генеральной Ассамблее ООН созвать международную

конференцию полномочных представителей для его рассмотрения.

Эта рекомендация была принята, и в соответствии с резолюцией

Генеральной Ассамблеи 1105 (XI) от 21 февраля 1957 года. I Конференция ООН

по морскому праву состоялась в Женеве с 24 февраля по 29 апреля 1958 года.

В ней приняли участие делегации от 86 стран. Конференция должна была

рассмотреть все основные вопросы международного морского права, принять во

внимание не только юридическую, но и техническую, биологическую,

экономическую и политическую стороны проблемы и изложить результаты своей

работы в одной или нескольких международных конвенциях или в каких-либо

других актах, какие она признала бы подходящими.

I Конференция ООН по морскому праву в целом сумела выполнить указанное

поручение Генеральной Ассамблеи ООН и в результате своей работы на основе

статей, подготовленных Комиссией международного права, приняла четыре

конвенции: Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне, Конвенцию об

открытом море, Конвенцию о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого

моря и Конвенцию о континентальном шельфе. На конференции были одобрены

также резолюции об испытаниях ядерного оружия в открытом море, о

загрязнении моря радиоактивными отходами, о рыболовстве и об исторических

водах. Кроме того, принят факультативный протокол об обязательном порядке

разрешения споров, касающихся толкования и применения одобренных

конференцией конвенций по морскому праву.

Принятие указанных выше документов было важной вехой в кодификации и

создании норм международного морского права. Конвенции по морскому праву

1958 года содержат значительное число положений, которые были проверены

практикой и отвечают потребностям государств в осуществлении их мирной

деятельности на морях и в океанах. Однако в них имелись и существенные

проблемы. Так, участники I Конференции ООН по морскому праву не смогли

договориться о предельной ширине морской полосы вдоль берега, образующей

территориальные воды (территориальное море) и входящей в состав территории

морских государств. Для решения этого вопроса в 1960 году была специально

созвана II Конференция ООН по морскому праву, но и она из-за негативной

позиции некоторых стран, вновь выступивших против 12-мильного предела

ширины территориального моря, окончилась неудачей. Отсутствие договорной

международно-правовой нормы о ширине территориального моря продолжало

осложнять отношения между государствами.

В 1962 году США установили незаконную морскую блокаду Кубы, назвав её

«карантином». В период вооруженной агрессии в Индокитае корабли военно-

морского флота США производили обстрелы торговых судов третьих стран,

минирование входов во вьетнамские порты. Такого же рода акты произвола

военно-морские силы США осуществляли на подступах к морским берегам

Никарагуа и во внутренних водах этой страны. Противоправны акты

демонстрации и в ряде случаев грубого применения вооруженной силы военно-

морской авиацией и военными кораблями США у берегов Ливана, Ливии и других

стран Средиземноморья, в индийском океане, Атлантике и районах Тихого

океана, в Персидском заливе, а Великобритании — в Южной Атлантике. До сих

пор США блокируют Ирак и Югославию со стороны моря, и атакуют их с моря и с

воздуха.

Новым этапом в прогрессивном развитии и кодификации международного

морского права стала III Конференция ООН по морскому праву, которая длилась

с 1973 по 1982 год. В ней участвовало около 160 государств. Резолюция

Генеральной Ассамблеи ООН 3067 (XXVIII) от 26 ноября 1973 года определила в

качестве задачи этой конференции «принятие конвенции по всем вопросам,

касающимся морского права». Конференция разработала и представила

государствам на подписание Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года. Её

подписали 157 государств, Совет ООН по Намибии и ЕЭС.

Конвенция ООН по морскому праву включает в себя ряд действующих

международных обычаев и положений конвенций по морскому праву 1958 года,

некоторые из которых были уточнены и дополнены с учетом современных

условий. Однако наряду с такого рода положениями III Конференция ООН по

морскому праву приняла во внимание новые факторы международного развития,

включила в Конвенцию 1982 года много новых понятий, таких, например, как

«исключительная экономическая зона», «район морского дна», «проливы,

используемые для международного судоходства», «архипелажные воды», и

определила правовые режимы для районов, к которым применяются указанные

понятия.

Конвенция ООН по морскому праву состоит, кроме преамбулы и введения, из

следующих взаимосвязанных частей: Территориальное море и прилежащая зона

(часть II); Проливы, используемые для международного судоходства (часть

III); Государства-архипелаги (часть IV); Исключительная экономическая зона

(часть V); Континентальный шельф (часть VI); Открытое море (часть VII);

Режим островов (часть VIII); Замкнутые или полузамкнутые моря (часть IX);

Право государств, не имеющих выхода к морю, на доступ к морю и от него и на

свободу транзита (часть X); Район (часть XI); Защита и сохранение морской

среды (часть XII); Морские научные исследования (часть XIII); Разработка и

передача морской технологии (часть XIV); Урегулирование споров (часть XV);

Общие положения (часть XVI) и Заключительные положения (часть XVII).

Подготовка и одобрение этой универсальной конвенции справедливо

рассматриваются подавляющим числом государств и ООН в качестве

значительного вклада в прогрессивное развитие и кодификацию международного

права, в дело укрепления законности и правопорядка в Мировом океане,

сохранения мира и международной безопасности.

Конвенция — это крупное достижение за всю историю кодификации не только

международного морского права, но и международного права в целом.

Естественно, если все участники Конвенции ООН по морскому праву станут

относиться с должным уважением к достигнутому таким путем компромиссу, то

ее значение для укрепления и развития мирных, дружественных отношений

государств на морях и в океанах будет как позитивным, так и долговременным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Современное развитие морских отраслей мировой экономики, в частности,

морского транспорта и рыбных промыслов, обусловило проведение многими

государствами активной и целенаправленной морской политики, как части их

общей внешней и внешнеэкономической политики. Если ранее представления о

морской политике связывались в основном с военно-стратегическими интересами

крупных государств, то ныне эта политика стала в большинстве стран

определяться в большой степени непосредственно экономическими задачами,

связанными с использованием Мирового океана: для поддержания международных

торговых связей, добычи биологических и минеральных ресурсов и так далее.

Задачи осуществляемой государствами морской политики потребовали выработки

соответствующих юридических норм. В свое время это вызвало к жизни

конвенции по морскому праву.

Наличие серьезных противоречий между политическими тенденциями

различных государств и их групп обусловливает противоречивость тенденций в

развитии современного международного морского права.

В настоящее время нападкам со стороны некоторых государств подвергаются

Женевские конвенции 1958 года, как якобы устаревшие. Однако истекшие с

момента их принятия годы убедительно показали в основном их жизненность и

соответствие интересам сотрудничества государств в области мирного

использования пространств и ресурсов Мирового океана.

С развитием мирового судоходства возникла необходимость существования

значительного числа международных правил, преимущественно технического и

организационно-технического характера, связанных с обеспечением

безопасности мореплавания, предотвращением загрязнения моря нефтью,

развитием систем сигнализации (внедрение с 1998 по 2003 года новой

спутниковой системы передачи сигнала бедствия), облегчением портовых и

других формальностей и так далее. Этим правилам придается форма

административно-правовых норм с тем, чтобы обеспечить их обязательное

соблюдение всеми государствами, организациями и гражданами, участвующими в

международном судоходстве. Подобного рода правила содержатся в специальных

конвенциях, выполнение которых обеспечивается государствами — участниками

конвенций через создаваемые ими специальные административные (надзорные)

органы. Административными органами государств контролируется деятельность

своих национальных организаций и граждан в области судоходства и соблюдение

ими международно-правовых, технических и административных правил, а также

осуществляется надзор за их соблюдением заходящими в воды и порты данного

государства иностранными судами.

Осуществляемая в Мировом океане деятельность чаще всего связана с

производственными процессами и имеет целью достижение определенных

материальных результатов — доставку морским путем грузов, добычу рыбных,

животных или растительных продуктов моря, извлечение с морского дна или из

его недр полезных ископаемых и так далее. При осуществлении такого рода

деятельности между её участниками, а также между ними и другими лицами

возникают отношения имущественного характера, регулируемые в основном

гражданско-правовыми нормами. В этих имущественных отношениях часто

участвуют граждане и организации разных государств. В таких случаях

регулировать возникающие между ними отношения юридическими нормами одного

какого-либо государства оказывается затруднительными, а иногда и

невозможны, особенно, если в основе этих отношений лежат факты или события,

имевшие место в открытом море. При попытках же применять законодательство

отдельных государств часто возникают коллизии законов.

Поэтому, в рамках международного морского права регулирование

имущественных отношений осуществляется с помощью унифицированных гражданско-

правовых норм или с помощью коллизионных норм, отсылающих к подлежащему

применению национального законодательства. Унифицированные гражданско-

правовые и коллизионные нормы содержатся в соответствующих международных

договорах, заключаемых с целью достижения единообразного решения спорных

вопросов и избежания коллизий законов. Таковы, например, Брюссельские

конвенции 1910 года для объединения некоторых правил относительно

столкновения судов, оказания помощи и спасания судов или Конвенция 1924

года об унификации некоторых правил о коносаментах и других. Совокупность

гражданско-правовых, коллизионных, а в ряде случаев и гражданско-

процессуальных норм, регулирующих отношения, связанные с морской

деятельностью, составляет международное частное морское право.

Тенденции к унификации норм международного частного (в том числе

гражданского) морского права возникли в конце прошлого века. С расширением

морской деятельности и появлением новых её видов эти тенденции получают все

большее развитие. Важная роль в области унификации международного частного

морского права принадлежит Международному морскому комитету.

«Мирное сосуществование государств — объективная необходимость развития

человеческого общества. Война не может и не должна служить способом решения

международных споров»[16]. Мирное сосуществование предполагает, в

частности, развитие сотрудничества между государствами в разрешении

международных проблем экономического, социального, культурного и

гуманитарного характерам. Осуществлением такого сотрудничествам между

государствами является одной из целей ООН, о которой говорится в статье 3

её Устава.

Международные отношения складываются из различных отношений

государств: политических, экономических, культурных, научных, правовых и

тому подобных. Их сложность определяется прежде всего существованием в мире

государств с противоположными социально-экономическими системами и

возникновением большого числа новых государств (например, распад СССР,

Югославии и Чехословакии, объединение Германии). В этих условиях процесс

образования международных организаций, призванных в той или иной степени

регулировать отношения между государствами в различных областях их

деятельности, усиливается. Этот процесс является одним из проявлений

становления и развития новых форм международных отношений. Немаловажное

влияние на возникновение международных организаций и их деятельность

оказывают последствия происходящей в мире научно-технической революции.

Среди различных международных организаций наибольшую роль играют

межправительственные международные организации мирового и регионального

масштаба. Наряду с ними существуют также различного типа

неправительственные организации: научные, профессиональные и так далее.

Международные организации ни в коей мере не являются органами, могущими

осуществлять надгосударственные функции. Они не могут вмешиваться во

внутренние дела государств-участников. Цели, задачи, структура и

компетенция международных межправительственных организаций определяются

договорами, соглашениями, учредительными актами и регламентами (правилами

процедуры) деятельности их органов, заключаемыми между суверенными

государствами или одобряемыми ими на добровольной основе. Ряд

межправительственных и неправительственных международных организаций

существует и в области морского судоходства и в других областях

деятельности, связанной с использованием Мирового океана. Эти организации

играют существенную роль, в частности, в развитии и формировании норм

морского права.

Список литературы:

1. Молодцов С.В. «Международное морское право» М.: Международные отношения,

1987 год.— Стр.272.

2. Коломбос Д. «Международное морское право» М.: Прогресс, 1975 год.— Стр.

782.

3. Жудро А.К., Джавад Ю.Х. «Морское право» М.: Транспорт, 1974 год.— Стр.

384.

4. Иванов Г.Г., Маковский А.Л. «Международное частное морское право» Л.:

Судостроение, 1984 год. — Стр. 287.

5. Нгуен Нгок Минь «Международное морское право» М.: Прогресс 1981 год. —

Стр. 183.

6. «Очерки международного морского права» Под ред. Корецкого В.М. М.:

Госюриздат, 1962 год — Стр. 391.

7. «Морское право и международное судоходство на современном этапе» Под

ред. Колодкина А.Л. М.: Транспорт, 1986год.—Стр.345.

8. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. «История международного права» М.:

Международные отношения, 1990 год —Стр. 485.

9. Хиггинс Ф., Коломбос Д. «Международное морское право» М.: Издательство

«Иностранная литература», 1953год.—Стр.714.

10. «Международное морское право» М.: Издательство Университета Дружбы

народов, 1988 год.—Стр.287.

-----------------------

[1] Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные

отношения, 1987г. с.25.

[2] Цит. по Иванов Г.Г., Маковский А.Л. «Международное частное морское

право» Л. Судостроение С.16.

[3] Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные

отношения. С.25.

[4] Цит. по Иванов Г.Г., Маковский А.Л. «Международное частное морское

право» Л. Судостроение. С.17.

[5] Там же С.17.

[6] Цит. по Гуго Гроций «Свободное море» М. Транспорт С.43.

[7] Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные

отношения С.27.

[8] Цит. по Нгуен Нгок Минь «Международное морское право» М. Прогресс С.22.

[9] Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные

отношения С.30.

[10] Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные

отношения С.30.

[11] Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные

отношения С.32.

[12] Кодекс был опубликован под названием «Jus Martimum Hanseaticum».

[13] Коломбос Д. «Международное морское право» С.75.

[14] Там же. С.78.

[15] Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные

отношения С.34.

[16] Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., Политиздат,

1964, стр.59.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.