реферат, рефераты скачать
 

НИС Азии и Латинской Америки на мировом рынке услуг


| |1980 г. |1998 г. |1980 г. |1998 г. |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|Мир в целом |101399 |439969 |4,6 |6,3 |

|США |10058 |71250 |3,7 |7,6 |

|Канада |2284 |9393 |3,0 |3,8 |

|Япония |644 |3742 |0,4 |0,9 |

|Германия |6566 |16429 |2,9 |2,6 |

|Франция |8235 |29931 |5,4 |7,7 |

|Великобритания |6932 |20987 |4,7 |5,6 |

|Нидерланды |1668 |6803 |1,8 |3,0 |

|Италия |8213 |29809 |8,4 |9,6 |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|Испания |6968 |29737 |21,7 |18,7 |

|Швейцария |3149 |7815 |6,5 |6,5 |

|Мексика |5393 |7897 |23,8 |6,1 |

|Бразилия |1794 |3678 |8,2 |6,3 |

|Индия |1150 |3124 |10,2 |6,6 |

|Китай |617 |12602 |3,6 |6,1 |

|Респ. Корея |369 |5890 |1,9 |3,8 |

|Малайзия |265 |2456 |1,9 |3,4 |

|Таиланд |867 |5934 |10,9 |9,0 |

|Тунис |601 |1557 |18,4 |18,4 |

|Филиппины |320 |2413 |4,4 |6,5 |

Источник :[12]

Примерно 1/5 экспорта туризма дают страны новой индустриализации,

особенно азиатского региона.[12] Республика Корея, Гонконг, Сингапур,

Тайвань, Китай, Таиланд активно выступают на мировом рынке услуг, увеличив

на протяжении двух последних тысячелетий ее объемы более чем в 6 раз.[4]

Эта деятельность дает значительные валютные поступления, позволяющие

сократить дефицит внешнеторгового баланса.[12]

Расширение международного туризма в связи с увеличением доходов

населения, совершенствованием средств транспорта и гостиничного хозяйства,

удешевлением воздушных перевозок (авиатранспорт прочно занимает лидирующее

положение в транспортных пассажирских сообщениях), ослаблением ограничений

на вывоз валюты, а также упрощением пограничных формальностей привело в

конечном счете к увеличению его доли в мировом экспорте услуг.

В таких странах, как Япония, США, Швейцария, Малайзия, Финляндия. Дания,

Германия каждый житель ежегодно путешествует по одному и более раз.[12]

По количеству въезжающих туристов на 1998 год лидирующие позиции

занимают: Франция-70000 тыс., Испания – 47749 тыс., США – 46395 тыс.,

Италия-34829 тыс., а из НИС: Китай - 25073 тыс., Мексика-19810 тыс.,

Таиланд – 7843 тыс., Малайзия – 5551 тыс., Бразилия-4818 тыс. человек.[12]

Другим важным видом трансграничного перемещения людей является

движение иностранной рабочей силы: сюда входят и работники физического

труда и все более увеличивающийся поток ученых. Современные трудовые

миграции достигли в сумме уже 100 млн. человек, а общий поток валюты,

заработанный мигрантами и идущий в обратном направлении в страны, откуда

эмигранты выехали, превышает 400 млрд. долл. ежегодно.

Проблема утечки умов, т.е. эмиграция научной и творческой интеллигенции

очень остро стояла в Китае, в развивающихся странах, сейчас она коснулась

России.[2]

Все большее значение приобретает производство услуг на зарубежных

филиалах ТНК, учитывая, что свыше 40% размещенных в мире прямых зарубежных

инвестиций вложено в сферу услуг. Среди отраслей, куда наиболее активно

направляются инвестиции, выделяются финансовая сфера и торговля.

В связи с растущими масштабами мирового обмена услугами возникает

необходимость создания международных механизмов регулирования. Наиболее

важным направлением является работа по выполнению условий Генерального

соглашение по торговле услугами (ГАТС). Согласно классификация ВТО, к

наиболее «открытым» в мире относится туризм.[3]

Таким образом можно сделать вывод, что около 25% объема «невидимого»

экспорта приходится на транспортные услуги, 20% - на международный туризм.

Остальные 55% распределяются между страхованием, коммуникативными услугами,

обработкой и передачей информации, рекламой, техническими и инженерно-

проектными услугами, кинопрокатом, консультационными услугами.[2]

Международная статистика свидетельствует о том, что мировая торговля

услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового

хозяйства. По данным Мирового Банка, экспорт услуг за 1980-1998 гг. вырос в

3,6 раза, увеличиваясь в среднем на 8% в год.[12]

1.3 Географическая структура мировой торговли услугами.

Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми

отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых

государств с рыночной экономикой. На мировом рынке услуг доминируют восемь

ведущих стран, на которые приходится свыше половины мирового экспорта и

импорта услуг, при этом на четыре из них - США, Великобританию, Францию и

Германию - около 40%. Для многих компаний из этих стран все большее

значение имеет производство услуг на их зарубежных филиалах.

Таблица 5

Доля стран в мировом экспорте товаров и услуг ( %) [5]

|Страны |Экспорт товаров |Экспорт услуг |

| |1980 г. |1998 г. |1980 г. |1998 г. |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|Всего |100 |100 |100 |100 |

|США |11,8 |12,5 |10,5 |18,2 |

|Канада |3,6 |4,0 |2,0 |2,2 |

|Япония |6,7 |6,9 |5,2 |4,7 |

|Германия |10,1 |10,1 |7,1 |6,5 |

|Франция |5,8 |5,6 |11,6 |6,4 |

|Великобритания |5,8 |5,8 |9,4 |7,4 |

|Италия |4,1 |4,5 |5,2 |5,1 |

|Нидерланды |3,9 |3,2 |4,6 |3,9 |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|Китай |- |3,4 |- |1,8 |

|Республика Корея |0,9 |2,4 |0,7 |1,8 |

|Мексика |0,9 |2,2 |1,2 |0,9 |

|Индия |0,4 |0,6 |0,8 |0,8 |

|Малайзия |0,7 |1,3 |0,3 |0,8 |

|Таиланд |0,3 |1,0 |0,4 |1,0 |

|Россия |- |1,4 |- |1,0 |

Доля развивающихся стран в мировом экспорте услуг несколько возросла в

2000г. За счет НИС, и их доля в объеме торговли услугами увеличилась с 3% в

1980г. до более 8% в конце 90-х годов.

Основная торговля услугами происходит на рынках развитых стран.

Таблица 6

Распределение экспорта товаров и услуг по группам стран ( в % к

итогу)

|Группы стран |Экспорт товаров |Экспорт услуг |

| |1980 г. |1998 г. |1980 г. |1998 г. |

|Всего |100 |100 |100 |100 |

|С низким уровнем доходов |4,7 |6,4 |3,2 |4,0 |

|Со средним уровнем доходов,| | | | |

|в том числе: |23,3 |18,1 |14,9 |16,4 |

|Ближе к нижней границе |9,2 |6,3 |8,1 |6,5 |

|Ближе к верхней границе |14,1 |11,8 |6,8 |9,9 |

|С высоким уровнем доходов | | | | |

| |72,0 |75,5 |81,9 |79,6 |

Источник :[12]

Основываясь на данных таблицы 6 можно сделать вывод, что в мировой

торговле услугами лидирующие позиции занимают страны с высоким уровнем

доходов, чей удельный вес в экспорте достиг в 1980 г.-81,9%,а в 1998 г.

79.6% . Еще 8-10% приходится на быстрорастущие рынки Восточной Азии и

Тихоокеанского бассейна.

Наименьший показатель удельного веса экспорта услуг в общем объеме

экспорта товаров и услуг был зафиксирован для стран с низким уровнем

доходов -4% в 1998 г.. тогда как в странах со средним уровнем доходов он

составлял 16,4%.

Доля развивающихся стран в мировом экспорте услуг по мере их

экономического развития и притока иностранного капитала повышалась и,

прежде всего, за счет азиатских стран и территорий, включая Китай,

Республику Корею, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Малайзию. Однако даже

достигнутые совокупные показатели для всей группы развивающихся стран

остаются несопоставимыми с масштабами экспорта услуг из развитых

государств.[12]

Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во

внешней торговле услугами. Вместе с тем, это не исключает того факта, что

некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например,

Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и

строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным

финансовым центром.[3].

Таблица 7

Структура мирового экспорта услуг

|Страны |Экспорт |Услуги |Поездки |Прочие |

| |( млрд. $) |транспорта |(% к итогу) |( % к итогу) |

| | |( % к итогу) | | |

| | | | | |

|1 | | | | |

| |Млрд |% от |Изменение в % к прошлому |

| |$ |экспорта(импорта) |году |

| | |услуг | |

| |2000 |1990-2000 |1998 |1999 |2000 |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |

|Латинская Америка |60 |7 |7 |0 |12 |

|Мексика |13 |6 |6 |-3 |15 |

|Азия |304 |9 |-13 |4 |13 |

|Китай(с Гонконгом) |30 |18 |-3 |-1 |25 |

|Гонконг |43 |9 |-6 |4 |14 |

|Индонезия, Р. Корея, |66 |10 |-22 |0 |7 |

|Малайзия, Таиланд, | | | | | |

|Филиппины | | | | | |

|Импорт |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |

|Латинская Америка |72 |8 |4 |-5 |13 |

|Мексика |16 |5 |7 |10 |18 |

|Азия |359 |7 |-11 |5 |7 |

|Китай (с Гонконгом) |35 |24 |-5 |16 |14 |

|Гонконг |24 |8 |1 |-1 |3 |

|Индонезия, Р. Корея, | | | | | |

|Малайзия, Таиланд, |85 |11 |-25 |4 |15 |

|Филиппины | | | | | |

Источник : [21]

Сфера услуг стран Азии развивается более динамично, чем в странах

Латинской Америки. Так, в 2000 году доход от экспорта услуг и средства,

потраченные на импорт услуг в Азию, превышают аналогичные показатели в

Латинской Америке в 5 и 4,9 раз соответственно. Экспорт услуг в одном

только Гонконге превышает экспорт услуг Мексики в 3,3 , а импорт в 1,5

раза.

Самым первым по времени возникновения считается рынок

транспортных услуг. Связано это с тем, что транспорт является ведущим

связующим звеном во внешней торговле товарами.

Между НИС Латинской Америки и Азии существуют различия в развитии рынка

транспортных услуг. Наиболее развитым видом транспорта в Латинской Америке

является железнодорожный, причем необходимо отметить, что Мексика,

Аргентина и Бразилия относятся к группе стран, обладающих относительно

старой и развитой железнодорожной сетью.

Аргентина и Бразилия входят в “первую десятку” стран по общей

протяженности железных дорог, в Бразилии она составляет 33 тыс. км. Но

большая часть железных дорог служит лишь для перевозок внутри страны.[37]

Исключение составляет Мексика, где большее число железнодорожных путей

связано с промышленно-развитым соседом США, а также на территории

Латинской Америки расположены железнодорожные магистрали, которые соединяют

между собой Аргентину, Уругвай, Парагвай, Бразилию, Боливию.[37]

Следует отметить, что в НИС Латинской Америки исторически железнодорожный

и автомобильный транспорт развивались с учетом вывоза природных ресурсов,

а, следовательно, в большинстве своем они соединяют места добычи полезных

ископаемых с морскими портами, с этим фактором связано и то, что густота

сети железных дорог весьма неравномерна. Наибольшей плотностью

характеризуются восточные прибрежные районы Бразилии и Аргентины, что

связано с обменом портов, причем ряд из них мирового значения.[37]

В Аргентине во внешних перевозках ведущее место занимает морской и

воздушный транспорт. Крупнейший морской и авиапорт Аргентины - Буэнос-

Айрес. Через него осуществляется большая часть внешней торговли, особенно

импорта. [37]

Для НИС Азии характерно более интенсивное развитие морского и

воздушного видов транспорта.

Например, Гонконг – крупнейший в мире морской контейнерный порт, через

который проходит ежегодно в среднем 15 млн. стандартных морских

контейнеров. Грузы обрабатываются непрерывно круглые сутки, работа на всех

этапах автоматизирована.

Новый аэропорт Чек Лап Кок, открытый в 1998 году на острове Лаптау –

крупнейший в Азии и ведущий в мире по объему грузовых перевозок (около 1,7

млн. тонн в год).

В Сингапуре действуют порты воздушного и морского сообщения

свободные от таможенных пошлин и акцизных сборов на многие виды товаров. В

стране находится региональный узловой аэропорт, через который проходят

рейсы более чем 100 мест назначения.[31]

Также, если сравнивать развитие речного рынка транспортных услуг,

то можно сделать вывод, что в НИС Азии этот вид услуг более развит, чем в

НИС Латинской Америки.

Таблица 10

Основные показатели работы речного транспорта отдельных НИС

|Страна |Длина |Объем |Грузооборот, |Средняя |

| |внутренних |перевозок |млрд. т км |дальность |

| |водных путей,|грузов, млн. | |перевозки 1 т|

| |тыс.км |т | |груза, км |

|Китай |109,4 |807,5 |310,0 |383,9 |

|Индия |14,5 |18,0 |1,2 |66,7 |

|Бразилия |43,6 |26,5 |35,5 |134,0 |

Источник : [24]

Протяженность речных путей Китая в 2,5 раза превышает протяженность

Бразильских речных путей, а грузооборот в 8,5 раз.

В настоящее время НИС Азии и Латинской Америки становятся

все более вовлеченными в международный туризм. Для многих из них туризм

стал одним из важнейших источников поступления иностранной валюты.

Таблица 11

Показатели международного туризма (1998 год)

|Страны |Прибытия |Доходы |Прирост доходов по |

| | | |сравнению с 1980г. |

| |тыс чел.|Доля % |млн $ |Доля % | |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |

|НИС Латинской Америки |

|Мексика |19810 |3,12 |7897 |1,8 |1,5 |

|Бразилия |4818 |0,76 |3678 |0,86 |2,05 |

|НИС Азии |

|Р. Корея |4250 |0,67 |5890 |1,34 |15,96 |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |

|Малайзия |5551 |0,87 |2456 |0,56 |9,3 |

|Таиланд |7843 |1,24 |5934 |1,35 |6,8 |

|Китай |25073 |3,95 |12602 |2,86 |20,42 |

|Мир в целом |634659 |100 |439969 |100 |4,4 |

Источник :[12]

В 2000 г. рост туристического бизнеса наблюдался в первую очередь в

НИС Азии. Традиционным лидером по привлечению туристов остается Китай. Из

данных таблицы видно, что сумма доходов от туризма в Китае за 1998

превышала сумму доходов Бразилии и Мексики вместе взятых за тот же самый

период.

Определенной сенсацией стало опережение в 2000 году Малайзией

Таиланда, которая сумела привлечь 10 млн. туристов, что на 25%

больше, чем в 1999г.

По данным Всемирной туристической организации за 2000 г. в число стран-

лидеров в области иностранного туризма, кроме развитых стран входят:

Мексика, Китай, Гонконг.

Таблица 12

НИС-лидеры в области предоставления туристических услуг [17]

|Страна |Занимаемое место в |Число прибытий |Прирост |

| |мировых турист. услугах |туристов |туристов в |

| | |2000 г. |2000 г. |

| |1990 г|1995 г |2000 г | | |

|Китай |12 |8 |5 |312000 |15,5 |

|Мексика |8 |7 |9 |20000 |5,0 |

|Гонконг, |19 |15 |14 |13100 |15,3 |

|Макао (Китай) | | | | | |

Гонконг в 2000 г. посетили 13 млн. туристов ( на 11 % больше, чем в

1999). Доход от туристического бизнеса составил 6,5 млрд. $.[26]

Развитие туризма дает возможность создания дополнительного количества

рабочих мест, снижает уровень безработицы, формирует благоприятные условия

для привлечения капитала из-за рубежа, положительно сказывается на

развитии индустрии туризма в целом и создает дополнительный валютный доход

странам.

Например, Китай в 1997 г. занял пятое место в мире по числу посетивших

его иностранцев и восьмое - по сумме валютных поступлений от туризма.

Основную долю на международном рынке Китая всегда составляли туристы с

Тайваня, из Гонконга и Аомыня – около 90%визитеров. [18]

Наиболее крупной и динамичной в структуре международной торговли

услугами является развитие коммерческих услуг.

Если сравнить развитие этих услуг в НИС Азии и Латинской Америки, то

можно сделать вывод, что в НИС Азии эти услуги развиваются более

динамично, чем в НИС Латинской Америки.

Так азиатский экспорт коммерческих услуг в 2000 году увеличился на 13%.

Зарегистрировано ускорение его роста у Гонконга и КНР. Среди стран,

сумевших увеличить как импорт, так и экспорт коммерческих услуг более чем

на 10%, следует отметить Китай, Республику Корея, Сингапур, Тайвань,

Мексику.

Таблица 13

Экспорт-импорт коммерческих услуг

|Страны |Млрд.$ |Доля(%) в |Прирост (%) |

| | |сфере услуг | |

|1 | 2 |3 | 4 | 5 |6 |

| |2000 |2000 |1990-2000 |1999 |2000 |

|Экспорт |

|Гонконг |43,3 |3,1 |9 |4 |14 |

|Китай |29,7 |2,1 |18 |-1 |25 |

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

|Республика Корея |29,2 |2,1 |12 |4 |13 |

|Сингапур |26,6 |1,9 |8 |25 |13 |

|Тайвань |20,2 |1,4 |11 |3 |18 |

|Индия |16,4 |1,2 |14 |26 |18 |

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.