реферат, рефераты скачать
 

Новая европейская валюта и ее перспективы


Новая европейская валюта и ее перспективы

ПЛАН

1. Введение

2. Новая европейская валюта и ее перспективы.

3. Евро и экономическая безопасность России.

4. Правовые вопросы операций с евро в России.

5. Использование евро во внешних торговых расчетах.

6. Внешний долг и внешние заимствования.

7. Курсовая политика и политика резервов.

8. Евро и валютные отношения в рамках СНГ.

9. Заключение

Список использованных в работе источников.

1. ВВЕДЕНИЕ

В декабре 1991 г. руководители государств — членов Европейского

сообщества подписали Маастрихтский договор, которым предусматривалось

создание Экономического и валютного союза (ЭВС) и введение единой валюты.

После семи лет бурных дискуссий и напряженной подготовительной работы ЭВС

стал наконец реальностью. Первоначально в его состав вошли 11 государств —

членов Европейского Союза — Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания,

Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция.

Присоединение к ЭВС остальных четырех стран Евросоюза — Великобритании,

Дании, Швеции и Греции — является делом времени.

Что именно лежало в основе идеи создания новой европейской валюты? В

конце девяностых годов прошлого века ситуация в мире складывалась следующим

образом. Оправившаяся после кризиса 80-х, экономика США переживала период

небывалого расцвета. Начавшаяся в конце 80-х годов "долларизация" мировой

экономики привела к тому, что многие развивающиеся страны начали

"привязывать" курс национальных валют к американскому доллару. Можно

спорить о плюсах и минусах таких "нововведений", однако факт остается

фактом – доллар становился главной международной расчетной единицей. На

Востоке продолжалась экспансия Японии, экспортно-ориентированная

промышленность которой наращивала объемы выпускаемой продукции. Рост цен и

желание удержать их на "конкурентных" уровнях привели к тому, что японские

предприятия начали выносить производство в другие страны Юго-Восточной

Азии. Результат налицо: увеличившийся спрос на японскую иену для импорта

полученной прибыли привел к тому, что Дальний Восток и Юго-Восточная Азия

стали обнаруживать явные признаки "иенизации". В Европе все большее

значение приобретала немецкая марка, ставшая для многих европейских стран

резервной валютой. Наряду с немецкой маркой имел хождение и швейцарский

франк – валюта, традиционно пользовавшаяся спросом в качестве "валюты-

убежища" и в качестве расчетной единицы для клиринговых операций.

Английский фунт стерлингов также пользовался немалым спросом как из-за

высоких процентных ставок, так и потому, что экономика страны переживала не

меньший по сравнению с США расцвет. Один из трех центров развития мировой

экономики был по-прежнему раздроблен в плане международных расчетов, а

плавающие расчетные курсы, введенные после распада Бреттон-Вудской системы,

приводили к значительным рискам в плане как эспортно-импортных операций,

так и в "возврате" прибыли даже из соседнего государства. Другими словами,

Европа, где каждое государство имело свои таможенные пошлины, валюту,

правила импорта, экспорта и ведения финансовых операций, стояла перед

необходимостью объединения.

1 января 1999 г. страны — участницы ЭВС ввели единую валюту евро.

Создана и действует Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) во главе

с Европейским центральным банком. Новая валюта заменила ЭКЮ и уже заняла

преобладающее место в межбанковских расчетах внутри Экономического и

валютного союза (“зоне евро”). Хотя национальные валюты пока еще сохраняют

физическое существование, они утратили свою экономическую самостоятельность

и являются отныне лишь недесятичными номинациями евро. Процесс создания

новой валюты будет окончательно завершен через два года, когда будут

введены в обращение банкноты и монеты евро, а национальные валюты полностью

прекратят свое существование.

Несмотря на полное единогласие по вопросу необходимости введения евро,

мнения по поводу сроков осуществления этого проекта расходились – и

достаточно значительно. Представители некоторых стран считали введение

единой валюты преждевременным и предлагали отсрочить эту дату еще на пару

лет. Однако решающую роль в этом вопросе сыграла позиция Германии –

поскольку в основу евро легла в первую очередь немецкая марка, вторая на

тот момент по значимости валюта после американского доллара, в которой

проводились международные платежи. Экономическая ситуация внутри Германии,

еще не оправившаяся после азиатского кризиса 1997 года и российского

кризиса 1998 года (традиционно немецкая марка всегда была тесно связана с

Россией), по мнению немецких экономистов, наиболее благоприятно отвечала

задачам "поднятия на один и тот же уровень" развития сразу нескольких

европейских стран, которые, несмотря на определенные сходные показатели

(соответствие Маастрихтским критериям вступления в Евросоюз), находились

подчас на достаточно различных уровнях экономического развития.

Политическое и экономическое влияние ЭВС не ограничивается рамками

Европейского Союза. В процессе подготовки к вступлению в ЕС 11 стран-

кандидатов Центральной и Восточной Европы и Средиземноморья их валюты будут

все более тесно привязываться к евро. Произойдет консолидация позиций

Западной Европы на валютных и финансовых рынках и в других сферах. Конечная

цель ЕС состоит в том, чтобы создать новую мировую валюту, адекватную

экономическому потенциалу Союза.

Появление евро изменяет объективные условия интеграции России в мировую

экономику и требует должного учета во внешнеэкономической и валютной

политике страны. Действительно ли евро имеет шанс потеснить доллар на

мировых валютных рынках? Какое влияние окажет создание Экономического и

валютного союза на экономическую безопасность и стратегические интересы

России? Насколько широко распространятся фактурирование и расчеты в евро во

внешнеторговых операциях? Какие изменения будут происходить в механизме

курсообразования и курсовой политике России? Потребуется ли изменить

структуру валютных резервов страны? Какие последствия повлечет становление

евро в области зарубежных заимствований и обслуживания внешнего долга? Не

стоит ли в интересах преодоления долларизации внутренней экономики пойти на

ее известную “евроизацию”?

Вокруг этих вопросов в российских правительственных, банковских и

научных кругах, а также на страницах печати в последнее время развернулась

оживленная дискуссия, в ходе которой высказывались две полярно

противоположные точки зрения. Согласно одной из них Россия еще слишком

далека от мировой экономики, чтобы евро мог что-либо изменить в ее

внутренней жизни или внешнеэкономических связях. Поэтому появление евро не

требует никаких специальных мер со стороны России: следует просто

предоставить событиям идти своим чередом. Сторонники другой точки зрения,

напротив, увидели в единой европейской валюте магическое средство вывода

России из кризиса, оздоровления ее экономики и укрепления международных

позиций. Они высказывают опасение, что Россия запаздывает с “освоением”

евро, выступают за целенаправленное “внедрение” новой валюты в российскую

экономику.

Цель данной курсовой работы, состоит в том, чтобы, не вступая в

полемику, дать научно обоснованные ответы на актуальные вопросы,

возникающие в связи с введением евро, предложить экспертные оценки и

прогнозы, необходимые для выработки оптимального политического курса России

в отношении единой европейской валюты.

Следует отметить, что целый ряд проблем в курсовой работе обозначен

общими контурами. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, введение

евро — это не одномоментная операция, а длительный динамический процесс с

высокой степенью неопределенности. Соответственно и организация работы с

евро в России развертывается постепенно, по мере накопления объективных

предпосылок. Во-вторых, любые меры, которые могут стать необходимыми в

связи с распространением евро, потребуют тщательной проработки в контексте

общей экономической и валютной политики России.

2. НОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТА И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Экономический и валютный союз 11 западноевропейских государств и их

единая валюта имеют под собой солидный фундамент:

0. На долю стран — участниц ЭВС, где живет 5% населения Земли, приходится

15% мирового валового внутреннего продукта (США — 20,2%, Япония — 7,7%)

и 19,5% мирового экспорта (США — 14,8%, Япония — 9,7%).

1. Внутри Европейского Союза достигнут высокий уровень экономической и

политической интеграции. Уже более тридцати лет существует таможенный

союз и проводится общая торговая политика. Создан единый внутренний

рынок, торговля внутри ЕС составляет около 60% общего внешнеторгового

оборота входящих в него стран. Валюты государств — членов ЕС по

сравнению с валютами большинства стран мира относительно сильны и

стабильны. Сложившаяся система права и институтов ЕС обеспечивает

достаточно эффективное управление интеграционными процессами.

2. В последние годы произошло заметное сближение основных

макроэкономических показателей стран — участниц ЭВС, достигнуты

реальные успехи в обеспечении стабильности цен, оздоровлении

государственных финансов, снижении долгосрочных процентных ставок,

стабилизации обменных курсов национальных валют.

3. Евро опирается на единую денежно-кредитную и валютную политику, которая

полностью передана в ведение наднационального Европейского центрального

банка и Совета ЕС, а также на высокоинтегрированные денежные и

кредитные рынки, масштабы, глубина и ликвидность которых резко

возрастают благодаря созданию ЭВС.

4. Высшим приоритетом политики ЭВС объявлена борьба с инфляцией, что

составляет важнейшее условие стабильности единой валюты.

Однако на состояние евро влияет и множество противодействующих

факторов, неподконтрольных Европейскому Союзу. С точки зрения экономической

теории 11 государств — членов ЭВС не составляют “оптимальную валютную

зону”, а их решение о создании союза носит по преимуществу политический

характер. Поэтому пока ЭВС и евро остаются экспериментом, исход которого до

конца не ясен.

Главная слабость евро как валюты состоит в том, что за ним стоит не

единое суверенное государство с четко определенными интересами и

политическими целями, а конгломерат различных государств. Созданные ими

наднациональные органы располагают широкими, но все же ограниченными,

делегированными полномочиями.

Вопрос о будущем евро имеет два основных аспекта — внутренний и

международный. Внутренний аспект определяется тем, что единая валюта, общая

денежно-кредитная и валютная политика, тесные внешнеэкономические связи не

устраняют относительной обособленности народов, государств и экономик

внутри Экономического и валютного союза и, следовательно, возможного

конфликта интересов.

5. Если вопреки ожиданиям евро окажется относительно “мягкой” валютой, это

повредит интересам наиболее развитых стран (в первую очередь Германии и

Нидерландов), которые подвергнутся инфляционному давлению.

6. Если же евро будет слишком “твердой” валютой, а ЕЦБ будет

неукоснительно проводить жесткую денежно-кредитную политику, это может

в долговременном плане вызвать снижение темпов экономического роста и

социальные потрясения в менее развитых странах.

7. Для большинства стран — участниц ЭВС (за исключением Австрии, Германии,

Бельгии, Люксембурга, Нидерландов и с известными оговорками Франции)

вплоть до середины 90-х годов была характерна значительная

асинхронность экономического цикла. Поэтому возможно возникновение так

называемых асимметричных шоков, то есть экономических потрясений,

затрагивающих лишь отдельные страны. Передача валютной и денежно-

кредитной политики в ведение союза лишает национальные государства

главных средств антикризисного регулирования в то время, как союз по

определению не может приспосабливать свою политику к текущим нуждам

отдельных стран.

8. Альтернативным, не зависящим от правительств средством борьбы с

экономическими кризисами является географическая и социальная

мобильность рабочей силы. Однако в Западной Европе она весьма низка

(например, по сравнению с США), в первую очередь из-за языковых и

культурных барьеров. Повышение мобильности рабочей силы блокируется

высокой хронической безработицей. В результате в условиях ЭВС

циклические и иные спады производства в отдельных странах могут стать

более острыми, чем в его отсутствие.

9. Неоднородность социально-экономических структур повлечет за собой

неодинаковую “проводимость” денежно-кредитной политики ЕЦБ на

территории союза, что может снизить ее общую эффективность.

Однако вопреки прогнозам некоторых американских и английских ученых

распад Экономического и валютного союза под грузом внутренних противоречий

является маловероятным (хотя и не может быть полностью исключен). Крах евро

имел бы самые разрушительные последствия для Западной Европы. Поэтому

Европейский Союз и все входящие в его состав государства, в первую очередь

Франция и Германия, сделают все возможное, чтобы избежать роспуска ЭВС,

даже ценой известных внутренних жертв. К тому же Европейский Союз

располагает значительными ресурсами для разрешения возможных трудностей.

Это — дальнейшее углубление политической интеграции, расширение финансовой

помощи отсталым регионам и странам, поощрение структурных преобразований на

рынках труда. Да и сама валютная интеграция является мощным ускорителем

интеграции экономической, что в конечном счете способствует синхронизации

экономического цикла. Уже в преддверии введения евро началась волна

банковских слияний и формирования крупнейших альянсов фондовых бирж.

Объединению рынков служат также трансъевропейские системы расчетов ТАРГЕТ и

система Банковской ассоциации евро (ЕБА).

Международный аспект проблемы, по существу, сводится к тому, насколько

успешно евро впишется в мировую валютную систему и какое воздействие на

новую валюту окажет кризисное состояние этой системы. Фондовые рынки (в

первую очередь американский) явно “перегреты”; объем долларов, обращающихся

в мире, значительно превосходит возможности их обратного абсорбирования

американской экономикой. В принципе это усиливает конкурентные возможности

евро, но в то же время создает и серьезную опасность для Западной Европы и

ее единой валюты: обвальное падение курса доллара и котировок долларовых

ценных бумаг сделало бы весьма вероятным развертывание глобального

финансового кризиса, который пагубно отразился бы и на евро.

В настоящее время роль западноевропейских валют в международных

валютных отношениях далеко не соответствует экономической мощи Западной

Европы и ее месту в мировой экономике.

Таблица 1. Валюты ЕС в международных валютных отношениях

(в % к мировому итогу)

| |DEM |ЕС-15 |USD |JPY |

|Валютно-обменные операции1 (1995) |37 |702 |83 |24 |

|Официальные валютные резервы (1996) |14 |19,53 |63,7 |6,2 |

|Международные частные активы |15,6 |36,9 |39,8 |11,5 |

|(за исключением взаимных обязательств внутри |(...) |(10) |(50) |(18) |

|ЕС — оценка) | | | | |

|Международные облигации (1995) |12,3 |37,1 |34,2 |15,7 |

|Экспортные платежи (1995) |13,2 |30,04 |52,0 |4,7З |

1 Поскольку в каждой сделке участвуют две валюты, общий итог равен 200%.

2 Валюты, входившие в механизм обменных курсов Европейской валютной

системы, ЭКЮ и английский фунт.

3 Немецкая марка, французский франк, голландский гульден и английский фунт.

4 Немецкая марка, французский франк, английский фунт, итальянская лира и

голландский гульден.

Евро создает объективные возможности для устранения или по крайней мере

смягчения этой диспропорции, однако их реализация сталкивается с рядом

сдерживающих факторов:

10. громоздкостью механизма принятия решений в “зоне евро”, при котором

валютная политика относится к компетенции Совета ЕС, а денежно-

кредитная политика — к компетенции Европейского центрального банка;

11. нацеленностью валютной и денежно-кредитной политики ЭВС на поддержание

стабильности цен и жесткий контроль за денежной массой евро, что в

принципе не способствует экспансии на мировых валютных рынках;

12. раздробленностью и относительной неразвитостью западноевропейских

финансовых систем, в первую очередь фондовых рынков, далеко уступающих

по своей эффективности глобальной финансовой системе США;

13. отрицательными финансовыми последствиями сравнительно медленного

экономического роста, низкой мобильности рабочей силы, хронической

безработицы и быстрого старения населения.

Эти сдерживающие факторы не смогут тем не менее помешать усилению

позиций Западной Европы в мировой валютной системе. В предстоящий период,

особенно после 2002 года, следует ожидать, что удельный вес доллара в ней

будет снижаться, а удельный вес евро — возрастать. Однако даже при самых

благоприятных для европейцев условиях этот процесс будет протекать

медленно, причем его характер и скорость будут неодинаковыми в различных

сферах международных валютных отношений.

Удельный вес Западной Европы в международном валютном обороте, как это

ни парадоксально, первоначально уменьшится, поскольку международные платежи

внутри ЭВС перейдут в разряд невалютных расчетов. По некоторым оценкам,

исчезновение западноевропейских валют сократит общий объем мировых спотовых

операций на 60 млрд. долл., или на 12%, причем доля доллара в них

возрастет.

Расчеты по внешнеторговым операциям исторически имеют высокую

инерционность. Использование доллара, несмотря на резкие среднесрочные

колебания его обменного курса, до сих пор остается наиболее выгодным в

краткосрочном плане из-за относительно более низких трансакционных

издержек. Введение евро, по-видимому, приведет лишь к постепенному и

медленному снижению реальной доли американской валюты.

Перестройка международных резервов будет противоречивой. С одной

стороны, неизбежно снижение потребности в долларовых резервах в Западной

Европе, странах Центральной и Восточной Европы, Средиземноморья и

тропической Африки. С другой стороны, воздействие евро на резервы в других

регионах проблематично. Оценки так называемого долларового навеса, то есть

массы избыточных долларов, высвобождающихся в результате сокращения

официальных резервов, колеблются в широком диапазоне — от 55 до 230 млрд.

долл. Вне зависимости от того, какой из этих прогнозов окажется правильным,

правительства и центральные банки, в том числе и в “зоне евро”, вряд ли

пойдут на единовременный массированный сброс американской валюты, который

мог бы существенно дестабилизировать валютные и финансовые рынки.

Наибольшие возможности открываются перед евро в сфере международных

заимствований. Переход к единой валюте влечет за собой ряд глубоких перемен

на денежных рынках: резко сокращаются валютные риски; ускоряется процесс

интеграции фондовых рынков; увеличиваются емкость и “прозрачность” денежных

рынков, что делает кредитные ресурсы более доступными; усиливается

тенденция снижения кредитных рисков.

В связи с этим рост удельного веса западноевропейских ценных бумаг в

частных портфельных инвестициях, по-видимому, продолжится. В частности,

возрастет привлекательность западноевропейских государственных долговых

обязательств. Однако тот факт, что в “зоне евро” останутся государственные

ценные бумаги, выпускаемые 11 суверенными эмитентами, кредитный рейтинг

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.