| |||||
МЕНЮ
| Новая европейская валюта и ее перспективыкоторых различен, оставляет определенные преимущества ценным бумагам американского правительства. С трудом поддается прогнозу долговременная динамика обменного соотношения между евро и долларом. 1 января 1999 г. оно было установлено на уровне 1:1,667. К середине июля оно снизилось более чем на 13,3% (1:1,011). Это падение объяснялось главным образом конъюнктурными факторами, повлиявшими на предпочтения и ожидания участников рынка: 14. продолжительным и сильным экономическим подъемом в США; 15. длительным застоем в экономике Германии и неблагоприятным прогнозом хозяйственной конъюнктуры в Западной Европе в целом; 16. скандальной отставкой Европейской комиссии; 17. усилением военной опасности в Европе в связи с косовским кризисом. Курс евро, включавший в себя фиксированные ставки 11 валют (австрийский шиллинг, бельгийский франк, финская марка, французский франк, немецкая марка, ирландский фунт, итальянская лира, голландский гульден, португальский эскудо и испанская песета) с момента введения в обращение составил 1,1800 американских долларов за единицу евро. Несмотря на оптимизм первых нескольких дней, когда только за первую неделю курс сразу же подскочил до отметки 1,1900, январь в целом охарактеризовался явным снижением курса евро (Рисунок 1). Рисунок 1. Динамика обменного соотношения между евро и долларом США. [pic] На тот момент это считалось вполне закономерным. Объединение экономик одиннадцати стран, некоторые из которых не соответствовали даже Маастрихтским критериям, – дело непростое. Эти требования должны были служить непременным условием вхождения в новый европейский союз. Ирландия же и Италия превысили максимально допустимую норму соотношения между государственной задолженностью и ВВП, а ирландская и португальская экономики не соответствовали стандартам допустимых темпов развития инфляции. Кроме того, к новой валюте следовало привыкнуть, что тоже требовало определенного времени. Однако того, что на самом деле последовало за первыми неделями снижения, не ожидал, похоже, никто. Уже после февраля- марта стало ясно, что падение евро приобрело характер долгосрочной, но стабильной тенденции. Начало НАТОвских бомбардировок и война в Югославии придали новый импульс начавшемуся движению. С одной стороны, экономики стран-участниц еврозоны начали испытывать дополнительный прессинг, с другой – именно военные действия в Югославии способствовали дополнительному укреплению как американского доллара, так и американской экономики в целом. В результате евро опустился до уровня 1,0400 менее чем за полгода своего существования. Итогом стала отставка министра финансов Германии Оскара Лафонтена, которого обвинили в недостатках планирования. Но даже произошедшее практически сразу после отставки министра финансов снижение ставок ЕЦБ, которое, по идее, должно было стимулировать экономический рост, уже не смогло изменить ситуацию – евро продолжал падать. Падение происходило на фоне многочисленных комментариев со стороны официальных лиц – начиная от высших лиц государств, в первую очередь той же самой Германии, и заканчивая выступлениями видных экономистов, прогнозировавших различные сценарии развития событий. С приближением лета комментарии приобрели характер заклинаний: все в один голос утверждали о недооцененности евро по отношению к доллару и о скором росте новой европейской валюты. В итоге сложилось впечатление, что по поводу евро не выступали только ленивые. Однако положение, когда развитие событий на валютном рынке комментировали именно политики, приводило к прямо противоположному эффекту – вместо того чтобы расти, евро продолжал падать. Ситуация доходила до смешного – после шести месяцев постоянного снижения (около13,5%), один из представителей Финляндии заявил, что "падение евро не столь драматично, как если бы оно имело характер тренда (долгосрочной тенденции)". Сие заявление было с юмором оценено всеми валютными операторами, а евро практически сразу опустилось еще пунктов на 200. В результате представитель Европейского Центрального банка рекомендовал всем политическим и общественным деятелям воздержаться от комментариев по поводу евро, "поскольку любые высказывание приводят лишь к ухудшению ситуации". Жаль, что не все последовали этому совету. Представляется вероятным, что через некоторое время обменное соотношение между евро и долларом выровняется и придет в соответствие с фундаментальными экономическими факторами. Согласно расчетам специалистов Европейской комиссии евро подешевел относительно валют 24 промышленно развитых стран гораздо меньше, чем в отношении доллара. Еще меньшим было снижение курса относительно ведущих 43 валют. О том, что падение курса было вызвано не столько слабостью евро, сколько исключительным усилением доллара, говорят и проведенные в Комиссии ЕС сравнения индексов эффективных курсов. Большинство специалистов считает, что как только экономическое положение в таких ключевых странах “зоны евро”, как Германия и Франция, начнет улучшаться, позиции евро относительно доллара сразу усилятся. Обращает на себя внимание, что, несмотря на падение текущего курса евро, валютный рынок продолжает рассматривать евро в качестве потенциально перспективной валюты. Положительные ожидания подкрепляются котировками форвардного рынка, говорящими о потенциальном удорожании этой валюты в течение года. Более того, не исключено, что “валютный маятник” может качнуться и в обратную сторону: в случае усиления нервозности на валютном рынке (как это отмечалось на разных этапах развития кризиса в Юго-Восточной Азии) и высвобождения долларовых средств из его кризисных сегментов это может послужить дополнительным толчком к падению курса доллара. Пока еще небольшой, но достаточно репрезентативный опыт взаимодействия доллара и евро на мировых рынках показывает, что значительные колебания обменного соотношения евро и доллара неустранимы. В связи с этим становится еще более актуальной необходимость реформы мировой валютной системы и координации действий Евросоюза, США и Японии, а также ведущих международных экономических организаций. Однако формы такой координации пока не найдены, предложение некоторых западноевропейских деятелей о введении согласованных пределов колебаний трех главных валют решительно отклонено. В перспективе долговременная динамика обменного соотношения доллара и евро будет зависеть от объективного хода конкуренции между двумя главными центрами силы в мировой экономике и политике. Пока этот процесс развивается не в пользу Западной Европы. Вопреки часто высказываемой точке зрения даже в отдаленной перспективе евро не сможет полностью вытеснить доллар и занять его нынешнее место на международных валютных и финансовых рынках (к чему, кстати, Европейский Союз и не стремится). Реальными являются лишь два “сценария”: 1. Евро и доллар займут примерно равные позиции в мировой валютной системе. 2. Доллар сохранит, хотя и в несколько ослабленном виде, свое доминирующее положение. Разумеется, для полного завершения подвижек в мировой валютной системе и достижения нового “равновесия” потребуется значительное время. Как бы ни развивались события, появление евро знаменует собой качественное изменение мировой валютной системы: впервые за последние полвека на валютных рынках появляется реальная альтернатива американскому доллару. Создание евро знаменует радикальный сдвиг в сторону установления биполярности. Появление евро переводит в новую плоскость противоборство США, Западной Европы и Японии и в случае успеха единой европейской валюты создаст предпосылки для возможного передела сфер финансового влияния основных мировых валют. 3. ЕВРО И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ Геополитические последствия введения евро напрямую затрагивают экономическую безопасность России. В настоящее время степень экономической зависимости страны от внешнего мира является неприемлемо высокой. До 70% продовольствия, потребляемого населением крупных городов, поступает из-за рубежа. Государство не в состоянии пресечь незаконный массированный вывоз капитала. Размеры выплат по внешним долгам превышают возможности российской экономики. Страна вынуждена подстраивать свою экономическую политику под универсалистские требования международных экономических организаций, нередко не учитывающие в должной мере российскую специфику. Особенно опасным является положение, сложившееся в валютной сфере. Глубокая долларизация экономики привела к тому, что в этой сфере Россия находится в состоянии не просто внешней зависимости, а зависимости от одной страны и ее валюты. Это, в частности, привело к перекосу между структурой валютных отношений России и структурой ее внешнеэкономических связей. Сейчас подавляющая часть внешней торговли России — до 2/3 — связана с Европой, из которых одна треть приходится на ЕС, а другая треть — на страны Центральной и Восточной Европы и европейские государства СНГ, в то время как доля США в экспортно-импортных операциях РФ не превышает 10%. В последнее время Евросоюз стал и ведущим иностранным инвестором в экономику России. Таблица 2. ЕС и США во внешнеэкономических связях России в 1998 г., % | |ЕС |США | |Внешнеторговый оборот |33 |8 | |Прямые иностранные инвестиции |38 |41 | |(накопленный объем) | | | |Прямые иностранные инвестиции в 1998 г. |44 |35 | |Иностранные инвестиции в 1998 г. |64 |19 | Однако самой используемой и ликвидной иностранной валютой в России является доллар США. Причем объемы операций с ним по ряду параметров далеко превосходят аналогичные показатели в мире в целом. Неоправданно велика роль доллара во внешней торговле и банковских валютных депозитах. Таблица 3. Доллар США в мировой и российской экономике, % | |Мир, 1995 г. |Россия, 1998 г.1 | |Внешнеторговые контракты |48 |80 | |Банковские депозиты в иностранной валюте|652 |90 | |Официальные валютные резервы |65 |65 | |Государственный долг развивающихся стран|50 |67 | 1 Все данные по России являются оценочными. 2 Не включая ЕС, конец 1996 г. Возможные последствия этого перекоса очевидны. Обвал доллара на международных валютных рынках имел бы разрушительные последствия для российской экономики. Это — реальная угроза безопасности страны. Существенное значение имеет и геополитический аспект проблемы. Соединенные Штаты лишь косвенно зависят от развития экономической и политической ситуации в России, тогда как Европейский Союз и Россия непосредственно взаимосвязаны. Их объединяют тесные внешнеэкономические отношения, совместные транспортные сети и научно-технические проекты. Географическая близость заставляет их вместе решать проблемы экологии, миграции населения, незаконной торговли оружием, распространения наркотиков и др. Отношения между ЕС и Россией строятся на солидной юридической базе — Соглашении о партнерстве и сотрудничестве. Необходимо подчеркнуть, что сильные позиции доллара в отечественной экономике определяются главным образом объективной слабостью национальной валюты. Поэтому ключом к восстановлению экономической независимости государства является оздоровление внутренней экономической системы — внешнеэкономические рычаги могут сыграть в этом плане лишь вспомогательную роль. Это, разумеется, не умаляет всей важности их разумного использования. Определенное место среди этих рычагов призвана занять и единая европейская валюта. В контексте экономической безопасности России появление евро и вызванный им сдвиг в сторону биполярности представляются, безусловно, благоприятными. С введением евро у России, как и у любой третьей страны (то есть не входящей в ЕС), появляется большее поле для маневра при решении вопросов режима валютного курса, состава валютных резервов, валютной структуры внешних заимствований и торговли. В стратегическом плане представляется целесообразной постепенная диверсификация валютных отношений России. Однако проводить ее следует осмотрительно, руко-водствуясь принципами экономической обоснованности и постепенности. Поскольку колебания курсов доллара и евро, как уже отмечалось выше, практически неустранимы, более сбалансированное распределение активов и пассивов по основным международным денежным единицам позволит России (как на государственном, так и на частном уровне) минимизировать риск курсовых потерь. Возможность выбора налагает на Россию и новые обязательства. Отныне государственным органам придется более скрупулезно выстраивать линию поведения, просчитывать риски и предвидеть последствия своих действий. Исключительно важное значение приобретает мониторинг экономической ситуации в ЕС и США, динамики процентных ставок и курсовых соотношений валют. В России широко распространено мнение, будто евро — всего лишь еще одна валюта, и поэтому возникающие вопросы носят чисто технический характер и могут быть решены в рабочем порядке. В действительности проблемы евро гораздо сложнее и масштабнее, чем принято считать. Появление евро существенно усиливает процессы экономической (а в перспективе и политической) консолидации в Европе. Во-первых, резко возрастает глубина интеграции внутри самой “зоны евро”. По сути дела, с созданием ЭВС внутри Европейского Союза возникло так называемое твердое ядро. Входящие в него страны связаны отношениями более сильной, чем ранее, экономической и политической сплоченности. Это может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для России (достаточно напомнить недавние события вокруг Югославии). Во-вторых, несмотря на то что ряд государств — членов ЕС не вошел в состав ЭВС, центростремительные силы внутри Евросоюза заметно возросли: страны-“аутсайдеры” объективно испытывают на себе усиливающееся давление в пользу вступления в ЭВС. В-третьих, валютный союз, бесспорно, станет центром возросшего притяжения для остальных частей Европы, прежде всего Центральной и Восточной (страны-кандидаты в члены ЕС традиционно широко используют немецкую марку и другие валюты “зоны евро” в своей внешней торговле, и большинство из них имеют режимы валютных курсов, ориентированные на евро). Швейцария, Норвегия и Исландия также будут вынуждены все больше строить свою экономическую политику с учетом происходящего в ЕС. Все эти тенденции заметно меняют внешнюю среду, в которой приходится действовать Российской Федерации, и делают целесообразным более активное взаимодействие с ЕС (в том числе в плане достижения более выгодного для нас баланса требований и уступок обеих сторон). Исключительно важное значение имеет участие России в скоординированных международных усилиях, направленных на противодействие деятельности транснациональных преступных сообществ в валютно-финансовой сфере. Судя по сообщениям западной печати, эти сообщества, с которыми тесно связан и российский преступный мир, рассчитывают максимально использовать в своих интересах элементы неопределенности, которые неизбежно сопровождают появление новой международной валюты. Особую опасность представляет применение “высоких технологий” в целях отмывания криминальных доходов и осуществления нелегальной переброски капиталов из страны в страну. В целях противодействия этой опасности руководящие органы ЕС и правительства государств-членов, в первую очередь участников ЭВС, стремятся осуществить переход к более упорядоченным формам расчетов и укреплению финансовой дисциплины во всем европейском финансовом пространстве. ЕС усиливает борьбу с легализацией незаконных доходов, ужесточает правила финансового надзора и отчетности, предпринимает попытки договориться с соседями по региону о более четких и “прозрачных” правилах ведения финансовых операций. Подключившись к этим процессам, Россия сделала бы шаг в сторону цивилизованного бизнеса, расширила бы имеющиеся у нее средства борьбы с криминализацией экономики. Актуальность необходимых для этого мер усиливается международными обязательствами России по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, которыми, в частности, предусматривается постепенная либерализация движения капиталов, товаров и услуг между Российской Федерацией и странами ЕС, а также политической линией Российского государства по вопросу присоединения России к Страсбургской (1990 г.) конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. Ключевыми составляющими этой политики являются, во-первых, создание единой общегосударственной системы борьбы с легализацией преступных доходов и незаконно нажитых капиталов, обеспечение возврата незаконно вывезенных из России валютных средств и, во-вторых, тесное, доверительное сотрудничество спецслужб и правоохранительных органов России и стран ЭВС. 4. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОПЕРАЦИЙ С ЕВРО В РОССИИ Правовой статус евро определяется соответствующими международными договорами, заключенными странами — членами ЕС, включая Маастрихтский договор, и правовыми актами ЕС. Он основывается также на общепризнанных принципах и нормах международного и международного частного права. Весь массив правовых норм, лежащих в основе Экономического и валютного союза и единой валюты, состоит из трех частей: 18. нормы, регулирующие отношения внутри ЭВС и обязательные лишь для его участников (например, положения, касающиеся структуры и функционирования Европейской системы центральных банков); 19. нормы, действие которых распространяется на всю территорию ЕС; 20. нормы общего действия, имеющие экстерриториальный характер. Их природа определяется известным принципом международного и международного частного права, согласно которому к любой валюте применяется право государства-эмитента (в данном случае — право ЕС). В этом смысле правовой статус евро не отличается от экстерриториального статуса других свободно конвертируемых валют, допущенных на российский внутренний валютный рынок. Это означает, что правовые нормы, принятые странами — членами ЕС и регулирующие операции с евро в хозяйственном обороте, применяются к отношениям между экономическими операторами вне зависимости от их национальной принадлежности (то есть распространяются и на российских операторов). Однако одновременно евро имеет ряд особенностей, которые радикально отличают его от прочих валют. Евро не просто сосуществует с национальными валютами 11 стран ЭВС — он находится в особом положении по отношению к этим валютам, которое является предметом соответствующего правового регулирования. В правовых актах ЕС, касающихся евро, выделяются следующие положения: 21. Начиная с 1 января 1999 г. ЭКЮ автоматически переведен в евро в соотношении 1:1. Все ранее принятые обязательства в ЭКЮ теперь обслуживаются в евро. 22. Установлены окончательно зафиксированные обменные курсы национальных валют по отношению к евро; эмиссия национальных валют поставлена под контроль Европейского центрального банка; самостоятельная котировка национальных валют прекращена, а их курсы автоматически следуют за евро. 23. Все платежи и расчеты, связанные с бюджетом ЕС, переведены на евро. 24. Новые выпуски государственных ценных бумаг 11 стран — участниц ЭВС размещаются только в евро. 25. Расчеты между государствами и государственными организациями стран ЭВС |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|