реферат, рефераты скачать
 

Новая европейская валюта и ее перспективы


которых различен, оставляет определенные преимущества ценным бумагам

американского правительства.

С трудом поддается прогнозу долговременная динамика обменного

соотношения между евро и долларом. 1 января 1999 г. оно было установлено на

уровне 1:1,667. К середине июля оно снизилось более чем на 13,3% (1:1,011).

Это падение объяснялось главным образом конъюнктурными факторами,

повлиявшими на предпочтения и ожидания участников рынка:

14. продолжительным и сильным экономическим подъемом в США;

15. длительным застоем в экономике Германии и неблагоприятным прогнозом

хозяйственной конъюнктуры в Западной Европе в целом;

16. скандальной отставкой Европейской комиссии;

17. усилением военной опасности в Европе в связи с косовским кризисом.

Курс евро, включавший в себя фиксированные ставки 11 валют (австрийский

шиллинг, бельгийский франк, финская марка, французский франк, немецкая

марка, ирландский фунт, итальянская лира, голландский гульден,

португальский эскудо и испанская песета) с момента введения в обращение

составил 1,1800 американских долларов за единицу евро. Несмотря на оптимизм

первых нескольких дней, когда только за первую неделю курс сразу же

подскочил до отметки 1,1900, январь в целом охарактеризовался явным

снижением курса евро (Рисунок 1).

Рисунок 1. Динамика обменного соотношения между евро и долларом

США.

[pic]

На тот момент это считалось вполне закономерным. Объединение экономик

одиннадцати стран, некоторые из которых не соответствовали даже

Маастрихтским критериям, – дело непростое. Эти требования должны были

служить непременным условием вхождения в новый европейский союз. Ирландия

же и Италия превысили максимально допустимую норму соотношения между

государственной задолженностью и ВВП, а ирландская и португальская

экономики не соответствовали стандартам допустимых темпов развития

инфляции. Кроме того, к новой валюте следовало привыкнуть, что тоже

требовало определенного времени. Однако того, что на самом деле последовало

за первыми неделями снижения, не ожидал, похоже, никто. Уже после февраля-

марта стало ясно, что падение евро приобрело характер долгосрочной, но

стабильной тенденции. Начало НАТОвских бомбардировок и война в Югославии

придали новый импульс начавшемуся движению. С одной стороны, экономики

стран-участниц еврозоны начали испытывать дополнительный прессинг, с другой

– именно военные действия в Югославии способствовали дополнительному

укреплению как американского доллара, так и американской экономики в целом.

В результате евро опустился до уровня 1,0400 менее чем за полгода своего

существования. Итогом стала отставка министра финансов Германии Оскара

Лафонтена, которого обвинили в недостатках планирования. Но даже

произошедшее практически сразу после отставки министра финансов снижение

ставок ЕЦБ, которое, по идее, должно было стимулировать экономический рост,

уже не смогло изменить ситуацию – евро продолжал падать. Падение

происходило на фоне многочисленных комментариев со стороны официальных лиц

– начиная от высших лиц государств, в первую очередь той же самой Германии,

и заканчивая выступлениями видных экономистов, прогнозировавших различные

сценарии развития событий. С приближением лета комментарии приобрели

характер заклинаний: все в один голос утверждали о недооцененности евро по

отношению к доллару и о скором росте новой европейской валюты. В итоге

сложилось впечатление, что по поводу евро не выступали только ленивые.

Однако положение, когда развитие событий на валютном рынке комментировали

именно политики, приводило к прямо противоположному эффекту – вместо того

чтобы расти, евро продолжал падать. Ситуация доходила до смешного – после

шести месяцев постоянного снижения (около13,5%), один из представителей

Финляндии заявил, что "падение евро не столь драматично, как если бы оно

имело характер тренда (долгосрочной тенденции)". Сие заявление было с

юмором оценено всеми валютными операторами, а евро практически сразу

опустилось еще пунктов на 200. В результате представитель Европейского

Центрального банка рекомендовал всем политическим и общественным деятелям

воздержаться от комментариев по поводу евро, "поскольку любые высказывание

приводят лишь к ухудшению ситуации". Жаль, что не все последовали этому

совету.

Представляется вероятным, что через некоторое время обменное

соотношение между евро и долларом выровняется и придет в соответствие с

фундаментальными экономическими факторами. Согласно расчетам специалистов

Европейской комиссии евро подешевел относительно валют 24 промышленно

развитых стран гораздо меньше, чем в отношении доллара. Еще меньшим было

снижение курса относительно ведущих 43 валют. О том, что падение курса было

вызвано не столько слабостью евро, сколько исключительным усилением

доллара, говорят и проведенные в Комиссии ЕС сравнения индексов эффективных

курсов.

Большинство специалистов считает, что как только экономическое

положение в таких ключевых странах “зоны евро”, как Германия и Франция,

начнет улучшаться, позиции евро относительно доллара сразу усилятся.

Обращает на себя внимание, что, несмотря на падение текущего курса евро,

валютный рынок продолжает рассматривать евро в качестве потенциально

перспективной валюты. Положительные ожидания подкрепляются котировками

форвардного рынка, говорящими о потенциальном удорожании этой валюты в

течение года.

Более того, не исключено, что “валютный маятник” может качнуться и в

обратную сторону: в случае усиления нервозности на валютном рынке (как это

отмечалось на разных этапах развития кризиса в Юго-Восточной Азии) и

высвобождения долларовых средств из его кризисных сегментов это может

послужить дополнительным толчком к падению курса доллара.

Пока еще небольшой, но достаточно репрезентативный опыт взаимодействия

доллара и евро на мировых рынках показывает, что значительные колебания

обменного соотношения евро и доллара неустранимы. В связи с этим становится

еще более актуальной необходимость реформы мировой валютной системы и

координации действий Евросоюза, США и Японии, а также ведущих международных

экономических организаций. Однако формы такой координации пока не найдены,

предложение некоторых западноевропейских деятелей о введении согласованных

пределов колебаний трех главных валют решительно отклонено.

В перспективе долговременная динамика обменного соотношения доллара и

евро будет зависеть от объективного хода конкуренции между двумя главными

центрами силы в мировой экономике и политике. Пока этот процесс развивается

не в пользу Западной Европы.

Вопреки часто высказываемой точке зрения даже в отдаленной перспективе

евро не сможет полностью вытеснить доллар и занять его нынешнее место на

международных валютных и финансовых рынках (к чему, кстати, Европейский

Союз и не стремится). Реальными являются лишь два “сценария”:

1. Евро и доллар займут примерно равные позиции в мировой валютной

системе.

2. Доллар сохранит, хотя и в несколько ослабленном виде, свое

доминирующее положение.

Разумеется, для полного завершения подвижек в мировой валютной системе

и достижения нового “равновесия” потребуется значительное время. Как бы ни

развивались события, появление евро знаменует собой качественное изменение

мировой валютной системы: впервые за последние полвека на валютных рынках

появляется реальная альтернатива американскому доллару. Создание евро

знаменует радикальный сдвиг в сторону установления биполярности. Появление

евро переводит в новую плоскость противоборство США, Западной Европы и

Японии и в случае успеха единой европейской валюты создаст предпосылки для

возможного передела сфер финансового влияния основных мировых валют.

3. ЕВРО И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ

Геополитические последствия введения евро напрямую затрагивают

экономическую безопасность России.

В настоящее время степень экономической зависимости страны от внешнего

мира является неприемлемо высокой. До 70% продовольствия, потребляемого

населением крупных городов, поступает из-за рубежа. Государство не в

состоянии пресечь незаконный массированный вывоз капитала. Размеры выплат

по внешним долгам превышают возможности российской экономики. Страна

вынуждена подстраивать свою экономическую политику под универсалистские

требования международных экономических организаций, нередко не учитывающие

в должной мере российскую специфику.

Особенно опасным является положение, сложившееся в валютной сфере.

Глубокая долларизация экономики привела к тому, что в этой сфере Россия

находится в состоянии не просто внешней зависимости, а зависимости от одной

страны и ее валюты.

Это, в частности, привело к перекосу между структурой валютных

отношений России и структурой ее внешнеэкономических связей. Сейчас

подавляющая часть внешней торговли России — до 2/3 — связана с Европой, из

которых одна треть приходится на ЕС, а другая треть — на страны Центральной

и Восточной Европы и европейские государства СНГ, в то время как доля США в

экспортно-импортных операциях РФ не превышает 10%. В последнее время

Евросоюз стал и ведущим иностранным инвестором в экономику России.

Таблица 2. ЕС и США во внешнеэкономических связях России в 1998 г., %

| |ЕС |США |

|Внешнеторговый оборот |33 |8 |

|Прямые иностранные инвестиции |38 |41 |

|(накопленный объем) | | |

|Прямые иностранные инвестиции в 1998 г. |44 |35 |

|Иностранные инвестиции в 1998 г. |64 |19 |

Однако самой используемой и ликвидной иностранной валютой в России

является доллар США. Причем объемы операций с ним по ряду параметров далеко

превосходят аналогичные показатели в мире в целом. Неоправданно велика роль

доллара во внешней торговле и банковских валютных депозитах.

Таблица 3. Доллар США в мировой и российской экономике, %

| |Мир, 1995 г. |Россия, 1998 г.1 |

|Внешнеторговые контракты |48 |80 |

|Банковские депозиты в иностранной валюте|652 |90 |

|Официальные валютные резервы |65 |65 |

|Государственный долг развивающихся стран|50 |67 |

1 Все данные по России являются оценочными.

2 Не включая ЕС, конец 1996 г.

Возможные последствия этого перекоса очевидны. Обвал доллара на

международных валютных рынках имел бы разрушительные последствия для

российской экономики. Это — реальная угроза безопасности страны.

Существенное значение имеет и геополитический аспект проблемы.

Соединенные Штаты лишь косвенно зависят от развития экономической и

политической ситуации в России, тогда как Европейский Союз и Россия

непосредственно взаимосвязаны. Их объединяют тесные внешнеэкономические

отношения, совместные транспортные сети и научно-технические проекты.

Географическая близость заставляет их вместе решать проблемы экологии,

миграции населения, незаконной торговли оружием, распространения наркотиков

и др. Отношения между ЕС и Россией строятся на солидной юридической базе —

Соглашении о партнерстве и сотрудничестве.

Необходимо подчеркнуть, что сильные позиции доллара в отечественной

экономике определяются главным образом объективной слабостью национальной

валюты. Поэтому ключом к восстановлению экономической независимости

государства является оздоровление внутренней экономической системы —

внешнеэкономические рычаги могут сыграть в этом плане лишь вспомогательную

роль. Это, разумеется, не умаляет всей важности их разумного использования.

Определенное место среди этих рычагов призвана занять и единая европейская

валюта.

В контексте экономической безопасности России появление евро и

вызванный им сдвиг в сторону биполярности представляются, безусловно,

благоприятными. С введением евро у России, как и у любой третьей страны (то

есть не входящей в ЕС), появляется большее поле для маневра при решении

вопросов режима валютного курса, состава валютных резервов, валютной

структуры внешних заимствований и торговли.

В стратегическом плане представляется целесообразной постепенная

диверсификация валютных отношений России. Однако проводить ее следует

осмотрительно, руко-водствуясь принципами экономической обоснованности и

постепенности.

Поскольку колебания курсов доллара и евро, как уже отмечалось выше,

практически неустранимы, более сбалансированное распределение активов и

пассивов по основным международным денежным единицам позволит России (как

на государственном, так и на частном уровне) минимизировать риск курсовых

потерь. Возможность выбора налагает на Россию и новые обязательства. Отныне

государственным органам придется более скрупулезно выстраивать линию

поведения, просчитывать риски и предвидеть последствия своих действий.

Исключительно важное значение приобретает мониторинг экономической ситуации

в ЕС и США, динамики процентных ставок и курсовых соотношений валют.

В России широко распространено мнение, будто евро — всего лишь еще одна

валюта, и поэтому возникающие вопросы носят чисто технический характер и

могут быть решены в рабочем порядке. В действительности проблемы евро

гораздо сложнее и масштабнее, чем принято считать. Появление евро

существенно усиливает процессы экономической (а в перспективе и

политической) консолидации в Европе.

Во-первых, резко возрастает глубина интеграции внутри самой “зоны

евро”. По сути дела, с созданием ЭВС внутри Европейского Союза возникло так

называемое твердое ядро. Входящие в него страны связаны отношениями более

сильной, чем ранее, экономической и политической сплоченности. Это может

иметь как положительные, так и отрицательные последствия для России

(достаточно напомнить недавние события вокруг Югославии).

Во-вторых, несмотря на то что ряд государств — членов ЕС не вошел в

состав ЭВС, центростремительные силы внутри Евросоюза заметно возросли:

страны-“аутсайдеры” объективно испытывают на себе усиливающееся давление в

пользу вступления в ЭВС.

В-третьих, валютный союз, бесспорно, станет центром возросшего

притяжения для остальных частей Европы, прежде всего Центральной и

Восточной (страны-кандидаты в члены ЕС традиционно широко используют

немецкую марку и другие валюты “зоны евро” в своей внешней торговле, и

большинство из них имеют режимы валютных курсов, ориентированные на евро).

Швейцария, Норвегия и Исландия также будут вынуждены все больше строить

свою экономическую политику с учетом происходящего в ЕС. Все эти тенденции

заметно меняют внешнюю среду, в которой приходится действовать Российской

Федерации, и делают целесообразным более активное взаимодействие с ЕС (в

том числе в плане достижения более выгодного для нас баланса требований и

уступок обеих сторон).

Исключительно важное значение имеет участие России в скоординированных

международных усилиях, направленных на противодействие деятельности

транснациональных преступных сообществ в валютно-финансовой сфере. Судя по

сообщениям западной печати, эти сообщества, с которыми тесно связан и

российский преступный мир, рассчитывают максимально использовать в своих

интересах элементы неопределенности, которые неизбежно сопровождают

появление новой международной валюты. Особую опасность представляет

применение “высоких технологий” в целях отмывания криминальных доходов и

осуществления нелегальной переброски капиталов из страны в страну.

В целях противодействия этой опасности руководящие органы ЕС и

правительства государств-членов, в первую очередь участников ЭВС, стремятся

осуществить переход к более упорядоченным формам расчетов и укреплению

финансовой дисциплины во всем европейском финансовом пространстве. ЕС

усиливает борьбу с легализацией незаконных доходов, ужесточает правила

финансового надзора и отчетности, предпринимает попытки договориться с

соседями по региону о более четких и “прозрачных” правилах ведения

финансовых операций. Подключившись к этим процессам, Россия сделала бы шаг

в сторону цивилизованного бизнеса, расширила бы имеющиеся у нее средства

борьбы с криминализацией экономики.

Актуальность необходимых для этого мер усиливается международными

обязательствами России по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве,

которыми, в частности, предусматривается постепенная либерализация движения

капиталов, товаров и услуг между Российской Федерацией и странами ЕС, а

также политической линией Российского государства по вопросу присоединения

России к Страсбургской (1990 г.) конвенции об отмывании, выявлении, изъятии

и конфискации доходов от преступной деятельности. Ключевыми составляющими

этой политики являются, во-первых, создание единой общегосударственной

системы борьбы с легализацией преступных доходов и незаконно нажитых

капиталов, обеспечение возврата незаконно вывезенных из России валютных

средств и, во-вторых, тесное, доверительное сотрудничество спецслужб и

правоохранительных органов России и стран ЭВС.

4. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОПЕРАЦИЙ С ЕВРО В РОССИИ

Правовой статус евро определяется соответствующими международными

договорами, заключенными странами — членами ЕС, включая Маастрихтский

договор, и правовыми актами ЕС. Он основывается также на общепризнанных

принципах и нормах международного и международного частного права.

Весь массив правовых норм, лежащих в основе Экономического и валютного

союза и единой валюты, состоит из трех частей:

18. нормы, регулирующие отношения внутри ЭВС и обязательные лишь для его

участников (например, положения, касающиеся структуры и

функционирования Европейской системы центральных банков);

19. нормы, действие которых распространяется на всю территорию ЕС;

20. нормы общего действия, имеющие экстерриториальный характер. Их природа

определяется известным принципом международного и международного

частного права, согласно которому к любой валюте применяется право

государства-эмитента (в данном случае — право ЕС).

В этом смысле правовой статус евро не отличается от экстерриториального

статуса других свободно конвертируемых валют, допущенных на российский

внутренний валютный рынок. Это означает, что правовые нормы, принятые

странами — членами ЕС и регулирующие операции с евро в хозяйственном

обороте, применяются к отношениям между экономическими операторами вне

зависимости от их национальной принадлежности (то есть распространяются и

на российских операторов).

Однако одновременно евро имеет ряд особенностей, которые радикально

отличают его от прочих валют. Евро не просто сосуществует с национальными

валютами 11 стран ЭВС — он находится в особом положении по отношению к этим

валютам, которое является предметом соответствующего правового

регулирования.

В правовых актах ЕС, касающихся евро, выделяются следующие положения:

21. Начиная с 1 января 1999 г. ЭКЮ автоматически переведен в евро в

соотношении 1:1. Все ранее принятые обязательства в ЭКЮ теперь

обслуживаются в евро.

22. Установлены окончательно зафиксированные обменные курсы национальных

валют по отношению к евро; эмиссия национальных валют поставлена под

контроль Европейского центрального банка; самостоятельная котировка

национальных валют прекращена, а их курсы автоматически следуют за

евро.

23. Все платежи и расчеты, связанные с бюджетом ЕС, переведены на евро.

24. Новые выпуски государственных ценных бумаг 11 стран — участниц ЭВС

размещаются только в евро.

25. Расчеты между государствами и государственными организациями стран ЭВС

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.