реферат, рефераты скачать
 

Проблемы развития международного туризма в 80-90-х гг


туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые издают

собственные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность,

проводят походы, туристские слеты и соревнования, издают собственную

туристскую методическую литературу и периодические издания. Самодеятельный

туризм имеет программно-формативные основы, определяющие направления,

характер, содержание туристской общественной практики, требования по

овладению туристскими умениями и навыками.

Социальный туризм - разновидность туризма, субсидируемая из средств,

выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий

школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и

иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные

фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку

как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на

отдых. Это положение было закреплено в Манильской декларации по мировому

туризму в 1980

Социальный туризм рассматривается как:

. путешествия, другие виды туристских занятий, оздоровления и отдыха,

реализуемые гражданам по цене социального тура, разовых услуг

социального туризма или субсидируемые из средств, выделяемых

государством на социальные нужды;

. сфера профессиональной деятельности по формированию, продвижению и

реализации социальных туров, разовых услуг социального туризма;

. общественное движение участников социального туризма.

1.3. Рекреация

Рекреация - расширенное воспроизводство сил человека (физических,

интеллектуальных и эмоциональных). Некоторыми исследователями рекреация

рассматривается как массив времени, в ходе которого происходит

восстановление производительных сил человека, либо как деятельность,

направленная на восстановление. Альтернативную точку зрения представляет

подход, когда рекреация рассматривается как функция всякой деятельности,

всякого времени и всякой территории.

Центр исследований политики национального туризма США истолковывает

эти три термина - «путешествие», «туризм» и «рекреация» - следующим

образом;

1. Путешествие - действие, связанное с перемещением людей с места

своего постоянного проживания в другую страну или местность в

пределах своей страны, кроме любых форм заработка.

2. Туризм - синоним термина «путешествие».

3. Рекреация - деятельность людей, занимающихся созиданием и

персональным использованием свободного времени. Рекреация может включать

пассивное и активное участие в индивидуальных или групповых спортивных

мероприятиях, в интеллектуальном совершенствовании, развлечениях и т. д.

1.4. Потребители туристского продукта

В 1963 г. на Конференции ООН по международному туризму в Риме были

рассмотрены вопросы туристских дефиниций. Было принято определение понятия

«турист», которое применительно к российским условиям в полном виде

выглядит следующим образом.

Турист - потребитель тура, туристского продукта или туристских услуг;

временный посетитель местности, населенного пункта, территории или страны

независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии;

находящийся в данной местности не менее чем 24 ч, но не более 12 месяцев в

течение календарного года, или находящийся вне места своего проживания в

пределах своей страны и осуществляющий по меньшей мере одну ночевку;

путешествующий ради удовольствия или с познавательными, лечебными, деловыми

целями и не занимающийся при этом деятельностью в месте временного

пребывания, оплачиваемой из местного источника.

Адекватно указанным выше определениям выделим участников туризма:

международный турист, внутренний турист, экскурсант, посетитель.

Международный (иностранный) турист. В Комитете статистических

экспертов при Лиге Наций в 1937 г. было дано следующее определение

иностранного туриста: лицо, путешествующее в целях туризма в другую страну,

не являющуюся страной его обычного местожительства и находящуюся за

пределами его обычной среды, на срок не менее 24 ч, без занятия

оплачиваемой деятельностью.

Международными туристами считаются лица, путешествующие:

• с целью отдыха, лечения, посещения родственников и т. д.;

• с целью участия в семинарах, конгрессах (научных, дипломатических,

религиозных, административных, атлетических и т. д.);

• с деловыми целями;

• в морском круизе, даже если они остаются на судне менее 24 ч.

К категории международных туристов не относятся и не учитываются в

статистике туризма:

• иностранные рабочие;

• мигранты, включая иждивенцев и сопровождающих;

• лица, следующие в целях обучения сроком более шести месяцев;

• военнослужащие, их иждивенцы и члены семей, за исключением

следования в целях туризма;

• работники дипломатических служб, а также иждивенцы, члены семей,

прислуга работников дипломатических служб;

• кочевники и беженцы, вынужденные переселенцы;

• регулярно мигрирующие в целях поиска работы граждане приграничных

районов;

• транзитные путешественники;

• участники групповых поездок на туристских поездах, ночующие в

вагонах поезда;

• участники групповых поездок на спальных автобусах, ночующие в

салонах этих автобусов;

• члены экипажей морских судов, железнодорожных поездов, ночующие на

судне или в вагоне поезда;

• члены экипажей воздушных судов, которые не проводят ночь в месте

посещения;

• путешественники, проезжающие через страну без остановки, даже если

их путешествие длится более 24 ч.

Такие ограничения адекватно соответствуют принципам, опубликованным в

документе ООН - Временном руководстве по международному туризму (1978 г.).

Внутренний турист. Ночующий временный посетитель, то есть совершающий

в посещаемом месте как минимум одну ночевку, постоянно проживающий в

определенной местности и путешествующий в целях туризма в иную местность в

пределах своей страны, но вне пределов его обычного обитания на срок, не

превышающий 12 мес и не занимающийся оплачиваемой деятельностью в месте

временного пребывания.

В публикациях Национального комитета США по анализу туристских

ресурсов (1973 г.) дано следующее определение внутреннего туриста: лицо,

путешествующее вне своего места жительства, при условии перемещения более

чем на 50 миль (в один конец) с деловыми, познавательными, личными и

другими целями, кроме занятий оплачиваемой деятельностью, и совершающий

одну ночевку или возвращающийся в тот же день'.

К категории внутренних туристов не относятся и не учитываются в

статистике внутреннего туризма:

• постоянные жители, которые перемещаются в другое место или местность

в пределах страны в целях организации своего обычного места жительства,

например переселенцы, лица, по каким-либо мотивам меняющие свое

местожительство;

• лица, перемещающиеся в другое место в пределах страны для занятия

деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте, например

временные или сезонные, вахтовые рабочие;

• лица, перемещающиеся в связи и в целях временной работы в

учреждениях в пределах страны;

• лица, регулярно перемещающиеся между местностями в целях

оплачиваемой работы или учебы;

• военнослужащие, находящиеся при исполнении служебных обязанностей

или на маневрах, а также иждивенцы, сопровождающие и члены их семей;

• кочевники и беженцы, а также вынужденные переселенцы;

• транзитные пассажиры;

• участники групповых поездок на туристских поездах, ночующие в

вагонах поезда;

• участники групповых поездок на спальных автобусах, ночующие в

салонах этих автобусов;

• члены экипажей морских судов, железнодорожных поездов, ночующие на

судне или в вагоне поезда;

• члены экипажей воздушных судов, которые не проводят ночь в месте

посещения.

Экскурсант. Временный (однодневный) посетитель местности, населенного

пункта или страны, независимо от его гражданства, пола, языка и религии,

находящийся в данной местности в целях туризма менее чем 24 ч.

К категории экскурсантов относятся пассажиры яхт и других круизных

судов, участники туристских железнодорожных маршрутов. Экскурсанты не

учитываются в статистике туризма.

Посетитель. В 1963 г. Конференция Организации Объединенных Наций по

международному туризму, проходившая в Риме, рекомендовала для изучения

Статистической комиссией ООН полное определение термина «посетитель»: это

лицо, посещающее страну, вне своего места жительства, с любой целью, кроме

занятий оплачиваемой деятельностью. Это определение включало:

1. Туристов как временных посетителей, остающихся в стране как минимум

24 часа и имеющих целью путешествия следующие направления:

• отдых, лечение, обучение, паломничество, спорт и т. д.;

• деловые поездки, посещение родственников, участие в конгрессах.

2. Экскурсантов как временных посетителей, находящихся в стране менее

24 часов.

Экспертная статистическая группа, созванная Комиссией ООН в 1967 г.,

рекомендовала странам использовать определение «посетитель», предложенное в

1963 г. в Риме, выделив в нем особый класс посетителей, который можно

определить как «однодневных посетителей» или «экскурсантов», которые, в

свою очередь, разделяются на однодневных экскурсантов и людей, пересекающих

границу с рабочими целями, пассажиров круизов и транзитных пассажиров,

которые не останавливаются на ночь в гостиницах.

Глава 3. ВЛИЯНИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ

В наши дни невозможно представить себе крупный город без иностранных

туристов. Их сегодня можно встретить повсюду - в Париже, Лондоне, Риме, Нью-

Йорке, Москве и других городах мира.

Сегодня туристская индустрия охватила не только Европу, которая

является традиционным туристским центром, но и страны Америки, Африки, Азии

и Австралии.

Туристская индустрия - это совокупность средств размещения;

транспортных средств; объектов питания, развлекательного, познавательного,

делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций,

осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также

организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-

переводчиков.

Туристская индустрия располагает солидной материально-технической

базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со

всеми отраслями экономического комплекса.

В более широком плане туристскую индустрию можно определить как

межотраслевой комплекс, включающий:

а) пассажирский транспорт (воздушный, водный, автомобильный,

железнодорожный) с его разветвленной сетью технических служб;

б) различные специализированные туристские предприятия и предприятия

отраслей, не имеющих ярко выраженного туристского характера (в частности,

транспортного машиностроения и автомобилестроения, топливной

промышленности, капитального и дорожного строительства, местной

промышленности по изготовлению сувениров, пищевой промышленности, многих

отраслей сельского хозяйства и т.д.);

в) широкую сферу услуг, которыми пользуется турист.

Туристская индустрия опирается на материально-техническую базу (МТБ),

которая является основой развития организованного туризма.

К материально-технической базе туризма относятся: туристские фирмы

(туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания

и торговли, автотранспортные предприятия, пункты проката туристского

снаряжения и инвентаря, бюро реализации туристских путевок, контрольно-

спасательные службы (посты), туристские клубы, станции и т. п.

В основу классификации объектов МТБ туризма положены три основных

признака: виды предоставляемых услуг, экономические элементы, виды

собственности хозяйствующих субъектов.

В целом туристская индустрия опирается на базу природных ресурсов.

Такая база должна быть привлекательной для отдыхающих, предпочтительно

обладающей нетронутой природой. Природные территории должны быть:

а) соответствующих размеров для избежания перенаполнения туристами;

б) защищены от различных рисков, таких, как загрязнение, отравление

растениями, наличие опасных животных, насекомых. Развитие туризма должно

проходить в местностях, свободных от стихийных бедствий (наводнения,

засуха, оползни, землетрясения).

Туризм - это индустрия, включающая в себя множество видов

деятельности. Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны и зависят друг

от друга. Например, успех горнолыжного курорта зависит от доставки лыжников

на склоны, уровня размещения, питания и других услуг, предлагаемых туристам

во время отдыха на курорте. Небольшие предприятия, соединенные с

горнолыжными курортами, действуют как независимые предприятия, но на самом

деле они зависят друг от друга. Эта зависимость требует совместных усилий,

однако, их бизнес конкурирует и борется за потребительский рынок, что

затрудняет взаимодействие.

Туризм для мирового сообщества уже давно является одной из наиболее

доходных и интенсивно развивающихся отраслей, приносящей около 10% валового

дохода. О высоких темпах роста доходности туризма свидетельствуют следующие

данные: если в 1950 г. поступления от мирового туризма составляли 2,1 млрд

долл. США, то в 1998 г. - уже 444,7 млрд долл. США.

Во многих странах туризм входит в тройку ведущих отраслей страны,

развивается довольно быстрыми темпами и имеет важное социальное и

экономическое значение, так как:

• увеличивает местный доход;

• создает новые рабочие места;

• развивает все отрасли, связанные с производством туристских услуг;

• развивает социальную и производственную инфрастуктуру в туристских

центрах;

• активизирует деятельность центров народных промыслов и развитие

культуры;

• обеспечивает рост уровня жизни местного населения;

• увеличивает валютные поступления. Положительное влияние туризма на

экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране

развивается всесторонне, т. е. не превращает экономику страны в экономику

услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает,

что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с

другими отраслями социально-экономического комплекса.

Интенсивный и стабильный рост международных туристских прибытий,

свидетельствует о том, что с тех пор, как туризм начал развиваться, он стал

доступен широким массам.

Диаграмма прибытий туристов и доход от туризма в 1980-90х гг.

представлена на рис. 1.2.

По данным ВТО, за 1998 г. ведущими странами, получившими наибольшее

количество доходов от туризма, стали:

|1 |США |74,2 |млрд. долл |

|2 |Италия |30,4 |« |

|3 |Франция |29,7 |« |

|4 |Испания |29,6 |« |

|5 |Великобритания |21,3 |« |

|6 |Германия |16,8 |« |

|7 |Китай |12,5 |« |

|8 |Австрия |12,2 |« |

|9 |Канада |9,1 |« |

|10 |Австралия |8,6 |« |

Глава 4. ВИДЫ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИИ

4.1. Международные организации

Всемирная туристская организация - ВТО (World Tourism Organization - WTO).

Всемирная туристская организация на сегодняшний день - самая известная

и признанная в туристском мире. ВТО была основана 2 января 1975 г. путем

преобразования неправительственного Международного союза официальных

туристских организаций (МСОТО) в межправительственную организацию,

действующую под патронажем ООН. Сейчас ее действительными членами являются

более 105 государств, несколько ассоциированных и свыше 150

присоединившихся членов (туристские фирмы, авиакомпании, международные

организации и пр.).

Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 г. Начиная с 1980 г. эта дата

отмечается как Всемирный день туризма. Ежегодно Всемирный день туризма

проводится под определенным девизом. Каждые 4 года ВТО созывает сессии

Генеральной ассамблеи, между которыми работает исполком Генеральной

ассамблеи ВТО. Штаб-квартира ВТО находится в Мадриде (Испания). ВТО

преследует следующие цели:

• ускорять и расширять содействие туризма (международного и

внутреннего) миру, взаимопониманию, здоровью и процветанию людей повсюду в

мире;

• давать людям возможность иметь доступ к образованию и культуре во

время путешествий;

• улучшать стандарты проживания и пребывания в менее развитых районах

мира посредством помощи в обеспечении необходимой материально-технической

базы для иностранного туризма и развития транспортных путей, соединяющих с

данными регионами;

• расширять возможности стран, принимающих туристов, и тем самым

вносить вклад в их экономику;

• выступать в роли международного агентства по координации и

сотрудничеству между странами;

• предоставлять услуги членам наиболее значимых для совета

национальных организаций в области туризма;

• определять темы пленумов и заседаний, а также координировать

туристские интересы стран - участниц, включая как национальные туристские

организации, так и профессиональные секторы и организации, представляющие

интересы путешествующих;

• устанавливать постоянную взаимосвязь между различными объединениями

туроператоров;

• реализовывать все вышеуказанное наиболее действенным путем.

В основном деятельность ВТО концентрируется на информативном

продвижении туризма, расширении его значимости и преимуществ, опасностей, а

также создании новой материально-технической базы. Организация пытается

упорядочить действия различных наций в туризме путем разработки и введения

определенных принципов в области международного туризма. ВТО является

основным представителем туризма в ООН и действует как самый авторитетный

орган в мировом туризме. Кроме того, ВТО разрабатывает международные

документы (акты) и следит за их исполнением, а также и за реализацией уже

существующих правил, поощряя разрешение международных туристских

разногласий.

ВТО также выступает в качестве организации по обмену информацией и

поощряет применение новых разработок и знаний в области развития туризма и

реализации маркетинга. Одна из важнейших задач ВТО - исследования, которые

включают в себя изучение статистики по международному туризму, изобретение

новых методов измерения, прогнозирование, разработку и маркетинг - все это

может быть использовано национальными туристскими организациями в их

деятельности. Исследовательская деятельность ведет к увеличению методов

статистики.

ВТО представляет регулярный отчет о состоянии мирового туризма,

который учитывает как достижения, так и препятствия для дальнейшего

развития туристской индустрии.

ВТО предпринимает попытки содействовать мировому туризму через

исключение или ограничение правительственного вмешательства в международный

туризм, так же как и в процесс стандартизации требований к паспортам,

визам, регистрациям в полиции, въездным формальностям и т. д. ВТО

обеспечивает техническую поддержку развития стран, в особенности стран -

членов ООН.

Знаменитым событием в деятельности ВТО стало проведение Всемирной

конференции по туризму (ВКТ), состоявшейся в Маниле (Филиппины) с 27

сентября но 10 октября 1980 г. Решение о созыве ВКТ приняла II сессия

Генеральной ассамблеи ВТО (май 1977 г.). На конференции были рассмотрены

вопросы ответственности государств за развитие туризма (социально-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.