реферат, рефераты скачать
 

Проблемы развития международного туризма в 80-90-х гг


экономические условия, цели и задачи, сдерживающие факторы) и такие

актуальные проблемы, как человек - организатор своего отдыха; регулирование

спроса и предложения; научно-техническое сотрудничество в области туризма;

подготовка кадров для индустрии туризма и др. В заключительном документе

нашли отражение совместно выработанные в ходе обсуждения рекомендации. Этот

документ получил название Манильской декларации по мировому туризму. В

Конференции участвовали представители более 100 государств.

Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport

Association - IATA).

IATA - всемирная организация для всех международных авиаперевозчиков,

основанная в 1919 г. и реорганизованная по окончании второй мировой войны в

1945 г. IATA представляет собой профессиональную ассоциацию авиационных

компаний, осуществляющих международные рейсы. Главная ее функция -

упорядочение международного коммерческого авиационного сообщения, введение

единых для всех членов правил и процедур и установление согласованных

тарифов на пассажирские авиаперевозки на международных маршрутах.

Высший орган IATA - ежегодная Генеральная ассамблея, на которой

выбирается президент и исполнительный комитет. Цель IATA - реализация

политики международной организации гражданской авиации (1САО).

IATA - это содействие перемещению людей, почты и грузов из одной точки

мира в другую, используя различные комбинации маршрутов воздушной сети.

Резолюции, принятые на транспортных конференциях IATA, касаются не только

билетов, но и путевых листов, документов на багаж, а также других подобных

бумаг. Эти резолюции унифицируют и координируют процедуры расчетов и

позволяют ускорить бронирование и связь между авиакомпаниями. Организация

также создала и проработала жесткий список тарифов и маршрутов. При ее

содействии стало возможным соединение воздушных трасс многих частных

авиакомпаний в единую систему, работающую на благо путешествующих.

Установление тарифов - одна из важнейших составляющих работы IATA.

Необходимость согласования тарифов среди всех авиакомпаний - членов IATA -

это одновременно и политика, и практика, т. к. все тарифы международных

авиакомпаний контролируются правительствами стран - владельцев

авиакомпаний. Каждая страна - хозяйка своего пространства, она может

запретить или разрешить вторгнуться на свою территорию и поставить те

условия, которые данную страну устраивают.

Конференции IATA проводятся после того, как правительства стран -

членов организации решаются на взаимовыгодные договоренности по

установлению тех перевозчиков, которые в дальнейшем будут обслуживать их

территории. Транспортные конференции IATA, безусловно, являются очень

важными для правительств стран - членов IATA. И плюс ко всему все правила,

установленные Ассоциацией, должны быть одобрены правительствами всех стран

- участниц.

Членами IATA являются 259 авиакомпаний, совершающие международные

полеты. На долю этих авиакомпаний приходится около 95 % международного

регулярного сообщения. Авиакомпания «Аэрофлот» является членом IATA с 1989

г., членами IATA являются также российские авиакомпании «Трансаэро»,

«Пулково», «Домодедовское ПО», «Внуковские авиалинии».

Для того чтобы стать членом IATA и участником конференции,

авиакомпании необходимо иметь сертификат, подтверждающий регулярность

перевозок данной авиакомпании, выдаваемый правительством, который подходит

для членства в Международной организации гражданской авиации (1САО). IATA

является членом 1САО.

Услуги по аккредитации туристских агентств при Ассоциации

предоставляются Корпорацией пассажирских услуг (Passenger Network Services

Corporation - PNS).

В ходе своей деятельности IАТА условно делит всю территорию земного

шара на три больших региона, или конференции, и пытается добиться

установления согласованных тарифов на перевозки и единых стандартов на

обслуживание как в рамках каждой конференции, так и между ними:

1. Северная и Южная Америка и часть Тихоокеанского региона к востоку

от международной линии раздела дат;

2. Европа, Африка и Ближний Восток;

3. Азия, Австралия и часть Тихоокеанского региона к западу от

международной линии раздела дат.

Туристские агентства участвуют в деятельности 1АТА через ее

специальное отделение - Международную организацию агентов авиакомпаний

(International Airlines Travel Agents Network -IATAN).

Каждому турагентству, прошедшему процедуру аккредитации и

соответствующему определенным требованиям, присваивается номер, служащий

своего рода визитной карточкой при осуществлении расчетов с авиакомпанией и

другими участниками отрасли.

IATAN следит за соблюдением правил и стандартов деятельности, единых

требований к финансовому положению турагентств, продающих авиабилеты на

международные авиарейсы, и выполняет функции связующего звена между

туристскими агентствами и авиакомпаниями - членами 1АТА.

Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation

Organization - ICAO).

Учреждена Чикагской конвенцией в 1944 г., работает под эгидой ООН.

Деятельность ICAO основана на равенстве наций относительно деятельности

индустрии воздушного транспорта. Главной задачей ICAO является развитие и

обеспечение безопасного, специализированного и экономически эффективного

международного рынка авиаперевозок согласно международным стандартам и

нормам.

Организация ставит перед собой следующие цели:

• обеспечивать безопасность и контролировать рост и развитие

международной гражданской авиации во всем мире;

• поддерживать и поощрять процессы создания и использования воздушных

средств с учетом охраны окружающей среды;

• поддерживать и поощрять создание воздушных коридоров, аэропортов и

различных удобств, условий для нужд международной гражданской авиации;

• как можно лучше выполнять основные требования людей к

авиатранспорту: безопасность, качество обслуживания, регулярность полетов,

экономичность;

• поощрять экономические меры по предотвращению необоснованных

соперничеств между авиакомпаниями разных стран;

• убедиться в том, что права стран - участниц ICAO полностью

соблюдаются и каждая страна имеет реальную возможность владеть и управлять

международной авиакомпанией;

• избегать дискриминаций между странами - членами ICAO;

• пропагандировать безопасность полетов;

• способствовать развитию международной гражданской авиации.

Членами ICAO являются 183 государства (в том числе Россия). ICAO

работает в тесном контакте со следующими организациями:

• Международный информационный союз;

• Всемирная метеорологическая организация;

• Международный союз электрических сообщений (коммуникаций);

• Всемирный почтовый союз;

• Всемирная организация здравоохранения;

• Международная морская организация.

4.2. Региональные организации

Организация экономического сотрудничества и развития — ОЭСР (Organization

for Economic Cooperation and Development - OECD).

OECP была образована согласно постановлению от 14 декабря 1960 г.,

утвержденному в Париже. В соответствии с постановлением эта организация

создана для реализации целей, направленных:

• на достижение высоких темпов непрерывного экономического развития и

роста, а также занятости населения, поднятия уровня жизни стран - членов

OECP путем контроля над финансовой стабильностью и как следствие всей этой

деятельности - вклад в развитие мировой экономики;

• благоприятное влияние на целостность экономического развития как в

странах - членах OECP, так и в странах, не состоящих в этой организации, а

также на сам процесс экономического развития;

• развитие мировой торговли на многосторонней, недискриминационной

основе в соответствии с международными обязательствами.

Членами ОЕСР являются: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дания,

Финляндия, Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Япония,

Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Испания,

Швеция, Швейцария, Турция, Соединенное Королевство Великобритании, США.

Туристский комитет при ОЕСР содействует развитию туризма в странах - членах

организации и в Югославии (как присоединившегося члена) путем изучения

проблем туризма. Туристский комитет активно способствует соблюдению

стандартных определений и методов дня составления статистики и ежегодных

отчетов «Туристская политика и международный туризм в странах - членах

ОЕСР».

Азиатско-Тихоокеанская туристская ассоциация (Pacific Asia Travel

Association - PATA).

Ассоциация была основана в 1951 г. для развития, продвижения и

содействия Азиатско-Тихоокеанским направлениям. Эта Ассоциация представляет

34 страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые объединились для

достижения единой цели: добиться успехов в развитии туризма и путешествий в

этом огромном регионе. Работа, проводимая этой организацией, направлена на

продвижение туризма посредством программ по исследованиям, развитию,

образованию и маркетингу. PATA заработала репутацию лучшего исполнителя

среди подобных международных организаций.

Члены организации обмениваются идеями, ищут разрешение проблем,

принимают участие в работе над будущим туризма в Азиатском и Тихоокеанском

регионах. Членов в Ассоциации около 2 тыс. Со дня основания Ассоциация

стала важным источником точной и своевременной информации для своих членов

из области маркетинга, исследований, разработки, образования и других видов

деятельности, связанных с туризмом. Деятельность PATA и ее долгосрочные

планы проверяются и оцениваются на ежегодных конференциях Ассоциации.

Организационные комитеты по менеджменту, маркетингу, разработке и

исследованиям реализуют действующие программы Ассоциации. Издательское

отделение публикует множество отчетов, материалов исследований и

периодических изданий.

Основное издание - «Тихоокеанские туристские новости» - ежемесячный

журнал с тремя региональными изданиями, выходящий тиражом 58 тыс.

экземпляров. Среди печатного материала 80 % составляют аналитические

цифровые данные и фотографии.

Маркетинговые усилия PATA направлены на индивидуальных туристов,

путешествующих внутри региона. Комитет также старается расширить

маркетинговые навыки с точки зрения продажи привлекательных направлений.

Исследовательская работа PATA находит отражение на ежегодных

конференциях по исследованиям туризма, а также в публикациях ежегодных

статистических отчетов по Тихоокеанскому региону.

Секретариат PATA расположен в Сан-Франциско (Калифорния). Основные

офисы для обслуживания Азиатского региона - в Сингапуре; Тихоокеанского

региона - в Сиднее; Американско-Европейской части - в Сан-Франциско.

Современное состояние международной туристской деятельности

За послевоенные годы международный туризм приобрел широкие масштабы.

Международные туристские связи стали составной частью общего процесса

интернационализации социально-экономических отношений. К настоящему времени

во многих странах сформировалась и довольно стабильно развивается индустрия

туризма.

Индустрия туризма многогранна. Множество предприятий, фирм и

организаций участвует в обслуживании туристов. Среди туристских организаций

выделяются туроператоры, занимающиеся производством туристского продукта, а

затем реализующие его через туристские агентства, представляющие собой

обширную сеть розничной торговли.

Возникновение бизнеса туроператоров связано с тем, что при

увеличивающихся возможностях предложения гостинично-ресторанного

обслуживания, а также в связи со строительством новых крупных туристских и

курортных центров турист, купив тур, включающий только размещение и

питание, не имеет возможности отдохнуть полноценно. Очевидно, что более

значительные суммы денег расходуются туристами на досугово-раз-влекательные

мероприятия. Кроме того, туристы не прочь заняться спортом, получить

дополнительные курортные, бытовые и другие услуги. Вовлечение организаций,

предприятий и фирм, предоставляющих такие услуги, в сферу туристского

обслуживания, комплектация разнообразных тематических туров со специальным

набором услуг - одна из основных задач туристского предпринимательства.

В международном туризме действует множество туроператоров. В настоящее

время такие фирмы представлены на рынке в виде мелких, средних предприятий,

а также в виде крупных корпораций.

В настоящее время наблюдается активное проникновение капитала

отдельных компаний на зарубежные туристские рынки. А с введением единого

рынка Европы, предусматривающего свободное движение капиталов, этот процесс

пойдет еще интенсивнее. Особенно высок процент иностранного участия в

туристских фирмах Голландии, Бельгии, Австрии, Испании. Напротив,

французские, итальянские и английские компании демонстрируют нежелание

пускать на свой рынок «чужих».

Наиболее широко распространили свое влияние немецкие туроператоры,

контролируя ряд крупнейших фирм за пределами своей страны. К примеру,

концерн «ТУИ» имеет дочерние компании «Терра райзен» в Австрии и «Амбасадор

туре» в Испании, совместное предприятие с австрийской национальной

авиакомпанией - бюро путешествий «Туропа». Концерну принадлежит 40 % акций

в компании «Арке райцеп» (Нидерланды) и 46 % во французской «Хорус туре».

Оборот «ТУИ» в настоящее время достиг свыше 5 млрд. немецких марок.

Второй крупнейший концерн Германии - «НУР-туристик» (оборот свыше 3

млрд. немецких марок) - владеет одноименными дочерними фирмами в Голландии,

Австрии, Бельгии и имеет 25 % акций испанской фирмы «Ибероджет».

Среди других известнейших туроператоров можно назвать: «Америкэн

Экспресс», «Карлсон» (США); «Томсон туропе-рейшн», «Оунерс эброад групп»,

«Айртурс», Туристское агентство Кука (Великобритания); «Нувель Фронтьерз»,

«Клуб Медиттеран», «Вояж» (Франция); скандинавские компании: «Спайс»,

«Нордиск»; швейцарские: «Интерхоум», «Куони» и многие другие.

Наравне с туроператорами в развитых туристских странах действует

множество турагентств, охватывая большой потребительский рынок, составляя

друг другу рыночную конкуренцию.

В настоящее время среднее соотношение количества турагентств к

количеству жителей в наиболее развитых туристских странах колеблется в

районе показателя 1/10000. Это довольно высокий показатель: на 1 тыс.

жителей - одно туристское бюро. Например, в Великобритании этот показатель

составляет примерно 1:10 тыс., в США - 1:14 тыс., в Бельгии - 1:10 тыс., в

Нидерландах - 1:13,5 тыс. Такой показатель признан оптимальным, так как, с

одной стороны, достаточно широкая сеть турагенств делает рынок туристских

продаж рынком потребителей, а с другой стороны, конкуренция, достаточно

жесткая, все же не принимает слишком сложные формы.

Еще одной характерной особенностью туристского рынка на современном

этапе является концентрация производства путем укрупнения отдельных

производственных единиц и сосредоточения в рамках монополистического

объединения большого числа предприятий.

Примером концентрации производства в туризме является возникновение

гостиничных цепей. Образование гостиничных цепей играет свою определенную

роль, оно позволяет продвигать на мировой рынок гостиничных услуг высокие

стандарты обслуживания, а также способствует поддержке гостиничного

обслуживания туристов.

Большое количество международных гостиничных цепей принадлежит США.

Например, цепи класса люкс: «Hyatt», «Hilton», «West Inn», и цепи среднего

класса: «Holiday Inn», «Marriott», «Sheraton», «Ramada».

Кроме американских гостиничных цепей в мире известны такие цепи, как

«Ассог» (Франция), «Transthouse Fort» (Великобритания), «Club Meditrans»

(Франция), «Gionp Sol» (Испания).

Концентрация производства в туристской индустрии способствовала

применению электронно-вычислительной техники и внедрению автоматизации в

управление. Сегодня автоматизированные системы используются при

бронировании гостиничных номеров, авиационных и железнодорожных билетов,

прокате автомобилей и других услуг, необходимых во время путешествия.

Использование автоматизированных систем управления привело к снижению

себестоимости за счет сокращения административных и управленческих

расходов, а также упрощения процедуры бронирования.

За последние десятилетия наблюдались значительные изменения в

туристской отрасли мира. Так, например, в 1950 г. было отмечено 25,3 млн.

прибытий в мире, а в 1995 г. - уже 600 млн. прибытий. К настоящему времени

туризм получил значительное развитие во всем мире. Правда, в различных

регионах его рост был неодинаковым. Динамика развития мирового туризма по

регионам мира в 1996-1998 гг. представлена в табл. 1.2.

Несмотря на кризис, мировой туризм продолжает устойчиво развиваться. В

международном туризме существуют две тенденции: его подверженность влиянию

внешних экономических и политических факторов и способность к быстрому

восстановлению своих объемов в неблагоприятной обстановке.

Согласно данным за 1998 г., наиболее сильно экономический кризис

сказался на туризме в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе:

международные туристские прибытия здесь снизились на 1,2 %, а доходы

сократились на 4 %. Сократились потоки как делового туризма, так и туризма

с целью отдыха в связи с беспорядками на местных валютных биржах и

политическими проблемами, охватившими некоторые страны.

Нестабильность на мировых финансовых рынках привела к некоторым

изменениям в отпускных привычках туристов: увеличилось число поздних

бронирований, а расходы во время отдыха уменьшились.

По туристским прибытиям самым быстро развивающимся регионом мира стала

Африка, где рост числа прибытий составил 7,5 %. Резкое увеличение

туристских показателей преимущественно объясняется ростом потоков туристов

- любителей природы в Южную Африку и европейских посетителей в Северную

Африку. На Ближнем Востоке отмечен самый высокий рост поступлений от

туризма - 6,4 %.

Туристская индустрия Европы развивается в унисон с общей тенденцией

экономического роста в регионе. Здесь отмечен рост турприбытий на 3,6 %. На

туристские показатели повлияли некоторые события мирового масштаба, в

частности проведение чемпионата мира по футболу во Франции и выставка

Экспо'98 в Португалии.

Показатели туризма в регионе Северной и Южной Америки увеличились

только на 1,4 %. Это объясняется в первую очередь снижением туристского

потока в США, на долю которого приходится 3/4 всего объема туризма в

регионе.

Итак, в результате анализа современного состояния мировой туристской

индустрии можно сделать следующие выводы:

• несмотря на политический и экономический кризис, в туристском

секторе отмечается рост показателей туристской деятельности;

• наблюдается большая конкуренция среди регионов в привлечении

туристов;

• происходит активное продвижение капиталов отдельных туристских

компаний на зарубежные рынки;

• происходит концентрация товаров и производства услуг в туризме;

• в туризме активно используется компьютерная техника. В связи с этим

можно наметить основные черты развития туризма в предстоящее первое

десятилетие XXI века:

• дальнейший рост показателей международной туристской деятельности;

• постоянное влияние экономической и политической ситуации в мире на

туризм;

• определяющими факторами туризма станут социодемографические

изменения, электронная информация и коммуникационные системы;

• поляризация деятельности туристских операторов, занятых как

глобальным, так и средним и малым бизнесом;

• одним из самых популярных регионов пребывания, видимо, станет Южная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.