реферат, рефераты скачать
 

Роль финансовых организаций в регулировании валютно-кредитных отношений


вопроса (против 9 при создании МВФ) в интересах ведущих стран Запада.

Наибольшим количеством голосов в МВФ обладают:

США — 17,7%; Германия — 5,5; Япония — 5,5; Великобритания — 4,9; Франция

— 4,9; Саудовская Аравия — 3,4; Италия — 3,1; Россия — 2,9%. Доля стран ЕС

— 26,2%. Несмотря на некоторое сокращение в 70-е и 80-е годы удельного веса

голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения

Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%).

Исполнительный совет МВФ назначает директора-распорядителя, который

возглавляет административный аппарат Фонда и ведает текущими делами.

Директор-распорядитель (с 1987 г.) — Мишель Камдессю (Франция), его

заместители (с 1994 г.) — Стэнли Фишер и другие (США).

Кредитная деятельность МВФ. В Уставе Фонда для идентификации его

кредитной деятельности используются два понятия: 1) сделка (transaction) —

предоставление валютных средств странам из его ресурсов; 2) операция

(operation) — оказание посреднических финансовых и технических услуг за

счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с

официальными органами — казначействами, центральными банками,

стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита

платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической

политики стран-членов.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку (purchase)

или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на

эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на

счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ

предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на

валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут

переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны

были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд

обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с

неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило,

предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог»

соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них

нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих

валют.

Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными

условиями. Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем: во-

первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев,

предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму,

не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма

валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее

квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренном в

1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-

членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более

короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что

касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его

действие может приостанавливаться.

По истечении установленного периода времени страна-член обязана

произвести обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда, вернув

ему средства в СДР или иностранных валютах. Как правило, эта операция,

означающая возмещение полученного ранее кредита, осуществляется в течение

срока от 3-4 до 5 лет со дня покупки валюты. Помимо того, страна-заемщик

обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере

улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если

находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим

государством- членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.

Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной валюты в

размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978

г. называется резервной долей. Она определяется как превышение величины

квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса

национальной валюты данной страны. При этом если Фонд использует часть

внесенной национальной валюты страны-члена для предоставления средств

другим странам, то резервная доля такой страны соответственно

увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках

дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию».

Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют резервную позицию

страны-члена в Фонде (Reserve Position in the Fund). В пределах резервной

позиции страны-члены могут получать средства в МВФ автоматически, по

первому требованию. Использование этой позиции не требует от страны

процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства

вернуть полученные валютные средства.

Механизм «кредитных долей». Средства в иностранной валюте, которые

могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (100% величины

квоты), делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная

сумма кредита, которую страна может приобрести у МВФ в результате полного

использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее

квоты. МВФ предъявляет стране, прибегающей к кредиту, определенные

требования, причем степень их жесткости по мере перехода от одной кредитной

доли к другой постоянно нарастает. Обязательства страны-заемщицы,

предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических

мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях», направляемом в МВФ. Если

Фонд сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда»

или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью

прекратить кредитование страны. Использование первой кредитной доли может

быть осуществлено как в форме прямой покупки иностранной валюты, при

которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения

Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном

кредите. Такие соглашения стали практиковаться с 1952 г. Что же касается

выделения Фондом средств в счет верхних кредитных долей, то оно почти во

всех случаях производится посредством договоренностей со странами-членами о

резервных кредитах.

Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай» (Stand-by

Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет

получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с

договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий.

Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной

линии. С начала 50-х и до середины 70-х годов соглашения о резервных

кредитах заключались на срок до года, с 1977 г. — до 18 месяцев и даже до 3

лет в связи с увеличением масштабов дефицита платежных балансов.

Главным назначением кредитов «стэнд-бай» является в настоящее время

кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ.

Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита в рамках верхних

кредитных долей выдается определенными порциями (траншами) через

установленные промежутки времени в течение срока соглашения. Ход выполнения

этого соглашения страной-получателем кредита контролируется с помощью

специальных целевых критериев. Пока не зафиксировано достижение критериев,

предусмотренных в соглашении с Фондом, страна не может получить следующую

порцию валюты. Таким образом, механизм резервного кредита позволяет МВФ

оказывать экономическое давление на страны-заемщицы. Созданная в 1974 г.

система расширенного кредитования дополнила резервную и кредитные доли. Она

предназначена для предоставления валютных средств странам-членам на более

длительные периоды времени и в больших размерах по отношению к квотам, чем

это предусмотрено Уставом в рамках обычных кредитных долей.

Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита

в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение

равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в

области производства, торговли или ценового механизма. Соглашения о

расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости

и по просьбе стран-членов — до четырех лет. С ноября 1992 г. действуют

следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках резервных и

расширенных кредитных соглашений (вместе или раздельно): предоставление

кредитов на протяжении года — до 68% квоты страны-члена; кумулятивная,

включающая задолженность страны по ранее полученным кредитам, предельная

величина — 300% квоты (в чистом исчислении, т. е. за вычетом суммы

предстоящего выкупа страной ее национальной валюты в течение срока

кредитного соглашения).

Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений. МВФ

осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего

Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной

системы.

Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные

средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения

официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного

баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может

приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту.

Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам

гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР

путем назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ учитывает

состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-

кредиторов. МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в

СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в

пределах двойной суммы ее лимита в СДР. т.е. пока сумма СДР на счете не

возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей

Фондом СДР.

После пересмотра в 70-е годы Устава МВФ расширены возможности стран

использовать СДР для более широкого круга операций со всеми признанными

Фондом владельцами этих резервных активов без его активного посредничества,

как это было прежде. Операции в СДР дают возможность странам в известной

мере покрывать дефицит их платежного баланса.

Предполагалось, что СДР будут выступать в роли альтернативы как золоту,

так и доллару, а также другим национальным валютам, исполняющим функцию

международного резервного средства. Намечалось также использовать единицу

СДР в качестве универсального стоимостного эталона для установления

паритетов денежных единиц стран-членов. Иными словами, ставилась цель

трансформировать СДР в основу международного валютного механизма. Пока нет

оснований говорить о реальном прогрессе на пути перестройки структуры

международной валютной ликвидности путем унификации резервных активов на

базе СДР. Продвижение этого процесса тормозят, в частности, США, поскольку

они не намерены отказаться от роли доллара как международного платежно-

резервного средства. Система СДР не решила проблему интернационализации

международной ликвидности и централизованного управления ею.

Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по

инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в

мировой валютной системе. Соглашение о создании МВФ отводило золоту важное

место в его ликвидных ресурсах. Согласно Статье III каждая страна при

вступлении в Фонд должна была уплатить золотом взнос в размере 25% ее квоты

либо 10% ее официальных золото-долларовых резервов в зависимости от того,

какая величина меньше. При увеличении капитала Фонда каждая страна была

обязана оплачивать золотом 25% подписки в соответствии с повышением ее

квоты. В соответствии со Статьей VII Соглашения МВФ предоставлялось право

использовать имеющееся у него золото для пополнения своих валютных

ресурсов, а это повышало степень ликвидности капитала Фонда.

Все страны-члены должны были выразить паритеты своих валют в определенном

количестве золота в качестве общего мерила стоимости (Статья IV, раздел 1

,а); фиксированное золотое содержание имела и единица стоимости СДР.

В соответствии со Статьей V. раздел 2.а. МВФ должен руководствоваться в

своих действиях «целью не допускать регулирования цены или установления

фиксированной цены на рынке золота», что равнозначно трактовке золота как

обычного рыночного товара.

В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима

валютных курсов. В соответствии с Уставом, определившим принципы

Бреттонвудс-кой валютной системы, МВФ контролировал соблюдение странами-

членами принятых ими и утвержденных Фондом официальных золотых и валютных

паритетов, а также санкционировал их изменения. Легализация в обновленном

Уставе (с 1978 г.) режима плавающих валютных курсов не означает, что МВФ

вообще устранился от воздействия на валютную политику стран-членов. В

Статье IV измененного Устава МВФ зафиксирована обязанность каждой страны

«сотрудничать с Фондом и с другими странами-членами в целях обеспечения

упорядоченных валютных механизмов и содействия поддержанию стабильной

системы валютных курсов». Страна-член должна, в частности, «избегать

манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой,

направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке

платежного баланса или получать несправедливые конкурентные преимущества

перед другими странами-членами».

Вторая серия поправок к Уставу МВФ предоставила странам-членам

возможность выбора: либо сохранять плавающий курс валюты, либо установить и

поддерживать фиксированный курс валюты (центральный курс), который может

быть выражен в единице СДР или иной международной счетной денежной единице.

В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является

устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют

функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья

VIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда

ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям

платежного баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не

прибегать к множественности валютных курсов. Валютные ограничения

допускаются только в двух случаях:

1) на основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать

новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность

которого не определена;

2) официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает

право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные

ограничения операций в этой валюте.

В-пятых, МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных

отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате

выполнения им функции координатора международного кредитования. Частные

коммерческие банки рассматривают МВФ как гаранта получения максимально

высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению их кредитной

деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ об экономической политике

и уровне платежеспособности того или иного правительства расцениваются

частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому

даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффект цепной

реакции, открывая возможность привлечения более крупных сумм на рынке

ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование

кредитной политики МВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как

государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов — с

другой.

МВФ наряду с другими международными организациями активно участвует в

урегулировании внешнего долга развивающихся стран, стран Восточной Европы,

России, других государств СНГ. Что касается ТНК и ТНБ, то они поддерживают

мероприятия МВФ лишь в той мере, в какой его кредитная политика отвечает их

собственным интересам, обеспечивая регулярность платежей стран-должников.

Поэтому эффективность регулирования спекулятивных перемещений краткосрочных

капиталов, координации процесса выравнивания диспропорций в международных

платежах, целенаправленного воздействия на международную ликвидность в ряде

случаев ослабляется противодействием частных компаний и банков.

В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за

макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики.

Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к

мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о

динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте

товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных балансов, официальных

золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота,

размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом

другом и подвергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены

обязаны беспрепятственно предоставлять Фонду эти сведения и

консультироваться с ним по вопросам их макроэкономической и валютной

политики. МВФ осуществляет надзор за макроэкономической и валютной

политикой двумя путями. Одним из них являются предусмотренные Статьей IV

Устава консультации с правительственными учреждениями стран-членов. Другой

путь — это регулярные (дважды в год) обсуждения доклада «Мировой

экономический обзор». Такие обсуждения представляют собой анализ глобальной

экономической ситуации а многосторонней перспективе. МВФ занимается также

оказанием технической помощи странам-членам и предоставлением им

разнообразного набора консультационных услуг.

За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную

организацию, добился широкого признания в качестве главного

наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных

отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора

межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-

заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений

«семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном

формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной

координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд

зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом,

накопил большой и полезный опыт.

Группа Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР)

Среди межгосударственных инвестиционных институтов самое заметное влияние

на темпы и направление экономического развития большинства стран оказывает

группа МБРР, координирующая политику экономической помощи промышенно

развитых стран, воздействующая на деятельность других международных

экономических организаций и оказывающая техническую помощь развивающимся

странам в разработке программ их экономического развития. Эта

межгосударственная инвестиционная группа, включающая МБРР и три его филиала

— Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую

корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство

(МИГА), превратилась в крупнейший мировой инвестиционный институт. На

группу МБРР постоянно приходится не менее половины общего годового объема

стредств, выделяемых всеми межгосударственными органами развивающимся

странам. В 1993 финансовом году (у группы МБРР финансовый год заканчивается

30 июня) МБРР ассигновал этим странам рекордную сумму кредитов — около 17

млрд. долл., а вместе со своими филиалами — около 26 млрд. долл.

Создание МБРР, цели и задачи. МБРР — это первый межгосударственный

инвестиционный институт, который был учрежден одновременно с МВФ в июле

1944 г. Соглашение о МБРР, ставшее одновременно его Уставом, официально

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.