реферат, рефераты скачать
 

Роль финансовых организаций в регулировании валютно-кредитных отношений


вступило в силу 27 декабря 1945 г., а свою деятельность Банк начал с 25

июня 1946 г. МБРР на первых порах был призван с помощью аккумулированных им

средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов

стимулировать частные инвестиции в западноевропейские страны, хозяйство

которых было подорвано второй мировой войной. Тем самым он содействовал

экономической и политической стабилизации в этих странах и распространению

влияния американского капитала на их экономику. В результате деятельность

Банка дополняла политику, которую США проводили посредством «плана

Маршалла», служившего финансово-экономической поддержкой их политического

курса в послевоенной Западной Европе.

С середины 50-х годов, когда положение в западноевропейских странах

стабилизировалось и начался распад колониальной системы, МБРР меняет

направление своей деятельности. Его основной целью становится сохранение

освободившихся государств в рамках мировой системы хозяйства путем развития

в них рыночных отношений.

Всемирный банк (так часто называют МБРР) как специализированный

финансовый институт ООН призван наилучшим образом способствовать выполнению

стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с

основными центрами мировой системы хозяйства.

Организационная структура МБРР. Руководящими органами МБРР являются Совет

управляющих и Директорат (исполнительный орган). Совет, состоящий из

министров финансов или управляющих центральными банками стран-членов,

собирается на свои сессии один раз в год, причем МБРР и МВФ проводят их

совместно. Членами МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ. Это

требование объясняется тем, что страны — члены Банка обязаны проводить свою

валютно-финансовую политику в соответствии с положениями Устава МВФ. Право

голоса в органах МБРР определяется паем в его уставном капитале, т.е. здесь

применяется та же система «взвешенных» голосов, как и в МВФ.

Кредитная политика МБРР. Кредитная политика МБРР отвечает интересам

частного капитала, функционирующего в развивающихся странах. Это

проявляется в самой процедуре рассмотрения заявок стран-членов на

банковские кредиты. При решении вопроса о предоставлении средств Банк

требует широкой информации об экономическом и финансовом положении этих

стран, направляет туда свои экономические миссии. Такие миссии, состоящие в

основном из представителей промышленно развитых стран, проводят

обследование экономики и финансов стран-членов, влияют на составление и

выполнение национальных программ их экономического развития. В

рекомендациях миссий МБРР приоритет отдается развитию частного сектора

экономики и привлечению иностранного капитала в развивающиеся страны.

Деятельность этих миссий не может не затрагивать суверенитет стран-членов.

Если рекомендации МБРР не принимаются страной, испрашивающей кредит, то

зачастую он не предоставляется. Причем делаются попытки ограничить доступ и

к другим источникам международных кредитов, поскольку МБРР не только

координирует свою кредитную политику с другими международными валютно-

кредитными и финансовыми организациями, прежде всего с МВФ, но и

возглавляет большинство консорциумов и клубов помощи отдельным

развивающимся государствам, используемых развитыми странами-донорами для

более эффективного использования своей двухсторонней официальной помощи

развитию.

Общая сумма кредитов, представленных Банком за 47 лет его активной

деятельности, достигла 235 млрд. долл., причем более 1/3 этих ассигнований

(80 млрд. долл.) приходится на 1989—1993 гг. Тем самым МБРР осуществляет

воздействие на экономическое развитие развивающихся стран, особенно путем

регламентации инвестиционной политики стран-заемщиков, поскольку кредиты

Банка покрывают в среднем лишь около 30% общей стоимости кредитуемых

объектов, а остальная часть расходов по объекту должна обеспечиваться за

счет внутренних источников кредитования и финансирования или иных внешних

источников. Основная задача МБРР — кредитование конкретных объектов

(преимущественно инфраструктурных — транспорт, связь, энергетика) на основе

их тщательного отбора. С середины 70-х годов в кредитах Банка все большую

роль играют социальные аспекты развития, особенно борьба с бедностью.

Увеличиваются кредиты на развитие здравоохранения, образование,

планирование семьи, развитие сельского хозяйства. Особое внимание уделяется

охране окружающей среды и приватизации.

Большинство кредитов МБРР выдаются на срок 15—20 лет (льготный период — 5

лет), причем наименьшие сроки характерны для кредитования промышленности.

Зависимость МБРР от мирового финансового рынка негативно отражается на

стоимости его кредитов. Получая заемные средства под высокий процент. Банк

кредитует страны-члены по ставке, которая в среднем на 0,5% превышает

стоимость заемных средств и изменяется по полугодиям (с 1982 г., когда

кредитная ставка МБРР достигла рекордного уровня в 11,6% годовых). К

середине 1993 г. основная кредитная ставка МБРР равнялась 7.43% годовых.

Поэтому кредитами МБРР могут пользоваться далеко не все развивающиеся

страны, а лишь самые крупные или наиболее развитые из них: Мексика, Индия,

Бразилия, Индонезия, Турция, Китай. Филиппины, Аргентина, Южная Корея,

Колумбия.

Чтобы содействовать реализации программы урегулирования валютно-

финансовых проблем крупнейших стран-должников, выдвинутой бывшим министром

финансов США Дж. Бейкером и включавшей предложение наращивать кредиты МБРР

для структурной перестройки, Банк увеличил к началу 90-х годов долю таких

кредитов до 25% и более, тогда как в начале 80-х годов их доля в годовом

объеме кредитов MБРР составляла 10-12%. Таким образом, за короткий период

удельный вес приоритетного кредитования проектов, связанных со структурной

перестройкой экономики стран-заемщиков, увеличился более чем вдвое.

Международная ассоциация развития (MAP). Чтобы смягчить критику в свой

адрес и укрепить престиж среди развивающихся стран, МБРР при поддержке США

как главного пайщика в I960 г. создал свой филиал — MAP, которая имеет с

ним общие органы управления во главе с президентом Банка. MAP призвана

дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее развитым странам

беспроцентные кредиты на срок 35—40 лет при льготном периоде 10 лет. взимая

комиссию на покрытие административных расходов. Развивающиеся страны,

естественно, заинтересованы в получении льготных кредитов MAP, но она не

может выдавать средства всем желающим. Поэтому льготные кредиты

предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП на душу населения

не выше 650 долл. в год: к ним в начале 90-х годов относились 40 стран.

Однако чтобы участвовать в MAP и получить доступ к ее льготным кредитам,

необходимо вступить в МБРР.

Хотя часть средств направляется в развивающиеся страны почти бесплатно, в

целом кредитная деятельность двух основных учреждений группы МБРР

рентабельна, так как средневзвешенная кредитная ставка не ниже 5% годовых.

Международная финансовая корпорация. МФК создана в 1956 г. по инициативе

США с целью стимулирования частных инвестиций в промышленность молодых

государств, создания и расширения там частного сектора. МФК кредитует

только высокорентабельные предприятия в наиболее развитых развивающихся

странах. Это обусловлено, в частности, относительно высокой стоимостью ее

кредитов, которая выше среднегодовых ставок на основных рынках ссудных

капиталов. Срок кредитов МФК не превышает, как правило, 15 лет, а средний

срок — 7—8 лет.

МФК выполняет функции, несколько отличные от МБРР. Поэтому в юридическом

и финансовом аспектах это относительно самостоятельная организация, хотя

имеет общие со Всемирным банком руководство и ряд служб. Особенность МФК

заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не

требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и MAP при

предоставлении кредитов предприятиям иди организациям. Это ограждает

частные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит

интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся

стран.

Другим существенным отличием МФК является то, что с 1961 г. она получила

особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно

осуществлять инвестиции в акционерный капитал строящихся или расширяющихся

предприятий с последующей перепродажей их акций частным инвесторам. При

этом МФК, как и МБРР, не только не конкурирует с частными инвесторами, а

наоборот, должна стимулировать внедрение частного капитала в развивающуюся

экономику.

Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА). Ни один орган

группы МБРР не мог обеспечить максимальных гарантий для частных инвесторов

в условиях возросших некоммерческих рисков, что в значительной мере

сдерживает приток иностранного капитала во многие страны-члены. Именно МИГА

как третий филиал МБРР, учрежденный в 1988 г., служит такой специальной

цели, как поощрять инвестиции в акционерный капитал и другие направления

прямых капиталовложений в развивающихся странах посредством их страхования

от некоммерческих рисков. Такими рисками могут быть следующие: отмена

конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствия в

переводе прибылей в страну инвестора: экспроприация имущества инвестора;

военные действия; перевороты и последующие изменения в социально-

политической обстановке; невыполнение контракта вследствие

правительственного решения.

Для выполнения поставленной цели МИГА не только предлагает гарантии

против перечисленных некоммерческих рисков, но и консультирует

правительственные органы развивающихся стран-членов относительно разработки

и осуществления политики, программ и порядка (процедур), касающихся

иностранных инвестиций, устраивает встречи и переговоры между

международными деловыми кругами и местными органами власти заинтересованных

стран по вопросам инвестиций, а также предоставляет необходимые

информационные услуги. Срок гарантий, предоставляемых МИГА, обычно

составляет 15 лет, но возможно до 20 лет.

Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР)

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — международная

организация, созданная на основании Соглашения от 29 мая 1990 г.

Учредителями ЕБРР были 40 стран — все европейские страны (кроме Албании),

США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия,

Австралия, Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк

(ЕИБ). Впоследствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между

возникшими в результате их распада новыми государствами. Его членами могут

быть, помимо европейских стран, все члены МВФ. На I января 1994 г.

акционерами ЕБРР являлись 57 стран (в том числе все европейские страны), а

также ЕЭС (ныне ЕС) и ЕИБ. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. Статус,

привилегии и иммунитеты ЕБРР и связанных с ним в Великобритании лиц

определены в Соглашении о штаб-квартире между правительством Великобритании

и Северной Ирландии и ЕБРР, подписанном после начала операций ЕБРР 15

апреля 1991 г.

Основные задачи и цели деятельности ЕБРР. Главная задача ЕБРР —

содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой,

ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и

предпринимательской инициативы. Основными объектами кредитования ЕБРР

являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а

также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с

международными инвестициями. Основная цель банка состоит в поощрении

инвестиций в регионе. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами

в предоставлении кредитов и гарантий, а также инвестировании средств в

акционерные капиталы. Эта деятельность должна дополняться кредитованием

инфраструктуры или других проектов в государственном секторе, которые

ориентированы на поддержку инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет

региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могут охватывать

несколько стран.

С начала своей деятельности в апреле 1991 г. ЕБРР определил стоящие перед

ним задачи. Наиболее важной из них стало содействие в создании новых

экономических условий в странах, где действует ЕБРР. в период изменения

политической системы: при этом считается необходимым предотвратить

возникновение нетерпимых социальных условий, которые могли бы привести к

полному распаду общества в этих странах и поставить под угрозу безопасность

их соседей. Другие задачи относятся к сфере бизнеса (поощрение инвестиций,

совершенствование коммерческой практики. приватизация и структурная

перестройка), инфраструктуры (восстановление, модернизация и расширение

сетей связи, энергетических систем, муниципальных служб и жилищного

хозяйства) и экологии (совершенствование политики и прямые инвестиции в

восстановление окружающей среды).

Осуществляя кредитную деятельность, ЕБРР:

. использует разнообразные инструменты для гибкого кредитования на основе

общепринятых в развитых странах стандартов банковского дела:

. гармонично сочетает реализацию задач, намеченных стратегией операций по

секторам, с непредусмотренными стратегией операциями, поддерживающими

инициативы частного сектора:

. сотрудничает с частными инвесторами, их консультантами, а также с

коммерческими банками:

. сотрудничает с правительствами в осуществлении долгосрочных планов

развития:

. осуществляет взаимодействие с международными валютно-кредитными и

финансовыми организациями:

. гармонично сочетает межгосударственный и региональный подходы:

. стремится обеспечить сохранение и улучшение окружающей среды.

При принятии решений ЕБРР руководствуется политикой в области основной

деятельности и стратегиями по странам, утвержденными Советом директоров.

Стратегии по странам включают обзор политических и экономических событий и

определяют приоритетные сферы деятельности. В ряде случаев выявленные

Банком потребности в помощи имеют общий характер для большинства стран

региона: объединяет эти стратегии стремление стимулировать производственные

инвестиции в каждой стране.

Кредитно-инвестиционная политика ЕБРР. В своей деятельности ЕБРР

использует следующие формы операций для предприятий частного и

государственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяйствования:

1) предоставление кредитов (включая совместное финансирование) на

развитие производства:

2) инвестирование в капитал;

3) гарантированное размещение ценных бумаг:

4) облегчение доступа на рынки капитала путем предоставления гарантий и

оказания содействия в других формах:

5) размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями,

определяющими их использование;

6) предоставление займов (включая совместное финансирование) и оказание

технического содействия под реконструкцию и развитие инфраструктуры (в том

числе природоохранительные программы).

ЕБРР не выдает гарантий по экспортным кредитам и не занимается

страхованием. В целом за период с момента образования ЕБРР до начала 1999

г. Совет директоров ЕБРР одобрил около 186 проектов на сумму свыше 18.7

млрд. долл. В качестве наиболее важных направлений кредитно-финансовой

политики ЕБРР выделяются финансовый сектор, энергетика,

телекоммуникационная инфраструктура, транспорт и агробизнес.

Банк Международных Расчетов

Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает

Банк международных расчетов (Базель). БМР был создан в 1930 г. на основе

межправительственного соглашения шести государств (Бельгии, Великобритании.

Германии, Италии, Франции, Японии) и конвенции этих государств со

Швейцарией, на территории которой функционирует Банк. Фактически он был

организован центральными банками этих стран. В 1931—1932 гг. к нему

присоединились 19 центральных банков стран Европы. Ныне в числе 33 членов

БМР все страны Западной Европы. 6 государств Восточной Европы, которые

вступили в довоенный период и остались его акционерами в силу

преемственности: США, Япония, Австралия, ЮАР и др.

Федеральный резервный банк Нью-Йорка, будучи корреспондентом БМР,

выполняет по его поручению операции на рынке ссудных капиталов США.

БМР организован в форме акционерного общества с капиталом в 1,5 млрд.

золотых франков (оплачено 19,7%). Несмотря на межгосударственные соглашения

о замене с 1978 г. этой международной счетной валютной единицы на СДР, БМР

продолжает использовать в этом качестве франк с золотым содержанием 0.290 г

чистого золота, введенный во Франции в 1799 г. и с 1865 г. служивший единой

валютой Латинского монетного союза. Органами управления БМР являются Общее

собрание акционеров и Совет директоров в составе управляющих 13 центральных

банков (в том числе Германии, Бельгии, Франции, Великобритании, Италии,

являвшихся основателями Банка). Остальные члены ограничиваются получением

дивидендов и статусом клиента.

На БМР по Уставу возложены две основные функции: 1) содействовать

сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные

условия для международных финансовых операций; 2) действовать в качестве

доверенного лица или агента по проведению международных расчетов своих

членов. Исходя из этих функций БМР выполняет следующие операции:

. куплю-продажу и хранение золота;

. депозитно-ссудные операции с центральными банками:

. прием правительственных вкладов по особым соглашениям:

. операции с валютой и ценными бумагами (кроме акций);

. операции на мировых рынках (валют, кредитов, ценных бумаг, золота) в

качестве агента или корреспондента центральных банков:

. заключение соглашений с центральными банками в целях содействия взаимным

международным расчетам.

Основной источник ресурсов БМР — краткосрочные вклады (до трех месяцев)

центральных банков в иностранной валюте или золоте. Для выплаты процентов

по ним Банк размещает их на рыночных условиях в других центральных банках,

международных организациях или в банках-корреспондентах. Основной активной

операцией БМР являются инвалютные кредиты центральным банкам. Кроме того,

БМР, будучи организатором сотрудничества центральных банков, выполняет ряд

специфических функций. В их числе совместное проведение международных

операций, взаимные консультации по валютно-финансовым вопросам, агентские

функции. Так, в 60-х годах БМР способствовал функционированию золотого пула

в целях стабилизации рыночной цены золота, участвовал в коллективной

поддержке фунта стерлингов, французского франка: с 70-х годов проводит

операции «своп» с центральными банками для регулирования курсовых колебаний

валют путем валютной интервенции.

Оставаясь в основном региональным западноевропейским международным банком

и валютно-финансовым центром «группы десяти», БМР фактически превратился в

международную валютно-кредитную организацию по составу участников и

характеру деятельности. Это обусловлено тем, что БМР является международным

банком центральных банков, агентом и распорядителем в различных

международных валютно-расчетных и финансовых операциях, центром

экономических исследований и форумом международного валютно-кредитного

сотрудничества.

Международный Банк Экономического Сотрудничества.

МВЭС учрежден странами—членами Совета Экономической Взаимопомощи 22

октября 1963 г. для осуществления многосторонних расчетов в переводных

рублях, содействия экономическому сотрудничеству стран — членов СЭВ с

другими государствами, выполнения их взаимных обязательств по товарным

поставкам, укрепления плановой и расчетной дисциплины. В 1963 г. членами

МВЭС являлись Болгария. Венгрия. ГДР. Монголия, Польша, СССР. Чехословакия,

с 1974 г. — Куба, с 1977 — Вьетнам. После образования единого немецкого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.