реферат, рефераты скачать
 

Евросоюз (ЕС) и СНГ


куда вошли Австрия, Дания, Норвегия,

Португалия, Швеция. Швейцария и Соединенное Королевство.

Римские договоры, учредившие ЕЗС и Евратом, в совокупности с

Парижским договором о создании объединения ЕОУС, образовали

конституционные основы Европейского Союза. Ратифицированные в течение

нескольких месяцев парламентами всех государств-членов, Римские договоры

получили гораздо большую поддержку, нежели Парижский договор о ЕОУС, что

еще раз подтвердило важность интеграционного процесса. Все Европейские

договоры имели единую цель – экономический рост и более высокий жизненный

уровень, опирающийся на политический союз народов Европы. Ближайшие цели

договора о ЕЭС состояли в создании Таможенного Союза. Предусматривающего

свободное движение товаров в пределах государств-членов, отмене квот и иных

препятствий на пути межгосударственной торговли, а также в свободном

движении лиц, капиталов и услуг.

Помимо этого договор предполагал ряд других направлений общей

политики как сельское хозяйство, транспорт и конкуренция, гармонизация

законодательства, социальная политика, внешнеторговая политика. А некоторые

статьи Договора уполномочивали органы Сообщества даже на создание

дополнительных направлений общей политики (не предусмотренные договором),

начиная с региональной политики и заканчивая политикой защиты потребителя.

Изначально Сообщество сделало упор на достижение 4 свобод – свобода

движения лиц, товаров, услуг и капиталов, затем акцент переместился на

решение проблемы права граждан Сообществ на жительство и экономическую

деятельность в других государствах ЕЗС. гармонизации законодательств и

формирования единой бюджетной политики. Тем не менее, внешняя политика

оставалась в ведении самих государств-членов. Что же касается отношений ЕЭС

с другими государствами, то здесь это регулировалось многочисленными

соглашениями.

Договор о создании Европейского Сообщества по атомной энергии

предусматривал совместное развитие ядерной энергии в мирных целях, но и

здесь государства-члены столкнулись с рядом трудностей, которые могли быть

решены только через единую согласованную политику.

Договоры об ЕЭС и Евратоме вступили в силу 1 января 1958 г. Все три

Сообщества (ЕОУС, ЕЭС, и Евратом) имели общие Парламентскую Ассамблею и

Суд. Буквально в первые годы создания Европейских Сообществ были налицо

заметные сдвиги и успехи, это и снижение таможенных пошлин для торговли

внутри ЕЭС, единая сетка тарифов для торговли с остальным миром. Эти успехи

начинают привлекать другие страны не входящие в ЕЭС. 8 июля 1959г. –

Греция заявляет о просьбе получения статуса ассоциированного члена. Через

полгода ее примеру следует Турция.

Совершенно неожиданно возникает необходимость регулирования

социальной политики Европы и как следствие этого – создание Европейского

социального фонда. Цель – предоставление помощи рабочим и фирмам с тем,

чтобы они могли адаптироваться к быстро меняющимся экономическим условиям.

Приоритетными объектами стали – занятость профессиональное обучение или

переобучение.

Вновь возник вопрос о политическом союзе, «второй план Фуше», но и он

не был одобрен Шестеркой, основная проблема заключалась в том, что не было

согласия в вопросе механизма политического сотрудничества.

09.07.61. ЕЭС и Греция подписали Соглашение об Ассоциированном

членстве, что положило началу параду заявлений с просьбой о членстве в

Европейских Сообществах (Ирландия, Дания, Соединенное Королевство,

Норвегия).

Основной заботой Сообщества долгое время оставалась единая аграрная

политика, которая требовала осторожного подхода и тщательной

подготовительной работы. Аграрная политика касалась ряда принципиальных

вопросов – от создания единого рынка и, следовательно, цен на большинство

продукций сельского хозяйства, до гарантий поддержки как лиц, занятых в

сельском хозяйстве, так и товаров, производимых в ЕЭС.

09.02.62. – Испания изъявляет желание вступить в ЕЭС, 3 месяца спустя

ее примеру следует Португалия.

Прогресс ЕЭС не мог пройти без критических этапов своего развития, это

и период 65 г. «политика пустого кресла», проводимая Францией в ответ на

желание Комиссии полностью контролировать через Европарламент общий

бюджет, что расширило бы полномочия Европарламента. В апреле 67 года

в Греции происходит государственный переворот, что вызвало замораживание

соглашения ЕЭС с Грецией об ассоциированном членстве. В том же году

Франция в очередной раз противится присоединению Соединенного Королевства

к Сообществу.

Несмотря на некоторые ослабления позиций Сообщества, вызванные

нефтяными кризисами 1973-79 гг. оно, тем не менее, сумело противостоять

центробежным силам и укрепило свои внутренние связи, создав в 1975 г.

Европейскую валютную систему.

В 1984 г. – Европарламент принял проект Договора о Европейском Союзе,

который предполагал колоссальный скачок в развитии интеграции.

1985 г. – принятие Белой книги, содержащую конкретную программу

завершения строительства внутреннего рынка, где было отмечено, что 1

января 1993 года – срок ее полной реализации.

В 1986 г. – государства-члены подписали Единый Европейский акт. Основная

цель, которую поставили перед собой страны ЕС – это создание единого

рынка, свободного от физических, технических и налоговых границ. Единый

Европейский акт вступил в силу 1 июля 1987 г. Важным элементом Единого

Европейского акта стал принцип «субсидарности». Суть которого в том, что

ни одно решение не может быть решено на более высоком уровне, если с ним

успешнее справятся на более низком уровне; кроме тех сфер, где требуется

коллективное принятие решений. Стандарты, касающиеся промышленности,

продукции, охраны труда и защиты интересов потребителей – все они должны

быть согласованы, дабы избежать нарушения в их функционировании и

либерализации.

1993 г. Договор о Европейском Союзе. В декабре 1991 года главы государств-

членов и правительств стран ЕС, собравшись на заседании Европейского

Совета в г. Маастрихт (Нидерланды) приняли решение о создании ЕС.

Основой Союза стали Европейские Сообщества, дополненные новыми формами

сотрудничества. После завершения процесса ратификации, Договор о ЕС

вступил в силу.

В соответствии с Договором о ЕС учреждаются:

1. Единое европейское гражданство

2. Экономический и валютный союз (ЭВС)

° Экономический союз. Основное направление экономической политики

государств-членов и Сообщества определяется Советом Министров. При

наличии нарушений или несоответствий, Совет Министров вправе принимать

определенные меры.

° Валютный союз. Его цель – единая валютная политика, создание единой

валюты (Евро) и нового института – Европейского Центрального Банка,

который вместе с центральными банками государств-членов образует

Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ).

1. Политический союз.

° Общая внешняя политика и политика безопасности.

° Увеличение роли Европейского Парламента.

° Расширение сферы компетенции Сообщества.

° Общая политика в области внутренних дел и правосудия, (создание

европейского полицейского ведомства - Европол).

Принятие этих ключевых договоров о Европейском Союзе значительно

приблизило идею создания единой Европы, став доказательством необратимости

интеграционных процессов в этих государствах.

Основные цели Договора о Европейском Союзе:

- закрепить результаты, достигнутые на предшествующих этапах интеграции

стран ЕС, включая создание единого рынка; повысить эффективность

механизмов и органов Сообщества.

- содействовать сбалансированному и устойчивому развитию экономики и

социальной сферы в странах членах ЕС в условиях ликвидации внутренних

границ между ними и продвижения к Экономическому и валютному союзу.

- повысить роль Сообщества на международной арене путем проведения

единой внешней политики безопасности странами ЕС, выступающими как

единое целое.

- усилить защиту прав и интересов граждан стран – членов путем

введения гражданства Европейского союза.

Маастрихтский договор, на основе которого образованы ЕЭС и Валютный

союз, довершил процесс экономического объединения Западной Европы. Он

также стал 1-м этапом формирования институциональной структуры

политического объединения, сотрудничество правительств становится

непременной чертой ЕС; оно распространяется на внешнюю политику и принятую

общую систему безопасности, а также на юстицию, судопроизводство и

внутренние дела. Этот договор предоставляет Европейскому Совету,

состоящему из глав правительств и председателя Комиссии, общеполитические

ориентиры и новые импульсы деятельности. Европарламент, Совет, Комиссия и

Суд становятся общественными органами Союза, единство которого они должны

укреплять, как предусмотрено договором.

Европейские Сообщества образуют фундамент Союза. ЕЭС стал

экономическим и валютным союзом, в его компетенцию вошли новые сферы

(промышленность, защита потребителя, здравоохранение, образование,

культура). Утвержден принцип дополнительности: деятельность Сообщества

строго ограничена предусмотренным договором сферами и задачами, и

установлено правило, что Сообщество действует лишь в тех случаях, когда

государства-члены не могут добиться удовлетворительных результатов

самостоятельно. Рабочие механизмы становятся более эффективными и

демократичными. Пакеты договоров – Парижский (ЕОУС) и Римский (Евратом) –

изменены с учетом новых институциональных норм. В целом Маастрихтский

договор обозначает важный этап на пути европейского строительства.

Ратификация договора заняла больше времени, чем предполагалось, и

почти на год задержала его вступление в силу. Главная проблема заключалась

в том, что новообразование не укладывалось в рамки привычных национальных

представлений. Дания – 2 референдума, прежде чем они согласились на

ратификацию, Германский Конституционный Суд совещался 6 месяцев и лишь

после этого вынес изложенное на 85 страницах заключение, что текст договора

соответствует Конституции Федеральной Республики. Воплощение договора в

жизнь будет идти поэтапно, в течение нескольких лет и потребует от

государств-участников и от учреждений политической воли и упорства, тем

более что работу по реализации договора предстоит проводить одновременно с

расширением рамок и углублением сотрудничества, что задано состоявшимися

международными контактами и переговорами. Увеличение числа государств-

членов потребует изменения институциональных норм Союза. Да и в самом

Маастрихтском договоре подтвержден принцип его периодического пересмотра

для поддержания «эффективности общих механизмов и учреждений», уже

оговорено, что будут созываться конференции государств-членов. которые

будут заниматься пересмотром. '

Институты Европейского союза.

Для выполнения задач, зафиксированных в договорах об учреждении

Европейских Сообществ, был создан целый ряд европейских институтов.

Главными из них являются Европейская Комиссия, Совет Министров,

Европарламент, суд и Европейский Совет.

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ

Состав. Европейская Комиссия – исполнительный орган ЕС. Состоит из 20

представителей государств-членов, называемых Членами Комиссии, которые

назначаются на пятилетний срок. Все представители независимы в своей

деятельности от национальных правительств, хотя и назначаются ими. Один из

членов Комиссии избирается Председателем. В Комиссию входят по 2

представителя от каждого из 5 крупных государств-членов (Франция, Германия.

Италия, Соединенное Королевство, Испания), и по одному от остальных. Штаб-

квартира Комиссии в Брюсселе подразделяются на Генеральные Директораты и на

другие департаменты.

Функции. В широком смысле роль Комиссии такова:

Инициировать выработку политики

Выполнять решения

Выступать гарантом правовых положений, попадающих под ее юрисдикцию.

Каждый из членов Комиссии отвечает за определенный министерский пост или

направление политики (как и в национальном правительстве) и курирует

соответствующие подразделения (так называемый Генеральный Директорат).

Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и

немецкий, но все официальные документы обязательно переводятся и

публикуются на 11 официальных языках. Персонал всех институтов ЕС образует

корпус европейских чиновников, независимых от правительств государств-

членов. Комиссия имеет широкий круг полномочий в областях конкуренции,

сельского хозяйства, транспорт, экономика. Также управляет различными

фондами и программами ЕС.

СОВЕТ МИНИСТРОВ

Главным институтом Европейского Союза, уполномоченным принимать

решения, является Совет Министров. В его рамках представители правительств

государств-членов обсуждают законодательные акты Сообщества и принимают

либо отвергают их путем голосования. Теоретически существует только один

Совет, однако его состав и название меняется в соответствии с тематикой,

таким образом можно условно говорить о нескольких Советах: по сельскому

хозяйству, финансам, образованию, общим проблемам и иностранным делам.

Совет Министров в некотором роде подотчетен национальным правительствам, но

их решения не могут быть отменены.

Состав. Каждое государство ЕС имеет в Брюсселе постоянное

представительство, где '

работают дипломаты и чиновники из всех национальных министерств, В ходе

рабочих совещаний представители государств-членов прорабатывают вопросы,

требующие решения на уровне Совета Министров.

Пост Председателя Совета через каждые 6 месяцев переходит, следуя

алфавитному порядку, к представителю следующего государства-члена. Для того

чтобы обеспечить преемственность в управлении и политике, Председатель

тесно сотрудничает с предшествующим и последующим Председателями в рамках

структуры, которая называется Тройка. Местонахождением Совета является

Брюссель, но он также собирается в Люксембурге, и в столице страны,

представитель которого выполняет функции Председателя.

У Совета имеется генеральный Секретариат, возглавляемый Генеральным

Секретарем, который выполняет всю работу, необходимую для деятельности

Совета и его вспомогательных органов.

Функции. В системе институтов Европейского Союза Совет является органом,

уполномоченным принимать решения. Европейский Совет был создан в 1974 году.

Он представляет собой собрание глав государств-правительств, Председателя

Комиссии и Членов Комиссии. Он заседает дважды в год и каждое заседание,

как правило, получает название по имени города, в котором оно проводилось.

Его роль состоит в том, чтобы давать необходимый толчок развитию,

определять общие политические директивы Союза. Ротация поста Председателя

Европейского союза происходит так же, как это было указано выше.

Законодательные акты издаются обычно в форме регламентов и директив.

Регламенты носят

обязательный характер и включаются в национальное законодательство.

Ив Бернар и Жан-Клод Колли. Толковый экономический и финансовый словарь.

Под ред. Л.В. Степанова. Москва. «Международные отношения» 1995 г.

Большинство вопросов включаются в повестку дня лишь после обсуждения на

официальном уровне.

В зависимости от того или иного направления политики, решения

принимаются Советом Министров или единогласно или квалифицированным

большинством. Количество голосов каждой страны ЕС зависят от ее размеров:

Германия, Франция, Италия, Соединенное Королевство – 10 голосов, Испания –

8 , Бельгия, Греция, Нидерланды, Португалия – 5, Австрия и Швеция – 4,

Дания, Ирландия, Финляндия – 3, Люксембург – 1. Для того чтобы

заблокировать какой-либо законопроект, необходима следующая пропорция

блокировки – 26 из 87.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ

Состав Многонациональный Парламент состоит из 626 членов, которые

избираются на основе прямого всеобщего избирательного права каждые 5 лет на

выборах в государствах-членах Европейского Союза. Его работой руководит.

Председатель совместно с Заместителем Председателя. В его составе работают

19 комитетов, которые подготавливают пленарные заседания. Местом

расположения является Страсбург, некоторые заседания проходят в Брюсселе.

Секретариат расположен в Люксембурге.

Функции. Европейский Парламент начал свою деятельность как консультативный

орган. Его полномочия расширялись постепенно. Уровень полномочий

варьируются от процедуры принятия совместных решений (статья 189в Договора

о Европейском Союзе) и процедуры сотрудничества (статья 189с Договора о

Европейском Союзе).

В широком смысле роль Европейского Парламента заключается в следующем:

Действовать в качестве ведущей политической силы

Выполнять законодательные функции в некоторых областях

Решать вопросы о назначении и снятии Членов Комиссии

Играть ключевую роль в принятии/отклонении бюджета.

Полномочия Европарламента постепенно расширялись, особенно за последнее

время, в соответствии с Единым Европейским Актом и Маахстрихтским

договором. Члены Европарламента встречаются на пленарных заседаниях раз в

месяц в течение недели в Страсбурге, на более короткие дополнительные

сессии Парламент собирается в Брюсселе, где располагаются офисы их

постоянных комитетов. Европарламент в силах заблокировать законопроект,

внести поправки. Также обладает правом (каким он никогда не пользовался)

роспуска Комиссии большинством в 213 голосов. Не менее важно одобрение

Парламента и в вопросе принятия в Сообщество новых членов, ассоциированном

членстве и торговых договорах с третьими странами.

Парламент назначает омбудсмана, имеющего право принимать к

рассмотрению жалобы, касающиеся институтов или органов Союза, а также

направлять отчеты Парламенту. Согласно Маастрихтскому договору от 1 ноября

1993 г. предусматривается установление одинаковых сроков полномочий для

депутатов Европарламента и членов Европейской Комиссии. Члены Парламента

объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с

принадлежностью к тому или иному политическому направлению, что

действительно помогает укреплению политических связей между государствами-

членами ЕС.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД

Отличие ЕС от других международных организаций состоит в том, что ЕС

создан на основе Договоров, обязательных к исполнению для подписавших их

государств, и включение законодательных актов, созданных на основе

договоров, в национальное законодательство государств-членов обязательно.

Состав. Суд состоит из 15 судей, которым помогают 9 Генеральных Адвокатов.

Судьи выдвигаются своей страной, а назначаются Советом Министров

государств-членов на шестилетний срок, каждые 3 года обновляется половина

состава судей. Их независимость гарантируется. Суд расположен в

Люксембурге.

Функции. Роль Европейского суда заключается в том, чтобы толкование и

применение правовых инструментов соответствовало законам Сообщества. Суд

регулирует разногласия между государствами-членами, между государствами-

членами и самим ЕС, между институтами ЕС, между ЕС и физическими либо

юридическими лицами, включая сотрудников его органов. Суд дает заключения

по международным соглашениям. В соответствии с Маастрихтским договором,

Суду предоставлено право налагать в случае невыполнения его решений штрафы

в форме единовременно выплачиваемой суммы.

Учредительные Договоры ввели примат права ЕС над национальным

правом государств-членов. Но это не означает, что Суд является судебным

органом высшей инстанции, так как под его юрисдикцию не входят области.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.