| |||||
МЕНЮ
| Евросоюз (ЕС) и СНГтихоокеанских государств). 1990 г. – Парижская хартия для Новой Европы (между 34 государствами СБСЕ и ЕС). 1989 г. – Создание программы ФАРЕ. 1991 г. – Программа ТАСИС. В конце 40-х и начале 50-х гг. страны, составляющие сегодня Европейский Союз, переживали сложные и трудные времена. Их экономика в значительной мере была подорвана второй мировой войной. Западная Европа нуждалась в иностранной помощи, и вскоре план Маршалла стал отправной точкой отсчета строительства новой Европы. В настоящее время Европейские Сообщества объединяют страны с высоким уровнем развития, особенно в экономике и В.Поздняков, С.Ганжа «Новые страны на пороге Европейского союза».Международная жизнь № 3 1999 г. социальной сфере. Сообщества объединяют государства, отличающиеся друг от друга как численностью населения и площадью территорий, так и объемом экономического потенциала и тенденциями развития. Но разнообразие характеристик не стало препятствием на пути к единению. Были найдены пути, механизмы и гарантии, делающих для стран выбор в пользу содружества привлекательным и результативным. Что касается сравнительного анализа ЕС с СНГ, то здесь следовало бы подробнее остановиться на обстоятельствах, побудительных мотивах и результатах, имевшихся в этих союзах. Самое слабое место стран пост советского пространства – отсутствие четко налаженной системы рыночных отношений с соответствующей инфраструктурой (банковской, торговой, биржевой), в государствах экс - СССР еще только развертывался переход от жесткой централизованной системы плановой экономики к рыночной. И в некоторых странах СНГ рынок либо был в стадии становления, либо вообще отсутствовал, Это был экономический аспект. Политическая сторона – Россия и ее партнеры по Союзу только недавно стали по настоящему освобождаться от имперских обручей, насильственно стягивающих их в единое государство. Пример тому «взрыв» национальных претензий к России и друг к другу наций, населявших СССР. Самое главное – интересы создания национальной государственности пока еще превалируют над интересами интеграции, как политической, так и экономической. Губительным для СНГ является также демонтаж плановых и административных механизмов, бывших в прежнее время, что привело к разрыву связей и отношений. Также существует немаловажный аспект. Интеграция в Западной Европе – это процесс объединения государств, ни одно из которых не могло бы стать супергигантом и абсолютным лидером (когда в состав Сообщества входило 6 государств, Франция и Германия как бы уравновешивали друг друга). Россия же традиционно была сверхдержавой, которая доминировала в территориальном, демографическом и экономическом плане. Отсюда и проистекает известный «российский синдром», симптомами которого выступает боязнь партнеров гегемонии России и желание заранее предупредить ее тенденции в любом союзе с ней или даже дистанцироваться от такого союза. Сопоставление путей развития ЕС и СНГ представляет собой трудную задачу, хотя бы из-за того, что ЕС шел к интеграции постепенно, строя институты, право, инфраструктуру. А СНГ сложился в условиях быстрого распада Союза ССР и пока еще не приобрел определенных черт. У него нет необходимых институтов и правовой основы, чтобы быть гарантированным от потрясений и даже прекращения своего существования. Судьба СНГ может сложиться по-разному. Разумеется, для создания прочного и эффективного союза необходимо постепенное налаживание утерянного чувства взаимовыручки и желание строить свое будущее вместе, через интеграцию и взаимозависимость. Тем не менее, необходимо отметить, что для создания подобного союза есть немало существенных предпосылок, которые, на мой взгляд, являются «ахиллесовой пятой» в свою очередь у ЕС. А именно: близость культур, владение русским языком, который, несомненно, помог бы созданию единых институтов и права, наличие опыта сотрудничества и соседства государств друг с другом. Отсутствие каких-либо серьезных конфликтов между ними. (Пример: Франция. Германия и Великобритания долго шли к идее сотрудничества и взаимопомощи, имея большой опыт вражды и недоверия). Однако влияние этих и многих других факторов в пользу союза государств ослабевается или почти перекрываются подъемом национального самосознания, перерастающего порой в национализм и сепаратизм. Очевидно, что до реальной интеграции стран СНГ есть еще длинная дистанция. Возникает вполне закономерный вопрос, а стоит ли нам обращаться к ЕС как возможной модели подражания. В качестве ответа следует заметить, что опыт Сообществ – это, прежде всего опыт становления и укрепления интеграционных связей между государствами, которые являются суверенными и независимыми. Это опыт межгосударственного союза, основанного не на принуждении или силе, а на сознании общности интересов и понимании того, что такие интересы наиболее эффективнее, экономнее и быстрее реализуются путем совместных согласованных действий, координации и обьединения сил и средств. И, наконец, это опыт отработки, проверки и отбора практикой форм и методов интеграции, формирования необходимых структур и правовых институтов. Осторожность следует проявлять в том, чтобы не было автоматического копирования или заимствования готовых образцов отношений и организаций. При сравнении СНГ и ЕС особо следует указать, что помимо Сообществ, в Европе активно функционируют множество других организаций, решающих проблемы сотрудничества, это и ЗЕС, АСТ, ОЕСР, НАТО и др.' В отличие от этого на территории экс-СССР существует фактически только СНГ в сферу деятельности которого входят все проблемы и дела межгосударственного сотрудничества. Перегрузки, которые испытывает СНГ – это не следствие его многофункциональности, а отсутствие налаженного рабочего механизма. Необходимость анализа европейских сообществ обусловлена не только интересами организации сотрудничества и взаимодействия государств на территории бывшего СССР. Европейский Союз играет все более заметную роль в жизни государств СНГ. История этих взаимоотношений уходит корнями в еще советскую эпоху, в конце 80-х годов между СССР и Сообществами были установлены официальные отношения. Широкомасштабное соглашение о торговле и сотрудничестве между Европейским Сообществами и СССР было подписано 18 декабря 1989 года в Брюсселе. Вскоре стороны обменялись миссиями, руководители которых получили ранг посла. Это была основа, на которой в порядке правопреемства стали строиться отношения между Сообществами и государствами, которые составили затем СНГ. Самой высокой оценки и внимания заслуживает помощь со стороны Сообществ в форме различных программ, наиболее значимыми из которых являются ТАСИС. Субсидии направляются, прежде всего, для оказания технической помощи, передачи ноу-хау, консультаций, идущих на подготовку кадров в управлении, бизнесе, энергетике, транспорте и финансовой службе. В.Поздняков, С.Ганжа «Новые страны на пороге Европейского союза».Международная жизнь № 3 1999 г. Программы Европейского союза для стран СНГ. ТАСИС. В июле Комиссия передала в Европарламент доклад о промежуточных итогах реализации программы ТАСИС. Это первое полномасштабное исследование подобного рода за весь период существования ТАСИС, т.е. с 1991 г. по настоящее время. Основная цель доклада - информировать. Европейский Парламент и государства-члены об эффективности программы, различных ее механизмах и воздействии на ход реформ в странах партнерах. Для подготовки доклада была сформирована специальная рабочая группа, которая собирала, обрабатывала и анализировала огромное количество данных. Информацией служили отчеты независимых экспертов по мониторингу программы ТАСИС. Доклад насчитывает более 70 страниц текста и около 1000 страниц различных приложений. При подготовке доклада авторы стремились выяснить, отвечает ли программа ТАСИС установленным критериям, т.е. актуальность, эффективность, воздействие на ход рыночных реформ и политических преобразований в странах партнерах, открытость и проч. Эксперты пришли к следующим выводам: 1. Форма технического содействия программы ТАСИС была и есть единственно разумной и реальной формой оказания поддержки новым государствам. Эти страны продолжают нуждаться в широких инвестициях, и приоритеты в реализации финансирования лежат в сфере создания рыночной инфраструктуры и формирования демократического общества. Одним из новых направлений программы стали так называемые «проекты ВТО», призванные содействовать интеграции новых независимых государств в мировую экономическую систему. 2. Неудачи и препятствия на пути реализации ТАСИС объясняются низкой скоростью реагирования на потребности стран-партнеров, отсутствием стратегического планирования, отсутствием опыта работы экспертов и консультантов в странах переходного периода, языковой барьер долгое время тормозили процесс полномасштабной деятельности ТАСИС. В свою очередь бюро ТАСИС жалуется на слабую информационную поддержку со стороны руководящих структур стран-партнеров. " 3. На основе проведенных исследований и многочисленных опросов представителей правительственных структур и других сфер, влияющих на принятие политических решений в странах-партнерах, авторы доклада пришли к заключению, что воздействие ТАСИС на процесс принятия решений в СНГ было особенно ощутимо на начальном тапе реализации программы. В последние годы оно снизилось, что объясняется следующими причинами: отсутствием активного диалога между руководством ЕС и правительствами СНГ, а также сложностью доступа к материалам и документам, отражающим процесс принятия решений в странах-партнерах. 4. Исследование показало, что наибольшая отдача наблюдалась при реализации проектов с участием новых институтов, рассчитывающих на приобретение новых навыков и опыта в таких областях как миграционная политика" таможенная служба, развитие центров поддержки малых и средних предприятий, коммерческие и центральные банки, служба занятость и др. 5. Авторы доклада отметили также то, что программа ТАСИС способствовала росту «национальных кадров», т.е. развитию в странах-партнерах навыков и опыта в области консалтинговой деятельности и передачи ноу-хау. В целом были сделаны следующие выводы: ° ТАСИС внес существенный вклад в процесс создания демократических институтов и формирования рыночных отношений в СНГ. ° Эффективность ТАСИС сдерживаются рядом недостатков планирования и реализации, в частности, растущим требованиями к системе финансовой отчетности последнее обьясняется необходимостью строго контролировать расходование бюджетных средств ЕС. ° Вывод – проявлять больше «гибкости» в данном вопросе и решать вопрос распределении средств по проектам сообразно конкретных условиям. Специальная делегация, состоящая из членов Европарламента, посетившая Москву и некоторые российские города с ознакомительным визитом, составила следующий отчет о деятельности и эффективности бюро ТАСИС в России. В нем были указаны слабые стороны деятельности ТАСИС, необходимые инновации в ее работе, важность учитывания специфики региона, увеличения финансирования непосредственно объектов проекта. Если подробнее, то были сделаны следующие замечания: ° Организацию и управление программой ТАСИС следует рассредоточить и упростить, а процесс утверждения проектов и выделения средств – ускорить. ° Больше привлекать местных партнеров к подготовке и реализации проектов. ° Следует расширить круг полномочий местных бюро ТАСИС, которые могли бы координировать работу европейских и российских партнеров ТАСИС, осуществлять мониторинг по регионам и местным проектам. ° Местные бюро ТАСИС могли бы служить информационной базой, опорным пунктом для представительства ЕС в Москве, представителей государств-членов ЕС в России, западных кампаний, которые проявляют деловой интерес к данному региону. ° Важно добиться параллельного взаимодействия проектов, что могло бы способствовать реализации одновременно нескольких крупных проектов тем самым, повысить концентрацию усилий и снять часть административных расходов. ° Необходимо более четко определить круг обязанностей консультантов, работа которых оплачивается из бюджета ТАСИС. А также в большей степени привлекать к работе местных партнеров. По общему мнению, не менее важно проводить мониторинг проектов и после их финансирования ТАСИС. ° Автор призывает пересмотреть одно из правил ТАСИС, согласно которому лишь до 15 % финансирования направляются на оборудование. Что недостаточно во многих случаях, поскольку региональная инфраструктура не развита и требует больших технических мощностей." Помимо программ коммерческого или образовательного толка. ЕС проводит ряд программ гуманитарного направления, цель которых помочь людям, оказавшихся в тяжелых условиях последствий войны или конфликтов. Среди них программа оказания гуманитарной помощи беженцам бывшей Югославии. ЕС выделил 85 млн. ЭКЮ (106,2 млн.$) для оказания гуманитарной помощи Боснии-Герцеговине. Хорватии, Федеративной республике Югославии. (Как и раньше руководство такого рода операций было поручено бюро ЕС по гуманитарной помощи ТЕСНО). Выделенные средства предназначались в первую очередь для наиболее уязвимых групп населения – беженцев и перемещенных лиц, положение которых усугубилось с приходом зимы. Программа помощи включает доставку продовольствия, медикаментов и средств гигиены, а также оказания социально- психологической поддержки. Несмотря на усилия, как местных властей, так и международных организаций, возвращение к нормальной жизни по-прежнему затруднено, что объясняется сохранением напряженности между национальными общинами, отсутствием экономической деятельности и огромным числом беженцев. Самое тяжелое положение в Боснии-Герцеговине – около 2 млн. беженцев. Чтобы способствовать скорейшему возвращению беженцев на родину, часть средств ТЕСНО была направлена на целевую программу восстановления жилья и социальной инфраструктуры в наиболее пострадавших районах. Всего с начала этого конфликта с 1991 г. ЕС предоставил республикам бывшей Югославии гуманитарную помощь на сумму 1 млрд. 367 млн. ЭКЮ. Дополнительно, 600 тыс. ЭКЮ (780 тыс. $) Европейская Комиссия выделила на экстренную расчистку минных полей. По оценкам специалистов на территории Боснии-Герцеговины установлено более 3 млн. мин, что является основным препятствием для мероприятий по восстановлению страны. Программа Иногейт для стран СНГ. 14-16 МАЯ В Брюсселе состоялось 3-е по счету заседание рабочей группы по программе Иногейт, Программа Иногейт - межгосударственная программа поставки нефти и газа в Европу. Была разработана в рамках программы ТАСИС для содействия странам СНГ, испытывающим последствия энергетического кризиса. Она начала действовать в 1995 г., в соответствии с решением Совета Министров ЕС, принятом на ноябрьской сессии в Брюсселе. Программой предусматривается создание системы нефте- и газопроводов, которая связывала бы между собой страны бывшего Союза и государства Программа ТАСИС. Годовой отчет за 1995 г. Брюссель. 22.07.96 Западной Европы. Одновременно будет решаться задача снабжения энергоресурсами стран СНГ, кроме того, экспортеры из Закавказья и Средней Азии получают большие возможности выхода на западные рынки. Программа Иногейт рассматривается как подготовительный этап для перехода к широкомасштабным инвестициям со стороны частных кампаний и международных финансовых организаций. В рабочую группу вошли представители ведущих нефтяных кампаний. Среди проектов Иногейт - подготовка строительства нефте- и газопроводов, которые напрямую свяжут республики Средней Азии и с республиками Закавказья через Каспийское море экспорт энергоресурсов из Средней Азии и Каспийского бассейна в страны Западной Европы. Содействие по программе Иногейт будет оказываться и странам-экспортерам, и транзитным странам, в том числе Армении. Азербайджану, Белоруссии, Грузии, Казахстану. Кыргызстану, Молдове, Таджикистану, Туркменистану, Узбекистану и Украине. В дополнении к этому Болгарии, России, Румынии и Турции предоставлен статус обозревателя. В заседании рабочей группы принимали участие, помимо указанных стран, представители Всемирного Банка, ЕБРР, Международного агентства по энергетике, Секретариата Европейской энергетической хартии и других финансовых и межправительственных организаций. ЕС и Кыргызстан. После обретения независимости Кыргызская Республика стала самостоятельным субъектом международных политических и экономических отношений, что обусловило необходимость определения приоритетов внешнеполитического курса страны. Безусловно, одним из таких приоритетов является двустороннее взаимодействие по линии Кыргызстан – Европейский Союз. Еще в начальный период существования СНГ один из лидеров подчеркивал, что геополитическое положение Кыргызстана, этнический состав его населения диктует необходимость многополюсной ориентации на Запад и Восток, ближайших из отдельных соседей. Как и Россия, Кыргызстан также является евроазиатской страной, т.е. занимает двойственное положение в системе международных отношений. Принадлежность к тюрко-язычному миру, религиозная общность с исламскими государствами, исторические корни и психологические особенности национального духа, - обуславливают принадлежность к Азии. Но было бы неверно считать, что в сочетании "евроазиатская" страна его вторая часть абсолютно доминирует. Существование многонационального русскоязычного населения, статус Кыргызстана как региональной страны - все это предопределяет необходимость развития тесных связей и сотрудничества с ведущими европейскими странами. Континентальная интеграция - это путь к мировой интеграции, осознание взаимозависимости интеграционных процессов поможет человечеству решить мировые и региональные проблемы. Поэтому в проекте Евразийского союза интеграционные процессы на территории СНГ проецируются в общемировой интеграционный поток. Европейский союз является самым крупным партнером стран СНГ. Вместе с тем удельный вес государств СНГ и Восточной Европы сравнительно невысок в общем объеме ЕС - 8% и, по оценкам специалистов. уровень торговли между этими странами и ЕС вряд ли будет существенно расширен в ближайшее время. Например, основной статьей экспорта ЕС из Кыргызстана является сырье. Но эта продукция испытывает острую конкуренцию со стороны юго-восточных производителей. Реформы внутреннего рынка ЕС будут оказывать влияние скорее на импорт в страны ЕС из Кыргызстана, нежели на экспорт. Существенный рост импорта в государства-члены Евросоюза из Кыргызстана, вероятно, будет происходить за счет новых товаров, которые будут производиться с помощью иностранных инвестиций и технологий. Одним из факторов относительной слаборазвитости экономики Кыргызстана является устаревшая отраслевая структура, характеризующаяся преобладанием трудоемких отраслей, что и заставляет импортировать науко- и техноемкие товары. Проблема передачи в Кыргызстан новых Европейских технологий и опыта значительно затруднена технологическим отставанием и слабостью инфраструктуры. Общеизвестно, что одним из главных экономических плюсов Кыргызстана является наличие огромных запасов минерального сырья. Вопросы надежного и достаточного снабжения минеральным сырьем стали в последние десятилетия приоритетными для развитых промышленных стран Европейского Союза, обладающих небольшими собственными ресурсами. Европейский Союз выступает в поддержку упрочения независимости, суверенитета и территориальной целостности Кыргызстана и других стран этого региона, а также высказывается в поддержку дальнейшего развития демократических норм и институтов демократии, прав человека, верховенства закона. ЕС выступает за необходимость расширения контактов между правительственными органами и парламентами. Одной из важных сторон, выработанной в ЕС по отношению к Кыргызстану и другим государствам центрально-азиатского региона, является поддержка процесса политических и экономических реформ в этих государствах. В этой связи ЕС видит свою задачу в сотрудничестве с международными финансовыми органами по вопросам гуманитарной помощи и содействию экономическому возрождению и устойчивому развитию Кыргызстана и других стран региона. Наиболее активно Европейский Союз работает в этом направлении с Европейским банком реконструкции и развития. Важное значение, обеими сторонами, придается продолжению сотрудничества по региональным проектам европейской программы ТАСИС, включая такие как сотрудничество по энергетике (рабочая группа по управлению трубопроводами), транспорт (Европейско-Кавказско-Центральноазиатский, транспортный коридор - ТРАСЕКА, окружающая среда). В реализации стратегических целей и приоритетов в Кыргызстане ЕС придает |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|