реферат, рефераты скачать
 

Евросоюз (ЕС) и СНГ


тихоокеанских государств).

1990 г. – Парижская хартия для Новой Европы (между 34 государствами СБСЕ и

ЕС).

1989 г. – Создание программы ФАРЕ.

1991 г. – Программа ТАСИС.

В конце 40-х и начале 50-х гг. страны, составляющие сегодня Европейский

Союз, переживали сложные и трудные времена. Их экономика в значительной

мере была подорвана второй мировой войной. Западная Европа нуждалась в

иностранной помощи, и вскоре план Маршалла стал отправной точкой отсчета

строительства новой Европы. В настоящее время Европейские Сообщества

объединяют страны с высоким уровнем развития, особенно в экономике и

В.Поздняков, С.Ганжа «Новые страны на пороге Европейского

союза».Международная жизнь № 3 1999 г.

социальной сфере. Сообщества объединяют государства, отличающиеся друг от

друга как численностью населения и площадью территорий, так и объемом

экономического потенциала и тенденциями развития. Но разнообразие

характеристик не стало препятствием на пути к единению. Были найдены пути,

механизмы и гарантии, делающих для стран выбор в пользу содружества

привлекательным и результативным. Что касается сравнительного анализа ЕС с

СНГ, то здесь следовало бы подробнее остановиться на

обстоятельствах, побудительных мотивах и результатах, имевшихся в этих

союзах.

Самое слабое место стран пост советского пространства – отсутствие четко

налаженной системы рыночных отношений с соответствующей инфраструктурой

(банковской, торговой, биржевой), в государствах экс - СССР еще только

развертывался переход от жесткой централизованной системы плановой

экономики к рыночной. И в некоторых странах СНГ рынок либо был в стадии

становления, либо вообще отсутствовал, Это был экономический аспект.

Политическая сторона – Россия и ее партнеры по Союзу только недавно стали

по настоящему освобождаться от имперских обручей, насильственно стягивающих

их в единое государство. Пример тому «взрыв» национальных претензий к

России и друг к другу наций, населявших СССР. Самое главное – интересы

создания национальной государственности пока еще превалируют над

интересами интеграции, как политической, так и экономической. Губительным

для СНГ является также демонтаж плановых и административных механизмов,

бывших в прежнее время, что привело к разрыву связей и отношений.

Также существует немаловажный аспект. Интеграция в Западной Европе – это

процесс объединения государств, ни одно из которых не могло бы стать

супергигантом и абсолютным лидером (когда в состав Сообщества входило 6

государств, Франция и Германия как бы уравновешивали друг друга). Россия же

традиционно была сверхдержавой, которая доминировала в территориальном,

демографическом и экономическом плане. Отсюда и проистекает известный

«российский синдром», симптомами которого выступает боязнь партнеров

гегемонии России и желание заранее предупредить ее тенденции в любом союзе

с ней или даже дистанцироваться от такого союза.

Сопоставление путей развития ЕС и СНГ представляет собой трудную задачу,

хотя бы из-за того, что ЕС шел к интеграции постепенно, строя институты,

право, инфраструктуру. А СНГ сложился в условиях быстрого распада Союза ССР

и пока еще не приобрел определенных черт. У него нет необходимых

институтов и правовой основы, чтобы быть гарантированным от потрясений и

даже прекращения своего существования.

Судьба СНГ может сложиться по-разному. Разумеется, для создания прочного и

эффективного союза необходимо постепенное налаживание утерянного чувства

взаимовыручки и желание строить свое будущее вместе, через интеграцию и

взаимозависимость. Тем не менее, необходимо отметить, что для создания

подобного союза есть немало существенных предпосылок, которые, на мой

взгляд, являются «ахиллесовой пятой» в свою очередь у ЕС. А именно:

близость культур, владение русским языком, который, несомненно, помог бы

созданию единых институтов и права, наличие опыта сотрудничества и

соседства государств друг с другом. Отсутствие каких-либо серьезных

конфликтов между ними. (Пример: Франция. Германия и Великобритания долго

шли к идее сотрудничества и взаимопомощи, имея большой опыт вражды и

недоверия). Однако влияние этих и многих других факторов в пользу союза

государств ослабевается или почти перекрываются подъемом национального

самосознания, перерастающего порой в национализм и сепаратизм. Очевидно,

что до реальной интеграции стран СНГ есть еще длинная дистанция. Возникает

вполне закономерный вопрос, а стоит ли нам обращаться к ЕС как возможной

модели подражания. В качестве ответа следует заметить, что опыт Сообществ

– это, прежде всего опыт становления и укрепления интеграционных связей

между государствами, которые являются суверенными и независимыми. Это опыт

межгосударственного союза, основанного не на принуждении или силе, а на

сознании общности интересов и понимании того, что такие интересы наиболее

эффективнее, экономнее и быстрее реализуются путем совместных

согласованных действий, координации и обьединения сил и средств. И,

наконец, это опыт отработки, проверки и отбора практикой форм и методов

интеграции, формирования необходимых структур и правовых институтов.

Осторожность следует проявлять в том, чтобы не было автоматического

копирования или заимствования готовых образцов отношений и организаций.

При сравнении СНГ и ЕС особо следует указать, что помимо Сообществ, в

Европе активно функционируют множество других организаций, решающих

проблемы сотрудничества, это и ЗЕС, АСТ, ОЕСР, НАТО и др.' В отличие от

этого на территории экс-СССР существует фактически только СНГ в сферу

деятельности которого входят все проблемы и дела межгосударственного

сотрудничества. Перегрузки, которые испытывает СНГ – это не следствие его

многофункциональности, а отсутствие налаженного рабочего механизма.

Необходимость анализа европейских сообществ обусловлена не только

интересами организации сотрудничества и взаимодействия государств на

территории бывшего СССР. Европейский Союз играет все более заметную роль в

жизни государств СНГ. История этих взаимоотношений уходит корнями в еще

советскую эпоху, в конце 80-х годов между СССР и Сообществами были

установлены официальные отношения. Широкомасштабное соглашение о торговле

и сотрудничестве между Европейским Сообществами и СССР было подписано 18

декабря 1989 года в Брюсселе. Вскоре стороны обменялись миссиями,

руководители которых получили ранг посла. Это была основа, на которой в

порядке правопреемства стали строиться отношения между Сообществами и

государствами, которые составили затем СНГ.

Самой высокой оценки и внимания заслуживает помощь со стороны Сообществ в

форме различных программ, наиболее значимыми из которых являются ТАСИС.

Субсидии направляются, прежде всего, для оказания технической помощи,

передачи ноу-хау, консультаций, идущих на подготовку кадров в управлении,

бизнесе, энергетике, транспорте и финансовой службе.

В.Поздняков, С.Ганжа «Новые страны на пороге Европейского

союза».Международная жизнь № 3 1999 г.

Программы Европейского союза для стран СНГ.

ТАСИС.

В июле Комиссия передала в Европарламент доклад о промежуточных итогах

реализации программы ТАСИС. Это первое полномасштабное исследование

подобного рода за весь период существования ТАСИС, т.е. с 1991 г. по

настоящее время. Основная цель доклада - информировать. Европейский

Парламент и государства-члены об эффективности программы, различных ее

механизмах и воздействии на ход реформ в странах партнерах.

Для подготовки доклада была сформирована специальная рабочая группа,

которая собирала, обрабатывала и анализировала огромное количество данных.

Информацией служили отчеты независимых экспертов по мониторингу программы

ТАСИС. Доклад насчитывает более 70 страниц текста и около 1000 страниц

различных приложений. При подготовке доклада авторы стремились выяснить,

отвечает ли программа ТАСИС установленным критериям, т.е. актуальность,

эффективность, воздействие на ход рыночных реформ и политических

преобразований в странах партнерах, открытость и проч. Эксперты пришли к

следующим выводам:

1. Форма технического содействия программы ТАСИС была и есть единственно

разумной и реальной формой оказания поддержки новым государствам. Эти

страны продолжают нуждаться в широких инвестициях, и приоритеты в

реализации финансирования лежат в сфере создания рыночной инфраструктуры и

формирования демократического общества. Одним из новых направлений

программы стали так называемые «проекты ВТО», призванные содействовать

интеграции новых независимых государств в мировую экономическую систему.

2. Неудачи и препятствия на пути реализации ТАСИС объясняются низкой

скоростью реагирования на потребности стран-партнеров, отсутствием

стратегического планирования, отсутствием опыта работы экспертов и

консультантов в странах переходного периода, языковой барьер долгое время

тормозили процесс полномасштабной деятельности ТАСИС. В свою очередь бюро

ТАСИС жалуется на слабую информационную поддержку со стороны руководящих

структур стран-партнеров. "

3. На основе проведенных исследований и многочисленных опросов

представителей правительственных структур и других сфер, влияющих на

принятие политических решений в странах-партнерах, авторы доклада пришли к

заключению, что воздействие ТАСИС на процесс принятия решений в СНГ было

особенно ощутимо на начальном тапе реализации программы. В последние годы

оно снизилось, что объясняется следующими причинами: отсутствием активного

диалога между руководством ЕС и правительствами СНГ, а также сложностью

доступа к материалам и документам, отражающим процесс принятия решений в

странах-партнерах.

4. Исследование показало, что наибольшая отдача наблюдалась при реализации

проектов с участием новых институтов, рассчитывающих на приобретение новых

навыков и опыта в таких областях как миграционная политика" таможенная

служба, развитие центров поддержки малых и средних предприятий,

коммерческие и центральные банки, служба занятость и др.

5. Авторы доклада отметили также то, что программа ТАСИС способствовала

росту «национальных кадров», т.е. развитию в странах-партнерах навыков и

опыта в области консалтинговой деятельности и передачи ноу-хау.

В целом были сделаны следующие выводы:

° ТАСИС внес существенный вклад в процесс создания демократических

институтов и формирования рыночных отношений в СНГ.

° Эффективность ТАСИС сдерживаются рядом недостатков планирования и

реализации, в частности, растущим требованиями к системе финансовой

отчетности последнее обьясняется необходимостью строго контролировать

расходование бюджетных средств ЕС.

° Вывод – проявлять больше «гибкости» в данном вопросе и решать вопрос

распределении средств по проектам сообразно конкретных условиям.

Специальная делегация, состоящая из членов Европарламента, посетившая

Москву и некоторые российские города с ознакомительным визитом, составила

следующий отчет о деятельности и эффективности бюро ТАСИС в России. В нем

были указаны слабые стороны деятельности ТАСИС, необходимые инновации в ее

работе, важность учитывания специфики региона, увеличения финансирования

непосредственно объектов проекта. Если подробнее, то были сделаны следующие

замечания:

° Организацию и управление программой ТАСИС следует рассредоточить и

упростить, а процесс утверждения проектов и выделения средств – ускорить.

° Больше привлекать местных партнеров к подготовке и реализации

проектов.

° Следует расширить круг полномочий местных бюро ТАСИС, которые могли

бы координировать работу европейских и российских партнеров ТАСИС,

осуществлять мониторинг по регионам и местным проектам.

° Местные бюро ТАСИС могли бы служить информационной базой, опорным

пунктом для представительства ЕС в Москве, представителей государств-членов

ЕС в России, западных кампаний, которые проявляют деловой интерес к

данному региону.

° Важно добиться параллельного взаимодействия проектов, что могло бы

способствовать реализации одновременно нескольких крупных проектов тем

самым, повысить концентрацию усилий и снять часть административных

расходов.

° Необходимо более четко определить круг обязанностей консультантов,

работа которых оплачивается из бюджета ТАСИС. А также в большей степени

привлекать к работе местных партнеров. По общему мнению, не менее важно

проводить мониторинг проектов и после их финансирования ТАСИС.

° Автор призывает пересмотреть одно из правил ТАСИС, согласно которому

лишь до 15 % финансирования направляются на оборудование. Что недостаточно

во многих случаях, поскольку региональная инфраструктура не развита и

требует больших технических мощностей."

Помимо программ коммерческого или образовательного толка. ЕС проводит ряд

программ гуманитарного направления, цель которых помочь людям, оказавшихся

в тяжелых условиях последствий войны или конфликтов. Среди них программа

оказания гуманитарной помощи беженцам бывшей Югославии. ЕС выделил 85 млн.

ЭКЮ (106,2 млн.$) для оказания гуманитарной помощи Боснии-Герцеговине.

Хорватии, Федеративной республике Югославии. (Как и раньше руководство

такого рода операций было поручено бюро ЕС по гуманитарной помощи ТЕСНО).

Выделенные средства предназначались в первую очередь для наиболее уязвимых

групп населения – беженцев и перемещенных лиц, положение которых

усугубилось с приходом зимы. Программа помощи включает доставку

продовольствия, медикаментов и средств гигиены, а также оказания социально-

психологической поддержки. Несмотря на усилия, как местных властей, так и

международных организаций, возвращение к нормальной жизни по-прежнему

затруднено, что объясняется сохранением напряженности между национальными

общинами, отсутствием экономической деятельности и огромным числом

беженцев. Самое тяжелое положение в Боснии-Герцеговине – около 2 млн.

беженцев. Чтобы способствовать скорейшему возвращению беженцев на родину,

часть средств ТЕСНО была направлена на целевую программу восстановления

жилья и социальной инфраструктуры в наиболее пострадавших районах. Всего с

начала этого конфликта с 1991 г. ЕС предоставил республикам бывшей

Югославии гуманитарную помощь на сумму 1 млрд. 367 млн. ЭКЮ.

Дополнительно, 600 тыс. ЭКЮ (780 тыс. $) Европейская Комиссия выделила на

экстренную расчистку минных полей. По оценкам специалистов на территории

Боснии-Герцеговины установлено более 3 млн. мин, что является основным

препятствием для мероприятий по восстановлению страны.

Программа Иногейт для стран СНГ.

14-16 МАЯ В Брюсселе состоялось 3-е по счету заседание рабочей группы по

программе Иногейт, Программа Иногейт - межгосударственная программа

поставки нефти и газа в Европу. Была разработана в рамках программы ТАСИС

для содействия странам СНГ, испытывающим последствия энергетического

кризиса. Она начала действовать в 1995 г., в соответствии с решением

Совета Министров ЕС, принятом на ноябрьской сессии в Брюсселе.

Программой предусматривается создание системы нефте- и газопроводов,

которая связывала бы между собой страны бывшего Союза и государства

Программа ТАСИС. Годовой отчет за 1995 г. Брюссель. 22.07.96

Западной Европы.

Одновременно будет решаться задача снабжения энергоресурсами стран СНГ,

кроме того, экспортеры из Закавказья и Средней Азии получают большие

возможности выхода на западные рынки. Программа Иногейт рассматривается

как подготовительный этап для перехода к широкомасштабным инвестициям со

стороны частных кампаний и международных финансовых организаций. В рабочую

группу вошли представители ведущих нефтяных кампаний. Среди проектов

Иногейт - подготовка строительства нефте- и газопроводов, которые напрямую

свяжут республики Средней Азии и с республиками Закавказья через

Каспийское море экспорт энергоресурсов из Средней Азии и Каспийского

бассейна в страны Западной Европы. Содействие по программе Иногейт будет

оказываться и странам-экспортерам, и транзитным странам, в том числе

Армении. Азербайджану, Белоруссии, Грузии, Казахстану. Кыргызстану,

Молдове, Таджикистану, Туркменистану, Узбекистану и Украине. В дополнении к

этому Болгарии, России, Румынии и Турции предоставлен статус обозревателя.

В заседании рабочей группы принимали участие, помимо указанных стран,

представители Всемирного Банка, ЕБРР, Международного агентства по

энергетике, Секретариата Европейской энергетической хартии и других

финансовых и межправительственных организаций.

ЕС и Кыргызстан.

После обретения независимости Кыргызская Республика стала самостоятельным

субъектом международных политических и экономических отношений, что

обусловило необходимость определения приоритетов внешнеполитического курса

страны. Безусловно, одним из таких приоритетов является двустороннее

взаимодействие по линии Кыргызстан – Европейский Союз.

Еще в начальный период существования СНГ один из лидеров подчеркивал, что

геополитическое положение Кыргызстана, этнический состав его населения

диктует необходимость многополюсной ориентации на Запад и Восток,

ближайших из отдельных соседей. Как и Россия, Кыргызстан также является

евроазиатской страной, т.е. занимает двойственное положение в системе

международных отношений. Принадлежность к тюрко-язычному миру, религиозная

общность с исламскими государствами, исторические корни и психологические

особенности национального духа, - обуславливают принадлежность к

Азии. Но было бы неверно считать, что в сочетании "евроазиатская" страна

его вторая часть абсолютно доминирует. Существование многонационального

русскоязычного населения, статус Кыргызстана как региональной страны - все

это предопределяет необходимость развития тесных связей и сотрудничества с

ведущими европейскими странами.

Континентальная интеграция - это путь к мировой интеграции, осознание

взаимозависимости интеграционных процессов поможет человечеству решить

мировые и региональные проблемы. Поэтому в проекте Евразийского союза

интеграционные процессы на территории СНГ проецируются в общемировой

интеграционный поток.

Европейский союз является самым крупным партнером стран СНГ. Вместе с тем

удельный вес государств СНГ и Восточной Европы сравнительно невысок в

общем объеме ЕС - 8% и, по оценкам специалистов. уровень торговли между

этими странами и ЕС вряд ли будет существенно расширен в ближайшее время.

Например, основной статьей экспорта ЕС из Кыргызстана является сырье. Но

эта продукция испытывает острую конкуренцию со стороны юго-восточных

производителей. Реформы внутреннего рынка ЕС будут оказывать влияние скорее

на импорт в страны ЕС из Кыргызстана, нежели на экспорт. Существенный рост

импорта в государства-члены Евросоюза из Кыргызстана, вероятно, будет

происходить за счет новых товаров, которые будут производиться с помощью

иностранных инвестиций и технологий.

Одним из факторов относительной слаборазвитости экономики Кыргызстана

является устаревшая отраслевая структура, характеризующаяся преобладанием

трудоемких отраслей, что и заставляет импортировать науко- и техноемкие

товары. Проблема передачи в Кыргызстан новых Европейских технологий и

опыта значительно затруднена технологическим отставанием и слабостью

инфраструктуры.

Общеизвестно, что одним из главных экономических плюсов Кыргызстана

является наличие огромных запасов минерального сырья. Вопросы надежного и

достаточного снабжения минеральным сырьем стали в последние десятилетия

приоритетными для развитых промышленных стран Европейского Союза,

обладающих небольшими собственными ресурсами.

Европейский Союз выступает в поддержку упрочения независимости,

суверенитета и территориальной целостности Кыргызстана и других стран этого

региона, а также высказывается в поддержку дальнейшего развития

демократических норм и институтов демократии, прав человека, верховенства

закона. ЕС выступает за необходимость расширения контактов между

правительственными органами и парламентами.

Одной из важных сторон, выработанной в ЕС по отношению к Кыргызстану и

другим государствам центрально-азиатского региона, является поддержка

процесса политических и экономических реформ в этих государствах. В этой

связи ЕС видит свою задачу в сотрудничестве с международными финансовыми

органами по вопросам гуманитарной помощи и содействию экономическому

возрождению и устойчивому развитию Кыргызстана и других стран региона.

Наиболее активно Европейский Союз работает в этом направлении с Европейским

банком реконструкции и развития.

Важное значение, обеими сторонами, придается продолжению сотрудничества по

региональным проектам европейской программы ТАСИС, включая такие как

сотрудничество по энергетике (рабочая группа по управлению

трубопроводами), транспорт (Европейско-Кавказско-Центральноазиатский,

транспортный коридор - ТРАСЕКА, окружающая среда).

В реализации стратегических целей и приоритетов в Кыргызстане ЕС придает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.