реферат, рефераты скачать
 

Cовременные направления деятельности транснациональных банков


деятельности в данной стране, учет особенностей налогообложения, оценка

политического риска для данной страны выходят на первое место в

маркетинговых исследованиях для ТНБ.

Транснациональные банки реализуют такую возможность для рыночной экономики

функцию, как свободный перелив капитала между отраслями разных стран.

Следуя общей экономической ситуации в разных странах, банки кредитуют

наиболее перспективные отрасли экономики.

Во-первых, в процессе формирования кредитного портфеля

транснациональный банк может выделить в качестве приоритетного направления

деятельности потребительское кредитование, кредитование реального сектора

или ссуды кредитно-финансовым учреждениям.

Во-вторых, ТНБ проводит различную кредитную политику уже в рамках

кредитования промышленных предприятий: кредиты промышленным предприятиям с

равномерным кругооборотом капитала, кредитование промышленных предприятий

с сезонным характером производства, ссуды с/х предприятиям и фермерским

хозяйствам.

Долгосрочные ссуды

Объектами банковского долгосрочного кредитования могут быть

капитальные вложения предприятий на затраты по строительству, приобретение

техники. Оборудования, транспортных средств, зданий и сооружений, научно-

технические продукции, интеллектуальных ценностей и других объектов

собственности. Такие ссуды выгодны крупным и средним предприятиям. Это и

есть внешнее финансирование капитальных вложений. Источником средств для

погашения кредита обычно является нераспределенная прибыль, получение

которой реально лишь при условии стабильной, высокорентабельной

деятельности.

Долгосрочные банковские ссуды представляются для финансирования капитальных

затрат по созданию основных фондов. В частности, это строительство или

приобретение зданий и сооружений для ведения хозяйства, приобретение

техники, оборудования, транспортных средств, рабочего и продуктивного

скота.

Американские транснациональные банки среди деловых ссуд (ссуд

промышленным предприятиям) под недвижимость выделяют ссуды под закладную и

строительные ссуды. Первые применяются для финансирования покупки или

строительства заводов, приобретения земли. Они рассчитаны на длительный

срок (от 10 до 30 лет). Погашение производится е6жемесячными взносами по

заранее установленной шкале. Строительные ссуды выдаются на период

строительного цикла (до 2х лет). Среди долгосрочных ссуд, используемых в

США, можно выделить ссуды на финансирование крупных проектов.

Английские ТНБ в качестве долгосрочной ссуды используют кредит по

ссудному счету. В данном случае клиенту открывается специальный ссудный

счет, в дебет которого зачисляется сумма кредита. Сроки этих кредитов

зависят от сроков экономической жизни приобретаемого оборудования или от

расчетного времени проекта. Погашение кредита производится в рассрочку,

равными месячными взносами, которые зачисляются в кредит ссудного счета.

Французские ТНБ выдают средне -и долгосрочные кредиты для

финансирования покупок недвижимости, оборудования и машин, средств

транспорта. Это финансирование осуществляется в трех формах: классические

банковские ссуды на срок, лизинговые соглашения, ссуды участия(совместные

кредиты частных банков и государственных учреждений мелкому бизнесу).

Краткосрочные ссуды

Около 40% [5] кредитов промышленным компаниям в США -крак5осрочные

ссуды, предоставляемые на пополнение оборотного капитала. Часть этих

кредитов носит сезонный характер и быстро погашается. Другая часть

используется предприятиями для покрытия капитальных затрат, как правило, с

последующей конверсией этих ссуд в долгосрочные займы путем размещения на

рынке облигаций или акций. Краткосрочным кредитом широко пользуются

компании в пищевой, легкой промышленности, розничной торговле с сезонным

режимом производства. Этот вид кредита менее зависим от рисов, связанных с

низкой кредитоспособностью или изменением рыночных процентных ставок. Около

половины всех краткосрочных ссуд деловым предприятиям не имеют обеспечения.

В США к краткосрочным кредитам предприятиям относятся кредитные линии,

ссуды на чрезвычайные нужды, перманентные ссуды на пополнение оборотного

капитала.

Французские транснациональные банки предоставляют деловым предприятиям

следующие виды краткосрочных кредитов: кассовые кредиты (краткосрочный

овердрафт, продленный овердрафт, сезонный кредит), кредиты на

финансирование долговых обязательств, кредиты под товары, гарантийные

кредиты.

Потребность в краткосрочном кредите, сроки и суммы его погашения в

течение года определяются на основании сметы расходов и доходов,

составленной на год.

Таким образом, можно сказать, что конкретные формы кредитования

предприятий, условия предоставления этих ссуд зависят от технологическом

освоении отрасли, в которой функционирует компания, от общей экономической

ситуации в стране. Учитывая эти факторы, транснациональные банки строят

свою кредитную политику, нацеленную с одной стороны, на максимальное

удовлетворение потребностей клиента в кредитных ресурсах, а с другой

стороны, на получение стабильного дохода.

Следующий вид крупного банковского бизнеса - расчетные операции. И

здесь главные клиенты банков - международные промышленные корпорации.

Особенность расчетных операций ТНБ состоит в том, что они ведутся

одновременно в нескольких валютах. Ели раньше банки выступали на валютных

рынках только лишь как посредники, покупая и продавая валюту по поручению

крупных клиентов, то теперь они обслуживают всю сложную систему расчетов

между странами.

В мире сложилось исторически, что депозитными, кредитными, расчетными

операциями занимались коммерческие банки. Столь популярные и

высокоприбыльные сделки с ценными бумагами были прерогативой специальных

инвестиционных фирм и банков. Но с укрупнением и развитием могущества

крупных коммерческих банков они стали превращаться в учреждения

универсального характера. Также нужно отметить, что интернационализация

деятельности банков значительно ускорила превращение крупных банков в

транснациональные банки и развитие в крупнейших транснациональных банках

нетрадиционных видов операций.

Например, если промышленная корпорация, которая является клиентом

банка, нуждается в дополнительном капитале, то могут привлекаться не только

кредитные ресурсы, но и средства за счет эмиссии и продажи облигаций.

Существует международный рынок облигаций, через который привлекаются

средства отдельных стран. Конечно, ТНБ не могли оставить без внимания

данную сторону деятельности промышленных монополий. Они выполняют операции

по выпуску, продаже облигаций и гарантируют эти операции. Но многие из

данных операций запрещены банковским законодательством. Например,

коммерческие банки США по закону Гласса-Стигола не могут принимать участие

в биржевом бизнесе.[6] Но ТНБ, обычно, имеют в своей сети специальные

подразделения, которые в праве заниматься покупкой и продажей акций на

заграничных биржах. С этим связаны перспективные направления в деятельности

транснациональных банков.

Также нужно отметить, что в деятельности ТНБ появились и другие виды

операций, не характерные ранее для банковской деятельности. В их числе

участие в сделках по аренде оборудования, или лизинг. Примером являются

достаточно известные специализированные лизинговые подразделения

«Бэнкамерика корпорейшн» в Японии и Мексике. В данных операциях банк либо

выступает прямым совладельцем лизинговых компаний, либо кредитует подобные

операции.

Достаточно развито участие транснациональных банков в операциях с

землей и с другой недвижимостью как в национальном, так и международном

масштабе. Начиная со второй половины 70-х годов быстро развиваются так

называемые «гонорарные» операции, т.е. новые виды деятельности, не

связанные с приемом депозитов и выдачей кредитов. За определенный гонорар

банки предоставляют консультационные услуги по финансовым вопросам,

выступают посредниками при покупке ценных бумаг, земли, отдельных

предприятий и целых компаний в международном масштабе.

При осуществлении международных операций (как и отечественных) главным

источником прибыли ТНБ все же остается предоставление кредитов.[7] Принципы

международного и отечественного кредита во многом одинаковы. Но еще раз

нужно отметить, что клиенты транснациональных банков весьма отличаются друг

от друга. Клиентами транснациональных банков могут являться:

импортеры и экспортеры, которым необходимо профинансировать свою

международную торговлю

корреспондентские банки, которым требуются денежные средства для

финансирования торговых или инвестиционных операций своих клиентов

крупные международные фирмы, которые нуждаются в фондах для зарубежных

инвестиций, контроля над процентным и валютно-курсовым риском

иностранные правительства, которым требуются деньги для финансирования

дефицита платежного баланса или для выполнения программ развития

Нужно отметить, что при исследованиях потенциальных и настоящих клиентов,

транснациональный банк особое внимание уделяет именно этим группам.

Транснациональный банк при этом осуществляет международную кредитную

деятельность в нескольких формах:

(предоставляет фонды непосредственно заемщику

( помещает фонды на депозит в корреспондентский банк

( заключает контракты с клиентом о предоставлении фондов в течение

некоторого будущего периода

( дает обязательство возвратить средства другому кредитору (третьей

стороне), если клиент не сможет этого сделать.

Транснациональный банк в некотором смысле достиг универсализации данного

вида деятельности.

При осуществлении международной деятельности транснациональные банки,

помимо валютного кредитования, предлагают много других некредитных

финансовых международных услуг и инструментов, широкое распространение

которых возникло в результате достаточно жесткой конкуренции со стороны

нефинансовых институтов. Международные коммерческие банковские услуги

весьма похожи на услуги, предоставляемые на отечественных рынках. Вместе с

тем, существуют значительные отличия международных коммерческих банковских

услуг. Последние могут быть подразделены минимум на семь агрегированных

категорий, в том числе:

5. принятие депозитов на оншорных рынках за границей и на оффшорных

(евровалютных) рынках

6. осуществление международных дилинговых операций с иностранной валютой,

межбанковскими депозитами, драгоценными металлами

7. услуги по финансированию международной торговли и денежному менеджменту

8. международные инвестиционные банковские услуги в форме андеррайтинга и

торговли международными эмиссиями капитальных, долговых и производных

ценных бумаг

9. трастовые услуги для институциональных клиентов и для богатых физических

лиц, а также розничный международный бэнкинг в различной форме, например,

туристских чеков или кредитных карточек

В целом разнообразие и сложность различных типов международных

финансовых услуг достаточно впечатляющи. Так, гигантские частные

государственные «финансовые супермаркеты» продают практически полный ряд

международных банковских продуктов по самой широкой шкале.

Таким образом, деятельность ТНБ достигла действительно огромных

масштабов. Необходимо отметить следующие основные черты деятельности

транснациональных банков:

( международный характер банковских операций, который в первую очередь

достигается за счет мощных филиальных сетей по всему миру и освоения новых

информационных технологий, которые позволяют совершать операции в

международном масштабе.

( универсализация деятельности ТНБ. Транснациональный банк превращается в

так называемый «супермаркет» финансовых услуг, в котором клиент может

получить практически любую финансовую услугу, существующую в мире на данный

момент. Освоение новых видов финансовых услуг возможных рынков происходит

прежде всего в результате жесткой конкуренции со стороны небанковских

институтов, т.е. различных инвестиционных фирм, финансово-консультационных,

различных пенсионных фондов и т.п.

высокая степень защищенности практически всех операций ТНБ, предоставление

высоких гарантий на совершаемые сделки, другими словами, хорошая степень

защиты от возможных рисков в данной области. Это прежде всего достигается

за счет политики высоконадежных клиентов, с которыми совершаются сделки и

которым ТНБ оказывают услуги, а также за счет политики выбора «надежной»

страны в процессе размещения филиалов и проведения операций на зарубежных

рынках. И в данном случае очень важным становится оценка рисков, связанная

с политической и экономической ситуацией в той стране, где

транснациональный банк собирается проводить какие-либо операции или

размещать свой филиал.

Именно в этих трех направлениях и разрабатываются маркетинговые программы

ТНБ. Маркетинговые исследования, основные стратегии ТНБ направлены прежде

всего на развитие этих трех направлений, их усовершенствование и

углубление.

( 1.2. Организационная структура транснационального банка в условиях

глобализации.

Транснационализация хозяйственной деятельности явилась важнейшей чертой

развития мировой экономики в уходящем XX веке. В современных условиях она

рассматривается в общем контексте глобализации, представляющей собой

постепенно нарастающий в историческом масштабе процесс взаимодействия

различных культур и цивилизаций, сложившихся в более или менее устойчивых

территориальных границах. Выход капитала за пределы национальных

государств, внутренне присущий его природе, соответствует основным

стратегическим установкам субъектов рынка, к побудительным мотивам которых

при осуществлении прямых зарубежных инвестиций можно отнести следующее:

1. Стремление к технологическому лидерству, который является в современном

мире залогом конкурентного преимущества на рынках.

2. Оптимизация размеров корпорации и экономия на масштабе организации, уже

не осуществимая в узких рамках национальных рынков.

3. Доступ к иностранным природным, финансовым, людским ресурсам для

надежного обеспечения собственного производства товаров и услуг.

4. Борьба за новые рынки, преодоление внешнеэкономических барьеров.

5. Снижение себестоимости и увеличение конкурентоспособности своей

продукции за счет рассредоточения производства и рационализации отдельных

операций воспроизводственного процесса.

6. Введение единой системы управления предприятиями корпорации, организация

внутреннего корпоративного рынка.

7. Установление прочного контроля за рынками иностранных государств не

только через филиалы материнских компаний, но и помощью союза с

политическими верхами, через которые они могут оказывать влияние на

принимающие государства.

Реализация в самых различных сочетаниях и пропорциях этих базовых

стратегических элементов породила многообразные стратегии и организационные

структуры действующих транснациональных корпораций и транснациональных

банков.

Организационная структура ТНБ и его отделений тесно связана со

стратегическим направлением деятельности банка в целом, с его глобальными

задачами. Стратегия во многом определяет как структуру самого банка, так и

структуру всех служб в банке. Нужно отметить, что если меняется стратегия

банка, то и меняется его организационная структура.

По типу ориентации организации структура может строиться по следующим

принципам:

8. По функциональному принципу: данный тип более распространен среди

национальных банков, хотя и встречается в ТНБ. Для него характерно

глобальное управление, которое осуществляется определенными специалистами,

управляющими отделами.

9. По географическому принципу: данный вид предполагает сосредоточение

деятельности банка на определенных регионах. Его целью является

географическое расширение деятельности банка. Именно этому принципу

уделяют внимание транснациональные банки.

10. По товарному или рыночному принципу: в данном случае банки

ориентируются на определенные банковские продукты или отрасли. Данный тип

в настоящее время становится более распространенным и для национальных, и

для транснациональных банков.

11. Нужно отметить, что самая эффективная структура учитывает в себе все

три направления. Транснациональные банки в большинстве случаев соединяют

географический и товарно-рыночный принципы, и тем самым обеспечивают себе

более эффективную работу, чем национальные банки.

12. Организационная структура транснационального банка и структура его

службы достаточно сложна. Выходя на новый зарубежный рынок, ТНБ должен

первоначально решить, в какой организационно-институциональной форме он

это осуществит. Данное решение очень важно для дальнейшей деятельности

ТНБ, и оно принимается в соответствии со стратегией транснационального

банка и по сути, и по функциональным возможностям, можно назвать

следующие:

13. 1. образование неоперационного подразделения за рубежом

(представительского офиса или просто представительства) для осуществления

в основном управленческих и маркетинговых функций для головного банка.

Данные функции носят в основном информационный, контактный, рекламный и

имиджевый характер.

14. 2. Образование международного департамента (валютного или

внешнеэкономического управления) в отечественном офисе штаб-квартиры ТНБ,

установление корреспондентских отношений с рядом специально отобранных

банков за рубежом и проведение международных операций через

корреспондентские межбанковские каналы.

15. 3. учреждение операционного отделения за рубежом в той или иной

доступной для ТНБ организационной форме (заграничного филиала, агентства,

дочернего или совместного банка) для осуществления полной или

ограниченной деятельности на территории пребывания и для международных

операций.

16. Необходимо дать более подробную оценку каждой организованной структуре

подразделения ТНБ.

17. Обычно транснациональный банк учреждает зарубежный представительский

офис в столице или ведущем финансовом центре зарубежного государства, если

он желает присутствовать там, но не имеет достаточного объема ожидаемых

операций или мало информации о финансовом рынке данной страны, чтобы

оправдать затраты, которые требуются для образования и функционирования

филиала. Представителем такого банка обычно назначается опытный работник

из головного офиса ТНБ, штат представительного офиса ТНБ обычно мал.

Представители не могут осуществлять каких-либо банковских операций, таких,

как принятие депозитов, предоставление кредитов, но они направляют

соответствующие предложения и заявки местных фирм и финансовых учреждений

головному офису банка иди его филиалам в других странах.

18. Чаще всего открытие представительского офиса предшествует учреждению

филиала. Представительство выполняет полезную функцию сбора финансово-

экономической информации о стране базирования, а именно о налогах,

особенностях регулирования банковской деятельности в этой стране, о

рыночных условиях. В некоторых странах ( типа Мексики и Колумбии) открытие

новых филиалов иностранных банков запрещено. Следовательно, многие крупные

банки присутствуют в таких странах, используя представительства.

19. Нужно отметить, что в России ТНБ в основном открывают свои отделения в

виде представительства, так как российский рынок достаточно неустойчив и

высокорискован, поэтому транснациональному банку прежде всего необходим

тщательный анализ структуры и тенденций развития российского финансового

рынка.

20. ТНБ может начать свои операции в другой стране, образовав в

отечественном офисе международный департамент. Внутреннее построение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.