реферат, рефераты скачать
 

Инновационный менеджмент


капиталовложений, принятым в организации.

5. Стартовые затраты на осуществление проекта.

6. Предполагаемое время, по истечении которого данный проект начнет

приносить расходов и доходов.

7. Наличие финансов в нужные моменты времени.

8. Влияние принятия данного проекта на другие проекты, требующие финансовых

средств.

9. Необходимость привлечения заемного капитала (кредитов) для

финансирования проекта, и его доля в инвестициях.

10. Финансовый риск, связанный с осуществлением проекта.

11. Стабильность поступления доходов от проекта (обеспечивает ли проект

устойчивое повышение темпов роста доходов фирмы, или доход от года к

году будет колебаться).

12. Период времени, через который начнется выпуск продукции (услуг), а,

следовательно, возмещение капитальных затрат.

13. Возможности использования налогового законодательства (налоговых

льгот).

14. Фондоотдача, т.е. отношение среднего годового валового дохода,

полученного от проекта, к капитальным затратам (чем выше уровень

фондоотдач и, тем ниже в общих расходах организации доля постоянных

издержек, не зависящих от изменения загрузки производственных

мощностей, а, следовательно, тем меньше будут убытки в случае ухудшения

экономической конъюнктуры; если уровень фондоотдачи в данной организации

ниже среднеотраслевого, то в случае кризиса у нее больше шансов

разориться одной из первых).

15. Оптимальность структуры затрат на продукт, заложенный в проекте

(использование наиболее дешевых и легко доступных производственных

ресурсов).

Научно-техническая эффективность инноваций

К критериям оценки научно-технической эффективности инновационной

деятельности относятся:

1. Вероятность технического успеха инновации.

2. Патентная чистота (не нарушено ли патентное право кого-либо из

патентодержателей).

3. Уникальность продукции (отсутствие аналогов).

4. Наличие научно-технических ресурсов, необходимых для осуществления

проекта.

5. Соответствие проекта стратегии НИОКР в организации.

6. Стоимость и время разработки.

7. Возможные будущие разработки продукта и будущие применения новой

генерируемой технологии.

8. Воздействие на другие проекты.

9. Патентоспособность (возможна ли защита проекта патентом)

10. Потребности в услугах консультативных фирм или размещении внешних

заказов на НИОКР.

Социальная и экологическая эффективность инноваций

> Возможное вредное воздействие продуктов и производственных

процессов.

> Правовое обеспечение проекта, его непротиворечивость

законодательству.

> Возможное влияние перспективного законодательства на проект.

Возможная реакция общественного мнения на осуществление проекта

2.2. Характеристика результатов инновационной деятельности

В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и

усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные

технологические процессы, появляются новые формы организации и управления

различными сферами экономики и ее структурами.

Результаты инновационной деятельности выражаются в виде инновационной

продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в

неовеществленной форме (например «ноу-хау»).

Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними

права. Возникает такое юридическое понятие, как интеллектуальная

собственность. Данное понятие предусмотрено Конвенцией, учредившей

Всемирную организацию интеллектуальной собственности в 1967 г. Задача

Всемирной организации интеллектуальной собственности состоит в содействии

ее охране. В России законодательная охрана интеллектуальной собственности

гарантирована Конституцией Российской Федерации (ст. 44).

Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В

Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 138) установлено такое

средство индивидуализации продукции — товарный знак. В Законе Российской

Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест

происхождения товара» дается следующее определение:

«Товарный знак и знак обслуживания (далее — товарный знак ТЗ) — это

обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних

юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее

товаров) других юридических или физических лиц». Товарным знаком может быть

оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п.

Право на использование товарных знаков получают посредством их

регистрации. Во всем мире товарные знаки применяются и защищаются. Товарные

знаки играют важную роль как для производителей и продавцов, так и для

покупателей новшеств. Они указывают, кто несет ответственность за

определенный товар.

Однородная продукция может выпускаться разными производителями,

распространяться разными продавцами. Причем и производители, и продавцы

могут иметь свои товарные знаки. Именно товарный знак служит ориентиром,

основанием при выборе товара. Если покупатель будет удовлетворен

приобретенным товаром, в дальнейшем он будет руководствоваться товарным

знаком.

Товарный знак выполняет следующие функции:

служит ориентиром при выборе товара;

указывает на наличие соответствующего качества товара;

выделяет товар из однородных товаров других производителей;

показывает источник происхождения товара, так как информация о владельцах

товарных знаков внесена в реестр товарных знаков, зарегистрированных в

Патентном ведомстве;

рекламирует товар, так как обеспечивает производителю известность, что

стимулирует и сохраняет спрос на товары;

позволяет производителю или продавцу занять определенное положение на рынке

благодаря признанию товарного знака.

Товарный знак входит в состав нематериальных активов, является предметом

лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности

(составной частью интеллектуальной собственности).

Результатом инновационной деятельности являются и ноу-хау («знаю,

как»), которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные

знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического,

административного, финансового и иного характера. Использование «ноу-хау»

обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их

получившему.

«Ноу-хау» могут быть незапатентованные технологические знания и

процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по проектированию,

расчетам, строительству и производству изделий; проведению научных

исследований и разработок; состав и рецепты материалов, веществ и др., а

также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.

Следствием инновационной деятельности являются новые художественно-

конструкторские (дизайнерские) решения внешнего вида изделия — промышленные

образцы. Промышленные образцы отражают единство технических, функциональных

и эстетических свойств изделия, входят в состав нематериальных активов,

являются предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной

собственности.

Права на изобретения, товарные знаки и другие результаты инновационной

деятельности оформляются лицензией.

Материальные результаты инновационной деятельности выступают в виде

созданных и освоенных новых машин, оборудования, аппаратов, приборов и

средств автоматизации. Созданные и освоенные образцы машин, оборудования,

аппаратов, приборов и средств автоматизации делятся на новые,

модернизированные и модифицированные.

Эффективность инновационной деятельности можно оценить через

конкурентоспособность новой продукции, успешное представление ее на

внутреннем и внешнем рынках.

Результаты инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынках

могут быть представлены путем передачи научно-технических знаний и опыта

для оказания научно-технических услуг, новых технологий. Рассмотрим

некоторые аспекты, связанные с выходом на лицензионный рынок.

Передача технологий может происходить как в пределах одной страны, так

и на международном уровне.

Лицензионная торговля представляет собой основную форму международной

торговли. Она охватывает сделки с «ноу-хау», с патентами на изобретения.

Кроме того, возможны лицензии на передачу прав использования патентов без

соответствующего «ноу-хау». Одним из факторов быстрого развития

лицензионной торговли является высокая доходность лицензионных операций.

Это объясняется и тем, что они менее рискованны по сравнению с прямым

инвестированием.

Результаты инновационной деятельности, являющиеся объектом

лицензионных сделок и нелицензионной продажи «ноу-хау», — это специфический

товар мирового рынка.

Такой товар, как технология, нужно рассматривать с учетом:

потребительной стоимости;

труда по созданию;

процесса потребления технологических знаний. Технологические знания

являются нематериальным продуктом, его полезность не определяется формой

материального носителя (техническая документация, опыт и т.п.). Она

заключается в создании условий для повышения эффективности производства,

выпуска новых видов продукции и ускорения ее реализации.

Каждое новое техническое решение, относящееся к производству, является

уникальным и неповторимым. Поэтому каждый отдельный технологический товар

нельзя непосредственно связывать с другим товаром, хотя последний может

относиться к той же отрасли производства. Сравнивать технологии можно

только через полезный эффект от их использования.

Затраты труда на производство нематериального продукта отличаются от

затрат труда на производство материальных носителей знаний. Прежде всего

труд по созданию новой технологии как один из видов научного труда носит

творческий характер. Затраты труда по созданию технологии отличаются от

затрат труда по ее непосредственному внедрению в производство. Последние

включают работы по проектированию и строительству предприятий, обучение

персонала, организацию и управление и др.

Специфика потребительной стоимости и труда по созданию технологии

предопределяет особенности потребления этого товара. Технологические знания

используются в производственном процессе, однако, характер их потребления

обусловливает то, что труд по созданию технологических знаний не

переносится на продукт предприятия, который создается с помощью этих

знаний.

На использование технологии влияют:

темпы устаревания технологии и замены ее новой, более совершенной;

скорость распространения данных технологий, что обусловливает исчезновение

дополнительного дохода лицензиата.

Все изложенное выше влияет на формирование цен на лицензии, «ноу-хау».

На величину дополнительной прибыли лицензиата влияют:

производственный риск;

коммерческий риск;

конкуренция со стороны альтернативных технологий.

Производственный риск связан с тем, что предприятие лицензиата не

реализует тех показателей, которые планируются в соответствии с данной

лицензией или «ноу-хау». Вероятность производственного риска зависит от

степени разработанности новой технологии.

Коммерческий риск при приобретении лицензии и «ноу-хау» возникает в

силу того, что лицензиат не всегда может реализовать произведенную

продукцию и, следовательно, не обязательно получит расчетную сумму

дополнительной прибыли.

Базой международной торговли лицензиями и «ноу-хау» является патентная

деятельность стран — экспортеров технологии. Ведущая роль в патентовании

изобретений принадлежит промышленно развитым странам. Первое место по числу

заявок на патенты и выданных патентов занимает Япония, второе — США.

Промышленно развитые страны являются привлекательным рынком технологий.

2.3. Выход на рынок технологий как результат нововведений

Результаты инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынках

могут быть представлены путем передачи научно-технических знаний и опыта

для оказания научно-технических услуг, новых технологий. Рассмотрим

некоторые аспекты, связанные с выходом на лицензионный рынок.

Передача технологий может происходить как в пределах одной страны, так

и на международном уровне.

Лицензионная торговля представляет собой основную форму международной

торговли. Она охватывает сделки с «ноу-хау», с патентами на изобретения.

Кроме того, возможны лицензии на передачу прав использования патентов без

соответствующего «ноу-хау». Одним из факторов быстрого развития

лицензионной торговли является высокая доходность лицензионных операций.

Это объясняется и тем, что они менее рискованны по сравнению с прямым

инвестированием.

Результаты инновационной деятельности, являющиеся объектом

лицензионных сделок и нелицензионной продажи «ноу-хау», — это специфический

товар мирового рынка.

Такой товар, как технология, нужно рассматривать с учетом:

потребительной стоимости;

труда по созданию;

процесса потребления технологических знаний. Технологические знания

являются нематериальным продуктом, его полезность не определяется формой

материального носителя (техническая документация, опыт и т.п.). Она

заключается в создании условий для повышения эффективности производства,

выпуска новых видов продукции и ускорения ее реализации.

Каждое новое техническое решение, относящееся к производству, является

уникальным и неповторимым. Поэтому каждый отдельный технологический товар

нельзя непосредственно связывать с другим товаром, хотя последний может

относиться к той же отрасли производства. Сравнивать технологии можно

только через полезный эффект от их использования.

Затраты труда на производство нематериального продукта отличаются от

затрат труда на производство материальных носителей знаний. Прежде всего

труд по созданию новой технологии как один из видов научного труда носит

творческий характер. Затраты труда по созданию технологии отличаются от

затрат труда по ее непосредственному внедрению в производство. Последние

включают работы по проектированию и строительству предприятий, обучение

персонала, организацию и управление и др.

Специфика потребительной стоимости и труда по созданию технологии

предопределяет особенности потребления этого товара. Технологические знания

используются в производственном процессе, однако, характер их потребления

обусловливает то, что труд по созданию технологических знаний не

переносится на продукт предприятия, который создается с помощью этих

знаний.

На использование технологии влияют:

темпы устаревания технологии и замены ее новой, более совершенной;

скорость распространения данных технологий, что обусловливает исчезновение

дополнительного дохода лицензиата.

Все изложенное выше влияет на формирование цен на лицензии, «ноу-хау».

На величину дополнительной прибыли лицензиата влияют:

производственный риск;

коммерческий риск;

конкуренция со стороны альтернативных технологий.

Производственный риск связан с тем, что предприятие лицензиата не

реализует тех показателей, которые планируются в соответствии с данной

лицензией или «ноу-хау». Вероятность производственного риска зависит от

степени разработанности новой технологии.

Коммерческий риск при приобретении лицензии и «ноу-хау» возникает в

силу того, что лицензиат не всегда может реализовать произведенную

продукцию и, следовательно, не обязательно получит расчетную сумму

дополнительной прибыли.

Базой международной торговли лицензиями и «ноу-хау» является патентная

деятельность стран — экспортеров технологии. Ведущая роль в патентовании

изобретений принадлежит промышленно развитым странам. Первое место по числу

заявок на патенты и выданных патентов занимает Япония, второе — США.

Промышленно развитые страны являются привлекательным рынком технологий.

2.4. Роль государственного управления в активизации инновационной

деятельности.

Научная деятельность традиционно считается сферой активной

государственной политики. Дело в том, что научные идеи не могут быть

непосредственно использованы в хозяйственной деятельности, целью которой

является прибыль. Поэтому организации и компании весьма сдержанно идут на

прямое финансирование исследований, хотя испытывают большую потребность в

их результатах. В современных условиях государство во многом берет на себя

функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного

процесса - научными знаниями и идеями. Именно поэтому НТП в официальных

документах ведущих стран рассматривается как единая цепь: научные идеи и

разработки - инновационный бизнес - широкомасштабное использование.

Государство призвано формировать цели и принципы своей политики и

собственные приоритеты в этой области. Целями научной и инновационной

политики ведущих стран мира. как правило, являются -увеличение вклада науки

и техники в развитие экономики страны; обеспечение прогрессивных

преобразований в сфере материального производства; повышение

конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке; укрепление

безопасности и обороноспособности страны; улучшение экологически

обстановки; сохранение и развитие сложившихся научных школ.

Государство одновременно определяет цели инновационной политики,

разрабатывает ее принципы, на основании которых она будет проводиться в

науке я инновационной сфере, а также механизм ее реализации. Эти принципы

зависят от сложившейся хозяйственной системы страны, глубины воздействия

государственных институтов на экономическую деятельность.

Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как

отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода

функционирования экономики на рыночные отношения

Однако украинское правительство не уделяет достаточного внимания

проблемам вывода страны из кризиса

Для выхода из кризиса необходимо разработать стратегию сохранения и

развития научно-технического и инновационного потенциала страны по

следующим направлениям :

1) реструктуризация научно-технического потенциала в различных отраслях

экономики с учетом концентрации материальных, финансовых и интеллектуальных

ресурсов на прорывных направлениях науки и техники,

2) создание фонда имущества науки и инноваций за счет объектов науки,

являющихся государственной собственностью и не используемых по назначению,

3) разработка системы использования лизинга как эффективного рыночного

механизма для субъектов инновационной деятельности, разрабатывающих и

производящих наукоемкую продукцию с использованием дорогостоящих приборов и

оборудования,

4) совершенствование механизмов системы привлечения банковского кредита

для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития

рынка капитала,

5) разработка и использование системы обязательных отчислений части

прибыли от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и минерального сырья для

создания фонда инноваций в топливно-энергетический комплекс,

6) создание в финансово-промышленных группах наряду с системой

консолидации финансовых и производственных потенциалов специальных

инновационных центров, координирующих и реализующих инновационные проекты,

7) формирование института разработчиков и управляющих инновационными

проектами из числа научно-технических работников, ученых и специалистов;

8) образование на базе фондов, поддерживающих инновационную

деятельность ассоциации фондов с развитым финансовым капиталом для помощи

прорывным проектам;

9) формирование системы целевого использования средств амортизационного

фонда на финансирование мероприятий, связанных с проведением НИОКР,

экспериментальных и других видов работ, освоением инноваций, патентованием

новых решений, приобретением и освоением отечественных и зарубежных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.