реферат, рефераты скачать
 

Инновационный менеджмент


патентных и беспатентных лицензий,

10) разработка предложений об изменении налогового законодательства,

обеспечивающих значительное повышение инновационной активности

Инструментами государственного регулирования должны стать :

• социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной

политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной,

структурной политики и др.;

• государственно-административные, общеэкономические и рыночные

регуляторы;

• федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации

экономических процессов;

• государственные заказы и современные контрактные системы;

• индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных

предприятий и организаций и других форм собственности;

• механизм интеграции регуляторов и структур.

Государственная научно-техническая программа - комплекс взаимосвязанных

по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное

решение важнейших научно-технических проблем на приоритетных направлениях

развития науки и техники. Отбор программ осуществляется. исходя из

социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики,

международных обязательств, при соблюдении следующих условий: существенной

их значимости для крупных структурных изменений, направленных на

формирование нового технологического уклада, принципиальное новизне и

взаимосвязанности программных мероприятие (проектов), необходимых для

широкомасштабной распространения прогрессивках научно-технических

достижений.

К основным функциям государственных органов в инновационной сфере

относятся следующие:

1) аккумулирование средств на научные исследования и инновации;

2) координация инновационной деятельности;

3) стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование

инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей

продукции;

4) создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы

защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

5) кадровое обеспечение инновационной деятельности;

6) формирование научно-инновационной инфраструктуры;

7) институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях

государственного сектора;

8) обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

9) повышение общественного статуса инновационной деятельности;

10) региональное регулирование инновационных процессов;

11) регулирование международных аспектов инновационных процессов.

Государство в первую очередь осуществляет программы развития приоритетных

направлений науки и техники. В их числе программы по созданию

высокоэффективных процессов производства для агропромышленного комплекса,

экологически чистых и ресурсосберегающих технология в энергетике, химии,

металлургии; новых материалов; технологий и оборудования для строительства,

транспорта, создание технологи, машин для производств будущего,

перспективных информационных технологий. В рамках государственных научно-

технических программ предусматриваются также создание новых лекарственных

средств, развитие медицины и здравоохранения, решение социальных проблем.

Статистическое наблюдение за ходом выполнения государственных научно-

технических программ осуществляется в рамках статистики ассигнований на

научные исследования и разработки. Внутренние текущие затраты на научные

исследования и разработки рассматриваются в разрезе направлений (программ)

и крупных областей науки.

Государственная научно-техническая политика не может и не должна

ограничиваться лишь финансовой поддержкой научно-технических программ и

предоставлением различных льгот хозяйствующим субъектам, которые

осуществляют инновационную деятельность. Государство обязано выполнять

(посредством своих уполномоченных исполнительных органов прежде всего

инновационных научно-технических фондов) функции экономической

(коммерческой) реализации научно-технических новшеств, выступать основным

инвестором интеллектуального капитала, субъектом присвоения экономических

эффектов НТП.

Отбор программ направлений и программ, для отнесения их к уровню

государственных приоритетов, должен осуществляться при наличии совокупности

следующих условий:

- соответствие программы и входящих в ее состав проектов приоритетным

направлениям развития науки и техники и перечню критических

технологий; существенная значимость решаемой проблемы;

- невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет использования

действующего рыночного механизма и необходимость государственной

поддержки;

- принципиальная новизна и технологическая прогрессивность научно-

технических результатов, способных оказать существенное влияние за

структурные соотношения в технологическом укладе экономики и повышение

эффективности производства;

- масштабность сферы применения результатов;

- необходимость координации межотраслевых связей технологически

сопряжённых отраслей и производств;

- достаточность (полнота и взаимосвязанность) системы программных

мероприятий для эффективного решения поставленных задач;

- реальность решения проблемы, исходя из возможностей созданного задела

наличия кадров, материально-технической базы и иных необходимых

ресурсов.

Основные направления поддержки государственной инновационной политики в

Украине:

• содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост

конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-

технических достижений и обновления производства,

• ориентация на всемерную поддержи базисных и улучшающих инноваций

составляющих основу современного технологического уклада,

• сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с

эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного

механизма, защитой интеллектуальной собственности,

• содействие развитию инновационной деятельности в регионах Украины

международному трансферту технологий международному инвестиционному

сотрудничеству, защите интересов национального инновационного

предпринимательства.

Сложившийся механизм государственной, поддержки научной инновационной

деятельности в Украине представлен на рис 1.

Рисунок 1.1 Формы поддержки научной деятельности.

Рисунок 1.2. Формы государственной поддержки инновационной

деятельности.

К основным принципам государственной политики в научной и инновационной

деятельности относятся свобода научного и научно-технического творчества,

правовая охрана интеллектуальной собственности, интеграция научной, научно-

технической деятельности и образования, поддержка конкуренции в сферах

науки и техники, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях

научного развития, стимулирование деловой активности в научной, научно-

технической и инновационной деятельности: развитие международного научного

сотрудничества.

На рис. 1 представлены основные формы государственной поддержки научной

и инновационной деятельности в развитых странах мира. По уровню и формам

поддержки в мировой практике принято выделять государственные стратегии

активного вмешательств, децентрализованного регулирования и смешанные.

Центральное место в системе прямого государственного регулирования

занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных

средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться

государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные

цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого

характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства

возможно создание специализированных государственных холдинговых и

инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и

создания первоначального спроса на инновации имеют государственные

контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную

продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при

использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.

Исключительной прерогативой государства является правовое

регулирование инновационных процессов. Необходимо законодательное

закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных

работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научно-

технической и инновационной политики. Закон должен определить стратегию,

принципы и порядок формирования государственной научно-технической

политики; место научной и научно-технической деятельности в государстве,

обществе, экономике; правовой статус научного работника; закрепить виды

научных организаций, множественность источников финансирования отрасли,

принципы управления научной деятельностью, основные формы воздействия

органов государственной власти на государственном и региональном уровнях в

сфере науки; отразить правовые основы регулирования международного научного

и научно-технического сотрудничества.

Организационный механизм государственного регулирования инновационной

деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно

заинтересованных структур и в то же время создать условия для

согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами

инновационной политики выступают органы государственной власти (центральные

и местные), предприятия и организации государственного сектора,

самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами

научные работники и инноваторы.

Глава 3. Оценка инновационной деятельности в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Роль науки и инновационной деятельности

Известно, что научное сообщество страны выполняет ориентирующую

функцию в жизнедеятельности населения, а научный комплекс в целом

обеспечивает развитие экономики на основе модернизации и смены технологий.

Наука – это мост между настоящим и будущим и его легко разрушить, но для

воссоздания необходимы многие годы и значительные усилия. Россия – как

крупная держава, обладающая большой территорией, богатыми природными

ресурсами и выгодным географическим положением может выдержать острую

конкуренцию за мировые, а также за собственные рынки продукции, услуг и

высококвалифицированного труда только при развитой науке и мощном

инновационном потенциале.

Политические и экономические преобразования 1991-1996 годов нанесли

научному комплексу огромный, а некоторой части и непоправимый ущерб.

Масштаб и глубина кризиса этого сектора превосходят показатели

общеэкономического спада. Резко сократился объем проводимых исследований и

разработок. Например, по сравнению с 1991 годом численность занятых

исследованиями и разработками уменьшилась почти вдвое, капитальные вложения

в развитие материально-технической базы науки сократились в десятки раз.

Роль и место науки в обществе существенно зависят от уровня развития

общественного сознания, информированности населения о возможностях

применения результатов научно-технической деятельности для решения

социально-экономических задач, а также реально полученных практических

результатов такого применения.

Практически по всем составляющим тенденции в сфере инновационной

деятельности российской экономики не соответствует тенденциям мировой

системы хозяйствования. В целом инновационная деятельность находится на

крайне низкой ступени развития и для изменения этого состояния потребуются

целенаправленные усилия со стороны государственных органов и всех

хозяйствующих субъектов. При этом следует иметь в виду не только резкое

изменение уровня оплаты и оснащенности инновационной деятельности, но и

необходимость изменения сложившегося общественного сознания, что выдвигает

в качестве приоритетных сферу педагогики и непрерывного образования. Это, в

свою очередь, предполагает переориентацию сферы инновационной деятельности

и структурных преобразований экономики в прогрессивном направлении и

приведение ее к требованиям, диктуемым проблемами современного состояния

цивилизации, таких как высокая экологическая напряженность, исчерпание

традиционных ресурсов, необходимость гармоничного освоения территории.

Главная причина невостребованности отечественной науки заключается в

том, что избранный вариант начального этапа реформирования (энергичное

перераспределение прав собственности за короткий период – 2-3 года) не

опирался на достоверное научное знание. Переходный этап вопреки ожиданиям

затянулся, экономический рост, которых требует научного сопровождения и

технологической поддержки, постоянно отодвигается.

Диапазоном возможной ориентации отечественной науки может изменяться

от активной роли науки и инновационной сферы в реформировании экономики до

модели локального сопровождения импортируемых технологий образовательного

ценза населения. Этот выбор определяется как позицией руководства страны,

так и самоопределением научного сообщества в социальном пространстве, а

также отношением населения к роли науки, к ученым и их научной

деятельности. Промедление с выбором национальной модели науки неуклонно

сужает поле возможных решений, прежде всего, за счет исключения из их числа

наиболее позитивных, активных и конструктивных вариантов. Если научная

общественность ее не построит, а руководство страны своевременно не

поддержит, то время и конкуренты на мировых рынках оставят для

конструирования отечественной модели экономики и науки лишь менее

благоприятные варианты.

Все промышленно развитые страны создали соответствующие их

национальных интересам инновационные сферы, позволяющие прежде всего быстро

осваивать результаты собственных разработок либо приобретенные патенты и

лицензии. Фирмы и компании развитых стран получают значительные налоговые

льготы, льготные кредиты и субсидии на выполнение НИОКР, освоение и

начальное тиражирование новшеств (на период до 3-х лет). Это позволяет

развитым странам с опорой на науку и новые технологии формировать и

отстаивать свои цели и национальные интересы, решать вопросы национальной

безопасности и роста благосостояния своих стран, содействовать

гармоническому развитию общества, заботиться об интересах будущих поколений

и решать проблемы экологии.

3.2. Характеристика современного научного потенциала

Сложившаяся ситуация в науке и научном комплексе в целом характеризуется

преобладанием устойчиво отрицательных для дальнейшего развития тенденций.

Это проявляется в следующем:

Наука и инновационная деятельность (новая техника, технологии и материалы),

по-прежнему, остаются практически невостребованными. Это проявляется в

сокращении числа образцов вновь создаваемых типов машин, оборудования,

приборов, средств автоматизации. Об этом также свидетельствует неизменно

уменьшающееся количество освоенных производством образцов новой техники.

Объем финансирования науки в 1999 году уменьшился почти в 20 раз по

отношению к уровню 1989 года. Сохраняющий стабильный уровень производства

сырьевой сектор (нефтедобывающая, газовая промышленность) в основном

ориентируется на закупку импортной техники и технологий, а горнодобывающая,

металлургическая промышленность, железнодорожный транспорт и авиация

эксплуатируют изношенную на 2/3 и морально устаревшую технику.

Уровень среднемесячной заработной платы в сфере науки и научного

обслуживания находится на девятом месте среди 15 основных отраслей

экономики, а задолженность госбюджета науки составляет на сегодняшний день

около половины запланированных средств.

Организационно распался самый крупный сектор науки –отраслевая наука, доля

которого в 1990 году составляла примерно 60%. При этом промышленность

практически лишилась дееспособных научных коллективов, осуществляющих

научное сопровождение производства, а академическая и вузовская наука –

партнеров по доведению идей, технических и технологических решений до

практического освоения. Лишь частично смогло компенсировать эту потерю опыт

созданию сети государственных центров (ГНЦ) и организаций, которым присвоен

статус ГНЦ. Это позволило обеспечить определенную государственную поддержку

передовых научных школ и продолжить наиболее приоритетные фундаментальные и

поисковые исследования, а также проведение прикладных научно-

исследовательских и опытно-конструкторских разработок по программам,

согласованным с министерствами и ведомствами.

Наука и научный комплекс финансируются государством из незащищенных

разделов бюджета по остаточному принципу. Резко сократились затраты на

закупку приборов и научного оборудования, расходы на проведение научных

экспериментов.

Крайне недостаточен приток талантливой молодежи в науку. Если наиболее

многочисленная группа исследователей находилась в 1988 году в интервале 30-

39 лет, в 1998 году наиболее многочисленная группа исследователей

переместилась в возрастной интервал 40-49 лет, наиболее квалифицированную

часть научного потенциала составляют доктора наук, возраст которых в

основном превышает 60 лет.

Размеры помощи российской науке со стороны развитых стран, достигавшие в

1992-94 годах около трети всех затрат на науку, имеют устойчивую тенденцию

к сокращению.

Проектировавшаяся реформаторами модель российской науки представлялась

еще более ограниченной: первоначально (в середине 1993 года) намечалось

сокращение вдвое размеров фундаментальной (прежде всего академической)

науки, а общая численность исследователей должна быть сокращена почти

втрое. Такие оценки формировались без учета особенностей сложившегося

научного комплекса России на основе пропорций отчисления на науку от ВВП в

развитых странах.

3.3. Приоритеты развития науки и научного комплекса в России

При формировании целей развития научного комплекса страны важно помнить,

что наука как социальный инструмент, по крайней мере, две составляющие с

точки зрения ее взаимоотношений с обществом.

Первая относится, прежде всего, к фундаментальной науке и отражает

естественный ход ее развития, определяемы накопленным научным знанием,

творческим потенциалом ученых и, частично, воздействием улавливаемого этими

учеными социального заказа. Научные знания имеют всеобщий характер и

коллективы ученых, порождающие эти знания, входят в мировое научное

сообщество, являются достоянием общечеловеческой цивилизации и развиваются,

ориентируясь на решение проблем глобального развития человечества.

Вторая составляющая относится к прикладной науке, которая

ориентирована на решение социальных и экономических задач страны и может

энергично и результативно развиваться при наличии достаточно отчетливо

сформулированного и оплаченного обществом социального заказа на результаты

научно-технической деятельности. Это сфера практически прямого воздействия

на масштабы и качество ожидаемых научных и технологических результатов со

стороны органов управления обществом и государством. Социальная и

экономическая эффективность деятельности второй составляющей существенно

зависит от трудовой этики населения.

Особую тревогу вызывает фактический распад прикладной науки и

устойчивое снижение научно-технологического потенциала страны. Это

означает, что экономика страны лишается ее постоянно обновляющей основы, а

смена технологии в ближайшем будущем будет зависеть даже не столько от

продажи России лицензий на новые технологии, сколько от прямых поставок

устаревшего импортного оборудования и технологии. Все это только увеличит

отставание России от ведущих стран мира, поскольку в этих условиях Россия

не сможет ни предлагать мировому сообществу новую технику, ни

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.