реферат, рефераты скачать
 

Инновационный менеджмент


Инновационный менеджмент

Содержание.

1. Инновационный менеджмент – одно из направлений

стратегического планирования.

1.1 Нововведения как объект инновационного менеджмента

. Рынок новшеств (новаций)

. Рынок чистой конкуренции нововведений

. Рынок капитала (инвестиций)

2. Инновационный проект: понятия, основные этапы создания и

реализации.

3. Эффективность инновационного процесса.

4. Методы оценки инвестиционных проектов

. Срок окупаемости инвестиций

. Коэффициент эффективности инвестиций

. Дисконтирование денежных потоков

. Чистая текущая стоимость

. Рентабельность инвестиций

. Метод перечня критериев

. Балльный метод

. Прочие методы

5. Порядок оценки инвестиционных проектов

6. Литература

1. Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического

планирования.

1.1 Нововведения как объект инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной

общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее

время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам

управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной

деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты

хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного

общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

В специальной литературе и официальных документах чаще всего

использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение

достижений науки и техники в производство и т.п., что характерно для

централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования,

где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую

самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи.

Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных

понятий в области инновационного менеджмента.

Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом

английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает

«введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств».

Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод,

изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» в

буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования

новшества.

Таким образом, с момента принятия к распространению новшества

приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс

введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации.

Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение

(инновацию) называется инновационным лагом.

В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество,

новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения,

новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное

признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже

в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат

ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс перевода новшества

(новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных

ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях

рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках

которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами

инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения.

Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала

(инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции

нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной

деятельности (рис.1).

Рис.1 Схема инновационной деятельности.

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование

новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-

технических и социально-экономических решений производственного,

финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период

времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его

использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом

последовательности проведения работ жизненный цикл инновации

рассматривается как инновационный процесс.

Рынок новшеств (новаций). Основным товаром рынка является научный и

научно-технический результат продукт интеллектуальной деятельности, на

который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в

соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и

другими законодательными и нормативными актами.

В мировой практике принято различать научную (научно-

исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также

экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-

исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и

применение новых знаний.

Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научные

коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские

подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и

отделы, отечественные и зарубежные новаторы.

Рынок чистой конкуренции нововведений. Рынком чистой конкуренции

называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со

сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не

оказывает большого влияния на уровень текущих цен. Использование понятия

«чистой» конкуренции позволяет нам уйти от рассмотрения вопросов ценовой,

неценовой, недобросовестной и других видов состязания и борьбы между

субъектами производственных отношений за наиболее выгодные сферы приложения

капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной и научно-

технической деятельности.

Ранее отмечалось, что от новшества как результата научной и научно

технической деятельности до нововведения как общественного признания новых

технологий, товаров, видов услуг, новых методов и т.п. осуществляется

процесс с затратами времени и ресурсов. Рынок чистой конкуренции выступает

в этом процессе с двойственных позиций, которые представляют собой единство

и борьбу противоположностей.

При всем разнообразии форм участия организаций на рынке новшеств

определяющим условием является объем инвестиций как в сферу научной и

научно-технической деятельности, так и в процесс преобразования новшеств в

нововведения.

Рынок капитала (инвестиций). Трудно найти организацию, которая не

хотела бы обновления и развития. Домашнему хозяйству необходимо приобрести

и/или обновить мебель, видеотехнику, автомобиль, ковры, осветительную

аппаратуру и т.п. Предприятию желательно приобрести новые технологии,

конкурентоспособные на внешнем и внутреннем рынках продукции (услуги),

найти новые рынки сбыта своей продукции, новых поставщиков и покупателей.

Государству требуются новые виды вооружений, экологически чистые виды

энергии, ресурсосберегающие технологии и т.п. Мировое сообщество

осматривает проекты дальнейшего освоения околоземного пространства полета

на Марс, использования ресурсов Мирового океана и др. Современное развитие

науки и техники позволяет достичь всего этого уже сегодня. Однако в

качестве основного ограничения удовольствия потребностей любого субъекта

хозяйствования выступает капитал во всех его видах (ссудный, оборотный,

акционерный, венчурный, уставный и др.).

В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и

среднесрочные инвестиции, так как инновационный процесс длится в среднем 3

- 5 лет и более. В условиях глубокого экономического кризиса в Российской

Федерации государственные источники финансирования резко сокращаются.

Концепцией государственной промышленной политики России, разработанной

Государственным комитетом РФ по промышленной политике, предусматривается

закрепление в законодательном порядке следующих основных норм

инвестиционной политики в промышленности:

. На безвозвратной основе из федерального бюджета могут

финансироваться только фундаментальные научные исследования, а

также объекты федерального значения некоммерческого характера и

объекты, связанные с поддержанием национальной безопасности;

. Все остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться

только на возвратной и конкурсной основе;

. Преимущественными формами предоставления государственных ресурсов

на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных

бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным

бумагам.

В самом общем виде инвестиции представляют собой долгосрочные вложения

средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли. В

специальной литературе можно встретить различные варианты классификации

инвестиций.. По экономической сущности и целям инвестиции подразделяются на

реальные и финансовые. Реальные инвестиции осуществляют организации и

другие субъекты хозяйствования, приобретая землю, средства производства,

нематериальные и другие активы. Финансовые инвестиции – это покупка

субъектами хозяйствования и частными лицами ценных бумаг различных

эмитентов. В данном случае приток капитала в бизнес происходит через

инвестирование средств в ценные бумаги.

Рассмотрев рынок новшеств, рынок чистой конкуренции и рынок капитала

(инвестиций) как основных составляющих инновационной сферы, сформулируем

содержание понятия «инновационная сфера», определим область инновационной

деятельности как формы общественного разделения труда и охарактеризуем

основные этапы инновационного процесса.

Инновационная сфера представляет собой систему взаимодействия

инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной

продукции, услуги и организации в целом. На этом инновационный процесс

завершается.

2. Инновационный проект: понятия, основные

этапы создания и реализации

Понятие инновационный проект употребляется в двух смыслах:

1. Как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление

комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение

определенных целей;

2. Как система организационно-правовых и расчетно-финансовых

документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.

Каждый проект независимо от сложности и объема работ, необходимых для

его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от

состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет».

Согласно сложившейся практике, состояния, через которые проходит проект,

называют фазами. Каждая фаза разработки и реализации проекта имеет свои

цели и задачи (таблица 1).

Создание и реализация проекта включает следующие этапы:

1. Формирование инвестиционного замысла (идеи);

2. Исследование инвестиционных возможностей;

3. Подготовка контрактной документации;

4. Подготовка проектной документации;

5. Строительно-монтажные работы;

6. Эксплуатация объекта;

7. Мониторинг экономических показателей.

Таблица 1.

Содержание фаз жизненного цикла проекта.

|Прединвестиционная фаза |Инвестиционная фаза |

|Проекта |Проекта |

|Прединвестицио|Разработка |Проведение |Реализация |Завершение |

|н-ные |документации и|торгов и |проекта |проекта |

|исследования и|подготовка к |заключение | | |

|планирование |реализации |контрактов | | |

|проекта | | | | |

|1. Изучение |1. Разработка |1. Заключение|1. Разработка |1. |

|прогнозов |плана |контрактов |плана |Пусконаладоч- |

| |проектно-изыск| |реализации |ные работы |

| |ательских | |проекта | |

| |работ | | | |

|2. Анализ |2. Задание на |2. Договор на|2. Разработка |2. Пуск |

|условий для |разработку ТЭО|поставку |графиков. |объекта. |

|воплощения |и разработка |оборудования.| | |

|первоначальног|ТЭО. | | | |

|о замысла, | | | | |

|разработка | | | | |

|концепции | | | | |

|проекта. | | | | |

|3. |3. |3. Договор на|3. Выполнение |3. |

|Предпроектное |Согласование, |подрядные |работ. |Демобилизация |

|обоснование |экспертиза и |работы. | |ресурсов, |

|инвестиций. |утверждение | | |анализ |

| |ТЭО. | | |результатов. |

|4. Выбор и |4. Выдача |4. Разработка|4. Мониторинг |4. |

|согласование |задания на |планов. |и контроль. |Эксплуатация. |

|места |проектирование| | | |

|размещения. |. | | | |

|5. |5. Разработка,| |5. |5. Ремонт и |

|Экологическое |согласование и| |Корректировка |развитие |

|обоснование. |утверждение. | |плана проекта.|производства. |

|6. Экспертиза.|6. Принятие | |6. Оплата |6. Закрытие |

| |окончательного| |выполненных |проекта, |

| |решения об | |работ. |демонтаж |

| |инвестировании| | |оборудования. |

| |. | | | |

|7. | | | | |

|Предваритель- | | | | |

|ное | | | | |

|инвестицион-но| | | | |

|е решение. | | | | |

Под этапом формирования инвестиционного замысла (идеи) понимается

задуманный план действий. На этом этапе, прежде всего, необходимо

определить субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники в

зависимости от деловых намерений разработчика идеи.

Субъектом инвестиций являются коммерческие организации и другие

субъекты хозяйствования, использующие инвестиции.

К объектам инвестиций могут быть отнесены:

. Строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания,

сооружения (основные фонды), предназначенные для производства новых

продуктов и услуг;

. Комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентированных

на решение одной задачи (программы). В этом случае под объектом

инвестирования подразумевается программа – производство новых

изделий (услуг) на имеющихся производственных площадях в рамках

действующих производств и организаций.

В инвестиционном проекте используются следующие формы инвестиций:

. Денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные

средства, ценные бумаги, например, акции или облигации, кредиты,

займы, залоги и т.п.)

. Земля

. Здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и

испытательные средства, оснастка и инструмент, любое другое

имущество, используемое в производстве или обладающие ликвидностью

. Имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным

эквивалентом

Основным источников инвестиций являются:

. Собственные финансовые средства, иные виды активов (основные фонды,

земельные участки, промышленная собственность и т.п.) и

привлеченные средства

. Ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов

. Иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или

иного участия в уставном капитале совместных организаций

. Различные формы заемных средств, в том числе кредиты,

предоставляемые государством на возвратной основе, кредиты

иностранных инвесторов

Этап – исследование инвестиционных возможностей – предусматривает:

. Предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учетом

экспорта и импорта

. Оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию

(услуги)

. Подготовку предложений по организационно-правовой форме реализации

проекта и составу участников

. Оценку предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам

и предварительную оценку их коммерческой эффективности

. Подготовку исходно-разрешительной документации

. Подготовку предварительных оценок по разделам ТЭО, в частности

оценку эффективности проекта

. Утверждение результатов обоснования инвестиционных возможностей

. Подготовку контрактной документации на проектно-изыскательские

работы

Цель исследования инвестиционных возможностей – подготовка

инвестиционного предложения для потенциального инвестора. Если потребности

в инвесторах нет, и все работы производятся за счет собственных средств,

тогда принимается решение о финансировании работ по подготовке ТЭО проекта.

Этап – ТЭО проекта – в полном объеме предусматривает:

. Проведение полномасштабного маркетингового исследования

. Подготовку программы выпуска продукции (реализации услуг)

. Подготовку исходно-разрешительной документации

. Разработку технических решений, в том числе генерального плана

. Градостроительные, архитектурно-планировочные и строительные

решения

. Инженерное обеспечение

. Мероприятия по охране окружающей среды и гражданской обороне

. Описание организации строительства

. Данные о необходимом жилищно-гражданском строительстве

. Описание системы управления предприятием, организации труда рабочих

и служащих

. Формирование сметно-финансовой документации: оценку издержек

производства, расчет капитальных издержек, расчет годовых

поступлений от деятельности предприятий, расчет потребности в

оборотном капитале, проектируемые и рекомендуемые источники

финансирования проекта (расчет), предполагаемые потребности в

иностранной валюте, условиях инвестирования, выбор конкретного

инвестора, оформление соглашения.

. Оценку рисков, связанных с осуществлением проекта

. Планирование сроков осуществления проекта

. Оценку коммерческой эффективности проекта (при использовании

бюджетных инвестиций)

. Формирование условий прекращения реализации проекта

3. Эффективность инновационного проекта

Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их

отбору для финансирования (утвержденными Госстроем, Министерством

экономики, Министерством финансов и Госкомпромом РФ №7-12/47 от 31 марта

1994 г.) установлены следующие основные показатели эффективности

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.