| |||||
МЕНЮ
| Информационная служба фирмыподразделение является вспомогательным. Оно занимается решением технических вопросов, связанных с пунктами 4 и 5, и оказывает соответствующую помощь при решении задач 1,2,3 и 6 (18). Систематизируем и обобщим основные проблемы и трудности, характерные для деятельности информационной службы: - информационные отдел получает большие объемы информации из самых различных источников. Это приводит к невозможности одному человеку качественно обработать материал - как правило, основная масса информации представлена на бумажных носителях и имеет самую разнообразную форму представления. Это существенно затрудняет и замедляет ее предварительную обработку - на этапе обработки и преобразования данных в электронный вид возникает вероятность появления ошибок и ввода неправильной информации, что иногда может привести к искажению ситуации и выработки неверных рекомендаций - основная масса информации поступает на бумажных носителях. С течением времени скапливаются большие объемы разнообразных печатных изданий, а также ксерокопий. Когда возникает потребность в каких-либо материалах, их поиск занимает слишком много времени - отдельно следует выделить проблему представления информации. Информация, которая предлагается конечному пользователю, должна быть лаконичной, конкретной, легко читаемой. Предлагаются следующие шаги для их решения: 1) разграничение обязанностей между специалистами службы 2) внедрение современных компьютерных и информационных технологий работы с информацией. Это не что иное, как информационная система. Создание ИС призвано решить следующий спектр задач: - создание единого информационного пространства фирмы - повышение эффективности деятельности информационной службы - обеспечение оперативного доступа любого сотрудника со своего рабочего места к необходимой ему в данный момент информации - повысить уровень профессиональной подготовки каждого сотрудника фирмы. Информационным наполнением ИС служит самая разнообразная внешняя и внутренняя информация (18). 2.2. Структура службы информации Руководителю, заинтересованному в развитии предприятия и завоевании новых рынков сбыта своей продукции с минимальным риском потерь, задавшемуся целью создать полноценную службу информации, необходимо ясно представить себе цели, которые следует поставить перед этой службой, и структуру, которая позволит их реализовать. Лишь грамотно организованная, хорошо оснащенная, с квалифицированным персоналом служба сможет решить весь комплекс задач. Только для такой службы целесообразно разрабатывать и применять критерии эффективности при оценке ее функционирования. Успешная деятельность службы информации предприятия возможна при условии ее опоры и ориентации на реальные интеллектуальные, научные, технические и производственные возможности предприятия, его финансовый потенциал и реальные перспективы развития (48). Данная модель информационно-аналитической службы предприятия может быть полезной, в первую очередь, для крупных предприятий рыночной ориентации, имеющих обширную номенклатуру выполняемых работ (Приложение №1). Рассмотрим функции каждой группы. Группа маркетинга: - мониторинг динамики рынка и конъюнктуры - формирование модели потребительских ожиданий - формирование «идеальной» модели продукции - все о фирмах конкурентах и товарах-аналогах - разработка бизнес-планов - реклама - предложения по совершенствованию продукции и ее ассортимента - динамика объемов производства и организация системы товародвижения - предложения по сервисному обеспечению пользователей. Патентно-правовая группа: - патентно-правовая защита промышленной и интеллектуальной собственности - рекомендации по организации конкурентной борьбы на рынках продукции (услуг) предприятия - рекомендации по безопасному вывозу новой продукции на рынок. Группа сбора и обработки информации: - поиск, обработка, систематизация, классификация и первичное преобразование (свертывание) информации - формирование, ведение и совершенствование баз данных - подготовка дифференцированной информации для руководителей и лиц, принимающих решения. Группа экспертов: - поиск новых источников информации, потенциальных инвесторов - отбор «нужной» информации (порог избыточности, достоверности) - определение структуры и объема информации, необходимой и достаточной для информационного обеспечения деятельности и развития предприятия Группа анализа и синтеза информации: - подготовка аналитической информации для обеспечения хозяйственной деятельности предприятия - подготовка информации о деятельности предприятия для передачи во внешнюю среду. Следует отметить, что в данной работе модель информационной службы представлена в самом общем виде. В каждой конкретной области существует своя специфика (49). Сотрудники информационной службы должны обладать следующими качествами: - аналитическое, ассоциативное мышление - способность идентифицировать и концептуализировать проблемы (темы, запросы) - умение анализировать исходные документальные массивы (информацию) - обостренное чувство нового - мобильность сознания, восприимчивость к инновациям - целеустремленность и последовательность действий - коммуникабельность В круг профессиональных знаний сотрудников должны входить: - теория и практика коммуникации, информатизации, библиотечно- информационной деятельности - менеджмент и маркетинг библиотечно-информационных ресурсов, услуг, продукции - экономика библиотечно-информационной деятельности - теория конъюнктуры - стандартизация библиотечно-информационной деятельности - авторское право смежные права на интеллектуальную собственность - хозяйственно-договорное (контрактное) право - порядок лицензирования видов деятельности - экспертные системы оценки потоков информации - логическое моделирование - справочно-информационное источниковедение (бизнес-информ-ресурсы) - характеристики и свойства нетрадиционных носителей информации - принципы подготовки и характерные особенности метаинформации - основы реферирования документной информации - информационные потребности малого и среднего бизнеса - поведение потребителей информации - методика социологических исследований - теория факторного анализа - технология автоматизированной обработки, организации (систематизации), управления, поиска и передачи информации - методика работы с компьютером и современными средствами связи, копировально-множительной техникой - свободное владение минимум одним межгосударственным языком (прежде всего английским как интернациональным языком бизнеса, дополнительными языками могут быть немецкий, французский и испанский). Основные практические навыки: - экспертиза информационных потоков - целевой отбор документальных материалов - разноаспектный поиск первичных источников и информационный поиск, в том числе библиографический и фактографический поиск - организация и контроль (сохранение) зафиксированной информации - использование конкретных программно-методических продуктов - динамичное чтение (скоротечное) текстовой информации - многофакторный анализ: библиографическое описание реферирование индексирование организация и ведение баз данных информационный мониторинг - применение машиночитаемых носителей информации (кассеты, диски, дискеты) - владение микропроцессорной техникой (компьютерная грамотность), прогрессивными средствами связи (электронная почта, телефакс, видеотекст, сотовая телефонная связь и др.), копировально- множительными аппаратами - маркетинг и бизнес планирование, оценка эффективности информационной деятельности - деловое общение - организационно-правовое оформление экономических отношений предприятия с партнерами (юридическими и физическими лицами) (65). III. Методы работы информационной службы: 3.1. Информационное обеспечение Успешная деятельность предприятия в современных условиях невозможна без информационного обеспечения по вопросам, относящимся как непосредственно к деятельности предприятия, так и к общей экономической и политической ситуации в стране. Под информационным обеспечением понимают: 1) Совокупность процессов по подготовке и доведению до потребителей информации для решения управленческих, научно-технических задач в соответствии с этапами их выполнения 2) Совокупность единой системы классификации и кодирования информации и единой системы документации, используемых в автоматизированной ИПС; совокупность методов и средств организации машинных массивов информации Информация позволяет ориентироваться в общей обстановке, уменьшить финансовый риск, следить за внешней средой, рынком и изменениями рыночной конъюнктуры, оценивать свою деятельность, вырабатывать и корректировать стратегию предприятия. Информация не только становится особым товаром во всех сферах деятельности, но и приводит в движение иные ресурсы – материальные, денежные, кадровые. Информационные ресурсы преодолевают ограниченность природных ресурсов, приводят к колоссальной экономии живого труда, увеличивают совокупность мощность материально-вещественных факторов производства. Согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» от 22 февраля 1995 года: «Информационные ресурсы – это отдельные документы и массивы документов, которые могут являться составной частью информационной системы, базы данных» (1). Информационные ресурсы – множество профессионально-значимых источников информации, необходимых для развития определенной сферы деятельности в каждый конкретный период времени. Информация – основное условие конкурентной способности организации (16). Любое предприятие можно представить погруженным в поток информации, поступающей от внешней среды, которое включает государство, общественные организации, поставщиков, конкурентов, инфраструктуру рынка и т.п. Информационные органы предприятия отфильтровывают из этого потока информацию, необходимую для жизнедеятельности предприятия и преобразуют ее в удобную для выработки управляющих решений форму. Хотя приемников маркетинговой информации на предприятии может быть множество (вплоть до отдельных сотрудников, получающих важную информацию в служебных командировках, на конференциях и т.п.), центр ее обработки и первичного анализа должен быть един, что исключит «разрывы» и дублирование в информационных потоках. Логично представить таким центром службу информации, являющейся главным «нервным узлом» информационной системы предприятия (44). Информационная служба должна обеспечивать информацией любую возникающую ситуацию в условиях рыночной экономики и это достаточно сложно, поскольку среда в каждой конкретной фирме всегда имеет различия, вполне специфична и зависит от многих мотивов. Важнейшими являются пять признаков: - организационно-правовая структура: государственные и муниципальные предприятия (бюджетные), смешанные предприятия, частные фирмы и кооперативы - функциональная деятельность фирм: инновация, проектирование, конструирование, технология, маркетинг, менеджмент, консультирование, консалтинг и т.д. - отраслевая направленность работы фирм: комплекс отраслей (лесохимический, топливно-энергетический, машиностроительный комплекс и т.д.), отрасли здравоохранения, культуры, сельского хозяйства и их узкоотраслевые направления - региональная направленность работы фирм: район Санкт-Петербурга, весь город, весь Северо-Запад или другие области и республики России, СНГ, зарубежные страны - личностно-профессиональные особенности руководства и сотрудников фирм (базовое образование, профиль, специализация, стаж и опыт работы, уровень знания иностранных языков, компьютерной подготовки и т.д.). Информационное обеспечение, представленное в виде процесса, предполагает выполнение следующих операций: - сбор данных - обработка данных и формирование информационных банков пользователей - хранение информации - поиск информации - преобразование информации - передача информации Исходной и главной операцией считается сбор данных. От качества выполнения ее зависит соблюдение требование полноты, достоверности и оперативности, предъявляемых не только к самим сведениям, но и в отношении всего процесса информационного обеспечения. Сбор данных происходит в форме приема сообщений, каждое из которых представляет собой совокупность данных, содержащих какие-либо сведения, предназначенные для передачи по каналу связи от источника к пользователю информации. Технически эта операция совершается с помощью специальных средств передачи (приема) данных – модемов, факсов, телефонов и т.п. Возникающий в ходе разнообразной предпринимательской деятельности информационный дефицит (недостаток или нехватка информации, перебои с информированием) предопределяет необходимость поиска информации, которая была бы способна его удовлетворить. Иными словами, поиску информации всегда предшествует появление информационного дефицита. В наши дни, как и прежде, информационный дефицит необычайно разнообразен, но наиболее частыми являются три разновидности информационного дефицита: - фактографический дефицит - концептографический дефицит - документальный дефицит. Фактографический информационный дефицит предполагает нахождение и предоставление специалисту реально существующего факта (сведения, события), максимально соответствующего потребности. В настоящее время чаще других требуются факты адресные, статистические, ценовые и отраслевые (тематические), касающиеся в первую очередь профессиональной деятельности предпринимателей. Обычно считается, что найти адрес просто. Но на самом деле далеко не всегда удается установить точный, достоверный адрес организации, предприятия, объединения. Даже в пределах нашего города поиск не всегда успешен по разным и подчас весьма неожиданным причинам. Например, фирма не заинтересована в рекламе, нет необходимости сообщать свои адресные сведения в силу желания изменить свой профиль деятельности или предполагается поменять адресные сведения, закрыть фирму, открыть новую и т.д. И в такой ситуации даже простейший информационный дефицит остается неудовлетворенным. Другой пример – поиск статистических сведений может оказаться еще более длительным, особенно если необходимы конкретные факты. Выполнить и тем более оперативно такой поиск далеко не всегда удается, если и вообще возможно. И не потому, что специалист не знает источников информирования или профессионально безграмотен, а по вполне объективным причинам – задержка выпуска статистических изданий и трудности доступа к компьютерной информации или простое отсутствие конкретных статистических данных в информационных сетях. Совсем нелегко найти объективные сведения о цене продукта или услуги. Предприниматель многократно сталкивается с указанием цен прежних, не соответствующих определенному периоду, региону, продукту, и источники информации далеко не всегда удовлетворяют этот фактографический информационный дефицит. Для удовлетворения четвертого направления фактографического информационного дефицита требуются весьма разнообразные источники отраслевого (тематического) профиля: справочники и даже другие типы первичных документов (монографии, практические пособия, имеющие в фирме официальные документы). Для удовлетворения этих видов фактографического информационного дефицита могут быть использованы разные пути и варианты фактических сведений. Опытный менеджер информационной фирмы должен выбрать самый правильный вариант. Получить ответ на возникший концептографический информационный дефицит еще труднее, тем более что число источников информации, дающих ответ в виде готовой концепции весьма ограниченно особенно после 1991 года, а сами объекты концептографического дефицита являются всегда сложными. Нередко подобный дефицит требует глубокого поиска источников, обеспечивающих обобщенными сведениями концептуального и конъюнктурного характера, или проведения собственных разработок. Документальный информационный дефицит – третий возникающий в настоящее время дефицит, для удовлетворения которого необходимы документ или комплекс документов. Необходим поиск и таких документов, которые по разным причинам далеко не сразу публикуются или вообще сообщения о них отсутствуют. В первую очередь это касается ведомственных, особенно внутренних документов. Поэтому удовлетворение даже такого простейшего как документальный информационный дефицит требует достаточного знания путей поиска, времени на их нахождение и предоставление в реальном режиме. Предпринимательская идея - понимание, предчувствие , смутное знание предпринимателя о том, что он ощущает наметившиеся изменения в области своего профессионального интереса необычайно важны в условиях рыночной экономики. Для реализации идеи предприниматель собирает информацию и анализирует ее исходя их информационного дефицита. Можно назвать 4 группы изменений, которые по существу являются их индикаторами в пределах фирм и даже отраслевых и региональных направоений деятельности: - неожиданные события; - несоответствия, несовпадение с тем, что должно быть и что реально происходит; - насущная потребность, проявление негативных симптомов, которые могут быть и должны быть устранены внутри предприятий; - внешнее давление на фирмы вследствие внезапных изменений в отрасли или регионе; В сферах внешней деловой среды тоже проявляются и создаются условия для новых возможных изменений. Таких ситуаций три: - последствия демографических изменений; - культурные изменения, вызывающие трансформации восприятий, настроений и ценностей жизни; - научно-информационные изменения, связанные с расширением границ и результатов познания мира. Усилия информационной службы должны быть направлены на обеспечение и удовлетворение информационного дефицита. Таким образом, цель информирования в фирме – полное и быстрое удовлетворение информационного дефицита фирмы в целом и конкретной предпринимательской идеи ( 17). Специальным средством информационного обеспечения коммерческой деятельности выступает технология электронного обмена деловой документацией по стандарту ООН-ЭДИФАКТ. Он представляет собой набор принципов обмена деловыми данными между различными участниками хозяйственных связей в сфере коммерческой деятельности – производственными предприятиями, торгово- посредническими организациями, банками, страховыми компаниями и т.д., - принципов, выработанных на базе информационной логистики. ЭДИФАКТ – это особый структурированный язык данных, связанных с описанием фактически всех видов коммерческой деятельности. Технологию ЭДИФАКТ можно сравнить с кубиком Рубика. Постоянная сцепка его составляющих позволяет, не разрушая формы куба, создавать из одних и тех же элементов при вращении в разных плоскостях все новые и новые зрительские (суть – аналитические) комбинации. По этим же принципам формируется ЭДИФАКТ- сообщение. Язык позволяет с помощью элементов, стандартных информационных сообщений составлять описание любого распространенного в коммерческой практике документа, сформулировать его электронную версию и транслировать в открытых телекоммуникационных сетях без опасения перехвата конфиденциальной |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|