реферат, рефераты скачать
 

Информационные технологии в управленческой деятельности


по каналам электронной и телефонной связи. Вторая, и не менее серьезная

проблема касается сильной зависимости от работы смежников. Если нанятая

фирма провалит заказанные поставки, работы, услуги, уйдет из бизнеса или

сгорит завод, где заказано производство конкурентной продукции, то весь

бизнес окажется под угрозой провала. Эта неопределенность усугубляется тем,

что смежники не находятся под одной крышей и в силу своей удаленности не

находятся под непосредственным контролем руководства. Третья причина –

сложность работы с удаленными работниками в силу зачастую малой преданности

общему делу. У сотрудников может возникнуть стойкое ощущение ненадежности

их рабочих мест в связи с большой возможностью замены их деятельности

контрактными соглашениями со сторонними организациями. В модульной

корпорации гораздо сложнее создать сплоченный коллектив, а также текучесть

кадров, как правило, выше, чем в традиционных структурах организаций. При

каждой смене линии продукции или рыночной ниши сетевая фирма вынуждена

перетасовывать сотрудников для достижения оптимального набора квалификаций

(skill mix).

В целях преодоления некоторых аспектов недостаточного контроля и

повышения вовлеченности сотрудников в общее дело необходимо использовать

средства содействия групповой работе.

Особенность глобальной сетевой корпорации состоит также в том, что

возникает необходимость в руководителях, которые подготовлены к работе в

различных странах. Несмотря на то, что основные функции управления:

планирование, организация, лидерство, контроль не меняются от того,

проходят операции компании в одной стране или нескольких одновременно,

существуют факторы различия в окружающей среде, которым необходимо

соответствовать:

- социально-культурные различия между странами;

- различия в экономическом развитии;

- отличия в законодательстве.

Таким образом, это повышает долю риска для бизнеса. Внутренняя

структура международной компании должна соответствовать нескольким наборам

параметров внешней среды, формирующим различные культуры, внутри которых

находятся клиенты компании, а также поставщики продукции и различного

сервиса, что наиболее важно для аутсорсинга.

Средства групповой работы для виртуальной корпорации.

База данных для отслеживания переговоров.

База данных виртуальной (сетевой) корпорации должна содержать наряду с

персональной информацией по сотрудникам, участвовавшим в процессе

переговоров, также файлы, отражающие всю историю обмена сообщениями по

электронной почте, и файлы записи сеансов видеоконференций. Рассмотрим

влияние такой системы на функционирование корпорации.

Усиление контроля со стороны руководства. Как было описано выше, слабый

контроль над подчиненными – это один из наиболее существенных недостатков

модульной корпорации. С другой стороны, для достижения устойчивого

преимущества над конкурентами необходим надежный контроль над тем, как

выполняются текущие задачи и претворяется в жизнь корпоративная стратегия.

Система раннего оповещения того, что реально имеет место отклонение от

направления, сформулированного в стратегии компании, при жесткой

конкуренции приобретает исключительную важность. В условиях нестабильной

среды бизнеса потеря эффективности может иметь фатальные последствия. В

случае, когда проект выполняется географически удаленными сотрудниками,

которые для связи с центральным офисом и между собой используют сеть

Интернет, традиционные методы мотивации и контроля могут не дать

необходимого эффекта. Руководителям подобной организации необходима

надежная система мониторинга удаленных сотрудников.

Управление конфликтами. При работе с удаленными сотрудниками конфликты

могут возникать чаще, чем в обычных условиях. Отсутствие межличностного

общения между сотрудниками, начальством и подчиненными приводит к росту

случаев сомнений, двусмысленности, неспособности определить проблемы. В

самом деле, используя только электронную почту непросто объяснить

работнику, сорвавшему сроки сдачи своей части общего проекта, что он не

прав. В случае, когда конфликт пустил достаточно глубокие корни, база

данных по переговорам может реально помочь. Люди, ответственные за

разрешение конфликтов, могут просмотреть архивы на интересующего сотрудника

и определить, что данный сотрудник сказал, написал и при каких

обстоятельствах. Второй момент связан с тем, что в случае, когда все

сотрудники проинформированы о подобной практике с архивированием сообщений

и сеансов видеоконференций, ответственность тех, кто участвует в

корпорации, возрастет многократно.

К сожалению, у подобного явления может быть и обратный эффект, а

именно, ухудшение отношений между сотрудниками корпорации. В особенности

если появляется ложь по поводу регистрации видеоконференций и сообщений,

поиск врагов и виноватых. Сотрудники неизбежно начнут использовать

телефонную связь и прочие ухищрения для того, чтобы предотвратить занесения

в базу данных сеанса связи. В результате увеличится текучесть кадров и без

того высокая в сетевых корпорациях.

Система защиты информации и система сетевого он-лайн голосования.

В случаях, когда сетевая структура предприятия становится достаточно

разветвленной и сложной, возникает необходимость в проведении процедуры

голосования по вопросам, затрагивающим как интересы многих сторон, так и

касающимся общей стратегии предприятия. Ввиду того, что целые подразделения

сетевой фирмы находятся на значительном расстоянии, то организация

совместных заседаний ответственных лиц может оказаться неоправданно дорогой

процедурой. В связи с этим фактом целесообразно организовывать процедуру

голосования и обработку результатов с использованием сетевых технологий.

Для идентификации и защиты результатов голосования можно использовать

надежную технологию цифровой подписи.

Кроме совершенствования и упрощения механизма принятия решений система

голосования может облегчить решение серьезных конфликтов с участием многих

сторон.

Организация информационной поддержки удаленных сотрудников с

использованием электронной почты.

Зачастую, у сотрудника, не находящегося в офисе, возникает серьезная

проблема «оторванности» от работодателя, коллектива, рабочей группы.

Возникает чувство незащищенности, сотрудник не сдает работу вовремя и

начинает искать более «надежное» рабочее место в офисе, с собственным

рабочим местом и прочими атрибутами, удовлетворяющими его стремление к

стабильности.

Для того чтобы снизить психологический дискомфорт, необходимо

организовать информационную поддержку удаленных сотрудников. Суть подобной

системы заключается в том, что информация о состоянии проекта, сроках сдачи

отдельных фрагментов общей работы, а также о том, на какой стадии

разработки своего участка находится каждый из сотрудников, рассылается всем

участникам проекта. Подобные списки рассылки часто применяются, когда к

проекту подключено много сотрудников, общение с которыми происходит

преимущественно посредством электронной почты, в особенности, если каждый

сотрудник выполняет относительно независимый участок работ. Примером может

служить работа бригады обозревателей новостей в журнале. По большей части в

современных изданиях корреспонденты работают удаленно без необходимости

присутствия в редакции, собирая информацию о новинках в сети Интернет или

самостоятельно посещая выставки и различные тематические мероприятия.

Готовые работы пересылаются по электронной почте. В результате применения

информационной рассылки, повышается информированность сотрудника о текущих

делах редакции, снижается неизбежное при удаленной работе чувство

отчужденности, растет «включенность» в общее дело. Серьезно повышается

продуктивность и качество работы сотрудников, снижаются такие «родовые»

проблемы сетевой корпорации как текучесть кадров, срывы сроков сдачи работ.

Возможные варианты технической реализации.

Для решения такой задачи необходимо использовать систему управления

базой данных, которая могла бы содержать индексировать и обрабатывать

запросы к записям сеансов видеоконференций между сотрудниками. В целом

подобная задача не является особенно сложной. Хранить записи

видеофрагментов и текстовой информации способна практически любая

современная СУБД, такая как Oracle, Informix или Lotus Notes.

Основные возможности возникают при решении задач по записи и

воспроизведению фрагментов видеоконференции. Программа записи должна

работать «прозрачно» для пользователей не только по соображениям удобства,

но и по психологическим причинам. Каждый сотрудник без исключения должен

быть проинформирован о том, что переговоры записываются. Однако, сама

процедура никоим образом не должна напоминать о себе.

Для решения данной задачи необходима программа, работающая совместно с

программным обеспечением видеоконференций и отслеживающая и записывающая

входной и выходной потоки видеоданных. Для воспроизведения сеанса

видеоконференции необходимо синхронизировать видеозаписи обоих участников

сеанса. Один путь решения – объединить два видеофрагмента в один в ходе

процесса записи. Второй – создать программное обеспечение для синхронного

воспроизведения двух независимых видеофрагментов.

Наиболее важной целью разработки технических средств групповой работы

является создание интегрированной среды работы с удаленными сотрудниками,

которая является неотъемлемой частью функционирования сетевой корпорации.

Поставщики услуг и сервиса для сетевых компаний. Возможности для

российских специалистов.

Компании, включившие аутсорсинг бизнес-операций как неотъемлемую часть

своей структуры, немногочисленны в России. Это связано с

немногочисленностью надежных партнеров, слабой инфраструктурой и слабостью

международных связей. В основном, заказ сервисных услуг происходит в

области поддержки программного и аппаратного обеспечения для средств

автоматизации бизнеса. Компаниям, которым необходима интегральная

компьютеризированная среда для управления деловыми операциями, заказывают

необходимые сервисные услуги и специалистов у компаний – системных

интеграторов. Такая форма аутсорсинга позволяет избежать роста собственного

штата и найма специалистов для формирования собственного отдела

информационных технологий. Распространение подобных деловых отношений

возможно в основном в рамках Российской Федерации и бывших союзных стран.

Участие в международных аутсорсинговых отношениях российских

специалистов как исполнителей инженерных задач развивается и будет

распространяться в дальнейшем. Рассмотрим тенденции развития сетевых форм

бизнеса со стороны поставщиков сервиса и услуг для виртуальных корпораций.

Подобные фирмы специализируются на поставках какой-либо определенной услуги

или сервиса многим фирмам. То есть появляются фирмы-изготовители

оборудования, транспортные фирмы, компании, специализирующиеся на

дистрибуции и доставке готовой продукции. Положительными моментами такой

тенденции являются совершенствование сервисной компании именно в одной

определенной операции и возникновении специализации целых регионов.

Например, дизайн и инженерные разработки лучше выполняют европейские и

североамериканские компании, а производство высокотехнологичной техники

устойчиво перемещается в азиатские страны. Однако участие в сетевых

корпорациях накладывает одно существенное требование к подобным фирмам:

наличие гибкости и при необходимости быстрой и безболезненной перестройки

процесса под требования другой фирмы. Прежде всего, это связано с тем, что

для достижения устойчивой конкурентоспособности необходимо со сменой

контракта быстро переходить на другую линию продукции, а то и выпускать

несколько семейств продукции одновременно, обслуживая нескольких

заказчиков. Возникающая при этом необходимость налаживания гибкого

производства требует высокого развития промышленного производства и

технологий.

В связи с этими факторами возникает тенденция в специализации по

выполнению отдельных функций производственного процесса не просто отдельных

компаний, но и государств в целом. То есть известно, что производить

электронную продукцию по готовым чертежам все предпочитают в Юго-Восточной

Азии, при этом одна и та же азиатская производственная фирма может

выпускать как комплектующие, так и готовую продукцию для таких фирм как

Sony, Philips, Panasonic одновременно. Дизайн кузовов автомобилей лучше

удается итальянским фирмам, таким как Pinifarina и Bertone. Среди клиентов

этих фирм можно найти многих ведущих производителей легковых автомобилей по

всему миру от Европы до Кореи. Это неизбежно связано с тем, что у каждой

страны есть свои традиции, исторический путь развития, который влияет на

специализацию в мире глобальных корпораций.

Из происходящего переустройства процесса и организации производства

российские специалисты могут извлечь выгоду и найти свое место в мировой

экономике. Известно, что российская инженерная школа – одна из самых лучших

в мире. Например, в компьютерном бизнесе российские разработчики

программных и аппаратных средств высоко ценятся и охотно приглашаются

иностранными компаниями на временную и постоянную работу.

8. ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ.

С середины 90-х годов тема «интегрированных систем управления» (ИСУ)

стала мелькать в теории и практики управленческого учета и планирования

крупнейших российских предприятий. Это было связано с началом работ на

крупнейших сырьевых гигантах России по инсталляции полнофункциональных

программных (автоматизированных) пакетов, посредством которых в аналогичных

западных корпорациях решают вопросы сквозного (от уровня высшего

руководства до низовых звеньев управления) учета товарно-материальных и

финансовых потоков и выработки единой хозяйственной политики. Однако,

реальные результаты внедрения полнофункциональных программных пакетов на

большинстве российских предприятий оказались более чем скромными.

Программное обеспечение является лишь техническим средством реализации ИСУ.

Для эффективного применения ИСУ требуется соответствующая квалификация

кадров, методологический инструментарий планово-аналитической работы,

адекватная нуждам компании сквозная система внутреннего и внешнего

документооборота. Между тем, в подавляющем большинстве менеджмент

российских компаний даже не имеет четкого представления о том, какие

функции и ограничения имеет интегрированная система управления, каковы

этапы ее внедрения, чем один информационный пакет отличается от другого и

какой из них наиболее оптимален для их предприятия. Постараемся дать общее

понятие, что такое «интегрированная система управления» и зачем она нужна.

Интегрированная система управления (ИСУ) представляет собой комплексный

механизм управления компанией, состоящий из следующих основных блоков:

Аналитический блок – система формализованной обработки учетных данных

для целей принятия управленческих решений. Аналитический блок ИСУ

основывается на модели оптимального бюджетирования.

Учетный блок – система документооборота для информационного обеспечения

управленческих решений (управленческий, маркетинговый и финансовый учет).

Организационный блок – структура управления (функции и регламент

координации, соподчинения и контроля деятельности управленческих служб) для

обеспечения процесса управленческого и финансового планирования.

Программно-технический блок – программный продукт, поддерживающий

аналитический, учетный и организационный блоки. Для ИСУ можно использовать

адаптированные стандартные пакеты (R/3, BAAN IV, Oracle Applications и

пр.).

Обязательными компонентами ИСУ являются:

- аналитический блок;

- учетный блок;

- организационный блок.

В этом случае ИСУ существует в форме традиционного («бумажного»)

документооборота.

При реализации программно-технического блока сбор и обработка учетных

данных (включая движение информации по вопросам внутрикорпоративного

регламента работы) осуществляется средствами программного обеспечения, что

качественно повышает быстродействие и детализацию учетной и планово-

аналитической работы.

Аналитический блок ИСУ.

Аналитический блок ИСУ – это формализованная обработка баз данных для

целей управленческого планирования, основывающаяся на применении модели

оптимального бюджетирования.

Модель оптимального бюджетирования – стратегический программный

продукт, базирующийся на учетно-аналитических разработках последнего

поколения:

- учета, планирования и анализа по видам деятельности (Activity-Based

Costing);

- теории стоимости фирмы (Welfare of the Firm Theory).

Планирование и учет по видам деятельности ABC- costing) предполагает

сопоставление в планово-аналитической и учетной деятельности затрат и видов

деятельности предприятия, приведших к образованию данных затрат (в

традиционных системах планирования и учета затраты калькулируются по местам

их возникновения). Тем самым обеспечивается возможность оценки

эффективности затрат и выявление:

- «оправданных» затрат, где полезный эффект (рост финансовых результатов)

превышает величину затрат;

- «неоправданных» затрат (убытков), где величина затрат больше, нежели

полезный эффект от их осуществления.

Теория стоимости фирмы обеспечивает построение интегральных моделей

хозяйственной деятельности, где любое управленческое решение

рассматривается в контексте влияния на величину рыночной стоимости фирмы (в

акционерном обществе – на сумму текущей рыночной стоимости акций). Основным

достижением данных моделей является то, что в них обеспечивается

количественная соизмеримость эффекта от осуществления плановых мер между

тремя основными блоками хозяйственной деятельности:

- текущими операциями;

- инвестиционной деятельностью;

- привлечением источников финансирования и задачами поддержания

финансовой стабильности.

Так в рамках данных моделей можно:

- количественно определить сравнительную эффективность от распределения

прибыли в прирост финансовых резервов и закупку основных средств и,

соответственно, пропорции оптимального распределения прибыли;

- обеспечить расчет оптимальной величины и структуры привлеченных

источников финансирования;

- рассчитать оптимальную величину и структуру выпуска и реализации

продукции с учетом эластичности спроса по различным рынкам сбыта,

функции затрат по различным производственным линиям, капиталоемкости

отдельных видов продукции и прочих факторов; и т.д.

Таким образом, модель оптимального бюджетирования (планирования),

составляющая аналитический блок ИСУ, является не просто одной из

существующих моделей АСУП. Данная модель:

- во-первых, сохраняет традиционные методы аналитической обработки данных

(анализ «издержки-объем-прибыль» и определение критической точки,

факторный анализ «цена-количество-эффективность», анализ

чувствительности, анализ по центрам ответственности (сравнение

деятельности подразделений), комплексный анализ интенсификации и пр.).

- во-вторых, обеспечивает формализованную систему аналитической обработки

бюджетных данных.

Формализованная система аналитической обработки бюджетных данных

существенна вследствие того, что динамика бюджетных показателей оказывает

эффект на все сферы управленческой политики – ценообразование, структуру

производства, распределение прибыли, экономическое прогнозирование и пр.

поэтому для целей составления корректного управленческого бюджета (master

budget) необходима разработка автоматизированных модулей для решения задач

так называемого «анализа чувствительности» (sensitivity analysis),

показывающая количественный эффект от возможных отклонений фактических

бюджетных параметров от плановых на различные аспекты деятельности компании

(оборачиваемость активов, объем продаж, рентабельность и пр.), а также

предлагающая набор ситуационных управленческих решений (то есть какие

управленческие меры могут быть приняты в случае данной динамики бюджетных

данных).

- в-третьих, обеспечивает эффективное формализованное (количественное)

решение ряда важнейших задач деятельности предприятия, что является

«камнем преткновения» для классических АСУП.

В отличие от АСУП, основанных на традиционных моделях бюджетирования,

система оптимального бюджетирования позволяет решать следующие задачи,

крайне актуальные для деятельности любого крупного производственного

объединения:

- возможность расчета совокупного (системного) эффекта от

осуществления конкретных управленческих мер, связанных с движением

ресурсов компании (например, сбыт определенного физического объема

готовой продукции, увеличение цены реализации, освоение капитальных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.