реферат, рефераты скачать
 

Информация и коммуникации в менеджменте


ленту, после чего расшифровывать, записывая его на машинке или компьютере).

• Три компонента (стенография, делопроизводство, машинопись), которые век

назад занимали полный рабочий день секретаря, быстро исчезают. Автор сам

набирает свой текст, а возможность электронного хранения документов сделала

эти три навыка ненужными.

• Административные работники, чьей единственной работой было занесение

информации в бумажные сводки, практически исчезли. Машины взяли на себя

механическую работу во всех аспектах жизни офиса.

• Структура компаний несколько упростилась. Полностью исчезли должности

менеджеров по информации. Хотя всего лишь несколько лет назад, когда

исполнительный директор хотел узнать последние цифры по экспорту или

импорту, или данные о количестве выпускников вузов, принятых на работу в

компанию, ему/ей приходилось обращаться к менеджеру по информации, кабинет

которого располагался несколькими этажами ниже. Сейчас достаточно нажать

несколько клавиш, чтобы вывести на экран последние данные.

• Однако если менеджер стремится наиболее продуктивно использовать свое

рабочее время, ему все же требуется помощник. Несмотря на то, что время,

затрачиваемое менеджером на многие рутинные задания, удалось сократить или

поручить их выполнение другим людям, монотонная работа, не требующая

высокой квалификации и особых управленческих навыков, все-таки остается.

Следовательно, написание или составление длинных документов можно поручить

секретарю, так же, как и последующее распространение подобных документов.

• Новая технология позволяет секретарям и административным работникам брать

на себя некоторые из обязанностей менеджеров. Секретарь или администратор

становится еще более важным связующим звеном между менеджером и другими

частями системы — это уже повсеместно происходит в неавтоматизированных

системах управления организаций. По мере совершенствования компьютерного и

программного обеспечения секретарь или администратор, как это часто

происходит в современных офисах, постепенно становятся первыми, кто быстрее

менеджеров осваивают сложности и особенности новых систем.

• По мере того, как все больше административных работников осваивают новые

и постоянно совершенствующиеся технологии, их роль изменяется. С

расширением знаний компьютерных систем для администраторов отрываются новые

горизонты работы.

• От административных работников требуется знание компьютерных графических

пакетов, бухгалтерских программ, владение навыками инсталляции новых

программ, обновления баз данных.

• Компьютерное оформление презентационного материала, совмещение на экране

графики с текстом, ответственность за выполнение программ для менеджеров,

контроль и поиск информации в базе данных, — все эти задания изменяют роль

администратора или секретаря в офисе.

• Некоторые крупные организации по сложности ставят работу секретаря на

один уровень с работой менеджера среднего звена. Современная технология

вытесняет огромное количество традиционных обязанностей секретаря или

администратора.

• При помощи современного оборудования менеджерам намного проще вести

ежедневник (в котором отмечаются деловые встречи и планируются события),

общаться с сотрудниками компании (благодаря электронной почте), составлять

памятки, письма и отчеты.

Зачем же тогда вообще нужен секретарь — неужели только для того, чтобы

отвечать на телефонные звонки?

3.10 ПЕРЕМЕНЫ БЛИЖАЙШЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ

"ДИСТАНЦИОННАЯ" РАБОТА - РАБОТА ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПРИВЫЧНОГО ОФИСНОГО

ПРОСТРАНСТВА

Для большинства из нас офис окажется в том месте, которое мы сами для

себя выберем. Современный менеджер имеет возможность работать в любом

месте, сделав свой офис мобильным. Переносные рабочие станции, компьютеры,

"ноутбуки" — все это сделало информационные офисные системы более

доступными, более дешевыми и более оперативными в работе практически из

любой точки.

• Переносные компьютерные рабочие станции преодолели ограничение

мобильности. Теперь нет нужды собирать всех сотрудников в одном месте в

одно и то же время. Офис может быть в любом месте — дома (дистанционная

работа), у клиента, в гостинице, в поезде и даже в самолете — везде, где бы

ни оказался работник.

• Электронные средства связи, с помощью которых сотрудники компании могут

связаться с головным офисом, расширяют мобильность офисного пространства,

позволяя людям находиться практически в любом месте, собирая, сохраняя и

передавая требующуюся информацию.

• Новейшие средства электронно-оптической связи позволили совмещать текст и

изображение и проводить деловые встречи и конференции.

• Телеконференции означают экономию времени и средств, затрачиваемых на

командировки либо на содержание дорогостоящих зданий и помещений. Поэтому

эффективность конференций и встреч, которые все-таки проводятся

традиционно, намного повышается.

• Мы все умеем пользоваться телефоном и знаем, что теперь нет необходимости

идти в другой кабинет, чтобы написать или продиктовать письмо, ознакомиться

с корреспонденцией или что-то найти в папке. Работа больше не связана с

потоком бумаг, проходящих через какой-то стол, она связана только с

конкретным сотрудником. Следовательно, он может организовать свое время

так, как ему удобно, определив, когда и где ему выполнять ту или иную

работу.

• Все эти факторы объясняют необходимость наличия в головном офисе компании

секретаря или администратора, который бы "держал осаду" - Если в 60-х годах

менеджер или секретарь могли связаться по внутренней связи со всеми

кабинетами офиса, кто в 90-х станет утверждать, что менеджер не может

находиться в километрах от конторы и продолжать руководить работой

организации?

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕГРУЖАЕТ ОФИС!

Применение современных технологий нацелено на внедрение "безбумажных"

методов работы. Существует расхожее мнение, что управляющие проводят

большую часть рабочего времени на деловых встречах и в телефонных

переговорах.

С развитием современной технологии и ее внедрением в работу офиса мы

не только сохраняем информацию в электронной или цифровой форме, но и

храним бумажные копии. Таким образом, количество сохраняемой информации

удваивается, металлический шкаф с массивными папками на прежнем месте!

Эпоха "безбумажной" работы еще впереди. Сопротивление людей внедрению 100-

процентной электронной офисной среды продолжается. Действительно,

сохранение всей информации на жестком диске не избавляет вас от поступающих

бумаг. Технология пока еще не достигла того уровня, какого нам хотелось бы.

Мы полагаем, что знаем, чего хотим, но технология пока еще не может

полностью удовлетворить наши потребности.

Технология постоянно дешевеет. К 2000 году процессор станет настолько

дешевым, что его приобретение не будет больше сказываться на стоимости

затрат при обработке информации на компьютере.

ПОЗИТИВНАЯ СТОРОНА ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Информационная технология позволяет нам достичь следующих целей:

1. Сократить время получения информации (то есть свести к минимуму задержки

в получении информации из-за ее возможной недоступности, из-за почты, из-за

отправления информации по неправильному адресу или просто по причине

выходного дня в компании).

2. Ликвидировать излишнюю и повторяющуюся работу (ненужные задания типа

перепечатывания и нудная сортировка и поиск документов).

3. Оптимизировать использование человеческих ресурсов (для заданий,

требующих рассуждения, инициативы, оценки).

3.11 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ЗА НАЛАЖИВАНИЕ КОММУНИКАЦИИ

Успех руководителей зависит в основном от их способности довести до

всех своих подчиненных информацию о том, что они должны делать, и объяснить

важность этих действий. Провалы в общении обходятся очень дорого.

ПРИМЕР

На производстве, куда был назначен новый менеджер (никаких других

изменений не было), была достигнута 5-процентная экономия — 80.000 долларов

в год — благодаря тому, что он внедрил эффективную систему общения.

Насколько мог судить персонал, все дело было в том, что с новым начальником

люди стали понимать:

а) суть проблемы;

б) чего они хотят добиться;

в) то, как, по мнению менеджера, стоящая проблема должна быть решена;

г) какова собственно их роль в достижении положительных результатов.

При этом они знали, насколько успешно они продвигаются к поставленным

личным целям,

ПРИМЕР

18 из 35 фактов простоя в крупной организации стали следствием

недоработок в сфере общения. Цену этих простоев нельзя определить только в

потерянных часах — нарушился весь ритм производства и снизилось

взаимодействие между работниками и руководством.

В меняющейся обстановке максимальной выгоды можно добиться только при

наличии адекватной системы общения, позволяющей руководителям напрямую,

лицом к лицу, объяснять подчиненным, что от них требуется и почему.

ПРИМЕР

Крупная компания вела централизованные переговоры с профсоюзами по

поводу соглашения о производительности труда с тем, чтобы повысить гибкость

использования рабочей силы. На практике гибкости добились только те

подразделения компании, в которых применялся прямой и системный метод

общения руководителей со своими подчиненными.

Результатом адекватного общения является повышение производительности

вследствие лучшего взаимодействия и более эффективного выполнения работы.

Исполнители с хорошим потенциалом не задержатся в коллективе надолго,

если не будут видеть своих перспектив в данной компании. Поиск и обучение

“замены” обойдется дорого; это породит трения в подразделении и ухудшит

моральный настрой членов коллектива. Провалы в политике общения не

ограничиваются только отдельными подразделениями.

Высшее руководство организаций не обладает “монополией на ум”. Нельзя

позволять себе разбрасываться идеями и предложениями сотрудников любого

уровня.

ПРИМЕР

Компания официально ввела консультативную систему оценки идей

работников цехов. Один сотрудник с 30-летним стажем предложил использовать

средство для чистки бытовых плит в процессе изготовления покрытий,

применяемых в производстве. Это было решением давней проблемы. Когда его

спросили, почему он не предложил этого раньше, он ответил, что руководство

ни разу не дало сотрудникам понять, что их мнение представляет интерес.

Нам необходимо помнить, что новое поколение работников гораздо более

привычно к участию в различной деятельности — в школе, колледже,

университете, и, следовательно, они ждут продолжения этого участия и на

работе.

Если люди будут полностью понимать решения руководства, которые на них

отражаются, и причины, обусловившие принятие этих решений, то это только

усилит их желание работать с максимальной отдачей- Людям необходимо

понимать:

• что им нужно делать и зачем;

• насколько эффективно они выполняют поставленные задачи и планы;

• каковы условия их найма.

Только в этом случае они будут выполнять свою работу с увлечением, что

положительно отразится на производительности, моральном настрое и

взаимодействии.

Тщательно организованная система общения необходима в офисах,

исследовательских лабораториях, конструкторских бюро, больницах, а также в

цехах. Если целью ставится достижение эффективного общения, то случайные

методы здесь неприемлемы.

3.12 ЧТО СООБЩАТЬ

Прежде всего, нужно определить приоритеты, потому что выводы повлияют

на применяемый метод общения. Понятно, что нельзя рассказывать все и всем,

или консультировать каждого по любому вопросу, потому что тогда на другую

работу времени просто не останется,

До сих пор нормальным подходом считались попытки рассказывать людям о

том, что, по мнению менеджеров, может быть для них интересно, опуская те

вещи, которые эти люди должны знать вне зависимости от того, интересны они

им или нет. Такой принцип ошибочен; все заканчивается разъяснением

положений вторичной важности.

ПРИМЕР

Продукция, изготавливаемая другим заводом, может быть интересна

работникам. С другой стороны, во времена “производственного покоя”

обсуждение изделий конкурентов может не представлять для них никакого

интереса. Показать изделие конкурентов — не столь важно, но возбудить

желание обсуждать достижения других просто необходимо.

Если у работников отсутствует интерес к какому-то предмету, то для

руководства будет гораздо сложнее (но по-прежнему столь же важно!)

заставить их в нем разобраться.

Это понимание является первым шагом к проведению успешных консультаций с

работниками. Очень часто менеджеры ждут новых идей и мнений во время

формальных консультаций, не обеспечив заранее такого понимания людьми

смысла своей работы, при котором предложенные идеи и мнения могут быть

действительно конструктивными.

3.13 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Таким образом, приоритетной задачей для менеджеров является передача

понимания тех вопросов, которые серьезным образом влияют на желание

человека трудиться с полной отдачей сил. Людям не нужно соглашаться с каким-

то решением ради поддержания “нормального” взаимодействия в команде, но они

должны понимать, как и почему оно было принято - Что это за вопросы?

3.14 ВОПРОСЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАБОТУ ЧЕЛОВЕКА

• Чем я занимаюсь?

• Кто мой начальник?

• Каков вклад моей работы в общее дело?

• Откуда поступает работа и куда она “уходит”? Что она собой представляет?

Каков конечный продукт? Для чего он нужен?

• Каковы цели моей работы? В какой степени я их достигаю? Каковы стандарты?

• В какой степени я могу влиять на затраты компании?

• Каковы нормы безопасности?

• Какие происходят изменения и почему?

• Каковы приоритеты моей работы на следующий месяц?

3.15 КАКОЙ МЕТОД ВЫБРАТЬ

Все методы общения в промышленности и торговле можно разделить на три

группы:

• Менеджеры и инспекторы. Общение один - на - один с менеджером или

инспектором.

• Представители. Общение через представителя, который может быть членом

комитета сотрудников, быть избранным профорганизацией цеха, уполномоченным

представлять интересы сотрудников на совете работников, членом

производственного комитета, комитета по мерам безопасности либо просто

вашим коллегой.

• Массовые методы. Люди получают информацию через доску объявлений,

издаваемые компанией газету или журнал, буклеты, циркуляры; при посещении

массовых собраний, получении адаптированной версии годового отчета

компании, прослушивании сообщений через громкоговорители, внутреннюю

справочную службу либо при просмотре фильмов и программ кабельного

телевидения.

Менеджеры должны решить, какой метод общения использовать, и знать

возможности и недостатки каждого из них. Причиной большей части всех

недоработок в политике общения является то, что руководители недостаточно

четко представляют себе возможности каждого метода.

3.16 МЕНЕДЖЕРЫ И ИНСПЕКТОРЫ

Сильные стороны

• Менеджер или инспектор, будучи представителем руководства рабочей группы,

в офисе или на предприятии, является именно тем человеком, к кому можно

обращаться с возникающими вопросами наибольшей важности, потому что

последние есть результат либо управленческих решений. Либо — в случае с

делами, обсуждавшимися на переговорах, — совместных решений

руководства/профсоюзов.

• Одной из граней работы лидера является умение быть человеком, к которому

люди будут обращаться за помощью по принципиальным вопросам. Становясь

своеобразным “переговорщиком”, менеджер или инспектор превращается в более

действенного лидера.

• Инспекторы могут “подгонять” свои объяснения под определенную рабочую

группу, после чего им задают вопросы. Объяснения одной группе будут

отличаться от объяснений другой, поэтому возможность задавать вопросы

является насущной для достижения понимания.

• Большая часть того, о чем следует сообщать, для руководителя не новость.

Например, причины смены производственных планов, влияющие на деятельность

отдельного человека.

• Общение лицом к лицу с группой экономит время, обеспечивает общее

понимание и является наиболее мощным методом “продажи” идей и формирования

групповой приверженности.

Слабые стороны

• Если вертикаль подчиненности в цехе или в офисе насчитывает более двух

уровней, то общение при использовании описываемого метода должно быть

тщательно организовано, иначе оно будет неадекватно.

• Отсутствие четкого плана общения дорого обходится в плане времени

руководителям.

• Вертикаль подчиненности не может сама по себе должным образом управлять

общением “вверх”. “Верхи” организации редко воспринимает мнения,

высказываемые “низами” во всех “красках”, если информация доходит до них

сквозь “фильтр” нескольких уровней служебной иерархии.

3.17 ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Сильные стороны

• Предоставляют руководству возможность прямого объяснения политики

нескольким заинтересованным служащим, избежав повторений одного и того же

на разных уровнях.

• Абсолютно необходимы для осуществления адекватного общения “вверх” и

незаменимы при передаче руководству эмоций и настроений, царящих в офисе

или на предприятии -

• Формальные контакты на собраниях представителей могут увеличить (и

увеличивают) количество неформальных контактов.

Слабые стороны

• Хотя разъяснения руководства и передаются через представителей,

последним, как правило, не удается довести их до сведения “адресата” в

нужной форме, особенно если принятое решение не сулит ничего приятного.

Происходит это потому, что при толковании политики руководства

представители персонала пытаются действовать как представители руководства.

Это не входит ни в обязанности представителя, ни инспектора, и в конечном

итоге ставит их в тупик.

• Если в роли основных “переговорщиков” выступают начальники цехов, то

именно они, а не инспекторы, становятся лидерами и начальниками рабочей

группы.

3.18 МАССОВЫЕ МЕТОДЫ

Сильные стороны

• Наиболее дешевый способ доведения конкретной информации до большого

количества людей.

• Оперативность (сообщения по громкоговорителю, объявления на выходе и

т.д.).

• Минимальная вероятность того, что передаваемая информация не будет

соответствовать действительности.

• Необходимое средство поддержки общения в среде руководства.

Слабые стороны

• Массовые методы не годятся для достижения понимания, потому что доске

объявлений или письму нельзя задать вопрос. Теоретически, вопрос можно

задать на массовом собрании; на практике же большинство людей избегают

делать это на собрании, где присутствуют более 20 человек.

• Из того, что передаваемая информация соответствует действительности, не

следует, что она будет воспринята правильно.

• Наиболее важные для понимания вопросы — те, которые отражаются на

отдельном человеке или рабочей группе. Для этого необходимы дополнительные

объяснения для каждой группы, а массовые методы затрагивают только общие

аспекты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, из данной работы можно сделать следующие выводы.

Значение информации и коммуникации на современном этапе постоянно

возрастает. Время и технический прогресс диктует свои правила, с которыми

необходимо соглашаться. Научно - технические разработки, постоянные

изменения в политической и экономический обстановке заставляют менеджеров

применять все более и более новые и совершенные приемы в своей работе,

связанной с информацией и коммуникациями.

Каждый день мы сталкиваемся с информационными потоками и

коммуникационными процессами, а так как лишь не многие делают это

согласованно, о чем говорилось ранее, актуальность изучения данной проблемы

растет день ото дня.

Знание и умение правильно использовать все приемы коммуникаций в

значительной мере помогает менеджеру приблизиться к решению основной задачи

менеджмента - получению прибыли.

Существует много типов коммуникаций:

межуровневые коммуникации в организациях;

коммуникации руководитель - подчиненный;

коммуникации между руководителем и рабочей группой;

неформальные коммуникации;

вертикальные коммуникации;

коммуникации по нисходящей;

коммуникации по восходящей;

горизонтальные коммуникации;

слухи;

При рассмотрении этой темы, можно встретить такие понятия как:

коммуникационный процесс;

зарождение идеи;

кодирование и выбор канала;

передача;

декодирование;

обратная связь;

шум;

семантические барьеры;

невербальные преграды;

неумение слушать;

Из первого раздела можно сделать некоторые выводы.

1. Осуществление коммуникаций — это связующий процесс, необходимый для

любого важного управленческого действия.

2. Коммуникация — это обмен информацией между людьми.

3. Между организацией и ее окружением, между выше и ниже расположенными

уровнями, между подразделениями организации необходим обмен информацией.

Руководители связываются напрямую с подчиненными, будь то индивиды или

группы. Существуют также слухи — как неформальная информационная система.

4. Основными элементами коммуникационного процесса являются отправитель,

сообщение, канал и получатель.

5. Этапы процесса — разработка идеи, кодирование и выбор канала, передача и

расшифровка.

6. Обратная связь, т.е. реакция получателя, показывающая, понята или не

понята переданная информация, помогает преодолеть шум.

7. Шум в информационной системе — это то, что искажает смысл вследствие

языковых различий, различий в восприятии, а также физических

взаимодействий.

8. Различия в восприятии распространенной преградой на пути обмена

информацией, поскольку люди реагируют только на то, что воспринимают.

Если у них разные системы ценностей и предпочтений, они, скорее всего,

будут воспринимать и интерпретировать информацию по-разному.

9. Семантические расхождения, т.е. несовпадение способов использования слов

и их значений, являются распространенной помехой в информационных

обменах с использованием слов как символов.

10. Невербальные сигналы могут затруднять коммуникацию, если они вступают в

противоречие со значением слов.

11. Плохая обратная связь и неумение слушать мешают эффективному обмену

информацией.

11. Руководитель может повысить эффективность межличностных обменов,

проясняя идеи для того, как сообщать их, учитывая возможные различия -

семантики и восприятия, - представляя значение языка поз, жестов и

интонаций, поощряя формирование обратной связи.

12. Распространенными препятствиями на путях обмена информацией в

организациях служат фильтрация плохих новостей подчиненными, перегрузка

информационной сети и неудовлетворительная структура организации.

13. Обмен информацией в организации можно улучшить, создав системы

обратной связи, регулирую информационные потоки, предпринимая

управленческие действия, способствующие формированию восходящих и боковых

ветвей информационного обмена, развертывая системы сбора предложений,

печатая материал информативного характера для использования внутри

организации и применяя достижения современной информационной технологии.

Информационные технологии имеют как положительные, так и

отрицательные стороны. Ввиду этого в ближайшие десятилетия работа менеджера

может как упроститься, так и усложниться.

Для того, чтобы стать примерным «лицом» фирмы необходимо

совершенствовать свое поведение в коммуникационных процессах и умение

анализировать информацию, использовать наиболее приемлемые методы общения.

Знать все сильные и слабые стороны каждого приема используемого в

коммуникационных процессах.

Список использованной литературы.

1. Антановский Т.Р., Балдин Л.В. и др. Основы предпринимательства. Словарь-

справочник. М., 1993

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация,

процесс. М., 1995

3. Глухов В.В. Основы менеджмента. М., 1995.

4. Филип Котлер «Основы маркетинга». М., «Бизнес-книга», 1995

5. Дж. Д. Дэниелс, Ли Х. Радеба «Международный бизнес». М., «Дело ЛТД»,

1994

6. Жан-Жак Ламбен «Стратегический маркетинг».

7. Яковлева О.Н. Менеджмент в социально – экономических системах. Учебное

пособие. ГАУ, 1997

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.