реферат, рефераты скачать
 

Исследование систем управления


описываются в виде определенных точек в пространстве и во времени.

1. Свойства система описывают в виде детерминированных величин

(определенных).

2. Основу методов составляют понятия классической математики.

3. Это функциональные зависимости :

. прямые (спрос и предложение)

. параболы (явления социально-экономического характера)

a, b - коэффициенты, рассчитанные

с помощью статистической

информации.

Затраты - параболические кривые.

. степенная функция (для описания интенсивно развивающихся процессов,

начальных этапов жизненного цикла изделия)

. показательная функция (замедляет процесс)

Основа аналитических методов в экономических системах - регрессионное

уравнение.

I - фонд заработной платы :

I = 94 + 0.0022*X1 + 195.4*X2 + 0.03*X3 + 0.5*X4

Это частный случай на предприятиях электронной промышленности.

X1 - товарный выпуск, тыс. руб.

X2 - фондоотдача

X3 - себестоимость

X4 - материалоемкось

IV. Статические методы : особенность - могут применяться для диффузионных и

плохо организованных систем (с вероятностными характеристиками).

Если зафиксировать все параметры и изменять только один, то получим

прямую.

Ф(х) - оператор, формализующий систему.

Отображение системы происходит с помощью вероятностных характеристик

и система представляется в виде размытой области.

Таблица использования статистических методов при реализации управленческих

функций.

| | |Этапы процесса управления |

| |Статистические |Подгот|Выявле|Исслед|Разраб|Принят|Органи|Учет и|Анализ|

| |методы |овка |ние |о-вани|отка и|ие |за-ция|контро|эфф-ек|

| | |информ|направ|е |принят|решени|выполн|ль |тивнос|

| | |а-ции |ле-ний|выявле|ие |й |ения |хода |ти |

| | | |анализ|нных |решени| |решени|вы-пол|получе|

| | | |а |пробле|й | |й |нения |нных |

| | | | |м | | | | |резуль|

| | | | | | | | | |татов |

| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |

|1|Статистическое |+ | | | | | |+ | |

|.|наблюдение | | | | | | | | |

|2|Группировка и |+ |+ |+ | | | |+ |+ |

|.|классификация | | | | | | | | |

|3|Расчет |+ |+ |+ | | | |+ |+ |

|.|абсолютных | | | | | | | | |

| |величин, | | | | | | | | |

| |относительных и| | | | | | | | |

| |средних | | | | | | | | |

| |показателей | | | | | | | | |

|4|Методы | |+ |+ | | | |+ |+ |

|.|исследования | | | | | | | | |

| |динамических | | | | | | | | |

| |рядов | | | | | | | | |

|5|Индексный метод| |+ |+ | | | |+ |+ |

|.| | | | | | | | | |

|6|Корреляционно-р| |+ |+ | | | | |+ |

|.|егрессионный | | | | | | | | |

| |анализ | | | | | | | | |

|7|Дисперсионный | |+ |+ | | | | |+ |

|.|анализ | | | | | | | | |

|8|Экспертные |+ |+ |+ |+ | | | | |

|.|методы | | | | | | | | |

|9|Факторный и | |+ |+ | | | | |+ |

|.|компо-нентный | | | | | | | | |

| |анализ | | | | | | | | |

Статистические наблюдения - хронометражное установление научно-

обоснованных норм.

Группировка и классификация - включает многомерные группировки и

классификации.

Индексные методы широко используются в экономических и социально-

экономических системах (индекс цен и т.п.).

(5, 6, 7) - область методов МАИС.

Задачи, решаемые с помощью статистических методов :

. Методы статистического контроля качества :

= вероятность получения годных изделий на выходе объекта управления

= контроль качества для анализа информационных потоков

. Методы измерения риска :

= ожидаемое значение при соответствующей вероятности риска

. Задачи определения и разрешения неопределенности :

H0 = log(m)

H0 - начальная энтропия

m - состояний системы

H = -Px*log(Px)

Меняется основание log ( меняется множество.

H = H0 , если равновероятные исходы, т.е. все Px = 1/m

Чем больше неопределенность, тем важнее единица информации о состоянии

системы.

. Методы нормального распределения статистики.

. Марковские процессы (марковские цели).

Это случайный процесс, когда при известном значении случайной величины ((t)

= ((t) = S , при t > t (в последующий момент), случайные величины не

зависят от значений ((u), при u1 - очень высок, но не осуществим из-за колоссального количества

информации

б) r = 4

HбНб [за счет обособления функций в а и b]

Линейно-функциональное управление.

В рамках линейного и функционального управления объекты связаны через

2 инстанции, а смешанные вопросы в рамках линейного и функционального

руководства связаны только через центральный орган.

г)

Процедура разделения функций может продолжаться сколь угодно долго,

например, для трех параллельных управлений а, b, c с центральным

управлением в центре d. В соответствии с этим получим Нг>Нв, поскольку

только функция координации Ra осуществляется через 1/4 часть, т.е. Rc=1/4,

( роль координационного центра уменьшается, увеличивается роль

самостоятельных центров.

Однако эффект снижается из-за худшей централизации по сравнению с

вариантом а).

(

д) Придание самостоятельности органам управления

Hд>=На

Наилучшим образом проблема целостности системы решается, если объекты

управления вступают в непосредственные связи на своем уровне, т.е. через

одну инстанцию.

Если бы такие связи не вступали в противоречие друг с другом, то

потенциал самоуправления был бы в 2 раза выше, чем На и тем больше, чем

меньше доля централизованного управления.

е)

Разрешение противоречия через 3 - а - 1, 2 - а - 1.

Конфликтная ситуация между объектами 2 и 3.

Лекция 12 24.04.97

Закономерности образования орг. структур.

R + Ra =1

задачи, решаемые задачи, решаемые

самостоятельно централизованно

1. Прямое управление невозможно из-за большого объема информации.

2. Потенциал управления (эффективность управления) - возможность принимать

необходимое и достаточное количество управленческих решений в зависимости

от технической оснащенности - тем меньше, чем больше уровней управления,

т.к. часть объектов оказывается связанной между собой удвоенным числом

инстанций.

3. Для снижения "чиновничьего шума" в линейной организации строят иерархию

не по древовидному виду, а по смешанному типу.

4. При чрезмерном увеличении функциональных звеньев эффект управления

снижается из-за ухудшения централизованного управления (координации).

5. Проблема связанности системы управления наилучшим образом решается, если

элементы непосредственно контактируют на своем уровне.

6. Из-за противоречий, которые решаются централизованно, потенциал

самостоятельного управления снижается.

Вопрос 3 : Правила оптимизации орг. структур СУ.

1. Максимально развивать непосредственные связи между объектами управления,

пока они не вступают в противоречие друг с другом.

2. По мере возможности уменьшать число уровней централизованного

управления.

3. Добиваться максимальной общей связанности даже за счет снижения

потенциала маломощных объектов управления.

4. Группировать службу управления таким образом, чтобы взаимосвязи между

ними требовали минимального согласования в центральных органах.

Пути реализации вышеперечисленных правил :

1. Создание неформальных структур

2. Создание большего количества звеньев - вертикальная интеграция :

сокращает число уровней управления; горизонтальная интеграция сокращает

число звеньев в каждом уровне.

Принципы построения оргструктуры СУ :

1. комплексность - охват всех целей, функций управления

2. профилактичность - прогнозирование, планирование (в основном

долгосрочное) и построение краткосрочных планов

3. оптимальность - возможность построения модели, которая позволяет

оптимизировать оргструктуру

4. оперативность - управляющее решение не должно запаздывать

5. надежность - бесперебойная работа системы управления, ее живучесть

6. гибкость - способность функционировать в условиях переменных целей и

производственных ситуаций

S ( {L, П, О, Т, С, К}

((((((((((((((((

s ( {l, п, o, t, c, к} - одновариантность системы, негибкая

L - трудовые ресурсы

П - производственные ресурсы

О - оборотные средства

Т - технологии

С - внешняя среда

К - природные факторы

7. непрерывность - увеличение числа решаемых управленческих задач

8. типовость - унификация принимаемых решений, использование стандартных

приемов

9. принцип новых задач : рутинные, традиционные, системные, оптимизационные

задачи

Вопрос 4 : Система показателей структурного анализа СУ.

1. виды оргструктур :

. линейная структура (мелкие предприятия)

. функциональная структура (функциональное делегирование полномочий)

. линейно-функциональная структура (традиционна для РФ)

. матричная структура или координационная

. дивизиональная структура (принцип диагональных самостоятельных

структур - штабы)

. программно-целевые структуры (предусматривают формирование структуры

по программам)

8. состав органов управления :

. одноранговая структура

. многоуровневая структура

. многозвеньевая структура

Звено - самостоятельная ячейка на данном уровне управления, наделенная

определенной функцией управления

12. количественные параметры.

. специализация труда в аппарате управления - закрепление за работниками,

подразделениями, службами, органами, управлениями определенных видов

деятельности, работ, функций или объектов управления. Закрепление функций

осуществляется с помощью регламентирующих документов (должностные

инструкции, штатное расписание, технологические карты и т.д.).

Степень специализации измеряется ( доля специальных функций,

выполняемых службой в общем объеме работ службы ( rc = Rсп/R, Rсп -

специализированные задачи, R - общее количество задач.

. централизация СУ - построение СУ и организация ее функционирования так,

что существует постоянно действующая и достаточно устойчивая связь

каждого звена управления с центральным органом управления .

Степень централизации - концентрация власти на вышестоящем уровне -

доля функций управления, решаемых на верхнем уровне.

[pic]

Ra - трудоемкость на верхнем уровне.

[pic] - количество уровней в СУ

[pic] - количество звеньев на данном уровне управление

Построение структур СУ :

1. Определение объектов управления и характера выполняемой управленческой

работы и ее объем. Этапы, виды, постановка задач СУ.

2. Распределение работы между отдельными позициями менеджмента (группа

задач, имеющая одно функциональное назначение)

3. Классификация позиций менеджмента и построение на этой основе логических

групп управления (принцип ориентации - выявление ориентирующего звена -

по видам работ).

Факторы, учитываемые при построении СУ :

1. Стратификация - число уровней управления.

2. Формализация - на сколько система будет бюрократична.

3. Централизация - иерархия доведения решений до исполнителя.

4. Сложность структуры.

Методы организационного развития :

1. Методы улучшения межгрупповых отношений - создание параллельных

организаций работ; неформальные группы.

2. Методы социотехнического подхода - автономные рабочие группы на уровне

исполнителей; участие персонала в принятии решений; переструктуризация

работы - обновление кадров и ротация функций; изменение и обогащение

содержания труда - привнесение творческой струи в каждую работу;

улучшение качества трудовой жизни (микроклимат).

Лекция 13 06.05.97

Анализ функциональной структуры СУ.

План.

1. Понятие ФС СУ и ее характеристика.

2. Последовательность анализа функций.

3. Методы и показатели функционального анализа.

Вопрос 1 : Понятие ФС СУ и ее характеристика.

ФС СУ - состав и соотношение между отдельными специализированными

подразделениями в области подготовки обоснования управленческих решений.

ФС СУ подразделяется по призраку выполняемых функций :

. функциональные подсистемы

. обеспечивающие подсистемы

. целевые подсистемы

Функциональные подсистемы выделяют по функциям управления, имеющим

единую, целевую направленность.

Обеспечивающие подсистемы выделяют по признаку функций,

обеспечивающих условия реализации решений, вырабатываемых в функциональных

подсистемах.

Целевые подсистемы выделяют по признаку целей, на реализацию которых

они направлены.

.

Матричная модель ФС СУ.

| |Функциональные |Обеспечивающие |

|п/с |подсистемы |подсистемы |

|п/с | | |

|Целевые | | |

|подсистемы | | |

Функциональны подсистемы :

1. подсистема управления технической подготовкой производства, УТПП

2. технико-экономическое планирование, ТЭП

3. оперативное управление производством, ОУП

4. управление сбытом и финансовой деятельностью

5. управление материально-техническим снабжением

6. управление организацией труда и з/п, УОТиЗП

7. управление персоналом, УП

8. управление маркетингом, УМ

Обеспечивающие подсистемы :

1. информационное обеспечение, ИО

2. техническое обеспечение, ТО

3. программное обеспечение, ПО

4. организационно-экономическое обеспечение, ОЭО

5. правовое обеспечение, ПрО

Целевые подсистемы :

1. управление основным производством, УОП

2. управление вспомогательным производством, УВП

3. управление качеством, УК

4. управление социальным развитием коллектива, УСКР

5. управление охраной окружающей среды, УООС

Классификация функций по следующим признакам :

1. по зависимости от объекта управления :

. основные :

|прогнозирование |Осуществляются в каждой |

|планирование |производственной системе;|

|организация |инвариантны к конкретным |

|контроль |Ф подсистемам; |

|координация |обеспечивают |

|учет |управляемость |

. конкретные : постоянно действующие операторы; предназначены для

изменения значения одного выходного параметра объекта управления

4. по признаку содержания управленческого труда :

5. управление технической подготовкой производства, УТПП

6. технико-экономическое планирования, ТЭП

7. оперативное управление производством, ОУП

8. управление сбытом и финансовой деятельностью

9. управление материально-техническим снабжением

10. управление организацией труда и з/п, УОТиЗП

11. управление персоналом, УП

12. управление маркетингом, УМ

13. по признаку объекта управления :

. управление предприятием в целом

. управление подразделением

. управление цехом

. управление бригадой

. управление участком

. управление рабочим местом

20. по видам деятельности :

. экономические или хозяйственные

. социальные

. организационные

24. по признаку однородности работ :

. общие : линейные функции линейного руководства

. специальные : по отдельным сторонам деятельности

. обслуживающие

28. по целям деятельности :

. управление основным производством, УОП

. управление вспомогательным производством, УВП

. управление качеством, УК

. управление социальным развитием коллектива, УСКР

. управление охраной окружающей среды, УООС

Функция управления - относительно обособленное направление

управленческой деятельности, осуществляющее управленческое воздействие.

Цель анализа функциональной структуры СУ :

1. выявление возможностей концентрации однородных работ в рамках

определенных подразделений

2. углубленная специализация функциональных служб

3. рационализация разделения труда между функциональными подразделениями

разных иерархических уровней

Функциональные подсистемы характеризуются :

1. специфическим объектом управления (процессом управления)

2. специфическим субъектом управления (осуществляет координацию управления)

3. входами и выходами

4. внутренней, сравнительно замкнутой информационной системой

5. особый круг задач, решаемых в данной подсистеме

Вопрос 2 : Последовательность анализа функций.

Последовательность анализа функций :

1. определяется полнота охвата функций всеми подразделениями СУ

|Работа, i |УТПП |ТЭП |ОУП |

|1 |+ |+ |+ |

|2 | | | |

|3 | | | |

|4 | | | |

2. степень соответствия структуры функциональных служб содержанию работы СУ

3. уровень концентрации работ в функциональных подразделениях

[pic] - трудоемкость работ j-го подразделения

4. уровень специализации работ функциональных подразделений =

|трудоемкость по i-ой функции в j-ом |

|подразделении |

|общая трудоемкость по i-ой функции в СУ |

( [pic]

5. соотношение централизованного и децентрализованного выполнения работ в

функциональном подразделениях

6. степень соответствия функциональной подсистемы общим критериям

построения системы управления (централизация, концентрация,

специализация, гибкость, прямоточность, информационная обеспеченность,

экономическая эффективность)

Эффективность административно-технического персонала :

[pic] ; [pic]

7. сопоставление действующей функциональной структуры с регламентируемой

(типовые, стандартные структуры)

Вопрос 3 : Методы и показатели функционального анализа.

Показатели функционального анализа :

1. коэффициент полноты охвата функций управления :

[pic] - количество работ проводимых в аппарате управления соответственно

фактически и по нормативу.

2. коэффициент неполноты выполняемых фунций :

[pic] ; Rн - количество работ, незакрепленных ни ха одним подразделением

3. коэффициент дублирования работ

[pic] ; RД - количество работ, закрепленных за несколькими

подразделениями

Особым направлением анализа ФС является изучение организации работ по

обслуживанию функционального аппарата управления.

I вид структуры II вид структуры III вид

структуры

Лекция 14 08.05.97

Исследование управления посредством

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.