реферат, рефераты скачать
 

Курс лекций по финансовому менеджменту


Курс лекций по финансовому менеджменту

Тема: Предмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента.

1. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента.

2. Функции финансового менеджмента.

3. Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые

концепции финансового менеджмента.

4. Основные этапы развития финансового менеджмента.

1. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или

форму управления процессами финансирования предпринимательской

деятельности.

Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает

управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их

формирования, распределения и использования с целью получения оптимального

конечного результата.

Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами

предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций,

максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов,

чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание

конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлена на

достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух

подсистем:

1) управляемая подсистема (объект управления)

2) управляющая подсистема (субъект управления).

Финансовый менеджмент реализует сложную систему управления совокупно-

стоимостной величиной всех средств, участвующих в воспроизводственном

процессе, и капиталом, обеспечивающим финансирование предпринимательской

деятельности.

Объектом управления является совокупность условий осуществления

денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости,

движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во

внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления

включаются следующие элементы:

1) Денежный оборот;

2) Финансовые ресурсы;

3) Кругооборот капитала;

4) Финансовые отношения.

Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов,

технических средств, а также специалистов, организованных в определенную

финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное

функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления

являются:

1) Кадры (подготовленный персонал);

2) Финансовые инструменты и методы;

3) Технические средства управления;

4) Информационное обеспечение.

Целью финансового менеджмента является выработка определенных решений

для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального

соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития

предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом

управлении.

Главной целью финансового менеджмента является обеспечение роста

благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде.

Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной

стоимости бизнеса (предприятия) и реализует конечные финансовые интересы

его владельца.

Основные задачи финансового менеджмента:

1). Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в

соответствии с потребностями предприятия и его стратегией развития.

2). Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в разрезе

основных направлений деятельности предприятия.

3). Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия.

4). Максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска и

благоприятной политике налогообложения.

5). Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе

его развития, т. е. обеспечение финансовой устойчивости и

платежеспособности.

2. Функции финансового менеджмента.

Существует 2 основных типа функций финансового менеджмента:

1). Функции объекта управления

- воспроизводственная, обеспечивает воспроизводство авансированного

капитала на расширенной основе;

- производственная – обеспечение непрерывного функционирования

предприятия и кругооборота капитала;

- контрольная (контроль управления капиталом, предприятием).

2). Функции субъекта управления

- прогнозирование финансовых ситуаций и состояний;

- планирование финансовой деятельности;

- регулирование;

- координация деятельности всех финансовых подразделений с основным,

вспомогательным и обслуживающим подразделениями предприятия;

- анализ и оценка состояния предприятия;

- функция стимулирования;

- функция контроля за денежным оборотом, формированием и

использованием финансовых ресурсов.

1. Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые

концепции финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент базируется на следующих взаимосвязанных основных

концепциях:

1). Концепция денежного потока.

2). Концепция временной ценности денежных ресурсов.

3). Концепция компромисса между риском и доходностью.

4). Концепция цены капитала.

5). Концепция эффективности рынка капитала.

6). Концепция асимметричности информации

7). Концепция агентских отношений.

8). Концепции альтернативных затрат.

1). Концепция денежного потока предполагает

- идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид

(краткосрочный, долгосрочный, с процентами или без);

- оценка факторов, определяющих величину элементов денежного потока;

- выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить

элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;

- оценка риска, связанного с данным потоком, и способы его учета

2). Концепция временной ценности денежных ресурсов.

Временная ценность – объективно существующая характеристика денежных

ресурсов. Она определяется тремя основными причинами:

А) Инфляцией

Б) Риском недополучения, или неполучением ожидаемой суммы

В) Оборачиваемостью

3). Концепция компромисса между риском и доходностью.

Смысл концепции: получение любого дохода в бизнесе практически всегда

сопряжено с риском, и зависимость между ними прямо пропорциональная. В то

же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена

с минимизацией риска.

4). Концепция цены капитала – обслуживание того или иного источника

финансирования обходится для фирмы неодинаково, следовательно, цена

капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия

затрат по поддержанию каждого источника и позволяющий не оказаться в

убытке.

Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе

инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования

предприятия.

5). Концепция эффективности рынка капитала – операции на финансовом

рынке (с ценными бумагами) и их объем зависит от того, на сколько текущие

цены соответствуют внутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена

зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация

рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация

отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка.

Термин «эффективность» в данном случае рассматривается не в

экономическом, а в информационном плане, т. е. степень эффективности рынка

характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности

информации участникам рынка.

Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении

следующих условий:

- рынку свойственна множественность покупателей и продавцов;

- информация доступна всем субъектам рынка одновременно, и ее

получение не связано с затратами;

- отсутствуют транзакционные затраты, налоги и другие факторы,

препятствующие совершению сделок;

- сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не

могут повлиять на общий уровень цен на рынке;

- все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать

ожидаемую выгоду;

- сверхдоходы от сделки с ценными бумагами невозможны как

равновероятностное прогнозируемое событие для всех участников

рынка.

Существует две основных характеристики эффективного рынка:

1). Инвестор на этом рынке не имеет обоснованных аргументов ожидать

больше, чем в среднем доход на инвестиционный капитал при заданной

степени риска.

2). Уровень дохода на инвестируемый капитал – это функция степени риска.

Эта концепция эффективности рынка на практике может быть реализована

в трех формах эффективности:

- слабой

- умеренной

- сильной

В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью отражают

динамику цен предшествующих периодов. При этом невозможен обоснованный

прогноз повышения или понижения курсов на основе статистики динамики цен.

В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не

только имеющиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную

информацию, которая, поступая на рынок, немедленно отражается на ценах.

В условиях сильной формы текущие цены отражают как общедоступную

информацию, так и ограниченную информацию, т. е. вся информация является

доступной, следовательно, никто не может получить сверхдоходы по ценным

бумагам.

6). Концепция ассиметричности информации – напрямую связана с пятой

концепцией. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут

владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование

этой информации может дать

положительный и отрицательный эффект.

7). Концепция агентских отношений введена в финансовый менеджмент в

связи с усложнением организационно – правовых форм бизнеса. Суть: в сложных

организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения

и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления,

которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия

между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных

действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие

менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли).

7). Концепция альтернативных затрат: любое вложение всегда имеет

альтернативу.

1. Основные этапы развития финансового менеджмента.

В настоящее время западными специалистами выделяются пять подходов в

становлении и развитии финансового менеджмента .

Первый подход связан с деятельностью «школы эмпирических

прагматиков».(50е года) Ее представители - профессиональные аналитики,

которые, работая в области анализа кредитоспособности компаний, пытались

обосновать набор относительных показателей, пригодных для такого анализа.

Они впервые попытались показать многообразие аналитических коэффициентов,

которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности и являются

полезными для принятия управленческих решений.

Второй подход обусловлен деятельностью школы «статистического

финансового анализа».(60е года) Основная идея в том, что аналитические

коэффициенты, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности, полезны лишь

в том случае, если существуют критерии, с пороговыми значениями которых эти

коэффициенты можно сравнивать.

Третий подход ассоциируется с деятельностью школы «мультивариантных

аналитиков» (70е года). Представители этой школы исходят из идеи построения

концептуальных основ, базирующихся на существование несомненной связи

частных коэффициентов, характеризующих финансовое состояние и эффективность

текущей деятельности.

Четвертый подход связан с появлением «школы аналитиков, занятых

прогнозированием банкротства компаний».(30е года) Представители этой школы

делают в анализе упор на финансовую устойчивость компании, предпочитая

перспективный анализ ретроспективному.

Пятый подход представляет собой самое новое направление (развивается

с60хгодов) – школа «участников фондового рынка». Ценность отчетности

состоит в возможности ее использования для прогнозирования уровня

эффективности инвестирования в ценные бумаги. Ключевое отличие этого

направления состоит в его излишней теоритеризованности , не случайно оно

развивается главным образом учеными и пока не получило признания в

практике.

Тема: Финансовая деятельность и финансовый механизм предприятия.

1. Понятие финансовой деятельности и финансового механизма предприятия.

2. Внешняя правовая и налоговая среда. Информационное обеспечение

финансового механизма.

3. Сферы финансового менеджмента.

1. Понятие финансовой деятельности и финансового механизма предприятия.

Финансовая деятельность предприятия связана с формированием,

распределением и использованием финансовых ресурсов, финансовыми и

денежными отношениями, возникающими во внутренней и внешней среде

предприятия. Финансовая деятельность включает следующие виды:

1. отношения, связанные с формированием уставного капитала и его

распределением между собственниками;

2. отношения, связанные с авансированием уставного капитала во

внеоборотные и оборотные активы;

3. деятельность, связанная с формированием валовых доходов предприятия и

их распределением в целях покрытия воспроизводственных затрат, то есть

обеспечением финансовыми ресурсами воспроизводственного процесса;

4. деятельность, связанная с выполнением обязательств перед бюджетной

системой;

5. деятельность, связанная с выполнением обязательств перед собственниками

предприятия по выплате им доходов;

6. деятельность, связанная с реинвестированием прибыли в целях приращения

активов;

7. деятельность, связанная с формированием различных резервово

предприятия;

8. отношения, связанные с формированием фондов стимулирования и социальной

защиты работников;

9. деятельность, связанная с размещением свободных финансовых ресурсов

предприятия и привлечением дополнительных финансовых ресурсов на

финансовом рынке;

10. деятельность, связанная с перераспределением финансовых ресурсов

внутриотраслевого или межотраслевого характера в случае вхождения

предприятия в различные ассоциации, концерны, синдикаты, холдинги,

финансово-промышленные группы;

11. деятельность, связанная с получением субсидий и субвенций из бюджетов

разных уровней.

Финансовый механизм предприятия представляет собой совокупность

финансовых методов, рычагов, инструментов, а также правового, нормативного

и информационного обеспечения, возникающих во внутренней и внешней среде

предприятия.

Финансовая деятельность предприятия реализуется посредством

финансового механизма.

1. Внешняя правовая и налоговая среда. Информационное обеспечение

финансового механизма.

Правовая среда:

- основные законодательные акты, регулирующие предпринимательскую

деятельность: ГК, законы «Об акционерных обществах», «О

кооперативах», «О банках и банковской деятельности»;

- законодательные акты, связанные с налоговым регулированием;

- законодательные акты по охране окружающей среды, безопасности

жизнедеятельности и охране труда;

- законодательные акты, касающиеся социального страхования и

обеспечения;

- законодательные акты, связанные с внешнеэкономической деятельностью

предприятий;

- законодательные акты, регулирующие безналичные и наличные расчеты

предприятия.

Налоговая среда: виды основных налогов, уплачиваемых предприятием.

Информационная среда включает:

1. информация внешнего характера:

- информация, формируемая на финансовых рынках;

- информация налогового характера;

- информация о стоимости ресурсов на различных рынках;

- информация о конкурентах;

- информационное обеспечение о внешнеэкономической деятельности

предприятия

7. информация внутреннего характера:

- финансовая отчетность;

- статистическая отчетность;

- внутренняя отчетность;

- данные первичного бухгалтерского учета.

1. Сферы финансового менеджмента.

Сферы финансового менеджмента:

1. Финансовый анализ и планирование, а также финансовое прогнозирование:

- оценка и анализ активов и источников их формирования;

- оценка величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания

экономического потенциала компании и расширения ее деятельности;

- оценка источников дополнительного финансирования;

- формирование системы контроля за составлением и эффективным

использованием финансовых ресурсов.

6. Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами:

- оценка объема требуемых финансовых ресурсов;

- выбор форм их получения;

- оценка степени доступности и времени получения этих ресурсов;

- оценка стоимости обладания данным видом ресурсов (%, дисконт и

др.);

- оценка риска, ассоциируемого с данным источником финансирования.

12. Распределение и использование финансовых ресурсов:

- анализ и оценка долгосрочных и краткосрочных решений

инвестиционного характера;

- оптимальность времени трансформирования финансовых ресурсов в

другие виды ресурсов (материальные, трудовые, денежные);

- целесообразность и эффективность вложений в ОФ, НМА и формирование

их рациональной структуры;

- оптимальное использование оборотных средств;

- обеспечение эффективности финансовых вложений.

Тема: Методологические основы принятия финансовых решений

1. Понятие левериджа и его виды.

2. Финансовый леверидж и концепции его расчета.

3. Операционный леверидж и его эффект.

4. Оценка совокупного риска, связанного с предприятием.

5. Стоимость капитала и расчет средневзвешенной стоимости капитала.

1. Понятие левериджа и его виды.

Леверидж в приложении к финансовой сфере трактуется как определенный

фактор, небольшое изменение которого может привести существенному изменению

результирующих показателей.

В финансовом менеджменте различают следующие виды левериджа:

- финансовый

- производственный (операционный)

- производственно-финансовый

Всякое предприятие является источником риска. При этом риск возникает на

основе факторов производственного и финансового характера. Эти факторы

формируют расходы предприятия. Расходы производственного и финансового

характера не являются взаимозаменяемыми, однако, величиной и структурой

затрат производственного и финансового характера можно управлять. Это

управление происходит в условиях свободы выбора источников финансирования

и источников формирования затрат производственного характера. В результате

использования различных источников финансирования складывается

определенное соотношение между собственными и заемным капиталом, а, так как

заемный капитал является платным, и по нему образуются финансовые издержки,

возникает необходимость измерения влияния этих издержек на конечный

результат деятельности предприятия. Поэтому финансовый леверидж

характеризует влияние структуры капитала на величину прибыли предприятия, а

разные способы включения кредитных издержек в себестоимость оказывают

влияние на уровень чистой прибыли и чистую рентабельность собственного

капитала.

Итак, финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между изменением

чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты % и налогов.

Производственный леверидж зависит от структуры издержек производства и, в

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.