реферат, рефераты скачать
 

Логика составления бизнес-плана


Логика составления бизнес-плана

Министерство образования Российской Федерации

НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИСТИТУТ

РЕФЕРАТ

На тему «Логика составления бизнес-

плана»____________________

По дисциплине «Планирование в бизнесе»

Выполнила

студентка 3-го курса 3-го

потока экономического

факультета Чухно Юлия

Викторовна

Преподаватель

2001 г.

Содержание

1. Введение

3

2. Основная часть

3

2.1. Сущность бизнес-плана

3

2.1.1. Особенности бизнес-планирования в России

4

2.1.2. Цели и задачи бизнес-планирования

5

2.1.3. Принципы бизнес-планирования

5

2.1.4. Требования к бизнес-плану

6

2.2. Структура и содержание разделов бизнес-плана

6

2.2.1. Введение

7

2.2.2. Описание предприятия (организации)

8

2.2.3. Описание продукции (работы, услуги)

9

2.2.4. Анализ рынка

10

2.2.5. Конкуренция

12

2.2.6. Маркетинговый план

14

2.2.7. План производства

15

2.2.8. Финансовый план

19

3. Заключение

22

4. Список литературы

22

Бизнес-планирование – относительно новое явление в экономике России,

несмотря на то, что многие понятия рыночной экономики уже вошли в деловую

жизнь и практику наших предприятий (организаций). Пока же в России

значительно большее распространение получает разработка технико-

экономического обоснования (ТЭО) или технико-экономических расчетов, а не

бизнес-плана. Такая ситуация берёт своё начало в административно-командной

системе управления экономикой, когда не было необходимости обдумывать и

учитывать многие факторы, свойственные рыночной системе отношений. Тем не

менее, в последнее время происходит приспособление формы и содержания ТЭО

под реально существующие в обществе условия перехода к рынку, что придаёт

ТЭО всё больше характер бизнес-плана. Связано это с тем, что назначение ТЭО

и бизнес-плана одно и то же: дать возможность убедиться в том, что

разрабатываемый проект экономически целесообразен, т. е. принесёт эффект,

под которым не всегда подразумевается прибыть. ТЭО разрабатывается и для

проектов, которые убыточны. При разработке бизнес-плана такое возможно,

если речь идёт о части какого-либо проекта, без которого проект в целом не

осуществим: реализация данной части проекта принесёт убытки, хотя в целом

проект представляет собой выгодное дело.

Необходимость составления бизнес-плана осознана на государственном

уровне. Первым шагом в этом направлении была разработка инвестиционных

программ предприятиями, находящимися в процессе приватизации: 15% уставного

капитала этих предприятий выставлялось на инвестиционный конкурс.

Победитель инвестиционного конкурса обязывался реализовать инвестиционную

программу, разработанную предприятием. Отдавая себе отчёт, что

инвестиционные программы далеко не тот бизнес-план, о котором говорится,

тем не менее, составление этих программ заставило руководителей предприятий

задуматься о том, какие инвестиции и под какие программы им необходимы для

нормального функционирования предприятия, т. е. как привлечь инвестиционный

капитал.

В целях развития инициативы частных инвесторов и более эффективного

использования частных инвестиций в РФ Президентом России издан Указ «О

частных инвестициях в РФ» от 17 сентября 1994 г. № 1928, согласно которому

ежегодно будут выделяться государственные инвестиции на финансирование

высокоэффективных инвестиционных проектов, при условии размещения этих

средств на конкурсных началах. Согласно пункту 3 этого Указа инвестиционный

проект должен иметь бизнес-план, заключение государственной экологической

экспертизы, государственной вневедомственной или независимой экспертизы.

Без обоснованного бизнес-плана нельзя претендовать на получение

финансовой и кредитной поддержки в фондах поддержки малого и среднего

предпринимательства, на получение малыми предприятиями оборудования в

лизинг, на получение кредитов, займов в коммерческих банках и т. д.

В методических рекомендациях по реформе предприятий (организаций) от 1

октября 1997 г. № 118 говорится, что долгосрочная стратегия развития

предприятия должна базироваться на бизнес-плане, в котором, в частности,

должны отражаться те виды деятельности, которыми предприятие планирует

заниматься в ближайшем будущем и в долгосрочной перспективе. При этом

рекомендуется учесть влияние внешних факторов, на которые предприятие не

может воздействовать (экономические факторы: инфляция, уровень безработицы,

покупательная способность потребителей, величина процентной ставки за

кредит и др.; политические, природные, научно-технические факторы и т. д.).

В Методических рекомендациях вносятся существенные предложения по усилению

роли бизнес-плана в деятельности реформируемых предприятий.

Таким образом, значение бизнес-плана резко возрастает и

предпринимателям, всем без исключения, начиная от директоров крупных

государственных предприятий и акционерных обществ, заканчивая

представителями малого бизнеса, необходимо знать и уметь составлять бизнес-

план.

Бизнес-планирование в России имеет свои особенности:

V меняющиеся экономические отношения ставят руководителей перед

необходимостью самим просчитывать свои будущие шаги и учиться вести

борьбу с конкурентами;

V появляется новое поколение руководителей, которые не были руководителями

коммерческих организаций, и они плохо представляют весь круг ожидающих их

экономических проблем, особенно в рыночной экономике;

V российские предприниматели должны научиться обосновывать свои заявки,

доказывая инвесторам, что они могут просчитать все аспекты использования

инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.

Бизнес-план – краткое, точное доступное и понятное описание

предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого

количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные

решения и определить средства для их достижения. В рыночной экономике

существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и

т. д. (рис. 1).

Рисунок 1.

Типология бизнес-планов по объектам бизнеса.[1]

Цели и задачи бизнес-плана:

1. Бизнес-план служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки

результатов за определённый период времени. В этой связи он может

рассматриваться как мерило степени достижения успеха.

2. Бизнес-план является документом, позволяющим «высветить» курс действий и

управлять бизнесом. Поэтому его можно представить как неотъемлемый

элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и

контроля. Планирование даёт возможность оценить и контролировать процесс

развития основной деятельности предприятия.

3. Бизнес-план в большинстве случаев используется как средство получения

необходимых инвестиций. (привлечение денежных средств со стороны: ссуды,

кредиты). Получить кредит становится всё труднее из-за возрастающей

невозвратности кредитов, инфляционных процессов. Банки принимают меры для

защиты выданных ссуд, и важным фактором при решении вопроса о

предоставлении кредита является наличие продуманного бизнес-плана. В этом

аспекте он служит «наживкой» для инвесторов и мощным инструментом

финансирования бизнеса.

4. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и

инструмент внутрифирменного управления. В этом плане он представляется

как постоянно обновляемый документ, делающий организацию восприимчивой к

разного рода нововведением – техническим, технологическим,

информационным, организационным, экономическим и т. д.

5. Привлечение потенциальных партнёров к реализации планов развития

предприятия, осуществлению проектов, которые могут вложить собственный

капитал или технологию.

6. Бизнес-план может быть хорошей рекламой для предполагаемого бизнеса,

создавая деловую репутацию, и, являясь своеобразной визитной карточкой

организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным,

информационно наполненным.

7. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех

предполагаемого бизнеса. Он демонстрирует готовность идти на риск.

8. Бизнес-план – инструмент самообучения. В этом аспекте его разработка –

это непрерывный процесс познания и самопознания.

Бизнес-планирование – творческий процесс, требующий профессионализма и

искусства.

Для практической реализации бизнес-планирования как процесса

представляется возможным соблюдение основополагающих принципов:

. гибкости, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в

которой функционирует данная организация;

. непрерывности, предполагающей «скользящий» характер планирования;

. коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий

(всё должно быть взаимоувязано и взаимосвязано);

. итеративности, предусматривающей творческий характер планирования и

неоднократность проработки уже составленных разделов плана;

. многовариантности, позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных

возможностей достижения поставленной цели;

. участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки

зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации;

. адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе

планирования.

Бизнес-план – документ, который даёт описание основный аспектов будущего

предприятия, анализирует все риски, с которыми оно может столкнуться,

определяет способы решения этих проблем и отвечает, в конечном счете, на

вопрос: «Стоит ли вообще вкладывать деньги в этот проект и принесёт ли он

доходы, которые окупят все затраты сил и средств?».

Каковы требования, предъявляемые к бизнес-плану? Нужно помнить, что

бизнес-план, с одной стороны – серьёзный аналитический документ, а с другой

– средство рекламы, поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным

финансистам, банкирам, партнёрам по бизнесу; информация должна быть чёткой,

ёмкой, но и в то же время краткой. Следует учитывать, что банки,

инвестиционные компании рассматривают множество предложений, поэтому бизнес-

план должен быть подготовлен с учётом требований стандартов организаций и

лиц, которым предполагается представить этот документ.

Составлять бизнес-план может сам руководитель с привлечением сотрудников

фирмы, но лучше привлечь независимых экспертов, что, несомненно, повысит

уровень обоснование документа.

Объём бизнес-плана завит от его цели. Если это план внутрифирменного

развития, то объём его не регламентируется. Для получения небольших или

средних инвестиций бизнес-план обычно состоит из 20 – 25 листов, а бизнес-

план, цель которого – привлечение крупного инвестиционного капитала, может

состоять из 50 – 80 страниц, без учёта приложений.

Структура бизнес-плана достаточно стандартна, вне зависимости от объёма

необходимых инвестиций, а также от того, кто обращается за ними: начинающая

свой бизнес малая фирма или мощная, давно функционирующая корпорация.

Оглавление и соответствующее оглавление бизнес-плана – необходимое условие

для того, чтобы проект, по крайней мере, начали рассматривать потенциальные

инвесторы. Содержание главы должно соответствовать её названию. Серьёзный

инвестор может не принять к рассмотрению проект, в котором отсутствует

оглавление. Как правило, прогнозирование развития обычно осуществляется на

2 – 5 лет, причём для первого года разбивка всех показателей делается

наиболее подробно (помесячно, поквартально), для второго – с интервалом в

полгода, а для остальных сроков инвестирования прогноз даётся по итогам

года.

Обычно бизнес-план состоит из следующих разделов:

1. Введение.

2. Описание предприятия (организации).

3. Описание продукции (работы, услуги).

4. Анализ рынка.

5. Конкуренция.

6. Маркетинговый план.

7. План производства.

8. Финансовый план.

9. Приложения.

В рекомендациях зарубежных и отечественных разработчиков бизнес-плана

приводятся и такие разделы: организационный план, инвестиционный план,

риски в деятельности предприятия.

Структура плана финансового оздоровления (бизнес-плана), утверждённая

Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве),

включает следующие разделы:

1. Общая характеристика предприятия.

2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления.

3. Анализ финансового состояния предприятия.

4. Мероприятия по восстановлению платёжеспособности и поддержке эффективной

хозяйственной деятельности.

5. Рынок и конкуренция.

6. Деятельность в сфере маркетинга предприятия.

Бизнес-план – официальный документ, оформленный в соответствии с

требованиями потенциальных инвесторов, партнёров по бизнесу и т. д. Для его

написания необходимо собрать большой информационный материал по широкому

кругу вопросов о рынках, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании

и т. п. Значительная часть этого материала не входит в окончательный

официальный вариант бизнес-плана и в данном аспекте заслуживает внимания

предварительная разработка его рабочего варианта. В него включаются все

рабочие информационные материалы, сгруппированные по разделам официального

бизнес-плана. Эти материалы могут иметь самый разнообразный характер (от

описаний, формулирования своих идей до расчётов, оформленных в таблицах

произвольного вида), постоянно дополняться в процессе работы и

использоваться при модернизации официального варианта бизнес-плана. Таким

образом, соблюдаются требования основополагающих принципов бизнес-

планирования.

Рассмотрим содержание отдельных разделов бизнес-плана.

Введение.

На «Введение» рекомендуется обратить особое внимание, т. к. оно является

своеобразной «визитной карточкой» всего бизнес-плана. Оно должно быть

кратким и трактоваться как самостоятельный рекламный документ, т. к. в нём

содержаться основные положения и цифры всего делового плана. Это вводная

часть должна быть написана так, чтобы вызвать интерес у потенциального

инвестора. По содержанию этой части инвестор часто судит о том, стоит ли

ему терять время и читать план до конца, отсюда – предельная простота и

лаконичность изложения, минимум специальных терминов.

Во «Введении» должны быть следующие сведения:

1. Кто обращается с просьбой о предоставлении инвестиций;

2. Какова организационно-правовая форма предприятия;

3. Каким бизнесом будет заниматься предприятие (торговля, промышленность,

сфера услуг);

4. Краткое описание продукции (услуг) предприятия;

5. Чем эта продукция (услуга) будет отличаться от продукции (услуги)

конкурентов;

6. Почему покупатель захочет покупать (приобретать) именно эту продукцию

(услугу);

7. В каком объёме инвестиций нуждается предприятие;

8. На какие цели эти инвестиции будут израсходованы;

9. Какую пользу это принесёт предприятию;

10. Каковы предполагаемые финансовые результаты от использования

инвестиционный вложений (прогноз объёма продаж, объёма выручки от

продаж, объём валовой прибыли, рентабельность инвестиций, условия и

срок, в течение которого гарантируется возврат инвестиций).

Если после ознакомления с «Введением» потенциального инвестора

заинтересовал проект, то немаловажным фактором для инвестора будет являться

характеристика предприятия, в которое он, вполне возможно, вложит свой

капитал.

Описание предприятия (организации).

Этот раздел лучше всего начать с анализа текущего состояния дол отрасли

экономики, в которой функционирует предприятие; показать тенденции развития

отрасли (в этом случае отрасли делятся на 3 основных типа: устойчивые,

растущие, находящиеся в кризисе). Инвестору важно показать, какое место в

отрасли занимает предприятие, и приступить к его описанию.

Можно кратко рассказать об истории развития предприятия, при этом нужно

помнить, что сведения должны быть правдивыми, без приукрашивания, т. к.

инвестор может и, скорее всего, наведёт справки о предприятии прежде, чем

вложит свой капитал. История создания предприятия должна включать

информацию о дате основания компании, её предшественниках. Важно показать

основные успехи или достижения компании за последние годы.

Краткие сведения о предприятии должны включать:

I. Основная информация о предприятии: название фирмы, адрес, телефон, факс;

юридический адрес; дата основания; организационно-правовая форма и номер

свидетельства о регистрации; форма собственности; основной вид

деятельности; цели и задачи фирмы; информация об учредителях, акционерах

компании; размер уставного капитала.

II. Основные сведения: расположение предприятия; занимаемая площадь;

количество зданий, этажей цехов; тип конструкции здания; площадь

земельного участка (собственный или арендуемый); выгодность

расположения; плата за аренду земли, сколько, в каком виде; срок аренды;

количество работников.

III. Характеристика основных фондов предприятия: состояние, износ

оборудования; оценка стоимости оборудования; собственное или на правах

аренды; стоимость арендованного оборудования; стоимость не

установленного оборудования.

Список основного оборудования с его оценкой лучше давать в приложении.

IV. Организационная структура: управленческая структура, т. е. кто

персонально принимает стратегические решения, какие отделы принимают

участие в принятии решений, квалификация управленческого персонала;

количество отделов, цехов, их основные функции; текучесть кадров, каких

специальностей не хватает для нормального функционирования

производственного цикла.

V. Технологическая структура: оценить уровень развития производственных

линий; выявить проблемы старения технологии и потенциала в рамках

предприятия, которые могла бы благоприятно или отрицательно влиять на

развитие компании; описать основные производственные операции; показать

загруженность оборудования; рассказать, как организуется производство

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.