реферат, рефераты скачать
 

Логика составления бизнес-плана


продукции; где покупаются запасные части, комплектующие изделия; оценить

сырьевую зависимость; показать основных поставщиков; как осуществляется

контроль над качеством продукции (работ, услуг) и т. п.

Описание продукции (работы, услуги).

В соответствии с предложенной типологией бизнес-планов (рисунок 1)

объектом бизнеса может быть либо бизнес-линия (продукция, услуги,

техническое решение), либо создание нового предприятия или развитие

действующего.

Необходимо чёткое определение и описание тех видов продукции (работ,

услуг), которые будут предложены на рынок. При описании основных

характеристик продукции делается акцент на тех преимуществах, которые эта

продукция даст потенциальным потребителям, а не только технические

подробности. Важно подчеркнуть уникальность и отличительные качества

продукции (услуги).

Вопросы, которыми заинтересуются потенциальные инвесторы:

1. Какие потребности рынка призвана удовлетворить продукция (услуга)?

2. Что особенного в ней и почему потребители будут отличать её от товаров и

услуг конкурентов? (Это может быть выражено в: новой технологии,

качестве товара, низкой себестоимости или каком-либо особенном

достоинстве, удовлетворяющем запросы потребителей).

3. Сколь долго этот товар будет новинкой на рынке? (Примерная оценка

учётом сложившихся тенденций).

В этом разделе бизнес-плана должна содержаться краткая информация о

предполагаемой цене товара, затратах, которые потребуются на производство и

примерная величина прибыли.

Приводя эти количественные и качественные характеристики товара, важно

избежать тактической ошибки: не стоит уповать исключительно на достоинства

товара, лучше сделать упор на лучшее удовлетворение запросов рынка, т. е.

доказать что продукция имеет своего покупателя и устойчивый спрос на рынке

товаров и услуг.

Желательно представить наглядное изображение товара или изделия, если

возможно наглядное изображение товара или изделия, ибо трудно получить

кредит под идею, которая ещё не оформлена в опытном образце нового товара.

В приложении можно дать рекламный листок либо фотографию, рисунок или

чертёж, позволяющие составить чёткое представление о продукции.

В приложении к бизнес-плану необходимо привести официальные документы,

сертификаты, рецепты, патенты, заключения экспертов и т. п., подтверждающее

качество и новизну предполагаемого товара.

Однако самая лучшая продукция, самая передовая технология оказывается

бесполезной, если на них нет покупателей, нет спроса на рынке. Поэтому

анализ состояния рынка и выработка маркетинговой стратегии – одна из

ключевых задач бизнес-плана.

Анализ рынка.

В первую очередь рыночные исследования направлены на выявление

сегодняшних потребителей продукции, услуг и определение потенциальных.

Желательно определить приоритеты, которыми руководствуется потребитель при

покупке: качество, цена, время и точность доставки, надёжность поставок,

сервисное обслуживание и т. д.

Процесс исследования рынка предполагает 4 этапа:

1) определение типа данных, необходимых для анализа;

2) поиск данных;

3) анализ данных;

4) выработка мероприятий, позволяющих на основе этих данных правильно

организовать сбыт.

С поиском необходимых для анализа данных дела обстоят трудно, т. к.

статистических материалов очень мало, а те, которые есть, не всегда

объективны. Тем не менее, используя всю доступную информацию, опыт и может

быть, интуицию предпринимателя, нужно чётко ответить на вопросы: «Кто,

почему, сколько и когда будет готов покупать продукцию предприятия в

настоящее время и в течении ближайших нескольких лет?»

В условиях инфляции, общего спада производства всё более реальным

становится явление перепроизводства, поэтому важно показать инвестору, что

предприятие знает не только как произвести данную продукцию, но и как

эффективно, с большей рентабельностью реализовать её на рынке.

Прежде всего, нужно начать с потенциальной ёмкости рынка (история

развития рынка, находится ли рынок на стадии подъёма или нет), т. е.

определить будущую стоимость товаров, которые покупатели могут купить за

определённый промежуток времени. Это зависит от многих факторов:

социальных, национально-культурных, климатических, а главное,

экономических, в том числе уровня доходов потенциальных покупателей,

структуры их расходов, темпов инфляции. Наличия ранее купленных товаров

аналогичного назначения и т. п. Когда потенциал рынка изучен, нужно

определить тот сегмент рынка, который будет главным для данного

предприятия, т. е. не кого ориентирована продукция предприятия. После этого

проводится описание структуры клиентуры (заказчиков) внутри этого сегмента.

Возможные критерии сегментации рынка по группам:

I. Заказчики – физические лица (возраст, пол, социальная принадлежность,

образование, уровень дохода, стиль жизни);

II. Заказчики-предприятия (сфера деятельности, местонахождение,

инвестиционный климат в отрасли – потребителе продукции, финансовая

устойчивость заказчика, налоговые льготы и др.);

III. Заказчик-государство.

Для каждой группы нужно отметить, что является для неё главным стимулом

покупки именно данной продукции.

После того, как определено примерное количество будущих клиентов, можно

сделать прогноз объёмов продаж, т. е. сколько реально можно продать

продукции при имеющихся условиях деятельности предприятия. Причём нужно

показать, как эти данные будут меняться как минимум в течение первых 3-х

лет (таблица 1).

Таблица 1.

Прогнозные объёмы продаж по сегментам рынка[2]

|Вид |Ед. |Объём производства по периодам |

|продукции |изм. | |

| | |2001 г. |2002 г. |2003 г.|

| | |I кв. |II кв.|III |IV кв.|I п/г |II п/г| |

| | | | |кв. | | | | |

|Продукция А: | | | | | | | | |

|потребитель X | | | | | | | | |

|потребитель Y | | | | | | | | |

|и т. д. | | | | | | | | |

|Итого | | | | | | | | |

|Продукция Б: | | | | | | | | |

|потребитель X | | | | | | | | |

|потребитель Y | | | | | | | | |

|и т. д. | | | | | | | | |

|Итого | | | | | | | | |

|и т. д. | | | | | | | | |

Материал об анализе рынка должен помочь будущим инвесторам, руководителю

предприятия найти ответы на следующие вопросы:

1. Какова ёмкость рынка для данного предприятия?

2. Каков потенциал роста данного рынка?

3. Какая доля на рынке приходится на данное предприятие?

4. На каких сегментах рынка предприятие уже задействовано?

5. Что будет происходить с долей предприятия по мере расширения рынка –

сокращение или увеличение?

6. Каковы товары, пользующиеся спросом на данном сегменте рынка?

7. Кто является потенциальным клиентом?

8. Что является главным стимулом покупки именно данной продукции: цена,

качество, сервис, время доставки и исполнения, престижность фирмы и т.

д.?

9. Каким образом расширить круг потенциальных покупателей?

Конкуренция.

Цель данного раздела – облегчить выбор тактики конкурентной борьбы и

помочь избежать повторения чужих ошибок. К числу типичных ошибок можно

отнести попытки внедриться на перенасыщенный рынок. Детальный анализ

деятельности конкурентов может заставить сменить стратегию и внести

коррективы в текущую деятельность. Чтобы успешнее противостоять соперникам.

Знание конкурентов повышает обоснованность стратегии предприятия.

Необходимо выделить и проанализировать сильные и слабые стороны свои и

конкурента и конкурентоспособность производимых товаров, услуг.

В этом разделе необходимо получить ответы на следующие вопросы:

1. Кто является крупнейшим производителем аналогичной продукции (услуги)?

2. Что представляет собой их продукция (услуга)? (основные характеристики,

уровень качества, сервис, дизайн, мнение клиентов).

3. В каком состоянии их дела: стабильны, на подъёме, спад (причины)?

4. Каков объём продаж, дохода основных конкурентов?

5. Каков уровень цен на продукцию (услугу) основных конкурентов? Ценовая

политика?

6. Много ли внимания конкуренты уделяют рекламе?

7. Уровень финансового состояния конкурентов.

Заполнив и проанализировав таблицу 2, можно попытаться определить

преимущества и слабости свои и конкурентов.[3]

Таблица 2.

|Запросы потребителя |Что может предложить |

| |конкурент |ваше предприятие |

|Качество | | |

|Исключительность товара | | |

|Низкие цены | | |

|Ассортимент | | |

|Послепродажное обслуживание | | |

|Надёжность | | |

|Условия доставки | | |

|Местонахождение | | |

|Полнота информации | | |

|Близость (доступность) | | |

|Льготные условия платежа | | |

|Гарантии | | |

|Консультирование | | |

|Осведомлённость | | |

|Престижность фирмы | | |

Таблица 3.

Характеристика производителей аналогичных товаров[4]

|Наименование |Размер фирмы |Доля |Ценовая |Преимущества |

|конкурента и |(по объёму |на рынке, % |политика |конкурентов |

|его |производства в | |и цена | |

|местонахождение|расчёте на год)| | | |

| | | | | |

| | | | | |

Если преимущества над конкурентом выше лишь на 30%, это означает, что

товары и услуги данного предприятия имеют низкую конкурентоспособность; в

пределах 30 – 50% - относительно устойчивое положение на рынке; 50 – 70% -

успешная конкуренция на рынке; свыше 70% - контроль над рынком данной

продукции (услуги).[5]

Строить стратегию обеспечения конкурентоспособности можно, опираясь лишь

на один из видов конкурентного преимуществ: либо привлекая заказчика

относительно низкой ценой по сравнению с конкурентами, либо удовлетворяя

спрос наиболее взыскательных и требующих исключительного качества

заказчиков. Совмещать эти 2 типа конкурентных преимуществ нельзя.

В бизнес-плане должно быть указано, какую стратегию обеспечения

конкурентоспособности выбирает предприятие. Выбор стратегии полностью

зависит от потенциала данного предприятия (качества оборудования, сырья,

наличие квалифицированного управленческого и рабочего персонала и т. д.),

Оценивая достоинства свои и конкурентов, нужно отметить, к какой группе

преимуществ они относятся: к преимуществам низкого или высокого порядка.

Преимущества низкого порядка связаны с возможностью использования дешёвой

рабочей силы, материалов (сырья), энергии и т. д. Преимущества низкого

порядка – это преимущества с малой устойчивостью, неспособные обеспечить

преимущества над конкурентами надолго. К преимуществам высокого порядка

принять относить: уникальную технология, продукцию, специалистов, деловую

репутацию фирмы. Имея одно из этих преимуществ, предприятие на некоторое

время оказывается на рынке в особом положении, т. е. становятся устойчиво

конкурентоспособным.

Если конкуренты оценены объективно, выявлены их достоинства и

недостатки, можно ожидать, что и способы борьбы с ними будут выбраны

адекватно. Основные методы конкурентной борьбы: конкуренция цен, качества,

сервиса, сроков исполнения и доставки, оперативность, возможность малой и

большой партий доставок и т. п.

Предприятию желательно выявить не только реально существующих

конкурентов, но и потенциально возможных (тех, которые также собираются

входить на рынок с тем же или аналогичным товаром). Владение такой

информацией даёт предприятию возможность правильно построить свою тактику и

стратегию. Чем большей информацией о конкурентах владеет фирма, тем легче

ей действовать на рынке и организовывать свой производственный процесс. В

этом случае можно сделать такую запись:

«Конкуренция слабая. На рынок поставляются только товар, изготавливаемый

фирмой А. Однако эта фирма удовлетворяет всего лишь 15% общей потребности

рынка. По имеющейся информации фирма Б в течение месяца также завершит все

организационные мероприятия по выходу на рынок с аналогичной продукцией.

Тем не менее, вместе они будут удовлетворять не более 40% общей потребности

рынка».

Маркетинговый план.

План маркетинга – план мероприятий по достижению намеченного объёма

продаж и получению максимальной прибыли путём удовлетворения рыночных

потребностей. В этом разделе должна быть соблюдена чёткая маркетинговая

ориентация на потребителя (знание его запросов, уникальности и адресности

продукции, услуг, высококачественный сервис, доступная цена,

своевременность поставок, надёжность, стабильность и т. п.).

Если объектом бизнеса является предприятие или СЦХ, то рекомендуется

разработать стратегию его развития (интенсивный рост, интеграционный рост

(вертикальная интеграция) или диверсификационный рост).

Разрабатывая стратегию развития предприятия, целесообразно учесть

влияние внешнего окружения (тенденции изменения технологических запросов и

мотиваций потребителей и прочее) в целях адаптации предприятия к меняющимся

рыночным ситуациям путём разработки комплекса маркетинга, включающего

товарную, ценовую, сбытовую политику и сервисное обслуживание (таблица 4).

Таблица 4.

Маркетинговая стратегия предприятия[6]

|Наимен|Сегмен|Состоя|Тип |Стадия|Каналы|Маркетинговая политика |Марк|

|ование|т |ние |марке|жизнен| | |етин|

|продук|рынка |спроса|тинга|ного |распре| |говы|

|ции |по |(по | |цикла |делени| |е |

| |продук|видам | | |я | |дейс|

| |там |маркет| | | | |твия|

| | |инга) | | | | | |

| | | | | | |товар|ценов|сбыто|серви| |

| | | | | | |ная |ая |вая |сная | |

| | | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | | |

Особое внимание должно быть уделено товарной и целевой политике с

отслеживанием конкурентов. При этом необходимо определить и обобщить

главные трудности по вхождению в данные сферы бизнеса, наметить пути их

преодоления.

Ключевой вопрос маркетингового плана: «Каков комплекс маркетинга и как

он приведёт к успеху?»

Раздел должен содержать следующее:

1. Определение основной стратегии развития объекта бизнеса.

2. Маркетинговая стратегия по всем сегментам рынка.

3. Товарная стратегия.

4. Кратко- и долгосрочные цели в принятой политике ценообразования.

5. Методы установления цен на продукцию и цены конкурентов.

6. Соответствие предполагаемых цен тому имиджу, который создаётся для

объекта бизнеса.

7. Определяющие факторы для выбора каналов распределения (профиль

заказчика, географическое положение, таможенные ограничения, сезонные

условия и т. д.).

8. Виды транспорта, которые используются, наличие транспорта на

предприятии.

9. Наличие складской сети на предприятии, ёмкость складов.

10. Использование «фирменного стиля» и товарных знаков.

11. Виды рекламы на предприятии и их действенность.

12. Используемые методы стимулирования продаж.

13. Организация пред- и послепродажного сервиса и как он организован у

конкурентов.

14. Сравнение своих цен на сервисные услуги и их качества с ценами и

качеством услуг у конкурентов.

План производства.

Если объектом бизнеса является продукция, то раздел начинается с

описания производственного процесса с указанием операций, поручаемых

субподрядчику (наименование фирмы, местоположение и адрес).

Производственный процесс изготовления продукции с указанием его структуры

по трудоёмкости может быть представлен в таблице 5.

Таблица 5.

Структура производственного процесса по трудоёмкости[7]

|Наименование |Вид работ, %* |

|продукции | |

| |механическая |сварка |сборка |другие |

| |обработка | | | |

| | | | | |

| | | | | |

*в зависимости от технологии изготовления продукции структура может быть

представлена другими видами работ.

Если объектом бизнеса является предприятие или стратегический центр

хозяйствования, то раздел начинается с описания технологических переделов

производства. Прогноз объёмов производства и реализации продукции (услуг)

осуществляется на основе сопоставления результатов маркетинговых

исследований с производственными возможностями предприятия. Объём

производства в номенклатурном разрезе прогнозируется по периодам: 1-й год

по кварталам (в случае необходимости по месяцам); 2-й год – по полугодиям;

последующие в целом за год (таблица 6).

Таблица 6.

Производственная программа[8]

|Вид |Ед. |Объём производства по периодам |

|продукции |изм. | |

| | |2001 г. |2002 г. |2003 г.|

| | |I кв. |II кв.|III |IV кв.|I п/г |II п/г| |

| | | | |кв. | | | | |

|Продукция А | | | | | | | | |

|Продукция Б | | | | | | | | |

|и т. д. | | | | | | | | |

Объём реализации в стоимостном выражении прогнозируется на основе

производственной программы с учётом лага, т. е. промежутка времени с

момента начала производства до момента первых поступлений денежных средств

от реализации продукции (услуг), во многом обусловлено длительностью

производственного цикла (таблица 7). Рекомендуется рассчитать 3 варианта:

оптимистический, пессимистический и наиболее вероятностный.

Таблица 7.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.