реферат, рефераты скачать
 

Малый бизнес


Венчурный бизнес можно охарактеризовать как аккумулирование финансовых

средств из различных источников (70% совокупного рискового капитала США

составляют средства корпораций, индивидуальных вкладчиков и пенсионных

фондов) для завершения научно-технических проектов, сулящих высокие

прибыли.

Рынок ссудных капиталов, т.е. банки и кредитные учреждения, обычно

ориентированы на минимальный кредитный риск, что ограничивает возможности

финансирования инновационных проектов. Доступ на рынок ценных бумаг для

вновь созданных малых фирм перекрыт жесткими требованиями к срокам

существования компании (3-5 лет), величине активов, размерам минимальной

эмиссии. Эти и другие причины и привели к появлению нового вида финансовой

деятельности — венчурного бизнеса.

Рисковые проекты реализуются усилиями трех сторон: разработчика нового

товара или технологии, венчурной фирмы и инвесторов.

Как правило, венчурная фирма обращается к инвесторам на стадии появления

опытного образца будущей серийной продукции, в основе которой лежат

принципиально новые технические или технологические решения. После научной

и коммерческой экспертизы инвестору предлагают рискнуть капиталом под

гарантии венчурной фирмы в видах получения высоких барышей.

Под выделенные деньги разработчикам предлагается в кратчайшие сроки

довести изделие до промышленного образца. Обычно при рисковом

финансировании на это уходит не более 6-9 месяцев вместо обычных 18-24.

Но бывает и по-другому: на первом этапе инвестируется идея, на втором —

организация производства, на третьем компания уже производит продукцию, но

еще не приносит прибыли, а на четвертом, после продвижения новшества на

рынок, или становится самостоятельной, или поглощается крупной фирмой. Весь

процесс может занять от 5 до 10 лет.

Только в США ежегодно образуется примерно 50 тыс. рисковых фирм, половина

которых в течение года готова представить потребителям новые товары и

услуги.

2.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ.

Законодательная и нормативная база поддержки малого бизнеса. Основные

положения государственной политики в отношении малого бизнеса были

сформулированы в Постановлении Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О

первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого

предпринимательства в РФ». Постановление предусматривало целый комплекс

первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малых

предприятий:

• освобождение от налогообложения прибыли, накопленной за определенный

период и используемой для развития собственного производства;

• установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в

третий и четвертый года работы с момента их регистрации;

• возмещение налога на добавленную стоимость, уплачиваемого малыми

предприятиями поставщикам оборудования и иных основных средств;

• освобождение от налога на прибыль средств негосударственных юридических

лиц, от подоходного налога — физических лиц, направляемых в Фонд поддержки

предпринимательства и развития конкуренции и аналогичные государственные

фонды, создаваемые органами власти и управления субъектов РФ и органами

местного самоуправления;

• предоставление льгот по налогообложению доходов коммерческих банков.

выделяющих кредиты малым предприятиям производственного профиля;

• распространение на малые предприятия, образованные в результате

выделения (разделения) предприятий-монополистов, при условии их

приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных

малых предприятий;

• сохранение налоговых льгот для малых предприятий при их приватизации;

• уточнение порядка и срока взимания налога на прибыль и налога на

добавленную стоимость для малых предприятий.

Кроме того, в постановлении были названы приоритетные с точки зрения

интересов государства виды деятельности:

• производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

• производство продовольственных и промышленных товаров, товаров

народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники:

• оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

• строительство объектов жилищного, производственного и социального

назначения;

• инновационная деятельность.

Постановление, по-видимому, сыграло положительную роль, поскольку в 1993

г. отмечался заметный рост числа малых предприятий во всех отраслях.

Особое значение для развития малого российского бизнеса имели Указ

Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в

налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» и

Постановление Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. № 409 «О мерах

государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1994-1995

гг.». Два этих нормативных акта заложили базис планомерной и долгосрочной

поддержки малого бизнеса.

Так, указом установлено, что в первые два года работы не платят налог на

прибыль вновь созданные малые предприятия, осуществляющие производство и

переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных

и промышленных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники,

лекарственных средств, изделий медицинского назначения, технических средств

профилактики инвалидности и реабилитации инвалидности, а также

строительство объектов жилищного, производственного, социального и

природоохранного назначения при условии, что выручка от указанных видов

деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции. В

третий и четвертый год работы, указанные предприятия уплачивают налог на

прибыль в размере соответственно 25% и 50% от основной ставки, если выручка

от перечисленных видов деятельности составляет 90% общей суммы выручки от

реализации продукции.

Указом были уменьшены в 2 раза налоговые ставки для банков и страховых

организаций, которые обслуживают преимущественно малые предприятия,

занимающиеся указанными видами деятельности. Освобожденную от

налогообложения прибыль предлагалось направлять в качестве добровольных

взносов в Фонд поддержки малых предприятий и развития конкуренции,

созданный согласно Постановлению Правительства РФ от 1 апреля 1993 г. №

268.

В соответствии с указом малые предприятия были освобождены от внесения

авансовых взносов по налогу на прибыль, а физические лица занимающиеся

предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, — от

уплаты НДС.

Закон РФ от 18 июля 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого

предпринимательстве в РФ» призван реализовать установленное Конституцией РФ

право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для

осуществления предпринимательской деятельности. Наряду с общими принципами

государственной поддержки развития малых предприятий он устанавливает формы

и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности

субъектов малого предпринимательства независимо от отраслевой

принадлежности, организационно-правовой формы и формы собственности.

В качестве основополагающих в законе перечислены следующие направления:

• формирование инфраструктуры поддержки и развития малого

предпринимательства;

• создание льготных условий для использования субъектами малого

предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и

информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий;

• установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого

предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их

продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской

отчетности:

• поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого

предпринимательства, включая содействие развитию торговых, научно-

технических, производственных, информационных связей с зарубежными

партнерами;

• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

для малых предприятий.

Предусмотренное законом льготное кредитование и страхование субъектов

малого бизнеса базируется на компенсации разницы кредитным и страховым

организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.

Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между

кредитной организацией и соответствующим фондом.

Организации, кредитующие субъектов малого бизнеса на льготных условиях,

пользуются льготами в порядке, установленном законодательством РФ и

субъектов РФ.

Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать

страховым организациям полностью или частично недополученные доходы при

страховании на льготных условиях малых предприятий.

Закон также предоставляет малым предприятиям право на ускоренную

амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на

издержки производства в размере, который в два раза превышает нормы,

установленные для соответствующих видов основных фондов.

Надо сказать, что право на ускоренную амортизацию было предусмотрено еще

Постановлением Совета Министров РФ от 18 июля 1991 г. № 406, но предприятие

могло пользоваться им только в первые два года работы. Теперь же временное

ограничение снято, и малые предприятия вправе применять ускоренную

амортизацию в течение всего срока деятельности.

Кроме того, малым предприятиям разрешено списывать дополнительно как

амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов

со сроком службы более трех лет. Причем это право не ограничивается каким-

либо сроком, как практиковалось ранее, когда оно сохранялось за

предприятием только в первый год функционирования.

Не следует забывать, что в случае прекращения деятельности малого

предприятия до истечения одного года с момента ввода его в действие суммы

дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет

увеличения балансовой прибыли.

Для исполнения закона принят и реализуется ряд законодательных и

нормативных актов, в частности Закон РФ от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об

упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого

предпринимательства». Упрощенную систему вправе применять юридические и

физические лица с численностью занятых до 15 чел. (включая работающих по

договорам гражданско-правового характера) и валовой выручкой за

предшествующий год не более 100 тыс. МРОТ, не занятые производством

подакцизной продукции, не являющиеся профессиональными участниками рынка

ценных бумаг, не занимающиеся игорным и развлекательным бизнесом.

Упрощенная система применяется наряду с принятой ранее системой

налогообложения, учета и отчетности и предусматривает замену совокупности

федеральных и местных налогов уплатой единого налога, исчисляемого по

результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Она

не изменяет, однако, порядка уплаты таможенных платежей, государственных

пошлин, лицензионных сборов и других отчислений в государственные

социальные внебюджетные фонды.

В течение года, предшествующего кварталу, когда было подано заявление на

право применения упрощенной системы налогообложения и учета, размер валовой

выручки налогоплательщика не должен превышать 100 тыс. МРОТ, установленного

на первый день квартала, в котором было подано заявление.

Официальным документом, дающим право на применение упрощенной системы,

является патент, выдаваемый на один год. Единая форма патента

устанавливается на территории РФ Госналогслужбой РФ.

Формы бухгалтерского учета и отчетности, порядок применения плана счетов

регламентируются приказом Минфина РФ от 22 декабря 1995 г. № 131.

Приняты нормативные акты о внесении изменений и дополнений в законы о

налоге на прибыль предприятий и организаций, о подоходном налоге с

физических лиц и др.

Среди актов, укрепляющих позиции малого бизнеса, можно назвать

Постановления Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 752 «О государственной

поддержке лизинговой деятельности в РФ», от 29 июня 1995 г. № 633 «О

развитии лизинга в инвестиционной деятельности», от 29 апреля 1996 г. № 523

«Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке

продукции и товаров для федеральных государственных нужд», от 4 декабря

1995 г. № 1184 «О федеральном фонде поддержки малых предприятий».

Цели, принципы и направления помощи малому российскому бизнесу

фиксируются в государственных программах, которые, будучи подкреплены

материальными, информационными, финансовыми, кадровыми и прочими ресурсами,

становятся основной формой проведения в жизнь государственной политики. В

отличие от зарубежной практики, которая предполагает разработку

многочисленных узко профильных проектов, в России составляются несколько

комплексных федеральных и региональных программ, рассчитанных, как правило,

на два года.

Так, Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. была одобрена

Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства

на 1994-1995 гг., которая получила качественно новое развитие в аналогичной

программе на 1996-1997 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от

18 декабря 1995 г. №1256.

Первый документ предусматривает широкий комплекс мероприятий,

практическое осуществление которых призвано решить многие проблемы,

сдерживающие развитие малых предприятий.

В частности, в программе предусмотрено дальнейшее формирование нормативно-

правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства, создание

целостной двусторонней (федерация — субъекты федерации) системы

законодательного и нормативного обеспечения.

Намечено разработать нормативные документы, устраняющие административные,

экономические и организационные препятствия развитию лизинговых оглашений,

а также акты по усилению защиты прав наемных работников и т.д.

В программе на 1996-1997 гг. предусмотрены меры финансово-кредитной,

имущественной, инвестиционной и информационной поддержки, развития

инфраструктуры, кадрового и научного обеспечения, социальной защиты и

безопасности. На эти цели в 1996 г. предполагалось ассигновать 883,4 млрд.

руб., в том числе 707 млрд. руб. должны были поступить из доходов от

приватизации федерального имущества.

Надо признать, что поддержка предпринимательства требует больших затрат,

а возможности государственного бюджета весьма ограничены, поэтому большие

надежды возлагаются на отечественных и иностранных инвесторов. Федеральная

программа предусматривает привлечение российских и зарубежных банков, а

также других кредитно-финансовых организаций к финансированию под гарантии

Правительства РФ. Новый курс государственной поддержки малого

предпринимательства в части повышения инвестиционной активности базируется

на следующих принципах:

• привлечение частных, в том числе иностранных, кредитов под

государственные гарантии, а также трансформация сбережений граждан в

инвестиции при условии корректировки налогового законодательства

(уменьшение ставки налога на доходы физических лиц на сумму средств,

направляемых в инвестиции);

• отмена всех существующих налоговых льгот, которые потворствуют не

целевому использованию средств и снижают ответственность за результаты

хозяйственной деятельности, и увеличение за счет этого бюджетных фондов

инвестиционной поддержки малых предприятий;

• переход к экономическим (коммерческим) механизмам распределения средств

федерального бюджета путем создания гарантийных фондов кредитования и

финансового лизинга.

В настоящее время в 76 регионах РФ проекты программ поддержки малого

бизнеса находятся в разных стадиях проработки, а более чем в 40 регионах

они утверждены и проводятся в жизнь. Анализ этих документов и в первую

очередь федеральной программы позволяет вскрыть ряд существенных

недостатков, таких как:

• несогласованность, «нестыковка» элементов программ, в частности

аналитических разделов и блока практических мер;

• декларативность, расплывчатость поставленных задач;

• чрезмерная широта спектра планируемых мер, ведущая к распылению

средств;

• не реалистичность, необоснованность ожидаемых конечных результатов

(запланированные на 1996 г. увеличение в 1,5-2 раза числа малых предприятий

и создание около 1 млн. новых рабочих мест на деле обернулись падением

первого показателя на 50 тыс. и второго на 2,9 млн. чел. по сравнению с

1995 г.).

Правовая база регулирования и поддержки малого бизнеса не исчерпывается

вышеназванными законодательными и нормативными актами — были перечислены

лишь основные. Особое место занимает в ней налоговое, арбитражное,

трудовое, уголовное законодательство.

Несомненно, положительную роль в становлении законного бизнеса сыграло

введение с 1 января 1997 г. нового Уголовного Кодекса РФ и реализация на

практике статей о наказании за экономические преступления.

Большую роль в поддержке малого предпринимательства играет и

законодательство субъектов РФ, а также формирование в стране органов,

претворяющих в жизнь законы и постановления.

Органы государственной поддержки и регулирования малого бизнеса. До

недавнего времени поддержка малого предпринимательства в России возлагалась

на несколько министерств и ведомств: Минэкономики. Минфин, Миннауки, МВЭС,

Минтруд, ГКАЛ, ФСЗ, Госкомпром РФ и др., многие из которых и сегодня

остаются основными исполнителями федеральных программ, для чего в этих

органах госуправления были созданы соответствующие подразделения

(департаменты, отделы).

Система государственной поддержки малого бизнеса на федеральном уровне

формировалась в значительной мере стихийно. Зачастую задачи, поставленные

перед ведомством, не отвечали его основным функциям, сфере деятельности и

уровню ответственности и даже противоречили ведомственным интересам. Из-за

плохой координации действий некоторые функции дублировались, а другие

оставались бесхозными, а в итоге имело место распыление и без того скудных

ресурсов. Оставляла желать лучшего достоверность циркулирующей в системе

информации.

К примеру, сказать, Минэкономики РФ, благоволившее исключительно к

промышленным гигантам, практически не учитывало интересов малого бизнеса

при разработке и реализации федеральных программ. Минфин, последовательно

проводя политику усиления налогового давления, не делал послаблений малым

предприятиям, стремился лишить их льгот, не выделял предназначенных для

поддержки малого бизнеса ассигнований.

О необходимости образования специального государственного органа, который

занимался бы исключительно поддержкой и регулированием малого

предпринимательства, заговорили уже в первые годы «перестройки», однако,

несмотря на отдельные попытки, ничего путного из этого не получалось. Так,

появившийся было Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства

почил в бозе вскоре после распада СССР. Наследовавший ему Государственный

комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических

структур страдал организационной немочью, поскольку не был управленческой

структурой, четко ориентированной на содействие развитию

предпринимательства.

В марте 1992 г. при Госкомимущества РФ создается Комитет поддержки малых

предприятий и предпринимательства, который, не успев даже толком приступить

к работе, оказался упраздненным при очередной реорганизации федеральных

органов власти.

Функции поддержки предпринимательства перешли к Госкомитету РФ по

промышленной политике, созданному на базе ликвидированного Министерства

промышленности РФ, в результате чего задача содействия малым предприятиям

опять лишилась статуса общегосударственной и перешла в ранг второразрядных.

Между тем полку ведомств, отвечающих за тот или иной аспект развития и

функционирования малого бизнеса, все прибывало. Помимо перечисленных выше в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.