реферат, рефераты скачать
 

Малый бизнес


эту упряжку впряглись Министерство внешнеэкономических связей,

Государственный таможенный комитет РФ, МИД, Роскомторг, Роспатент, Мин

сотрудничества, МЧС, Росстрахнадзор, Федеральная комиссия по ценным

бумагам. Вскоре к ним присоединились федеральная и региональные торгово-

промышленные палаты, Российское агентство поддержки малого

предпринимательства, общественные объединения предпринимателей и т.п.

Разумеется, не обошлось без участия Президента и высших законодательных и

исполнительных органов: Государственной Думы, Совета Федерации,

Правительства.

Правительство РФ ежегодно представляет в Государственную Думу доклад о

состоянии и развитии малого предпринимательства и мерах по его

государственной поддержке, включая отчет об использовании средств,

выделенных из федерального бюджета на эти цели, а также вносит на

рассмотрение Федерального Собрания проект программы государственной

поддержки малого бизнеса.

Осознав, как видно, что у семи нянек дитя остается без глаза, Президент

издал в июне 1995 г. указ № 563 о создании Госкомитета РФ по поддержке и

развитию малого предпринимательства (ГКРП), а Правительство своим

Постановлением от 28 октября 1995 г. № 1045 утвердило Положение о ГКРП, где

сформулированы основные задачи, права и обязанности, а также структура

нового органа.

На комитет возложена разработка предложений по устранению правовых,

административных, экономических и организационных препон созданию и

развитию малых предприятий, формирование инфраструктуры поддержки малого

бизнеса, защита законных интересов предпринимателей, а также реализация

государственной политики в этой сфере, в том числе разработка

протекционистской финансово-кредитной и налоговой политики и контроль над

использованием выделенных под нее средств.

Новая структура призвана выдвигать предложения по совершенствованию

действующего законодательства в области государственной поддержки малого

бизнеса, анализировать состояние этого сектора экономики и эффективность

государственной помощи, готовить предложения об использовании на льготных

условиях субъектами малого предпринимательства государственных финансовых,

материально-технических, информационных ресурсов, а также научно-

технических разработок, технологий и др.

Стараниями ГКРП в 1996 г. на поддержку малого предпринимательства из

бюджета было выделено 386,7 млрд. руб., что выглядит весьма внушительно по

сравнению с ассигнованными в 1995 г. 7 млрд. руб. Однако если принять во

внимание, что во всем мире чуть не 90% продукции производится в секторе

малого бизнеса, а в России вклад его несравнимо мал, то выделенные средства

не так уж и велики. Во всяком случае, они не идут ни в какое сравнение с 4

млрд. дол., которые ежегодно расходуются на поддержку малого бизнеса в США.

Ратуя за то, чтобы российский предприниматель работал на укрепление

экономики в целом, ГКРП добился размещения на малых предприятиях 15%

госзаказа.

Среди прочих органов, пестующих малое предпринимательство, можно назвать

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который действует в

соответствии с уставом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12

апреля 1996 г. № 424.

Фонд является некоммерческой организацией, осуществляющей финансовое

обеспечение федеральной программы, участие в финансировании региональных

программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и

развитие малого бизнеса, включая проводимые ГКРП.

В соответствии с уставом деятельность фонда заключается в следующем:

• формирование рыночных отношений на основе государственной поддержки

малого предпринимательства и развития конкуренции;

• финансовая поддержка инновационной деятельности предпринимателей,

стимулирование разработки и производства принципиально новых видов

продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;

• участие в разработке, экспертизе, конкурсном отборе и реализации

федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных программ и других

проектов в области развития и поддержки малого предпринимательства,

демонополизации экономики;

• финансирование мероприятий Федеральной программы государственной

поддержки малого предпринимательства;

• исполнение роли залогодателя, поручителя и гаранта по обязательствам

субъектов малого предпринимательства;

• финансирование научных исследований по проблемам малого бизнеса;

• финансирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации

кадров малых предприятий;

• исполнение роли гаранта по целевым иностранным кредитам,

предоставленным РФ на поддержку малого бизнеса;

• предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов,

беспроцентных ссуд, краткосрочных займов на конкурсной основе, финансовой

помощи на безвозмездной основе.

Механизм кредитования малых предприятий предусматривает на первом этапе

экспертизу в месячный срок представленных в региональные органы фонда

проектов и программ, на втором — отбор предложений, отвечающих

государственным приоритетам, на третьем — операции кредитования, на

четвертом и заключительном — контроль за использованием финансовых средств,

осуществляемый через попечительский совет фонда.

В части кредитования фонд сотрудничает с Межэкономсбербанком и его

агентами на местах. Межэкономсбербанк взял на себя обязательство

предоставлять гарантии малым предприятиям для получения кредитов в

коммерческих банках, управлять банковской системой поддержки малого

предпринимательства, увеличивать ресурсы кредитования малого бизнеса за

счет собственных средств, получать дивиденды на вложенный капитал.

Банк-агент выделяет кредиты строго в соответствии с перечнем проектов,

утвержденным фондом, и в пределах средств кредитной линии, открытой

Межэкономсбербанком. Размер маржи, взимаемой банком-агентом,

устанавливается в договоре с Межэкономсбербанком и не может превышать 5%.

Предусмотрено, что доля кредита в финансировании проекта должна в среднем

составлять 50% (не более 70%). Остальную часть средств предприниматель

черпает из других, в первую очередь — собственных, источников. Чем больше

доля вложений предпринимателя, тем ниже процентная ставка по кредиту.

Максимальный срок реализации проекта и погашения кредита составляет 1,5

года (для отдельных проектов — до 2 лет).

Заключая договоры с банками-агентами на предоставление кредитных

ресурсов, Межэкономсбербанк в целях обеспечения своевременного возврата

кредита и уплаты процентов запрещает использовать полученные банком-агентом

кредитные ресурсы для зачисления на депозитные счета, на межбанковское

кредитование и покупку СКВ.

Весьма важной функцией фонда является предоставление гарантий под кредиты

малым предприятиям. Известно, что, рассматривая заявки на инвестиции в

основные и оборотные фонды, банки требуют представления залога или

поручительства. Но какой залог может представить начинающий

предприниматель, если у него за душой нет ничего, кроме желания

организовать собственное дело? Вот почему необходимо отработать механизм

взаимодействия между фондом, банками и предпринимателями в этой части.

Субсидирование процентов по ссудам следует осуществлять в таких размерах,

чтобы начинающие предприниматели могли получать кредиты по более низким

ставкам (10-20% годовых), так как первые годы деятельности чаще всего

приносят не прибыли, а убытки.

Не лишним будет упомянуть и о еще одном фонде, который занимается

проблемами малых предприятий, — Фонде содействия развитию малых предприятий

в научно-технической сфере. Созданный в соответствии с Постановлением

Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65, он призван решать следующие

задачи:

• содействие проведению курса на формирование рыночных отношений в научно-

технической сфере путем поддержки малых инновационных фирм, поощрение

конкуренции через привлечение финансовых ресурсов и их целевое и

эффективное использование для реализации программ и проектов по созданию и

производству наукоемких продуктов;

• участие в разработке, экспертизе, конкурсном отборе и реализации

федеральных, отраслевых, региональных программ и проектов, обеспечивающих

демонополизацию создания и освоения новых технологий, насыщение рынка

произведенными на их основе конкурентоспособными товарами;

• привлечение на конкурсной основе субъектов малого предпринимательства,

отечественных и зарубежных инвесторов к реализации государственных научно-

технических программ и заказов;

• поддержка освоения и внедрения новых технологий и «ноу-хау» с

использованием патентов и лицензий;

• финансирование федеральных, региональных и отраслевых программ и

проектов по развитию малого инновационного предпринимательства;

• исполнение роли залогодателя и гаранта по обязательствам субъектов

малого инновационного предпринимательства;

• контроль за расходованием выделенных средств;

• долевое участие в создании инновационных фирм, в том числе с

иностранным капиталом;

• финансирование подготовки и повышения квалификации кадров для малых

инновационных предприятий;

• проведение научно-практических конференций и др.

Наконец, не последнюю роль в поддержке малого бизнеса играет Ассоциация

развития малого предпринимательства — общественное объединение, в котором

состоят бизнесмены, государственные и общественные деятели, руководители

союзов предпринимателей, фондов и других структур поддержки малых

предприятий.

В состав ассоциации входят комитеты по законодательству и нормативной

базе малого предпринимательства, по развитию инфраструктуры малого бизнеса,

по координации деятельности объединений предпринимателей, по кредитно-

финансовой и инвестиционной политике, по инновационной деятельности, по

международным связям и агробизнесу.

Основными направлениями деятельности ассоциации являются защита прав

предпринимателей в органах исполнительной и законодательной власти,

оказание информационной, консультационной, методической и правовой помощи

организациям поддержки малого бизнеса и пр.

2.2. СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

В странах с переходной экономикой, где рыночные реформы находятся на

разных ступенях воплощения, малое предпринимательство приобретает особые

функции. В России, ряде государств СНГ и бывшего соцлагеря оно играет

огромную роль при перестройке монополизированной экономики,

разгосударствлении собственности, разукрупнении промышленных, транспортных,

топливно-энергетических, снабженческо-сбытовых «колоссов», создании

здоровой конкуренции, мобилизации природных ресурсов. Малым предприятиям

отводится важное место в осуществлении такого жизненно важного дела, как

прорыв на магистральных направлениях науки, внедрение технических и

экономических новшеств.

После нескольких лет реформ в России малый бизнес становится

самостоятельным сектором национального хозяйства. Число малых предприятий

достигло 800 тыс. Однако, по некоторым оценкам, для нормального

функционирования российской экономики необходимо 2,5-3,5 млн. мелких фирм.

Только при достижении этой критической массы малый бизнес будет надежно и

органично встроен в формирующийся рыночный механизм российской экономики.

Данные статистики за 1992-1996 гг. свидетельствуют (табл. 1.3), что в

развитии малого российского бизнеса наметился переход от стартового этапа к

этапу стабилизации. На смену стремительному подъему малого

предпринимательства, который отмечался в 1992-1994 гг., когда число малых

предприятий увеличилось с 266,7 тыс. до 865 тыс., пришло — уже к началу

1995 г. — снижение темпов вследствие финансовых потрясений, политической

нестабильности, неразберихи в законотворчестве, а в 1996 г. наступил даже

некоторый спад (на 3%).

Таблица 1.3

Динамика развития малых предприятий в России (число субъектов

малого бизнеса, тыс. ед.)

|Показатель |1992|1993|1994|1995|1996|

| |г. |г. |г. |г. |г. |

|Всего |266,|560,|865,|896,|877,|

| |7 |0 |0 |0 |0 |

|В том числе по | | | | | |

|отраслям: | | | | | |

|• промышленность |37,5|60,0|94,0|172,|128,|

| | | | |2 |5 |

|• сельское хозяйство |2,2 |6,9 |10,9|9,5 |9,8 |

| | | | | | |

|•транспорт и связь |7,1 |14,1|19,3|17,6|20,5|

| | | | | | |

|•строительство |52,1|72,9|92,2|123.|145,|

| | | | |5 |5 |

|•торговля, |125,|275,|397,|419,|374,|

|общественное питание |2 |5 |5 |4 |6 |

|• |5,2 |15,2|18,2|15,5|16,2|

|материально-техническ| | | | | |

|ое снабжение | | | | | |

|• |3,6 |5,8 |8,1 |6,2 |6,7 |

|информационно-вычисли| | | | | |

|тельное | | | | | |

|обслуживание | | | | | |

|• операции с |0,5 |1,1 |2,2 |1,8 |2,2 |

|недвижимостью | | | | | |

|• общая коммерческая |7,1 |20,6|63,9|51,9|42,4|

|деятельность по | | | | | |

|обеспечению | | | | | |

|функционирования | | | | | |

|рынка и прочие виды | | | | | |

|деятельности | | | | | |

|сферы материального | | | | | |

|производства | | | | | |

|• |4,0 |10,8|17,3|13,5|15,4|

|жилищно-коммунальное | | | | | |

|хозяйство, | | | | | |

|непроизводительные | | | | | |

|виды бытового | | | | | |

|обслуживания | | | | | |

|•здравоохранение, |3,5 |9,2 |14,4|14,8|16,8|

|физкультура, спорт | | | | | |

|и соцобеспечение | | | | | |

|•образование |2,1 |5,8 |8,8 |6,5 |7,8 |

|• культура и |2,3 |5,1 |7,5 |6,7 |8,2 |

|искусство | | | | | |

|• наука и научное |10,6|35,9|64,8|51,7|48,8|

|обслуживание | | | | | |

|•финансы, кредит, |2,2 |4,3 |14,5|10,2|11,6|

|страхование, | | | | | |

|пенсионное | | | | | |

|обеспечение | | | | | |

Наиболее привлекательными сферами приложения капиталов и сил для

российских предпринимателей стали торговля (42,7% от общего числа

предприятий в 1996 г.), строительство (16,6%), промышленность (14,7%),

наука и научное обслуживание (5.6%) и коммерческая деятельность по

обеспечению функций рынка (4,8%). На долю первых трех отраслей в общей

сложности приходилось 74% малых предприятий.

Наиболее стремительный рост числа малых предприятий на первых порах

отмечался в науке и научном обслуживании (в 3,4 раза), сельском хозяйстве

(в 3,1 раза, главным образом за счет фермерских хозяйств), общей

коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (в 2,6

раза), торговле (в 2,2 раза).

Таким образом, наибольшую энергию в части учреждения малых предприятий

проявила научная интеллигенция и некоторые другие отряды работников

умственного труда. Здесь начинали с нуля, и потому темпы оказались особенно

впечатляющими.

Не остались в стороне и труженики торговли, общественного питания. Это и

понятно: разве не ими еще в советское время накоплен самый богатый опыт

товарно-денежных отношений? Кроме того, организация торгово-посреднических

предприятий привлекает сравнительной простотой и возможностью быстрого

накопления капитала.

Следует, однако, отметить, что в крупных городах с развитой торговой

сетью данный вид малого предпринимательства не получил столь широкого

распространения, как в «глубинке». В Москве, например, доля торговых

предприятий на начало 1995 г. составляла лишь около 1/4, а в Санкт-

Петербурге—около 1/3 всех малых фирм.

Значительное замедление темпов роста малого бизнеса в сфере торговли и

посреднических услуг в 1996 г. было связано, очевидно, с приближением их

числа к оптимальному. Эта экономическая ниша заполнилась быстрей других, а,

кроме того, возникли иные, более многообещающие и притягательные сферы

вложения капитала.

Рост малых строительных предприятий, отмечавшийся на фоне продолжающегося

спада промышленного и жилищного строительства, происходил за счет резкого

увеличения объемов индивидуальной застройки, а также реконструкции и

сооружения офисных и складских помещений.

Наибольшая доля малых промышленных предприятий в 1995 г. была

сконцентрирована в машиностроении и металлообработке (33,5%), лесной,

деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (11,9%) и легкой

индустрии (16,8%).

.Табл. 1.3 обнаруживает тот факт, что наиболее подверженными влиянию

рыночной конъюнктуры и внешних неурядиц оказались малые предприятия,

работавшие в сфере кредита, финансов, страхования и пенсионного обеспечения

(спад на 30% в 1995 г.), в материально-техническом снабжении (спад на 15% в

1995 г.), в науке и научном обслуживании (спад на 20% в 1995 г. и на 10% в

1996 г.).

Подавляющая доля малых предприятий функционировала вне государственных

форм собственности (табл. 1.4). Причем за 1995-1996 гг. доля государства в

малом бизнесе снизилась с 10,3% до 4%, а негосударственных форм

собственности возросла соответственно с 89 до 96%.

Таблица 1.4 Распределение малых предприятий (%) по отраслям экономики и

формам собственности

|Показатель |Форма собственности |

| |государств|негосударств|

| |енная |енная |

| |1995|1996|1995г|1996г|

| |г. |г. |. |. |

|Всего В том числе: • |10,3|4,0 |89.7 |96,9 |

|промышленность |' |7,1 |75,0 |92,9 |

| |15.0| | | |

| | | | | |

Продолжение таблицы 1.4

|Показатель |Форма собственности |

| |государств|негосударст|

| |енная |венная |

| |1995|1996|1995 |1996г|

| |г. |г. |г. |. |

|•транспорт и связь, |10,6|4,1 |89,4 |95,9 |

|торговля, общественное | | | | |

|питание, | | | | |

|материально-техническое | | | | |

|снабжение, собственные | | | | |

|заготовки | | | | |

|•общая коммерческая |0,8 |0,8 |99,2 |99,2 |

|деятельность по | | | | |

|обеспечению | | | | |

|функционирования рынка | | | | |

|•жилищно-коммунальное |14,7|9,7 |75,3 |90,3 |

|хозяйство, | | | | |

|непроизводительные виды | | | | |

|бытового обслуживания | | | | |

|• наука и научное |13,3|4,2 |86,7 |95,8 |

|обслуживание | | | | |

|•другие отрасли |12,9|6,7 |87.1 |73,3 |

| | | | | |

Наиболее привлекательными для частной инициативы к началу 1996 г.

являлись коммерческая деятельность по обеспечению функций рынка (99,2% всех

предприятий), торговля, общественное питание, материально-техническое

снабжение, сбыт (97,6%). Наиболее же «огосударствленным» оставался малый

бизнес в сфере жилищно-коммунального хозяйства (9,7%) и промышленности

(7,1%). Впрочем, и здесь доля госсобственности, как явствует из приведенных

цифр, была незначительной. Малые предприятия, по существу, всецело

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.