реферат, рефераты скачать
 

Научно-методическая служба в системе управления библиотекой


Научно-методическая служба в системе управления библиотекой

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Кафедра библиотековедения

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ

(на материале ЦНСХБ)

дипломная работа по специальности

052700 "Библиотековедение и библиография"

| |Исполнитель: |

| |студентка 5 курса 509 группы|

| | |

| |дневного отделения БИФ |

| |________________Кабанова |

| |Ю.В. |

| | |

|Допустить к защите |Научный руководитель: |

|Зав. кафедрой, |канд. пед. наук, профессор |

|докт. пед. наук, профессор | |

|______________Мелентьева Ю.П. |__________________Клюев В.К.|

|"_____"________________2000 г. | |

Москва 2000

Резюме

Управление библиотекой требует реализации системного подхода к

управленческой деятельности, а именно: постановки перспективных целей,

выдвижения текущих задач, разработки и осуществления необходимых

организационно-экономических мероприятий.

Основой данного диплома является исследование роли научно-методической

службы в системе управления библиотекой.

Эта область включает в себя следующие этапы:

1. Управленческие функции научно-методической службы по отношению к

сети библиотек и библиотеке, в структуре которой эта служба

находится. Определение роли научно-методической службы в

современном библиотечном процессе.

2. Сущность методической работы; направления деятельности, которые

традиционно относят к методической. Терминологический анализ

понятий «научно-методическая работа», «методическое руководство»,

«методическая помощь».

3. Функциональный анализ методической деятельности: организационная,

педагогическая, информационная, исследовательская функции.

Методическая деятельность как форма управления библиотечным

процессом. Переход от методического руководства к методической

помощи.

4. Поиск структурных преобразований. Инновационные виды деятельности

научно-методического отдела: консультативно-методическая помощь,

менеджмент, маркетинг, социологические подходы, паблик рилейшнз.

Новый облик научно-методической службы.

5. Требования к профессионализации научно-методической службы.

Экспертная помощь методиста. Подготовка кадров научно-методической

службы.

6. Перспективы роста и повышения качества научно-методической службы.

Роль автоматизации информационно-библиотечных процессов и средств

телекоммуникаций.

Содержание

Введение 4

Глава I. Реализация системы методического руководства в отечественном

библиотечном деле 8

1. Координация методической работы 9

2. Формы методической помощи 11

3. Внедрение передового библиотечного опыта 13

4. Анализ работы библиотек (сети библиотек) 14

5. Организация методической работы 16

6. Наполнение и оформление методического отдела 19

Глава II. Развитие научно - методической службы библиотек на современном

этапе 21

1. Терминологическое осмысление методического руководства 21

2. Функции научно-методической службы библиотеки 26

3. Методологические и правовые основы научно-методической деятельности в

условиях библиотеки 29

4. Трансформация роли научно-методической службы в современном

библиотечном процессе 31

Глава III. Деятельность научно-методической службы Центральной научной

сельскохозяйственной библиотеки 34

1. Научно-организационные аспекты работы 34

2. Перспективные формы методической помощи 38

2.1. Дистанционное консультирование 39

2.2 Повышение профессиональной квалификации кадров 42

2.3 Подготовка научно-практических пособий 49

Заключение 53

Список литературы: 55

Приложение 1. Устав ЦНСХБ Россельхозакадемии

Приложение 2. Типовые должностные инструкции

научно-организационного отдела (НОО)

Приложение 3. Отчет НОО за 1999 г.

Приложение 4. План работы НОО на 2000 г.

Введение

Актуальность дипломного исследования определяется необходимостью

пересмотра отношения к деятельности научно-методической службы (НМС) в

системе управления библиотекой в связи с новыми социально-экономическими

условиями, при которых значительно возросла роль НМС, выполняющего свою

главную функцию квалифицированной методической помощи пользователям

библиотеки. Рассматривается роль и место методического подразделения в

организации работы крупной научной библиотеки. Анализируется инновационная

практика ЦНСХБ Россельхозакадемии, ее документальная и концептуальная база.

Сокращение и переориентация методических отделов библиотек не означает

прекращения методической деятельности. В соответствии со ст.20 Федерального

закона «О библиотечном деле» (1994) оказание методической помощи

библиотекам является одной из статусных характеристик центральной

библиотеки. В действительности границы научно-методической (научно-

организационной) работы расширились, появились новые направления и службы.

Методисты от командного стиля перешли к стилю советов: научно-методических

консультаций, рекомендаций, технологических разработок.

Методические отделы, используя зарубежный опыт, начали перестраивать

свою работу в соответствии с новой концепцией управления - маркетингом.

Одни отечественные библиотековеды (Б.Н. Бачалдин, Л.М. Инькова и др.) [№10]

сетуют на то, что в таком случае в каждом научно-методическом отделе

потребуются методисты, владеющие вопросами маркетинга, менеджмента, паблик

рилейшнз, способные внедрять эти направления в соответствующих библиотеках

и обучать им. По нашему убеждению ни один руководитель от таких методистов

не отказался бы, тем более что бывший библиотечный вуз, а ныне Московский

государственный университет культуры и искусств способен подготовить таких

специалистов. Кстати, заведующие научно-организационными отделами не

отказались бы и от экономистов, социологов, психологов, юристов, знающих к

тому же особенности библиотечной работы.

Другие коллеги (С.А. Басов, И.М. Суслова) [№7, №49] определяют

направление развития методической работы как процесса управления

нововведениями и подводят к выводу о необходимости формирования независимых

автономных методических центров, в составе которых должна функционировать

группа библиотечного маркетинга. Причем управленческое консультирование

предлагается осуществлять на платной основе.

Третьи ученые (Ю. Б. Авраева, Ю.Н. Столяров) [№1, №44] ратуют за

методиста - «мастера на все руки», универсальность знаний, навыков и

обязанностей которого - одна из определяющих особенностей профессии.

Изменение направленности методической работы в стране объективно

обусловлено новым государственным устройством. Хорошо это или плохо, но в

связи с процессами децентрализации, дезинтеграции, политической и

финансовой нестабильности, научно-методическая работа все более

превращается в разновидность консультационной деятельности. Именно эта

форма методической помощи подтвердила свою жизнестойкость и гибкость.

Задачи методистов остаются прежними, возможности - иными.

В изучении темы дипломного исследования, отражающего различные аспекты

НМС, можно выделить следующие направления:

1. Реализация системы методического руководства в отечественном

библиотечном деле.

2. Развитие научно-методической службы библиотек на современном

этапе.

3. Деятельность научно-методической службы Центральной научной

сельскохозяйственной библиотеки Россельхозакадемии (ЦНСХБ).

Научная задача дипломной работы заключается в том, чтобы, исследовав

процесс НМС, оценить современное состояние НМС в отечественных библиотеках

и показать как эта служба функционирует в ЦНСХБ.

Указанная задача интерпретировалась в следующих вопросах:

1. Выявление предпосылок возникновения НМС.

2. Изучение становления и характеристика современного состояния и

проблем НМС.

3. Уточнение терминологии и определения НМС.

Методологическую основу исследования составили идеи ведущих

отечественных библиотековедов, а также специалистов ЦНСХБ, по проблемам

научно-методической работы.

Этим вопросам посвящены работы Бачалдина Б.Н., Гриханова Ю.А., Клюева

В.К., Кормишиной Г.М., Столярова Ю.Н., Суворовой В.М., Сусловой И.М.,

Фенелонова Е.А., Фирсова В.В. и другие.

Источниковой базой исследования стало Государственное научное

учреждение Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки

Россельхозакадемии. В ходе исследования использованы нормативные документы

ЦНСХБ и НОО, фонд методического кабинета, опыт работы в научно-

организационном отделе в качестве заведующего сектром маркетинговых

исследований ЦНСХБ Россельхозакадемии.

Глава I. Реализация системы методического руководства в отечественном

библиотечном деле

Единая система методического руководства — одно из важнейших

достижений библиотечного строительства в нашей стране, составная часть

государственного управления библиотечным делом. Основана на

межведомственной координации и взаимодействии органов управления и

библиотек - методических центров и призвана содействовать улучшению

информационной и культурно-образовательной деятельности библиотек,

обеспечивая совершенствование библиотечно-библиографического обслуживания

населения страны, повышение эффективности использования документных фондов.

Методическое руководство осуществлялось в соответствии с решениями

съездов КПСС, постановлений ЦК КПСС и Советского правительства по

идеологическим вопросам, развитию науки, культуры, народного хозяйства,

решений Государственной межведомственной библиотечной комиссии при

Министерстве культуры СССР, указаний министерств, ведомств и центральных

органов общественных организаций на основе "Положения о библиотечном деле в

СССР" (1985).

Система методического руководства охватывала всю сеть библиотек страны

и способствовала использованию в их работе научно обоснованных приемов и

методов.

Практическая реализация системы методического руководства

обеспечивалась созданием и внедрением регламентирующих документов и

стандартов, методических рекомендаций, оказанием практической помощи при

посещении библиотек, участием в системе повышения квалификации, проверкой

состояния дел и контролем за исполнением решений.

Научно-методическая работа осуществлялась в масштабах страны, отрасли,

региона. Система методического руководства состояла из отраслевых и

ведомственных подсистем.

Общее методическое руководство библиотеками страны, независимо от

подчиненности, осуществляло Министерство культуры СССР, головным всесоюзным

методическим центром для всех библиотек — ГБЛ.

1. Координация методической работы

Координация методической работы — согласованность действий библиотек -

методических центров (БМЦ) в обеспечении методического руководства

библиотеками. Цель координации — повышение эффективности влияния БМЦ на

библиотеки на основе их территориально-отраслевого взаимодействия.

Координация предусматривала разграничение или объединение обязанностей

библиотек - методических центров в оказании методической помощи

библиотекам, устраняла дублирование и параллелизм в работе, целесообразно

распределяла силы, определяя главные направления методической работы в

стране, регионе, отрасли.

Координация осуществлялась по всем направлениям методической работы:

подготовка методических изданий, организация мероприятий по повышению

квалификации библиотечных работников, проведение совместных активов,

совещаний, семинаров, научно-практических конференций библиотечных

работников, посещений библиотек, взаимное использование передового

библиотечного опыта и др.

В основе координации — согласование планов методической работы,

разработка координационных планов и договоров о сотрудничестве.

В планах отражались важнейшие мероприятия библиотек (совместные и

отдельно проводимые). Это позволяло библиотекам взаимно использовать

издания, организовывать совместные выезды и участвовать в мероприятиях по

повышению квалификации, исходя из потребностей своих сетей.

Для координации методической деятельности при Библиотечном совете

создавалась подкомиссия по методической работе. В ее состав входили

представители всесоюзных библиотек - методических центров, ведущие

специалисты в области методической работы, преподаватели вузов. Подкомиссия

рассматривала важнейшие проблемы методического руководства библиотеками

страны, определяла номенклатуру и статус общегосударственных документов,

регламентирующих методическую деятельность библиотек, заслушивало отчеты

ведомств по различным направлениям методической работы. Рабочий орган

комиссии — научно-методический отдел (НМО) ГБЛ.

Упорядочению взаимодействия библиотек в методической работе

содействовали межведомственные документы: положения о смотрах библиотек,

государственные стандарты, которые согласовались со всеми заинтересованными

органами управления или утверждались ими, и другие нормативные документы.

2. Формы методической помощи

Реализация основных направлений методической работы осуществлялась

посредством различных форм и методов.

Наиболее распространенные формы методической помощи: методический

инструктаж (консультации, замечания и отзывы, вызовы работников библиотек в

методический центр и др.), посещение библиотек, методические издания.

Методический инструктаж — форма методической помощи библиотекам,

которая конкретизирует методическую помощь, учитывая особенности

определенной библиотеки.

Методический инструктаж осуществлялся во время посещения методистом

библиотек, путем проведения консультаций в библиотеках - методических

центрах, на совещаниях, конференциях, во время семинаров или практикумов.

Консультации бывают индивидуальные и групповые. Те и другие могут быть

устными, и письменными. Индивидуальные консультации проводились в случае,

если возникал единичный вопрос.

Групповые консультации, как устные, так и письменные, как правило

проводились по заранее намеченному плану, по темам, интересовавшим всех

библиотекарей региона или отдельные их группы. Групповые консультации

обычно приурочивались к проведению совещаний, семинаров, научно-

практических конференций, но могли организовываться самостоятельно. Они

проводились также в тех случаях, когда необходимо срочно дать библиотекарям

разъяснения по тому или иному вопросу (внедрение ББК, введение новых

правил, составление библиографического описания и т.д.).

Замечания и отзывы в письменной или учетной форме давались методистами

на методические материалы (планы, отчеты, протоколы читательских

конференций или литературных вечеров и др.), поступающие от библиотек

региона.

Прежде чем дать замечания на план или отчет (о работе за определенный

период времени, по теме или о проведенном мероприятии), методисту

необходимо было проанализировать материалы, определить, соответствуют ли

они задачам, стоящим перед библиотекой в данный период, отметить

положительное, новое в работе, решить, что можно использовать для

пропаганды среди других библиотек, обратить внимание на недостатки и

подготовить предложения с целью их устранения.

Посещение библиотек (выезды в командировки) — одна из самых

эффективных форм методической помощи. Они могут быть фронтальными и

тематическими. Посещали библиотеки с разной целью: проверка их работы,

изучение деятельности (библиотеки в целом или отдельных ее направлений),

оказание методической помощи по определенному вопросу и др. Объекты

посещения: подразделения библиотеки, в целом библиотека, библиотеки данного

региона.

Методические издания (методические указания, методические

рекомендации, методические и методико-библиографические пособия) являются

одной из форм воздействия библиотек-методических центров на библиотеки

регионов. Методические издания выпускались в виде листовок, плакатов,

буклетов, брошюр, книг.

В методических изданиях регламентировались порядок реализации основных

направлений деятельности библиотек и выполнения отдельных функций

библиотек, их подразделений, а также работников; определялись содержание

процессов и порядок выполнения технологических операций; раскрывалось

содержание работы библиотек в определенный период, в связи с важнейшими

политическими событиями; конкретизировались методы, способы, приемы

рационального осуществления, решений и указаний вышестоящих организаций,

определялись порядок внедрения стандартов и рекомендаций; предлагались

наиболее эффективные формы и методы пропаганды книги и руководства чтением,

организация и технология библиотечной работы с учетом передового

библиотечного опыта.

3. Внедрение передового библиотечного опыта

Работа по внедрению передового библиотечного опыта осуществлялась в

соответствии с "Порядком выявления и внедрения передового опыта работы в

системе библиотек Министерства культуры СССР" (1984).

Внедрение передового опыта в практику работы библиотек — комплексный

процесс. Включающий подготовку проекта решения (приказы) органом управления

библиотечным делом о внедрении конкретного передового опыта, пропаганду

опыта, обучение библиотекарей этому опыту, методическую помощь библиотекам

по внедрению опыта, контроль за внедрением, обобщение итогов работы по

внедрению опыта.

По окончании работы в органы управления библиотечным делом

представлялась информация об итогах внедрения в соответствии с

установленным порядком в каждом ведомстве (организации).

4. Анализ работы библиотек (сети библиотек)

Одна из форм методической деятельности. Цель анализа — показать

главное, новое, передовое в работе библиотек, что должно пропагандироваться

и внедряться; вскрыть причины недостатков, указать пути их ликвидации.

Анализ деятельности одной библиотеки проводился на основе плана ее

работы, статистического и текстового отчета, дневников работы, читательских

формуляров, протоколов массовых мероприятий, материалов проверок и др.

Главным критерием оценки деятельности библиотеки являлось выполнение

задач, стоящих перед библиотекой как идеологическим, культурно-

просветительным и информационным учреждением.

Количественный анализ — это анализ статистических данных,

характеризующих многостороннюю деятельность библиотеки. Проводился анализ

показателей плана и его выполнения, анализ динамики и структуры показателей

(за несколько лет, сравнительный анализ отдельных данных).

Качественный анализ. Задача его — проанализировать содержание работы

библиотеки и его специфику. Обращали внимание на дифференцированное

обслуживание читателей, выделение читательских групп, ведется ли работа с

ними, какова помощь в общеобразовательном и профессиональном чтении,

самообразовании, уровень индивидуальной работы с читателями, информационно

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.