| |||||
МЕНЮ
| Научно-методическая служба в системе управления библиотекойнеобходимо оснащать библиотеки наряду с решением сугубо библиотечных задач. Существуют и психологические преграды (незнакомое, непривычное часто вызывает негативную реакцию), а также более очевидные: недостаточное владение иностранным языком , неумение работать на компьютере и т.д. Таким образом, к дистанционному консультированию необходимо подготовиться. Многие ученые считают что главная из предстоящих перемен - резкое повышение требований к уровню знаний методиста и, следовательно, необходимо обратить особое внимание на его обучение и повышение квалификации. Важно, чтобы профессиональные знания библиотечного работника покоились на культурном фундаменте: методист должен не просто реагировать на возникающие в обществе культурные потребности, но и предупреждать их. Будучи «навигатором в море информации», консультантом для пользователей, методист должен быть грамотным специалистом в сфере использования ЭВМ и сетей. Современные информационные технологии - не самоцель, а орудие методиста, которое позволяет ему выполнять свою работу лучше, эффективнее. ЦНСХБ как научно-методический центр оказалась на перекрестке глобальных процессов. Новые информационные технологии распахивают двери библиотек в гигантское информационное пространство, насыщают их новыми носителями информации, привлекают новые категории пользователей, порождают качественно новые услуги. В библиотеке методист является координатором как внутрибиблиотечной научно-методической и научно-исследовательской работы (так как каждое структурное подразделение наряду с основными выполняет методическую функцию), так и методической помощи сети библиотек сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений (НИУ) АПК РФ. Так, сектор маркетинговых исследований научно-организационного отдела разработал типовое письмо для сети НИУ АПК РФ, предлагая разместить бесплатно на Web-странице ЦНСХБ информацию об учреждении. Предполагается, что блок информации по каждому учреждению будет включать в себя адресно-справочные сведения; информацию о завершенных научных разработках и опытно-конструкторских работах в целях дальнейшей их реализации; о технологиях, разрабатываемых институтом; о сельскохозяйственной продукции; об информационных ресурсах и продуктах, а также хронику жизнедеятельности института. Цель данного вида работы - привлечь внимание потенциальных инвесторов к сети сельскохозяйственных учреждений, а опосредованно и к их библиотекам, научно-методическим центром которых является ЦНСХБ, комплектующая «серую литературу», издаваемую НИУ. Таким образом, выход через Интернет к единым информационным ресурсам потенциально откроет широкий спектр новых возможностей для плодотворного обмена научно-технической информацией и иных форм сотрудничества. Интернет позволит сформировать базу данных, в которой каждый участник займет свою нишу. При организации локальных массивов на Web-странице ЦНСХБ эти данные станут доступными всему профессиональному сообществу. Вот так ускоренное развитие индустрии телекоммуникаций и информационных технологий позволяют расширить перечень традиционных направлений научно-организационной работы. 2.2 Повышение профессиональной квалификации кадров Отечественные библиотековеды считают, что научно-методической службе еще предстоит утверждать престиж профессиональной учебы в системе повышения квалификации и переподготовки. Такая задача будет решена тем скорее, чем точнее эта система будет сориентирована на типичные запросы библиотек, на актуальную тематику, а главное на компетентную методическую помощь слушателям. Реализуя принципы всеобщности, непрерывности, дифференциации обучения, нельзя игнорировать опыт прошлых лет, недооценивать формы, виды и методы обучения, которые сложились: курсы, практикумы, дни повышения квалификации и т.д. Обновление и расширение форм и методов обучения идет путем заимствования из других сфер общественной жизни и создания более активных и интенсивных способов переподготовки библиотекарей («круглые столы», «презентации», «деловые игры»). Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Россельхозакадеми, будучи методическим и координационным центром, а также центром научно-технического сотрудничества научных сельскохозяйственных библиотек, оказывает научно-методическую помощь библиотекам 62 вузов, 285 ссузов, 240 научно-исследовательских институтов, 78 академий, институтов, школ повышения квалификации, 40 опытных станций агропромышленного комплекса Российской Федерации (АПК РФ). Методическая помощь заключается в повышении квалификации специалистов путем проведения научно-практических конференций, семинаров, консультаций, стажировок, обеспечения инструктивно-методическими изданиями и оказания практической помощи коллегам непосредственно на местах. Для усиления эффективности методической помощи осуществляется анализ тематики проведенных мероприятий и подготовленных материалов по всем видам деятельности, а также дней повышения квалификации, проводимых ежеквартально и организуемых для Объединения работников библиотек Москвы и Московской области по обслуживанию АПК РФ. Анализ данных позволяет более рационально осуществлять методическую помощь с учетом реальных потребностей сетевых библиотек. На качество проводимых мероприятий благотворно влияет то, что методисты, а также специалисты всех структурных подразделений ЦНСХБ принимают активное участие в научно-прикладных исследованиях по совершенствованию библиотечно-информационного обслуживания, разработке внутрибиблиотечной технологической документации, нормировании процессов библиотечной деятельности. Система повышения квалификации, в частности День повышения квалификации как одно из направлений, решает учебную задачу. Заинтересовать специалистов - практиков с большим библиотечным стажем непросто. Необходимы комплексные программы, учитывающие конкретные запросы. Плохо, если программа перегружена мелкими темами, либо в ней преобладают технологические и организационные вопросы. Подготовка программы для повышения квалификации - лишь начальная стадия работы. Самое важное - ее реализация. Программу следует заранее рассылать приглашенным на учебу (в данном случае на помощь приходят технические средства связи: факс, электронная почта, повышающие оперативность доставки информации). Тогда слушатель приезжает на день квалификации проинформированным, имеет возможность подготовиться, просмотреть литературу, запастись нужными документами, статистическими данными, чтобы активно участвовать в анализе проблемы. Эффективность дней повышения квалификации возрастает, если учитывается мнение библиотекарей о содержании программ, характере, организации и качестве занятий. Сектором маркетинговых исследований научно- организационного отдела была разработана анкета, представляющая собой карту обратной связи, которую раздают приглашенным при регистрации. Такие анкеты - своеобразное коллективное рецензирование, оно дает методистам богатый материал для обобщений. Методисты ЦНСХБ не ограничиваются одними лекциями и докладами на Дне повышения квалификации, а включают в программу активные формы обучения: разбор конкретных библиотечных ситуаций силами слушателей (например, правомерность страхования библиотечного фонда, договорная политика библиотеки); показ и анализ на месте практического опыта (разработка новых тематических рубрик для индексирования документов, организация и актуализация информации на Web-странице и т.д.); «круглый стол» (презентация журнала «Библиография» проходил в рамках дня повышения квалификации). Для опытных библиотекарей гораздо эффективнее не лекция, а живая дискуссия, совместный поиск оптимальных технологических, управленческих решений. С помощью активных форм занятий методистам легче определить, насколько глубоко каждым слушателем усвоен материал, каковы индивидуальные знания, навыки. Так, прослушав ряд сообщений на дне повышения квалификации «Глобальная сеть Интернет и ее использование в информационно-библиотечной деятельности» об информационных ресурсах ЦНСХБ, об актуальности ведения Web - страницы в Интернет, о необходимости использования современных информационных технологий в библиотечной работе, библиотекари смогли на практике в Интернет - классе убедиться в этом сами. Кроме того, они пожелали пройти групповое обучение работе в сети Интернет. Два с половиной месяца Интернет - группа ЦНСХБ функционировала вне графика, обучая работников библиотек АПК РФ. Весьма существенная проблема - рациональный подбор лекторов. Некоторые коллеги ориентируются главным образом на штатных сотрудников. Методисты ЦНСХБ следуют этому примеру, привлекая квалифицированных библиотекарей - практиков других структурных подразделений, когда необходимо провести занятие по узкоспециальным вопросам библиотечной работы. Нередко научно-организационный отдел проводит тематические дни повышения квалификации - тематические семинары по конкретным вопросам библиотечной работы. Квалифицированные специалисты ЦНСХБ дают консультации и своевременно информируют о новых законодательных актах; регламентирующих документах вышестоящих организаций, касающихся деятельности библиотек; о проблемах, возникающих перед библиотеками (индексирование документов; льготное комплектование фонда; учет и переоценка фонда; поиск дополнительных источников финансирования и т.д.) и путях их решения; об изменениях в зарплате библиотечных работников и др. Однако, являясь базовой библиотекой для Московского университета культуры и искусств (МГУКИ), учебным филиалом кафедры библиотековедения, ЦНСХБ нередко приглашает опытных преподавателей вуза. Кроме того, в библиотеке работают доктора и кандидаты педагогических наук, которые способны обеспечить достойный уровень профессионального обучения. Сотрудники научно-организационного отдела участвуют в мероприятиях по повышению квалификации не только работников библиотек системы АПК РФ, но и других ведомств (например, Высших библиотечных курсах РГБ, Московский областной государственный научной библиотеки им. Н.К. Крупской), читают лекции в Институте повышения квалификации информационных работников (ИПКИР); Российской Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) по темам "Управление библиотекой в условиях экономического кризиса", "Библиотека и благотворительность", "Финансово- хозяйственная деятельность библиотеки" и др. Методисты работают в тесном контакте со всеми специалистами ЦНСХБ, во главе с директором выезжая на Дни информации ЦНСХБ в сетевые научно- исследовательские учреждения (НИУ). Приезжая на День информации в НИУ, методист общается с сотрудниками библиотеки , консультирует, оказывает методическую помощь на месте; сотрудник отдела обслуживания организовывает выставку поступлений текущих документов (отечественных и иностранных) по направлениям деятельности учреждения; Web - мастер рассказывает об информационных продуктах и партнерах ЦНСХБ, демонстрируя Web - страницу и т.д. Результаты дня информации находят отражение на Web-странице ЦНСХБ в разделе «Новости и события», а также на фотостенде. Дни информации ЦНСХБ представляют интерес как для работников библиотек, так и для ученых, преподавателей, специалистов сельскохозяйственных вузов, ссузов, НИИ, опытных станций. Методисты ЦНСХБ организуют и такой вид повышения квалификации библиотекарей, как стажировка. Она позволяет вести индивидуальное и групповое обучение в центральной библиотеке, углубить и обновить знания и навыки специалистов библиотек сети. Сотрудники подведомственных библиотек проходят стажировку преимущественно в функциональных отделах ЦНСХБ (отделах автоматизации, каталогизации, систематизации), но непременно под наблюдением методистов, которые решают организационные вопросы, участвуют в составлении программ, дают консультации. Так, в течение 1999 г. прошли обучение коллеги из библиотек Тверской государственной сельскохозяйственной академии (СХА), Костромской СХА, Бурятской СХА, Яхромского сельскохозяйственного колледжа Московской области и др. В непрерывном повышении квалификации значительную роль играют научно- практические конференции, которые являются школой профессионального общения. Совместно с МГУКИ ЦНСХБ ежегодно проводит международную научную конференцию по различным аспектам библиотечного дела («Библиотечное дело на пороге XXI века»-1998 г., «Библиотечное дело и проблемы информатизации общества»-1999 г.). Отечественные библиотековеды отмечают, что в укреплении и преобразовании системы повышения квалификации методистам принадлежит главная роль. Поэтому так важно специалистам научно-организационного отдела заниматься самообразованием, углублять и актуализировать знания, приобретать навыки работы на компьютере, в Интернет, восполнять пробелы, заниматься научной деятельностью, публиковать статьи в профессиональной печати, учиться в целевой аспирантуре, на курсах, выступать на конференциях, делать доклады, читать лекции и т.д. В деятельности ЦНСХБ, в работе методистов проявляется образовательная функция, что способствует практическому сближению библиотеки с образовательной сферой. Это еще раз подтверждает, что тенденция развития образовательной системы, характерная для периода конца 1980-1990-х гг., в полной мере отражается на работе центральной библиотеки, направленности содержания ее деятельности и организационных преобразований. 2.3 Подготовка научно-практических пособий 1.Планирование, анализ и контроль в работе сельскохозяйственной библиотеки в условиях рынка: Метод. пособие/ Сост. Тартаковская Г.И.; ЦНСХБ РАСХН.-М., 1993.-15 с. Цель и задача пособия- помочь сельскохозяйственным библиотекам перестроить свою деятельность на базе методологии маркетинга в условиях перехода на новые рыночные отношения, используя зарубежный опыт в планировании. 2.Библиотека - фермеру: Метод. пособие/ Сост.: Аббакумова Н.П., Боровских И.В., Каразанова Л.Н.; Ред. Быстрова Г.К.; ЦНСХБ РАСХН.-М.,1994.- 56с. Методическое пособие поможет в решении вопросов информационного обслуживания фермеров. Методическое пособие адресовано всем работникам библиотек, обслуживающих фермера. А также может быть использовано фермерами и теми, кто хочет заняться фермерским хозяйством. 3.Клюев В.К., Тартаковская Г.И. Современные формы хозяйственной деятельности: Метод. пособие/ЦНСХБ РАСХН.- М., 1994.-33с. Цель методического пособия - дать общую характеристику экономико- правовой базы, вариантов самофинансирования, возможных форм и методов хозяйственно-экономической деятельности библиотеки как специфического некоммерческого учреждения. 4.Клюев В.К., Тартаковская Г.И. Комплексная система экономической защиты библиотечного фонда: Метод. пособие/ЦНСХБ РАСХН.-М.,1995.-36с. В методическом пособии рассмотрены правовые основы экономических взаимоотношений библиотеки с пользователями при защите фондовых материалов, показываются возможные варианты экономических санкций к читателям абонентам в случае нарушения ими правил пользования библиотекой и сохранности ее фонда. 5.Доватор Е.В. Реклама информационной продукции и услуг: Информ.- метод. пособие / Ред. Садовская Л.К.; ЦНСХБ РАСХН.-М., 1997.-20с. Цель пособия - дать общую характеристику способам и средствам рекламы, которые могут применяться на практике во всех типах библиотек. 6.Клюев В.К., Аббакумова Н.П. Ценообразование и ценовой маркетинг в библиотеке: Науч.-метод. пособие / ЦНСХБ РАСХН.- М.,1997.-86с. В издании освещаются общетеоретические и эмпирические вопросы ценообразования итоговых продуктов деятельности библиотеки. Раскрываются методологические принципы маркетингового подхода при определении ценовой политики на библиотечно-информационную продукцию / услуги, выделяются виды цен, рассматриваются основные варианты ценового планирования в библиотеке, характеризуются наиболее эффективные методы расчета (калькуляции) цен. На основе аналитического обобщения опыта ценообразования и практики ценового маркетинга ЦНСХБ Россельхозакадемии показываются возможные конкретные направления реализации ценовой стратегии и тактики в условиях современной отечественной библиотеки. В приложении помещены материалы, иллюстрирующие оптимальный алгоритм ценообразования на библиотечно-информационную продукцию/услуги, варианты правового оформления данного аспекта экономической деятельности в рамках внутренней нормативной документации библиотеки. Пособие ориентированно на специалистов организационно-управленческих, экономических и маркетинговых служб библиотек, может использоваться в системе подготовки и повышения квалификации библиотечно-информационных кадров. 7.Современные подходы к комплектованию фонда библиотек учебных заведений: Метод. пособие/ Сост. Пикулина Ю.В., Тартаковская Г.И.; Ред. Аббакумова Н.П.; ЦНСХБ РАСХН.-М.,1997.-20 с. Цель данного методического пособия - помочь библиотекам сориентироваться в современном книжном рынке, внести элементы менеджмента в процесс комплектования, перейти на более прогрессивные компьютерные технологии. Пособие позволяет по-новому взглянуть на те изменения, которые произошли в работе комплектатора в последнее время, и выработать собственные стратегические приоритеты и тактические доминанты политики комплектования. 8.Суворова В.М. Методические рекомендации по организации и ведению международного документообмена (МДО)/ ЦНСХБ РАСХН.-М.,1997.-16с. Данные методические рекомендации определяют понятие международного документообмена, дают характеристику главной функции МДО - информационное обслуживание специалистов вне жесткой зависимости от финансовой необеспеченности большинства библиотек, а также от политической и экономической конъюнктуры. Методические рекомендации включают такие приложения, как образцы типовых писем, положение о фонде МДО ЦНСХБ и т.д. 9.Аналитический обзор деятельности библиотек сельскохозяйственных вузов за 1994 - 1996 гг. / Сост. Тартаковская Г.И.; Ред. Суворова В.М.; ЦНСХБ РАСХН. - М., 1999. - 74 с. 10.Положение о договорной библиотечно-информационной деятельности ЦНСХБ Россельхозакадемии / Сост. Суворова В.М., Паршинцева Т.А.; ЦНСХБ Россельхозакадемии. - М., 1999. - 8 с. 11.Клюев В.К., Суворова В.М. Система благотворительного ресурсного обеспечения деятельности библиотеки: научно - методическое пособие. - М., 2000. Цена - 0.6 у. е. В издании освещаются следующие вопросы: понятие и основные направления благотворительной деятельности; библиотека как объект благотворительности; возможные формы благотворительной поддержки библиотечно-информационной деятельности: прямые и косвенные пожертвования, патронаж, дары, публичные акции, волонтерство (безвозмездный труд), гранты и пр., благотворительность (филантропия) и некоммерческое партнерство (спонсорство). Варианты взаимоотношений библиотеки со спонсорами. Заключение На основе вышеизложенного хотелось бы сделать следующие выводы: 1. Наблюдается переход научно-методической службы библиотеки на новый уровень: от централизованного методического руководства библиотечными процессами к методической помощи и методическому консультированию. 2. Появляются перспективные формы методической помощи: дистанционное консультирование, повышение профессиональной подготовки кадров, чему способствуют телекоммуникационные технологии. 3. Дается терминологический анализ понятий, где термин "методическое руководство" теряет свою актуальность на современном этапе и более функциональными становятся понятия "методическая помощь" и "методическое консультирование". 4. Представлен функциональный анализ методической деятельности как формы управления библиотечным процессом, где ясно просматривается переход от командно-административного стиля к стилю советов. 5. Автоматизация в сфере библиотечных процессов, в частности методической деятельности, а также телекоммуникационные средства связи, позволяют установить перспективную обратную связь, а также предоставить научно-практические пособия в виде полнотекстовой информации в Интернет, что значительно расширяет перечень традиционных направлений научно-методической работы. 6. Наряду с бюджетным финансированием, в работу методической службы внедряются элементы маркетинга. 7. Сейчас методисту требуются качественно новые знания информационных технологий, компьютера, телекоммуникационных средств связи, экономических и правовых основ, наряду с традиционными. Последовательная реализация целей и задач исследования позволила решить ряд актуальных теоретических и практических проблем научно- методической службы. Полученные в дипломе результаты могут быть использованы, на мой взгляд, для дальнейшей работы, направленной на изучение и развитие новых теоретических и методических аспектов темы, что, в конечном итоге, послужит успешности методического обслуживания в новых социально-экономических условиях. Список литературы: 1. Авраева Ю.Б. Глазами директора и методиста // Актуальные вопросы библиотечной работы: Теория и практика. - М., 1990. - с. 105-113. 2. Авраева Ю., Егорова Г. Имидж методиста // Библиотека. - 1994. -№ 9. - С. 94. 3. Аналитический обзор деятельности библиотек сельскохозяйственных вузов за 1994 - 1996 гг. / Сост. Тартаковская Г.И.; Ред. Суворова В.М.; ЦНСХБ РАСХН. - М., 1999. - 74 с. 4. Багаева Р., Латыпова О. Что под силу НМО // Библиотека. - 1996. - № 6. - С. 16. 5. Базикало А.А. Роль методического объединения в управлении библиотеками вузов Приморского края // НТБ. - 1996. - № 5. - С.28-32. 6. Балкова О. О том, что мы нужны, свидетельствует жизнь // Библиотека. - 1997. - № 3. - С. 35-39. 7. Басов С.А. Проблемы и перспективы перестройки методической работы // НТБ СССР. - 1998. - № 2. - С. 3-8. 8. Бачалдин Б.Н. Научно-методические службы: состояние и перспективы // НТБ. - 1994. - № 10.- С. 22-44. 9. Бачалдин Б. Не растерять профессионализм // Библиотека. - 1996. - № 1. - С. 41-43. 10. Бачалдин Б.Н., Инькова Л.М. Менеджмент в научно-методической работе: В помощь библиотекарю / РГБ. - М., 1993. - 255 с. 11. Библиотека для России: новые тенденции и традиционные ценности. «Круглый стол» в Российской государственной библиотеке // Библиотековедение. - 1999. - № 2. - С. 28-47. 12. Библиотека и закон: Документы, комментарии, консультации, юридические советы на каждый день: Справочник. - в.1. -М.: Либерея, 1996. - С. 318- 320. 13. Библиотека и закон: Документы, комментарии, консультации, юридические советы на каждый день: Справочник. - в. 3. - М.: Либерея, 1997. - С. 338- 418. 14. Боева Л. Наш принцип - востребованность // Библиотека. - 1998. - № 1. - С. 58-59. 15. Ванеев А.Н. Система методического руководства библиотечным делом: Учебное пособие. - Л., 1982. - 78 с. 16. Ванеев А.Н. Вопросы совершенствования организационно-методической деятельности // НТБ СССР. - 1985. - № 1. - с. 8-14. 17. Виноградова Г. Но жив талант, бессмертен гений. - Библиотека. - 1998. - № 2. - с. 35-38. 18. Горчаков В.В. Инфосфера - новая среда образования // НТБ. - 1999. - № 4. - С. 60-66. 19. Гриханов Ю.А. Содействие и рекомендация - единственно возможный стиль работы // Библиотека. - 1996. - № 6. - С. 13-14. 20. Долгополова И. Субъективные заметки о профессиональных приемах работы // Библиотека. - 1997. - № 8. - С. 43-45. 21. Зиганшин Г. Наша практика находится в движении. - Библиотека. - 1998. - № 2. - с. 68-70. 22. Зыкова Г., Аметова Л. Не указывать, а помогать - требование времени // Библиотека. - 1999. - № 5. - С. 48-51. 23. Иванова Е.В. Методическая работа в вузовских библиотеках города Москвы. - М., 1979. - с. 19-30. 24. Инструкция по организации работы научной сельскохозяйственной библиотеки. - М.: ЦНСХБ, 1986. - 192 с. 25. Информационно-библиотечное обеспечение фундаментальных научных исследований / БЕН РАН. - М., 1996. - 195 с. 26. Клюев В.К. Правовое обоснование маркетинговой деятельности библиотеки // Девятая международная научная конференция по проблемам книговедения: Тезисы докладов. - М.: Наука, 2000. - 327 с. 27. Комиссарова Л.Д. Традиционные и инновационные аспекты планирования: размышления методиста // Библиотековедение. - 1998. - № 4. - С. 35-39. 28. Кормишина Г.М. О сущности и роли методической деятельности // Библиотековедение. - 1998. - № 1. - С. 71-76. 29. Краткий отчет о научно-исследовательской и научно-производственной деятельности ЦНСХБ в 1999 году. - М.: ЦНСХБ, 2000. 30. Методические рекомендации по разработке положения об отделах (секторе) и должностных инструкций сотрудникам библиотеки. - М., 1980. 31. Минаева О.И. Старое и новое в методической работе областной библиотеки // Библиотековедение. - 1998. - № 5. - С. 34-38. 32. Нефедченко М.И., Шитикова А.С. Научно-методическая деятельность сельскохозяйственных библиотек // Сов. Библиотековедение. - 1983. - № 3. - с. 79-90. 33. О библиотечном деле: Федеральный закон от 29 дек. 1994 г. № 78-ФЗ // Рос. газ. - 1995 - 17 янв. 34. Организационные документы библиотеки: Структура. Положения об отделах. Должностные инструкции. - М.: ВГБИЛ, 1980. - 254 с. 35. Организация работы научно-технической библиотеки: Методические рекомендации / ГПНТБ СССР. - М., 1989. - С.71-72 36. Положение об отделе библиотечного маркетинга и инновационно- методической работы // Библиотека и закон: Документы, комментарии, консультации, юридические советы на каждый день: Справочник. - в. 1. - М.: Либерея, 1996. - С. 318-320. 37. Положение о системе методического руководства научными (техническими) библиотеками агропромышленного комплекса страны. - М., 1989. 38. Проблемы научно-методической работы: Труды. Т. 17. / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. - М., 1981. - 208 с. 39. Проблемы научно-методической работы в академических библиотеках. - М., 1984. - 121 с. 40. Садофьева Т.Л. Методические центры. Система повышения квалификации библиотекарей // Сов. Библиотековедение. - 1987. - № 4. - с. 17-23. 41. Сводный план научно-исследовательской и научно-методической работы библиотек сети ЦНСХБ ВАСХНИЛ на 1991 год / ЦНСХБ ВААСХНИЛ. - М., 1990. - 20 с. 42. Сизов Б.И., Ошарина С.С. Деятельность ГПНТБ СССР как общесоюзного методического центра // НТБ СССР. - 1983. - № 9. - с. 19-22. 43. Справочник библиотекаря / ГБЛ. - М.: Книга, 1985. - С. 137-152. 44. Столяров Ю.Н. Возродить профессионализм // Библиотека. - 1997. - № 1. - С. 67-68. 45. Суворова В.М. Методические рекомендации по организации и ведению международного документообмена (МДО)/ ЦНСХБ РАСХН.-М.,1997.-16с. 46. Суворова В.М. Методический кабинет — в ногу со временем // Девятая международная научная конференция по проблемам книговедения: Тезисы докладов. - М.: Наука, 2000. - 327 с. 47. Суворова В.М. Дистанционное консультирование — оперативная помощь методиста // Библиотека. - № 2. - 2000. - с. 16 - 18. 48. Суворова В.М. Повышение квалификации - вид методической работы, проверенный временем // Библиотечное дело - 2000: проблемы формирования открытого информационного общества: Тез. докл. междунар. науч. Конф. (Москва 25-26 апр. 2000 г.). - М., 2000. - ч. 1. - с. 233 - 236. 49. Суслова И.М. Методическая работа в поисках будущего // Библиотека. - 1998. -№ 1. - С. 36-38. 50. Суслова И.М. Профессионализация методической библиотечной деятельности // НТБ. - 1995. - № 5. - С. 3-13. 51. Суслова И.М. Совершенствование методического руководства библиотеками: Лекция для студентов библиотечного факультета по курсу «Организация и управление библиотечным делом» / МГИК. - М., 1988. - 24 с. 52. Типовые должностные инструкции для библиотек сельскохозяйственных вузов. - М.: ЦНСХБ, 1990. 53. Устиновский В. Найти свой островок или снова о методистах // Библиотека. - № 5. - 1998. - С. 74-75. 54. Фенелонов Е.А. Методическая работа в системе управления библиотечным делом // Сов. Библиотековедение. - 1981. - № 6. - С. 3-13. 55. Фенелонов Е.А. Управление общедоступными библиотеками в современной России: пособие в помощь самообразованию библиотечных работников / РГБ. - М., 1997. - 175 с. 56. Фирсов В. В сфере интересов - новации практиков // Библиотека. - № 5. - 1998. -С. 36-38. 57. Фрумин И.М. Библиотечное дело. Организация и управление. - М.: Книга, 1980. - С. 211-244. 58. Цирюльникова Н.Н. Методическая помощь библиотекам промышленного комплекса // НТБ. - 1998. - № 4. - С. 14-19. 59. Чубарьян О.С. Общее библиотековедение. - М.: Книга, 1976. - С. 247-258. 60. Чубарьян О.С. Опыт методического руководства библиотеками СССР. - М., 1979. - с. 234-254. 61. Эффективность методической деятельности библиотек / Сб. научных трудов. - Л., 1985. - 192 с. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|