реферат, рефераты скачать
 

Научно-методическая служба в системе управления библиотекой


необходимо оснащать библиотеки наряду с решением сугубо библиотечных задач.

Существуют и психологические преграды (незнакомое, непривычное часто

вызывает негативную реакцию), а также более очевидные: недостаточное

владение иностранным языком , неумение работать на компьютере и т.д. Таким

образом, к дистанционному консультированию необходимо подготовиться. Многие

ученые считают что главная из предстоящих перемен - резкое повышение

требований к уровню знаний методиста и, следовательно, необходимо обратить

особое внимание на его обучение и повышение квалификации. Важно, чтобы

профессиональные знания библиотечного работника покоились на культурном

фундаменте: методист должен не просто реагировать на возникающие в обществе

культурные потребности, но и предупреждать их.

Будучи «навигатором в море информации», консультантом для

пользователей, методист должен быть грамотным специалистом в сфере

использования ЭВМ и сетей. Современные информационные технологии - не

самоцель, а орудие методиста, которое позволяет ему выполнять свою работу

лучше, эффективнее.

ЦНСХБ как научно-методический центр оказалась на перекрестке

глобальных процессов. Новые информационные технологии распахивают двери

библиотек в гигантское информационное пространство, насыщают их новыми

носителями информации, привлекают новые категории пользователей, порождают

качественно новые услуги.

В библиотеке методист является координатором как внутрибиблиотечной

научно-методической и научно-исследовательской работы (так как каждое

структурное подразделение наряду с основными выполняет методическую

функцию), так и методической помощи сети библиотек сельскохозяйственных

научно-исследовательских учреждений (НИУ) АПК РФ. Так, сектор маркетинговых

исследований научно-организационного отдела разработал типовое письмо для

сети НИУ АПК РФ, предлагая разместить бесплатно на Web-странице ЦНСХБ

информацию об учреждении. Предполагается, что блок информации по каждому

учреждению будет включать в себя адресно-справочные сведения; информацию о

завершенных научных разработках и опытно-конструкторских работах в целях

дальнейшей их реализации; о технологиях, разрабатываемых институтом; о

сельскохозяйственной продукции; об информационных ресурсах и продуктах, а

также хронику жизнедеятельности института. Цель данного вида работы -

привлечь внимание потенциальных инвесторов к сети сельскохозяйственных

учреждений, а опосредованно и к их библиотекам, научно-методическим центром

которых является ЦНСХБ, комплектующая «серую литературу», издаваемую НИУ.

Таким образом, выход через Интернет к единым информационным ресурсам

потенциально откроет широкий спектр новых возможностей для плодотворного

обмена научно-технической информацией и иных форм сотрудничества. Интернет

позволит сформировать базу данных, в которой каждый участник займет свою

нишу. При организации локальных массивов на Web-странице ЦНСХБ эти данные

станут доступными всему профессиональному сообществу.

Вот так ускоренное развитие индустрии телекоммуникаций и

информационных технологий позволяют расширить перечень традиционных

направлений научно-организационной работы.

2.2 Повышение профессиональной квалификации кадров

Отечественные библиотековеды считают, что научно-методической службе

еще предстоит утверждать престиж профессиональной учебы в системе повышения

квалификации и переподготовки. Такая задача будет решена тем скорее, чем

точнее эта система будет сориентирована на типичные запросы библиотек, на

актуальную тематику, а главное на компетентную методическую помощь

слушателям.

Реализуя принципы всеобщности, непрерывности, дифференциации

обучения, нельзя игнорировать опыт прошлых лет, недооценивать формы, виды и

методы обучения, которые сложились: курсы, практикумы, дни повышения

квалификации и т.д. Обновление и расширение форм и методов обучения идет

путем заимствования из других сфер общественной жизни и создания более

активных и интенсивных способов переподготовки библиотекарей («круглые

столы», «презентации», «деловые игры»). Центральная научная

сельскохозяйственная библиотека Россельхозакадеми, будучи методическим и

координационным центром, а также центром научно-технического сотрудничества

научных сельскохозяйственных библиотек, оказывает научно-методическую

помощь библиотекам 62 вузов, 285 ссузов, 240 научно-исследовательских

институтов, 78 академий, институтов, школ повышения квалификации, 40

опытных станций агропромышленного комплекса Российской Федерации (АПК РФ).

Методическая помощь заключается в повышении квалификации специалистов

путем проведения научно-практических конференций, семинаров, консультаций,

стажировок, обеспечения инструктивно-методическими изданиями и оказания

практической помощи коллегам непосредственно на местах.

Для усиления эффективности методической помощи осуществляется анализ

тематики проведенных мероприятий и подготовленных материалов по всем видам

деятельности, а также дней повышения квалификации, проводимых ежеквартально

и организуемых для Объединения работников библиотек Москвы и Московской

области по обслуживанию АПК РФ. Анализ данных позволяет более рационально

осуществлять методическую помощь с учетом реальных потребностей сетевых

библиотек.

На качество проводимых мероприятий благотворно влияет то, что

методисты, а также специалисты всех структурных подразделений ЦНСХБ

принимают активное участие в научно-прикладных исследованиях по

совершенствованию библиотечно-информационного обслуживания, разработке

внутрибиблиотечной технологической документации, нормировании процессов

библиотечной деятельности.

Система повышения квалификации, в частности День повышения

квалификации как одно из направлений, решает учебную задачу. Заинтересовать

специалистов - практиков с большим библиотечным стажем непросто. Необходимы

комплексные программы, учитывающие конкретные запросы. Плохо, если

программа перегружена мелкими темами, либо в ней преобладают

технологические и организационные вопросы. Подготовка программы для

повышения квалификации - лишь начальная стадия работы. Самое важное - ее

реализация. Программу следует заранее рассылать приглашенным на учебу (в

данном случае на помощь приходят технические средства связи: факс,

электронная почта, повышающие оперативность доставки информации). Тогда

слушатель приезжает на день квалификации проинформированным, имеет

возможность подготовиться, просмотреть литературу, запастись нужными

документами, статистическими данными, чтобы активно участвовать в анализе

проблемы.

Эффективность дней повышения квалификации возрастает, если

учитывается мнение библиотекарей о содержании программ, характере,

организации и качестве занятий. Сектором маркетинговых исследований научно-

организационного отдела была разработана анкета, представляющая собой карту

обратной связи, которую раздают приглашенным при регистрации. Такие анкеты

- своеобразное коллективное рецензирование, оно дает методистам богатый

материал для обобщений.

Методисты ЦНСХБ не ограничиваются одними лекциями и докладами на Дне

повышения квалификации, а включают в программу активные формы обучения:

разбор конкретных библиотечных ситуаций силами слушателей (например,

правомерность страхования библиотечного фонда, договорная политика

библиотеки); показ и анализ на месте практического опыта (разработка новых

тематических рубрик для индексирования документов, организация и

актуализация информации на Web-странице и т.д.); «круглый стол»

(презентация журнала «Библиография» проходил в рамках дня повышения

квалификации). Для опытных библиотекарей гораздо эффективнее не лекция, а

живая дискуссия, совместный поиск оптимальных технологических,

управленческих решений. С помощью активных форм занятий методистам легче

определить, насколько глубоко каждым слушателем усвоен материал, каковы

индивидуальные знания, навыки. Так, прослушав ряд сообщений на дне

повышения квалификации «Глобальная сеть Интернет и ее использование в

информационно-библиотечной деятельности» об информационных ресурсах ЦНСХБ,

об актуальности ведения Web - страницы в Интернет, о необходимости

использования современных информационных технологий в библиотечной работе,

библиотекари смогли на практике в Интернет - классе убедиться в этом сами.

Кроме того, они пожелали пройти групповое обучение работе в сети Интернет.

Два с половиной месяца Интернет - группа ЦНСХБ функционировала вне графика,

обучая работников библиотек АПК РФ.

Весьма существенная проблема - рациональный подбор лекторов.

Некоторые коллеги ориентируются главным образом на штатных сотрудников.

Методисты ЦНСХБ следуют этому примеру, привлекая квалифицированных

библиотекарей - практиков других структурных подразделений, когда

необходимо провести занятие по узкоспециальным вопросам библиотечной

работы.

Нередко научно-организационный отдел проводит тематические дни

повышения квалификации - тематические семинары по конкретным вопросам

библиотечной работы. Квалифицированные специалисты ЦНСХБ дают консультации

и своевременно информируют о новых законодательных актах; регламентирующих

документах вышестоящих организаций, касающихся деятельности библиотек; о

проблемах, возникающих перед библиотеками (индексирование документов;

льготное комплектование фонда; учет и переоценка фонда; поиск

дополнительных источников финансирования и т.д.) и путях их решения; об

изменениях в зарплате библиотечных работников и др. Однако, являясь базовой

библиотекой для Московского университета культуры и искусств (МГУКИ),

учебным филиалом кафедры библиотековедения, ЦНСХБ нередко приглашает

опытных преподавателей вуза. Кроме того, в библиотеке работают доктора и

кандидаты педагогических наук, которые способны обеспечить достойный

уровень профессионального обучения.

Сотрудники научно-организационного отдела участвуют в мероприятиях по

повышению квалификации не только работников библиотек системы АПК РФ, но и

других ведомств (например, Высших библиотечных курсах РГБ, Московский

областной государственный научной библиотеки им. Н.К. Крупской), читают

лекции в Институте повышения квалификации информационных работников

(ИПКИР); Российской Академии переподготовки работников искусства, культуры

и туризма (АПРИКТ) по темам "Управление библиотекой в условиях

экономического кризиса", "Библиотека и благотворительность", "Финансово-

хозяйственная деятельность библиотеки" и др.

Методисты работают в тесном контакте со всеми специалистами ЦНСХБ, во

главе с директором выезжая на Дни информации ЦНСХБ в сетевые научно-

исследовательские учреждения (НИУ). Приезжая на День информации в НИУ,

методист общается с сотрудниками библиотеки , консультирует, оказывает

методическую помощь на месте; сотрудник отдела обслуживания организовывает

выставку поступлений текущих документов (отечественных и иностранных) по

направлениям деятельности учреждения; Web - мастер рассказывает об

информационных продуктах и партнерах ЦНСХБ, демонстрируя Web - страницу и

т.д. Результаты дня информации находят отражение на Web-странице ЦНСХБ в

разделе «Новости и события», а также на фотостенде. Дни информации ЦНСХБ

представляют интерес как для работников библиотек, так и для ученых,

преподавателей, специалистов сельскохозяйственных вузов, ссузов, НИИ,

опытных станций.

Методисты ЦНСХБ организуют и такой вид повышения квалификации

библиотекарей, как стажировка. Она позволяет вести индивидуальное и

групповое обучение в центральной библиотеке, углубить и обновить знания и

навыки специалистов библиотек сети. Сотрудники подведомственных библиотек

проходят стажировку преимущественно в функциональных отделах ЦНСХБ (отделах

автоматизации, каталогизации, систематизации), но непременно под

наблюдением методистов, которые решают организационные вопросы, участвуют в

составлении программ, дают консультации. Так, в течение 1999 г. прошли

обучение коллеги из библиотек Тверской государственной сельскохозяйственной

академии (СХА), Костромской СХА, Бурятской СХА, Яхромского

сельскохозяйственного колледжа Московской области и др.

В непрерывном повышении квалификации значительную роль играют научно-

практические конференции, которые являются школой профессионального

общения. Совместно с МГУКИ ЦНСХБ ежегодно проводит международную научную

конференцию по различным аспектам библиотечного дела («Библиотечное дело на

пороге XXI века»-1998 г., «Библиотечное дело и проблемы информатизации

общества»-1999 г.).

Отечественные библиотековеды отмечают, что в укреплении и

преобразовании системы повышения квалификации методистам принадлежит

главная роль. Поэтому так важно специалистам научно-организационного отдела

заниматься самообразованием, углублять и актуализировать знания,

приобретать навыки работы на компьютере, в Интернет, восполнять пробелы,

заниматься научной деятельностью, публиковать статьи в профессиональной

печати, учиться в целевой аспирантуре, на курсах, выступать на

конференциях, делать доклады, читать лекции и т.д.

В деятельности ЦНСХБ, в работе методистов проявляется образовательная

функция, что способствует практическому сближению библиотеки с

образовательной сферой. Это еще раз подтверждает, что тенденция развития

образовательной системы, характерная для периода конца 1980-1990-х гг., в

полной мере отражается на работе центральной библиотеки, направленности

содержания ее деятельности и организационных преобразований.

2.3 Подготовка научно-практических пособий

1.Планирование, анализ и контроль в работе сельскохозяйственной

библиотеки в условиях рынка: Метод.

пособие/ Сост. Тартаковская Г.И.; ЦНСХБ РАСХН.-М., 1993.-15 с.

Цель и задача пособия- помочь сельскохозяйственным библиотекам

перестроить свою деятельность на базе методологии маркетинга в условиях

перехода на новые рыночные отношения, используя зарубежный опыт в

планировании.

2.Библиотека - фермеру: Метод. пособие/ Сост.: Аббакумова Н.П.,

Боровских И.В., Каразанова Л.Н.; Ред. Быстрова Г.К.; ЦНСХБ РАСХН.-М.,1994.-

56с.

Методическое пособие поможет в решении вопросов информационного

обслуживания фермеров. Методическое пособие адресовано всем работникам

библиотек, обслуживающих фермера. А также может быть использовано фермерами

и теми, кто хочет заняться фермерским хозяйством.

3.Клюев В.К., Тартаковская Г.И. Современные формы хозяйственной

деятельности: Метод. пособие/ЦНСХБ РАСХН.- М., 1994.-33с.

Цель методического пособия - дать общую характеристику экономико-

правовой базы, вариантов самофинансирования, возможных форм и методов

хозяйственно-экономической деятельности библиотеки как специфического

некоммерческого учреждения.

4.Клюев В.К., Тартаковская Г.И. Комплексная система экономической

защиты библиотечного фонда: Метод. пособие/ЦНСХБ РАСХН.-М.,1995.-36с.

В методическом пособии рассмотрены правовые основы экономических

взаимоотношений библиотеки с пользователями при защите фондовых материалов,

показываются возможные варианты экономических санкций к читателям абонентам

в случае нарушения ими правил пользования библиотекой и сохранности ее

фонда.

5.Доватор Е.В. Реклама информационной продукции и услуг: Информ.-

метод. пособие / Ред. Садовская Л.К.; ЦНСХБ РАСХН.-М., 1997.-20с.

Цель пособия - дать общую характеристику способам и средствам рекламы,

которые могут применяться на практике во всех типах библиотек.

6.Клюев В.К., Аббакумова Н.П. Ценообразование и ценовой маркетинг в

библиотеке: Науч.-метод. пособие / ЦНСХБ РАСХН.- М.,1997.-86с.

В издании освещаются общетеоретические и эмпирические вопросы

ценообразования итоговых продуктов деятельности библиотеки. Раскрываются

методологические принципы маркетингового подхода при определении ценовой

политики на библиотечно-информационную продукцию / услуги, выделяются виды

цен, рассматриваются основные варианты ценового планирования в библиотеке,

характеризуются наиболее эффективные методы расчета (калькуляции) цен. На

основе аналитического обобщения опыта ценообразования и практики ценового

маркетинга ЦНСХБ Россельхозакадемии показываются возможные конкретные

направления реализации ценовой стратегии и тактики в условиях современной

отечественной библиотеки.

В приложении помещены материалы, иллюстрирующие оптимальный алгоритм

ценообразования на библиотечно-информационную продукцию/услуги, варианты

правового оформления данного аспекта экономической деятельности в рамках

внутренней нормативной документации библиотеки.

Пособие ориентированно на специалистов организационно-управленческих,

экономических и маркетинговых служб библиотек, может использоваться в

системе подготовки и повышения квалификации библиотечно-информационных

кадров.

7.Современные подходы к комплектованию фонда библиотек учебных

заведений: Метод. пособие/ Сост. Пикулина Ю.В., Тартаковская Г.И.; Ред.

Аббакумова Н.П.; ЦНСХБ РАСХН.-М.,1997.-20 с.

Цель данного методического пособия - помочь библиотекам

сориентироваться в современном книжном рынке, внести элементы менеджмента в

процесс комплектования, перейти на более прогрессивные компьютерные

технологии.

Пособие позволяет по-новому взглянуть на те изменения, которые

произошли в работе комплектатора в последнее время, и выработать

собственные стратегические приоритеты и тактические доминанты политики

комплектования.

8.Суворова В.М. Методические рекомендации по организации и ведению

международного документообмена (МДО)/ ЦНСХБ РАСХН.-М.,1997.-16с.

Данные методические рекомендации определяют понятие международного

документообмена, дают характеристику главной функции МДО - информационное

обслуживание специалистов вне жесткой зависимости от финансовой

необеспеченности большинства библиотек, а также от политической и

экономической конъюнктуры. Методические рекомендации включают такие

приложения, как образцы типовых писем, положение о фонде МДО ЦНСХБ и т.д.

9.Аналитический обзор деятельности библиотек сельскохозяйственных

вузов за 1994 - 1996 гг. / Сост. Тартаковская Г.И.; Ред. Суворова В.М.;

ЦНСХБ РАСХН. - М., 1999. - 74 с.

10.Положение о договорной библиотечно-информационной деятельности

ЦНСХБ Россельхозакадемии / Сост. Суворова В.М., Паршинцева Т.А.; ЦНСХБ

Россельхозакадемии. - М., 1999. - 8 с.

11.Клюев В.К., Суворова В.М. Система благотворительного ресурсного

обеспечения деятельности библиотеки: научно - методическое пособие. - М.,

2000. Цена - 0.6 у. е.

В издании освещаются следующие вопросы: понятие и основные

направления благотворительной деятельности; библиотека как объект

благотворительности; возможные формы благотворительной поддержки

библиотечно-информационной деятельности: прямые и косвенные пожертвования,

патронаж, дары, публичные акции, волонтерство (безвозмездный труд), гранты

и пр., благотворительность (филантропия) и некоммерческое партнерство

(спонсорство). Варианты взаимоотношений библиотеки со спонсорами.

Заключение

На основе вышеизложенного хотелось бы сделать следующие выводы:

1. Наблюдается переход научно-методической службы библиотеки на новый

уровень: от централизованного методического руководства

библиотечными процессами к методической помощи и методическому

консультированию.

2. Появляются перспективные формы методической помощи: дистанционное

консультирование, повышение профессиональной подготовки кадров,

чему способствуют телекоммуникационные технологии.

3. Дается терминологический анализ понятий, где термин "методическое

руководство" теряет свою актуальность на современном этапе и более

функциональными становятся понятия "методическая помощь" и

"методическое консультирование".

4. Представлен функциональный анализ методической деятельности как

формы управления библиотечным процессом, где ясно просматривается

переход от командно-административного стиля к стилю советов.

5. Автоматизация в сфере библиотечных процессов, в частности

методической деятельности, а также телекоммуникационные средства

связи, позволяют установить перспективную обратную связь, а также

предоставить научно-практические пособия в виде полнотекстовой

информации в Интернет, что значительно расширяет перечень

традиционных направлений научно-методической работы.

6. Наряду с бюджетным финансированием, в работу методической службы

внедряются элементы маркетинга.

7. Сейчас методисту требуются качественно новые знания информационных

технологий, компьютера, телекоммуникационных средств связи,

экономических и правовых основ, наряду с традиционными.

Последовательная реализация целей и задач исследования позволила

решить ряд актуальных теоретических и практических проблем научно-

методической службы. Полученные в дипломе результаты могут быть

использованы, на мой взгляд, для дальнейшей работы, направленной на

изучение и развитие новых теоретических и методических аспектов темы, что,

в конечном итоге, послужит успешности методического обслуживания в новых

социально-экономических условиях.

Список литературы:

1. Авраева Ю.Б. Глазами директора и методиста // Актуальные вопросы

библиотечной работы: Теория и практика. - М., 1990. - с. 105-113.

2. Авраева Ю., Егорова Г. Имидж методиста // Библиотека. - 1994. -№ 9. - С.

94.

3. Аналитический обзор деятельности библиотек сельскохозяйственных вузов за

1994 - 1996 гг. / Сост. Тартаковская Г.И.; Ред. Суворова В.М.; ЦНСХБ

РАСХН. - М., 1999. - 74 с.

4. Багаева Р., Латыпова О. Что под силу НМО // Библиотека. - 1996. - № 6. -

С. 16.

5. Базикало А.А. Роль методического объединения в управлении библиотеками

вузов Приморского края // НТБ. - 1996. - № 5. - С.28-32.

6. Балкова О. О том, что мы нужны, свидетельствует жизнь // Библиотека. -

1997. - № 3. - С. 35-39.

7. Басов С.А. Проблемы и перспективы перестройки методической работы // НТБ

СССР. - 1998. - № 2. - С. 3-8.

8. Бачалдин Б.Н. Научно-методические службы: состояние и перспективы //

НТБ. - 1994. - № 10.- С. 22-44.

9. Бачалдин Б. Не растерять профессионализм // Библиотека. - 1996. - № 1. -

С. 41-43.

10. Бачалдин Б.Н., Инькова Л.М. Менеджмент в научно-методической работе: В

помощь библиотекарю / РГБ. - М., 1993. - 255 с.

11. Библиотека для России: новые тенденции и традиционные ценности.

«Круглый стол» в Российской государственной библиотеке //

Библиотековедение. - 1999. - № 2. - С. 28-47.

12. Библиотека и закон: Документы, комментарии, консультации, юридические

советы на каждый день: Справочник. - в.1. -М.: Либерея, 1996. - С. 318-

320.

13. Библиотека и закон: Документы, комментарии, консультации, юридические

советы на каждый день: Справочник. - в. 3. - М.: Либерея, 1997. - С. 338-

418.

14. Боева Л. Наш принцип - востребованность // Библиотека. - 1998. - № 1. -

С. 58-59.

15. Ванеев А.Н. Система методического руководства библиотечным делом:

Учебное пособие. - Л., 1982. - 78 с.

16. Ванеев А.Н. Вопросы совершенствования организационно-методической

деятельности // НТБ СССР. - 1985. - № 1. - с. 8-14.

17. Виноградова Г. Но жив талант, бессмертен гений. - Библиотека. - 1998. -

№ 2. - с. 35-38.

18. Горчаков В.В. Инфосфера - новая среда образования // НТБ. - 1999. - №

4. - С. 60-66.

19. Гриханов Ю.А. Содействие и рекомендация - единственно возможный стиль

работы // Библиотека. - 1996. - № 6. - С. 13-14.

20. Долгополова И. Субъективные заметки о профессиональных приемах работы

// Библиотека. - 1997. - № 8. - С. 43-45.

21. Зиганшин Г. Наша практика находится в движении. - Библиотека. - 1998. -

№ 2. - с. 68-70.

22. Зыкова Г., Аметова Л. Не указывать, а помогать - требование времени //

Библиотека. - 1999. - № 5. - С. 48-51.

23. Иванова Е.В. Методическая работа в вузовских библиотеках города Москвы.

- М., 1979. - с. 19-30.

24. Инструкция по организации работы научной сельскохозяйственной

библиотеки. - М.: ЦНСХБ, 1986. - 192 с.

25. Информационно-библиотечное обеспечение фундаментальных научных

исследований / БЕН РАН. - М., 1996. - 195 с.

26. Клюев В.К. Правовое обоснование маркетинговой деятельности библиотеки

// Девятая международная научная конференция по проблемам книговедения:

Тезисы докладов. - М.: Наука, 2000. - 327 с.

27. Комиссарова Л.Д. Традиционные и инновационные аспекты планирования:

размышления методиста // Библиотековедение. - 1998. - № 4. - С. 35-39.

28. Кормишина Г.М. О сущности и роли методической деятельности //

Библиотековедение. - 1998. - № 1. - С. 71-76.

29. Краткий отчет о научно-исследовательской и научно-производственной

деятельности ЦНСХБ в 1999 году. - М.: ЦНСХБ, 2000.

30. Методические рекомендации по разработке положения об отделах (секторе)

и должностных инструкций сотрудникам библиотеки. - М., 1980.

31. Минаева О.И. Старое и новое в методической работе областной библиотеки

// Библиотековедение. - 1998. - № 5. - С. 34-38.

32. Нефедченко М.И., Шитикова А.С. Научно-методическая деятельность

сельскохозяйственных библиотек // Сов. Библиотековедение. - 1983. - № 3.

- с. 79-90.

33. О библиотечном деле: Федеральный закон от 29 дек. 1994 г. № 78-ФЗ //

Рос. газ. - 1995 - 17 янв.

34. Организационные документы библиотеки: Структура. Положения об отделах.

Должностные инструкции. - М.: ВГБИЛ, 1980. - 254 с.

35. Организация работы научно-технической библиотеки: Методические

рекомендации / ГПНТБ СССР. - М., 1989. - С.71-72

36. Положение об отделе библиотечного маркетинга и инновационно-

методической работы // Библиотека и закон: Документы, комментарии,

консультации, юридические советы на каждый день: Справочник. - в. 1. -

М.: Либерея, 1996. - С. 318-320.

37. Положение о системе методического руководства научными (техническими)

библиотеками агропромышленного комплекса страны. - М., 1989.

38. Проблемы научно-методической работы: Труды. Т. 17. / Гос. б-ка СССР

им. В.И. Ленина. - М., 1981. - 208 с.

39. Проблемы научно-методической работы в академических библиотеках. - М.,

1984. - 121 с.

40. Садофьева Т.Л. Методические центры. Система повышения квалификации

библиотекарей // Сов. Библиотековедение. - 1987. - № 4. - с. 17-23.

41. Сводный план научно-исследовательской и научно-методической работы

библиотек сети ЦНСХБ ВАСХНИЛ на 1991 год / ЦНСХБ ВААСХНИЛ. - М., 1990. -

20 с.

42. Сизов Б.И., Ошарина С.С. Деятельность ГПНТБ СССР как общесоюзного

методического центра // НТБ СССР. - 1983. - № 9. - с. 19-22.

43. Справочник библиотекаря / ГБЛ. - М.: Книга, 1985. - С. 137-152.

44. Столяров Ю.Н. Возродить профессионализм // Библиотека. - 1997. - № 1. -

С. 67-68.

45. Суворова В.М. Методические рекомендации по организации и ведению

международного документообмена (МДО)/ ЦНСХБ РАСХН.-М.,1997.-16с.

46. Суворова В.М. Методический кабинет — в ногу со временем // Девятая

международная научная конференция по проблемам книговедения: Тезисы

докладов. - М.: Наука, 2000. - 327 с.

47. Суворова В.М. Дистанционное консультирование — оперативная помощь

методиста // Библиотека. - № 2. - 2000. - с. 16 - 18.

48. Суворова В.М. Повышение квалификации - вид методической работы,

проверенный временем // Библиотечное дело - 2000: проблемы формирования

открытого информационного общества: Тез. докл. междунар. науч. Конф.

(Москва 25-26 апр. 2000 г.). - М., 2000. - ч. 1. - с. 233 - 236.

49. Суслова И.М. Методическая работа в поисках будущего // Библиотека. -

1998. -№ 1. - С. 36-38.

50. Суслова И.М. Профессионализация методической библиотечной деятельности

// НТБ. - 1995. - № 5. - С. 3-13.

51. Суслова И.М. Совершенствование методического руководства библиотеками:

Лекция для студентов библиотечного факультета по курсу «Организация и

управление библиотечным делом» / МГИК. - М., 1988. - 24 с.

52. Типовые должностные инструкции для библиотек сельскохозяйственных

вузов. - М.: ЦНСХБ, 1990.

53. Устиновский В. Найти свой островок или снова о методистах //

Библиотека. - № 5. - 1998. - С. 74-75.

54. Фенелонов Е.А. Методическая работа в системе управления библиотечным

делом // Сов. Библиотековедение. - 1981. - № 6. - С. 3-13.

55. Фенелонов Е.А. Управление общедоступными библиотеками в современной

России: пособие в помощь самообразованию библиотечных работников / РГБ. -

М., 1997. - 175 с.

56. Фирсов В. В сфере интересов - новации практиков // Библиотека. - № 5. -

1998. -С. 36-38.

57. Фрумин И.М. Библиотечное дело. Организация и управление. - М.: Книга,

1980. - С. 211-244.

58. Цирюльникова Н.Н. Методическая помощь библиотекам промышленного

комплекса // НТБ. - 1998. - № 4. - С. 14-19.

59. Чубарьян О.С. Общее библиотековедение. - М.: Книга, 1976. - С. 247-258.

60. Чубарьян О.С. Опыт методического руководства библиотеками СССР. - М.,

1979. - с. 234-254.

61. Эффективность методической деятельности библиотек / Сб. научных трудов.

- Л., 1985. - 192 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.