реферат, рефераты скачать
 

Организация и планирование воспроизводства кадров высшей квалификации в Восточном Оренбуржье


саморегулирующую систему, которая могла бы приспосабливаться к

изменяющимся условиям в обществе. При этом, она должна являться

своеобразным катализатором тех социально-экономических

преобразований, которые происходят с кадровым потенциалом в Российской

Федерации.

Главной задачей управления этим процессом является сохранение и

развитие интеллектуального, культурного, экономического потенциала региона

(в данной дипломной работе – Восточного региона Оренбургской области). Для

стабилизации и дальнейшего развития образования необходимо увязать его с

социально-экономическими изменениями всего общества и, конечно, данного

региона, с учетом реальных потребностей различных типов учебных заведении в

кадрах. Чтобы учебные заведения выдержали конкуренцию, руководители органов

образования должны владеть ситуацией в регионе, располагать объективной и

надежной информацией о движении рабочей силы, о потребности рабочих по

определённым профессиям, уровне их квалификации, об обучении безработных и

др.

Решение задачи сохранения и развития кадрового потенциала требует

принятия незамедлительных мер по реорганизации управления этими процессами,

поскольку для структуры российского рынка труда в настоящее время

характерны значительное уменьшение численности экономически активного

населения, рост "горизонтальной" миграции между отраслями народного

хозяйства. В ряде регионов доля специалистов высокой квалификации в общем

числе безработных достигает 60%, а начиная с 1993 г. среди них впервые

появились выпускники общеобразовательной и профессиональной школы.

Даже эти, весьма ориентировочные, данные позволяют оценить глубину

изменений, которые происходят с человеческими ресурсами с их подготовкой к

труду в стране, и в Восточном Оренбуржье, в частности. В конце 1993 г.

практически разрушились прежние административно закрепленные связи между

профессиональной школой и профессиональным трудом.

Уже в 1994 г. по России в целом более 50% выпускников вузов, до 68%

выпускников средней и до 80% выпускников начальной профессиональной школы

оказались нетрудоустроенными; без работы и учебы остались примерно 500 тыс.

девятиклассников ([3], стр.63-65).

В России ежегодно теряется более 1 млн. выпускников различных звеньев

общеобразовательной и профессиональной школы.

Этот процесс, к сожалению, имеет кумулятивный характер, и число

нетрудоустроенной молодежи возрастает год от, года, ослабляя

профессиональный потенциал российской экономики и снижая качество жизни

россиян.

Таблица 2.1.

Показатели, характеризующие человеческие ресурсы Восточного Оренбуржья,

России в целом и развитых стран в 1998г.

| |Восточное |Россия в |Развитые |

| |Оренбуржье |целом |страны |

|Госсектор в экономике, % |?13 |30 |>25 |10-12 |

|Безработные (офиц. данные), % |0,9 |2,7 |4 |

|Средняя длительность образования, |11,5 |11,5 |12,9 |

|лет | | | |

|Средний интервал повышения |6 |6 |2-3 |

|Квалификации, лет | | | |

|Степень трудоустройства |95 |

|выпускников, % | | | |

|Хотят работать по специальности, % |40-45 |80 |

|Хотят продолжить |60 |

|профессиональную учебу, % | | | |

|Испытывают постоянный стресс[1], % |>50 |>50 |20-30 |

Госсектор занимает около 13% в экономике Восточного Оренбуржья. Более

низкий процент по сравнению с общероссийским значением обусловлен наличием

в самых крупных городах региона градообразующих промышленных предприятий,

которые имеют большой перевес в экономике Восточного Оренбуржья. В связи со

сложной обстановкой на этих предприятиях, наблюдается кризисное положение

среди трудового населения региона, а посему желающих продолжить

профессиональное обучение <10%, что ниже на 5% среднероссийского значения.

Повышенный процент профессиональной миграции в Восточном Оренбуржье (см.

табл.2.1.) объясняется непосредственной близостью с границей Казахстана.

Процент желающих продолжить профессиональное обучение равен 10%, что на 5%

меньше общероссийского значения.

Нужно сказать, что разрушение связей между профессиональной школой и

профессиональным трудом имеет не только экономические, но и криминальные

последствия. Исследования, проведенные в 1993-1995 г., показали, что этот

разрыв отразился и на психологическом состоянии молодежи: значительно

возросло ощущение неопределенности. На этом фоне отмечено ослабление

чувства собственного достоинства, уверенности в завтрашнем дне, когда нет

профессиональной и личностной перспективы.

Исследования вопросов трудоустройства выпускников дневных отделений

колледжей и высших учебных заведений Восточного Оренбуржья это наглядно

подтверждают (см. табл.2.2.).

Таблица 2.2.

Результаты трудоустройства выпускников Восточного Оренбуржья в 1998г.

|Выпускники |Специальность |% трудоустройства |

|Вузов |Экономическая |80 |

| |Юридическая |– |

| |Техническая |30 |

| |Иная |20 |

|Колледжей |Экономическая |10 |

| |Юридическая |50 |

| |Техническая |20 |

| |Иная |20 |

В 1998 г. только 30% выпускников вузов региона с техническими

специальностями смогли трудоустроиться по специальности, 80% – с

экономическими специальностями. Выпускников с высшим юридическим

образованием в регионе пока нет. Выпускников колледжей, трудоустроенных по

техническим специальностям составило около 20%, по юридическим – 50%,

экономистов – 10%.

В структуре образовательных учреждений в 1998-99 гг. завершились

преобразования профтехучилищ в технические лицеи, средних специальных

учреждений - в колледжи, а ряда высших образовательных учреждений - в

университеты (их филиалы) и академии.

Профессиональная школа заметно усилила процесс реорганизации - идет

работа над образовательными стандартами, изменяется структура и спектр

специальностей, появились альтернативные образовательные учреждения, идут

эксперименты в сфере ремесленной подготовки. Однако при этом, как и ранее,

в учебных планах и программах довольно много внимания уделяется овладению

запасом академических знаний и значительно менее - практическими навыками в

условиях изменяющейся экономики. Выпускники общеобразовательной и

профессиональной школ не имеют сколько-нибудь ясной жизненной перспективы.

В 1998 г. большинство из них нуждались в специальном профессиональном

консультировании и психологической помощи. В настоящее время складывается

тревожная ситуация в общеобразовательной школе – сокращается доля молодежи,

получающей полное среднее образование. В 1987 году она составляла более 80%

от числа молодых людей в возрасте 18 лет. Только 60 % молодежи получили

полное среднее образование в 1998 году. При этом молодые люди попадают на

рынок труда практически без всякой возможности трудоустройства. Так, в 1993

г. численность выпускников девятых классов по всей России, оказавшихся на

свободном рынке труда, составила более 200 тыс. человек, в 1996-м более 1,5

млн., в 1998-м около 2,5 млн. Нарастает значимость трудоустройства

выпускников всех звеньев профессиональной школы.

Работа служб занятости не решает этой проблемы: при более чем 1.300

тыс. выпускников дневных отделений всех форм профессиональной школы по

России в 1997 -1998 гг. в службы занятости обратилось лишь немногим более

350 тыс. чел., то есть примерно 27% выпуска этого года. Данная тенденция

характерна и для Восточного Оренбуржья. Хотя стоит отметить вообще рост

числа граждан, обращающихся в службы занятости. Так по Оренбургской области

с 1997г. по 1998г. этот рост составил 15% со 145 тыс. чел. до 167тыс. чел.

Если учесть, что нетрудоустроенный контингент новых выпусков

накладывается на предыдущие, то процесс этот и в 1999 г., и в последующих

будет иметь кумулятивный характер, поскольку прием в учебные заведения

остался практически на прежнем уровне.

Рынок профессий и рынок образовательных услуг в Восточном Оренбуржье

оказываются практически несвязанными. Так, по данным местных органов по

труду, составивших примерный перечень дефицитных профессий, в числе первых

десяти приоритетных оказались в основном профессии ремесленников и

работников сферы услуг (печники, ремонтники, плотники, бухгалтеры и т.п.).

Особую озабоченность вызывает то, что при сохранении указанных

тенденций в ближайшей перспективе каждое новое поколение будет менее

обученным (менее охваченным всеми видами обучения), чем предыдущее. А это

при наблюдаемом снижении количества и качества всех видов получаемого

образования - ухудшит качественную структуру рабочей силы.

Решение проблем здесь видится в основательной структурной реформе

всей профессиональной школы, начиная с ее начальных звеньев; развитии

национальной системы профессиональной ориентации и психологической

поддержки населения, а также в разработке региональных и отраслевых

программ управления человеческими ресурсами для труда.

Переход к рынку требует обновления политики образования, в том числе

и высшего образования. Эта политика должна быть направлена на адаптацию

школы к рыночным отношениям путем реконструкции ее хозяйственного

механизма, путем изменения стратегии образования и, прежде всего, в деле

экономического и социально-педагогического управления народным

образованием. При этом речь идет не о каких-то поправках в системе

народного образования, имеющих частное значение, а о разработке системы

мер, которая обеспечила бы рациональное использование созданных в стране

гигантских производительных сил. Речь идет о необходимости

совершенствования образования, чтобы производственный эффект от обучения и

воспитания учащейся и работающей молодежи не был случайным фактором, как

это имеет место в настоящее время, а будет плановым средством и показателем

как роста эффективности производства, так и культуры членов нашего

общества.

В процессе подготовки данной дипломной работы проводились

исследования, имеющие своей сутью комплексный мониторинг рассмотренных выше

проблем подготовки и занятости кадров высшей квалификации среди молодых

специалистов.

Результаты исследований приводятся ниже.

2.3. Результаты мониторинга, проведенного в школах Восточного

Оренбуржья среди выпускников девятых и одиннадцатых классов

Опрос проводился в выпускных 9-х и 11-х классах по стандартной

методике. Выпускникам было предложено по каждому вопросу сделать от одного

до трех выборов предложенных вариантов.

Социально-демографические характеристики участников опрошенных вполне

отражают параметры всей совокупности выпускников региона.

Планы и намерения выпускников относительно своего образования

слагаются традиционно из 2 аспектов: с одной стороны, из наличия или

отсутствия ориентации на продолжение образования, а с другой стороны из

того, какой класс выпускник заканчивает (11 или 9).

Различные комбинации этих двух аспектов дают развернутую и

разнообразную картину планов и намерений выпускников.

В 1999 г. эти планы выглядят следующим образом – 73,8% всех

опрошенных планируют поступить в Вузы и приобрести высшее образование,

39,4% приобрести средне-специальное или профессиональное (училище, колледж

- 11,5% и 27,9% соответственно), 10,9% планируют заняться коммерцией, 12,6%

одним из вариантов своего будущего предположили пойти работать, 26,8% -

учащихся пока не определились со своим выбором.

Таблица 2.3.

Структура образовательной ориентации выпускников школ

Восточного Оренбуржья (в %) в 1999г.

|Планы |По всему |Пол |Класс |

| |контин- | | |

| |генту | | |

| | |Юноши |Девушки |9 кл. |11 кл. |

|Училище |11,5 |9,7 |12,6 |12,6 |10 |

|Колледж |27,9 |30,6 |26,1 |37,9 |15 |

|ВУЗ |73,8 |73,6 |73,9 |65 |85 |

|Займусь коммерцией |10,9 |20,8 |4,5 |12,6 |8,6 |

|Пойду работать |12,6 |11,1 |13,5 |9,7 |16,3 |

|Не знаю |14,2 |11,1 |16,2 |18,4 |8,8 |

|Другой вариант |12,6 |11,1 |13,5 |15,5 |8,8 |

Из таблицы 2.3. видно, что наблюдаются различные ориентации у разных

групп учащихся. Так, процент 11-классников, планирующих поступить в Вуз,

значительно выше (на 20%), чем у 9-классников. Популярность колледжей у 9-

классников более чем в два раза выше, чем у 11-классников. Желающих 11-

классников пойти работать в полтора раза больше, чем 9-классников. Не

определившихся 9-классников в среднем в два раза больше, чем 11-

классников.

Юношей желающих заняться коммерцией почти в пять раз больше, чем

девушек. Популярность колледжей несколько выше у юношей, чем у девушек, у

девушек же более популярны училища.

Планы девятиклассников напрямую связаны с тем, остаются ли они в

школе или покидают ее. Собираются продолжить школьное образование 73,7%

девятиклассников, более половины из них желают иметь высшее образование,

каждый третий одним из трех вариантов своего ближайшего будущего указывает

на училище или колледж.

Уйти из школы планируют 26,3% девятиклассников, 12,6% из них

собирается в училище, одна треть - в колледж, на высшее образование

ориентированны 65%. Каждый пятый учащийся 9 класса независимо от того,

уйдет он из школы или нет, «пока не знает», что предпримет после окончания

школы.

Противоположностью образовательной ориентации выпускников является

ориентация на практическую деятельность: занятие коммерцией или поиск

работы в других сферах народного хозяйства. Надо отметить, что не только по

данным мониторинга, но и других исследований социологов, отчетливо

прослеживается тенденция к снижению желающих трудоустроиться после

окончания школы. Так, если в 1985 г. по России среди юношей почти 15%

планировали продавать свой труд после школы, то доля юношей-выпускников

99г. в Восточном Оренбуржье, планирующих работать несколько ниже и

составляет 11,2%.

По мнению автора дипломной работы, это объясняется тем, что с учетом

особенностей состояния экономики России происходят крупные изменения в

сфере занятости всего населения. Положение молодых на рынке труда, равно

как и других групп, определяется спросом на труд данной социально-

демографической группы, ее конкурентоспособностью, уровнем квалификации и

т.д. По этим показателям выпускники школ значительно проигрывают людям

среднего и старшего возраста.

В ситуации роста безработицы, которая демонстрируется примерами

собственных родителей, выпускники достаточно реалистично оценивают скорее

не свои собственные способности, а свои шансы. И исходя из конкретных

обстоятельств строят (а каждый четвертый опрошенный и этого не делает) свои

планы на будущее.

Сравнительный анализ данных мониторинга позволяет сделать вывод, что

образовательные намерения выпускников связаны, прежде всего, с местом их

проживания. Ориентации выпускников напрямую связаны с наличием или

отсутствием возможности делать свой выбор: продолжить ли свое образование

или идти работать. Именно эта возможность корректирует планы и желания

учащихся. На сегодняшний день можно констатировать ограниченность

возможностей выпускника и в трудоустройстве, и в передвижении к месту

желаемого учебного заведения, а значит и в намерениях.

Социальное самочувствие - это интегральная, субъективная оценка

человеком успешности своего существования, своей жизни. Оно является

индикатором тех социальных процессов, которые происходят в обществе.

Таблица 2.4.

Социальное самочувствие выпускников школ Восточного Оренбуржья

(в % по каждой группе)

|Характеристик|Всего |Пол |Класс |

|и | | | |

|самочувствия | | | |

| | |Юноши |Девушки |9 кл. |11 кл. |

|Надежда, |61,7 |61,1 |62,2 |60,2 |63,8 |

|оптимизм | | | | | |

|Спокойствие, |15,3 |20,8 |11,7 |12,6 |18,8 |

|но без особой| | | | | |

|надежды | | | | | |

|Тревога и |19,1 |13,9 |22,5 |21,4 |16,3 |

|неуверенность| | | | | |

|Страх и |0,5 |0 |0,9 |1 |0 |

|отчаяние | | | | | |

|Другие |3,3 |4,2 |2,7 |4,9 |1,3 |

|чувства | | | | | |

Не случаен в анкете мониторинга вопрос «Что Вы чувствуете, размышляя

о своем будущем», который являемся показателем социального самочувствия

опрошенных выпускников (см. табл. 2.4.).

Социальное самочувствие выпускника - это его субъективная оценка, но

знание этой оценки становится необходимым для осмысления той реальности, в

которой он живет. И хотя свое самочувствие учащиеся оценивают выше, нежели

другие группы населения, все-таки есть основания тревожиться, так как

каждый пятый опрошенный выпускник региона чувствует себя неуверенно,

проявляет беспокойство, а иногда и страх за свое будущее (см. табл. 2.4).

Что и отражается у некоторых в спаде интереса и неопределенности в выборе

своей образовательной и трудовой. позиции.

Так, 61,7% опрошенных, независимо от возраста и пола смотрят в

будущее «с надеждой и оптимизмом». 15,3% опрошенных чувствует себя

«спокойно, хотя и без особых надежд». Каждый пятый проявляет "тревогу и

неуверенность».

Девушки гораздо более обеспокоены своим будущим чем юноши. «Тревогу»

высказали 22,5% девушек и 13,9% юношей. Юноши значительно более спокойны по

отношению к своему будущему, чем девушки: 20,8% юношей высказали

«спокойствие» против 11,7% девушек. Также более спокойны 11-классники, чем

9-классники (18,8% против 12,6%).

Составной частью планов выпускников является выбор профессии.

Профессия является показателем социальной структуры общества, места,

которое человек стремится занять в системе общественных отношений.

Анализируя профессиональную структуру можно понять, как в сознании молодого

человека в преобразованном виде отражается система общественной

дифференциации, как складывается иерархия различных профессиональных слоев.

С выбором профессии выпускник определяет свой социальный статус,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.