реферат, рефераты скачать
 

Организация и планирование воспроизводства кадров высшей квалификации в Восточном Оренбуржье


принадлежность к той или иной социальной группе, место в системе

общественного разделения труда, т.е. принимает одно из главных решений

своей жизни.

В ходе мониторинга выявлялась направленность и диапазон

профессиональных интересов молодежи.

Существует множество видов классификации профессий. Выбирая

профессию, выпускник оценивает как минимум три момента:

- во-первых, свое отношение к той или иной профессии; что отражает ее

престиж;

- во-вторых, свои реальные возможности и условия получения выбранной

профессии;

- в-третьих, характеристики ее привлекательности для себя. Из этих

оценок складывается информация о престижности профессии и о

мотивах выбора выпускниками той или иной профессии.

Престиж или, иными словами, популярность профессии в социальной

структуре соотносится с потребностями народного хозяйства. Знание и

определение тенденций популярности различных профессий необходимо для

эффективного социального управления. Оценка престижа профессий в сознании

молодежи за последние 20- 25 лет кардинально изменилась. Если в середине

70х годов первые места у юношей занимали профессии: «летчик», «инженер-

радиотехник», «ученый-физик», в середине 80х поднялся престиж профессий

«шофер», «механик», то в 99 г. престиж этих профессий снизился в несколько

раз. Та же картина наблюдается и у девушек, с той лишь поправкой, что их в

70е годы привлекали профессии из сферы искусства и науки, в 80е годы из

сферы торговли. И наоборот, такие профессии как «юрист» и «экономист» 20-25

лет назад занимали лишь 70 место по шкале престижа.

Шкала престижных профессий 1999 года в зависимости от групп

опрошенных представлена в таблице 2.5.

Таблица 2.5.

Оценка престижа профессий выпускниками школ Восточного Оренбуржья

(в %)

|Профессия |По всему |Пол |Класс |

| |контингенту | | |

| | |Юноши |Девушки |9 кл. |11 кл. |

|Юрист |79,2 |77,7 |80,2 |75,7 |83,8 |

|Экономист |53,6 |55,6 |52,3 |55,3 |51,3 |

|Врач |8,7 |11,1 |7,2 |7,8 |10 |

|Программист |45,4 |59,7 |36 |49,5 |40 |

|Учитель |2,2 |2,8 |1,8 |1 |3,8 |

|Бухгалтер |13,1 |11,1 |14,4 |17,5 |7,5 |

|Переводчик |41,5 |22,2 |54,1 |42,7 |40 |

|Психолог |14,2 |4,2 |20,7 |14,6 |13,8 |

|Медсестра |1,1 |0 |1,9 |1 |1,3 |

|Инженер |4,4 |5,6 |3,6 |3,9 |5 |

|Работник |0,5 |0 |0,9 |1 |0 |

|промышленност| | | | | |

|и | | | | | |

|Коммерсант |22,4 |31,9 |16,2 |20,4 |25 |

|Другой |8,2 |13,9 |4,5 |7,8 |8,8 |

|вариант | | | | | |

Бесспорными лидерами являются профессии юриста, экономиста и

программиста. Пик популярности профессии «программист» приходится на юношей

– 59,7%, «юриста» – на 11-классников. Врачами хотят стать от 7 до 11%

опрошенных выпускников. Среди девушек большой популярностью, чем у мужчин

пользуются профессии «переводчик» – 54,1%, «психолог» – 20,7, бухгалтер –

14,4%. Профессия «инженер» престижна у 3,5–5,5% выпускников.

Как видно шкала престижных профессий представляет собой довольно

чуткий индикатор, улавливающий состояние сознания, ценностей молодежи, а

значит и общества.

Ранжированное распределение тех профессий, которые по мнению

выпускников они выберут, исходя из реальных условий и возможностей,

выглядит следующим образом (см. табл. 2.6).

Таблица 2.6.

Рейтинг реально выбираемых профессий выпускниками

в городе и сельских районах Восточного Оренбуржья

|Профессия |По всему |Место жительства |

| |контингенту | |

| | |Город |Сельские районы |

| |Место |% |Место |% |Место |% |

|Юрист |1 |25 |1 |26 |1 |24 |

|Экономист |2 |21 |2 |23 |2 |19 |

|Врач |6 |8 |7 |4 |3 |12 |

|Водитель |9 |2 |10 |1 |9 |3 |

|Программист |3 |15 |3 |20 |4 |10 |

|Учитель |8 |3 |8 |1 |7 |5 |

|Бухгалтер |5 |9 |5 |9 |5 |9 |

|Переводчик |4 |10 |4 |12 |6 |8 |

|Инженер |7 |6 |6 |8 |8 |4 |

|Медсестра |10 |1 |10 |1 |10 |1 |

В данном рейтинге первые места занимают профессии, которые выпускники

поставили в оценке престижа также на первые места. Это – юристы,

экономисты, программисты, переводчики и бухгалтера.

Из таблицы 2.6 видно, что место жительства значительно влияет на

выбор учащихся. Так, например, профессию «экономист» выбирают чаще ученики

города, у сельчан она лишь на 5 месте. Доля выпускников интересующихся

профессией «программист», в сельской местности в два раза ниже, чем в

городе. Также мало привлекает сельских школьников профессия «переводчик».

Итак, профессии, обозначенные в качестве цели выпускниками сельских школ,

отличаются от профессий, обозначенных выпускниками города. Сельские

школьники исходят из реальных условий и возможностей и выбирают профессии,

не требующие высокого уровня образования. Собственно, в своих

образовательных планах они в два раза больше ориентированны на средне-

специальный образовательный уровень. .

Сравнительный анализ таблиц 2.5. и 2.6. позволяет сделать вывод о

том, что рейтинговые различия престижных и реально выбираемых профессий по

всему контингенту опрошенных незначительны.

Такое положение свидетельствует прежде всего и том, что выпускники

достаточно высоко оценивают свои способности и мало задумываются о реальных

условиях выбора профессии. В своих профессиональных устремлениях они

учитывают лишь свои желания, которыми и пытаются руководствоваться.

Школьники мало обеспокоены спросом на ту или иную профессию, потребностью

народного хозяйства. Следовательно задача профессионалов: профориентаторов,

консультантов, педагогов, родителей, средств массовой информации, службы

занятости, руководителей администраций районов и городов давать полную и

объективную информацию о потребностях общества в различных профессиях, что

пока не получило достаточного развития

Что побуждает учеников выбрать ту или иную профессию, чем она для

него так привлекательна? Как правило, профессию выбирают не саму по себе, а

с учетом ее характеристики например, престижна ли она, хороши ли условия и

оплата труда и т.д.

Систематизируя свои представления о профессии, выпускник оценивает ее

характеристики - то, что делает эту профессию привлекательной для него

лично. В ходе мониторинга выпускникам было предложено из списка

характеристик профессий выбрать не более трех наиболее привлекательных, с

их точки зрения, вариантов. Частота упоминания того или иного аспекта

привлекательности профессии отражена в таблице 2.7.

Таблица 2.7.

Мотивы выбора профессии абитуриентами (в %)

|Характеристики |По всему |Пол |Класс |

| |контингенту | | |

| | |Юноши |Девушки |9 кл. |11 кл. |

|Интересная |71,6 |73,6 |70,3 |71,8 |71,3 |

|работа | | | | | |

|Престижная |62,3 |58,3 |64,9 |73,8 |47,5 |

|Приносит пользу |29,5 |30,6 |28,9 |33 |25 |

|людям | | | | | |

|Карьера |41 |47,2 |37 |41,7 |40 |

|Хорошие условия |20,7 |20,8 |20,7 |20,4 |21,3 |

|труда | | | | | |

|Не вредно для |16,4 |16,7 |16,2 |19,4 |12,5 |

|здоровья | | | | | |

|Легче найти |5,5 |1,3 |8,1 |2,9 |8,8 |

|работу | | | | | |

|Требует |14,8 |12,5 |16,2 |9,7 |21,3 |

|самостоятельности| | | | | |

|Ничего кроме |14,2 |11,1 |16,2 |15,5 |12,5 |

|заработка | | | | | |

|Свободный |6 |9,7 |3,6 |3,9 |8,8 |

|режим работы | | | | | |

|Иной вариант |6,6 |6,9 |6,3 |1,9 |12,5 |

Наибольшее количество упоминаний (71,6%) получила характеристика

-«интересная работа», причем независимо от пола и возраста опрошенных. Хотя

второе место отдано позиции «престиж», частота выбора этой черты профессии

различна. Из 11-классников половина (47,5%) указали на нее, из 9-классников

- на 25 процентов больше.

Есть расхождения в оценках в зависимости от класса и по другим

характеристикам. Так, 9-классники выше оценивают свободный режим работы,

чем 11-классники: 8,8% против 3,9% соответственно.

Результаты проведенного опроса показали, что на первый план

выдвигаются мотивы, не связанные с материальной обеспеченностью. Даже в

условиях рыночной экономики выпускники школ не испытывают определенной

деформации ценностей в сторону меркантильности. Для большинства из них

весьма существенно, хотя- бы на уровне сужений, чтобы их труд был интересен

и общественно значим («приносит пользу людям»). Как менее существенные или

совсем несущественные оцениваются те аспекты профессии и работы, которые

характеризуют условия труда: свободный режим работы, легкая, невредная

работа, заработок.

Таблица 2.8.

Факторы, влияющие на выбор профессии абитуриентами

в Восточном Оренбуржье (в %)

|Факторы |Всего |Пол |Класс |

| | |Юноши |Девушки |9 кл. |11 кл. |

|Родители и |64 |65,3 |63,1 |72,8 |52,5 |

|родственники | | | | | |

|Друзья, знакомые |16,4 |15,3 |17,1 |23,3 |7,5 |

|Учителя |9,8 |12,5 |8,1 |12,6 |6,3 |

|Психолог, |7,1 |5,6 |8,1 |5,8 |8,8 |

|профконсультант | | | | | |

|Средства массовой |21,9 |26,4 |18,9 |26,2 |16,3 |

|информации | | | | | |

|Встречи с |17,5 |18,1 |17,1 |15,5 |20 |

|представителями | | | | | |

|профессии | | | | | |

|Пробовал работать |3,8 |8,3 |0,9 |2,9 |5 |

|Выбрал сам |68,9 |65,3 |71,2 |63,1 |76,3 |

|Затрудняюсь |1,6 |1,4 |1,8 |1,9 |1,3 |

|ответить | | | | | |

|Иной вариант |3,8 |4,2 |3,6 |3,9 |3,8 |

Анализ таблицы 2.8 наглядно демонстрирует удельный вес различных

факторов, влияющих на выбор опрошенных подростков. На сегодня лидер -

«самостоятельность выпускника». Во всех группах обследуемых школьников на

вопрос «Что (кто) оказывает на Вас наиболее сильное влияние при выборе

профессии ?», почти 69% ответили: «Выбрал сам», на 5% меньше указали, что

выбор сделан под влиянием родителей. Так что «родительский фактор» занимает

второе место по количеству голосов. По мнению одной шестой части опрошенных

на их выбор повлияли «друзья», а одной пятой – «средства массовой

информации». И незначительная часть выпускников, от 7 до 10%, указали на

учителей и психологов, как на фактор выбора профессии.

2.4. Развитие ситуации на региональном рынке труда, проблемы

формирования спроса-предложения рабочих мест и рабочей силы.

Успешное функционирование рынка труда, благоприятная ситуация в сфере

занятости определяется соответствием спроса и предложения рабочей силы.

Однако, на данный момент в Восточном Оренбуржье продолжает сохраняться,

тенденция нарастания интенсивности предложения рабочей силы при резком

падении спроса на нее, что отражает ухудшение спроса на рынке труда.

Данные статистики свидетельствуют о возрастании спроса на рабочие места ,

при одновременном сокращении потребности экономики в рабочей силе. Так по

области в 1998 году спрос на рабочие места был в полтора раза больше, чем

предложение (по данным главного управления труда и занятости населения

Оренбургской области). Это приводит к таким негативным последствиям как

увеличение численности безработных, повышение социальной напряженности в

области, снижение жизненного уровня населения.

В связи с этим приобретают особую важность проблемы формирования

спроса на рабочую силу.

Товар рабочая сила "разбирается" по отраслям народного хозяйства,

превращаясь, таким образом из индивидуально нанятого работника в занятых в

народном хозяйстве и его отраслях.

Динамика спроса предприятий на рабочую силу является главным

индикатором оценки состояния рынка труда, поскольку именно спросом

определяется его емкость, то есть возможность, обеспечения работы желающих

трудиться (см. табл. 2.9).

Как можно видеть из таблицы 2.9 потребность предприятий и учреждение

региона крайне низка и в среднем составляет 0,5-2 % от численности

предприятий. Стоит отметить относительно высокую потребность промышленных

предприятий в бухгалтерах – 3%. В малом бизнесе отмечен постоянный спрос на

экономистов-менеджеров – 3%, а в государственных учреждениях, в большей

степени в структурах МВД России, выявлен устойчивый спрос на юристов,

составляющий в среднем около 2 %.

Таблица 2.9.

Потребность предприятий и учреждений Восточного Оренбуржья

в кадрах в 1999г. (в %)

|Потребители |Специальность |

|кадров | |

| |Инженер |Бухгалтер |Юрист |Экономист |Программист |

|Промышленные |0,5 |3 |<0,5 |1–2 |0,5–1 |

|предприятия | | | | | |

|Административн|– |1 |<0,5 |0,5–1 |– |

|ые учреждения | | | | | |

|Система |0,5 |<0,5 |<0,5 |<0,5 |<0,5 |

|Образования | | | | | |

|Государственны|– |<0,5 |2 |<0,5 |<0,5 |

|е учреждения | | | | | |

|Малый бизнес |– |0,5–1 |<0,5 |3 |– |

В настоящее время общая ситуация на региональном рынке труда может

быть оценена как неблагоприятная для трудоспособного населения. Она

является результатом сложного взаимодействия макро-факторов, формирующих

спрос и предложение рабочей силы на рынке труда и уровень ее резервирования

на предприятиях.

За первый квартал 1999 год на предприятиях произошло увеличение

темпов сокращения численности работников (с 12% в 1998г. до 13% от

среднесписочной численности занятых).

Таблица 2.10.

Численность занятых по г.Орску

|Отрасли |Всего по отрасли |

| |на конец |средняя величина |

| |1 кв. 1999г.| |

| | |Рост |1998г. |Рост|1997г. |

| | |% | |% | |

|Промышленные | | | | | |

|Электроэнергетика |2397 |95 |2525 |101 |2500 |

|Нефтепереработка |4775 |95 |5005 |91 |5518 |

|Цветная металлургия |7171 |95 |7524 |83 |9083 |

|Машиностроение |14206 |98 |14545 |85 |17114 |

|Стройиндустрия |2121 |90 |2367 |86 |2749 |

|Легкая промышленность |1870 |100 |1876 |87 |2150 |

|Пищевая промышленность|3322 |96 |3475 |97 |3594 |

|Мебельная |463 |89 |520 |139 |374 |

|Ремонт машин и |205 |98 |210 |116 |181 |

|оборудования | | | | | |

|Прочие |405 |103 |392 |96 |407 |

|Итого по группе |36915 | |38437 | |43670 |

|Непромышленные | | | | | |

|Сельское хозяйство |1557 |87 |1786 |81 |2198 |

|Транспорт |3422 |– |13204 |94 |14059 |

|Строительство |2962 |90 |3304 |91 |3634 |

|Торговля и |1828 |97 |1891 |87 |2178 |

|общественное питание | | | | | |

|Коммунальное хозяйство|5215 |114 |4559 |124 |3669 |

|Образование |8489 |– |1831 |98 |1867 |

|Управление |885 |– |12635 |102 |12423 |

|Здравоохранение |5333 |– |– |– |– |

|Культура |497 |– |– |– |– |

|Прочие |660 |135 |488 |98 |499 |

|Итого по группе |30848 |77 |39821 |98 |40659 |

|Итого по г. Орску |67763 |87 |78258 |93 |84329 |

Интенсивность сокращения численности значительно дифференцирована по

отраслям промышленности. В нефтепереработке этот процесс несколько

замедлился - с 9 до 5%, в стройиндустрии соответственно с 14 до 10%, в

цветной металлургии – с 17% до 5 %. В таких отраслях как машиностроение и

легкая промышленность сокращение практически прекратилось. В пищевой

промышленности отмечается рост сокращения численности с 3 до 4%. В таких

отраслях как мебельная, электроэнергетика, ремонт машин и оборудования

наблюдается сокращение численности списочного состава, тогда как в

предыдущий период наблюдался рост.

Таблица 2.11.

Уволено работников (чел.) за 1 кв. 1999г. по г.Орску

|Отрасли |Всего |В том числе |

| |по отрасли | |

| | |В связи с |По |

| | |сокращением |собственному |

| | |численности |желанию |

| | |персонала | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.