реферат, рефераты скачать
 

Организация создания и функционирования венчурных фирм в строительстве


инвестиционных программ.

Опыт организации функционирования венчурных фирм на примере американских

моделей организации.

В США практика венчурной организации инновационной деятельности

началась с середины 70-х годов. В настоящее время наблюдается вторая волна

"венчурного бума". Компания General Electric, например, имеет 30 венчурных

предприятий, действующих в различных стратегических зонах хозяйствования,

общий фонд которых составляет 100 млн долл. Фирма Xerox создала в 1989 г.

венчурное отделение Xerox Technology Ventures с фондом 30 млн долл., куда

могут обращаться группы инженеров или других функциональных служащих для

получения поддержки своих независимых инновационно-технологических

проектов.

Если проект является жизнеспособным и из венчурного фонда выделяются

средства на его реализацию, многие компании стимулируют создание на своей

базе фирм-новичков, предоставляя им неограниченную самостоятельность. Тогда

материнская компания выступает как основной держатель акций новой фирмы,

устанавливая таким образом полный финансовый контроль, и получает

эксклюзивные права на внедрение инновационных достижений в свою

деятельность. К 1992 г. в известной американской корпорации АТТ было

создано около 50 фирм-новаторов, функционирующих по данной системе.

В США мелкий бизнес стал рассматриваться как важнейший источник

научно-технического прогресса на перспективу. Именно в малых фирмах

зарождались или впервые были освоены такие выдающиеся изобретения, как

кондиционирование воздуха, вертолет, турбореактивный двигатель, электронно-

лучевая трубка, электронная лампа, радиочастотная модуляция.

В 70-х годах отмечалась значительная интенсификация процесса

формирования малых фирм высокого технического уровня, оказывавших

существенное влияние на развитие некоторых отраслей промышленности.

Например, появление микропроцессора, осуществившего переворот в

полупроводниковой технике, стало возможным благодаря созданию в 1968 году

такой фирмы. В полупроводниковой промышленности США 1966-1976г.г. возникло

еще 35 малых наукоемких фирм, объем продажи продукции которых в 1977 году

составил 426 млн. долларов.

В отличие от крупных предприятий малые фирмы имеют гораздо более

высокие показатели эффективности научно-исследовательского процесса:

отношение числа нововведений к численности научного персонала- в 4 раза,

количество нововведений на 1 доллар затрат на НИОКР – в 24 раза.

Характерным признаком малых наукоемких фирм США является узкая

специализация. Ведется, как правило, производство одного-двух видов

продукции. В их деятельности занято значительное число ученых и инженеров,

они имеют высокую долю затрат на НИОКР, составляющую более7% в стоимости

отгрузок готовой продукции.

Кроме существования самостоятельных рисковых фирм крупные корпорации

сами создают в своей структуре специальные подразделения, предназначенные

для отбора и финансирования интересных идей, освоения новейших технологий,

предлагаемых как независимыми малыми наукоемкими фирмами, так и

сотрудниками самой корпорации. Таким образом, характерным в развитии

корпорациями рискового финансирования стало формирование целиком

принадлежащих им рисковых фирм.

Создаваемые временные, автономно управляемые специализированные

подразделения называют «внутренними венчурами». При успешной деятельности

«внутреннего венчура» он становится одним из производственных подразделений

корпорации, а его продукция реализуется по сложившимся в корпорации каналам

сбыта.

Многие из корпораций США (IBM, General Electric и др.) имеют

«внутренние венчуры». Наиболее успешным из 15 «внутренних венчуров»

корпорации IBM явился проект создания и выпуска на рынок персональных

компьютеров. К 1980 году (через год после его образования) продукция была

выпущена на рынок, а еще через 2 года годовой объем продаж составил 2,5

млрд. долларов, превысив продажи любой другой модели вычислительной техники

производства IBM.

В последние годы в США был принят ряд законов, основная цель которых-

стимулирование инновационной деятельности мелких предприятий и фирм,

занимающихся разработкой новых технологий.

Стадии процесса финансирования венчурного капитала, организация поиска

венчурного инвестора.

Поиск и отбор компаний (search, screening и deal-flow) - важная

составляющая процесса инвестирования. В отличие от стран Запада, где

существует развитая инфраструктура, процесс нахождения подходящих фирм в

российских условиях зачастую напоминает поиск черной кошки в темной

комнате. Основные источники информации о растущих компаниях в России -

пресса, выставки, специализированные ассоциации, бюллетени и брошюры

издаваемые организациями поддержки бизнеса, российскими и западными, личные

контакты менеджеров венчурных фондов и компаний.

Вне зависимости от ориентации и предпочтений венчурных инвесторов,

общим критерием оценки для всех них является ответ на единственный вопрос:

способна ли компания (и бизнес, в котором она находится) к быстрому

развитию? Финансовый риск венчурного инвестора может оправдать только

соответствующее вознаграждение, под которым понимается возврат на вложенный

капитал выше среднего уровня. "Россия, - по определению журнала Global Law

and Business (February, 1996), - живая лаборатория по производству

исключительно высоких ставок вознаграждения рисковых вложений." Возврат на

вложенный капитал (Internal Rate of Return IRR) - общепринятый показатель

измерения вознаграждения. В европейской и британской ассоциациях венчурного

капитала он считается стандартом оценки доходности инвестиционного проекта.

Пока российский рынок малого и среднего бизнеса абсолютно неликвиден,

расчет показателя IRR - дело в достаточной степени не простое, если не

бесполезное. Очевидно, что рост, измеряемый как процентное приращение

продаж при таких обстоятельствах - показатель более осязаемый и наглядный.

Также логично, что рост продаж приводит к улучшению и других показателей,

прежде всего - рыночной доле компании. Соответственно, в идеальной ситуации

у венчурного инвестора есть все шансы достичь цели - продать за большую

сумму принадлежащий ему пакет акций. Если объем продаж той или иной

компании будет расти в пределах не менее 40 - 50% в год, она возможно будет

в некоторой степени отвечать ожиданиям венчурного инвестора.

Рыночная стоимость определяется исключительно рынком. Показатели

оперативной деятельности оказывают опосредованное влияние на рыночную

стоимость. Проведенное в США исследование 847 крупных публичных компаний

показало, что совокупная рыночная стоимость компаний , имеющих норму

прибыли выше среднего и озабоченных сокращением издержек, в период с 1989

по 1992 гг. возросла на 11,6%. В противоположность им, совокупная рыночная

стоимость компаний, ориентирующихся на рост (growth seekers) у которых

норма прибыли ниже среднего, но выше норма прироста оборота, за аналогичный

период возросла на 23,5%.

После того, как компания попадает в поле зрения венчурного капиталиста,

начинается долгий и непростой процесс взаимного "ухаживания", который носит

название "тщательное наблюдение" или "изучение" (due diligence). Эта стадия

- самая длительная в венчурном инвестировании, продолжающаяся порой до

полутора лет, завершается принятием окончательного решения о производстве

инвестиций или отказе от них. В брошюре одной из крупнейших западных

маркетинговых компаний DataMerge, посвященной венчурному капиталу, этот

этап описан следующим образом: "Если испанская инквизиция на протяжении

всей истории ассоциировалась с физическими пытками с целью достижения

духовного послушания, общение с венчурным инвестором можно сравнить с

интеллектуальным истязанием. Если даже вам удастся выжить, он пропустит

ваши мозги через такую мясорубку, что вы будете готовы на все, чтобы

доказать ему, что мыслите также, как и он." (www.datamerge.com)

Рассмотрению подвергаются все аспекты состояния компании и бизнеса. По

результатам такого исследования, если принимается положительное решение,

составляется инвестиционное предложение или меморандум (investment offer

или memorandum), где суммируются все выводы и формулируется предложение для

инвестиционного комитета (investment committee), который и выносит

окончательный приговор. Как правило, составление меморандума означает почти

окончательное решение, поскольку в венчурном бизнесе принято доверять друг

другу: инвестиционный комитет безусловно полагается на мнение

исполнительного директора или менеджера фонда, который в свою очередь несет

полную ответственность за сделанное им предложение. Тем не менее, отказ

вполне вероятен даже на этом, окончательном этапе.

Финансирование компаний, находящихся на стадии "расширения", т.е. уже

существующего и функционирующего бизнеса, требует расчета их стоимость. Для

этого используются два основных метода оценки первоначальной стоимости

компании (pre-money evaluation). Первый - основан на оценке стоимости

активов или чистых активов. Второй - на размере годового оборота или объема

продаж (turnover или sales). Расчет первоначальной стоимости необходим для

определения структуры сделки (deal structure). Учитывая, что в подавляющем

большинстве случаев, при первичном инвестировании венчурный капиталист

претендует на пакет акций, меньше, чем контрольный пакет, объем

предоставляемых инвестиций должен быть пропорционален предварительной

оценке стоимости компании.

Проектная часть.

Типы инновационных фирм с венчурным капиталом и система управления ими.

Фирмы с венчурным капиталом, как правило, выбирают какую-то нишу в

своей отрасли и концентрируют свои усилия в ней. Поэтому можно

рассматривать классификацию по отраслям.

Фирмы с венчурным капиталом могут также различаться в зависимости от

отрасли и типов продуктов. Более подробно классификация фирм представлена в

графической части.

В частности можно более подробно рассмотреть классификацию по типам

организационных структур.

Выбор правильной, адекватной конкретным условиям, организационной

структуры позволяет привести систему управления в соответствие с

достигнутым уровнем производственных сил.

Линейно-функциональные структуры

Наиболее широкое распространение в настоящее время получили организационные

структуры управления относящиеся к классу линейно-функциональных и

программно-целевых. При линейно-функциональной структуре управление

осуществляется линейным руководителем через подчиненных ему функциональных

руководителей, каждый из которых имеет право руководить подчиненными

подразделениями (исполнителями) в пределах порученных им функций.

Программно-целевая структура

Для решения проблемы создаются специальные целевые органы управления,

наделенные всеми необходимыми правами. Эти органы призваны: повысить

ответственность за конечный результат работы; обеспечить приоритет общих,

глобальных целей фирмы над частными, локальными целями; децентрализировать

процесс оперативного управления, обеспечив гибкое реагирование системы на

изменение внешних и внутренних условий.

Матричная структура

При матричной организации управления сотрудники существующих функциональных

отделов выделяются в подчинение руководителю проекта на все время его

выполнения. Руководитель дает задания, контролирует и координирует работу.

Штабная структура

Проблема приспособления компаний к новым условиям явилась причиной создания

нетрадиционных структур. В некоторых компаниях утверждается специальный

орган, так называемая группа президентов, заменяющая единоличного

президента. Каждый входящий в эту группу специалист наделен всеми

полномочиями президента компании.

Причина создания такого органа проста : один человек уже не может

справляться со всеми задачами и выдерживать напряжение, связанное с

руководством крупной современной компанией.

Проектные этапы создания венчурной фирмы

Жизненный цикл любой фирмы можно разбить на несколько этапов. Этапы

создания и развития венчурной фирмы имеют свои особенности.

Концептуальный

Удачная концепция- залог успеха фирмы. Концептуальный этап предусматривает

прежде всего выбор деятельности фирмы. После выбора деятельности

производятся приблизительные расчеты по будущей рентабельности продукции и

предприятия в целом, составляется бизнес-план организации. Далее на основе

бизнес- плана и проделанного анализа осуществляется поиск венчурного

инвестора. После установления текущей стратегии финансирования и развития

фирма нуждается в регистрации.

Регистрационный

Составляются документы, необходимые для регистрации предприятия:

Заявление о регистрации

Учредительный договор

Устав предприятия

Документы об уплате не менее 50% уставного капитала

Свидетельство об уплате госпошлины

Документ, подтверждающий согласие соответствующего антимонопольного органа

Производится государственная регистрация в соответствии с выбранной

организационной формой, оговоренной в бизнес-плане.

Организационный

Создается и совершенствуется организационная структура предприятия.

Производится набор кадров, закупка установка и наладка необходимого

оборудования, создание условий для нормального функционирования

производственного процесса.

Функционирование

После успешной регистрации и организации предприятия начинается

непосредственно производственная деятельность предприятия.

Проект организации и планирования деятельности венчурной фирмы

Производство стеновых камней бетонных с пустотами на линии "Рифей-Универсал

"

Предполагается создание самостоятельного венчурного подразделения

существующей фирмы по производству стеновых камней бетонных с пустотами на

линии "Рифей-Универсал "

В промышленно развитых странах находят все большее применение в

строительстве материалы, используемые не только как основа здания, но и

придающие им элементы эстетики и благоустройства. В настоящее время

бесспорным лидером в России по производству вибропрессующего оборудования

для изготовления широкого спектра стройматериалов и элементов

благоустройства являются линии "Рифей". Производимые на этом оборудовании

материалы успешно применяются в малоэтажном домостроении, при строительстве

коттеджей, дач, гаражей, складов, различных хозяйственных построек.

Облицовочные материалы и тротуарная плитка украшают город.

Производство экологически чистых, дешевых местных строительных

материалов – легких бетонов на основе дробленки, опилок и опилкобетона

является оптимальным решением проблемы комплексного использования отходов

древесины. По сравнению с традиционными стеновыми строительными материалами

кирпичом, керамзитобетоном и хвойным брусом легкие деревобетоны в 2-3 раза

дешевле.

В качестве сырья для изготовления стеновых материалов используется

минеральное вяжущее – цемент марки М-400, М-500 и заполнитель. Заполнителем

может быть любое местное сырье, в том числе и опилки хвойных пород – для

производства опилкобетона.

Расчет технико-экономического обоснования для изготовления стеновых камней

бетонных с пустотами на линии "Рифей--–Универсал"

Исходные данные:

1. Программа выпуска бетонного стенового камня за период расчета:

первая половина года (при односменной работе) – 270 000 штук

вторая половина года (при односменной работе) – 540 000 штук

Всего: – 810 000 штук

2. Количество используемого основного оборудования – линия

"Рифей–Универсал" – 1 линия

3. Производительность линии – 350 шт./ час

4. Среднемесячная зарплата основного рабочего – 950.00 руб.

5. Фактический годовой фонд рабочего времени – 1 883 часа

6. Предусматривается использование площадей цеха по производству

строительных материалов 15 * 18 = 270 кв.м.

7. Расчеты по эксплуатации автотранспорта и механизмов произведены исходя

из того, что автотранспорт и механизмы имеются в наличии.

8. Среднесуточный выпуск продукции 350 * 6 часов * 2 смены = 4200 штук

(по расчету). Принимаем 4000 штук.

9. Среднегодовой выпуск 4000 * 210 дней = 840 000 штук (по расчету).

Принимаем среднегодовой выпуск 810 000 штук.

10. Стоимость приобретаемого оборудования (линия "Рифей–Универсал") – 403

000 руб.

Функции и структура управления

В данном случае выбор остановлен на наиболее простой- линейной

структуре управления. В составе предприятия находятся 23 чел. рабочих, 2

бригадира директор предприятия. Директор занимается вопросами бухгалтерии,

организации поставок сырья и сбытом продукции. Рабочие работают в 2 смены

по 12 и 11 человек соответственно под руководством бригадиров.

Финансово-техническое планирование

1. Программа выпуска продукции за календарный год – 810 тыс. шт.

2. Цена партии камня стенового в ценах июль 1998 г. (1 шт.) – 4,5 руб.

3. Стоимость реализованной продукции за расчетный период – 3 645 000 руб.

4. Стоимость расходов на производство – 2 835 000 руб.

5. Численность работающих (в двух сменах) – 25 чел.

6. Количество основного оборудования – 1 ед.

7. Общая площадь – 270 кв.м.

в т.ч производственная – 90 кв.м

8. Режим работы – 2 смены.

Стоимость реализованной продукции – 3 645 000 руб.

9. Затраты на производство – 2 835 000 руб.

10. Прибыль балансовая (9 – 10) – 810 000 руб.

11. Налог на прибыль (35 %) – 283 500 руб.

12. Чистая прибыль (11 – 12) – 526 500 руб.

13. Ежемесячная чистая прибыль – 526 500 : 12 = 43 875 руб.

14. Срок окупаемости линии "Рифей-Универсал" – 403 000 : 43 875 = 9

месяцев

Расходы на годовой выпуск продукции:

1. Сырье и материалы (исходные материалы, вода, эл.энергия) – 2 169 600

руб.

2. ГСМ – 43 800 руб.

3. Зарплата рабочих – 285 000 руб.

4. Отчисления во внебюджетные фонды – 115 425 руб.

5. Эксплуатационные расходы – 81 900 руб.

6. Амортизация оборудования – 8 900 руб.

7. Амортизация и содержание производственных помещений – 21 300 руб.

8. Затраты на подготовку производства (площадки) – 38 800 руб.

9. Прочие расходы – 38 700 руб.

10. Производственная себестоимость – 2 835 000 руб.

11. Себестоимость единицы продукции – 3,5 руб.

12. Цена выпускаемой продукции – 4,5 руб.

Список литературы:

1. Николай Чувахин Привлечение финансирования

2. "Финансовые известия" от 21.01.97

3. Бизнес для всех №6

4. Венчурный капитал в России Алексей Власов,

5. Венчурный капитал Павел Гулькин

6. Коваленко Г., Пономаренко А., Семенцева Г. “Российские предприниматели в

инновационном бизнесе”

7. Инновационный процесс в странах развитого капитализма /под редакцией

д.э.н. Рудаковой И.Е.; М.: издательство МГУ, 1991

8. "Риск-менеджмент" Э.А. Уткин

9. Справочник директора предприятия /под редакцией М.Г. Лапусты

10. Ресурсы Internet (не зафиксированы)

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.