реферат, рефераты скачать
 

Организация, стили управления деятельностью организационно-исполнительной власти. Влияние на эффективность управления, на примере комитета по экономической политике Ханты-Мансийского Автономного Округа


государственной поддержки муниципальных образований округа, в том числе

с особыми условиями развития;

. Рассматривает предложения по размещению, развитию и специализации

хозяйствующих субъектов различных форм собственности, в том числе

банков, фондов, компаний, даёт экспертную оценку соответствующих

обоснований;

. Разрабатывает совместно с другими органами исполнительной власти и с

участием заинтересованных ведомств основные направления инвестиционной

политики, в том числе меры по стимулированию инвестиционной активности,

формирует перечень инвестиционных проектов, осуществляемых за счет всех

источников финансирования;

. Участвует в формировании и реализации информатизации округа;

. Готовит совместно с Комитетом по финансам и налоговой политике

предложения по направлениям кредитно-финансовой, налоговой политике и

денежного обращения в округе;

. Разрабатывает совместно с Комитетом по финансам и налоговой политике

сводный финансовый баланс по территории округа;

2. В области прогнозно-аналитической деятельности:

. анализирует социально-экономическую и финансовую ситуацию в округе,

тенденции развития отдельных отраслей и сфер народного хозяйства,

положение на товарных и финансовых рынках, выявляет диспропорции в

развитии экономики округа и определяет пути их устранения;

. разрабатывает комплексный прогноз социально-экономического развития

округа с участием комитетов, управлений, отделов исполнительной власти

автономного округа, органов местного самоуправления, муниципальных

образований, хозяйствующих субъектов различных ведомств, расположенных на

территории округа;

. прогнозные балансы финансовых ресурсов, денежных доходов и расходов

населения, определяет лимиты капитальных вложений;

. организует с участием органов исполнительной власти округа, ведомств

разработку целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер

экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем,

межтерриториальных окружных и межрегиональных программ, принимаемых

органами государственной власти Российской Федерации и затрагивающих

интересы автономного округа;

. представляет предложения по санации неэффективных производств.

3. В области комплексных мер воздействия на экономику, обеспечивающих

осуществление стратегии социально-экономического развития территории:

. Совместно с Комитетом по финансам и налоговой политике разрабатывает

прогнозную часть бюджетного послания, участвует, в установленном порядке,

в разработке и реализации текущего бюджета и бюджета развития округа;

. Разрабатывает с участием органов исполнительной власти округа, ведомств

основные направления использования централизованных капитальных вложений,

инвестиционных фондов, кредитов и других источников инвестирования

проектов;

. Подготавливает с участием заинтересованных органов исполнительной власти

предложения по заключению договоров по вопросам экономического

сотрудничества с хозяйствующими субъектами, регионами Российской

Федерации, государствами – участниками СНГ;

. Участвует в разработке направлений использования валютных ресурсов,

кредитной политики, в формировании платёжного баланса, организует работу

по привлечению и использованию в экономике округа иностранных кредитных

ресурсов;

. Готовит предложения по регулированию денежного обращения совместно с

Комитетом по финансам и налоговой политике и территориальными структурами

Центрального Банка РФ;

. Участвует в формировании и управлении ценовой политикой исполнительной

власти округа;

. Координирует работу всех структур исполнительной власти по контролю за

лицензионной деятельностью в округе.

Комитет представляет органам государственной власти автономного округа:

V Прогнозы и программы социально-экономического развития округа на

ближайшую и долгосрочную перспективу и прогнозы отдельных экономических

процессов, в том числе по отраслям, а так же предложения по их

реализации;

V Доклады об экономическом положении округа, обзоры тенденций и динамики

развития отдельных отраслей и сфер народного хозяйства, состояния рынка,

динамики цен, социальных процессов и по другим вопросам;

V Проекты нормативных актов Думы Ханты-Мансийского автономного округа,

распоряжений и постановлений Губернатора округа по вопросам, входящим в

компетенцию Комитета.

Комитету в целях реализации возложенных на него задач предоставляется

право.

V Координировать деятельность комитетов, управлений, отделов органов

исполнительной власти округа и муниципальных образований по вопросам

входящим в его компетенцию;

V Координировать деятельность комитетов, управлений, отделов органов

исполнительной власти округа и муниципальных образований по вопросам

входящим в его компетенцию;

V Запрашивать и получать от органов исполнительной власти, ведомств,

муниципальных образований и любых хозяйствующих субъектов, расположенных

на территории округа, материалы, документы, касающиеся вопросов,

входящих в его компетенцию, и принимать по данным вопросам (совместно

или по согласованию с другими органами исполнительной власти) документы

нормативного характера.

V Разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам,

отнесённым к его компетенции и участвовать в установленном порядке в

разработке, рассмотрении и согласовании вопросов, влияющих на социально-

экономическое развитие округа;

V Представить Губернатору и Правительству округа предложения по

регулированию инвестиционной и инновационной деятельности,

осуществляемой за счет бюджетных и внебюджетных фондов;

V Определять в пределах средств, выделяемых на научные исследования,

перечень важнейших работ в области экономики;

V Выступать заказчиком и принимать результаты научно-исследовательских

работ (НИР), представлять интересы собственника (округа) результатов НИР

в части, определяемой действующим законодательством;

V Привлекать в установленном порядке для разработки вопросов, входящих в

компетенцию Комитета, научно-исследовательские, технологические,

проектно-конструкторские организации, высшие учебные заведения, а так же

отдельных ученых и специалистов;

V Получать на безвозмездной основе данные и материалы, необходимые для

разработки проектов экономических прогнозов, балансов и подготовки

предложений по вопросам социально-экономического развития округа и

муниципальных образований от Комитета государственной статистики Ханты-

Мансийского автономного округа, окружных ведомств, комитетов, отделов,

управлений органов местного самоуправления муниципальных образований, а

так же от хозяйствующих субъектов независимо от их ведомственной

подчинённости и форм собственности;

V Поручать заинтересованным органам исполнит6ельной власти округа,

комитетам, отделам и управлениям, органам местного самоуправления

муниципальных образований округа разработку отдельных проблем, связанных

с развитием и повышением эффективности народного хозяйства округа,

решением задач комплексного развития взаимосвязанных отраслей на

территории округа;

V Организовывать проведение экспертиз целевых проектов, программ, имеющих

важное народно-хозяйственное значение и готовить предложения Губернатору

и Правительству автономного округа о целесообразности реализации этих

проектов и программ;

V Созывать в установленном порядке совещания по вопросам, входящим в

компетенцию Комитета, с привлечением специалистов органов исполнительной

власти округа, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов;

V Осуществлять методическое руководство органам исполнительной власти

округа и муниципальных образований по вопросам проведения экономической

реформы, разработке прогнозов социально-экономического развития;

V Осуществлять контроль на всей территории округа за деятельностью

хозяйствующих субъектов независимо от их ведомственной подчинённости и

форм собственности по соблюдению ими действующего законодательства,

выполнению постановлений Думы Ханты-Мансийского автономного округа и

Губернатора округа по вопросам, отнесённым к компетенции Комитета.

3.3. Экономические изменения в округе связанные с работой Комитета.

Глобальные экономические процессы с конца 1997 г. по настоящее время,

существенно отразились на экономике округа. К сожалению, снова отмечается

спад производства в базовых отраслях (прежде всего в нефтедобыче). В 1998

году добыто 166,6 млн. тонн нефти (в том числе предприятиями округа 160,3

млн. тонн), что составляет 99,3% от уровня добычи 1997 года. Кризис на

мировом рынке энергоносителей, разразившийся в начале 1998 г. (цена нефти

снизилась практически в 2 раза) повлек снижение цен на внутрироссийском

рынке (в среднем на 20-22%). Финансовый кризис в августе 1998 г. усугубил

сложность работы нефтяных компаний, отягощенных кредитными обязательствами

перед зарубежными банками.

В этих условиях нефтяные компании в спешном, и порой непродуманном

порядке приняли ряд радикальных мер по сокращению затрат в своем добычном

секторе: искусственное снижение и замораживание внутрикорпоративных цен на

нефть, сокращение, иногда даже прекращение, инвестиций в основное

производство (бурение, капстроительство, ремонт скважин), снижение и

задержка зарплаты, рост неплатежей в бюджеты всех уровней, рост

кредиторской задолженности. Некоторые компании в 1998 г. пошли на

радикальную реорганизацию производственной структуры. Так, например, НК

"Юкос" выделил из состава дочернего предприятия "Юганскнефтегаз" свыше 50

мелких организаций на самостоятельном балансе.

Именно по этой причине в 1998 г. органам окружной и местной власти

пришлось достаточно резко поменять налоговую политику, ужесточив

требования к финансовой дисциплине. В ряде случаев пришлось пойти на

радикальные меры вплоть до инициации процедуры банкротства, ареста

продукции и т.д. В целом же анализ исполнения крупными предприятиями ТЭК

текущих налоговых платежей в окружной бюджет за 1996-1998 гг. показывает,

что проведенная реструктуризация задолженности в окружной бюджет позволила

предприятиям улучшить в 1997-1998 годах исполнение текущих налоговых

платежей до 90,2% по сравнению с 1996 годом (78,5%), кроме того - повысить

уровень возврата отсроченных платежей, что видно из приложения 9.

Сумма общей задолженности во все уровни бюджета предприятий ТЭК за

1998 год сократилась почти в 2 раза (с 30,2 млрд. руб. до 15,7 млрд.

руб.). Однако произошло это, прежде всего за счет формальной процедуры

пересчета пеней (почти в 5 раз). Реальные суммы задолженностей (основная

недоимка, штрафы, возврат инвестиционных кредитов) практически не

изменились, а по ряду крупных предприятий возросли. Если в 1997 г. в

небольшом, до сих пор устойчивом списке исправных крупных

налогоплательщиков находилось 3 предприятия (ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО

«Тюменьэнерго» и ОАО «Черногорнефть»), то в 1998 г., к сожалению, ОАО

«Черногорнефть» резко ухудшило свое положение, присоединившись к группе

предприятий холдинга «Сиданко», проходящих процедуру банкротства.

Динамика развития промышленности ХМАО за 1990-1998 года представлена в

приложении 12.

За 1998 год образовалась задолженность в окружной бюджет по

предприятиям ТЭК на сумму 718,2 млн. руб., в том числе по недоимке на

278,7 млн. руб. и по предприятиям, имеющим задолженность по налогам свыше

1 млн. руб. (18 предприятий), на сумму 95,5 млн. руб., в том числе по

недоимке на 47,5 млн. руб.

Общая сумма прямой задолженности по состоянию на 1 января 1999 года

составляет 813,7 млн. руб., в том числе по недоимке на 326,2 млн. руб.

Второй в округе после ТЭК производственный комплекс – лесопромышленное

производство – может служить примером очевидной экономической истины:

основой подъема производства является грамотное сочетание структурной

реорганизации субъектов хозяйствования с инвестиционной политикой,

направленной на создание новых технологий и обновления номенклатуры

продукции, способной конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем

рынках сбыта. В 1997-1998 гг. совместными усилиями Администрации округа и

ряда муниципальных образований был осуществлен ряд мер по выводу

лесопромышленного комплекса из кризиса:

- разработка концепции развития лесопромышленного комплекса;

- льготное налогообложение;

- использование зачетных механизмов для обеспечения модернизации

производства;

- институциональные преобразования с целью формирования эффективного

собственника;

- прямые инвестиции из окружного и муниципальных бюджетов;

- привлечение иностранных и российских прямых инвесторов.

Действенность этих мер уже видна по результатам 1998 г.: произведено

деловой древесины 1,5 млн. куб. метров, что составляет 101,9% к уровню

1997 г., пиломатериалов 441 тыс. куб. метров или 107%, столярных изделий

– 120 тыс. куб. метров или 115%, значительно возросло производство

мебели. В стоимостном выражении объем производства достиг 623 млн. руб.,

что составляет 110% к 1997 г.

Некоторое оживление наметилось в пищевой и легкой промышленности,

сфере платных услуг, прежде всего за счет создания и укрепления

предприятий малого бизнеса производственной ориентации.

Финансовый кризис не мог не сказаться на инвестиционном комплексе

округа. Если в 1997 г. в целом объем капитальных вложений вырос на 4% по

сравнению с 1996 г., а в социальной сфере соответственно на 8%, то в 1998

г. объем капитальных вложений за счет всех источников финансирования

составил (в сопоставимых ценах) всего 78,5% от объемов 1997 г. Цены в

строительстве за последний год возросли на 98,6%, т.е. примерно в 2 раза.

По прогнозу в 1998 г. на реализацию федеральных программ

предусматривалось финансирование за счет средств федерального бюджета в

объеме 53 млн. руб. Фактически профинансировано из федерального бюджета в

1998 году 2,5 млн. руб. Задолженность федерального бюджета перед округом

составила 50,5 млн. руб.

Если традиционно высокий потенциал автономного округа в прошлые годы

сочетался с высоким уровнем риска, то благодаря проделанной большой работе

в округе по формированию правовых основ поддержки инвестиционной

деятельности, продуманной политике инвестирования бюджетных средств в

наиболее динамичные отрасли экономики (разведка и разработка новых

месторождений полезных ископаемых), развитию благоприятных условий по

созданию и выживанию предприятий малого и среднего бизнеса

производственной ориентации, позволили существенно снизить уровень

инвестиционного риска, снизив его на 34 пункта, и позволил подняться

автономному округу в списке регионов с наибольшим снижением риска с 49 на

2 место.

Регион сохраняет устойчивое 2-ое место после Москвы по обеспеченности

регионального бюджета собственными доходами. Занимает 11-ое место из 20

регионов с наименьшим спадом физического объема производства.

В 1997-1998 гг. автономный округ сохраняет лидирующее (2 место) после

Москвы по объему капитальных вложений, в том числе по объему прямых и

портфельных инвестиций, прежде всего в предприятия нефтегазодобывающей

отрасли.

В 1997 г. совокупные доходы, формируемые на территории округа

составили 103,9 млрд. деноминированных рублей. Из которых 65,6% (т.е. 68,2

млрд. руб.) оставались в распоряжении региона. При этом расходная часть по

исполнению составила 68,8 млрд. руб. Именно этот уровень расходов

обеспечил формирование положительных тенденций развития производства и

социальной сферы. Прибыль предприятий и организаций промышленности ХМАО по

сравнению с другими субъектами федерации за 1997 год представлена в

приложении 16.

По сравнению с 1997 г. доходы населения снизились на 2,5 млрд. руб. (в

т.ч. 1,8 млрд. руб. за счет снижения фонда оплаты труда). При этом объем

социальных выплат (пенсии, пособия, стипендии) удалось сохранить на уровне

1997 г. даже с небольшим превышением (5,5%), что, конечно, не перекрывает

реальные потери, связанные со снижением покупательной способности рубля

(особенно в IV квартале 1998 г.). Соотношение средней заработной платы,

средней пенсии и стоимости прожиточного минимума на одного жителя в ХМАО

в 1998 году представлено в приложении 20 .

Для справки: по предварительным оценкам покупательная способность

рубля в IV квартале 1998 г. упала на 30% по сравнению с аналогичным

периодом 1997 г.

В связи с ростом инфляции, на 10% возросли расходы населения.

Банковский кризис существенно снизил реальный объем сбережений населения,

однако оценить в цифрах нанесенный ущерб пока невозможно, так как

отсутствует годовая отчетность банков.

Помесячная динамика уровня инфляции по округу за 1993-1998г.г.

представлены в приложении 17.

Уровень естественного прироста населения в 1997 году составил 6143

человек, этот показатель является вторым по России после Республики

Дагестан. (приложение 14). Положение Ханты-Мансийского Автономного Округа

среди субъектов федерации по вводу в действие жилых домов в 1997 году

представлено в приложении 13 и составляет 472,9 тыс. м2, ,что

соответствует 19му месту.

Розничный товарооборот и объем платных услуг практически остался на

уровне 1997 г.

Изменение индекса цен на товары и услуги по Ханты-Мансийскому

Автономному Округу в январе - декабре 1996-1998г.г. (в % к предыдущему

месяцу) представлены в приложении 18.

А индексы потребительских цен на товары и услуги по Ханты-Мансийскому

Автономному Округу ( в % к декабрю предыдущего года) в приложении 19.

Одним из показателей экономического положенияля в округе является

объем промышленной продукции на душу населения. Ханты-Мансийский

Автономный Округ по этому показателю занимает так же второе место и

составляет 58,09 млн.руб/чел. (приложение 15)

Обобщающим макроэкономическим показателем экономики региона является

валовой региональный продукт (ВРП). В 1996 г. ВРП округа составлял 119,4

млрд. деноминированных руб. или 51,6% от ВРП г.Москвы и на 66% был выше,

чем у занимающей 3-е место Свердловской области. В 1997 г. он достиг 121,4

млрд. руб., а в 1998 г. составил примерно 103 млрд. руб., т.е. снизился на

23,7%, однако округ остается на 2-ом месте после г.Москвы.

Валовой региональный продукт округа прогнозируется в пределах 110-120

млрд. руб. Абсолютный прирост этого интегрального показателя обусловлен

только инфляционными ожиданиями, следовательно, реальная доходная база

экономики округа будет ниже уровня 1997 г. на 30-35 %. Основными факторами

влияющими на снижение доходной части финансового баланса округа являются:

- снижение прогнозируемых объемов добычи нефти и газа в пределах 3-5 %

от уровня 1998 г.;

- принятое Федерацией снижение налоговых ставок по НДС, прибыли,

подоходному налогу, отчислениям в социальные фонды и дорожный фонд;

- снижение объемов реализации добычных предприятий нефтегазовых холдингов

за счет искусственного занижения внутрикорпоративных цен и исключения из

расчетов экспортной составляющей;

- переоценки стоимости основных производственных фондов, в том числе путем

их передачи лизинговым дочерним компаниям, зарегистрированным за

пределами округа, что влечет снижение объемов амортизационных отчислений

и налога на имущество;

- сохраняющиеся тенденции замораживания заработной платы и сокращение

производственного персонала в основных отраслях экономики округа;

- обремененность предприятий и компаний просроченной кредиторской

задолженностью.

Исходя из стоимостной оценки влияния вышеуказанных факторов, доходная

часть финансового баланса округа прогнозируется в объеме 60,9 млрд. руб.

(107,6 % к 1998 г.). Если считать, что прогнозируемые Минэкономикой 30 %

инфляции совпадают с реальностью, то доходы 1999 года эквивалентные по

своей покупательной способности доходам 1998 г., должны составлять 71,5

млрд. руб. Таким образом, реальный уровень доходов 1999 г. будет ниже

примерно на 14 %.

С другой стороны, планируемые расходы в финансовом балансе округа

составляют 62,5 млрд. руб., т.е. формально выше уровня 1998 г. на 10,4

% и реально ниже этого уровня на 15%.

Аналогичная картина складывается и с балансами доходов и расходов

как в консолидированном бюджете округа так и в самом окружном бюджете.

Следует подчеркнуть, что даже при таком балансе доходов и расходов наш

консолидированный бюджет остается самодостаточным, обеспечивающим 100%-е

покрытие всех защищенных статей затрат и финансирование приоритетных

социальных программ в пределах, гарантирующих их реальное исполнение на

уровне 1998 г.

3.4. Цели и задачи, стоящие перед председателем комитета, и делегирование

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.