реферат, рефераты скачать
 

Основы менеджмента


Основы менеджмента

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

Харьковский Государственный Технический

Университет Строительства и Архитектуры

Кафедра менеджмента

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине " Основы менеджмента " по специальности

" Менеджмент в производственной сфере"

Руководитель ___________ ________________

(подпись)

(ф.и.о.)

Студентка ___________ ________________

(подпись)

(ф.и.о.)

Группа МП-52__ Курс 5____

Допущена к защите " 28 " декабря 1998 г.

Харьков 1998 г.

Содержание :

Раздел 1. Обзор организации .

1. Описательная часть .

2. Маркетинговая часть .

3. Раздел исследований и разработок .

4. Производственный раздел .

5. Менеджмент .

6. Раздел риска .

7. Характеристики внутренней и внешней среды организации .

Раздел 2. Стратегическое планирование .

Раздел 3. Организация взаимодействия различных органов управления

и организационная структура предприятия .

Раздел 4. Мотивация и контроль .

Раздел 5. Коммуникации .

Раздел 6. Обеспечение эффективности деятельности организации :

. Управление персоналом ;

. Управление производством .

Заключение .

Список литературы .

Раздел 1. Обзор организации .

1. Описательная часть .

В данном курсовом проекте будет рассматриваться и

анализироваться деятельность организации ЧП" Торнадо ".

ЧП " Торнадо " было зарегистрировано 29 февраля 1996 г.

Род деятельности организации – производство полиграфической

продукции и оказание постполиграфических услуг .

Фирма включает в себя три типографии и одну мини-типографию .

Сфера полиграфических услуг включает в себя множество различных

элементов . Организация ЧП " Торнадо " предоставляет следующие виды

услуг :

. Офсетная одноцветная печать

. Изготовление многоцветной и полноцветной печатной продукции

. Разработка оригинал-макетов для типографий ( для одноцветной и

полноцветной печати )

. Выполнение переплетных работ ( мягкий и твердый переплет )

. Выполнение полного цикла полиграфических работ от оригинал-макета

до готовой полиграфической продукции ( книги , журналы , вестники ,

сборники , учебные пособия , дневники , тетради , блокноты , календари

и т.д. )

. Поставки бумаги (белой и цветной офсетной , газетной , мелованной,

картона, рулонной или резанной на формат )

Особенностью организации является работа не только на рынке

Харькова и Харьковской области , но и с партнерами и заказчиками

по всей территории Восточной Украины , доля которых в обороте

организации составляет около 60% . В основном типография

специализируется на печати периодических изданий , таких как газеты ,

журналы , вестники , бюллетени, проспекты и т.д., а также учебных

изданий ( пособия , учебники , карты , дневники , тетради ) и

законодательной литературы ( сборники положений , поправок , законов ,

пособий для обучения сотрудников служб безопасности и т.д.).

2. Маркетинговая часть .

Маркетинговые исследования в основном служат для анализа

положения организации или определенного вида товара на рынке и

прогнозов будущих продаж .

В виду того , что на фирме ЧП " Торнадо " отсутствует отдел

маркетинга , а профессиональные маркетинговые исследования требуют

затрат значительных денежных средств , то возможность изучения рынка

сводится к обработке поступающей общей информации руководством фирмы

, ее отсеву ( т.е. выявлению необходимой и важной информации в

общем информационном потоке ), оценке информации и личному

прогнозированию для принятия решений . При этом не в лучшую

сторону сказывается несвоевременность и разрозненность поступления

информации , недостаточная оперативность ее обработки и нехватка

маркетингового опыта и знаний . Это негативно влияет на

эффективность принимаемых решений .

Основным рынком , который стремится завоевать ЧП " Торнадо " и

занять на нем более устойчивую позицию , является рынок

производства готовой полиграфической продукции в крупных объемах

заказов .

На данный момент организация занимает не ведущую , а скорее среднюю

позицию с потенциалом на дальнейшее развитие и завоевание ведущего

положения .

Организация – это открытая система . Поэтому внешние переменные

сильно влияют на ее деятельность . Современным организациям

приходится приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении и

соответственным образом осуществлять изменения внутри себя .

Необходимо учитывать внешние силы по отношению к организации – это

важный вклад системного подхода в науку управления . Ситуационный

подход позволил расширить теорию систем за счет разработки

концепции , согласно которой подходящий метод определяется конкретными

внешними и внутренними факторами , характеризующими организацию и

влияющими на нее соответствующим образом . Поскольку от руководства

зависит выживание организации , менеджер обязан уметь выявлять

существенные факторы в окружении , которые повлияют на его

организацию .

Помимо этого он должен предложить подходящие способы реагирования

на внешние воздействия . Организации вынуждены приспосабливаться к

своей среде , чтобы выжить и продолжать эффективную деятельность .

К внешней среде организации относятся следующие элементы :

. Потребители

. Конкуренты

. Правительственные учреждения

. Поставщики

. Финансовые организации

. Источники трудовых ресурсов

Для облегчения учета ее влияния на организацию внешние факторы

разделяют на две группы : прямого и косвенного воздействия .

Среда прямого воздействия включает в себя следующие факторы :

1. Поставщики (трудовых ресурсов , материалов , капитала )

2. Потребители

3. Конкуренты

4. Законы и государственные организации

5. Профсоюзы

Среда косвенного воздействия включает в себя следующие факторы :

1. Международные события

2. Состояние экономики

3. Научно-технический прогресс

4. Политические факторы

5. Социально-культурные факторы

К основным ситуационным факторам внутри организации , которые

требуют усиленного внимания руководства , относятся :

. Цели

. Структура организации

. Задачи

. Технология

. Люди

Международные события влияют на деятельность организации , так

как основную часть сырья и материалов организация вынуждена

поставлять из заграницы .

В настоящее время нестабильность нашей экономики ухудшает

эффективность работы организации в основном за счет нестабильности

национальной валюты ( т.е. постоянные резкие скачки курса гривны по

отношению к американскому доллару ) и невозможности в связи с

этим долгосрочного достоверного планирования деятельности фирмы .

Научно-технический прогресс влияет на ускорение морального

старения оборудования и технологий работы . Новые технологии

расширяют спектр услуг и позволяют выпускать качественно новую

продукцию . Однако те средства , которые высвобождаются более

экономичными технологиями , почти полностью " съедаются " трудностями

и затратами , сопряженными с провозом через границу Украины

оборудования и расходного сырья и материалов , их сертификацией в

Торгово-Промышленной Палате Украины , установкой оборудования , его

запуском , техническим обслуживанием и эксплуатацией из-за отсутствия

квалифицированного персонала . Благодаря этим и многим другим

причинам новые технологии попадают на рынок Украины уже после их

значительного устаревания на зарубежном рынке .

Факторы внешнего окружения влияют на деятельность организации

опосредованно , т.е. посредством факторов внутреннего окружения .

Каждая организация стремится придерживаться определенной ценовой

стратегии . ЧП " Торнадо " выработала свою ценовую стратегию , которая

удовлетворяла требованиям организации до настоящего момента . Фирма

не стремится назначать самые низкие цены . Вместо этого она держит

стабильные цены немного выше среднего уровня ( однако не на все

виды услуг ), привязанные к американскому доллару ( т.е. прайс-лист в

условных единицах ). Надбавка к среднему уровню цен помогает

организации в течение достаточно длительного периода времени держать

внутренний курс пересчета условных единиц в национальную валюту

независимо от скачков курса валют благодаря тому , что она

компенсирует потери при разных курсах валют . Такая ценовая

стабильность , в отличие от остальных конкурентов , чьи прайс-листы

меняются вслед за изменениями курса валют, в сочетании с качеством

продукции является значительным преимуществом для клиента в работе

с данной организацией . Помимо этого создана гибкая система скидок

, учитывающая объем заказа , его сложность , личность клиента и

существует возможность платежей в рассрочку для постоянных клиентов

1.3. Раздел исследований и разработок .

К сожалению, организация не имеет возможности проводить какие-

либо исследования или разработки нового продукта .

1.4. Производственный раздел .

Как уже упоминалось выше , организация владеет типографиями ,

которые расположены в трех различных точках города Харькова . Все

три типографии относительно удобно расположены в центре города .

Несмотря на это, не возникает проблем , связанных с погрузкой и

отгрузкой материалов и готовой продукции , так как пути сообщения ,

т.е. доступ к производственным и складским помещениям транспортных

средств , являются удобными для грузового транспорта . Это

значительно облегчает и упрощает работу организации в целом в

связи с тем , что отпадает необходимость доставки груза мелкими

партиями и перепогрузки его в грузовой транспорт . Благодаря этому

значительно экономится рабочее время , чему сейчас уделяют большее

внимание , так как постепенно предприниматели начинают понимать

актуальность выражения " время-деньги ". А также высвобождается

часть денежных средств , которые могли быть потрачены на аренду или

приобретение малолитражного транспорта , его заправку и техническое

обслуживание , оплату за стоянку и заработную плату водителям .

Часть харьковских типографий лишена такого преимущества , что

осложняет их функционирование и снижает эффективность работы .

К сожалению на территории Украины нет производства , которое

полностью обеспечивало бы типографию необходимыми материалами .

Поэтому основную часть расходных материалов , бумаги и запасных

частей организация вынуждена закупать у иностранных фирм-поставщиков .

Такая ситуация сложилась благодаря тому , что оборудование ,

необходимое для высококачественной офсетной и полноцветной печати ,

импортируется в Украину . К сожалению внутренний рынок нашей страны

пока еще не готов к производству качественных материалов , которые

обязательно должны соответствовать мировым стандартам .

Основным недостатком таких закупок является большая зависимость

потребителя (т.е. типографии ) от цен поставщиков и в основном от

скачков курса национальной валюты . В значительной мере также

негативное влияние оказывает неустойчивость таможенного и налогового

законодательства , постоянные повышения таможенных сборов и пошлин ,

налогов , а также проблемы , возникающие с сертификацией ввозимой

продукции в Торгово-Промышленной Палате Украины .

К достоинствам зарубежных закупок можно отнести высокое

качество сырья и материалов , а значит и способность удовлетворить

постоянно растущие требования заказчиков к качеству готовой

продукции .

Ситуация облегчается тем , что часть материалов ( газетная

бумага , картон и пр.) производится на территории Украины , благодаря

чему рынок поставщиков значительно расширяется и растет возможность

выбора наиболее выгодного поставщика . К сожалению экономические

факторы и границы в настоящий момент препятствуют сотрудничеству в

рамках территории бывшего СССР .

Как и любое производство , организация испытывает потребность в

производственных фондах . Производственные помещения и большой склад

не принадлежат организации , а арендуются ею . Помимо этого

существует малый склад в центре города и складские помещения

небольших объемов в каждой типографии .

Все три типографии подчиняются главному офису , в котором

происходит координация работы организации , обработка документации и

поступающей информации , там же находится бухгалтерия и отдел ,

занимающийся поставками сырья и материалов . Все помещения оснащены

необходимым оборудованием , мебелью , вспомогательной техникой ,

оргтехникой и средствами связи .

5. Менеджмент .

Весь управляющий персонал организации , за исключением директора ,

является наемным персоналом с опытом работы в данной области

минимум 2 года .

Организация является частным предприятием и зарегистрирована как

ЧП " Торнадо " .

Всего в организации работает около 30 человек , 8 из которых

относятся к управляющему персоналу . Все работники управления имеют

высшее образование либо получат его в течение года . Остальной

персонал состоит из основных и вспомогательных работников ,

образование которых в основном среднетехническое . Работникам ,

которые работают с оборудованием в виду его сложности и

дороговизны предъявляется в основном единственное требование – опыт

работы , и естественно дисциплинарные требования .

1.6. Раздел риска .

Риски в предпринимательстве – это практически неизбежный спутник

всякого рода коммерческих операций , а в общем экономическом аспекте

рисковая деятельность характерна прежде всего для высоких технологий

, новых исследовательских и внедренческих программ , отдача от

которых далеко не всегда гарантирована вообще либо не гарантирована

в прогнозируемом размере . Смысл рискованной сделки в

энциклопедическом словаре определен как : "…договоры , исполнение

которых контрагентами ставится в зависимости от события , о котором

совсем ничего не известно , случится оно или не случится , или же

от события неизбежного , но момент наступления которого не может

быть с точностью определен ".

Одна из основных особенностей предпринимательства как рисковой

деятельности – обязанность лица , занимающегося бизнесом , полностью

нести весь риск . Присущая предпринимателям способность к риску

объясняется прежде всего тем , что среди них немало людей довольно

авантюристического склада . Они вынуждают более консервативных и

менее рисковых коллег или партнеров по бизнесу идти на риск в

процессе совместной предпринимательской деятельности . Некоторые виды

риска можно предупредить в страховых компаниях путем заключения

соответствующих страховых соглашений . Однако , значительная часть

рисков ( ошибки менеджеров , изменения цен и спроса , неправильно

выбранный проект и т.д. ) полностью ложится на предпринимателей .

Рис. 1. Нисходящая видовая классификация

предпринимательских рисков .

Финансовый риск – является дополнительным для предпринимательского

риска ; его носители – владельцы обыкновенных акций

.Он возникает в случае задолженности организаций или

выпуска привилегированных акций . В общем аспекте

финансовый риск – это вероятность того , что фирма

окажется неспособной покрывать постоянные финансовые

затраты .

Этот риск присущ деятельности всех фирм и в том числе

организации ЧП " Торнадо " .

Венчурный риск - риск в отклонении ожидаемых доходов от вложения

капитала в обычно небольшие фирмы , осваивающие

принципиально новые виды производства и обещающие

норму прибыли значительно выше средней . Венчурным

также считается риск в получении доходов от

совместной деятельности предприятия с долевым участием

национального и иностранного капитала .

Так как ЧП " Торнадо " не занимается новыми разработками и не

является совместным предприятием , то организация не подвержена

венчурному риску .

Налоговый риск – возможность отклонения будущих прибылей от

ожидаемых вследствие непредсказуемых изменений

налогового и таможенного законодательств , отсутствия

своевременного доступа к инструктивным материалам .

Налоговый риск является одним из основных рисков , нарушающих

эффективность предпринимательской деятельности .Сюда также можно

отнести чрезмерное налогообложение производителей товаров и услуг .

Банковский риск – опасность финансовых потерь , вытекающих из

специфики банковских операций . Различают следующие

виды банковских рисков :

. Кредитные – вероятность неоплаты задолженности по платежам и

обязательствам в установленный контрактом срок .

. Валютные – это риски , вызванные изменением реальной

стоимости отсроченного платежа , осуществляемого в

иностранной валюте в связи с изменением ее

курса .

Следовательно , для ЧП " Торнадо " как импортера

валютные убытки будут выражаться в увеличении или

сокращении национального денежного эквивалента затрат на

импорт товаров и услуг .

Валютные риски условно можно разделить на курсовой риск(

риск курсовых потерь ) и инфляционный ( риск от инфляционного

обесценивания валют ) .

. Транзакционный риск - риск изменений цены иностранной

валюты , выраженный в национальном

денежном эквиваленте , к моменту

совершения платежей . Этому виду риска

подвержены счета к оплате и получению,

займы и банковские депозиты и т.п. ,

выраженные в иностранной валюте .

Значительно уменьшить риск можно квалифицированной работой в

области управления , передачей части риска другим лицам или

организациям путем хеджирования ( срочная валютная сделка , заключенная

для страхования от возможного падения цены при совершении

долгосрочных сделок ) , страхованием бизнеса и служащих .

Риск в бизнесе может быть уменьшен , если хорошо поставлена

работа в области управления . Эффективное прогнозирование и

планирование дают возможность финансовому менеджеру предвидеть и

приспособиться к экономическим колебаниям или изменениям вкусов

клиентов . Активная деятельность по изучению возможных действий

конкурентов может помочь адекватно на них отреагировать . Хорошо

продуманные социально-экономические программы для служащих и рабочих

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.