реферат, рефераты скачать
 

Основы менеджмента


способствуют предотвращению проявления недовольства работников.

Один из распространенных методов перераспределения риска во всем

мире – это приобретение страховки . Страхование –это процесс , когда

одна сторона ( страховщик ) за определенную сумму ( страховой взнос

или премия ) соглашается выплатить другой стороне ( страхователю) на

условиях, оговоренных в страховом полисе , денежную сумму в случае

понесения страхуемым убытков или ущерба. К сожалению, на Украине

страхование находится не на должном уровне ( т.е. нет гарантии на

возмещение ущерба при заключении страхового контракта , так как

довольно часто страховые компании объявляют себя банкротами ) , что

приводит к редкому использованию этой услуги в процессе

предпринимательской деятельности .

7. Характеристики внутренней и внешней среды организации

Как уже говорилось выше , на деятельность организации влияют

внутренняя и внешняя среда организации . Организациям приходится

приспосабливаться к изменениям внешней среды и соответствующим

образом осуществлять внутренние изменения для того , чтобы выжить и

сохранить свою эффективность .

Внешние факторы влияние на организацию можно разделить на две

группы : среда прямого воздействия и среда косвенного воздействия.

Представим влияние внешней среды в виде графических моделей ,

представленных на Рис. 2 и 3 .

Рис. 2. Среда прямого воздействия .

Рис. 3. Среда косвенного воздействия .

Основными переменными внутренней среды являются :

. Цели

. Структура организации

. Задачи

. Технология

. Люди

Влияние внутренней среды на деятельность организации можно так5же

представить в виде схемы :

Рис . 4. Взаимосвязь внутренних переменных.

Раздел 2. Стратегическое планирование .

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и

решений , предпринятых руководством , которые ведут к разработке

специфических стратегий , предназначенных для помощи организации в

достижении ее целей . Таким образом, стратегическое планирование – это

инструмент , помогающий в принятии управленческих решений . Его

задача – обеспечить нововведения и изменения в организации в

достаточной степени .

Выделяют четыре основных вида управленческой деятельности :

1. Распределение ресурсов . Данный процесс включает в себя

распределение ограниченных организационных ресурсов , таких как

фонды , дефицитные управленческие таланты и технологический опыт .

В этом году руководство ЧП" Торнадо " приняло решение об

объединении всех типографий . Для этой цели были вложены средства

на расширение производственных площадей путем их достраивания .

Руководство надеется , что эти меры позволят организации в

следующем году более эффективно использовать управленческие кадры ,

так как повысится эффективность координации деятельности всей

организации . Высвобожденные средства , которые раньше расходовались

на аренду производственных площадей , будут направлены на

дальнейшее развитие организации .

2. Адаптация к внешней среде . Она охватывает все действия

стратегического характера , которые улучшают взаимоотношения

организации с ее окружением . Любой организации как открытой

системе необходимо адаптироваться к внешним воздействиям как

благоприятного , так и опасного характера, вовремя выявлять их и

обеспечивать своевременное эффективное приспособление своей

стратегии к окружающим условиям . Как правило стратегическое

планирование преуспевающих крупных компаний создает новые

благоприятные для них возможности путем разработки более

совершенных производственных систем , путем взаимодействий с

правительством и обществом в целом и т.д.

Руководство фирмы ЧП " Торнадо " пытается наладить ответную

связь со своими клиентами для более эффективной реакции на

изменения рынка , обновляет свою производственную базу для

повышения качества продукции и ее дизайна .

3. Внутренняя координация . Включает в себя координацию

стратегической деятельности для отображения сильных и слабых

сторон организации с целью достижения эффективной интеграции

внутренних операций .

Рассмотрим SWOT-анализ сильных и слабых сторон , угроз и возможностей

организации ЧП " Торнадо " :

SWOT - анализ

Таблица 1

|Сильные стороны |Слабые стороны |

| | |

|Наличие квалифицированного |Нет возможности для |

|персонала с опытом работы ; |постоянного улучшения |

|Гибкая система скидок ; |технической базы ; |

|Высокое качество продукции; |Ограниченный ассортимент |

|Широкий ассортимент |постполиграфических услуг; |

|производимой продукции ; |Постоянная текучесть кадров . |

|Внимательное отношение к | |

|потребностям персонала. | |

|Угрозы |Возможности |

| | |

|Нестабильность курса |Страхование возможных убытков |

|национальной валюты , что |и потерь ; |

|приводит к убыткам |Расширение сети поставщиков ; |

|во внешнеэкономической |Расширение рынка сбыта ; |

|деятельности организации при |Расширение ассортимента |

|импорте сырья и материалов ; |предлагаемых услуг . |

|Возможность невыплаты | |

|дебиторских задолженностей; | |

|Нестабильность налогового и | |

|таможенного законодательства ; | |

|Форс-мажорные обстоятельства . | |

4. Осознание организационных стратегий . Предусматривает способность

организации извлекать уроки из прошлых стратегических решений .

Способность учиться на опыте дает возможность организации

правильно скорректировать свое стратегическое направление .

Стратегия представляет собой детальный всесторонний план ,

обеспечивающий осуществление миссии организации и достижение ее

целей . Стратегия большей частью формулируется и разрабатывается

высшим руководством , но ее реализация предусматривает участие всех

уровней управления . Стратегические планы должны быть разработаны

таким образом , чтобы оставаться целостными в течение длительных

периодов времени и быть достаточно гибкими , чтобы при

необходимости можно было осуществить их модификацию и

переориентацию .

Общий стратегический план следует рассматривать как программу ,

которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного

периода времени , учитывая , что постоянно меняющаяся деловая и

социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными .

Процесс стратегического планирования можно представить в виде

схемы .

Рис . 5. Процесс стратегического планирования .

Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха .

Фирма может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации , мотивации

и контроле . Тем не менее , формальное планирование может создать

ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для

организации . Стратегическое планирование дает средство создания

плана на длительный срок , основу для принятия решений , знание того

, чего организация хочет достичь , и помогает выбрать наиболее

подходящие пути действий . Принимая обоснованные и

систематизированные плановые решения , руководство снижает риск

принятия неправильного решения . Учитывая вышеизложенное , можно

заключить , что планирование помогает создать единство общей цели

внутри организации .

Первым и самым существенным решением при планировании является

выбор целей организации . Основная общая цель организации

обозначается как ее миссия . Цели вырабатываются для осуществления

этой миссии и служат в качестве критериев для всего последующего

процесса принятия управленческих решений . Если руководство не

знает, какова основная цель их организации, то у него не будет

логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы .

Формулировка миссии должна включать в себя следующие пункты :

. Задача фирмы с точки зрения ее основных рынков , технологий и

услуг(производства );

. Состав и влияние внешней среды на организацию;

. Социо-культурные факторы внутренней среды фирмы (рабочий климат,

типы и характеры работников, потребности персонала и т.п.)

Для создания четкой базы, необходимой для принятия последующих

решений и оценки продвижения работы, цели организации должны быть

конкретными и измеряемыми .

При прогнозировании целей их разделяют на три группы ( т.е.

установлен конкретный горизонт прогнозирования целей ) :

. Долгосрочные цели имеют горизонт планирования 5 лет.

. Среднесрочные цели - от 1 года до 5 лет .

. Краткосрочные цели – в пределах 1 года.

Ориентация целей во времени .

Таблица 2.

|Область |Долгосрочные |Среднесрочные |Краткосрочные цели |

|выбора цели |цели |цели | |

| |Увеличить |Увеличить |Увеличение |

| |чистую |доходность |эффективности |

|прибыльность |прибыль |производства за|использования |

| |организации |счет снижения |оборудования |

| | |себестоимости | |

| |1.Увеличение |Увеличение |1.Повышение |

| |количества |оборота |квалификации кадров|

|Операции |сделок в |организации. | |

|( услуги ) |рассрочку | |2.Доработка и |

| |2.Расширение | |упорядочение базы |

| |ассортимента | |данных клиентов |

| |предоставляемы| | |

| |х услуг и | | |

| |работ | | |

| |1.Создание |Вытеснение |Гибкая система цен|

| |устойчивого |конкурентов с |и скидок |

|Положение на |имиджа фирмы |собственного | |

|рынке |как надежного|рынка и | |

| |партнера |завоевание | |

| |2.Расширение |новых рынков | |

| |рынка сбыта | | |

| |Обеспечение |1.Рост |1.Снижение |

| |стабильного |производительнос|текучести кадров |

|Персонал |высокого |ти труда |2.Создание условий |

| |уровня |2.Обеспечение |для |

| |заработной |социальных |профессионального |

| |платы |потребностей |роста сотрудников |

| | |работников | |

Иерархия стратегического набора типографии .

Выбор стратегии организации .

| |Определенная стратегия|Неопределенная стратегия|

| |Стабильность в |Успех в прошлом, успех|

|Эффективные |прошлом обеспечивает |в будущем вызывает |

|действия |успех в будущем |сомнения |

|Неэффективные |Стратегия прошлого, в|Неудача в прошлом , |

|действия |будущем ожидается |неудача в будущем |

| |усиление конкуренции | |

МИССИЯ ЧП " ТОРНАДО " – развитие рынка полиграфической продукции и

постполиграфических услуг за счет

высокопрофессиональной работы организации

.

Для создания четкой базы отчета и оценки хода работы

определяются конкретные цели .

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ – обеспечение лидирующего положения на рынке за

счет увеличения доходности организации и

завоевания новых рынков .

На цели организации влияет как внутренняя , так и внешняя среда .

Факторы внешней среды , влияющие на ЧП " Торнадо " :

1. Экономические факторы :

. Темп инфляции

. Скачки курса валют

. Изменения законодательной базы для внешнеэкономической

деятельности и работы на внутреннем рынке.

2. Политические факторы :

Руководство постоянно следит за :

. изменениями в законодательстве Украины,

. курсами валют , устанавливаемыми НБУ и обменными пунктами ,

. тенденциями изменения налогового законодательства .

3. Рыночные факторы :

. Уровень конкуренции

. Позиция на рынке

. Тенденции развития рынка

. Демографические изменения

4. Факторы конкуренции :

. Изучение сильных и слабых сторон конкурентов

. Оценка стратегии конкурентов

. Анализ будущих целей конкурентов

Внутреннюю среду ЧП " Торнадо " характеризуют следующие основные

факторы :

1.Производственные мощности

2.Управленческая структура

3.Персонал

4.Задачи

Для выбранной стратегии построим дерево решений ( см.

Приложение 1).

Построение ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ .

Для расчета точки безубыточности необходимы следующие данные :

Постоянные затраты , грн. = 150 000

Переменные затраты , грн. / тыс.лист. -98

Цена , грн. / тыс.лист. -200

Расчет точки безубыточности производится по следующей формуле :

ТБУ = Условно-постоянные расходы ( УпоР )

;

Цена ( на ед. объема ) – Условно-переменные расходы ( УПеР )

ТБУ = 150 000 / ( 200 – 98 ) = 1471 тыс.лист.

Раздел № 3 Организация взаимодействия различных органов управления и

организационная структура .

Для реализации планов кто-то должен фактически выполнить каждую

из задач , вытекающих из целей организации . Для этого руководство

обязано найти эффективное сочетание задач и людей .

Делегирование - означает передачу задач и полномочий лицу ,

которое принимает на себя ответственность за их выполнение . Оно

представляет собой средство , при помощи которого руководство

распределяет среди сотрудников множество задач , которые должны быть

выполнены для достижения целей всей организации . Можно сказать ,

что делегирование превращает человека в руководителя .

Ответственность - это обязательство выполнять имеющиеся задачи и

отвечать за их удовлетворительное разрешение . Под обязательством

следует понимать то , что от индивида ожидается выполнение

конкретных рабочих требований , когда он занимает определенную

должность в организации . Фактически индивид заключает контракт с

организацией на выполнение задач данной должности в обмен на

получение определенного вознаграждения . Ответственность означает , что

работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем , кто

передает ему полномочия .

Полномочия - представляют собой ограниченное право использовать

ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на

выполнение определенных задач .

Полномочия делегируются должности , а не индивиду , который

занимает ее в данный момент . Когда индивид меняет работу , он

теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой .

В менеджменте выделяют две концепции передачи полномочий :

1. Классическая концепция - передача полномочий от высшего

руководства к нижестоящему .

2. Концепция ограниченных полномочий - подчиненный имеет возможность

отстранить или отказаться от требования или решения руководителя .

Организовать – это значит создать некую структуру .

Эффективная организация работы позволяет группе работников добиться

гораздо большего , чем они могли бы сделать без должной

организации , и в гораздо меньшие сроки .

Схема организационной структуры представлена в приложении 3 .

В достаточной мере на тип организационной структуры влияют

внешние и внутренние факторы . Из внешних факторов основное влияния

оказывает конкуренция . Влияние этого фактора так же отражается на

организационной структуре в виде текучести кадров из-за более

выгодных условий у конкурирующих организаций . Помимо конкуренции

влияют следующие факторы :

. Экономическая ситуация

. Политическая обстановка

. Закон и государственный аппарат

К внутренним факторам относятся конфликты .

Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более

сторонами , которые могут быть конкретными лицами или группами .

Каждая сторона делает все , чтобы принята была ее точка зрения или

цель , и мешает другой стороне делать тоже самое .

Современная точка зрения заключается в том , что даже в

организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не

только возможны , но и желательны . Во многих ситуациях конфликт

помогает выявить разнообразие точек зрения , дает дополнительную

информацию , помогает выявить большее число альтернатив и проблем .

Это делает процесс принятия решений группой более эффективным

, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым

удовлетворить личные потребности в уважении и власти .

Таким образом конфликт может быть функциональным ( вести к

повышению эффективности организации ) или дисфункциональным

( приводить к снижению личной удовлетворенности , группового

сотрудничества и эффективности организации ).

Раздел № 4 . Мотивация и контроль .

4.1. Мотивация .

При планировании и организации работы руководитель определяет кто

, как и когда должен выполнить определенные обязанности . Если

выбор был сделан правильно , руководитель сможет координировать

усилия людей и сообща реализовать потенциальные возможности

работников . Для воплощения на практике своих решений руководители

используют основные принципы мотивации .

Мотивация - заключается в том , чтобы члены организации выполняли

работу в соответствии с делегированными им обязанностями

и в соответствии с планом .

Для эффективной мотивации своих работников руководитель должен

определить их истинные потребности . Потребности можно разделить на

:

1. Первичные потребности ( т.е. физиологические по Маслоу )

2. Вторичные ( психологические )

Помимо потребностей при мотивации используются вознаграждения ,

которые можно разделить на :

. Внутренние , которые дает сама работа ( самоуважение , самореализация

, удовольствие от любимой работы и т.д. )

. Внешние , которые дает организация ( премии , денежные вознаграждения

, отдельный кабинет , личный транспорт , перспектива продвижения по

службе и т.д. )

Более наглядно система мотивации фирмы ЧП " Торнадо " представлена

в таблице 4.1.

4.2. Контроль .

Непредвиденные обстоятельства могут привести организацию к

отклонению от намеченного первоначального курса .

Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией ее

целей .

Таким образом , контроль необходим для эффективной деятельности

любой организации .

Ниже представлена схема контроля деятельности организации

Система мотивации персонала ЧП " Торнадо "

Таблица 4.1.

|Потребности персонала |Действия руководства по |

| |мотивации сотрудников |

|Дополнительные материальные |Выплата премий и |

|вознаграждения |вознаграждений |

| |Отсутствие потолка премий |

|Высокий уровень заработной |Выплата заработной платы без|

|платы и регулярное ее |задержек |

|получение |Применение сдельной системы |

| |оплаты труда |

|Гибкий график рабочего |Возможность предоставления |

|времени |отпуска по договоренности |

| |Предоставление отгулов или |

| |разрешение более позднего |

| |прихода или более раннего |

| |ухода с работы при |

| |необходимости |

|Социальная защищенность |Предоставление внутренних |

| |льгот |

| |Выплаты в случае наступления|

| |несчастного случая на |

| |производстве |

|Нормальные условия труда |Обеспечение всеми |

| |необходимыми орудиями труда |

| |Выполнение норм охраны труда|

|Возможность профессионального |Предоставление возможности |

|роста |получения дополнительного |

| |образования |

| |Возможность повышения |

| |квалификации |

|Потребность в самовыражении |Поручение сотрудникам работы |

| |, требующей проявления |

| |инициативы |

|Потребность в уважении |Вынесение благодарности за |

| |хорошую работу |

| |Уважительное отношение к |

| |сотрудникам |

|Потребность в причастности |Создание обстановки для |

| |неформального общения |

| |Проведение собраний с |

| |работниками по внутренним |

| |вопросам |

|Информированность |Налаживание коммуникации |

| |между директором и |

| |подчиненными |

Раздел 5. Коммуникации .

Коммуникация - это процесс обмена информацией , ее смысловым

значением между двумя и более людьми . Организация как структура в

значительной степени зависит от качества коммуникаций , необходимых

для обеспечения эффективного функционирования .

Коммуникации возникают между :

1. Организацией и внешней средой

2. Внутри самой организации между ее подразделениями

Коммуникации между организацией и внешней средой представляют

собой рекламную деятельность . Для этого фирма регулярно участвует

в специализированных выставках по Украине , размещает свои координаты

в справочных изданиях , пользуется услугами рекламных объявлений и

также проводит самостоятельную рекламную деятельность в виде

расклейки по городу . Реклама в области коммуникаций играет

информативную роль , она призывает потенциальных клиентов к

сотрудничеству и напоминает уже существующим клиентам о существовании

фирмы и ее работе

За эффективность внутреннего процесса коммуникации между уровнями ,

подразделениями и работниками в организации отвечает управляющий

персонал ( директор , его заместитель , менеджеры ) . В частности

производится :

. Сбор внутренней и внешней информации относительно клиентов и

сотрудников и попытки ее систематизировать

. Формирование базы данных о существующих и потенциальных клиентах

Для улучшения эффективности обмена информацией в организации

используется внутренняя документация и периодически проводятся

собрания для согласования наиболее важных вопросов .

Раздел 6. Обеспечение эффективности деятельности организации .

1. Управление персоналом .

Управление трудовыми ресурсами является одним из важных аспектов

теории и практики управления . Как без людей нет организации , так

и без правильного управления ими организации не возможно достичь

целей и эффективно работать . В фирме ЧП " Торнадо " ответственность

за управление трудовыми ресурсами возложена непосредственно на

начальника типографии и его помощников .

Для более эффективного использования работников применяется :

. Отбор и оценка кандидатов на рабочие места с учетом их

потенциальных возможностей и опыта работы

. Планирование трудовых ресурсов , т.е. расчет количества необходимого

персонала , который может удовлетворить потребности организации

. Определение заработной платы и установление льгот

. Обучение в случае необходимости

. Подготовка руководящих кадров

Таблица 6.1.

| |% |Количество |

| | |человек |

|Всего занятых |100 |76 |

|Мужчин |57 |43 |

|Женщин |43 |33 |

|Менеджеров |11 |8 |

|Основных работников |67 |51 |

|Вспомогательных работников |33 |25 |

|Работающих в организации более двух |39 |30 |

|лет | | |

|Работающих 1 - 2 года |61 |46 |

|В возрасте : | | |

|До 25 лет |30 |23 |

|До 45 лет |65 |49 |

|До 60 лет |5 |4 |

Управление персоналом ( кадровая политика ) осуществляется следующим

образом :

. Существуют общие принципы ( должностные инструкции , штатное

расписание )

. Производится планирование трудовых ресурсов

. Разработана система стимулирования труда ( премии и т.д. )

. Производится анализ трудовой деятельности коллектива и ее

оптимизация

. Делаются попытки мягкого разрешения конфликтов внутри коллектива

В организации работает общей численностью 76 человек .

Средневозрастной состав работников составляет 35 лет .

Соотношение мужской и женской рабочей силы :

. Мужчины составляют 57 %

. Женщины 43 % .

Режим работы организации с 9.00 до 20.00 с перерывом с 13.00 до

14.00 .

Используется шестидневная рабочая неделя .

Вычислим коэффициент текучести кадров

Количество выбывших за год работников 76

= ------------------------------------------------------------------- =

-------- = 6,33

Среднестатистическое количество работников 12

6.2. Управление производством .

Решения , принимаемые руководством организации ЧП " Торнадо " , носят

оперативный характер . Все решения направлены на реализацию общей

стратегии фирмы , с адаптацией к рыночным условиям .

Для реализации выбранной стратегии руководству организации

необходимо реализовать нижеследующие аспекты стратегии .

|Область реализации стратегии |Мероприятия по реализации |

|Услуги |Широкий ассортимент |

| |предоставляемых услуг |

| |Обеспечение высокого качества |

| |услуг |

| |Внедрение новых видов услуг |

|Персонал |Реализация кадровой политики |

| |организации |

|Маркетинг |Разработка и внедрение |

| |системы распространения услуг |

| |организации |

|Финансы |Разработка финансовой политики|

| |организации |

Приложение 1.

| |800 |1471 |1800 |

|Колич.,тыс.шт. | | | |

|Показатели | | | |

|Постоянные затраты, |150 000 |150 000 |150 000 |

|грн. | | | |

|Переменные затраты ,|98 |98 |98 |

| | | | |

|грн/тыс.лист. | | | |

|Цена , грн./тыс.лист.|200 |200 |200 |

|Прибыль |-68400 |0 |33600 |

ТБУ=150000 / ( 200 – 98 ) =150000 / 102 = 1470,58 = 1471 тыс.лист.

Приложение 2.

-----------------------

страховой

Экономический риск

Коммер-

ческий

рыночный

Финан-

совый

Производ-

ственный

Банков-

ский

Инвести-

ционный

экспортера

продавца

налоговый

инфляционный

валютный

импортера

покупателя

курсовой

венчурный

Банковских

злоупотреб –

лений

кредитный

Несбаланси-рованной

ликвидности

Процент-

ный

транзакций

учетный

Изменений

дохода

Поставщики

(трудовых ресурсов ,

материалов , капитала )

Потребители

Организация

Профсоюзы

Законы и

государственные

организации

Конкуренты

Организация

Международные

события

Состояние

экономики

Социально-культурные

факторы

Политические

факторы

Научно-

технический

прогресс

Выбор

стратегии

Анализ

стратегических

альтернатив

Обследование

сильных и

слабых сторон

Оценка и

анализ внешней

среды

Цели

организации

Миссия

организации

Технология

Задачи

Структура

Люди

Цели

Организация

Реализация

стратегии

Контроль за

выполнением и

оценка результатов

Имидж организации

О

Б

Е

С

П

Е

Ч

Е

Н

И

Е

О

Б

Щ

Е

Й

С

Т

Р

А

Т

Е

Г

И

И

Общая стратегия

Функциональные

Стратегии

Функциональные сферы деятельности:

Основное производство , услуги , персонал

Высшее

руководство

Отдельные

Производственные

разработки

Отдельные

Стратегические

работы

Менеджер по поставкам

Зав.складом

Линия постполиграфической доработки

Линия производства полиграфической продукции

Отдел предполиграфи

ческой обработки

Бухгалтер

Менеджер по рекламе

Заместитель

Нач.типографии

3

Нач.типографии 2

Нач.типографии 1

Директор

типографии

Заключительный контроль

Директор

Зам.дир.

Текущий контроль

Зам.дир.

Начальник отдела

Предварительный

контроль

Директор

Начальник отдела

1471

150

Зона

прибыльности

Условно-постоянные

расходы

Условно-переменные

расходы

Выручка от

реализации

Точка

безубыточности

Объем производства , тыс.шт.

Затраты , тыс.грн.

Ожидаемый

выигрыш

200 000 грн

500 000 грн

Возможные

действия

Отказ от снижения цен

Удешевление

Продукции и услуг

за счет более эффективного использования ресурсов

Вторая точка

Принятия решений

2

280 000 грн

600 000 грн

350 000 грн

800 000 грн

Ожидаемый

выигрыш

Высокий спрос на

Продукцию (0,6)

Высокий спрос

На новую продукцию (0,7)

События

( вероятности )

Низкий спрос на

Продукцию (0,4)

Низкий спрос

На новую продукцию (0,3)

Б

А

Работа со старым

ассортиментом

Возможные

действия

Расширение

Ассортимента

Работ и услуг

Первая точка принятия

решения

1

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.