реферат, рефераты скачать
 

Основы менеджмента


Основы менеджмента

Основы менеджмента.

Конспект лекций.

Содержание:

Введение. Основные понятия. 5

Принятие решения в организации. 7

Организация взаимодействий муниципальными подразделениями и другими

субъектами. 10

Построение организации. 11

Мотивация в менеджменте. 12

Понятие групповой динамики 14

Производственная группа = Руководитель + Подчинённый 14

Модель Команса 14

Руководство: власть и личное влияние 15

Понятие баланса власти 15

4 системы в стиле лидерства Лайнерда 16

Решетка стилей лидерства Блейка и Мутона 16

Ситуационная модель Фидлера 17

Теория «жизненного цикла». Поля Херси и Кена Бланмара. 17

Модель принятия решений Врума-Йеттона 18

Конфликт. Управление конфликтом в организации. 18

Понятие стресса. 21

Обеспечение эффективной деятельности организации. 22

Управление производством. Основные понятия. 24

Цепь производственных потребностей потребителя. 25

Автоматизированные склады и ГПС. 26

Планировка в производстве 28

Нормирование труда. 28

Планирование выпуска продукции. 29

Планирование материальных потерь по системе MRP. 29

Учётно-плановые графики Ганта. 29

Управление производительностью (комплексный подход). 30

Сетевые графики 32

Поиск резервов производительности труда. 34

Способы поиска резервов производительности труда. 35

Оптимальное управление трудовой нагрузкой. 37

Имитационное моделирование в менеджменте. 38

Интенсивное и экстенсивное развитие организации. 39

Введение. Основные понятия.

Организация – это открытая система взаимодействующих и управляемых частей

(подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой целью, смыслом,

миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы:

1) финансовые ресурсы;

2) материальные ресурсы (оборудование и т.п.);

3) людские ресурсы;

4) информационные ресурсы;

5) временные ресурсы.

Управление – это процесс распределения и движения пяти видов ресурсов в

организации с заранее заданной целью по заранее разработанному

стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ.

Адаптивное управление – это приспосабливающееся к новой обстановке

(окружающей среде) управление с изменением планов и моделей в зависимости

от складывающейся ситуации.

Организации бывают формальными и неформальными. Формальные организации

строятся в соответствии с заранее заданной структурой управления. В

формальных организациях действуют заранее запланированные связи между

подразделениями, людьми и т.д. неформальные организации образуются и

действуют спонтанно, на основе личных контактов, симпатий и т.п.

Существуют так называемые уровни управления – это уровни в дереве

иерархии.

Дерево иерархии:

Высшее звено управления

Среднее звено управления

Низшее звено управления

Соответственно руководители делятся на руководителей высшего, среднего

и низшего звеньев управления.

Внешние факторы (экономические, психологические, культурные)

Цели, задачи

Результаты

Ресурсы

Искусство менеджера заключается в том, чтобы при изменении внешних факторов

получить заранее запланированный результат. Важно, чтобы цель была

поставлена в цифровой, показательной форме.

Предприниматель – это организатор чего-то нового (идеи, товара и т.п.).

Бизнесмен – это человек, имеющий своё дело. Бизнесмен может один

вложить деньги в какое-либо мероприятие, ценные бумаги, инвестировать

проект и т.д., не занимаясь рутинной работой в этом деле. Последнее

замечание отличает его от менеджера.

Менеджер – это человек, работающий в организации и занимающийся

организацией работ с комплексом ресурсов.

В теории менеджмента существуют следующие школы управления:

1) Классическая (традиционная) школа управления: Рабочий

представлялся как орудие труда в целях максимизации прибыли;

2) «Доктрина человеческих отношений» (30-40гг.): Учитываются

психологические факторы работника, его чувства, эмоции,

взаимоотношения с коллективом. В этом стали видеть резервы

производительности труда;

3) «Эмпирическая школа управления»: Основывается на практике

управления. Представители – крупные бизнесмены, менеджеры,

получившие определённый результат в своей деятельности;

4) «Школа социальных систем»: Внимание акцентируется на

взаимоотношении человека в коллективе. Исследуется процесс

формирования рабочих групп оптимальной численности. Исследуется

корреляция – статистическая связь между этническими,

психологическими, возрастными, половыми факторами и

производительностью труда;

5) «Новая школа управления»: Основывается на математических методах

экономики. Реализация управления на базе вычислительной техники,

компьютерных сетей и т.д.

Существует несколько подходов в управлении:

1) процессный подход: управление рассматривается как процесс, например

планирование, организация, мотивация, контроль;

2) системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме,

строится дерево цели:

система разбивается на подсистемы, организация на подразделения;

3) ситуационный подход: анализируются результаты деятельности

организации в различных ситуациях, исследуется динамика изменения

этих результатов.

Существует внутренняя среда организации, внешняя среда организации и

международное окружение. Внутренняя среда определяется структурой самой

организации, стоящими целями и задачами, технологиями производства,

распределением полномочий и власти. Внешняя среда – это поставщики

ресурсов, конкуренты, покупатели, государство и его структуры. К внешней

среде относится культура морали и нравственности, религиозные особенности

народа, профсоюзы, научно-технический прогресс, состояние экономики,

политический фактор.

Качество управления зависит в большой степени от связующих процессов

или коммуникаций. Коммуникации могут быть:

- по нисходящей (команды с высшего уровня на низший);

- по восходящей (команда с низшего уровня на высший);

- коммуникации между подразделениями, секциями, отделами;

- коммуникации типа: руководитель – рабочая группа;

- коммуникации между руководителями;

- неформальные коммуникации (на основе дружеских отношений);

- невербальные коммуникации (жесты, мимика и т.д.).

Принятие решения в организации.

Решение – это результат или действие, произведённое на основе анализа

информации и ведущее к планируемым (прогнозируемым) результатам в работе

организации. Необходимо учиться принимать решения в условиях

неопределённости и риска. Существуют специальные методы принятия решений.

Процесс принятия решений может быть формализован. Например,

предположим, что имеются три альтернативы А1, А2, А3, имеются условия,

которые могут произойти или не произойти в будущем: Р1, Р2.

Пример:

вероятность 0,6

вероятность 0,4

Р1

Р2

А1 5

3

А2 4

1

А3 2

1

Балл обозначает эффективность.

Показатель:

Е1=5*0,6+3*0,4=4,2

Е2=4*0,6+1*0,4=2,8 => Еmax=Е1 => Первое решение оптимально.

Е3=2*0,6+1*0,4=1,6

Если вероятность наступления условия определить сложно (или Р1=Р2=0,5),

то применяют критерии из теории игр:

1) Правило оптимиста (азартного игрока): Из строк матрицы выбирается

максимальные элементы, из выбранных максимальных выбирают

максимальное, по нему определяется оптимальная строка и оптимальная

альтернатива – max max aij;

2) Правило пессимиста (консервативного игрока): Возможны две

комбинации: а) max min aij – применяется, когда необходимо уйти от

наихудшего наименьшего элемента. В каждой строке выбирают

минимальный элемент, из выбранных минимальных выбирают максимальное;

б) min max aij – применяется, когда необходимо уйти от наихудшего

максимального элемента. В каждой строке выбирают максимальный

элемент, из выбранных максимальных выбирают минимальное;

3) Правило Гурвица: аддитивная комбинация правила оптимиста и

пессимиста.

?*max max aij+(1-?)*max min aij

где ? – коэффициент значимости;

4) Правило Лапласа: в строках матрицы рассчитывают средние элементы, из

рассчитанных средних выбирается максимальное и по нему определяется

альтернатива.

Применяя эти правила, уходят от наихудших результатов.

Пример:

х1

1х 4х 6х

2х 5х 7х

х2

1) Фиксируем множество Парето.

2) Из множества выделенных объектов выделяем те, которые находятся на

правой верхней границе множества (3,4,6,7), у них величины х1 и х2

максимальны. 3, 4, 6, 7 – множество Парето.

3) Из этого множества выделяем одно оптимальное. Для этого применяем

предыдущий метод.

Для принятия решений часто используются:

1) теория массового обслуживания;

2) методы линейного программирования;

3) методы нелинейного программирования;

4) метод динамического программирования;

5) анализ безубыточности;

6) причинно-следственное моделирование (позволяет определить, насколько

каждый из факторов производства влияет на конечный результат);

7) измерение общественного мнения (измеряя общественное мнение можно

определить критические факторы успеха в работе той или иной фирмы);

8) измерение мнения торговых агентов.

Выгоды от использования информации могут быть:

В В

В

PЭ PЭ PЭ – расход энергии.

Э

?Р РР(PЭ)

Чем площадка ?Р уже, тем сложнее управлять такой системой.

Планирование делится на стратегическое, оперативное и рабочее.

Стратегия – это план для обеспечения миссии и достижения долгосрочных

целей. Миссия определяется причиной её существования, связанной с

потребностями общества. Стратегическое планирование обычно осуществляется

на срок от 1 до 5 лет, оперативное – до 1 года.

Стратегия планирования делится на:

1) Стратегическое планирование ограниченного роста (от достигнутого +

инфляция).

2) Стратегия планированного роста (назначается прирост %).

3) Стратегия сокращения (сокращение функций организаций, объёмов

производства, продаж, персонала, финансов, аппарата и т.д.).

Тактика – это целенаправленное и запланированное действие, направленное

на достижение цели.

При реализации стратегических и оперативных планов очень важно вести

правильную политику. Политика – это искусство, возможно, один из способов

влияния на ход или динамику целенаправленного процесса различными

средствами и методами (переговоры, завоевание общественного мнения, и

т.д.).

Процедура – последовательность действий в конкретной ситуации.

Правило планирования – это соответствие вопроса и ответа.

Бюджет организации – метод распределения ресурсов для достижения цели.

Бюджет состоит из двух статей – расходной и доходной.

Часто используется метод управления по целям, который заключается в

прогнозировании будущих событий и разработке ряда мероприятий в целях

совершения этих событий.

Прогнозирование делится на краткосрочное и долгосрочное.

Краткосрочное планирование:

Vпродаж

dx

t

Мы сглаживаем известный статистический ряд с моделированным рядом с

коэффициентом сглаживания ?. Ищем отклонения dx. Суммируем эти отклонения.

Повторяем это для другого ?. Находим теоретический ряд с оптимальным ?, при

котором суммарное абсолютное отклонение минимально. Делаем прогноз на

следующий промежуток времени для оптимального варианта.

Краткосрочное прогнозирование оправдывается в розничной торговле с

большой номенклатурой скоропортящихся товаров.

Долгосрочное прогнозирование:

Долгосрочное прогнозирование заключается в определении тенденций

статистического ряда.

5

Vпродаж

3

усреднённый тренд

4

1 2

t

Основным недостатком является то, что при усреднении ряд укорачивается.

Организация взаимодействий муниципальными подразделениями и другими

субъектами.

Организация взаимодействий осуществляется с помощью полномочий,

делегирования ответственности, власти, согласований, принципов

единоначалия, аппарата. Делегирование – это передача полномочий и

ответственности за выполнение задачи. Ответственность – это обязательность

выполнения задачи, закреплённая документально и предусматривающая санкции

за просчёты и ошибки. Полномочия – это ограниченные права использования

пяти видов ресурсов в соответствии с документальными нормами. Власть –

реальная способность действовать и влиять на ситуацию. Можно иметь власть,

но не иметь полномочий. Единоначалие – один начальник на n подчинённых.

Типы полномочий:

1) Аппаратные (штабные) – связаны с колинеальными решениями штаба или

какого-либо аппарата, обычно ограниченные консультативно;

2) Рекомендательные – полномочия экспертов, аналитиков, помощников и

т.п.;

3) Обязательное согласование штаба с линейными руководителями;

4) Параллельные – с правом отклонения решения линейного руководства,

служат для уравновешивания власти и исключения ошибок;

5) Функциональные – предлагают или запрещают какие-либо действия;

6) Линейные – внутри аппарата.

Основными являются линейные полномочия.

Принцип соответствия: полномочия и власть должны соответствовать уровню

ответственности за выполнение задач

.

Построение организации.

Бюрократия – это чётко отлаженная форма разделения труда с иерархией

власти и цепями команд в организации с зафиксированными нормами поведения и

профессиональным подбором кадров.

Департаментализация – процесс деления организации на части с

определением задач, прав и обязанностей.

Типы структур организаций:

1) Функциональная (деление по функциям).

2) Дивизиональная (организация делится на дивизионы по типу выпускаемой

продукции, по регионам и т.д.).

3) Структуры, ориентированные на покупателей (универмаг, центры

обслуживания).

4) Адаптивная и органическая (структура, быстро приспосабливающаяся к

меняющимся условиям потребности на рынке).

5) Механическая (каждый субъект решает свою задачу, не думая о

взаимосвязи с другими субъектами).

6) Проектная организация – это временная структура для решения

конкретной задачи, реализации какого-либо проекта.

7) Матричная организация – это организация, которая обеспечивает

однотипное управление и последовательности работ для разных

проектов.

8) Организация конгломератного типа – это структура смешанного типа,

возникающая в зависимости от ситуации (прим.: консорциум,

ассоциация, союз, и т.д.).

9) Централизованная организация – это многоуровневая иерархическая

структура, управляемая из центра посредством скалярной цепи команд,

оставляющая за собой большую часть полномочий.

10) Децентрализованная организация – это организация с автономными

подразделениями, независимыми и хозяйствующими, как правило,

самостоятельно и питающееся частью ресурсов из центра;

взаимодействие и распределение прибыли с центром регулируется с

помощью договоров и контрактов. Основные полномочия – у автономии.

Интеграция – это процесс достижения единства усилий всех подразделений;

достижение цели одного подразделения зависит от достижения цели другого

подразделения. Таким образом, наблюдается взаимозависимость результатов

работ подразделений.

Классификация структур управления:

а) Линейная структура управления:

б) Линейно-функциональная структура:

в) Линейно-штабная структура:

Причины организации штаба: 1) для организации выпуска новой продукции; 2)

для реализации инновационных проектов; 3) для реализации стратегии

повышения качества, и т.д.

г) Матричная структура.

Остальные структуры – комбинация предыдущих.

На выбор структуры управления влияют: 1) стоящие задачи; 2) имеющиеся в

наличии ресурсы; 3) окружающая среда (поставщики, конкуренты), и т.д.

Мотивация в менеджменте.

Мотивация – процесс побуждения к труду.

Теории мотивации:

1) «Политика кнута и пряника»: Сторонники этой теории придерживались

мнения, что человек по своей природе ленив, хитёр, эгоистичен,

хочет поменьше дать и побольше взять. Таким образом, необходимо

заставлять его работать. Чтобы ему было не в тягость постоянное

принуждение к труду его необходимо систематически поощрять за

хороший труд.

2) «Содержательная теория мотивации»: Потребности заставляют человека

действовать, работать.

3) «Процессуальная теория мотивации»: Мотивация возникает в процессе

труда.

Разновидности теории:

1) «Теория мотивации Врума»:

Мотивация = Ожидаемые * Ожидаемое * Ценность

результаты вознаграждение

вознаграждения

2) «Теория справедливости»: Люди субъективно ощущают справедливость

вознаграждения за труд. Важно так оплачивать труд, чтобы

сгладить возникающие ощущения между людьми.

3) «Модель Портера-Лоулера»:

Модель представляет собой синтез теории ожидания и теории

справедливости.

Из схемы видно, что затраченные усилия влияют на результаты;

по полученным результатам человек получает внешнее и внутреннее

вознаграждение. Внешние и внутренние вознаграждения влияют на

будущие затраченные усилия и получаемые результаты. На

получаемые результаты также влияют: а) осознание своей роли в

процессе труда; б) особенности, способности человека, его

характер.

Внешнее вознаграждение – оплата, ценность оплаты, уверенность

в связи усилия с ценностью вознаграждения.

Внутреннее вознаграждение – похвала, продвижение по службе и

т.д.

Потребности: 1) Первичные (физиологические); 2) Вторичные

(психологические).

Потребности по Маслоу:

Потребность

в

самовыражении

Потребность

в уважении

Социальные потребности

Потребность в безопасности и уверенности

в будущем

Физиологические потребности

Переход с уровня на уровень снизу вверх. Человек может остановиться в

развитии на каком-то одном уровне.

Теория потребностей Макклелинда:

Существует 3 группы потребностей: 1) Потребность во власти; 2)

Потребность в успехе; 3) Потребность в причастии к какому-либо делу.

Человек в процессе своего личностного роста переходит из одной группы в

другую.

Закон результата: Степень удовлетворения, полученная при достижении

цели, влияет на поведение человека в сходных ситуациях в будущем.

Гурцберг предложил свою двухфакторную модель:

. Первый фактор – численнический фактор: политика фирмы,

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.