| |||||
МЕНЮ
| Основы менеджментаОсновы менеджментаОсновы менеджмента. Конспект лекций. Содержание: Введение. Основные понятия. 5 Принятие решения в организации. 7 Организация взаимодействий муниципальными подразделениями и другими субъектами. 10 Построение организации. 11 Мотивация в менеджменте. 12 Понятие групповой динамики 14 Производственная группа = Руководитель + Подчинённый 14 Модель Команса 14 Руководство: власть и личное влияние 15 Понятие баланса власти 15 4 системы в стиле лидерства Лайнерда 16 Решетка стилей лидерства Блейка и Мутона 16 Ситуационная модель Фидлера 17 Теория «жизненного цикла». Поля Херси и Кена Бланмара. 17 Модель принятия решений Врума-Йеттона 18 Конфликт. Управление конфликтом в организации. 18 Понятие стресса. 21 Обеспечение эффективной деятельности организации. 22 Управление производством. Основные понятия. 24 Цепь производственных потребностей потребителя. 25 Автоматизированные склады и ГПС. 26 Планировка в производстве 28 Нормирование труда. 28 Планирование выпуска продукции. 29 Планирование материальных потерь по системе MRP. 29 Учётно-плановые графики Ганта. 29 Управление производительностью (комплексный подход). 30 Сетевые графики 32 Поиск резервов производительности труда. 34 Способы поиска резервов производительности труда. 35 Оптимальное управление трудовой нагрузкой. 37 Имитационное моделирование в менеджменте. 38 Интенсивное и экстенсивное развитие организации. 39 Введение. Основные понятия. Организация – это открытая система взаимодействующих и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы: 1) финансовые ресурсы; 2) материальные ресурсы (оборудование и т.п.); 3) людские ресурсы; 4) информационные ресурсы; 5) временные ресурсы. Управление – это процесс распределения и движения пяти видов ресурсов в организации с заранее заданной целью по заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ. Адаптивное управление – это приспосабливающееся к новой обстановке (окружающей среде) управление с изменением планов и моделей в зависимости от складывающейся ситуации. Организации бывают формальными и неформальными. Формальные организации строятся в соответствии с заранее заданной структурой управления. В формальных организациях действуют заранее запланированные связи между подразделениями, людьми и т.д. неформальные организации образуются и действуют спонтанно, на основе личных контактов, симпатий и т.п. Существуют так называемые уровни управления – это уровни в дереве иерархии. Дерево иерархии: Высшее звено управления Среднее звено управления Низшее звено управления Соответственно руководители делятся на руководителей высшего, среднего и низшего звеньев управления. Внешние факторы (экономические, психологические, культурные) Цели, задачи Результаты Ресурсы Искусство менеджера заключается в том, чтобы при изменении внешних факторов получить заранее запланированный результат. Важно, чтобы цель была поставлена в цифровой, показательной форме. Предприниматель – это организатор чего-то нового (идеи, товара и т.п.). Бизнесмен – это человек, имеющий своё дело. Бизнесмен может один вложить деньги в какое-либо мероприятие, ценные бумаги, инвестировать проект и т.д., не занимаясь рутинной работой в этом деле. Последнее замечание отличает его от менеджера. Менеджер – это человек, работающий в организации и занимающийся организацией работ с комплексом ресурсов. В теории менеджмента существуют следующие школы управления: 1) Классическая (традиционная) школа управления: Рабочий представлялся как орудие труда в целях максимизации прибыли; 2) «Доктрина человеческих отношений» (30-40гг.): Учитываются психологические факторы работника, его чувства, эмоции, взаимоотношения с коллективом. В этом стали видеть резервы производительности труда; 3) «Эмпирическая школа управления»: Основывается на практике управления. Представители – крупные бизнесмены, менеджеры, получившие определённый результат в своей деятельности; 4) «Школа социальных систем»: Внимание акцентируется на взаимоотношении человека в коллективе. Исследуется процесс формирования рабочих групп оптимальной численности. Исследуется корреляция – статистическая связь между этническими, психологическими, возрастными, половыми факторами и производительностью труда; 5) «Новая школа управления»: Основывается на математических методах экономики. Реализация управления на базе вычислительной техники, компьютерных сетей и т.д. Существует несколько подходов в управлении: 1) процессный подход: управление рассматривается как процесс, например планирование, организация, мотивация, контроль; 2) системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме, строится дерево цели: система разбивается на подсистемы, организация на подразделения; 3) ситуационный подход: анализируются результаты деятельности организации в различных ситуациях, исследуется динамика изменения этих результатов. Существует внутренняя среда организации, внешняя среда организации и международное окружение. Внутренняя среда определяется структурой самой организации, стоящими целями и задачами, технологиями производства, распределением полномочий и власти. Внешняя среда – это поставщики ресурсов, конкуренты, покупатели, государство и его структуры. К внешней среде относится культура морали и нравственности, религиозные особенности народа, профсоюзы, научно-технический прогресс, состояние экономики, политический фактор. Качество управления зависит в большой степени от связующих процессов или коммуникаций. Коммуникации могут быть: - по нисходящей (команды с высшего уровня на низший); - по восходящей (команда с низшего уровня на высший); - коммуникации между подразделениями, секциями, отделами; - коммуникации типа: руководитель – рабочая группа; - коммуникации между руководителями; - неформальные коммуникации (на основе дружеских отношений); - невербальные коммуникации (жесты, мимика и т.д.). Принятие решения в организации. Решение – это результат или действие, произведённое на основе анализа информации и ведущее к планируемым (прогнозируемым) результатам в работе организации. Необходимо учиться принимать решения в условиях неопределённости и риска. Существуют специальные методы принятия решений. Процесс принятия решений может быть формализован. Например, предположим, что имеются три альтернативы А1, А2, А3, имеются условия, которые могут произойти или не произойти в будущем: Р1, Р2. Пример: вероятность 0,6 вероятность 0,4 Р1 Р2 А1 5 3 А2 4 1 А3 2 1 Балл обозначает эффективность. Показатель: Е1=5*0,6+3*0,4=4,2 Е2=4*0,6+1*0,4=2,8 => Еmax=Е1 => Первое решение оптимально. Е3=2*0,6+1*0,4=1,6 Если вероятность наступления условия определить сложно (или Р1=Р2=0,5), то применяют критерии из теории игр: 1) Правило оптимиста (азартного игрока): Из строк матрицы выбирается максимальные элементы, из выбранных максимальных выбирают максимальное, по нему определяется оптимальная строка и оптимальная альтернатива – max max aij; 2) Правило пессимиста (консервативного игрока): Возможны две комбинации: а) max min aij – применяется, когда необходимо уйти от наихудшего наименьшего элемента. В каждой строке выбирают минимальный элемент, из выбранных минимальных выбирают максимальное; б) min max aij – применяется, когда необходимо уйти от наихудшего максимального элемента. В каждой строке выбирают максимальный элемент, из выбранных максимальных выбирают минимальное; 3) Правило Гурвица: аддитивная комбинация правила оптимиста и пессимиста. ?*max max aij+(1-?)*max min aij где ? – коэффициент значимости; 4) Правило Лапласа: в строках матрицы рассчитывают средние элементы, из рассчитанных средних выбирается максимальное и по нему определяется альтернатива. Применяя эти правила, уходят от наихудших результатов. Пример: х1 3х 1х 4х 6х 2х 5х 7х х2 1) Фиксируем множество Парето. 2) Из множества выделенных объектов выделяем те, которые находятся на правой верхней границе множества (3,4,6,7), у них величины х1 и х2 максимальны. 3, 4, 6, 7 – множество Парето. 3) Из этого множества выделяем одно оптимальное. Для этого применяем предыдущий метод. Для принятия решений часто используются: 1) теория массового обслуживания; 2) методы линейного программирования; 3) методы нелинейного программирования; 4) метод динамического программирования; 5) анализ безубыточности; 6) причинно-следственное моделирование (позволяет определить, насколько каждый из факторов производства влияет на конечный результат); 7) измерение общественного мнения (измеряя общественное мнение можно определить критические факторы успеха в работе той или иной фирмы); 8) измерение мнения торговых агентов. Выгоды от использования информации могут быть: В В В PЭ PЭ PЭ PЭ – расход энергии. Э ?Р РР(PЭ) Чем площадка ?Р уже, тем сложнее управлять такой системой. Планирование делится на стратегическое, оперативное и рабочее. Стратегия – это план для обеспечения миссии и достижения долгосрочных целей. Миссия определяется причиной её существования, связанной с потребностями общества. Стратегическое планирование обычно осуществляется на срок от 1 до 5 лет, оперативное – до 1 года. Стратегия планирования делится на: 1) Стратегическое планирование ограниченного роста (от достигнутого + инфляция). 2) Стратегия планированного роста (назначается прирост %). 3) Стратегия сокращения (сокращение функций организаций, объёмов производства, продаж, персонала, финансов, аппарата и т.д.). Тактика – это целенаправленное и запланированное действие, направленное на достижение цели. При реализации стратегических и оперативных планов очень важно вести правильную политику. Политика – это искусство, возможно, один из способов влияния на ход или динамику целенаправленного процесса различными средствами и методами (переговоры, завоевание общественного мнения, и т.д.). Процедура – последовательность действий в конкретной ситуации. Правило планирования – это соответствие вопроса и ответа. Бюджет организации – метод распределения ресурсов для достижения цели. Бюджет состоит из двух статей – расходной и доходной. Часто используется метод управления по целям, который заключается в прогнозировании будущих событий и разработке ряда мероприятий в целях совершения этих событий. Прогнозирование делится на краткосрочное и долгосрочное. Краткосрочное планирование: Vпродаж dx t Мы сглаживаем известный статистический ряд с моделированным рядом с коэффициентом сглаживания ?. Ищем отклонения dx. Суммируем эти отклонения. Повторяем это для другого ?. Находим теоретический ряд с оптимальным ?, при котором суммарное абсолютное отклонение минимально. Делаем прогноз на следующий промежуток времени для оптимального варианта. Краткосрочное прогнозирование оправдывается в розничной торговле с большой номенклатурой скоропортящихся товаров. Долгосрочное прогнозирование: Долгосрочное прогнозирование заключается в определении тенденций статистического ряда. 5 Vпродаж 3 усреднённый тренд 4 1 2 t Основным недостатком является то, что при усреднении ряд укорачивается. Организация взаимодействий муниципальными подразделениями и другими субъектами. Организация взаимодействий осуществляется с помощью полномочий, делегирования ответственности, власти, согласований, принципов единоначалия, аппарата. Делегирование – это передача полномочий и ответственности за выполнение задачи. Ответственность – это обязательность выполнения задачи, закреплённая документально и предусматривающая санкции за просчёты и ошибки. Полномочия – это ограниченные права использования пяти видов ресурсов в соответствии с документальными нормами. Власть – реальная способность действовать и влиять на ситуацию. Можно иметь власть, но не иметь полномочий. Единоначалие – один начальник на n подчинённых. Типы полномочий: 1) Аппаратные (штабные) – связаны с колинеальными решениями штаба или какого-либо аппарата, обычно ограниченные консультативно; 2) Рекомендательные – полномочия экспертов, аналитиков, помощников и т.п.; 3) Обязательное согласование штаба с линейными руководителями; 4) Параллельные – с правом отклонения решения линейного руководства, служат для уравновешивания власти и исключения ошибок; 5) Функциональные – предлагают или запрещают какие-либо действия; 6) Линейные – внутри аппарата. Основными являются линейные полномочия. Принцип соответствия: полномочия и власть должны соответствовать уровню ответственности за выполнение задач . Построение организации. Бюрократия – это чётко отлаженная форма разделения труда с иерархией власти и цепями команд в организации с зафиксированными нормами поведения и профессиональным подбором кадров. Департаментализация – процесс деления организации на части с определением задач, прав и обязанностей. Типы структур организаций: 1) Функциональная (деление по функциям). 2) Дивизиональная (организация делится на дивизионы по типу выпускаемой продукции, по регионам и т.д.). 3) Структуры, ориентированные на покупателей (универмаг, центры обслуживания). 4) Адаптивная и органическая (структура, быстро приспосабливающаяся к меняющимся условиям потребности на рынке). 5) Механическая (каждый субъект решает свою задачу, не думая о взаимосвязи с другими субъектами). 6) Проектная организация – это временная структура для решения конкретной задачи, реализации какого-либо проекта. 7) Матричная организация – это организация, которая обеспечивает однотипное управление и последовательности работ для разных проектов. 8) Организация конгломератного типа – это структура смешанного типа, возникающая в зависимости от ситуации (прим.: консорциум, ассоциация, союз, и т.д.). 9) Централизованная организация – это многоуровневая иерархическая структура, управляемая из центра посредством скалярной цепи команд, оставляющая за собой большую часть полномочий. 10) Децентрализованная организация – это организация с автономными подразделениями, независимыми и хозяйствующими, как правило, самостоятельно и питающееся частью ресурсов из центра; взаимодействие и распределение прибыли с центром регулируется с помощью договоров и контрактов. Основные полномочия – у автономии. Интеграция – это процесс достижения единства усилий всех подразделений; достижение цели одного подразделения зависит от достижения цели другого подразделения. Таким образом, наблюдается взаимозависимость результатов работ подразделений. Классификация структур управления: а) Линейная структура управления: б) Линейно-функциональная структура: в) Линейно-штабная структура: Причины организации штаба: 1) для организации выпуска новой продукции; 2) для реализации инновационных проектов; 3) для реализации стратегии повышения качества, и т.д. г) Матричная структура. Остальные структуры – комбинация предыдущих. На выбор структуры управления влияют: 1) стоящие задачи; 2) имеющиеся в наличии ресурсы; 3) окружающая среда (поставщики, конкуренты), и т.д. Мотивация в менеджменте. Мотивация – процесс побуждения к труду. Теории мотивации: 1) «Политика кнута и пряника»: Сторонники этой теории придерживались мнения, что человек по своей природе ленив, хитёр, эгоистичен, хочет поменьше дать и побольше взять. Таким образом, необходимо заставлять его работать. Чтобы ему было не в тягость постоянное принуждение к труду его необходимо систематически поощрять за хороший труд. 2) «Содержательная теория мотивации»: Потребности заставляют человека действовать, работать. 3) «Процессуальная теория мотивации»: Мотивация возникает в процессе труда. Разновидности теории: 1) «Теория мотивации Врума»: Мотивация = Ожидаемые * Ожидаемое * Ценность результаты вознаграждение вознаграждения 2) «Теория справедливости»: Люди субъективно ощущают справедливость вознаграждения за труд. Важно так оплачивать труд, чтобы сгладить возникающие ощущения между людьми. 3) «Модель Портера-Лоулера»: Модель представляет собой синтез теории ожидания и теории справедливости. Из схемы видно, что затраченные усилия влияют на результаты; по полученным результатам человек получает внешнее и внутреннее вознаграждение. Внешние и внутренние вознаграждения влияют на будущие затраченные усилия и получаемые результаты. На получаемые результаты также влияют: а) осознание своей роли в процессе труда; б) особенности, способности человека, его характер. Внешнее вознаграждение – оплата, ценность оплаты, уверенность в связи усилия с ценностью вознаграждения. Внутреннее вознаграждение – похвала, продвижение по службе и т.д. Потребности: 1) Первичные (физиологические); 2) Вторичные (психологические). Потребности по Маслоу: Потребность в самовыражении Потребность в уважении Социальные потребности Потребность в безопасности и уверенности в будущем Физиологические потребности Переход с уровня на уровень снизу вверх. Человек может остановиться в развитии на каком-то одном уровне. Теория потребностей Макклелинда: Существует 3 группы потребностей: 1) Потребность во власти; 2) Потребность в успехе; 3) Потребность в причастии к какому-либо делу. Человек в процессе своего личностного роста переходит из одной группы в другую. Закон результата: Степень удовлетворения, полученная при достижении цели, влияет на поведение человека в сходных ситуациях в будущем. Гурцберг предложил свою двухфакторную модель: . Первый фактор – численнический фактор: политика фирмы, |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|