| |||||
МЕНЮ
| Особенности отбора и найма персоналапривлекаемого специалиста-психолога. Наибольшие сложности представляет собой отбор при найме работников высшего эшелона – руководителей организации, их заместителей, руководителей отдельных направлений деятельности организации. Очевидно, что основу организации оценки качества руководителей высших эшелонов в рамках данной организации составляет парадоксальное убеждение: чем выше должность, которую должен занимать претендент, и чем выше ответственность, которую он должен нести, тем меньше число людей могут выполнять эту работу. Основная причина этого – низкий уровень профессионализма кадровой работы, присущий руководителям разных уровней (отметим, что парадокс заключается в том, что чем выше уровень руководителя, тем больше он предпочитает руководствоваться собственным мнением и тем меньше доверять научному профессиональному отбору и подбору соответствующих специалистов). Подобный подход – прямое следствие узости профориентации руководителей высших эшелонов, которые из-за высокой ежедневной нагрузки ограничивают объемы поступающей к ним и используемой информации, главным образом сугубо узкими рамками, имеющими непосредственное отношение к проблемам руководимых ими организаций. Проблемы научного подхода к кадровому отбору в этих условиях часто остаются вне их интересов. Исключение составляют те руководители организации, которые по роду своих обязанностей профессионально занимаются отбором персонала. Другой причиной существенных недостатков в отборе и подборе и подборке кадров высшего эшелона является стремление к отбору в первую очередь работников, лояльных по отношению к тому человеку, который занимается данным отбором. Такое желание вполне понятно, если учесть не только условия, в которых приходится работать современному руководителю, но и особенности формирования его карьеры. Деловая оценка и отбор персонала. Деловая оценка персонала – целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик человека требованиям должности или рабочего места. Различаются два основных вида деловой оценки персонала: оценка кандидатов на вакантную должность или рабочее место при отборе персонала и текущая периодическая оценка сотрудников при аттестации персонала. Таблица 2 Содержание, методы и процедура комплексной оценки персонала | Комплексная оценка персонала управления| | Содержание оценки | |Оценка кандидатов на | |Текущая периодическая | |вакантную должность | |оценка (аттестация | |(отбор персонала) | |персонала) | |Оценка деловых и | |Оценка качества | |Оценка | |личностных качеств| |труда | |результатов труда| |Критерии | |Измерение и | |Непосредстве-| | | |оценка труда | | | | | |по времени | |нные | | | | | |результаты | | Объекты | |Оценка | |Косвенные | | | |сложности | |результаты | | | |труда | | | | Методы оценки | |Методы выявления показателей | |Методы измерения | | | |показателей | |Программа сбора данных | |Натуральные и | | | |стоимостные измерения | |Сбор данных: изучение | |Условные измерители: | |документов, беседы, опросы, | |баллы, коэффициенты | |наблюдения | | | |Практические методы: | |описательные | |характеристики | |Обработка и оформление данных| |(по произвольной и заданной | |форме) | |Процедура оценки | |Место оценки | |(где она | |прово -дится)| |Субъект | |оценки (кто | |ее прово- | |дит ) | |Порядок | |оценки (ее | |периодич- | |ность) | |Использование| |технических | |средств | При необходимости могут проводиться дополнительные оценки при отборе кандидатов на обучение, продвижение по службе, для зачисления в резерв, сокращения и т. п. Оценка возможна также по результатам обучения, при контроле хода адаптации работников и т. п. Таблица 3 Методы оценки персонала | № | Название метода| Краткое описание | |п/п | |метода | | 1 | 2 | 3 | | 1 |Биографический метод |Оценка работника по биографическим | | | |данным | | 2 |Произвольные устные |Устное или письменное описание того, | | |или письменные |что собой представляет работник и как | | |характеристики |он себя проявляет (включая достижения и| | | |упущения) | | 3 |Оценка по результатам|Устное или письменное описание | | | |конкретной работы, выполняемой | | | |работником | | 4 |Метод групповой |Постановка, обсуждение и решение | | |дискуссии |проблемы в группе, в ходе которой | | | |оцениваются знания, личностные черты и | | | |другие качества работника | | 5 |Метод эталона |Оценка относительно наилучшего | | | |работника, выбранного за эталон | | 6 |Матричный метод |Сравнение фактических качеств работника| | | |с набором желательных качеств | | | |(происходит в матричной форме) | | 7 |Методы свободного и |Сравнение фактических качеств, которыми| | |принудительного |обладает оцениваемый, с перечнем | | |выбора оценочных |качеств, представленных в заранее | | |характеристик по |разработанной форме | | |готовым формам | | | 8 |Метод суммируемых |Определение степени проявления у | | |оценок |работников тех или иных качеств путем | | | |проставления по определенной шкале | | | |экспертных оценок | | 9 |Метод заданной |Под заданную модель требований к | | |группировки |работнику подбирается подходящий | | |работников |кандидат или под заданную ролевую | | | |структуру рабочей группы подбираются | | | |конкретные люди | | 10 |Тестирование |Определение знаний, умения, | | | |способностей и других характеристик на | | | |основе специальных тестов | | 11 |Ранжирование |Определение экспертным или другим путем| | | |ранга (места), оцениваемого среди | | | |других работников, и расположение всех | | | |оцениваемых по порядку убывания рангов | | 12 |Метод попарных |Попарное сравнение оцениваемых между | | |сравнений |собой по определенным качествам и | | | |последующее математическое ранжирование| | | |по порядку убывания | | 13 |Метод заданной |Начисление (снижение) определенного | | |балльной оценки |количества баллов за те или иные | | | |достижения (упущения) | | 14 |Метод свободной |То же, при осуществлении не на | | |банальной оценки |нормативной основе, а в разовом порядке| | 15 |Метод графического |Вместо условных оценочных измерителей | | |профиля |используется графическая форма оценок | | | |(профиль) ломаной линии, соединяющей | | | |количественные значения (точки) по | | | |различным качествам оцениваемого. Метод| | | |позволяет проводить наглядное сравнение| | | |оцениваемого с профилем «идеального» | | | |работника, а также сравнить между собой| | | |различных работников | | 16 |Коэффициентный метод |Выделяются факторы оценки и | | | |определяются нормативные значения этих | | | |факторов для разных групп оцениваемых. | | | |Фактический результат соотносится с | | | |нормативом, в итоге получается | | | |различные коэффициенты, дающие | | | |возможность проводить сопоставление и | | | |оценку работников | | 17 |Метод критического |Оценивается, как вел себя работник в | | |инцидента |критической ситуации (понятие | | | |ответственного решения, разрешение | | | |незнакомой проблемы, преодоление | | | |сложной ситуации и др.) | | 18 |Метод свободного или |В свободной форме или по заранее | | |индивидуального |составленной программе проводится | | |обсуждения |обсуждение с оцениванием планов и | | | |практических результатов работы | | | |кандидата, сотрудника | | 19 |Метод самооценок и |Письменная или устная самооценка перед | | |самоотчетов |коллективом. При благоприятном | | | |морально-психологическом климате в | | | |коллективе метод способствует принятию | | | |напряженных обстоятельств и повышению | | | |моральной ответственности | | 20 |Метод шкалирования |Значение показателя оценки по шкале | | | |устанавливается для каждого сотрудника | | 21 |Метод упорядочения |Несколько оценок расставляют в | | |рангов |ранжированный ряд относительно одного | | | |значения | | 22 |Метод альтернативных |Отдельный работник характеризуется с | | |характеристик |точки зрения наличия или отсутствия | | | |того или иного качества | Отбор персонала – часть процесса найма персонала, связанная с выделением одного или нескольких кандидатов на вакантную должность среди общего числа людей, претендующих ни данную должность (общепринятая трактовка термина). Отбор персонала, как уже отмечалось, осуществляется не только при найме работников, и поэтому в общем случае его следует рассматривать как процесс отбора кого-либо по установленным критериям с использованием определенных методов из общего числа работников, отвечающих этим критериям. В условиях рыночных экономики качество персонала стало главнейшим фактором, определяющими выживание и экономическое положение российских организаций. Отбор работников всегда старались проводить достаточно тщательно, поскольку качество людских ресурсов во многом определяет возможности и эффективность последующего использования, но в прошлом ограничивались оценкой качества претендентов, обращавшихся за работой по своей инициативе. В настоящее время перешли к активным методам поиска и вербовки персонала. Сейчас стремятся привлечь в организацию как можно больше соискателей, удовлетворяющих требованиям, совершенствуется процедура самого отбора. В прошлом руководитель нередко выбирал работника без помощи кадровых служб. Он полагался на свою интуицию и опыт, а также на рекомендации с прежнего места работы. Частые ошибки приводили к увольнению работника и его замене новым. Такой подход в современных условиях становится не только не эффективным с точки зрения обеспечения потребностей в квалифицированной рабочей силе, но и попросту дорогостоящим. Работники кадровых служб давно ощущали потребность в более обоснованных и надежных процедурах. Повышение эффективности и надежности отбора связывается с последовательным проведением проверки деловых и личностных качеств кандидата, основанной на взаимодополняющих методах их выявления и источниках информации. Осуществляется поэтапный отбор кандидатур. Каждый раз отсеивают тех, кто обнаружил явное несоответствие предъявляемым требованиям. Одновременно применяют, по возможности, объективную оценку фактических знаний и степени владения кандидатом необходимыми производственными навыками. Таким образом формируется сложная многоступенчатая система проведения отбора человеческих ресурсов. Выделяются следующие этапы замещения вакантной должности специалиста или руководителя: - разработка требований к должности; в результате дальнейший поиск ограничивается претендентами, имеющими необходимую квалификацию для указанной работы; - широкий поиск претендентов; ставится задача привлечь для участия в конкурсе как можно больше кандидатов, отвечающих минимальным требованиям; - проверка претендентов с использованием ряда формальных методов в целях отсева худших, проводимая кадровой службой; - отбор на должность из числа нескольких лучших кандидатур; обычно осуществляется руководителем с учетом заключения кадровых служб и данных различных проверок и испытаний. В проведении отбора участвуют линейные руководители и функциональные службы. Эти службы должны быть укомплектованы профессиональными психологами, чтобы использовать самые современные методы. Непосредственный руководитель, а иногда и более широкий круг руководителей участвуют в отборе на начальном и заключительном этапах. Им принадлежит решающие слово при установлении требований к должности и выборе конкретного работника из числа отобранных кадровой службой. Найму работника предшествует четкое представление о функциях, которые он будет исполнять, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействиях в организации. Исходя из заранее сформулированных требований, выбирают подходящих людей на конкретную должность, и их соответствию этим требованиям придается большое значение. В этом отношении философия отбора персонала на американских фирмах отличается от философии современной японской системы управления. При отборе работников в меньшей степени, чем в США, обращают внимание на специальные знания, навыки и практический опыт, необходимые для немедленного вхождения в должность, сосредотачивая внимание на личностном потенциале и качестве образования. Объясняется это тем, что японский рабочий или служащий принимается в организацию, как правило, на очень длинный срок. Даже выпускники лучших вузов в Японии первоначально зачисляются на рядовые должности. Специальное обучение в части приобретения конкретных производственных навыков и опыта происходит на самой фирме. Отбор в высшие и среднее звено управления также проводится преимущественно из работников самой фирме и с учетом принципа старшинства. Вся система работы с кадрами в крупных фирмах приспособлена к пожизненному найму. При всей перспективности японской модели очевидно, что за редким исключением она не может быть рекомендована и реализована в нынешней ситуации экономического кризиса и неопределенности условий хозяйственной деятельности отечественных организаций. В практике работы с кадрами руководителей выделяют четыре принципиальные схемы замещения должностей: замещение опытными руководителями и специалистами, подбираемыми вне организации, замещение молодыми специалистами, выпускниками вузов; продвижение на вышестоящую должность собственных сотрудников, имеющее целью заполнение образовавшейся вакансии, а также сочетание продвижения с ротацией в рамках подготовки резерва руководителей. При отборе на должности руководителей исходят из необходимости поиска кандидатов, в наибольшей степени отвечающих всем предъявляемым требованиям. Организации сегодня предпринимают серьезные усилия по развитию собственных сотрудников, повышению их квалификации и практической подготовке к воспитанию у них большой ответственности. Однако при этом в организации возможна нехватка квалифицированных кандидатов. Во всех случаях (включая хорошую работу с резервом) считается необходимым замещением должностей руководителей и специалистов проводить на конкурсной основе, т. е. рассмотрением нескольких кандидатур на место, желательно с участием внешних кандидатов. При отборе на должность из числа работников организации важно иметь в виду, что оценка их деятельности не дает полной информации о возможностях работника при продвижении на вышестоящую должность или переводе на какую-то иную. Многие работники теряют эффективность при перемещении с одного уровня на другой или с работы функционального характера на должность линейного руководителя и наоборот. Переход от работы с однородными функциями на работу с функциями разнородными, от работы, ограниченной главным образом внутренними отношениями, на работу с многочисленными внешними связями – все эти перемещения предполагают значительные изменения, которые ослабляют ценность итогов оценки деятельности как показателя будущих успехов. В американской практике признано, что правильные кадровые решения не могут быть найдены до тех пор, пока требования к должности не определены настолько хорошо, что отдельные кандидаты могут быть соизмерены относительно установленных нормативов. При определении требований к кандидатам на должность руководителей в американских фирмах базируются на правилах, которые можно сформулировать следующим образом. 1. Всякий выбор должностного лица есть неизбежный компромисс – даже лучшие работники имеют недостатки, ключом к отбору должно служить ясное представление о том, какие качества являются действительно необходимыми для данной должности, а какими при необходимости можно пренебречь. 2. Разные комбинации качеств могут быть равноценными для исполнения должности. 3. Руководители и специалисты должны обратить внимание на часто допускаемую ошибку и при установлении требований к должности проводить четкое различие между качествами, которые нужно обязательно иметь перед поступлением на работу, и теми, которые можно приобрести уже после поступления. Не следует вводить без необходимости дополнительных требований к квалификации. В отношении должности, на которую мало претендентов, это особенно не желательно. В таких случаях требования к должности надо ограничить качествами, при отсутствии которых кандидат не сможет выполнять работу. 4. Повышение требований к качествам сегодня может сказаться на недооценке общего потенциала работника и квалификации, на которую будет предъявлен спрос в будущем. 5. Четкое определение требований к должности должно исключить неизбежный субъективизм оценок. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|