реферат, рефераты скачать
 

Повышение прибыли и рентабельности предприятия на примере ОАО Волгогазоаппарат


экономической точки зрения торговая надбавка является частью стоимости

товара и особым самостоятельным элементом цены. Особенность эта заключается

в том, что здесь объединяются два различных по своему экономическому

значению элемента цены – затраты и чистый доход.

Планирование валовой прибыли – одна из важнейших стадий экономического

обоснования финансового плана предприятия, определения чистой прибыли.

Плановые расчеты валовой прибыли базируются на его анализе за

предшествующий период. Проведение анализа валовой прибыли проводят на

основании приложения Б.

В 2003 г. предприятие получило сверхплановой валовой прибыли на 3726

тыс.руб. (54026 – 50300), что явилось результатом воздействия среднего

уровня валовой прибыли на 0,75% (16,47 – 15,72).

Необходимо также определить влияние факторов на сумму валовой прибыли.

Влияние перевыполнения плана на сумму валовой прибыли определяют умножением

планового уровня валовой прибыли на величину перевыполнения плана

товарооборота.

[pic] тыс.руб.

Влияние изменения среднего уровня валовой прибыли на сумму валовой

прибыли:

[pic] тыс.руб.

Сумма влияние двух факторов соответствует сумме отклонения

фактических доходов от плановых:

[pic] тыс.руб.

Размер снижения уровня валовой прибыли к 2002 г.: 21,04 – 16,47= 4,57

Таблица 3.2 – Расчет валового дохода от реализации ОАО

«Волгогазоаппарат» на 2004 г.

|Показатели |Сумма |

|1. Торговая надбавка, % |25 |

|2. Планируемый товарооборот, тыс. руб. |415457 |

|3. Сумма торговой надбавки, тыс. руб. |103864 |

|4. Ставка НДС, % |20,0 |

|5. Сумма НДС, тыс. руб. |20773 |

|6. Валовой доход, тыс. руб. |57015 |

Валовую прибыль предприятие запланировало в сумме 57015 тыс.руб.,

торговая надбавка при этом составляет 25%. Это выше среднего процента 2003

г. на 3,96% (25% – 21,04%). Сумма валовой прибыли 2003 г. ниже ожидаемой в

2004 г. на 2989 тыс.руб. (57015 – 54026). Увеличение суммы валовой прибыли

влияет на суммы прибыли.

3.3 Прогнозирование издержек обращения

Планирование издержек обращения направлено на ликвидацию излишних

расходов, а также на то, чтобы при высоком качестве торгового обслуживания

обойтись наименьшими потерями. Поэтому на предприятии важным этапом

планирования затрат является их анализ. Анализ издержек обращения

необходимо проводить потому, что издержки обращения при неизменных торговых

надбавках – основной фактор обеспечения рентабельности работы предприятия.

Следующим этапом анализа является исследование состава издержек

обращения. Каждую статью издержек обращения предприятие тщательно

анализирует. Оно ищет пути и разрабатывает мероприятия по сокращению

издержек обращения. Так, для сокращения транспортных расходов предприятие

добивается за счет полной загрузки машин уменьшение порожнего пробега.

Использование прицепов и тягачей, расширение централизованной и кольцевой

доставки товаров.

Таблица 3.3 - Планирование по статьям издержек ОАО «Волгогазоаппарат»

(в сопоставимых ценах, тыс. руб.)

|Статьи |2000 |2001 |2002 |2003 |Отклонени|Прогноз|Отклонение |

|издержек | | | | |е (2003 |на 2004|прогноз 2004|

|обращения | | | | |-2002) | |- факт 2003 |

| | | | | | | |(+;-) |

|Расходы по |17828 |30714|52254 |70228 |17974 |78022 |7794 |

|оплате труда | | | | | | | |

|Отчисления на|6012 |9000 |14592 |20482 |5890 |23175 |2693 |

|социальные | | | | | | | |

|нужды | | | | | | | |

|Амортизация |1872 |2169 |2459 |4922 |2463 |6303 |1381 |

|основных | | | | | | | |

|средств | | | | | | | |

|Плата за |9205 |11657|15374 |15466 |92 |15581 |115 |

|электро- и | | | | | | | |

|теплоэнергию | | | | | | | |

|Расходы на | | |306 |238 |-68 |252 |14 |

|рекламу | | | | | | | |

|Затраты по |4396 |8016 |7225 |25621 |18396 |12605 |-13016 |

|оплате % за | | | | | | | |

|пользование | | | | | | | |

|займами | | | | | | | |

|Прочие |6428 |6042 |13565 |14333 |768 |12311 |-2022 |

|расходы | | | | | | | |

|Итого: |45741 |67598|105775|151290|45515 |148249 |-3041 |

На основе данных таблицы построим диаграмму.

[pic]

Рисунок 3.2 – Прогноз издержек на 2004 г.

В основу планирования фонда оплаты труда берется штатное расписание, в

котором прогнозируется численность работников, месячные оклады и на их

основе фонд заработной платы на месяц, квартал, год. На 2004 год изменений

в штатном расписании не планируется. Руководство предприятия планирует

повысить среднюю заработную плату работников, что приведет к увеличению

расходов на оплату труда работников на 7794 тыс.руб. (78022 – 70228).

Экономическое обоснование плана прибыли от реализации ОАО

«Волгогазоаппарат» на 2004 г. (табл. 3.4).

В 2004 г. ожидается увеличение прибыли от реализации до 31327 тыс.руб.

за счет увеличения объемов продаж на 87397 тыс.руб., снижения издержек

обращения на 3041 тыс.руб., эффективной работы высоко квалифицированных

специалистов и работников предприятия.

Для определения коммерческо-финансовой эффективности работы

предприятия используются коэффициент прибыльности продажи. Он определяется

отношением суммы прибыли от реализации к товарообороту. В 2004 г.

планируется повышение рентабельности на 0,016 % (0,075 – 0,059).

Таблица 3.4 - Прогнозирование прибыли от реализации на 2004 г. (тыс.

руб.)

|Показатели |2000 |2001 |2002 |2003 |Прогноз на |Отклонение |

| | | | | |2004 |прогноз 2004|

| | | | | | |- факт 2003 |

| | | | | | |(+;-) |

|Товарооборот |161544 |203649 |256953 |328061 |415457 |87396 |

|Валовой доход | | | | | | |

| В сумме | 27119 |36187 |54059 |54026 |57015 |2989 |

| В % к |16,8 |17,8 |21 |16,5 |13,7 |-2,8 |

|обороту | | | | | | |

|Издержки | | | | | | |

|обращения | | | | | | |

| В сумме |45741 |67598 |105775 |151290 |148249 |-3041 |

| В % к |28,3 |33,2 |41,2 |46,11 |35,7 |10,4 |

|обороту | | | | | | |

|Прибыль от |10955 |14780 |22898 |19458 |31327 |11869 |

|реализации | | | | | | |

|Рентабельность |0,068 |0,073 |0,089 |0,059 |0,075 |0,016 |

|продаж | | | | | | |

На основе данных таблицы построим диаграмму.

[pic]

Рисунок 3.3 – Прогнозирование прибыли от реализации на 2004 г.

[pic] Рисунок 3.4 – Прогнозирование рентабельности продаж на 2004 г.

3.4 Прогнозирование валовой прибыли и прибыли остающейся в распоряжении

предприятия

Валовая прибыль предприятия представляет собой сумму прибыли от

реализации и доходов от внереализационных операций, уменьшенную на сумму

расходов по этим операциям. В 2004 г. ожидается уменьшение суммы

внереализационных доходов на 187 тыс.руб. и они составят 4247 тыс.руб.

(4434 – 187). Планируется сдача в аренду еще 2 складских помещения. В то же

время планируется снижение операционных расходов на 134 тыс.руб.

Прогнозирование прибыли остающейся в распоряжении предприятия

рассматривается в таблице 3.5.

Ожидается увеличение чистой прибыли в 2004 г. на 6082 тыс.руб. и она

будет равна 16051 (9969 + 6082), что на 38 % больше, чем в 2003 году. При

этом налог на прибыль составит 5282 тыс.руб.

Рентабельность предприятия определяется отношением чистой прибыли к

средней величине собственного капитала. В 2004 г. прогнозируется повышение

рентабельности предприятия ОАО «Волгогазоаппарат» до 0,039, она вырастет по

сравнению с 2003 годом на 0,009 % (0,039 – 0,03). Это свидетельствует о

повышении эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Таблица 3.5 - Прогнозирование прибыли, остающейся в распоряжении ОАО

«Волгогазоаппарат» в 2004 г. (тыс.руб.)

|Показатели |2000 |2001 |2002 |2003 |прогноз |Отклонение |

| | | | | |на 2004 |прогноз 2004 –|

| | | | | | |факт 2003 |

| | | | | | |(+;-) |

|Прибыль от реализации |10955 |14780 |22898|19458 |31327 |11869 |

|Прочие |766 |3417 |4647 |4434 |4247 |-187 |

|внереализационные | | | | | | |

|доходы | | | | | | |

|Прочие операционные |14249 |1746 |3427 |3172 |3038 |-134 |

|расходы | | | | | | |

|Прибыль до |8629 |10373 |19654|13250 |21333 |8083 |

|налогообложения | | | | | | |

|Налог на прибыль |2225 |3224 |7691 |3281 |5282 |2001 |

|Чистая прибыль |6404 |7149 |11963|9969 |16051 |6082 |

|Рентабельность продаж |0,04 |0,035 |0,046|0,03 |0,039 |0,009 |

|по чистой прибыли | | | | | | |

На основе данных таблицы построим диаграмму.

[pic]

Рисунок 3.5 – Прогнозирование прибыли, остающейся в распоряжении

предприятия на 2004 г.

[pic]

Рисунок 3.6 – Рентабельность продаж по чистой прибыли, прогноз на

2004 г.

3.5 Резервы увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности

Расчеты плана прогноза на 2004 г. позволяют определить следующие

резервы увеличения прибыли:

1. Получить дополнительную прибыль в сумме 5187 тыс. руб. за счет

прироста товарооборота на сумму 87397 тыс. руб. Прирост товарооборота ОАО

«Волгогазоаппарат» прогнозируется за счет повышения объемов продаж. Для

этого предприятие ищет новые пути сбыта товаров, привлекает частных

предпринимателей, другие торговые фирмы, руководство старается правильно

выбрать ассортимент продаваемых товаров в зависимости от сезона,

расширением торговой сети по городу, области, регионам.

Кроме того, увеличение товарооборота планируется за счет повышения

качества продукции. Качество продукции ОАО «Волгогазоаппарат» несколько

выше, чем качество основных конкурентов. В тоже время есть ряд недостатков,

которые очевидны и на которые неоднократно обращали внимание покупатели,

поэтому в целях улучшения своей позиции на рынке и повышения

конкурентоспособности продукции предприятия необходимо учесть следующие

замечания:

- Эмаль (краска) должна быть белой, чуть с голубизной и главное

однотонной на комплектующих деталях внешнего вида;

- Стеклу духовки требуется улучшенный дизайн;

- Ручки крана должны сочетаться с цветом плиты и иметь более современный

дизайн;

- Улучшить конструкцию фиксаторов крышки стола;

- Шарнир дверцы духовки должен иметь плавный ход и не скрипеть;

- Ручку духовки заменить на цельную литую из пластмассы и крепление

усилить;

- Сделать крановый щиток шире, чтобы уменьшить зазор между крышкой

духовки и скрыть крепежные болты;

- При сборке уделять внимание щелям между деталями плиты, по возможности

их уменьшить;

- Создать возможность регулирования положения плиты по высоте;

- Улучшить крепление электророзжига и реализовать возможность его

регулировки;

- Придать решетке стола современный дизайн или заменить другой

конструкцией. Уменьшить количество консервирующей смазки, так как

после распаковки решетка стола остается замасленной;

- Улучшить упаковку, заменить металлическую ленту на пропиленовую,

поставить дополнительную обрешетку, чтобы избежать повреждений плиты

во время транспортировке.

Хотелось бы отметить одну из важнейших особенностей рынка товаров

бытового назначения – это ярко выраженное влияние научно-технического

прогресса на спрос, а следовательно, приоритетное значение морального

износа товаров по сравнению с физическим. Поэтому необходимо постоянно

производить модернизацию плиты во всех отношениях.

2. Ожидается повышение цен на продукцию, особенно на модели,

пользующиеся большим спросом у населения. К таким моделям можно отнести

1447 «Электа», 14101 «Лада», 12101 «Лада-2».

3. За счет снижения издержек обращения планируется получить прибыль

6682 тыс. руб. Экономия издержек обращения по расчету на 2004 г. составит

3041 тыс. руб.

4. Отложенный спрос начал активно реализовываться и, следовательно

объем продаж газовых плит резко увеличился. Причина проста: значительный

рост активности населения связан с огромными потребностями в замене газовых

плит, срок эксплуатации которых давно истек.

5. Также продажи возрастут из-за резкого роста строительства новых

домов (в 70% квартир используются газовые плиты), а также газификации ранее

негазифицированных районов.

6. Максимальную скидку увеличить до 15 – 20% - дилерам, до 5 – 10%

-постоянным покупателям, при объемах более 24 штук, разовым покупателям до

3 – 5%, что позволит оживить спрос на продукцию предприятия. Предоставить

отдаленным покупателям возможность 50 % предоплаты, последующие 50 % - по

отгрузке или по факту получения товара. Не упускать возможности по рекламе,

проводимая торговым центром акция по замене плиты без рекламы может

привести к неудаче.

Выводы

Прибыль является основным показателем оценки финансово-хозяйственной

деятельности предприятия. В дипломной работе раскрыты основные понятия

прибыли, ее виды, источники формирования и резервы ее увеличения. Основные

аспекты управления прибылью и рентабельностью в работе рассмотрены на

примере предприятия ОАО «Волгогазоаппарат».

Основным источником прибыли любого торгового предприятия является

прибыль от основной, т.е. от торговой деятельности. Поэтому анализ прибыли

от реализации товаров является основой системы управления прибылью и

рентабельностью торгового предприятия.

Анализ прибыли позволил выявить основные факторы, влияющие на ее

уровень: объем товарооборота, уровень валового дохода, уровень издержек

обращения.

Так анализ показал, что на предприятии в 2003 г. товарооборот вырос по

сравнению с предшествующим годом на 71108 тыс. руб., т.е. темп роста – 27,7

%. При этом план товарооборота был перевыполнен на 102,5 %. Рост

товарооборота сопровождался, соответственно, ростом валового дохода и

издержек обращения. Однако темп роста валового дохода опережал темп роста

издержек обращения. Эти два фактора обеспечили соответствующий темп роста

прибыли от реализации товаров. Дальнейший детальный анализ издержек

обращения позволил установить резервы повышения прибыли.

Коммерческая деятельность любой торговой организации должна

соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется

достижением максимального результата при минимальных затратах. Для этого в

работе представлена система показателей рентабельности, которые позволяют

оценить эффективность преобразования ресурсов в результаты. Так, в 2003 г.

экономическая деятельность ОАО «Волгогазоаппарат» была рентабельной

(Рентабельность продаж по чистой прибыли – 3%, рентабельность собственного

капитала – 16,4 %).

В результате проведенного факторного анализа прибыли были выявлены

резервы ее повышения, что позволило разработать план по прибыли на

следующий год.

На основе расчета плана прогноза по товарообороту, валовым доходам,

издержкам обращения, спрогнозировано увеличение прибыли в 2004 г. на 11869

тыс.руб. (за счет снижения издержек обращения на 6682 тыс.руб. и за счет

перевыполнения плана товарооборота на 5187 тыс. руб.). При этом

соответственно прогнозируется повышение рентабельности продаж предприятия

до 3,9 %.

Заключение

Главная цель производственного предприятия в современных условиях -

получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления

капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия

составляют основную задачу управленца.

Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и

предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия

в целом. Если дела на предприятии идут самотеком, а стиль управления в

новых рыночных условиях не меняется, то борьба за выживание становится

непрерывной.

Из первой части стало ясно, что для повышения эффективности работы

предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения

объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ,

услуг), роста прибыли. К факторам, необходимым для определения основных

направлений поиска резервов увеличения прибыли относятся:

- природные условия, государственное регулирование цен, тарифов и др.

(внешние факторы);

- изменение объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов

(внутренние производственные экстенсивные факторы);

- повышение производительности оборудования и его качества, ускорение

оборачиваемости оборотных средств и др.(интенсивные);

- снабженческо-сбытовая деятельность, природоохранная деятельность и др.

( внепроизводственные факторы).

В этой главе рассмотрен процесс анализа:

- состава и структуры балансовой прибыли;

- факторов формирования балансовой прибыли предприятия и анализ оценки

ее динамики;

- прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и от прочей реализации;

- анализ прибыли (убытки) от внереализационных операций, анализ факторов

формирования прибыли от финансово-хозяйственной деятельности;

- состава и структуры налогооблагаемой прибыли.

В ходе анализа проведенного во второй части работы были выявлены

резервы роста прибыли за счет нескольких факторов:

- за счет увеличения объема реализации продукции;

- за счет снижения себестоимости товарной продукции;

- за счет повышения среднереализационных цен вследствие оптимизации

структуры реализации продукции.

Из вышеперечисленного можно сделать следующие предложения:

А) Во-первых, для получения максимальной прибыли предприятие должно

наиболее полно использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы, и в

первую очередь оно должно использовать выявленный резерв по производству на

имеющемся у него оборудовании дополнительной продукции. Увеличение выпуска

снижает издержки на единицу продукции, т.е. затраты на ее изготовление в

расчете на единицу продукции снижаются, а следовательно, снижается

себестоимость, что в конечном итоге ведет к увеличению прибыли от

реализации продукции. Ну а кроме этого, дополнительное производство

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.