| |||||
МЕНЮ
| Билеты к экзамену по менеджментуБилеты к экзамену по менеджменту1. Предмет и сущность менеджмента. Менеджмент - как управление возникло как объективная необходимость. Менеджмент согласовывает деятельность людей по достижению цели. Становление теории менеджмента проходило постепенно, связано с Тейлором. Основное кредо: наблюдения, замеры, хронометрирование и анализ операций ручного труда с целью рационализации действий работника. В СССР занимался Гастев, писал о научной организации труда: 1. Работнику необходимо доступно объяснить ценности предприятия, цель и он хорошо будет работать. 2. Создать хорошие условия труда (цвет, свет т.д.) На европейском континенте изучением менеджмента занимался Анри Фойель - основные идеи управленческие. Он сформировал основные функции: анализ, прогнозирование, планирование, организация, руководство, координация, контроль, заканчивается конечным результатом, а так же виды деловой активности: техническая, коммерческая, финансовая, учетная, по обеспечению безопасности, управленческая. Вебер как надо управлять? Бюрократизм - способ обособления групповых интересов - ставит личные интересы выше государственных. Идеальная бюрократия по Веберу: - вся деятельность организации расчленяется - иерархия; - пребывание в должности зависит от компетенции (т.е. что вы знаете, а не кого вы знаете) - деятельность организации регулируется правилами, инструкциями и т.д.; - руководитель управляет подчиненным в духе формалистической безличности, т.е. без гнева и пристрастия; - служащие защищены от произвола и увольнений; - рационально действующий менеджер хорошо информирован. Теория X, Y, Z - 60 годы Грегор. Теория X- главное в управлении людьми хорошо налаженный контроль менеджера, Y - принцип распределения ответственности, Z -принцип корпоративного управления. Закон коллективизма. Автократическая модель управления основывается на: власти, директиве, авторитете, персональной зависимости, исполнении. Экономическая модель управления: экономическое принуждение, материальное поощрение, мотивация, экономическое стимулирование, инициатива. Новая модель управления: творческое участие (по поводу того, как лучше сделать работу(, коллективизм и моральные стимулы, приверженность (к работе, фирме, начальнику, коллективу), экономическое и моральное стимулирование, тотальное творчество. Предмет и сущность менеджмента. Менеджмент - это процесс управления в организациях, наука об управлении, искусство управления и люди, составляющие орган управления. В менеджменте, как науке об управлении в организациях разделяют общий и специальный менеджмент. Общий менеджмент - изучает принципы и закономерности управления социально- экономическим процессами, функции управления, управленческий цикл, стратегическое управление, мотивацию, лидерство. Специальный менеджмент - рассматривает управление специфическими объектами (менеджмент в сфере услуг, муниципальный менеджмент, финансовый менеджмент), Объекты общего менеджмента являются люди в организациях и совокупность отношений между ними, возникающих в процессе управления этими организациями. Объект спец. менеджмента - особые отношения между людьми в организациях, отражающие специфику этих организаций, а так же некоторые виды специальных процессов (направленные финансовые потоки или инвестиционные процессы). Предметом менеджмента является совокупность элементов системы управления: экономический механизм, организационные структуры, маркетинг, персонал, информация, корпоративная культура, поведение людей в организациях и др. Функции менеджмента: целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, координация, принятие решений, мотивация, контроль и учет. 2. Специфика менеджмента в государственной службе Менеджмент - это процесс управления в организации, наука об управлении, искусство управления и люди, составляющие орган управления. Менеджмент в государственной службе - это специальный менеджмент, который изучает особые черты специфики, тенденции, отличающие менеджмент государственной структуры от коммерческого. Реализация каждой функции менеджмента и в госслужбе проявляются прежде всего в целях, методах оценки результатов, формах отчетности, процедурах контроля ответственности и системы стимулов. 1. Цель - развитие региона, защита слабо обеспеченных слоев населения и т.д. 2. В государственной структуре методом оценки результатов является уровень доходов, в коммерческой организации - доход. 3. Государство отчитывается перед избирателями - форма отчетности, коммерческой - перед акционерами. 4. Степень ответственности - государство несет ответственность перед народом. 5. Система стимулов в коммерческой организации - материальное стимулирование. В государственной службе - льготы, социальные привилегии (бесплатное лечение, обучение и т.д.) Реализация функций в государственной службе - планирование, прогнозирование, целеполагание. Государственная структура формирует целевые программы. Формирует: собственную финансовую политику; собственную инфраструктуру. В производственной структуре формируется цель - стабильность заказа, получение прибыли. Сфера услуг, производство товара на своей территории. Мотивация - в сфере: определенных социальных гарантий; продвижения; контроля. Менеджмент в государственной службе 1. В новом подходе - конкуренция по предоставлению услуг. 2. В традиционном менеджменте - монополия по предоставлению услуг. В традиционном менеджменте - человек - помеха деятельности, в новом подходе человек - клиент. |традиционный менеджмент |новый подход | |1. монополия |конкуренция | |2. человек помеха |человек клиент | |3. механизм бюрократии |механизм - рынок | |4. существуют определенные правила|менеджмент участник (формирование команды под| |и процедуры |какую-то программу) | |5. борьба с проблемой |предотвращение проблем | |6. измерение затрат |измерение результата | |7. контроль бюрократический |общественный контроль (отчет перед | | |населением) | Реализация каждой функции менеджмента в государственной службе обладает соответствующей спецификой. - планирование и прогноз в государственных учреждениях обычно исходит из целей, устанавливаемых вышестоящими органами, а в конечном счете - народом на основе демократического выбора; - организация государственной службы. как правило имеет более иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры. Поэтому в рамках государственной службы складывается особый. административно-бюрократический стиль управления, который имеет много общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих организациях; - мотивация в государственной службе в меньшей мере основывается на денежном вознаграждении и в большей мере на стимулах не денежного характера (престижа, выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей карьеры и т.д.); - контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляется вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми, как непосредственно, так и с помощью 3. Субъект, объект и принципы менеджмента. Менеджмент - процесс управление в организациях, наука об управлении, искусство управления и люди составляют орган управления. Объектом менеджмента являются люди в организациях и совокупность отношений между ними, возникающих в процессе управления этими организациями. Принципы - руководящее правило, которому необходимо следовать при выполнении той или иной задачи. Принципы носят объективный характер: 1. Общенаучный (философия, экономика). 2. Общая теория управления, закономерности, которые являются регуляторами. 3. Специальная теория управления. Общие принципы управления: 1. Эффективность. т.е. максимализация эффективности (= результат : затраты). 2. Принцип ориентации на разные критерии: социальные, экономические, экологические. 3. Принцип системности или комплексности (нельзя решать одну проблему без учета другой. только прямых и обратных существенных связей). 4. Сочетание стратегического и оперативного. 5. Принцип оптимального сочетания рыночного и нерыночного. 6. отраслевого и территориального. Принципы, обеспечивающие функционирование объекта: 1. Принцип оптимизации - какое решение должен принять руководитель, сконцентрировав всю полноту власти в своих руках или раздать большую часть своим коллегам? Чему отдать предпочтение - централизации или децентрализации? Какая структура управления в конкретной производственной ситуации является оптимальной? 2. Принцип делегирования полномочий - передача своих возложенных обязанностей компетентным сотрудникам. 3. Принцип соответствия: Основа (Тейлор): выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя. Необходимо использовать это каждому руководителю при подборе и расстановке кадров и в первую очередь при оценке собственных возможностей. 4. Принцип автоматического замещения отсутствующего. 5. Принцип первого руководителя: при выполнении важного задания контроль осуществляется первым лицом. 6. Принцип одноразового ввода информации: однажды введенная в долгосрочную память компьютера информация может использоваться неоднократно. Субъекты - производители, посредники, потребители, а также социальные институты, органы управления, сфера торговли, СМИ, системы образования. 4. Основные функции менеджмента. Менеджмент - процесс управления в организациях. наука об управлении. искусство управления и люди, составляющие органы управления. Функции: целеполагание (миссия), прогнозирование, планирование, определение приоритетов, организация, координация, принцип решений, мотивация, контроль и учет, взаимодействие с внешними организациями (паблик рилейшин). Все функции менеджмента взаимно дополняют друг друга,. раскрывая его сущность. Реализация каждой функции менеджмента и в госслужбе проявляются прежде всего в целях. методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля ответственности и системы стимулов. Реализация каждой функции менеджмента в государственной службе обладает соответствующей спецификой. - планирование и прогноз в государственных учреждениях обычно исходит из целей, устанавливаемых вышестоящими органами, а в конечном счете - народом на основе демократического выбора; - организация государственной службы, как правило, имеет более иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры. Поэтому в рамках государственной службы складывается особый, административно-бюрократический стиль управления, который имеет много общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих организациях; - мотивация в государственной службе в меньшей мере основывается на денежном вознаграждении и в большей мере на стимулах не денежного характера (престижа, выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей карьеры и т.д.); - контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляется вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми, как непосредственно, так и с помощью 5. Стратегический менеджмент Стратегия - искусство генерала, основные направления действий, каковы виды деятельности и направление главного удара, всесторонний обобщающий план достижения целей. Общая генеральная цель - что, когда, кому и как делать. Миссия - для чего существует организация, причины ее существования; какую потребность удовлетворяют; каковы основные принципы ее действия. Цели: - измеримые; - ориентированные по времени; - взаимоподдерживающие; - достижимые. Внешняя среда - макроэкономическая среда (должна учитываться в любой деятельности); конкурентная; конъюнктурная; политическая; военная; демографическая; этническая; социально-психологическая. SWOT анализ - сильные стороны (факторы), слабые стороны, возможности, угрозы. Анализ внутренних слабых сторон: маркетинг, финансы, человеческие ресурсы, непосредственное производство, культура организации. Выбор стратегии Возможные типы стратегии: бурный рост; ограниченный рост (включая нулевой); сокращение; срочная ликвидация. |темпы | |Матрица Бостонской консультационной группы| | |роста | | | | | |дикая кошка |супер звезда| | | |высокие |темпы роста | | | |темпы роста |высокие | | | | |прибыль | | | | |высокая | | | |собака на |дойная | | | |сене прибыли|корова | | | |нет, ресурсы|прибыль | | | | |высокая | | | |отвлекаются,|темпы роста | | | |темпа роста |низкие | | | |нет | | | | | | |Прибыль | - дойная корова рано или поздно становится собакой на сене - дикие кошки тяготеют к собаке на сене - супер звезда превращается в дойную корову - дикая кошка может перерасти в супер звезду. Реализация стратегии: составляет выполнение ее оперативного плана. Контроль: по целям; по критериям и показателям; централизованный и децентрализованный; гибкий; ориентированный на результат. Ключевые характеристики конкурентной стратегии фирмы: - своя ниша на рынке (монополистическая позиция. никто не делает то, что я); - иновантивность; - забота о качестве ; - быстрота; - малый размер; - партнерский характер; - международная деятельность; - добавленная стоимость за счет квалификации. Дополнительные факторы успешной стратегии фирмы в России: - сфера действий (торговля, недвижимость, финансы, экспортное производство); - поддержка правительственных структур; - монополизм; - принадлежность к растущей отрасли производства. Стратегическое планирование - определяет основные цели и направления действия организации и обеспечивает достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ и создание новых. 6. Организационные структуры управления. Структура - система элементов обеспечивающая свое существование. Стыковка различных элементов это уже организация. Организационная структура управления - является социально-экономической категорией, характеризующей отношения совокупности звеньев аппарата управления и существующих между ними организационных связей, выражающих воздействие и координацию элементов, внутреннюю форму организации системы, ее статистику, тогда как организационные отношения обеспечивают тесноту и эффективность структурных связей. Старая организационная структура Организационные структуры имеют три сферы применения: государственную - три уровня: федеральный, региональный и казенных предприятий; коммерческие - охватывают различные уровни, малого, среднего и крупного предпринимательства в различных организационных формах (это кооперативы, концерны, холдинги ФПГ и т.д.); общественные - структуры в настоящее время приобретают экстраординарный характер. Это представительные и судебные органы, государственные общественные фонды, органы самоуправления, политические движения и партии. При формировании рыночной экономики характерным становится перераспределение функций между различными органами государственного, коммерческого и общественного управления, делегирование функций не только сверху вниз, но и снизу вверх. В процессе морального старения структуры управления, происходит ее замена на более перспективные, адекватные социально-рыночной среде экономического развития. Субъективные факторы в условиях командно-административной системы очень большая роль ( волевые решения, мнение и борьба политических лидеров) происходит подмена интересов общества интересами руководителей, являющихся представителями государственной собственности, волевым образом декларирующим ее перераспределение. Ведомственный синдром присвоение себе функции собственника средств производства, парадоксально то, что в процессе перехода к рыночной экономике отраслевые органы продолжают распоряжаться собственностью, применяя новые организационные структуры (акционерные формы, государственный заказ в виде целевых федеральных и региональных программ и т.д.). Это будет происходить до тех пор, пока не будет подготовлено единое правовое поле. Типы организационных структур экстенсивный (командно-административный) - централизм, бюрократизм, негибкость, слабая стратегия, командное управление. интенсивный (товарный, рыночный) - социально-ориентированные рыночные отношения. При недостаточной согласованности управления по вертикали власти (Федерация - регион- муниципалитет) возникают большие проблемы, связанные с формированием социально-ориентированных рыночных отношений в центре и на местах. 7. Культура организации и ее формирование. Организационная культура - специфическая характерная для данной организации система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной деятельности, способа постановки и организации дела. Корпоративная культура (КК) - то, что определяет, что хорошо и что плохо для фирмы. Свод писанных и неписаных правил, некий образ поведения. КК определяет все - от внешнего вида до образа мыслей. Культура организации - мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать лояльность и облегчать общение. Организационная культура формируется в процессе совместного преодоления людьми, работающими в данной организации, трудностей внешней адаптации и внутренней интеграции. К трудностям внешней адаптации относится все, что связано с выживанием организации во внешнем окружении - определение своей рыночной ниши, установление контактов с партнерами и потребителями, выстраивание отношений с властями, победы в соревновании с конкурентами и т.д. Преодолевая трудности внешней адаптации, организация учится выживать. Результатом этого научения становятся согласованные представления о миссии (основном предназначении) организации, о целях. о средствах достижения этих целей, о критериях оценки результатов работы и о стратегиях корректировки направлений развития случаях неудач. Внутренняя интеграция - это становление отдельных людей коллектива в эффективную команду. К проблемам внутренней интеграции можно отнести: распределение власти, преодоление конфликтов между отдельными людьми или группами, притирку стилей работы, поведение, общения и т.д. Преодолевая трудности, связанные с объединением отдельных людей в единую команду, организация приобретает знания о том, как следует работать вместе. Формируются общие для всех: язык общения, критерии определения того, кто |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|