реферат, рефераты скачать
 

Билеты к экзамену по менеджменту


Билеты к экзамену по менеджменту

1. Предмет и сущность менеджмента.

Менеджмент - как управление возникло как объективная необходимость.

Менеджмент согласовывает деятельность людей по достижению цели.

Становление теории менеджмента проходило постепенно, связано с Тейлором.

Основное кредо: наблюдения, замеры, хронометрирование и анализ операций

ручного труда с целью рационализации действий работника.

В СССР занимался Гастев, писал о научной организации труда: 1. Работнику

необходимо доступно объяснить ценности предприятия, цель и он хорошо будет

работать. 2. Создать хорошие условия труда (цвет, свет т.д.)

На европейском континенте изучением менеджмента занимался Анри Фойель -

основные идеи управленческие. Он сформировал

основные функции: анализ, прогнозирование, планирование, организация,

руководство, координация, контроль, заканчивается конечным результатом, а

так же

виды деловой активности: техническая, коммерческая, финансовая, учетная,

по обеспечению безопасности, управленческая.

Вебер как надо управлять? Бюрократизм - способ обособления групповых

интересов - ставит личные интересы выше государственных. Идеальная

бюрократия по Веберу:

- вся деятельность организации расчленяется - иерархия;

- пребывание в должности зависит от компетенции (т.е. что вы знаете, а не

кого вы знаете)

- деятельность организации регулируется правилами, инструкциями и т.д.;

- руководитель управляет подчиненным в духе формалистической безличности,

т.е. без гнева и пристрастия;

- служащие защищены от произвола и увольнений;

- рационально действующий менеджер хорошо информирован.

Теория X, Y, Z - 60 годы Грегор.

Теория X- главное в управлении людьми хорошо налаженный контроль

менеджера, Y - принцип распределения ответственности, Z -принцип

корпоративного управления. Закон коллективизма.

Автократическая модель управления основывается на: власти, директиве,

авторитете, персональной зависимости, исполнении.

Экономическая модель управления: экономическое принуждение, материальное

поощрение, мотивация, экономическое стимулирование, инициатива.

Новая модель управления: творческое участие (по поводу того, как лучше

сделать работу(, коллективизм и моральные стимулы, приверженность (к

работе, фирме, начальнику, коллективу), экономическое и моральное

стимулирование, тотальное творчество.

Предмет и сущность менеджмента.

Менеджмент - это процесс управления в организациях, наука об управлении,

искусство управления и люди, составляющие орган управления. В менеджменте,

как науке об управлении в организациях разделяют общий и специальный

менеджмент.

Общий менеджмент - изучает принципы и закономерности управления социально-

экономическим процессами, функции управления, управленческий цикл,

стратегическое управление, мотивацию, лидерство.

Специальный менеджмент - рассматривает управление специфическими

объектами (менеджмент в сфере услуг, муниципальный менеджмент, финансовый

менеджмент),

Объекты общего менеджмента являются люди в организациях и совокупность

отношений между ними, возникающих в процессе управления этими

организациями.

Объект спец. менеджмента - особые отношения между людьми в организациях,

отражающие специфику этих организаций, а так же некоторые виды специальных

процессов (направленные финансовые потоки или инвестиционные процессы).

Предметом менеджмента является совокупность элементов системы управления:

экономический механизм, организационные структуры, маркетинг, персонал,

информация, корпоративная культура, поведение людей в организациях и др.

Функции менеджмента: целеполагание, прогнозирование, планирование,

организация, координация, принятие решений, мотивация, контроль и учет.

2. Специфика менеджмента в государственной службе

Менеджмент - это процесс управления в организации, наука об управлении,

искусство управления и люди, составляющие орган управления.

Менеджмент в государственной службе - это специальный менеджмент,

который изучает особые черты специфики, тенденции, отличающие менеджмент

государственной структуры от коммерческого.

Реализация каждой функции менеджмента и в госслужбе проявляются прежде

всего в целях, методах оценки результатов, формах отчетности, процедурах

контроля ответственности и системы стимулов.

1. Цель - развитие региона, защита слабо обеспеченных слоев населения и

т.д.

2. В государственной структуре методом оценки результатов является

уровень доходов, в коммерческой организации - доход.

3. Государство отчитывается перед избирателями - форма отчетности,

коммерческой - перед акционерами.

4. Степень ответственности - государство несет ответственность перед

народом.

5. Система стимулов в коммерческой организации - материальное

стимулирование. В государственной службе - льготы, социальные привилегии

(бесплатное лечение, обучение и т.д.)

Реализация функций в государственной службе - планирование,

прогнозирование, целеполагание. Государственная структура формирует целевые

программы.

Формирует: собственную финансовую политику; собственную инфраструктуру.

В производственной структуре формируется цель - стабильность заказа,

получение прибыли.

Сфера услуг, производство товара на своей территории.

Мотивация - в сфере: определенных социальных гарантий; продвижения;

контроля.

Менеджмент в государственной службе

1. В новом подходе - конкуренция по предоставлению услуг.

2. В традиционном менеджменте - монополия по предоставлению услуг.

В традиционном менеджменте - человек - помеха деятельности, в новом подходе

человек - клиент.

|традиционный менеджмент |новый подход |

|1. монополия |конкуренция |

|2. человек помеха |человек клиент |

|3. механизм бюрократии |механизм - рынок |

|4. существуют определенные правила|менеджмент участник (формирование команды под|

|и процедуры |какую-то программу) |

|5. борьба с проблемой |предотвращение проблем |

|6. измерение затрат |измерение результата |

|7. контроль бюрократический |общественный контроль (отчет перед |

| |населением) |

Реализация каждой функции менеджмента в государственной службе обладает

соответствующей спецификой.

- планирование и прогноз в государственных учреждениях обычно исходит

из целей, устанавливаемых вышестоящими органами, а в конечном счете -

народом на основе демократического выбора;

- организация государственной службы. как правило имеет более

иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры.

Поэтому в рамках государственной службы складывается особый.

административно-бюрократический стиль управления, который имеет много

общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих

организациях;

- мотивация в государственной службе в меньшей мере основывается на

денежном вознаграждении и в большей мере на стимулах не денежного характера

(престижа, выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей

карьеры и т.д.);

- контроль и оценка результатов в рамках государственной службы

осуществляется вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми,

как непосредственно, так и с помощью

3. Субъект, объект и принципы менеджмента.

Менеджмент - процесс управление в организациях, наука об управлении,

искусство управления и люди составляют орган управления.

Объектом менеджмента являются люди в организациях и совокупность

отношений между ними, возникающих в процессе управления этими

организациями.

Принципы - руководящее правило, которому необходимо следовать при

выполнении той или иной задачи. Принципы носят объективный характер:

1. Общенаучный (философия, экономика).

2. Общая теория управления, закономерности, которые являются

регуляторами.

3. Специальная теория управления.

Общие принципы управления:

1. Эффективность. т.е. максимализация эффективности (= результат :

затраты).

2. Принцип ориентации на разные критерии: социальные, экономические,

экологические.

3. Принцип системности или комплексности (нельзя решать одну проблему

без учета другой. только прямых и обратных существенных связей).

4. Сочетание стратегического и оперативного.

5. Принцип оптимального сочетания рыночного и нерыночного.

6. отраслевого и территориального.

Принципы, обеспечивающие функционирование объекта:

1. Принцип оптимизации - какое решение должен принять руководитель,

сконцентрировав всю полноту власти в своих руках или раздать большую часть

своим коллегам? Чему отдать предпочтение - централизации или

децентрализации? Какая структура управления в конкретной производственной

ситуации является оптимальной?

2. Принцип делегирования полномочий - передача своих возложенных

обязанностей компетентным сотрудникам.

3. Принцип соответствия: Основа (Тейлор): выполняемая работа должна

соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя.

Необходимо использовать это каждому руководителю при подборе и расстановке

кадров и в первую очередь при оценке собственных возможностей.

4. Принцип автоматического замещения отсутствующего.

5. Принцип первого руководителя: при выполнении важного задания

контроль осуществляется первым лицом.

6. Принцип одноразового ввода информации: однажды введенная в

долгосрочную память компьютера информация может использоваться

неоднократно.

Субъекты - производители, посредники, потребители, а также социальные

институты, органы управления, сфера торговли, СМИ, системы образования.

4. Основные функции менеджмента.

Менеджмент - процесс управления в организациях. наука об управлении.

искусство управления и люди, составляющие органы управления.

Функции:

целеполагание (миссия),

прогнозирование,

планирование,

определение приоритетов,

организация,

координация,

принцип решений,

мотивация,

контроль и учет,

взаимодействие с внешними организациями (паблик рилейшин).

Все функции менеджмента взаимно дополняют друг друга,. раскрывая его

сущность.

Реализация каждой функции менеджмента и в госслужбе проявляются прежде

всего в целях. методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля

ответственности и системы стимулов. Реализация каждой функции менеджмента в

государственной службе обладает соответствующей спецификой.

- планирование и прогноз в государственных учреждениях обычно исходит

из целей, устанавливаемых вышестоящими органами, а в конечном счете -

народом на основе демократического выбора;

- организация государственной службы, как правило, имеет более

иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры.

Поэтому в рамках государственной службы складывается особый,

административно-бюрократический стиль управления, который имеет много

общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих

организациях;

- мотивация в государственной службе в меньшей мере основывается на

денежном вознаграждении и в большей мере на стимулах не денежного характера

(престижа, выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей

карьеры и т.д.);

- контроль и оценка результатов в рамках государственной службы

осуществляется вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми,

как непосредственно, так и с помощью

5. Стратегический менеджмент

Стратегия - искусство генерала, основные направления действий, каковы

виды деятельности и направление главного удара, всесторонний обобщающий

план достижения целей. Общая генеральная цель - что, когда, кому и как

делать.

Миссия - для чего существует организация, причины ее существования;

какую потребность удовлетворяют; каковы основные принципы ее действия.

Цели: - измеримые; - ориентированные по времени; -

взаимоподдерживающие; - достижимые.

Внешняя среда - макроэкономическая среда (должна учитываться в любой

деятельности); конкурентная; конъюнктурная; политическая; военная;

демографическая; этническая; социально-психологическая.

SWOT анализ - сильные стороны (факторы), слабые стороны, возможности,

угрозы.

Анализ внутренних слабых сторон: маркетинг, финансы, человеческие

ресурсы, непосредственное производство, культура организации.

Выбор стратегии

Возможные типы стратегии: бурный рост; ограниченный рост (включая

нулевой); сокращение; срочная ликвидация.

|темпы | |Матрица Бостонской консультационной группы| |

|роста | | | |

| |дикая кошка |супер звезда| |

| |высокие |темпы роста | |

| |темпы роста |высокие | |

| | |прибыль | |

| | |высокая | |

| |собака на |дойная | |

| |сене прибыли|корова | |

| |нет, ресурсы|прибыль | |

| | |высокая | |

| |отвлекаются,|темпы роста | |

| |темпа роста |низкие | |

| |нет | | |

| | | |Прибыль |

- дойная корова рано или поздно становится собакой на сене

- дикие кошки тяготеют к собаке на сене

- супер звезда превращается в дойную корову

- дикая кошка может перерасти в супер звезду.

Реализация стратегии: составляет выполнение ее оперативного плана.

Контроль: по целям; по критериям и показателям; централизованный и

децентрализованный; гибкий; ориентированный на результат.

Ключевые характеристики конкурентной стратегии фирмы:

- своя ниша на рынке (монополистическая позиция. никто не делает то,

что я); - иновантивность; - забота о качестве ; - быстрота; - малый размер;

- партнерский характер; - международная деятельность; - добавленная

стоимость за счет квалификации.

Дополнительные факторы успешной стратегии фирмы в России:

- сфера действий (торговля, недвижимость, финансы, экспортное

производство); - поддержка правительственных структур; - монополизм; -

принадлежность к растущей отрасли производства.

Стратегическое планирование - определяет основные цели и направления

действия организации и обеспечивает достижение выбранных целей путем

использования имеющихся преимуществ и создание новых.

6. Организационные структуры управления.

Структура - система элементов обеспечивающая свое существование.

Стыковка различных элементов это уже организация. Организационная структура

управления - является социально-экономической категорией, характеризующей

отношения совокупности звеньев аппарата управления и существующих между

ними организационных связей, выражающих воздействие и координацию

элементов, внутреннюю форму организации системы, ее статистику, тогда как

организационные отношения обеспечивают тесноту и эффективность структурных

связей.

Старая

организационная

структура

Организационные структуры имеют три сферы применения:

государственную - три уровня: федеральный, региональный и казенных

предприятий;

коммерческие - охватывают различные уровни, малого, среднего и крупного

предпринимательства в различных организационных формах (это кооперативы,

концерны, холдинги ФПГ и т.д.);

общественные - структуры в настоящее время приобретают экстраординарный

характер. Это представительные и судебные органы, государственные

общественные фонды, органы самоуправления, политические движения и партии.

При формировании рыночной экономики характерным становится

перераспределение функций между различными органами государственного,

коммерческого и общественного управления, делегирование функций не только

сверху вниз, но и снизу вверх.

В процессе морального старения структуры управления, происходит ее

замена на более перспективные, адекватные социально-рыночной среде

экономического развития.

Субъективные факторы в условиях командно-административной системы очень

большая роль ( волевые решения, мнение и борьба политических лидеров)

происходит подмена интересов общества интересами руководителей, являющихся

представителями государственной собственности, волевым образом

декларирующим ее перераспределение.

Ведомственный синдром присвоение себе функции собственника средств

производства, парадоксально то, что в процессе перехода к рыночной

экономике отраслевые органы продолжают распоряжаться собственностью,

применяя новые организационные структуры (акционерные формы,

государственный заказ в виде целевых федеральных и региональных программ и

т.д.). Это будет происходить до тех пор, пока не будет подготовлено единое

правовое поле.

Типы организационных структур

экстенсивный (командно-административный) - централизм, бюрократизм,

негибкость, слабая стратегия, командное управление.

интенсивный (товарный, рыночный) - социально-ориентированные рыночные

отношения.

При недостаточной согласованности управления по вертикали власти

(Федерация - регион- муниципалитет) возникают большие проблемы, связанные с

формированием социально-ориентированных рыночных отношений в центре и на

местах.

7. Культура организации и ее формирование.

Организационная культура - специфическая характерная для данной

организации система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в

рамках конкретной деятельности, способа постановки и организации дела.

Корпоративная культура (КК) - то, что определяет, что хорошо и что

плохо для фирмы. Свод писанных и неписаных правил, некий образ поведения.

КК определяет все - от внешнего вида до образа мыслей.

Культура организации - мощный стратегический инструмент, позволяющий

ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать

инициативу сотрудников, обеспечивать лояльность и облегчать общение.

Организационная культура формируется в процессе совместного

преодоления людьми, работающими в данной организации, трудностей внешней

адаптации и внутренней интеграции.

К трудностям внешней адаптации относится все, что связано с выживанием

организации во внешнем окружении - определение своей рыночной ниши,

установление контактов с партнерами и потребителями, выстраивание отношений

с властями, победы в соревновании с конкурентами и т.д. Преодолевая

трудности внешней адаптации, организация учится выживать. Результатом этого

научения становятся согласованные представления о миссии (основном

предназначении) организации, о целях. о средствах достижения этих целей, о

критериях оценки результатов работы и о стратегиях корректировки

направлений развития случаях неудач.

Внутренняя интеграция - это становление отдельных людей коллектива в

эффективную команду. К проблемам внутренней интеграции можно отнести:

распределение власти, преодоление конфликтов между отдельными людьми или

группами, притирку стилей работы, поведение, общения и т.д. Преодолевая

трудности, связанные с объединением отдельных людей в единую команду,

организация приобретает знания о том, как следует работать вместе.

Формируются общие для всех: язык общения, критерии определения того, кто

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.