реферат, рефераты скачать
 

Принципы управления преуспевающих компаний


управления рисками, такое управление предприятием, которое позволяет

избегать излишних, непредвиденных рисков. В условиях рыночных отношений,

при наличии конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций

предпринимательская и любая другая производственно-коммерческая

деятельность невозможна без рисков. Задача маркетинговой службы предприятия

состоит в том, чтобы в рамках основной хозяйственной деятельности

минимизировать предпринимательские риски, вести дела в таких стратегических

хозяйственных зонах, с такими товарами и такими методами, которые позволят

получать определенные гарантии от коммерческих просчетов. Здесь крайне

важно грамотное, профессиональное управление предприятием и разумное

страхование от возможных рисков в системах государственного и коммерческого

страхования предпринимательской деятельности.

Любой предприниматель, хозяйственный руководитель в условиях рыночной

экономики обязан нести риски, связанные с производственно-коммерческой

деятельностью, и отвечать за последствия различных нежелательных событий,

оказывающих отрицательное воздействие на конкурентные позиции предприятия

на рынке. В производственно-коммерческой деятельности вероятность

неблагоприятных для предприятия событий достаточно велика. Поэтому опытный,

предусмотрительный администратор (предприниматель) стремится в своей работе

предвидеть заранее возможные зоны риска, заблаговременно принимать

адекватные контрмеры.

Вместе с тем даже при самом умелом управлении, когда учитываются

все или почти все возможности наступления неблагоприятных событий, трудно

полностью исключить риски. К тому же опыт предпринимательства показывает,

что сделки с наиболее высокой, но оправданной степенью риска при их

благополучном исходе оказываются самыми выгодными. Излишне осторожный

предприниматель направляет свою деловую активность в стратегические зоны

хозяйствования, характеризующиеся наличием наименьших рисков, а значит, и

минимальной прибыльностью сделок. Задача управления рисками сводится в

итоге к принятию решений о том, какие риски следует покрыть страхованием в

государственных или коммерческих компаниях и страховых фондах и какие можно

минимизировать путем принятия грамотных управленческих решений.

С точки зрения деловой философии, риск — понятие достаточно

противоречивое. Каждый предприниматель рискует, но благодаря этому риску

общество в целом выигрывает. Присутствие многочисленных и многообразных

рисков в системе предпринимательства приносит выгоду обществу и

национальной экономике. Зная о степени риска, деловой человек,

предприниматель старается быть осторожным при принятии управленческих

решений. Чем больше времени и внимания уделено предварительной

аналитической работе перед проведением ответственных коммерческих операций,

осуществлением крупных промышленных проектов, тем меньше вероятность

ошибки, а соответственно и возникновения рисковых ситуаций.

Фактор риска заставляет предпринимателя экономить финансовые и

материальные ресурсы, обращать особое внимание на расчеты рентабельности

новых проектов, эффективности коммерческих сделок, целесообразность

проведения внешнеторговых операций. Очевидно, что факторы риска в

предпринимательской деятельности особенно увеличиваются в периоды

нестабильного состояния экономики, сопровождаемого инфляционными

процессами, сверхдорогими кредитами, падением курса национальной денежной

единицы. Обеспечение условий для выживания предприятия в подобных сложных

ситуациях под силу только тем предпринимателям и хозяйственникам, которые

ищут способы наиболее эффективного ведения дел даже при повышенном риске.

Предпринимательский дух, желание идти на осознанный риск ради

достижения поставленных целей — вот черты, проявляющиеся сегодня в деловых

кругах России. Однако, чтобы идти на оправданный риск, российские

предприниматели и хозяйственные руководители должны почувствовать вкус

глубокой аналитической работы, предшествующей принятию серьезных

хозяйственных решений. Риск — это неотъемлемая сторона предпринимательства,

но на него нужно идти сознательно, после тщательных расчетов и раздумий.

Наличие риска в предпринимательской деятельности шлифует искусство и

повышает культуру управленческой деятельности.

4.2. Риски, страхуемые в страховых компаниях

Наиболее распространенный метод страхования риска — заключение

страхового договора (страхового полиса) с одной из страховых компаний

(государственной или коммерческой). Страховщик за установленную в договоре

сумму (страховая премия) обязуется заплатить страхователю на условиях,

оговоренных в страховом полисе, согласованную денежную сумму, если

страхователь (предприятие) понесет убытки или будет иметь ущерб в своей

хозяйственной деятельности в результате наступления определенных

неблагоприятных обстоятельств. При этом страхуются последствия как

неправильных действий страхователя, так и действия третьих лиц, которые

могут нанести ущерб делу или имуществу страхователя. Рассмотрим наиболее

распространенные виды страхования, связанные с предпринимательской

деятельностью.

Страхование имущества предприятия.

Обычно имущество предприятия страхуется от стихийных бедствий

(пожара, наводнения, землетрясения, урагана и т.п.). Номинальная сумма

страховки составляет, как правило, 70-80% остаточной стоимости имущества.

Под имуществом в страховых случаях понимаются производственные, служебные,

жилые и иные вспомогательные помещения, запасы готовой продукции, сырья и

материалов, технологическое оборудование, транспортные средства, сооружения

и оборудование заводской инфраструктуры, территория предприятия со всеми

сооружениями.

Страхование отгруженной с предприятия продукции на период ее пере

возки.

В зависимости от базисных условий сделок, используемых транспортных

средств и рисков полной или частичной гибели проданных и отгруженных

покупателям товаров предприятие само либо по просьбе покупателя страхует

товары на период их транспортировки. Обычно сумма страховки соответствует

номинальной стоимости товаров, а при некоторых повышенных рисках может и

превосходить ее на 10-30%, например, при транспортировке товаров через

зоны, где идут боевые действия, при особо тяжелой ледовой обстановке по

маршруту следования и т.п.

Страхование транспортных средств.

Предприятие страхует все принадлежащие ему транспортные средства

(грузовые и легковые автомобили, передвижные подъемно-транспортные

средства, средства внутризаводского транспорта и др.) на случай пожара,

кражи, столкновения с другими транспортными средствами и неподвижными

предметами. При этом страховой полис покрывает не только убытки самого

предприятия в связи с полной или частичной утратой транспортного средства,

но и ущерб, нанесенный третьим лицам.

Компенсационное страхование.

Этот вид страхования предусматривает определенные суммы возмещения

рабочим и служащим предприятия в случае частичной или полной потери

трудоспособности в результате несчастного случая на производстве,

заболевания или смерти. Как правило, частные производственные или

коммерческие предприятия отчисляют из своих доходов установленную сумму

средств в страховой фонд. Тем не менее выгоднее оформлять компенсационное

страхование работников предприятия в страховых компаниях. Вообще

компенсационное страхование заставляет администрацию предприятия принимать

энергичные меры для создания своим работникам безопасных и здоровых условий

труда. Если условия труда не отвечают стандартным нормам и требованиям,

администрация предприятия вынуждена платить страховым компаниям повышенные

страховые .премии, что может привести к ухудшению финансового положения и

снижению уровня конкурентоспособности предприятия на рынке.

Медицинское страхование.

Часть средств страхового фонда направляется на основе медицинского

страхового полиса в различного рода лечебные заведения, обеспечивающие

медицинское обслуживание работников предприятия. Страхование в области

здравоохранения обычно покрывает все или большую часть расходов по

пребыванию работников предприятия в больницах, на оплату счетов лечащих

врачей и хирургических операций.

Страхование вынужденной приостановки работы предприятия.

В случае стихийных бедствий (пожар, наводнение и т.п.) или иных

обстоятельств непреодолимой силы предприятие, помимо страхования стоимости

имущества, может застраховать и упущенную выгоду, которая определяется

разницей между суммами доходов и расходов предприятия, ожидавшейся в период

вынужденной остановки предприятия.

К числу страховых случаев в западной практике относится также

страхование жизни ведущих руководителей и специалистов компании, от

деятельности которых в существенной мере зависит благополучие компании.

Страховое вознаграждение в случае смерти этих сотрудников выплачивается не

наследникам умершего, а самой компании.

Во многих западных компаниях существует должность управляющего по

рискам, деятельность которого протекает под управлением финансового

директора. Управляющий по рискам определяет состав подлежащего страхованию

имущества предприятия, уровень страхового покрытия возможных ущербов и

размеры соответствующей страховой премии. Он выбирает на конкурентной

основе страховщиков, обеспечивает получение вознаграждения в страховых

случаях. В его задачи входит оценка всех возможных рисков, грозящих

предприятию, и выбор компенсирующих противодействий либо путем привлечения

страховых компаний, либо путем самострахования, в том числе за счет

улучшения управленческой деятельности.

4.3. Снижение рисков без привлечения страховых компаний

Далеко не все предпринимательские риски могут быть застрахованы в

страховых компаниях. В некоторых случаях страховые компании были бы

заинтересованы в получении договора на страхование, но с точки зрения

нормальной деловой логики и финансового анализа ситуации руководителя

предприятия часто принимают решения о самостраховании некоторых рисков.

Чаще всего такое решение принимается, когда вероятность убытков или ущерба

крайне мала, или стоимость рискового имущества относительно не велика по

сравнению с общими финансовыми показателями всего дела. Формируемые на

предприятиях резервные и рисковые фонды обеспечивают покрытие части

убытков, возникающих в результате предпринимательской деятельности.

Рассмотрим наиболее типичные риски) сопровождающие нормальную

коммерческую деятельность, и способы уменьшения отрицательных последствий

от возникновения таких нестрахуемых рисковых ситуаций (табл. 1).

Таблица 1

|Виды риска |Способы уменьшения отрицательных последствий |

|1 |2 |

|1. Коммерческие риски | |

|1.1. Низкие объемы |Более тщательная аналитическая работа по выбору |

|реализации товаров |целевых рынков методом ранжирования. Более |

| |ответственная работ по сегментации потребителей.|

| | |

| |Продолжение таблицы 1 |

|1 |2 |

| | |

|1.2.Неэффективная |Тщательный подбор коммерческих посредников. |

|работа сбытовой сети |Использование франчайзинга для повышения |

| |эффективности работы оптовых и розничных |

| |посредников. |

|1.3. Неудачный вывод на| |

|рынок нового товара |Предварительное проведение рыночного |

| |тестирования, пробных продаж. Внесение в товар |

| |изменений, улучшающих его потребительские |

|1.4. |качества. |

|Неудовлетворительное | |

|исполнение контрагентом|Более тщательный выбор партнеров путем их |

|условий договора |глубокого изучение получения банковских и |

| |аудиторских справок о деловой порядочности |

| |контрагентов, другой информации, характеризующей|

|1.5. Противодействия |фирмы-контрагенты. |

|конкурентов | |

| |Предвидение возможной реакции конкурентов на |

| |деловую активность предприятия. Планирование |

|1.6. Циклические |контрмер в программе маркетинга предприятия. |

|изменения в экономике, | |

|падение спроса на |Прогнозирование циклических колебаний |

|товары |конъюнктуры, их учет в инвестиционных и |

| |производственных планах, принятие других |

| |антикризисных мер на уровне предприятия: |

| |повышение уровня ликвидности за счет ускоренной |

| |реализации произведенной продукции, сокращение |

| |товарных запасов, закупок сырья, материалов и |

| |комплектующих изделий, инвестирование в НИОКР и |

|1.7. Изменение биржевых|т.п. |

|котировок и цен на | |

|сырьевые товары |Тщательное прогнозирование цен в кратко- и |

| |среднесрочном плане. Использование фьючерсных |

| |сделок и снижение степени риска путем |

| |хеджирования, т е. одновременной покупки и |

| |продажи обязательств по фьючерсным контрактам. |

| |Заключение долгосрочных контрактов «с условным |

| |требованием». |

| | |

|2. Финансовые риски |Включение 100% авансового платежа в условия |

|2.1. Риск неплатежа за |договора. Применение аккредитивной формы |

|поставленный товар |расчетов (документарный подтвержденный, |

| |безотзывный, делимый аккредитив). Возмездная |

| |передача права требования платежей по договору |

| |факторинговой фирме (фирме-фактору). |

| | |

|2.2. Риск |Тщательная аналитическая работа при определении |

|неоптимального |приоритетных направлений деятельности |

|распределения |предприятия. Более глубокая предварительная |

|финансовых ресурсов при|оценка рентабельности |

| |Продолжение таблицы 1 |

|1 |2 |

|планировании | реализации произведенных товаров. Внесение |

|производства товаров |необходимых изменений в планы производства и |

| |инвестиционные планы. |

| | |

|2.3. Риск больших |Глубокая аналитическая работа в предконтрактный |

|инвестиций в |период. Распределение рисков за счет привлечения|

|крупномасштабный проект|к осуществлению проекта других фирм через |

| |консорциальное соглашение. Привлечение для |

|(например, объект |осуществления проекта средств венчурных |

|капитального |(рисковых) фондов. |

|строительства) | |

|3. Внутрифирменные | |

|риски | |

|3.1. Недовольство |Тщательная проработка с профсоюзными активистами|

|работников предприятия |условий коллективного договора. Разработка |

|и риск забастовки |сильных социально-экономических программ на |

| |предприятии. Понимание и использование в |

| |процессе управления предприятием мотивации |

| |работников. Создание благоприятного |

| |психологического климата в коллективе |

| |предприятия. |

|3.2. Риск утечки | |

|коммерческой |Тщательная проверка сотрудников, особенно |

|и научно-технической |инженерно-технического персонала, занимающегося |

|информации |НИОКР, на «склонность к компромиссам». |

| |Разработка новых (особенно «пионерных») товаров |

| |таким образом, чтобы по готовому изделию |

| |конкурент не смог открыть производственные |

| |секреты и «ноу-хау». Тщательный контроль за |

| |оборотом внутрифирменной документации. |

| |Ограничение доступа посторонних лиц в |

| |лаборатории, на экспериментальные участки и т.п.|

| |Дезинформационная (в пределах закона) обработка |

|3.3. Ошибки управляющих|конкурентов. |

| | |

| |Тщательный подбор управляющих среднего и высшего|

| |звена и эффективная мотивация и стимулирование |

| |их деятельности. Профессиональная подготовка и |

| |переподготовка управленческих кадров. |

| |Дублирование процесса управления наиболее |

| |дорогостоящими направлениями |

| |производственно-коммерческой деятельности |

| |Моделирование процесса управления по наиболее |

| |ответственным рисковым проектам. |

| |Создание временных целевых групп для управления |

| |дорогостоящими проектами. Организация контроля |

Можно привести множество других вариантов уменьшения

предпринимательского риска без обращения к страховым компаниям и фондам.

Основная задача руководства предприятия по управлению рисками в любом

случае должна сводиться к совершенствованию аналитических процессов на пред

приятии, построению и использованию при подготовке и проведении крупных

операций моделей, позволяющих принимать решения на просчитанной и

смоделированной многовариантной базе. Оценка и снижение рисков в

значительной мере зависят от характера деятельности предприятия,

особенностей товаров, состояния выбранных целевых рынков, сегментов

потребителей, принятой схемы товародвижения, товарной и транспортной

логистики, методов позиционирования товаров в рыночном пространстве. Многие

специалисты в области маркетинга и управления рекомендуют каждому

предпринимателю и директору предприятия составлять таблицы специфических и

характерных для данного предприятия или данного вида сделки рисков и

соответствующей реакции на возникновение рисковой ситуации. Предупреждение

возникновения рисковых ситуаций путем управляющих воздействий на

контролируемые факторы внешней и внутренней среды предприятия с целью их

модификации в интересах предприятия — наиболее действенный метод работы в

хозяйственных зонах с наименьшим риском.

5. КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ

5.1. Фирменная культура

Следует особо отметить важность изучения человеческого фактора в

обеспечении эффективности организации управления. От ценностных ориентаций

сотрудников, уровня знаний, квалификации и информированности, а также от

нравственных принципов их поведения зависит успех предприятия. Не случайно

многие предприятия уделяют большое внимание формированию фирменной

(корпоративной) культуры, поддержанию традиций и общефирменных ценностей.

Понятие фирменная культура включает в себя совокупность ценностей, норм и

правил, принятых на предприятии и отражающих его образ на рынке. Фирменная

культура находит проявление в отношениях с потребителями, рыночными

контрагентами, между сотрудниками. Ее формирование обеспечивается

внутренними и внешними коммуникациями. Фирменная культура призвана

направлять сознание и действия работников к тому, что интересы предприятия

позволят реализовать их собственные целевые установки, удовлетворить

социальные и материальные потребности. Оценка уровня фирменной культуры

позволяет определить место предприятия в конкурентной среде, выявить его

сильные и слабые стороны. Предприятие, у которого такой уровень высок,

отличается открытостью, сглаженностью системы коммуникаций, обязательностью

на всех уровнях иерархии. Между сотрудниками устанавливаются отношения не

соперничества, а сотрудничества, они ощущают себя частью единого, четко

действующего организма. Система поощрения и наказания здесь обеспечивает

социальную справедливость, заботу о людях, учитывает их деловые качества.

5.2. Фирменный стиль

Фирменный стиль — совокупность приемов (графических, цветовых,

пластических, языковых и др.), которые, обеспечивая определенное единство

всей продукции производителя-продавца, воспринимаемое во внешней среде (не

только потенциальными покупателями), одновременно противопоставляют

производителя и его продукцию конкурентам и их товарам.

Составными элементами системы фирменного стиля являются:

• товарный знак;

• логотип — специально разработанное, оригинальное начертание полного

или сокращенного наименования фирмы (или группы ее товаров);

• фирменный блок — объединенные в композицию знак и логотип, а также

разного рода поясняющие надписи (страна, почтовый адрес, телефон и телекс)

и нередко «фирменный лозунг», как бы выражающий коммерческое и техническое

кредо предприятия (например, «Мы вводим науку в практику» — у американской

фирмы «Рокуэлл»);

• фирменный цвет (сочетание цветов);

• фирменный комплект шрифтов;

• фирменные константы (формат, система верстки текста и иллюстраций и

др.).

В известной степени фирменный стиль — это отражение своеобразия работы

фирмы, ее товарной, технической, торговой политики, порой даже внутренней

организации. Изделия фирменного стиля помогают фирме завоевать

популярность, а, значит, и стимулировать ее сбыт. Но все это имеет место

лишь тогда, когда товары (услуги) фирмы являются действительно

первоклассными. Плохой товар, обманувший ожидания, быстро соотносится с

фирменным стилем, торговым знаком, и теперь уже они меняют положительные

знаки на противоположные, сигнализируя — «Осторожно, возможен брак!». Такая

метаморфоза способна подорвать коммерцию. Поэтому рекомендуется сначала

завоевать доверие покупателей отличной технической и коммерческой работой,

а потом уже думать о введении товарных знаков и фирменного стиля в целом.

5.3. Деловой этикет

Деловой этикет — важнейшая сторона морали профессионального поведения

предпринимателя. Знание делового этикета — основа предпринимательского

успеха.

Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают

на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая

сторона — это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы,

уважения, защиты и т.д. Вторая сторона — эстетическая — свидетельствует о

красоте, изяществе форм поведения.

Общественный прогресс способствовал взаимопроникновению правил

поведения, обогащению культур. Мир становится теснее. Процесс взаимного

обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый,

признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях.

Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на

деловых и дипломатических приемах, в театре, в общественном транспорте и

т.д.

Но кроме правил этикета для всех существует также профессиональный

этикет. В жизни всегда были и останутся отношения, которые обеспечивают

наивысшую эффективность в выполнении профессиональных функций. Участники

какого либо взаимодействия всегда стараются сохранить наиболее оптимальные

формы этого взаимодействия и правила поведения. От новичка они станут

требовать неукоснительного соблюдения отработанных и проверенных правил

делового общения, так как они облегчают выполнение профессиональных

функций, способствуют достижению поставленных целей. В том или ином

коллективе, группе работников, сотрудников, деловых людей складываются

определенные традиции, которые с течением времени приобретают силу

моральных принципов и составляют этикет данной группы, общности.

В практике деловых отношений всегда есть какие-то стандартные

ситуации, которых невозможно избежать. Для этих ситуаций и вырабатывают

формы и правила поведения. Этот набор правил составляет этикет делового

общения. Вот одно из определений этикета деловых отношений — это свод

правил поведения в бизнесе, который представляет внешнюю сторону делового

общения.

Деловой этикет предписывает неукоснительное соблюдение при переговорах

правил поведения страны — партнера по бизнесу. Правила общения людей

связаны с образом и стилем жизни, национальными обычаями и традициями. Все

это результат многовекового жизненного опыта, быта предшествующих поколений

того или иного народа. Какие бы ни были традиции, правила поведения, — их

приходится выполнять, если, конечно, вы хотите добиться успеха. Нередко

надо соблюдать все правила даже в том случае, если они вам не по душе.

Интересы дела выше ваших вкусов и пристрастий.

Важно также соблюдать определенные правила в отношении одежды и

внешнего вида. Необходимо помнить, что в деловых отношениях мелочей нет.

Для бизнеса этикет значит очень много.

Соблюдение важнейших правил поведения с незнакомыми людьми — признак

вашей респектабельности, воспитанности, уверенности в себе.

Этикет и такт делового человека проявляются на каждом шагу: во время

мимолетного разговора с подчиненным, коллегой, на производственном

совещании и т. п. Успех фирмы, предприятия, организации тесно связан с

этикетом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проделанной работы можно сделать выводы:

• Возросшие требования к управлению обусловлены увеличением размеров

предприятия, сложностью технологии, необходимостью владения управленческими

навыками. В современных условиях все решения по финансовым, организационным

и экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами

в области организации управления, которые осуществляют также наблюдение и

контроль за выполнением принятых решений.

• Принципы управления фирмами определяются многими факторами, в

частности, масштабами, профилем и технологией производства; характером и

разнообразием выпускаемой продукции; степенью использования электронно-

вычислительных методов обработки информации; объемом заграничной

деятельности и ее формами.

• Практически каждая фирма имеет свою организацию управления, которая

постоянно совершенствуется путем применения таких форм и методов, которые

бы обеспечивали наиболее высокие прибыли, высокую конкурентоспособность

выпускаемой продукции и способствовали проникновению в новые сферы

деятельности и завоеванию прочных позиций на рынках.

• Под хозяйственной деятельностью в определении менеджмента понимается

деятельность фирмы:

- в любой отрасли экономики: промышленности, торговле, строительстве,

транспорте, банковском деле, страховом деле и др.;

- в любой сфере деятельности фирмы: НИОКР, производство, сбыт,

финансы, если она направлена на получение прибыли как конечного результата

или предпринимательского дохода в зависимости от конкретных целей

деятельности фирмы.

Таким образом, "менеджмент" относится только к тем категориям фирм или

предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получения

прибыли (предпринимательского дохода) независимо от характера такой

деятельности. Менеджмент охватывает не только деятельность промышленных

фирм, но также и банков, страховых обществ, туристических агентств,

гостиниц, транспортных компаний и других хозяйственных единиц, выступающих

на рынке как самостоятельные экономические субъекты.

• Содержанием хозяйственной деятельности фирмы является обеспечение

процесса производства всеми необходимыми ресурсами и организация

технологического цикла в целом: внедрение результатов НИОКР в производство;

разработка и совершенствование технологии производства; обеспечение

требуемого уровня качества продукции; осуществление коммерческих операций;

проведение операций товародвижения; осуществление всех видов расчетов;

обеспечение технического обслуживания продукции; материально-техническое

снабжение процесса производства; обеспечение финансовыми ресурсами;

обеспечение персоналом.

Хозяйственная деятельность фирмы требует такого стиля работы, в основе

которого лежит постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и

использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных

источников, добиваясь повышения эффективности производства.

• Определение целей деятельности фирмы на ближайшую и дальнюю

перспективы - это главное в менеджменте. Управление путем постановки целей

осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы и ее

обеспеченности соответствующими ресурсами. Различают цели общие и

специфические. Общие цели отражают концепцию развития фирмы в целом,

специфические разрабатываются в рамках общих целей по основным видам

деятельности фирмы.

Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов

предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме

эффективности, что осуществляется в процессе управления, когда группа

сотрудничающих людей (работников фирмы) направляет свои действия на

достижение общих целей на основе соответствующей мотивации их труда.

• Менеджмент имеет свой собственный экономический механизм, который

направлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации

социально-экономических, технологических, социально-психологических задач,

возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм

менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности

фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной

деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.

• Планирование направлено на оптимальное использование возможностей

фирмы, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и

предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению

эффективности деятельности фирмы.

• Деловой этикет — результат длительного отбора правил и форм наиболее

целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых

отношениях. Правила делового этикета помогают сближению экономических и

финансовых интересов торговых людей, бизнесменов. Прибыль была и остается

выше всех различий национального характера, вероисповедания, социального

положения, психологических особенностей. Эти различия подчинялись этикету

интересующей биснесмена страны. Подчинение правилам игры определяющей

стороны создавало основу для успеха сделки.

Назрела необходимость понимания процесса управления предприятия как

основного фактора влияющего на эффективность экономической деятельности.

Для решения этого вопроса необходимы следующие действия:

внедрение в организациях комплексной системы управления;

установление профессиональных критериев управленческих служб,

ориентированных на обеспечение деятельности управленческих структур на

современном уровне;

использование в деятельности руководителей теоретически обоснованных и

доказавших свою эффективность на практике технологий.

Сегодня существует огромный арсенал методов управленческой

деятельности. Все эти способы и, различные их приложения, могут и должны

применятся для управления организацией.

Переход к современным принципам управления возможен только с

использованием ранее накопленного опыта и одним из методов решения этой

задачи может стать формирования высокого профессионального потенциала

менеджеров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации.—М.: Прогресс, 1986.

2. Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга. - М.: ФОЛИУМ,1995.

3. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989.

4. Ващенко А.А. Потенциал управления потребительской кооперацией

Волгоградской области. Проблемы, пути решения. - Волгоград: ВФ МУПК,

2000.

5. Венедиктова В.О. О деловой этике и этикете. - М., 1994.

6. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М., 1997.

7. Виханский О. Стратегический менеджмент. - М., 1995.

8. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М., 2002.

9. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990.

10. Маркетинг / Под ред. А.Н.Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.

11. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М,

2001.

12. Мартынов С. Профессионалы в управлении. - Л., 1991.

13. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело,

1992.

14. Омаров А. Управление: искусство общения. - М.,1983.

15. Панасюк А. Управленческое общение. -М.,1990.

16. Рютгингер Р. Культура предпринимательства. - М.: ЭКОМ, 1992.

17. Семенов А.К. Современный менеджмент. - Волгоград, 1996.

18. Соловьев Э. Этикет делового человека. - Минск, 1994.

19. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. - М.: Автор, 1993.

20. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М.: ЗАО

«Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.

21. Экономика предприятия / Под ред. В.Я.Горфинкеля - М.: ЮНИТИ, 1996.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.